Курс лекций. Владимир Боровиковский Портреты. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 22.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В. Л. Боровиковский – один из самых известных русских портретистов. И хотя художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является вершиной его творчества. Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием.Портрет – призвание Боровиковского. Созданные им образы русских людей – знаменитых и неизвестных – интересны тем, что выражают правдивый взгляд на человека. Он изобразил не вымышленную красоту, а ту действительную красоту русского человека, которая опирается на национальные традиции и являет русскую жизнь во всей её полноте.
Иконка файла материала В.Боровиковский.Портреты..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. Владимир Боровиковский  Портреты. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна2017 В. Боровиковский: портреты И.В. Бугаевский­Благодатный «Портрет художника В.Л. Боровиковского» (фрагмент) В. Л. Боровиковский – один из самых известных русских портретистов. И хотя  художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является  вершиной его творчества. Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и  картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием. О художнике В начале пути Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 г. в украинском городе  Миргороде, который позднее прославил в своих произведениях Н.В. Гоголь.  Художественные способности проявились у него уже в детстве, и переданы они ему  были от отца и дяди, которые писали иконы, расписывали церкви, обращались и к  портретной живописи. Всех своих четырёх сыновей он приобщил к искусству. Но это занятие считалось тогда просто увлечением, а потомки казаков, следуя  семейной традиции, должны были посвятить себя военному делу. Шесть лет (1774­ 1780) служил В. Боровиковский в Миргородском казачьем полку, но не оставлял  занятия живописью. Тяга к творчеству всё­таки одержала верх, и подающий надежды  молодой поручик бросает военную службу, полностью посвятив себя живописи. Как  отец, дядя и братья, он пишет иконы для украинских храмов и церквей. Однажды его пригласили выполнить роспись стен особняка В.В. Капниста в  Кременчуге, который должна была посетить императрица Екатерина II, следуя в Крым. Она была поражена искусством, с которым была выполнена роспись, и творческой  фантазией художника: на одной картине она была изображена в образе крестьянки,  засевающей поле, а Пётр I– простым пахарем. На другой императрица увидела себя вобразе богини Минервы. Это событие и сыграло решающую роль в судьбе  Боровиковского: Екатерина II пригласила его в Петербург. В Петербурге В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, здесь начинается его карьера  придворного художника. Он пишет парадные и камерные портреты, миниатюры –  благодаря ему мы сейчас можем видеть, как выглядели известные люди того времени:  Павел I, Екатерина II, князь Куракин, князь Волконский, поэт Державин и многие  другие известные и неизвестные личности конца XVIII в. Академического художественного образования он не получил, т.к. в Академию  художеств уже не мог поступить в силу своего возраста, но самообразованием  занимался постоянно: брал частные уроки у русского художника Д. Левицкого и  австрийского художника И. Лампи. В 1794 г. перед комиссией Академии художеств была выставлена его картина «Портрет Екатерины II на прогулке». За неё художник был удостоен звания академика живописи. После этого он становится советником при Академии художеств и одним из самых  востребованных портретистов. «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)В. Боровиковский «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Холст, масло, 94,5х66 см. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Данный портрет не был заказан, его задумали для Боровиковского друзья из кружка Н.  А. Львова, чтобы продемонстрировать талант художника, показав потом портрет во  дворце. Это камерный портрет (частный, когда натура изображается в домашней или  бытовой обстановке). Художник писал императрицу не с натуры, для этого ему позировала её камер­фрау.  История говорит о том, что на Екатерину II портрет не произвел особого впечатления,  но, видимо, это было связано с тем, что для того времени портрет был не совсем  обычным – он написан в стиле сентиментализма, тогда как императорские и  придворные портреты писались обычно в стиле классицизма. Сентиментализм  проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении  природы, которая «прекраснее дворцов». Екатерине 65 лет. На прогулке она опирается на посох из­за своего ревматизма. Её  одежда подчеркнуто неофициальна: шлафрок, украшенный кружевным жабо с  атласным бантом, и кружевной чепец. У её ног собака, комнатная левретка (собака  декоративной породы) императрицы по кличке Земира, которую Екатерина оченьлюбила. Императрица показана простой «казанской помещицей», без всякого официоза  и торжественности. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Но поза императрицы полна достоинства, она жестом указывает на памятник своих  побед – Чесменскую колонну. Чесменская колонна имеет символическое значение. Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском  сражении в 1770 г., благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул  «Чесменского». Последние годы жизни Он написал несколько икон для Казанского собора и для храма при Смоленском  кладбище в Петербурге. Его учениками были А. Венецианов, И. Бугаевский­ Благодатный. Но с годами заказы стали поступать всё реже, и художник всё больше  стал избегать встреч, стал отшельником и 18 апреля 1825 г. тихо скончался в своём  доме в Петербурге, оставив завещание: раздать его имущество нищим. Похоронен художник в Александро­Невской лавре. Парадные портреты Как мы уже отмечали выше, В. Боровиковский создал целую галерею парадных  портретов. Один из самых известных – «Портрет Павла I в белом далматике». «Портрет Павла I в белом далматике» (1799­1800)В. Боровиковский «Портрет Павла I в белом далматике» Холст, масло, 49×33,8 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в  Москве.  Император Павел I изображён на ней в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, к которому он в ту пору принадлежал. Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора,  написанному Боровиковским для конференц­зала Императорской Академии  художеств. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону великого  магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Император на портрете в торжественном  одеянии, в котором он желал видеть себя на парадных изображениях. Возвышение у  трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. В глубине виднеется часть  дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и  горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостолаАндрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик  из бархата – древняя одежда византийских императоров. «Портрет князя А. Б. Куракина, вице­канцлера» (1801­1802) В. Боровиковский «Портрет князя А. Б. Куракина, вице­канцлера» Картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Холст, масло, 259х175 см. В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру  материала: мягкость бархата, блеск золота, волну струящегося атласа, сияние  драгоценных камней – всё, что может подчеркнуть богатство и знатность. Он также  умел виртуозно льстить богатым и влиятельным персонам, но без этого придворному  художнику обойтись было нельзя. Но художник хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, ктопришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта.  Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат…». Особенно этот  совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин  прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям.  На огромном портрете князь Куракин изображен на фоне обстановки, каждая деталь  которой «характеризует» его личность. А личность эта – хитрый царедворец, интриган  и льстец.  Рядом с фигурой Куракина – бюст императора Павла I, слева – вид на  Михайловский дворец и мантия рыцаря Мальтийского ордена. Обстановка говорит о  том, что вельможа занимает высокое положение при дворе. Логическим центром  портрета становится лицо князя, некогда очень красивое, но сейчас, по словам  Боровиковского, «эпикуреизм его был виден во всех его движениях».   Справка Александр Борисович Куракин (1752­1818), член Государственного совета,  воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем под руководством своего  дяди, графа Н.И. Панина. В то время их связывала тесная дружба. Затем Куракин учился в Киле и Лейдене. Екатерина за близость к цесаревичу удалила  его в деревню, где он собрал громадную библиотеку. По восшествии на престол  Павел I назначил его вице­канцлером. При Александре I он был послом в 1806 г. в Вене и в 1808­1812 гг. в Париже.  Боровиковский создал много портретов членов императорской семьи: «Портрет Анны  Павловны и Николая Павловича детьми», «Портрет Александры Павловны», «Портрет  Елены Павловны», «Портрет Марии Павловны». Портреты Г.Р. Державина   В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина"Картон, масло, 28,7х23,5см Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Xудожник показал поэта энергичным и державным. Он сенатор, член Российской  академии и прославленный поэт. Увлечен общественными делами, просветительскими  идеалами и творчеством. Художник с уважением относится к Державину, и это чувство умело передаёт в портрете. Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у  письменного стола, заваленного рукописями. Он полон сил и энергии. Его образ живой  и реалистичный, хотя творчество художника получило становление в эпоху  классицизма, переходящую в сентиментализм. Искусствоведы отмечают, однако, что в  портрете недостаёт психологичности, но он восполнит её в другом, более позднем  портрете Державина. «Портрет поэта Г.Р. Державина» (1811) В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина" Холст, масло, находится в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве. Этот портрет более проникновенный и близкий к классическому идеалу. Мы не видим  уже здесь принципа натюрморта – не окружающие натуру предметы говорят о ней, а  сама натура говорит о себе. Умный, проникновенный и чуть насмешливый взгляд  человека, прошедшего уже значительную часть своего жизненного пути и непотерявшего живое восприятие мира. Награды, знаки отличия и достоинства, парадный мундир – всё присутствует на картине, но главное – присутствует сам человек,  неповторимая личность Державина. Женские портреты В. Л. Боровиковского Конечно, самым знаменитым из них является портрет Марии  Лопухиной.   В. Боровиковский "Портрет М. Лопухиной" Холст, масло, 72х53,5 см. Находится в Третьяковской галерее в Москве. На портрете изображена Мария Ивановна Лопухинаа (1779­1803), из графского рода  Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина,  которая через год после свадьбы cкончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта – окружение персонажа, помогающее  раскрыть его образ. Боровиковский показывает не общественный статус Лопухиной, аличные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской  привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для  эстетики конца XVIII в., это черты сентиментализма. Лопухина изображена на фоне  пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура  повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно­лиловая шаль — с поникшими бутонами  роз. Необычайная поэтичность передана в этом женском портрете, которым  восхищались не только современники, но  продолжаем восхищаться и мы. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Портрет М. Лопухиной долгое время хранился у родственников и ценился как  семейная реликвия. В доме дочери Ф. Толстого, супруги московского губернатора  Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880­х годов.  Так картина попала в собрание Третьяковской галереи. «Лизонька и Дашенька» (1794)В. Боровиковский "Лизонька и Дашенька". Холст, масло 31,8 x 26,1. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На портрете изображены горничные семьи Львовых, в доме которого Боровиковский  поселился в первое время жизни в Петербурге. Юность и нежная красота девушек  переданы с любовью и простотой. Ничего лишнего, подчёркнута только неповторимая  пора расцвета: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец и робкая надежда  счастья. Запечатлены в работах художника и его немногочисленные друзья: Д. Левицкий, И.  Бугаевский­Благодарный, В. Капнист, А. Менелас. «Портрет художника Д. Левицкого» (1796?)В. Боровиковский "Портрет художника Д. Левицкого" Картон на дереве, масло, картина находится в Государственном Русском музее в Санкт­Петербурге. Справка Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735­1822) – выдающийся русский портретист,  академик. Учился в Академии художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе  Академии художеств, оказал влияние на развитие творчества П.И. Соколова, В.  Боровиковского.  Портрет этот остался незаконченным, но, тем не менее, считается самым  замечательным среди мужских портретов. По причине незаконченности он, вероятно,  не подписан и не датирован. Но по некоторым признакам его относят к 1796­1803 гг.  Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Темные и  очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника.  Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю  образ талантливого и чрезвычайно эмоционального человека.Портрет – призвание Боровиковского. Созданные им образы русских людей –  знаменитых и неизвестных – интересны тем, что выражают правдивый взгляд на  человека. Он изобразил не вымышленную красоту, а ту действительную красоту  русского человека, которая опирается на национальные традиции и являет русскую  жизнь во всей её полноте.

Посмотрите также