Курс лекций по разделу "Орфография"
Оценка 4.6

Курс лекций по разделу "Орфография"

Оценка 4.6
Лекции
docx
русский язык
10 кл—11 кл
19.10.2017
Курс лекций по разделу "Орфография"
Орфография (греч. orthos – «прямой, правильный» и grapho – «пишу») представляет собой систему правил правописания. Термин правописание, ис- пользуемый часто как синоним к термину «орфография», понимается шире и включает еще и правила употребления знаков препинания. Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти разделов: 1) правила передачи буквами фонемного состава слова, от- дельных его форм, 2) правила слитных, полуслитных и раздельных написа- ний, 3) правила употребления прописных букв, 4) переноса слов, 5) правила сокращения слов. Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей при передаче слов на письме.
Курс лекций по разделу.docx
Курс лекций по разделу «Орфография» Орфография (греч. orthos – «прямой, правильный» и grapho – «пишу») представляет собой систему правил правописания. Термин правописание, ис­ пользуемый часто как синоним к термину «орфография», понимается шире и включает еще и правила употребления знаков препинания. Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти разделов: 1) правила передачи буквами фонемного состава слова, от­ дельных его форм, 2) правила слитных, полуслитных и раздельных написа­ ний, 3) правила употребления прописных букв, 4) переноса слов, 5) правила сокращения слов. Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей при передаче слов на письме. 2. Орфограмма и орфографическое правило. Типы орфограмм Орфография как самостоятельный раздел имеет свои единицы – орфо­ грамму и орфографическое правило. Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда воз­ можных и отвечает орфографическому правилу. Орфограмма возникает там, где возможны несколько вариантов написания и, следовательно, ошибки. Чтобы не ошибиться в написании, необходимо применять орфографическое правило, которое представляет собой инструкцию, содержащую условие для выбора правильного написания. Например, чтобы правильно написать без­ ударную гласную в корне слова, надо воспользоваться правилом, которое ре­ комендует изменить слово или подобрать однокоренное с гласной под ударе­ нием: просв…щение – свéт. Типы орфограмм различаются в каждом разделе орфографии. 1. Орфограммой первого раздела является буква: например, согласные глухие и звонкие на конце и в корне слова, н и нн в суффиксах прилагатель­ ных, суффиксы –ик / –ек в существительных и другие. 2. Орфограммой при выборе слитного, дефисного и раздельного напи­ сания является контакт (слитное), дефис (полуслитное) и пробел (раздель­ ное). 3. В разделе, рассматривающем употребление прописной или строчной буквы, орфограммой является прописная и строчная буква: Шарик (кличка собаки) и воздушный шарик. 4. Орфограмма четвертого раздела – черточка при переносе слов с од­ ной строки на другую. 5. Графические сокращения в русском языке разнообразны и вариатив­ ны. 3. Принципы основного раздела орфографии Русская орфография – это стройная система, в которой, по общеприня­ тым в отечественном языкознании взглядам, господствует один принцип – единообразное написание морфемы независимо от того, как она в силу тех или иных фонетических условий произносится. Такой принцип называется морфологическим. Область применения этого принципа по­разному оценивается предста­ вителями Петербургской (Ленинградской) и Московской фонологических школ (П(Л)ФШ и МФШ). В учебной и научно­методической литературе морфологический принцип написания отождествляют с морфофонематиче­ ским и фонематическим, или фонемным, принципами. Эти наименования глубже раскрывают сущность морфологического принципа, подчеркивая, что написание морфемы предопределяется ее фонемным составом: А именно, единообразный графический облик морфемы на письме достигается путем последовательной передачи составляющих ее фонем (как гласных, так и со­ гласных), основной вид которых выражен в сильных позициях. Например, в словах косы, коса, косить, косари, косьба в произношении корневая морфема кос– имеет различный вид: [кос], [к/\с], [к/\с’], [къс], [к/\з’, а на письме изображается одинаково. В этом и заключается сущность морфо­ логического принципа. Написание согласных фонем <к> и <с> определяется их произношением в сильной позиции (перед гласным): для согласного <к> сильной позицией является положение его во всех приведенных словах, а для <с> – в словах косы, коса, коси, косари. В слове косьба <с> находится в сла­ бой позиции и переходит в [з’]; для гласного [о] – в слове косы (т. е. под уда­ рением). Следовательно, написание морфемы кос– основано на фонемном ряде, а точнее – на сильных фонемах, возглавляющих фонемные ряды. Фо­ немы, входящие в один и тот же фонемный ряд [с – с – с' – з', а также о – /\ – ъ], обозначаются на письме одной буквой (соответственно с и о). Так созда­ ется единый графический облик морфем как носителей определенных значе­ ний. Морфологический принцип находит применение в написании всех морфем: 1) префиксов: в слове отбил [/\дб’ил] пишется приставка от­, потому  что она проверяется другим словом, где [о] и [т] находятся в сильной по­ зиции (отнял [отн’ьл]); 2) суффиксов: в слове теплота [т’ьпл/\та] – суффикс ­от(а), проверочное слово дремота [др’и э мотъ]; 3) окончаний: в слове банка [банкъ] окончание ­а, проверочное слово весна [в’и Э сна]. Морфологический принцип русской орфографии является ее неоцени­ мым достоинством. Он создает большие удобства для пользования письмен­ ной речью. Благодаря ему у пишущего или говорящего на русском языке лексическая единица существует не изолированно; а в комплексе связей с однокоренными или одноструктурными словами, в совокупности форм сло­ воизменения и словообразования. Постоянные образцы морфологических частей слова вследствие частого повторения легко запоминаются, понимают­ ся, что положительно сказывается на овладении правилами русской орфо­ графии. Морфологический принцип создает благоприятные условия для раз­ граничения в языке слов, одинаковых по произношению (омофонов и омо­ форм), обеспечивая им различное графическое изображение (пруд и прут, молод и молот, роз и рос и т.д.). Отступлений от этого принципа в русском языке немного. Это так на­ зываемые фонетические, традиционные и дифференцирующие написа­ ния. Фонетические написания Основой для фонетических написаний является произношение: пишем то, что слышим. Согласно такому фонетическому принципу буквы обозна­ чают не фонему, а реальный звук. Количество орфограмм, отвечающих этому принципу, очень мало. В русском языке фонетическими являются написания приставок, окан­ чивающихся на –з(­с): без­, воз­(вз­), из­, низ­,раз­, чрез­( через­). Перед звон­ кими согласными, гласными и сонорными приставки пишутся с конечной буквой з, в остальных случаях ­с: бездушный, возбудить, безоблачный, взы­ грать, разделить, но бесконечный, восклицать, испугать. К фонетическим относятся написания слов с ы после ц: цыган, цыпле­ нок, на цыпочках, цыц. Согласуется с произношением написание следующих букв: а) буквы о под ударением в суффиксах имен существительных – пас­ тушок, волчонок, речонка; в суффиксе имен прилагательных ­ов: грошовый, парчовый; в суффиксе наречий ­о после шипящих и ц: свежо, горячо; б) буквы ы в суффиксе ­ын и в окончаниях имен прилагательных: се­ стрицын, Лисицын, широколицый; в) буквы о под ударением в окончаниях имен существительных и при­ лагательных после шипящих и ц: ножом, ключом. Традиционные написания К традиционным относятся написания, которые давно сложились в языке и дошли до наших дней по традиции. С точки зрения живых языковых связей они необъяснимы, так как представляют собой застывшие древнейшие фонетические явления языка и требуют исторических или этимологических справок. Поэтому такие написания могут называться историческими, или этимологическими. По традиции пишутся: 1. буква ь в глагольных формах второго лица: читаешь, пишешь, идешь, рисуешь. 2. буква и после шипящих ж, ш и ц: живой, жиденький, жираф, шиф­ ровать, панцирь. 3. Буква г в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных мужского и среднего рода, местоимений и порядковых чис­ лительных (доброго, моего, первого). 4. По традиции пишутся словарные слова: корова, собака, вокзал, то­ пор, колдун, чувство, морковь, праздник. 5. В русской орфографии имеются традиционные написания чередую­ щихся корней: загорать – загар), зарево – зорька, касаться – коснуться и др. Дифференцирующие написания Дифференцирующие (символические, иероглифические) написания употребляются в русском языке для того, чтобы разграничивать одинаково звучащие слова. Например, имена существительные компания и кампания звучат одинаково, но имеют различное значение (в первом случае – это не­ большая группа людей, во втором – мероприятие), которое закрепляются на письме различным графическим изображением. К дифференцирующим написаниям относятся и такие пары слов, как бал «большой танцевальный вечер» и балл «оценка», копчик «нижняя часть позвоночника» и кобчик «небольшая птица из семейства соколиных». 4. Слитные, раздельные и дефисные написания В системе русской орфографии имеются слитные, раздельные и полу­ слитные (дефисные) написания. Они являются отражением на письме тех из­ менений, которые происходят в лексической системе языка (поэтому данный вопрос в большей степени относится к лексике, нежели к орфографии). Сложные, многообразные процессы изменения лексических единиц, утрата ими самостоятельного лексического значения и превращение в новую лекси­ ческую единицу не всегда находят последовательное отражение в орфогра­ фии, то есть полного соответствия между фактами живого языка и письма не наблюдается. Слитные написания используются для закрепления таких сложных лек­ сических образований, которые представляют одно единое смысловое целое, поэтому части слова пишутся слитно, а отдельные слова – раздельно. Для пе­ реходных случаев или неясных используется дефис. Дефис одновременно яв­ ляется и соединительным, и разделительным знаком. Правила этого раздела одни из самых трудных. Неупорядоченность правил данного раздела орфографии отчасти объясняется сложностью и не­ решенностью проблемы разграничения слова и словосочетания. Неразрабо­ танность теории проявляется в нечеткости практических решений. Дейст­ вующие правила строятся также на разграничении термина и нетермина: термины часто пишутся слитно, а нетермины – раздельно или через дефис. Проблема слитного или дефисного написания особенно остро встала в по­ следние десятилетия. Объясняется это возникновением большого количества новых сложных слов и научно­технических терминов. Основными принципами, на которых строится слитное, дефисное и раздельное написание, являются: лексико­синтаксический, словообразова­ тельно­грамматический и традиционный. Лексико­синтаксический принцип опирается на разграничение слова и словосочетания: палата тяжелораненых бойцов и тяжело раненный в ру­ ку. Согласно этому принципу слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от подчинительных словосочетаний: железнодорожная магистраль от железная дорога. Словообразовательно­грамматический принцип устанавливает слитное, дефисное написание по формальному признаку – наличию/ отсутст­ вию в первой части сложного прилагательного суффикса: при наличии суф­ фикса прилагательное пишется через дефис (плодово­ягодный, но плодоягод­ ный). Традиционный принцип связан с запоминанием написания производ­ ных предлогов, наречий: вследствие, в течение, под мышкой, без оглядки. 5. Прописные и строчные буквы и принципы их употребления В древности прописные буквы писались только в начале книги, иногда – в начале абзаца. В XVI в. в связи с членением текста прописные буквы ста­ ли использоваться в начале текста и после точки в начале предложения. Пра­ вил употребления прописных букв не существовало. В грамматике Милетия Смотрицкого отражена первая попытка установить такие правила (писать с прописной буквы начало стихотворения, собственные имена, названия наук), однако они не получили широкого распространения. Позже в книге «Русское правописание» Я.К. Грот предложил правила употребления прописных букв, которые в основной своей части сохранились до наших дней. Употребление прописных букв в современном русском языке регули­ руется рядом правил, которые опираются на следующие принципы: 1. Синтаксический принцип, согласно которому с прописной буквы пишется первое слово в начале предложения, стихотворной строки; 2. Морфологический принцип разграничивает написание собственных и нарицательных предложений (Орел – орел); 3. Семантический принцип выделяет слова, наделенные особой патети­ кой, символикой: Новый год (название праздника), Вы (уважительное обра­ щение); 4. Словообразовательный принцип проявляется в выборе прописной буквы для аббревиатур буквенного типа: ООН, МГУ. 6. Принципы переноса слов В русском правописании установлены правила, определяющие перенос слов согласно их словообразовательной структуре. Нельзя разбивать при переносе односложную приставку, отделять одну гласную или согласную от корня. Например, нужно переносить: со­вре­мен­ ный (но несов­ременный), раз­битъ (но не ра­збить), пo­стоять (но не пос­ тоять). В непроизводных словах возможно произвольное деление на части при их переносе: де­бри, дебри; до­ска, дос­ка. Нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку часть слова, не образующую слог, или одну гласную: стра­на (но не стран­а), револю­ция (но не революци­я). Таким образом, правила переноса опираются на два принципа: морфо­ логический (морфемный, учитывающий структуру слова) и фонетический (с опорой на фонетическое деление). Неправильная разбивка при переносе затрудняет понимание и чтение текста, поэтому рекомендуется переносить слова по морфемам и слогам. Кроме того, правила переноса слов в известной мере помогают усвоению их морфемной структуры. 7. Графические сокращения Сокращения слов бывают двух типов. Первый тип – сокращения не­ графические, это единицы и письменной и устной речи. К ним относятся сложносокращенные слова, аббревиатуры: филфак, зарплата; РФ, СНГ, вуз. Второй тип – графические сокращения, свойственные лишь письменной ре­ чи: с. – страница, з­д – завод, к/т – кинотеатр. Графические сокращения ис­ пользуются для экономии места и времени при письме. Принципы сокращения слов следующие: 1) не может быть опущена начальная часть слова; например, слово фабрика нельзя сокращать так: «брика», «рика»; 2) опускаются минимум две буквы. Недопустимо сокращение «фаб­ рик.», «фабр­ка». Исключение ю. – юг объясняется аналогией: с. – север, в. – восток, з. – запад; 3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоять из со­ четания букв с последней гласной, а также ь, ъ. Правильно: к., кар., карельск. (карельский), ф­ка (фабрика); неправильно: «ка.», «каре.», «карель.», «фа­ ка»; 4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв. Нельзя сокращать «фбрка», так как при этом опускаются не следующие не­ посредственно друг за другом буквы а, и. Из этого принципа есть исключе­ ния типа млн. – миллион, млрд. – миллиард, стлб. – столбец, пн. – понедель­ ник и ряд других. В зависимости от приемов образования выделяются шесть типов гра­ фических сокращений: 1) точечные сокращения образуются путем опущения правой части слова (реже – середины) и постановки точки после оставшейся части: г. – год, с. – страница, напр. – например, сб. – суббота. Удвоение первой согласной буквы при опущении остальной части слова обозначает множественное чис­ ло: вв. – века, пп. – пункты; 2)дефисные сокращения – такие, у которых вместо опущенной средней части слова ставится дефис: р­н – район, з­д – завод, ин­т – институт; 3)косолинейные сокращения употребляются при сокращении словосо­ четаний или сложных слов. Вместо опущенной первой части ставится косая линия: п/о – почтовое отделение, б/у – бывший в употреблении, х/б – хлоп­ чатобумажный; 4) курсивные сокращения выделяются особым шрифтом – курси­ вом: г – грамм, л – литр, дм – дециметр; 5) нулевые сокращения графически не выделены, они графически не отличаются от несокращенных слов: с – секунда, м – метр, кг – килограмм; 6) комбинированные сокращения – результат применения нескольких приемов сокращения: ж.­д. – железнодорожный, об/мин. – оборотов в ми­ нуту, ц/га – центнер на гектар. Литература 1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонети­ ка: Учеб. пособие. – М., 2001. 2. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие. – М., 2004. 3. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991. 4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999. 6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык: В 3 ч. – М., 1987. Контрольные вопросы 1. Из каких разделов состоит русская орфография? 2. Как понимается основной принцип орфографии с позиции МФШ? П(Л)ФШ? 3. К чему сводится действие лексико­синтаксического и словообразо­ вательно­грамматического принципов? 4. Каковы основные принципы употребления прописных и строчных букв?

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"

Курс лекций по разделу "Орфография"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017