Курс лекций. История скульптуры. Никколо Пизано. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Никколо Пизано (Pisano, Niccolò, около 1220 — между 1278 и 1284) — основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано, итальянский скульптор и архитектор, основоположник скульптуры Проторенессанса, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Дата рождения Пизано не известна. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии, возможно учился в местных апулийских мастерских, работавших для двора императора Фридриха II — центра распространения классических традиций.По сообщению Вазари, Пизано изучал римскую скульптуру времён Августа, её сильное влияние чувствуется в кафедре пизанского баптистерия.
Иконка файла материала Никколо Пизано.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История скульптуры.  Никколо Пизано. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2018Никколо Пизано.   Никколо Пизано (Pisano, Niccolò, около 1220 — между 1278 и 1284) —  основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано, итальянский скульптор и архитектор, основоположник  скульптуры Проторенессанса, работая в Пизе, так сроднился с городом, что  получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Дата рождения Пизано не известна. Родился в Апулии, в архивах сиенского  собора он назван сыном Пьетро из Апулии, возможно учился в местных  апулийских мастерских, работавших для двора императора Фридриха II  —  центра распространения классических традиций. Около 1245 года он переехал в  Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато. Предполагается, что  изображение львов на портале замка, выполнено Никколо Пизано. «Голова  девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается  работой Никколо Пизано тосканского периода. Позднее Пизано переехал в  Лукку. На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы  «Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан). В Пизе скульптор  обосновался между 1245 и 1250 годами. Здесь родился его сын Джованни. В  документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано. Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия ( Баптистерий  святого Иоанна в Пизе) . Работу выполнял с несколькими помощниками, среди  которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из шедевров, в ней Пизано удалось сочетать традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. По  сообщению Вазари, Пизано изучал римскую скульптуру времён Августа, её  сильное влияние чувствуется в кафедре пизанского баптистерия. Шестиугольное  сооружение из белого, розово­красного и темно­зеленого мрамора опирается на  арки, вырезанные в виде готического трилистника, поддерживаемые высокими  колоннами. В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей  (из них самая известная — аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса),  Иоанна Крестителя и архангела Михаила. Из шести внешних колонн три  опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в  символике романского искусства означает триумф христианства. Основание  центральной колонны декорировано гротескными изображениями человеческих  фигур — еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва,  держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову. Вероятно  скульптор был вдохновлён триумфальными арками, которые видел в Риме во  время поездок в Остию. Так же, как и на пизанской кафедре, скульптуры  Триумфальной арки Константина венчают капители колонн, а балюстрада  декорирована рельефами. На рельефах изображены сцены из жизни Христа:  Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие,Страшный Суд. Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда,  отражают его знакомство с изображениями на древнеримских саркофагах из  Кампосанто.Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. В  то же время скульптор переосмыслил классические образы в христианском  ключе, наполнив новым содержанием. В основе композиции Распятие лежат  византийские образцы, известные по изделиям из слоновой кости, Страшный Суд  трактован в духе французской готики. Первоначально рельефы из каррарского  мрамора для придания б льшей выразительности были окрашены. оо Кафедра баптистерия в Пизе. Никколо Пизано.1260г.Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Никколо Пизано.  1260г.  Поклонение волхвов. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Никколо  Пизано. Мрамор. 1260г.Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в  Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту  баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине  полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.  Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277— 1284 годах. В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого  Доминика в болонской базилике Сан­Доменико. Пизано, безусловно, разработал  проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был,  вероятно, минимален.  С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера  восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего  сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой  кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более  взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства  французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. В те же годы  вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для  одноименной церкви в Болонье (1264­1267). Кафедра собора в Сиене. Пизано Никколо. Пизано Джованни. 1265—68 гг.Иисус. Рельеф кафедры собора в Сиене. Пизано Никколо. Пизано  Джованни.1265—68 Мадонна с Младенцем. Рельеф кафедры собора в Сиене. Пизано Никколо.  Пизано Джованни.1265—68 Последней работой мастера стал фонтан для украшения соборной площади вПерудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Никколо, Джованни.  По свидетельству Вазари, Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во  Флоренции (1258­1280) — памятник, представляющий собой образец  цистерцианской готики на итальянской почве. Фонте Маджоре в Перудже. Пизано Никколо. Пизано Джованни. 1278 г. 1.  Проторенессанс (от от греч. protos — «первый» и франц. Renaissance —  «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий  Ренессансу, приходящийся на дученто (1200­е) и треченто (1300­е). Считается  переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые  введен швейцарским историком Я. Буркхардтом. В итальянской культуре XIII— XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали  появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения.  Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного  переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии  проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Для  искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному,  наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства  Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного  искусству эпохи Возрождения). 2.  Фридрих II Штауфен (Friedrich von Staufen; 26 декабря 1194, Йези,  провинция Анкона, Папская область, ныне Италия — 26 декабря 1250, замок  Фьорентино близ Лучеры, провинция Апулия, Сицилийское королевство, ныне  Италия) — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212, император  Священной Римской империи с 22 ноября 1220, король Сицилии (под именем  Федериго I). Из династии Гогенштауфенов, сын Генриха VI и КонстанцииСицилийской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Рожера II. Руководитель 6­ го крестового похода 1228—1229. Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об  искусстве охоты с птицами»), конец XIII века, Ватиканская апостольская  библиотека

Посмотрите также