Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология
5 кл
29.12.2017
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы». Работаем по новым стандартам. Авторы: Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров/М.Просвещение/2014 г. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.учащиеся приобретут знания:
- о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.учащиеся приобретут знания:
- о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.
рп внеур 5 экол грам.docx
Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Моя экологическая грамотность»
естественнонаучного направления
основного общего образования
5 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Моя
экологическая грамотность 56 классы». Работаем по новым стандартам. Авторы:
Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров/М.Просвещение/2014 г. Программа
составлена с учетом требований ФГОС ООО. I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ
ПРОГРАММЫ:
учащиеся приобретут знания:
о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и
защите; по предметам естественнонаучного цикла через интеграцию
содержания.
Личностные УУД:
— оценивать значимость для личности экологокультурного опыта коренных народов
своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного
образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными УУД:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей
старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на
достоверность;
— выполнять проект;
2 — называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными УУД:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной
воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинноследственные связи между ограниченностью природных
ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических
опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного
природопользования в местных условиях.
Ученик научится:
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая
безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания
взаимосвязей живого с окружающей средой.
3 Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения
экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности
(природные и вызванные деятельностью человека).
Ученик получит возможность научиться:
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для
разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни,
наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не
только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохно
вения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и
укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в
городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь
ников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное
обсуждение кинофильмов).
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению
(11 ч)
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое
мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических
проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде
жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники
экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической
4 опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие
развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность.
Экологический риск как вероятность опасности «Экологический след». Выявление
экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска
от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни
(характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание
экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой
информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской
обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы
понимания информации, её правильного использования в целях экологической
безопасности, редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска,
сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической
информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Проектисследование «Экологический следопыт».
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически
безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический
риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как
способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить
примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической
опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности
(природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать
стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных
людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных
привычек
Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в
своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.);
формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и
др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания,
правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с
информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов
поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать
5 преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила
совместной работы в проекте «Экологический следопыт», редколлегии классной газеты
«ЭКООКО»
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре
разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы
фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи
народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов,
фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности
питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным
привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность
использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
Проектисследование «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее,
библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов
России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и
народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль,
пересказывать её своими словами
Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в
экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой
информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и
экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции
природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному
природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять
полученную информацию своими словами
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (13 ч)
6 Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации
(«предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности
экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве
потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели,
стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной
информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении
населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип
предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности
информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные
способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой
воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное
представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и
субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Проектисследование «Экологический следопыт» (исследовательская работа в
библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами,
консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически
безопасном образе жизни в своём регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры,
художники, редакторы), выпуск газеты.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об
экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать
признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на
достоверность
Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с
экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических
рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов,
мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них.
Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических
текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую
информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания
(факты) в кратком виде, без искажения их смысла.
7 III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание (разделы, темы)
Номе
р
урока
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь
экологическому мышлению. – 11ч
Кол
во
часов
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Экология как область научного
знания.
Потребность человека в
благоприятной среде жизни.
Экологические опасности в
окружающем мире. Природные
источники экологической опасности,
их неустранимый характер.
Источники экологической опасности
связанные с деятельность человека.
Природные и антропогенные
источники экологической опасности
нашего края.
Экологическое мышление – условие
развития экологической зоркости,
умения обнаружить экологическую
опасность.
Экологический риск – как
вероятность опасности.
«Экологический след». Выявление
экологических рисков в повседневной
жизни.
Зависимость величины
экологического риска от
экологической грамотности человека,
его жизненных ценностей, образа
жизни (характера питания, наличия
вредных привычек и др.).
Модели поведения: избегание
экологической опасности,
приспособление к ней или её
устранение.
Способы предупреждения населения
об экологической опасности. Роль
средств массовой информации,
телевидения,
Интернета, радио, рекламы, средств
оповещения гражданской обороны.
Трудности нахождения необходимой
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
12.10
19.10
19.10
26.10
26.10
02.11
02.11
16.11
16.11
23.11
23.11 Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого. 10ч
12,
13
30.11
07.12
2
30.11
07.12
14.12
21.12
14.12
21.12
экологической информации,
проблемы понимания информации, её
правильного использования в целях
экологической безопасности.
Полезная информация из прошлого.
Источники информации об
экологической культуре разных
народов: музеи, библиотеки,
Интернет, кинофильмы, диалог
поколений.
Народная мудрость об экологической
грамотности. Экологические
традиции и обычаи народов России,
отражённые в предметах быта,
произведениях народных промыслов,
фольклоре.
Экологическая культура коренных
народов своего региона. Особенности
питания, жилища, хозяйствования,
народного творчества.
Отношение к вредным привычкам,
браконьерству, расточительному
природопользованию.
Возможность использования
традиций прошлого в современном
мире.
Достоверная и ложная экологическая
информация.
Важность достоверности информации
(«предупреждён — значит
вооружён»). Причины
недостоверности или заведомой
ложности экологической
информации.
Признаки ложной информации.
Информация о качестве
потребляемой питьевой воды,
воздуха, питания, используемых
бытовых приборов,
мебели, стройматериалов и др.,
способы её проверки на
достоверность, представление
проверенной информации в кратком
виде без искажения её смысла для
использования при оповещении
населения об экологических рисках.
Публичное представление
14,
15
16,
17
18,
19
20,
21
23,
24
25
26,
27,
28
29,
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома. 13ч
22
22.02
1
2
2
2
2
28.12
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
2
1
3
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
28.12
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
2
26.04
26.04
9 30
31
32
33,
34
информации с разделением
достоверных объективных сведений
(фактов) и субъективных
мнений о них.
Экологическая безопасность в школе
Экологическая безопасность дома.
Способы снижения экологических
рисков.
03.05
03.05
1
1
2
10.05
17.05
24.05
31.05
10.05
17.05
24.05
31.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями
(Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных
дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная
программа будет пройдена не за 35 учебных часов, а за 34 учебных часа.
Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем
курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
10
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Курс внеурочной деятельности по ФГОС: "Моя экологическая грамотность" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.