Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
математика
1 кл—4 кл
03.10.2018
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной, программы курса «Наглядная геометрия» 1 – 4 кл. Белошистой А.В., программы курса «Элементы геометрии в начальных классах» 1 – 4 кл. Шадриной И.В.
Раб.программа Заним.матем.1-4 кл..docx
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта начального общего образования на основе программы курса
«Занимательная
программы
интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой,
О.Л. Пчелкиной, программы курса «Наглядная геометрия» 1 – 4 кл.
Белошистой А.В., программы курса «Элементы геометрии в начальных
классах» 1 – 4 кл. Шадриной И.В.
Нормативная база:
Е.Э. Кочуровой,
математика»
1
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной
личности, владеющей системой математических знаний и умений,
идейно – нравственных, культурных и этических принципов, норм
поведения, которые складываются в ходе учебно – воспитательного
процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному
образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою
деятельность, оценивать результаты своего труда.
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций,
творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой
математических знаний и умений, необходимых для применения
в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качество
мышления, характерные для математической деятельности и
необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать умение учиться;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий;
обучать различным приемам работы с бумагой;
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира,
технологии, изобразительного искусства и других, для создания
композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей;
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия»;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
2.Общая характеристика учебного курса
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умение решать учебную задачу творчески.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и
поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С
этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение
одного занятия, передвижение по классу в ходе выполнения математических
заданий и др. При организации занятий целесообразно использовать принцип
игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, форму
состязаний, соревнований между командами.
Первый год обучения ставит цель – научить ориентироваться в таких
понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по
заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом,
включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Второй год обучения ставит цели – сформировать у учащегося
основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «углы»,
«треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать,
выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
Третий год обучения ставит целью – дополнить и расширить знания
учащегося, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с
буквенной символикой, научить применять формулы при решении
геометрических задач: привить навыки пользования циркулем,
транспортиром.
Четвертый год обучения ставит цели – знакомить учащихся с понятие
высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с
геометрическими телами.
Формирование основных понятий
Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.
Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина
отрезка. Знакомьтесь линейка. Сравнение длины отрезков (накладывание,
глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы.
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол.
Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Виды углов (сравнение, рисование
углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник.
Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Сравнение
треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение
треугольников. Составление из треугольников других геометрических
фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение
квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге.
Прямоугольники. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды
четырехугольников. Сходство и различие.
3. Место курса в учебном плане
Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс – «Занимательная
математика», 2 – 4 класс – «Геометрия вокруг нас».
Реализация программы рассчитана на 4 года.
Количество учебных часов 1 класс
№ п/п
Раздел
1
1
Авторская
программа
12
Рабочая
программа
12
Арифметические действия.
Числа.
Величины.
Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.
2
3
Итого 33 33
10
11
10
11
Количество учебных часов 2 класс
№ п/п
Раздел
Авторская
программа
15
Рабочая
программа
15
Прямые линии. Отрезки. Сравнение
отрезков. Кривые линии.
Углы.
Треугольники.
Четырехугольники.
2
3
4
Итого 34 34
7
6
6
7
6
6 Количество учебных часов 3 класс
№ п/п
Раздел
Символика. Построение.
Периметр. Площадь.
Циркуль.
Углы. Транспортир.
1
2
3
4
Итого 34 34
Авторская
программа
8
11
6
9
Рабочая
программа
8
11
6
9
Количество учебных часов 4 класс
№ п/п
Раздел
1
2
3
4
Высота. Медиана. Биссектриса.
«Новые» четырехугольники.
Площадь.
Геометрическая фигура. Геометрическое
тело.
Авторская
программа
5
12
6
11
Рабочая
программа
5
12
6
11
Итого 34 34
4.Ценностные ориентиры содержания курса
«Занимательная математика»
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Занимательная математика»
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристичекого характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развития самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1
1 и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
Выделять закономерности в расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из разверток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения; число, стрелка 1 ,указывающие направление движения.
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Решение различных видов задач. Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. К концу обучения учащиеся должны:
1. К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка,
прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина,
луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение
инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей
среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную
линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой
угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию
учителя.
2. К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во
втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как
периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир,
«центр», «радиус», «диаметр».
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры,
которые изучают в этом курсе.
Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а
также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько
равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью
циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить
углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные,
находить сумму углов треугольников, делить круг на (2,4,8), (3,6,12) равных
частей с помощью циркуля.
3. К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота,
медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет,
гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида,
параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь:
строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды
треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
Строить ромб, находить центр. Иметь различия в периметре и площади,
находить площадь с помощью палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб),
(треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг,
прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
6. Содержание учебного курса
1 класс
Формирование умения ориентироваться в пространственных понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному
алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в
групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Числа. Арифметические действия. Величины. поиск
допускающие
несколько
способов
примеров:
цифры, которая
Название и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление
скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Мир занимательных задач.
Задачи
с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
решения. Задачи
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и
неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»,
«Инфознайка».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятие «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1 ,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 класс
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков,
сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды
углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение
треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат.
Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение
прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и
различие.
3 класс
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов.
Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные пересекающиеся
прямые.
Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная –
многоугольник. Нахождение длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения
периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности.
Понятие «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько
равных
частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с
помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир.
треугольник. Катет
гипотенуза треугольника.
4 класс
Высота. Медиана. Биссектриса.
Треугольники, высота, медиана, биссектриса, основание и их построение.
Прямоугольный
и
Составление из треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники.
Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих
фигур и различие.
Площадь.
Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью
палетки.
Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.
Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Геометрическая фигура. Геометрическое тело.
Понятие объёма. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и
различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед.
Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение
цилиндра.
Знакомство с другими геометрическими фигурами.
8.Описание материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса
№п/
п
Наименование объектов и средств материально
технического обеспечения
1. Библиотечный фонд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Программа курса «Занимательная математика» Е.Э.
Кочурова, Москва «Просвещение», 2011 г.
Математика. 1,2,3,4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с
приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1,2 [М.И.Моро,
М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др..] – 3е изд. – М.:
Просвещение, 2012. –ил. (Школа России).
Лoгинoвa О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.
1,2,3,4 класс. / О. Б. Лoгинoвa, С. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О.Б.
Лoгинoвoй. 2e изд. M.: Пpoсвeщeниe, 2011.
Программа интегрированного курса «Математика и
конструирование», С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина, Москва,
«Просвещение», 2012 г.
2. Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10: от
1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе
карточки с цифрами и другими знаками).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
(размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры,
наборы угольников, мерки).
Демонстрационная таблица умножения.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин
(длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
3.Технические средства обучения
10
11
12
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления
картинок.
Телевизор 13 Мультимедийный проектор
14
15
16
Экспозиционный экран
Компьютер
Принтер струйный цветной
17
18
19
20
4. Учебнопрактическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел, табличного сложения,
вычитания, умножения, деления.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
5.Интернетресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –
Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. КМШкола (образовательная среда для комплексной
информатизации школы). – Режим доступа : http://www. km
school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –
Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от 29.08. 2018 года № 1
____________ Леонова Т. А.
Заместитель директора по УВР
_____________ Озерова Э.Н.
28.08.2018 года
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Курс внеурочной деятельности 1-4 класс "Занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.