Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»
Оценка 5

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
Взрослым
10.06.2019
Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»
Очень важно продолжать работу с подростками по теме краеведения, эта тема напрямую связана с экологией окружающей среды, ее охраной. Студентам нашего училища предстоит в дальнейшем применять свои знания на практике, сохранять любовь к своей малой родине, беречь природные ресурсы и приумнажать богатства нашей родины.
краеведение.docx
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевское профессиональное училище» Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы» Составитель: Киселева Н.К. преподаватель английского языка   п. Авангард 2018 ­ 2019 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков. Родные просторы – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные   места   родного   села,   его   исторические   и   культурные   центры,   предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди ­ гордость и слава родного села. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у подростков любовь к родному   селу,   краю,   Отечеству.   Краеведение   помогает   формированию   у   студентов целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально­ экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности   и   толерантного   поведения,   укреплению   семейных   связей: заинтересованность   содержанием   работы   по   краеведению   не   только   учащимися,   но   и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села   через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;   изучение   жизни   края   в   семье   через   беседы,   совместное   чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической   культуры,   способности   самостоятельно   оценивать   уровень   безопасности окружающей   среды   как   среды   жизнедеятельности,   развитию   познавательных   интересов, интеллектуальных   и   творческих   способностей,   стимулирование   стремления   знать   как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Изучение родного края необходимо продолжать и в студенческие годы, так как именно в этом возрасте закрепляются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Программа внеурочной деятельности «Родные просторы» предназначена как цикл внеаудиторных занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Программа   предусматривает   использование   теоретического   и   практического материала,   который   раскрывается   на   примерах   своего   края   и   состоит   из   следующих разделов:   «Природа   моего   села»,   «Род,   семья   и   я»,   «Мое   село:   прошлое,   настоящее, будущее». Содержание   программы   имеет   краеведческую   направленность: изучение   истории своего   края,   географическое   положения   района,   история   его   образования   и   развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д. Основные  задачи   теоретического  блока   –  пополнить  знания   по  истории   родного края,   знакомить учащихся,   не только   с прошлым,   но и с современным   состоянием   села, предположить   перспективы   развития.   Студенты   должны   знать   и   понимать:   то,   что происходит   сейчас,   тоже   станет   когда­то   историей,   а значит,   мы живем   с великими людьми,   которые   стремятся   прославить   наше   государство,   сделать   его   лучше, справедливее, сильнее. Занятия   носят преимущественно   практический   характер.   На   занятиях   учащиеся приобретают   умения   и   навыки   самостоятельно   находить   нужную   информацию о заинтересовавшем   их   объекте,   о деятельности   людей,   предприятий,   учреждений, проводить опросы, работать с научно­популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать,   проводить исследовательские   и   поисковые   работы.   Подобный   подход   учит   более   глубоко осмысливать   последовательность   событий,   содействует   формированию   исторического мышления.   систематизировать   сведения   о   своей   семье,   поселке, Выполнение   практических   заданий   по   краеведению   позволяет   учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у подростков невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Материал   программы   актуален   и   современен,   позволяет   объяснить   студентам важнейшие   нормы   человеческой   жизни:   почему   мы должны   сохранять   и преумножать историческое   и культурное   наследие   прошлых   поколений,   относиться   друг   к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального   положения,   богатства,   образования,   религии   и цвета   кожи,   т. е.   быть толерантными. Актуальность Родная   природа   –   могущественный   источник,   из   которого   ребенок   черпает   многие знания   и   впечатления.   Интерес   к   окружающим   объектам   неживой   и   особенно   живой природы   проявляется   очень   рано.   Дети   замечают   все:   трудолюбивого   муравьишку   на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве.   Внимание   детей   привлекают   сезонные   изменения   в   природе,   яркость   красок, многообразие   звуков   и   запахов.   Они   открывают   для   себя   новый   мир:   стараются   все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Сложнее обстоит дело с ребятами 16­18 лет. Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за студентами во время природоведческой прогулки, замечала, что они могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. «А что я такого сделал?» – отвечают они на мой вопрос: «Зачем?». «Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет». Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый  ребенок и  вырастающий  из   такого ребенка  взрослый,  то тогда  и  будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты –   воздух,   воду,   землю.   А   тогда   уже   встанет   вопрос   и   о   выживании   самого   человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам,   природоведческую   сознательность, природоведческую   совесть,   я   решила,   что   в   моей   работе   приоритетным   направлением должно стать воспитание у подростков бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время   тяжелая   экологическая   ситуация   на   земле   –   это   результат   экологической неграмотности   большей   части   населения   и   неумение   предвидеть   последствия вмешательства человека в природу.   если   так   можно   выразиться, Еще   вчера   самым   страшным   словом   считалось   слово   “война”,   сегодня   – «экологическая   катастрофа».   Уже   вчера   и   позавчера   мы   ощущали   тревожные,   и   даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология   –   одна   из   важнейших.   Ежедневно   мы   слышим   призывы   и   предостережения: «Образумьтесь,   люди!»,   «Будущее   Земли   в   опасности!»,   но   все   они   так   и   останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания. Поэтому   поддерживая   искренний   интерес   студентов   к   окружающему,   следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Цель: формирование социального опыта учащихся, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Задачи: Образовательные: 1. Научить навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого 2. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села. 3. Изучение истории и природы своего родного села. материала. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к своей малой Родине. 2. Воспитывать культуру общения. Развивающие:  Формирование потребности в саморазвитии и самореализации. 1. 2. Развивать   деловые   качества   учащихся:   самостоятельность,   ответственность, активность, аккуратность. 3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся. Занятия   строятся   соответственно   возрастным   особенностям:   определяются   методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает  в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке. Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся. Условия для реализации программы. Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий: 1. Проведение   70%   занятий   вне   стен   училища:   в   библиотеке,   в   СДК,   в   гостях   у односельчан, на экскурсии в природу. 2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек). 3. На   рабочем   столе   учителя   должны   быть   методические   пособия,   дидактические материалы. Программа будет успешно реализована, если:    будет   изучен   весь   предусмотренный   программой   теоретический   материал   и проведены все практические занятия; будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся; будет использоваться разнообразный дидактический материал. Ожидаемые результаты. К   концу   года   обучения   обучающиеся   должны   приобрести   социальные   знания,   иметь представление   об   основных   явлениях   социальной   реальности   и   повседневной   жизни   в соответствии с задачами программы: Знать: 1.Историю своей семьи, 2. Традиции своей семьи, 3. Реликвии своей семьи, 4. Роль семьи в истории села. 5. Историю своего села. 6.Вклад односельчан в историю страны. 7. Экологические проблемы. Уметь: 1. 2. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи, Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми. Планируемые результаты реализации программы: Познавательные УУД:     умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; осуществлять сравнение, классификацию. Коммуникативные УУД:  постановка вопросов;    умение выражать свои мысли полно и точно; разрешение конфликтов; диалогическая и монологическая контекстная речь. Регулятивные УУД:     умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия; прогнозирование уровня усвоения; оценка, коррекция. Личностные УУД:     развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении   разнообразных заданий проблемного характера; развитие   внимательности, преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.   целеустремлённости,   настойчивости,   умения СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Введение (1ч) Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология. Раздел 2. Наш посёлок (8ч.) 1. История образования посёлка 2. Достопримечательности посёлка 3. Экскурсия по улицам посёлка 4. Памятники в п. Авангард (экскурсия) 5. Экскурсия в музей Боевой Славы 6. Викторина «Что? Где? Когда? История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Раздел 3. Богатства нашей земли (8час)       1. Рельеф, его особенности 2. Водные ресурсы. Река Съезжая (экскурсия) 3. Разнообразие растительного покрова на территории посёлка Растительный мир (общие понятия). Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения.   Сорняки.   Растения,   влияющие   на   здоровье   человека.   Комнатные   растения. Растения своей области. Лекарственные растения. 4. Разнообразие животного мира Насекомые: виды, места обитания. Насекомые­вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села. Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы   ориентируются   в   воде?   Спят   ли   рыбы?   Промысловые   рыбы.   Рациональное   их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Животный   мир   (общее   понятие).   Звери,   обитающие   на   территории   своего   села. Дикие   и   домашние   животные.   Жизнь   зверей   зимой.   Враги   моего   жилья.   Борьба   с грызунами. Роль животных в жизни человека. 4. Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села. 5. Игра «КВН – викторина» «Родной край» Раздел 4. Род, семья и я (12 час) 1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная». 2. Моя Родословная. Первичное   знакомство   c   генеалогией.   Виды   родословий,   формы   сбора   и   отображения генеалогической   информации.   Проектная   деятельность.   Составление   генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословные различные семьи. 3. Семейные традиции. Беседа   о   народном   календаре   как   особой   энциклопедии   народной   жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор с целью их обогащения. Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и   проведение   Святочных   гаданий,   колядования.   Подготовка   и   выступление   на традиционном празднике села «Масленица». 4.Семейные реликвии. Объяснение   понятия   «семейная   реликвия»,   индивидуальная   исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками. 5. Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села. 6.Итоговое занятие. Выставка творческих работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села». Раздел 5 Люди нашего посёлка (5ч) 1. Много профессий хороших и разных. 2. Экскурсия в музей Трудовой Славы 3. Знаменитые люди нашего посёлка 4. Экскурсия на предприятия 5. Викторина «Знатоки родного края» Раздел 6. Родные просторы (4ч) 1. Организация исследовательской работы 2. Выставка и защита работ «Родной свой край люби и знай» 3. Защита проекта «Моя малая Родина» 4. Обсуждение результатов. Тематический план № п/п Наименование тем кол­во часов теор прак Характеристика основных видов деятельности ученика Примерные сроки Раздел 1. Введение (1ч) 1 Что изучает краеведение? 1 1 анализировать, сравнивать и  выделять существенные  отличительные признаки    экологии Раздел 2. Наш посёлок (8ч.) 2 История образования  посёлка 3­4 Достопримечательности посёлка 5­6 Экскурсия   по   улицам посёлка 7 Памятники в п. Авангард (экскурсия) 1 2 2 1 1 1 0 0 ­ 1 2 1 анализировать, сравнивать и  выделять существенные  отличительные признаки    экологии. изучать сельское хозяйство п.  Авангард; видеть и извлекать  нужную информацию, оценивать  её. видеть и извлекать  нужную информацию, оценивать  её. сохранять чувства уважения,  внимания, сострадания,  отзывчивости. соблюдать патриотические  чувства на основе прошлого и  настоящего. 8 9 Экскурсия   в   музей Боевой Славы 1 0 1 Викторина «Что? Где?  Когда? 1  0 1 сохранять чувства уважения,  внимания, сострадания,  отзывчивости. соблюдать патриотические  чувства на основе прошлого и  настоящего. развивать творческие  способности учащихся. Раздел 3. Богатства нашей земли (8час) 10 Вводное занятие. Рельеф, 1  его особенности 11 Водные   ресурсы.   Река Съезжая (экскурсия) 12­13 Разнообразие растительного   покрова на территории посёлка 14­15 Разнообразие   животного мира 1 2  2  16 Проект   «Красная   книга 1  нашего села» 1 0 1 1 0 ­ 1 1 1 1 17 Игра «КВН – викторина» 1  0 1 «Родной край»  видеть и извлекать из объекта  краеведческую информацию,  оценивать её. видеть и извлекать из объекта  краеведческую информацию,  оценивать её. изучать растительность родного  края, различать (узнавать)  изученные дикорастущие и  культурные растения; деревья,  кустарники, травы. изучать диких и домашних  животных; насекомых, рыб, птиц, зверей родного края. осознавать ценность природы и  необходимость нести  ответственность за ее  сохранение, соблюдать правила  экологического поведения,  анализировать факторы,  угрожающие живой природе;  делать выводы. развивать творческие  способности учащихся. Раздел 4. Род, семья и я (8 ч.) 18 Вводное занятие. 1 1 ­ видеть и извлекать из объекта  краеведческую информацию,  оценивать её. 19 Моя родословная 20­21 Семейные традиции 22­23 Семейные реликвии 24 Роль   семьи   в   истории села 25 Итоговое занятие.  Проект «Что в имени  тебе моём …» 1  2 2  1  1 0 0 0 1 0 1 2 2 0 1 составлять родословное древо  своей семьи. соблюдать общепринятые  правила в семье. соблюдать чувства уважения,  внимания, сострадания,  отзывчивости, чуткости к  пожилым людям. соблюдать общепринятые  правила в семье. развивать творческие  способности учащихся. Раздел 5 Люди нашего посёлка (5ч) 26 Много хороших и разных.    профессий 1 0 1 27 Экскурсия   в   музей 1 0 1 Трудовой Славы 28 Знаменитые люди нашего посёлка 29 Экскурсия   на предприятия  1 1 0 0 1 1 сохранять чувства уважения,  внимания, сострадания,  отзывчивости, чуткости к людям, бережное отношение к  окружающему миру,  положительное отношение к  труду. сохранять чувства уважения,  внимания, сострадания,  отзывчивости, чуткости к людям, бережное отношение к  окружающему миру,  положительное отношение к  труду. сохранять чувства уважения,  внимания, положительное  отношение к труду. сохранять чувства уважения,  внимания, бережное отношение к окружающему миру,  положительное отношение к  труду. 30 Викторина   родного края» «Знатоки 1 0 1 развивать творческие  способности учащихся. Раздел 6 Родные просторы (4ч) 31 Организация исследовательской работы 32 Выставка и защита работ «Родной свой край люби и знай» 33­34 Защита проекта «Моя  малая Родина» 1 1 2 0 0 0 1 1 2 соблюдать патриотические  чувства на основе прошлого и  настоящего. использовать творческие  способности, сохранять  эстетический вкус, стремление к  красоте во всех проявлениях  жизни. использовать творческие  способности, сохранять  эстетический вкус, стремление к  красоте во всех проявлениях  жизни. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел Основные способы работы Формы занятий Необход. дидактич. материал Оборудование Природа моего села Групповые Индивидуальные Практические Теоретические Беседа, экскурсия, практикум, викторина, проект, творческая работа Род, семья и Групповые я Индивидуальные Практические Теоретические Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект Мое село: прошлое, настоящее, будущее Групповые Индивидуальные Практические Теоретические Беседа, экскурсия, практикум, викторина, сообщения учащихся, проект Рабочие альбомы. Канцелярские принадлежности. Шкаф для методических пособий. Компьютер Карточки­задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки­задания для усвоения нового материала; карточки­правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы; экологические игры, сказки, ситуации. Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа Список литературы для педагога. 1. В.И.   Даль   Сборник   пословиц   и   поговорок   в   2­х   томах,   М.,   «Художественная литература», 1984г. 2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М., «Русский язык», 1989г. 3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным. М., «Детская литература», 1984г 4. В.Блохина. Литературные игры и занятия. — Горький, 1960г. 5. Б.Болховитинов Твое свободное время. — М, 1975. 6. В. Володченков Выходи играть во двор. — М.,1989г. 7. О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991. 8. В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа, ­—М,   1957. 9. Детские      подвижные      игры      народов      СССР.      Пособие      для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман. — М.,1989. 10. Т., Кедрина.  Большая книга игр и развлечений. —М., 1992г 11.  М.   Литвинова   Русские   народные   подвижные   игры.   Пособие   для воспитателей 12. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым, —М.,1990. 13. Тридцать   три   пирога.   Игры,   считалки,   скороговорки,   //Собрал   и   обработал   М. детского сада. — М, 1986. Булатов. — М., 1962. 14. В.Д. Осиповский Родная старина. ­ Современник, 1999.       15. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М. Колос, 1992.       16. Дмитриев Ю. О. О природе для больших и маленьких. М. Педагогика, 1982.       17. Корабельников В.А. Краски природы. М. Просвещение, 1989.       18. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М. Просвещение, 1997.       19. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Тесты. М.Дрофа, 2002. Список литературы для обучающихся и родителей. 1. В.И.   Даль   Сборник   пословиц   и   поговорок   в   2­х   томах,   М.,   «Художественная литература», 1984г. 2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г. 3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным. М., «Детская литература», 1984г

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»

Курс внеаудиторной деятельности «Родные просторы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019