Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы
Оценка 4.7

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
02.06.2017
Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы
В программе рассмотрен опыт социализации младшего школьника во внеурочной деятельности на основе разработанного курса «Славяне». Автор уделил внимание комплексной внеурочной деятельности, где учащиеся могут проявить свои навыки в краеведческой деятельности. Указана новизна предложенного курса и обозначены личностные и метапредметные результаты изучения курса. Отмечено, что разработанный курс способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности.Файл содержит программу курса по внеурочной деятельности "Славяне". Она направлена на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников и рассчитана на 4 года.
славяне2.doc
Муниципальное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №56 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ СОШ №56 ____________ДокучаеваН.В. __.__.2014                                                  Программа внеурочной деятельности  «Славяне» Возраст детей  ­ 1­4 класс Срок реализации ­ 1 год        Руководитель кружка: Выдренкова Анастасия Александровна  учитель начальных классов, преподаватель ОПК г.о.Тольятти, 2014 Нормативно ­ правовая база:   Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  Концепция   модернизации   дополнительного   образования   детей Российской Федерации;  Методические   рекомендации   по   развитию   дополнительного   образования детей в ОУ;  Письмо   Министерства   образования   РФ   от   2.04.2002   г.   №   13­51­28/13   «О повышении   воспитательного   потенциала   общеобразовательного   процесса   в ОУ;  Методические   рекомендации   о   расширении   деятельности   детских   и молодежных   объединений   в   ОУ   (Письмо   Минобразования   России   от 11.02.2000 г. № 101/28­16);    Федеральный   закон   от   01.12.2007г.   №   309­ФЗ   «О   внесении   изменений   в отдельные   законодательные   акты   в   части   изменения   понятия   и структурыгосударственного образовательного стандарта;   Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР­2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект);  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   «Об утверждении   и   введении   в   действие   Федерального   Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;  Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе;  Должностная инструкция педагога дополнительного образования;  Санитарно­эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. 1. Пояснительная записка Программа   организации   внеурочной   деятельности   младших   школьников разработана   в   соответствии   с   требованиями  Федерального   государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации   учащихся.   Программа   определяет   содержание   и   организацию внеурочной   деятельности   и   направлена   на   формирование   общей   культуры обучающихся,   на   их   духовно­нравственное,   социальное,   личностное   и интеллектуальное   развитие,   развитие   творческих   способностей,   саморазвитие   и самосовершенствование.  С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой,   общественно   оцениваемой   учебной   деятельностью.   Все   отношения учащихся с внешним миром определяются теперь с его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является   формирование   духовно­нравственной,   интеллектуально   –   развитой, социально   адаптивной   личности,   способной   управлять   собой,   оценивать   свои поступки и поступки окружающих.  Программа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности «Славяне»   основана   на   системе   воспитания   духовных   идеалов,   ценностей, моральных приоритетов. Приобщение младших школьников к культуре родного народа – это хорошая перспектива для развития нравственно – здоровой нации. Именно   на   ранних   этапах   можно   обеспечить   готовность   к   более   тесному приобщению   учащихся   к   культуре   народа,   принятию   личностью   базовых ценностей, национальных духовных традиций. Особенности программы Программа духовно – нравственного воспитания «Славяне» направлена на формирование   в   каждом   ученике   патриота   своей   страны,   на   раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни по традициям и обычаям   своей   страны.   Программа   реализуется   в   МБУ   СОШ   №56   в   тесном сотрудничестве семьи, школы, общественности. На содержание программы оказали влияние следующие факторы: традиции и особенности   школы,   особенности   возраста,   класса,   индивидуальности   детей. Данная программа разработана для реализации в начальной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы школы.   Программа реализуется на базе школьного этнографического музея русской культуры. Только в школьном музее   может   быть   наиболее   последовательно   воплощена   идея   сотворчества учащихся,   учителей   и   родителей.   Привлечение   учащихся   к   поисковой   и исследовательской   деятельности   позволяет   сделать   детей   заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Назначение программы  Детское   объединение   «Славяне»   реализует   духовно   ­   нравственное направление во внеурочной деятельности в 1­4 классах в рамках эксперимента по апробации   федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего образования второго поколения.  Главное   назначение   программы   –   развитие   и   совершенствование нравственных   качеств   первоклассников,   ориентация   на   общечеловеческие ценности. Акцент сделан на постижении духовного склада и обихода русского народа: проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике   музея;   конкурсов   знатоков   народных   обрядов;   встреч   с представителями национальных сообществ города и т. д. Актуальность и перспективность курса  Вопрос   духовно­нравственного   воспитания   детей   является   одной   из ключевых   проблем,   стоящих   перед   каждым   родителем,   учебным   заведением, обществом   и   государством   в   целом.   В   обществе   сложилась   отрицательная ситуация   в   вопросе   духовно­нравственного   воспитания   молодого   поколения. Характерными   причинами   данной   ситуации   явились:   отсутствие   четких положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   резкое ухудшение   морально­нравственной   обстановки   в   обществе,   спад   культурно­ досуговой работы с детьми и молодежью. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы   ко   всему,   что   их   окружает,   а   достичь   им   нужно   очень   многое. Чтобы   стать   добрыми   к   людям,   надо   научиться   понимать   других,   проявлять сочувствие,   честно   признавать   свои   ошибки,   быть   трудолюбивыми,   удивляться красоте   окружающей   природы,   бережно   относиться   к   ней.   Конечно,   трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Вопрос   о   развитии   социальных   компетентностей   обучающихся   стоит особенно   актуально.   Известно,   что   наиболее   успешный   опыт   социализации школьники   приобретают   во   внеурочной   деятельности,   в   работе   детских общественных   организаций,   клубах   секциях   дополнительного образования.   кружках, Программа   внеурочной   деятельности   «Славяне»   направлена   на социализацию,   организацию   внутриклассного   и   школьного   коллектива, приобщение   к   духовной   и   этнической   культуре   русского   народа,   так   как программа   имеет   преемственность   (школьные   объединение   «Славяне», «Волгарята»),   знакомство   с   национальными   культурами   других   народов Российской   Федерации   развитие   лидерских   качеств   обучающихся   1­3   классов. Программа   основана   на   сохранении   школьных   традиций,   с   применением собственной атрибутики, символики.  Для нашей школы разработка этой программы особенно актуальна. МОУ СОШ №56 является базовой площадкой по внедрению курса Основ Православной Культуры.   В   школе   систематически   проходят   встречи   с   православными писателями,   беседы   со   священниками.   В   школе   действует   Музей   Русской Культуры.   На   базе   школы   существует   кружок   этнографического   танца «Веселинка»,   и   русский   народный   вокально   –   инструментальный   ансамбль «Весёлый   Балаган».   Работа   по   программе   «Славяне»   создаст   перспективу   для дальнейшего участия учащихся в воспитательной работе школы, их включение в музейную   работу,   участия   в   научно   –   исследовательской   работе,     развитие лидерских качеств, приобщение к традициям школы и к культуре русского народа. Новизна  предложенной   программы   состоит   в   том,   что   она   способствует социализации   личности,   создает   условия   для   формирования   социальных компетентностей младших школьников. Её уникальность в преемственности, т.к. после обучения в начальных классах у школьников есть возможность продолжить работу в детском общественном объединении «Славяне», открытом на базе школы. Таким образом, программа внеурочной деятельности «Славяне» в МОУ 56 – важный   компонент   образовательной   системы,   первая   ступень   социализации   и самореализации   школьников. Основная  идея  программы –  массовое   вовлечение младших   школьников   во   внеурочную   социально   значимую   деятельность, воплотилась в том, что в результате реализации данной программы численность членов объединения «Славяне» пополнилось 50 учащимися 1­х классов. Особенность данной программы заключается в том, что работа проводиться комплексно: внеурочная деятельность сочетается с учебным процессом. Учащиеся могут проявить свои знания умения в теоретической и практической деятельности. Организация работы Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия ­ 6­10 лет (1­ 4 классы).  Кол­во обучающихся в группе ­ до 25 человек Срок реализации программы ­ 1 год    Объём часов, отпущенных на занятия ­ 34 часа  Занятия проходят 1 раз в неделю: 2­а класс ­ понедельник 12:20­13:00 2­б класс ­ понедельник 14:00­14:40 3­б класс – вторник 08:30­09:10 3­а­ класс – вторник 13:10­13:50 1­б класс – четверг 13:10­13:50 4­а класс – пятница 13:10­13:50 4­б класс – пятница 14:00­14:40           Продолжительность одного занятия ­ 40 минут Цель   ­  приобщение   к   культуре   русского   народа,   знакомство   с   историко   ­ культурным наследием Среднего Поволжья.  Задачи реализации программы:   познакомить учащихся с традиционной культурой русского народа, историей  родного края;  собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;  приобщать школьников к литературе, живописи родного края;   познакомить с народными промыслами;  способствовать   развитию   навыков   поисковой,   научно­исследовательской деятельности;   развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся.  Материально­техническое обеспечение:  Библиотека с достаточным фондом литературы;  ТСО:   музыкальный   центр,   интерактивная   доска   с   мультимедийным проектором;  Кабинет музыки;  Кабинет информатики с доступом в Интернет;  Школьный музей. Принципы:  включение учащихся в активную деятельность;  доступность и наглядность;  связь теории с практикой;   учёт возрастных особенностей;    сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;   целенаправленность   и   последовательность   деятельности   (от   простого   к сложному).  Формы организации образовательного процесса Программа предполагает использование в работе различных форм занятий: Групповые   формы   работы.  Обучающиеся   осваивают   теоретический   и практический  новый материал  под руководством учителя. Индивидуальные формы работы.  Проводится с целью отработки полученных знаний   по   новому   материалу.   Эта   форма   работы   основывается   на   творческой деятельности   каждого   учащегося.   Учащиеся   имеют   свободу   выбора   материала, техники   выполнения,   инструментов   после   прослушивания   теоретического материала. Коллективные формы работы.  Важнейшим моментом при работе с учащимися является создание и укрепление коллектива. Этому способствует подготовка и проведение общих праздников, изготовление коллективных работ, чаепитие. Такая работа   способствует   формированию   объективной   самооценки   и   оценки   своих товарищей.  Используемые методы обучения: 1. Методы   организации   и   осуществления   познавательной   деятельности: словесные   (рассказ,   беседа);   наглядные   (иллюстрации,   репродукции); практические     творческая   мастерская); познавательные  (устный журнал, консультация);  конкретные и абстрактные методы (анализ, сравнение, обобщение).   праздники, (экскурсии, 2. Методы   стимулирования   и   мотивации   деятельности:   эмоциональные (поощрение,   удовлетворение   желания   быть   значимой   личностью); познавательные   (создание   проблемной   ситуации,   побуждение   к   поиску альтернативных   решений,   выполнение   творческих   заданий);   волевые (самооценка деятельности и коррекция); социальные (развитие желания быть полезным отечеству, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективно работы, рецензирование).  2. Структура курса Программа состоит из введения и  4 разделов. В каждом разделе отводятся часы на теоретические и практические занятия. 1. Устное народное творчество Теория – 1час                Практика – 10 часов 2. О традициях крестьянской жизни Теория­  4 часов           Практика – 1 час 3. Об устройстве крестьянского дома Практика­ 3часов 4. Кто я и где мои корни? Теория –1 час          Практика – 5часов 5. Мастерство русского народа Теория –2часов            Практика­ 6часов    Перечень универсальных действий Личностные результаты изучения курса «Славяне»:  осознавать   роль   знания   традиций   русского   народа   для   жизни   в многонациональной стране;  понимать,   для   чего   необходимо   знать   собственные   семейные   «корни»   и   традиции; знать и уважительно относиться к культуре других народов; с уважением и пониманием  относиться к старшему поколению, помогать  людям, нуждающимся в заботе и внимании;   выражать   своё   отношение   к   тем   или   иным   культурным   особенностям русского народа. Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Славяне»   является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД: Определять цель  самостоятельно;   деятельности с   помощью   учителя   и  Учиться   совместно   с   учителем, обнаруживать  формулировать нравственную проблему;   Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного диалога);  Определять успешность   выполнения   своего   задания   в   диалоге   с учителем   (Средством   формирования   этих   действий   служит   технология оценивания коммуникативных достижений). Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний: понимать,   что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач; задач;   Делать предварительный отбор источников   информации   для   решения Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и  делать   самостоятельные  выводы;  Самостоятельно выбирать материал, инструменты, способ  изготовления изделия из ряда предложенных способов.  Коммуникативные УУД:  Доносить   свою  позицию   до  других   людей: оформлять свою  мысль  в устной   и   письменной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или   небольшого текста);   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога   (побуждающий   и   подводящий   диалог)   и   технология   продуктивного чтения.  Слушать и понимать речь других людей; Вступать в беседу во внеурочной деятельности; Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;  Учиться   выполнять   различные   роли   в  группе   (лидера,  исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. 3.Календарно­тематическое планирование Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» 1­б класс (четверг 13:10­13:50) № Тема  часы теория часы практик дата а I триместр Введение. Экскурсия в школьный музей 1. 2. 3­5 Аналитический просмотр фильма «Князь  1 6. 7. Владимир» Кроссворд по теме «Князь Владимир» Устное народное творчество Сказки «Заюшкина избушка», «У страха глаза  велики» Сказка «Коза Дереза» Сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» 8. 9. 10. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» 11. Сказка «По щучьему велению…» 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» II триместр О традициях крестьянской жизни 13. «В семье и на миру». 14. «По одежке встречают...» 15. «Боги древних славян» 16. «Праздники древних славян» 17. «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома 18. «Не красна изба углами, а красна пирогами» 19. «Русская печь» 20. «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? 21. «Моя родословная» 22. «Бабушкины сказки» 23. «Русское чаепитие» 24. «Крестьянские календарные праздники и           7          5 1 1 1 1 1          3 1          5 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.09. 11.09. 18.25.09. 2.10. 9.10. 16.10. 23.10. 30.10. 13.11. 20.11. 27.11. 4.12. 11.12. 18.12. 25.12. 15.01. 22.01. 29.01. 5.02. 12.02. 26.02. 5.03. 12.03. обряды». 25. Итоговое занятие  ­ проект «История игрушек» 1 19.03. III триместр Мастерство русского народа Роспись деревянных изделий 26. «Народные промыслы» 27­ 28 29. «Танцующая глина» 30. «Лепка из пластилина игрушек» 31. «Волшебный лоскуток» 32. «Вышивание» 33. Годовой отчёт «Праздник славянской              8   1 1 1 1 1 1 1 1 2.04. 9.04. 16.04. 23.04. 30.04. 7.05. 14.05. 21.05. письменности» Итого Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной 33 деятельности «Славяне» во 2­а классе (понедельник 12:20­13:00) № Тема  часы теория часы практика дата I триместр Введение. 1. 2­3 Аналитический просмотр фильма «Князь  4. 5. 6. 7. 8. 9. Владимир» Кроссворд по теме «Князь Владимир» Устное народное творчество Устное народное творчество (теория) Сказка «Волшебное кольцо» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» Сказка «Терёшечка» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» 10. Сказка «Хаврошечка» 11. Сказка «Два мороза» 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» «Боги древних славян» 13. 14. 15. 1 1 1 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1.09. 8.09.,15. 09. 22.09. 29.09. 6.10. 13.10. 20.10. 27.10. 10.11. 17.11. 24.11. 1.12. 8.12. 15.12. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» «Крестьянские календарные праздники и  обряды». 26. Итоговое занятие  ­ проект «Праздники и  обряды» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» Роспись деревянных изделий 27. 28­ 29 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» письменности» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 3 5 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 22.12. 29.12. 12.01. 19.01. 26.01. 2.02.,  9.02. 16.02. 2.03. 16.03. 23.03. 6.04. 13.04. 20.04. 27.04. 4.05. 11.05. 18.05. 25.05. Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» 2­б класс (понедельник 14:00­14:40) № Тема  часы теории часы практики дата I триместр Введение. 1. 2­3 Аналитический просмотр фильма «Князь  4. Владимир» Кроссворд по теме «Князь Владимир» Устное народное творчество 1 2 1 8 1.09. 8.09.,15. 09. 22.09. 5. 6. 7. 8. 9. Устное народное творчество (теория) Сказка «Волшебное кольцо» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» Сказка «Терёшечка» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка» 10. Сказка «Хаврошечка» 11. Сказка «Два мороза» 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» «Боги древних славян» «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» «Крестьянские календарные праздники и  обряды». 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. 26. Итоговое занятие  ­ проект «Праздники и  обряды» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» Роспись деревянных изделий 27. 28­ 29 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 29.09. 6.10. 13.10. 20.10. 27.10. 10.11. 17.11. 24.11. 1.12. 8.12. 15.12. 22.12. 29.12. 12.01. 19.01. 26.01. 2.02.,  9.02. 16.02. 2.03. 16.03. 23.03. 6.04. 13.04. 20.04. 27.04. 4.05. 11.05. 18.05. 25.05. письменности» Итого 34 Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» в 3­а классе (вторник 13:10­13:50) № Тема  I триместр Введение. Экскурсия в школьный музей 1. 2. 3­4 Аналитический просмотр фильма «Князь  5. Владимир» Кроссворд по теме «Князь Владимир» Устное народное творчество Устное народное творчество (теория) Сказка «Волшебное кольцо» Сказка «Царевна Лягушка» Сказка «Жар­Птица и Василиса­Царевна» 6. 7. 8. 9. 10. Сказка «Василиса Премудрая» 11. Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» «Боги древних славян» «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» «Крестьянские календарные праздники и  13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. часы теории часы  практики дата 1 1 1 1 1 1 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1 1    5 1 1    3 1 1    5 1 1 1 1 2.09. 9.09. 16.09. 23.09. 30.09. 7.10. 14.10. 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. 25.11. 2.12. 9.12. 16.12. 23.12. 30.12. 13.01. 20.01. 27.01. 3.02., 10.02. 17.02. 24.02. 3.03. обряды». 26. Итоговое занятие  ­ проект «Русское  чаепитие» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» 27. 28. Роспись деревянных изделий «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  письменности» Итого 1 1  34 1    8 1 1 1 1 1 1 10.03.,17. 03. 7.04. 14.04., 21.04. 28.04. 5.05. 12.05. 19.05. 26.05. Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» 3­б класс (вторник 8:30­9:10) № Тема  Введение. Экскурсия в школьный музей 1. 2. 3­4 Аналитический просмотр фильма «Князь  I триместр 5. Владимир» Кроссворд по теме «Князь Владимир» Устное народное творчество Устное народное творчество (теория) Сказка «Волшебное кольцо» Сказка «Царевна Лягушка» Сказка «Жар­Птица и Василиса­Царевна» 6. 7. 8. 9. 10. Сказка «Василиса Премудрая» 11. Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» 13. 14. часы  теория часы практика дата 1 1 1 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1  5 1 2.09. 9.09. 16.09. 23.09. 30.09. 7.10. 14.10. 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. 25.11. 2.12. 9.12. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. «Боги древних славян» «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» «Крестьянские календарные праздники и  обряды». 26. Итоговое занятие  ­ проект «История  игрушек» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» 27. 28. Роспись деревянных изделий «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  письменности» Итого 1 1 1 1 1 34 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 16.12. 23.12. 30.12. 13.01. 20.01. 27.01. 3.02., 10.02. 17.02. 24.02. 3.03. 10.03., 17.03. 7.04. 14.04., 21.04. 28.04. 5.05. 12.05. 19.05. 26.05. Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» в 4­а классе (пятница 12:20­13:00) № Тема  I триместр 1. 2. 3. 4. Введение. Устное народное творчество Устное народное творчество (теория) Сказка «Царевна ­ Лягушка» Сказка «Сивка ­ Бурка» часы теория часы практика дата 1 1 11 1 1 5.09. 12.09. 19.09. 26.09. 5. Сказка о молодильных яблочках и о живой  воде Сказка «Василиса Прекрасная» Былина «Илья Муромец» Былина «Добрыня Никитич» Былина «Алёша Попович» 6. 7. 8. 9. 10. Мифы древних славян 11. Легенды древних славян 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам и  былинам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» «Боги древних славян» «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» «Крестьянские календарные праздники и  обряды». 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. 26. Итоговое занятие  ­ проект «История  игрушек» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» Роспись деревянных изделий 27. 28­ 29 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.10. 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. 14.11. 21.11. 28.11. 5.12. 12.12. 19.12. 26.12. 16.01. 23.01. 30.01. 6.02. 13.02., 20.02. 27.02. 6.03. 13.03. 20.03. 3.04. 10.04. 17.04. 24.04. 8.05. 15.05. 22.05. 29.05. 1 1 1 1 1 1 письменности» Итого 34 Календарно­тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Славяне» в 4­б классе (пятница 13:10­13:50) № Тема  часы теория часы практика дата I триместр 1. 2. 3. 4. 5. Введение. Устное народное творчество Устное народное творчество (теория) Сказка «Царевна ­ Лягушка» Сказка «Сивка ­ Бурка» Сказка о молодильных яблочках и о живой  воде Сказка «Василиса Прекрасная» Былина «Илья Муромец» Былина «Добрыня Никитич» Былина «Алёша Попович» 6. 7. 8. 9. 10. Мифы древних славян 11. Легенды древних славян 12. Итоговое занятие «Путешествие по сказкам и  былинам» II триместр О традициях крестьянской жизни «В семье и на миру». Экскурсия в музей. «По одежке встречают...» «Боги древних славян» «Праздники древних славян» «Во что играли наши предки» Об устройстве крестьянского дома «Не красна изба углами, а красна пирогами» «Русская печь» «Красному гостю ­ красный угол» Кто я и где мои корни? «Моя родословная» «Бабушкины сказки» «Русское чаепитие» 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 3 1 1 1 5 1 1 1 5.09. 12.09. 19.09. 26.09. 3.10. 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. 14.11. 21.11. 28.11. 5.12. 12.12. 19.12. 26.12. 16.01. 23.01. 30.01. 6.02. 13.02., 20.02. 27.02. 6.03. 25. «Крестьянские календарные праздники и  обряды». 26. Итоговое занятие ­ проект «История игрушек» III триместр Мастерство русского народа «Народные промыслы» Роспись деревянных изделий 27. 28­ 29 30. 31. 32. 33. 34. Годовой отчёт «Праздник славянской  «Танцующая глина» «Лепка из пластилина игрушек» «Волшебный лоскуток» «Вышивание» письменности» Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 13.03. 20.03. 3.04. 10.04. 17.04. 24.04. 8.05. 15.05. 22.05. 29.05.   Описание примерного содержания занятий со школьниками  1.  Введение. Теория (1 час). Рассказ о курсе. О истории родного края с показом  презентации. Практика (1 час).  Экскурсия в музей русской культуры. 2. «Народные промыслы»  Теория (1 час). Знакомство с различными видами народных промыслов:  резьба по дереву и роспись по дереву, ковка из металла и др.  Практика (2 часа). Роспись деревянных изделий.  3. «Танцующая глина»  Теория (1 час). Знакомство с историей глиняной игрушки, видами:  дымковской, каргопольской, ковровской, филимоновской.  Практика (1 час). Лепка из глины игрушки по образцу. 4. «Волшебный лоскуток» Теория (1 час). Знакомство с тканевым народным промыслом. Азбука  лоскутного мастерства.  Практика (3 часа). Изготовление куклы­оберега, куклы из ниток. Плетение  лоскутного коврика. 5. «В семье и на миру» Теория (1 час). Рассказ о бытовых традициях русских крестьян.  Практика (1 час). Изготовление коллективной картины из соленого теста. 6. «По одежке встречают...»        Теория (1 час). Рассказ о русском традиционном костюме народов  Поволжья.               Знакомство с историей создания мужского и женского  костюма.  Практика (1 час). Украшение шаблона русского сарафана. 7. «Не красна изба углами, а красна пирогами»  Теория (1 час). Что ели наши предки? О народной кулинарии.   О русском  гостеприимстве.   Практика (1 час).  Лепка русского каравая из соленого теста. 8. «Русская печь»  Теория (1 час). О русской печке. Кухонная утварь.  Практика (1 час). Украшение шаблона русской печки. 9. «Красному гостю ­ красный угол»  Теория (1 час). Что такое  Красный угол в русской  избе? Украшение и  обустройство Красного угла.  Практика(1 час). Участие в русском народном обряде сватовства. 10.«Моя родословная»  Теория (2 часа). О составлении родословного дерева на примере одной  семьи.  Музейный урок «История страны ­ история семьи».  Практическая работа (3 часа) по составлению родословной, активное  вовлечение родителей  в деятельность. 11. «Бабушкины сказки»   Теория (1 час). Знакомство с предметами крестьянского быта, о которых  рассказывается в сказках, с малыми жанрами устного народного творчества.  Практика  (1 час). Участие в импровизированном представлении  школьного ансамбля «Веселый балаган». 12. «Русское чаепитие»   Теория (1 час).  О традициях чаепития, разновидностях самоваров. Русские  народные сладости. Практика  (1 час).  Чаепитие. 13.«Крестьянские календарные праздники и обряды». Теория (1 час). Основные крестьянские праздники. Православные  праздники. Праздники природного календаря. Обычаи и обряды  празднования. Практика (2 часа). Участие в импровизированном представлении  школьного ансамбля «Веселый балаган». 4.  Информационно­методическое обеспечение 1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980. 2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание   истории в школе №2, 2003 г. 3. Методика историко­краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982 4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002. 5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974. 6. Садкович   Н.П.,  Практические  рекомендации  по   созданию  текста  истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987. 8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002 9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004. 10.цифровые образовательные ресурсы. 6. Предполагаемая результативность курса 1. Результаты   первого   уровня   (приобретение   школьником   социальных знаний,   понимания   социальной   реальности   и   повседневной жизни): приобретение   школьниками   знаний   об   истории   родного   края,   о традициях и обычаях своего   народа; об истории своей семьи; о народных промыслах;   о   календарных   и   православных   праздниках;     о   правилах конструктивной   групповой   работы:   об   основах   разработки   социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2. Результаты   второго   уровня   (формирование   позитивного   отношения школьника   к   базовым   ценностям   нашего   общества   и   к   социальной реальности   в   целом): развитие   ценностных   отношений   школьника   к Отечеству, родной культуре, уважительного отношения в ближнему, любовь к труду. 3. Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьником   опыта самостоятельного   социального   действия): школьник   может   приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,   самоорганизации   и   организации   совместной деятельности с другими детьми. Основные требования к знаниям и умениям учащиеся должны знать (теоретическая подготовка):   историю и культуру своего народа;    историю родного края;  что такое народные промыслы;   свои корни (свою родословную);   устройство русской избы;  основные календарные, православные праздники;  правила поведения со старшими;  правила поведения в общественных местах. учащиеся должны уметь ( практическая подготовка):  соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными  материалами и инструментами;  правильно организовывать своё рабочее место;  пользоваться простейшими инструментами;  изготавливать изделие из текстильного материала (куклу);  уметь лепить предметы русского быта из глины, пластилина, соленого теста;  выполнять лепку предметов русского быта различными способами;  украшать изделие различными орнаментами.  Список используемой литературы на кружке «Славяне» 1. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №1, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 2.  Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №2, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 3. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №3, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 4. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №4, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 5. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №5, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 6. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №6, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 7. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №7, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 8. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №8, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 9. Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №9, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини». 10.Журнал «Куклы в народных костюмах» Выпуск №10, 2012г, Москва, изд­во  «Де Агостини».

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы

Курс по внеурочной деятельности "Славяне" для начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017