Никколо Пизано (Pisano, Niccolò, около 1220 — между 1278 и 1284) — основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано, итальянский скульптор и архитектор, основоположник скульптуры Проторенессанса, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.
Дата рождения Пизано не известна. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии, возможно учился в местных апулийских мастерских, работавших для двора императора Фридриха II — центра распространения классических традиций.По сообщению Вазари, Пизано изучал римскую скульптуру времён Августа, её сильное влияние чувствуется в кафедре пизанского баптистерия.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Никколо Пизано.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018Никколо Пизано.
Никколо Пизано (Pisano, Niccolò, около 1220 — между 1278 и 1284) —
основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано,
итальянский скульптор и архитектор, основоположник
скульптуры Проторенессанса, работая в Пизе, так сроднился с городом, что
получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.
Дата рождения Пизано не известна. Родился в Апулии, в архивах сиенского
собора он назван сыном Пьетро из Апулии, возможно учился в местных
апулийских мастерских, работавших для двора императора Фридриха II —
центра распространения классических традиций. Около 1245 года он переехал в
Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато. Предполагается, что
изображение львов на портале замка, выполнено Никколо Пизано. «Голова
девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается
работой Никколо Пизано тосканского периода. Позднее Пизано переехал в
Лукку. На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы
«Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан). В Пизе скульптор
обосновался между 1245 и 1250 годами. Здесь родился его сын Джованни. В
документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано.
Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия ( Баптистерий
святого Иоанна в Пизе) . Работу выполнял с несколькими помощниками, среди
которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Эта первая подписанная
скульптором работа считается одним из шедевров, в ней Пизано удалось сочетать
традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. По
сообщению Вазари, Пизано изучал римскую скульптуру времён Августа, её
сильное влияние чувствуется в кафедре пизанского баптистерия. Шестиугольное
сооружение из белого, розовокрасного и темнозеленого мрамора опирается на
арки, вырезанные в виде готического трилистника, поддерживаемые высокими
колоннами. В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей
(из них самая известная — аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса),
Иоанна Крестителя и архангела Михаила. Из шести внешних колонн три
опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в
символике романского искусства означает триумф христианства. Основание
центральной колонны декорировано гротескными изображениями человеческих
фигур — еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва,
держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову. Вероятно
скульптор был вдохновлён триумфальными арками, которые видел в Риме во
время поездок в Остию. Так же, как и на пизанской кафедре, скульптуры
Триумфальной арки Константина венчают капители колонн, а балюстрада
декорирована рельефами. На рельефах изображены сцены из жизни Христа:
Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие,Страшный Суд. Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда,
отражают его знакомство с изображениями на древнеримских саркофагах из
Кампосанто.Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. В
то же время скульптор переосмыслил классические образы в христианском
ключе, наполнив новым содержанием. В основе композиции Распятие лежат
византийские образцы, известные по изделиям из слоновой кости, Страшный Суд
трактован в духе французской готики. Первоначально рельефы из каррарского
мрамора для придания б льшей выразительности были окрашены.
оо
Кафедра баптистерия в Пизе. Никколо Пизано.1260г.Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Никколо Пизано.
1260г.
Поклонение волхвов. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Никколо
Пизано. Мрамор. 1260г.Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в
Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту
баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине
полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.
Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277—
1284 годах. В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого
Доминика в болонской базилике СанДоменико. Пизано, безусловно, разработал
проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был,
вероятно, минимален.
С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера
восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего
сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой
кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более
взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства
французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. В те же годы
вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для
одноименной церкви в Болонье (12641267).
Кафедра собора в Сиене. Пизано Никколо. Пизано Джованни. 1265—68 гг.Иисус. Рельеф кафедры собора в Сиене. Пизано Никколо. Пизано
Джованни.1265—68
Мадонна с Младенцем. Рельеф кафедры собора в Сиене. Пизано Никколо.
Пизано Джованни.1265—68
Последней работой мастера стал фонтан для украшения соборной площади вПерудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Никколо, Джованни.
По свидетельству Вазари, Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во
Флоренции (12581280) — памятник, представляющий собой образец
цистерцианской готики на итальянской почве.
Фонте Маджоре в Перудже. Пизано Никколо. Пизано Джованни. 1278 г.
1. Проторенессанс (от от греч. protos — «первый» и франц. Renaissance —
«Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий
Ренессансу, приходящийся на дученто (1200е) и треченто (1300е). Считается
переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые
введен швейцарским историком Я. Буркхардтом. В итальянской культуре XIII—
XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали
появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения.
Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного
переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии
проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Для
искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному,
наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства
Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного
искусству эпохи Возрождения).
2. Фридрих II Штауфен (Friedrich von Staufen; 26 декабря 1194, Йези,
провинция Анкона, Папская область, ныне Италия — 26 декабря 1250, замок
Фьорентино близ Лучеры, провинция Апулия, Сицилийское королевство, ныне
Италия) — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212, император
Священной Римской империи с 22 ноября 1220, король Сицилии (под именем
Федериго I). Из династии Гогенштауфенов, сын Генриха VI и КонстанцииСицилийской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Рожера II. Руководитель 6
го крестового похода 1228—1229.
Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об
искусстве охоты с птицами»), конец XIII века, Ватиканская апостольская
библиотека