Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология
5 кл
08.06.2017
Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем, и в первую очередь проблемы экологической. Эта проблема тесным образом связана с проблемой выживания человечества. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Каждый человек должен быть психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере труда, начиная с самого раннего детства.
Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как часть микромира, связанный с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармонические отношения в природе, а природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и , прежде всего, на ребенка – школьника, трудно переоценить.
Юный эколог.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом
Рассмотрена и рекомендована МБОУ «Жердевская СОШ»
к утверждению
Методическим советом школы №____ от «____» ___________ 2015г.
«_____» _____________ 2015г.
Протокол № _________
Юный эколог
образовательная программа дополнительного образования детей для
учащихся 5 классов, один год обучения
Составитель:
учитель биологии и химии
Дорофеева Ираида Анатольевна Пояснительная записка
Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в
современном мире затронули практически все сферы социальной жизни общества, привели
к возникновению серьезных проблем, и в первую очередь проблемы экологической. Эта
проблема тесным образом связана с проблемой выживания человечества. Уже сегодня
необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в
окружающей среде. Каждый человек должен быть психологически готов к экологически
целесообразной деятельности в любой сфере труда, начиная с самого раннего детства.
Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию и воспитанию, целью
которого должно стать обучение пониманию природы, бережному отношению человека к
окружающему миру, и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.
Только осознание себя
как часть микромира, связанный с ним бесчисленными
неразрывными связями, позволяет строить гармонические отношения в природе, а природа
– это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир
человека и , прежде всего, на ребенка – школьника, трудно переоценить.
Программа «Юный эколог» построена с учетом интересов детей к объектам
окружающей природной среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части
природы. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в
котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного
мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают
нравственно эстетические чувства и переживания, пробуждающие их, заботятся о
сохранении и приумножении природных богатств.
Цель:
формирование экологически грамотной личности.
• Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях
Задачи:
•
их решения; о жизни животных и растений в природных и антропогенных
сообществах; знаний о фенологических изменениях в природе; знаний об экологии.
Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся:
способности анализировать экологические ситуации; эстетическое восприятие
окружающей среды; принимать личное участие в практических делах по защите
окружающей среды.
• Воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой,
воспитание экологического мышления и экологической культуры учащихся,
здорового образа жизни.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Пользуясь раньше обычными типовыми программами, я пришла к выводу, что они уже
не удовлетворяют потребностей и интересов детей, поэтому я решила модифицировать
существующую программу по предмету, разнообразив и усовершенствовав ее посредством
различных методов форм и приемов обучения в соответствии с сегодняшней
действительностью, экологической обстановкой и развивающимся познавательным
интересом детей. Чем раньше ребенок приобретет основные знания и умения в области
экологии, тем правильнее он будет оценивать свое «Я» в системе «Человек – общество –
планета». В настоящие время происходит резкое ухудшение экологической обстановки в окружающем мире, наблюдается низкая экологическая культура учащихся, поэтому
создается необходимость гуманного отношения к природе, и уже сегодня намечены новые
пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения школьников в окружающей среде.
Достигнуть этого можно с помощью занятий по программе «Юный эколог».
Предлагаемая программа «Юный эколог» разработана с учетом особенностей учебного
плана, современной концепции экологического образования и знаний учащихся,
приобретенных в курсе «Природоведение», «Биология растений», «Биология животных».
Программа разработана на 1 года обучения для детей среднего школьного
возраста, которая включает в себя 144 часа (4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа). По
программе занимаются 5 классов.
Методическое обеспечение.
Организуя познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, необходимо,
прежде всего, учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения,
приобретенные учащимися умения и навыки и в соответствии с этим использовать
наиболее эффективные методы, формы
и приемы. На первых этапах наиболее
целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников
ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений в
природоохранной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений
вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личные
отношения к проблеме.
Методы:
• Объяснительно – иллюстративный. Используется наглядный и дидактический материал:
коллекции беспозвоночных животных, гербарии растений, натуральные объекты (аквариум
с рыбками, комнатные растения, растения и животные в природе), различные слайды ,
плакаты, записи голосов птиц, шум дождя и др.
• Метод эвристической беседы. Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с
помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести
учащихся к самостоятельным выводам.
• Исследовательско поисковый метод. С учащимися проводиться позновательно
поисковая работа с природным материалом, с дополнительной литературой при подготовке
докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся и
сотрудничать со своими родителями.
• Метод наблюдения и сравнения. С учащимися проводятся различные фенологические
наблюдения в природе во время экскурсий, сравнение всех происходящих явлений и
выяснение их закономерностей.
• Метод эксперимента. Усиливает практические умения и навыки, позволяет выяснить
наблюдаемые явления с практической точки зрения сравнивать получаемые результаты и
делать необходимые выводы и обобщения.
• Метод проблемного обучения. Перед учащимися ставиться проблемная ситуация, через
постановку вопросов решаются проблемные задачи.
Формы:
• Экскурсии в природу.
• Практические работы по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
• Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, ролевые
игры.
• Прием психологического текста.
• Создание экологических сказок для формирования экологического сознания.
Приёмы: • Создание проблемной ситуации, где учащиеся сами находят способ ее разрешения,
излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос, делают вывод из
сложившейся ситуации, сопоставляют факты.
• Использование ТСО,
компьютерной технологии, мультимедиа – изданий,
музыкальных и литературных произведений.
Педагогические технологии:
•
•
•
•
технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения,
игровая технология,
информационно – коммуникационная.
Для реализации программы необходимы кабинет, оборудование, дидактические материалы
и техническое оснащение занятий:
Техническое оснащение занятий.
Гербарии растений разных экологических групп.
Коллекции беспозвоночных животных.
Схемы, таблицы, глобус.
ТСО (магнитофон, диапроектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, компьютер).
•
•
•
•
• Натуральные объекты: комнатные растения, аквариумные рыбки.
• Мультимедийные издания, дидактические карточки.
• Микроскопы.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать: особенности строения растений в связи со средой их
произрастания; причины многообразия живых организмов, значение живых организмов в
природе и жизни человека; последствия влияния человека на живую природу.
Учащиеся должны уметь: распознавать изученные растения и животных, выявлять
особенности их строения, связанные с условиями обитания и произрастания; проводить
наблюдения в природе и ставить простейшие эксперименты; выявлять взаимосвязи в
процессе эксперимента, наблюдений и заданной ситуации, уметь делать обобщения и
выводы. Содержание программы
Введение (4 ч.)
Теория (2 ч.)
Давайте знакомиться. Языки общения между растениями, животными и человеком. Мы учимся
понимать друг друга, природу, мир, в котором мы живем.
Практическое занятие (2 ч.)
• Составление экологических знаков
1.Осенние явления в природе (16 ч)
Теория (4 ч.)
Листопад. Осенние одежды. Осенний огород. Значение овощей в жизни человека. Овощи – родник
здоровья. Лекарственные свойства овощей. Советы грибника: ядовитые и съедобные грибы, их
характеристика и отличительные особенности.
Практические занятия (8 ч.)
«Осенние одежды». Оформление гербария.
«По грибы без лукошка». Ролевая игра.
•
•
• Конкурс «Хлеб всему голова»
• Осенний праздник урожая.
Экскурсия. (4 ч.)
• Экскурсия в осенний парк. Сбор листьев различных деревьев.
• Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе.
2.Люби и знай свой край (10 ч.)
Теория (4 ч.)
Деятельность человека как антропогенный фактор. Причины исчезновения растений Красной
книги. Охраняемые и редкие растения и животные Тамбовской области. По страницам Красной
книги.
Практическое занятие (2 ч.)
•
«Жалобная книга природы». Ролевая игра.
Экскурсия (4 ч.)
• Экскурсия в природу «Красота рядом с нами».
• Экскурсия в природу «Красота рядом с нами».
3.Здоровье человека и окружающая среда. (14 ч.)
Теория (8 ч.)
Понятие о здоровье (стойкость к болезням, закалённость, выносливость, сила).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моё здоровье. Вредные
привычки. Гигиена одежды и здоровье человека. Гигиена питания. Режим и правила питания.
Экологические продукты. Что значит правильно питаться?
Практические занятия (6 ч.)
• Диагностика и анкетирование «Влияние социальной среды на здоровье человека».
•
• Игротека на свежем воздухе «Закаливание в борьбе против вирусов».
Тест «Ваш образ жизни».
4.Зимние явления в природе (16 ч.) Теория (2 ч.)
Зимние явления в природе. Снег. Значение снега в жизни живых организмов. Приспособленность
растений и животных к жизни зимой.
Практические занятия (10 ч.)
• Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
• Определение птиц по следам на снегу.
• Определение животных по следам на снегу.
• Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»
• Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»
Экскурсия (4 ч.)
• Экскурсия в зимний парк.
• Сезонные явления в природе.
5.Птицы – наши друзья. (14 ч.)
Теория (8 ч.)
Зимующие птицы Тамбовской области. Птицы садов и парков. Хищные птицы. Совы, их значение в
природе. Как птицы предсказывают погоду .Познавательная викторина «Звёздный час юного
орнитолога.
Практические занятия (4 ч.)
• Изготовление кормушек для птиц.
• Экологический рейд «Помоги птице».
Экскурсия (2 ч.)
• Наблюдения за жизнью птиц зимой.
6. Комнатные растения.(16 ч.)
Теория (8 ч.)
Эколого – эстетическая характеристика комнатных растений и их влияние на здоровье человека.
Болезни растений. Растениям тоже нужен доктор. Растения и искусство. Цветоводство как хобби.
Практические занятия (6 ч.)
Работа с определителем комнатных растений. «Как узнать в «лицо» зелёного друга?"
•
• Паспортизация комнатных растений «Получите, друзья, документы!».
• Уход за комнатными растениями. «Как улучшить растениям условия жизни?»
Экскурсия (2 ч.)
• Многообразие комнатных растений.
7.Вода – чудо природы. (!4 ч.)
Теория (10 ч.)
Значение воды в жизни живых организмов. Водоёмы нашего
края. Вода как источник
существования и среда обитания растений и животных. Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за
стеклянным берегом. Аквариум и его обитатели. Морские обитатели среди растений и животных.
Познавательная викторина.
Практическое занятие (4 ч.)
• Составление экологических сказок о воде.
• Оформление экологических сказок оводе.
8.Планета насекомых. (12 ч.)
Теория (9 ч.)
Из истории жизни насекомых. Жуки. Священные и обычные. В мире пёстрых крыльев. Бабочки.
Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. Биология рыжего лесного муравья.
Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие виды насекомых. Практические занятия (3 ч.)
•
•
•
Работа с коллекцией и определителем жуков.
Работа с коллекцией и определителем бабочек.
Работа с иллюстрациями редких насекомых 9. Зелёная аптека. (10 ч.)
Теория (6 ч.)
История развития фитотерапии. Первые аптекарские огороды. Археологические находки. Плоды
здоровья и копилка витаминов. Целебные свойства ягод и фруктов. Аптека на грядке.
Экскурсия (4 ч.)
• Экскурсия в аптеку. Знакомство с лекарственными растениями.
• Экскурсия в аптеку. Знакомство с правилами их сбора и хранения.
10.Весенние явления в природе (16 ч.)
Теория (4 ч.)
Весенние явления в природе. Лесные доктора. Птицы весной и их роль в природе. Наши пернатые
друзья. Сезонные явления в жизни растений и животных.
Практические занятия (8 ч.)
• Экологический рейд. «Зелёные патрули в действии».
• Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.
• Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.
•
«Путешествие в лесную страну». Ролевая игра.
Экскурсия (4 ч.) Поход в природу.
Учебно – тематический план
№ п/п
Раздел
Тема занятий
Всего
часов
Теория
Практические
занятия
1. Введение.
1.1
Давайте знакомиться. Что такое
экология? Наука о доме.
Составление экологических знаков.
Осенние явления в природе.
Листопад.
Осенние одежды
Осенний огород.
Советы грибника.
По грибы без лукошка.
Осенний праздник.
Люби и знай свой край.
Красота рядом с нами.
Причины исчезновения растений и
животных.
По страницам Красной книги
Жалобная книга природы
Здоровье человека и окружающая
среда.
Влияние загрязнения окружающей
среды на здоровье человека.
Я и моё здоровье.
Влияние социальной среды на
здоровье человека.
Гигиена одежды и здоровье
человека.
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4
2
2
16
4
2
2
2
2
4
10
4
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
2
8
2
2
4
2
2
6
2 4.5
4.6
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
9.
9.1
9.2
9.3
9.4
Закаливание в борьбе против
вирусов.
Чистота – залог здоровья.
Зимние явления в природе.
Зимние портреты деревьев и
кустарников.
Значение снежного покрова в жизни
растений и животных.
Приспособленность растений и
животных к жизни зимой.
Следы птиц на снегу.
Следы животных на снегу.
Экологический рейд.
Птицы – наши друзья.
Зимующие птицы Тамбовской
области.
Звездный час юного орнитолога
Помоги птице.
Наблюдения за жизнью птиц.
Комнатные растения.
Экологическое значение комнатных
растений.
Как узнать в « лицо » зелёного
друга?
Многообразие комнатных растений
в школе.
Паспортизация комнатных растений
Болезни растений.
Уход за комнатными растениями.
Растения и искусство.
Путешествие
растениями.
Вода – чудо природы.
Значение воды в жизни живых
организмов.
Водоёмы нашего края.
Экологические сказки о воде.
Водные растения нашего края.
Животные – обитатели водоёмов.
Жизнь за стеклянным берегом.
Морские обитатели среди растений
и животных.
Знаешь ли ты водных животных?
Планета насекомых.
Из истории насекомых.
Жуки.
Бабочки.
Фабрика
комнатными
Тутовый
с
шёлка.
4
2
16
4
2
2
2
2
4
14
4
2
4
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
4
2
2
8
4
2
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
11
2
1
1
2
4
6
2
4
4
2
2
6
2
2
2
4
2
2
3
1
1 9.5
9.6
9.7
10.
10.1
10.2
10.3
10.4
11.
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
шелкопряд.
Муравьиные тайны.
Насекомые просят о помощи.
Редкие и исчезающие насекомые.
Зелёная аптека.
История развития фитотерапии.
Плоды здоровья и копилка
витаминов.
Лекарственные свойства овощей.
Экскурсия в аптеку.
Весенние явления в природе.
Роль птиц в природе
Лесные доктора.
Всемирный день Земли.
Путешествие в лесную страну.
Поход в природу.
Общее количество часов.
2
2
2
10
2
2
2
4
16
4
2
4
2
4
144
2
1
2
6
2
2
2
4
2
2
1
6
4
2
71
47
Календарно – тематическое планирование объединения «Юный эколог» (144ч.)
№ п/п
№
№
Раздел.
Тема занятий.
Количество
Дата
Примечания
часов
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ведение.
Что такое экология? Наука о доме.
Составление экологических знаков.
Осенние явления в природе.
Экскурсия в осенний парк. Сезонные
явления в природе.
Листопад.
Экскурсия в парк. Сбор листьев.
Осенние одежды. Практическая работа.
Осенний огород. Значение овощей в жизни
человека.
Лекарственные
Витамины.
Советы грибника.
По грибы без лукошка. Ролевая игра.
Люби и знай свой край.
Экскурсия в природу. Красота рядом с
нами.
Причины исчезновения растений и
животных.
Экскурсия в природу.
человека и окружающая среда.
По страницам Красной книги Тамбовской
обл.
Деятельность
овощей.
свойства
4
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
3.5 Жалобная книга природы. Ролевая игра.
4.
Здоровье человека и окружающая
среда.
Влияние окружающей среды на здоровье
человека.
Я и моё здоровье. Беседа о вреде курения.
Влияние социальной среды на здоровье
человека.
Гигиена питания. Режим дня и правила
питания.
Гигиена одежды и здоровья. Для чего и как
надо правильно одеваться.
Закаливание в борьбе против вирусов.
Игротека на свежем воздухе.
Чистота – залог здоровья. Ролевая игра.
Зимние явления в природе.
Экскурсия в зимний парк. Сезонные
явления в природе.
Экскурсия в зимний парк. Портреты
деревьев и кустарников.
Определение деревьев и кустарников в
безлистном состоянии.
Практическая
работа.
Снег. Значение снежного покрова в жизни
растений и животных.
Определение птиц по следам на снегу.
Практическая работа.
Определение животных по следам на
снегу.
Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?
Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?
Птицы – наши друзья.
Зимующие птицы садов и парков
тамбовской области.
Птицы леса. Хищные птицы.
Экскурсия в природу. Наблюдения за
жизнью птиц.
Изготовление кормушек для птиц.
Практическая работа.
Экологический рейд «Помоги птице»
Птицы – барометры.
Звёздный час юного орнитолога.
Познавательная викторина.
Комнатные растения.
Комнатные растения и их влияние на
здоровье человека.
Как узнать в «лицо» зелёного друга?
Практическая работа.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
5.1
5.21
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
7.
7.1
7.2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2 40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
8.
8.1
8.2
Многообразие комнатных
Экскурсия.
растений в школе.
Паспортизация комнатных растений.
Практическая работа.
Паспортизация комнатных растений.
Практическая работа.
Растениям тоже нужен доктор. Беседа о
болезнях растений.
Уход за комнатными растениями.
Практическая работа.
Растения и искусство. Цветоводство как
хобби.
Вода – чудо природы
Значение воды в жизни живых организмов.
Водоёмы нашего края. Практическая
работа.
Экологические сказки о воде.
Водные растения нашего края.
8.3
8.4
8.5 Животные – обитатели водоёмов.
8.6 Морские обитатели среди растений и
8.7
животных.
Знаешь ли ты водных животных?
Викторина.
Планета насекомых.
Из истории насекомых.
9.
9.1
9.2 Жуки. Практическая работа с коллекцией.
9.3
Практическая работа с
Бабочки.
коллекцией.
Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд.
9.4
9.5 Муравьиные тайны
9.6
9.7
Насекомые просят о помощи.
Редкие и исчезающие насекомые.
Викторина.
Зелёная аптека.
10.
10.1 История развития фитотерапии.
10.2 Плоды здоровья и копилка витаминов.
10.3 Аптека на грядке.
10.4
Экскурсия в аптеку. Знакомство с
лекарственными растениями.
Экскурсия в аптеку. Знакомство с
правилами сбора лекарственных растений.
Весенние явления в природе.
Экскурсия в природу «Весенний «плач»
берёзки».
Экскурсия в весенний парк. Наблюдения за
птицами. Голоса птиц.
10.5
11.
11.1
11.2
11.3 Лесные доктора. Роль птиц в природе и
жизни человека.
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
16
2
2
2 68
69
70
71
72
11.4
11.5
Всемирный день Земли. Акция «Посади
дерево».
Всемирный день Земли. Акция «Сбережём
планету».
11.6 Путешествие в лесную страну. Ролевая
игра.
Поход в природу.
Поход в природу
11.7
11.8
2
2
2
2
2
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов "Юный эколог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.