Урок общеметодологической направленности. Соответствует ФГОС.
Урок по теме "Глагол и Экология".
Цель: Повторение темы «Глагол».
Задачи: Поговорим об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в лесу. Одновременно будем повторять изученные орфограммы, работать над глаголом.
Технологическая карта + конспект урока.Технологическая карта + конспект урока
МБОУ «Кониплотническая ООШ»
Экологический урок русского языка
Составила: Азанова Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кониплотническая ООШ»
Сивинского района Пермского краяд. Большое Самылово, 2017 год
Сведения об авторе работы
Ф. И. О. автора работы: Азанова Евгения Александровна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кониплотническая основная
общеобразовательная школа».
Должность: учитель русского языка и литературы, классный руководитель в 5 классе.
Регион: Пермский край, Сивинский район.
Населённый пункт: д. Большое Самылово.
Контактный телефон: +79504408923.
Электронная почта: evgesha
. kozlova
.88@
mail
. ru
Почтовый адрес: 617248, Пермский край, Сивинский район, д. Большое Самылово, ул. Советская, 43.Дата проведения урока: 14 октября 2015 года.
Место проведения экологического урока: МБОУ «Кониплотническая ООШ»
План проведения экологического урока:
Возраст аудитории, на которую рассчитан экологический урок: 5 класс (1013 лет).
Количество участников экологического урока: 8 человек.
Учебный предмет: русский язык.
Хронометраж проведения урока: 45 минут (1 урок).Технологическая карта + конспект урока изучения экологического урока русского языка по теме «Глагол»
Этап урока
Цель этапа
Задания для учащихся,
выполнение которых приведёт к
достижению запланированных
результатов
1.Самоопределение
к деятельности
включение
учащихся в
деятельность
на
личностном
уровне
Здравствуйте, ребята! Садитесь на
свои места…
В народе говорят: «без знаний
прожить нельзя». Докажем сегодня,
что всё в наших руках. Итак,
начинаем урок русского языка.
Метод «Поздоровайся локтями».
Сядьте удобно.
Выпрямите спины.
Поздоровайтесь локтями с соседом
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Учитель
приветствует детей.
Дети приветствуют
учителя.
создаёт
Учитель
для
условия
возникновения
у
учащихся внутренней
Учащиеся выполняют
требования учителя
(приветствуют друг
друга,
дополняютАктуализация
2.
знаний
«Дерево ожиданий»
потребности
включения в учебную
деятельность,
организует игры
Учитель организует
разгадывание загадок
Учащиеся получают
список
терминов
(слов).
Отгадывая
загадки,
они
вычеркивают отгадку
в списке, при этом
должно остаться два
слова. (Это и есть
тема нашего урока)
по парте.
Улыбнитесь друг другу…
С каким настроением вы пришли
сегодня на урок? Покажите
смайлики.
Пожелайте друг другу удачи.
Метод «Дерево ожиданий».
Ребята, что вы ждёте сегодня от
урока? Напишите на «веточках» одно
ожидание и приклейте на наше
дерево ожиданий.
Ребята, сегодня у нас непростой
урок. Изучая новую тему по
учебнику, мы поговорим ещё об
одной проблеме, касающейся весь
мир. Что это за проблема, мы узнаем,
отгадав загадки (загадки на разную
тематику).
Загадки:
1. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
повторение
изученного
материала,
необходимог
о
для
открытия
нового
знания,
выявление
затрудненийв
индивидуаль
ной
деятельности
каждого
иучащегося
2. Существительное…
Прилагательное…
А где глагол?
А где частица?
Как же в них не заблудиться?
Надо, чтоб их отгадать,
Правильно вопрос задать.
(Части речи)
3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
4. Чтоб быстрей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …
(Каталог)
Постановка
3.
учебной задачи
Учитель
проговариван
ие
темы,
целей и задач
урока
Итак, все загадки разгаданы. Какие
слова у вас остались назачёркнутым?
(Глагол, экология)
Какова тема нашего сегодняшнего
урока? Какую проблему мы
рассмотрим при изучении нашей
темы?
Сформулируйте цель урока, задачи.(Цель: Повторение темы «Глагол»
и «Экология».
Задачи: Поговорим об
окружающей нас природе, о
разнообразии и жизни растений, о
пользе, которую они приносят
человеку, о необходимости
охранять и беречь растения, о
правилах поведения в лесу.
Одновременно бедем повторять
изученные орфограммы, работать
над глаголом)
Запишите в тетрадях число, тему
урока
«Глагол.
Экология»,
«Классная работа».
1. Проверка домашнего задания.
«Минутка чистописания».
Речь сегодня пойдёт о деревьях,
значит посвятим этой теме и
минутку чистописания.
Но сначала заслушаем бюро
погоды.
Опишите сегодняшний день с
помощью имён прилагательных.
Запишите предложение с
Учитель подбирает
задания, связанные с
повторением
домашнего задания
(подбор
прилагательных,
комментированное
письмо.)
Учащиеся выполняют
задания (описывают
день с помощью имён
прилагательных,
записывают
предложение
диктовку, )
под
4. Работа по теме
урока
решение
учебной
задачи
обсуждение
проекта её
решения
икомментированием:
ВЕСЕННЕЕ
СОЛНЦЕ ЗАЛИВАЕТ ВСЮ
ОКРЕСТНОСТЬ.
А теперь выберите из глаголов
(НАДВИГАЮТСЯ,
ПОЛЗУТ,
ПЛЫВУТ, НЕСУТСЯ) подходящие
и вставьте их в текст:
ПО ХМУРОМУ НЕБУ …
ТЯЖЁЛЫЕ ТУЧИ. ПО ЯСНОМУ
НЕБЯ … ЛЁГКИЕ ОБЛАКА.
В чём вы ещё затрудняетесь? Что
плохо получается?
Но перейдём к нашей теме
«Глагол». Повторим теоретические
сведения, связанные с глаголом.
Вопросы.
Что такое глагол?
Как он изменяется?
Как проверить –ТСЯ или –ТЬСЯ
пишется в глаголе?
Каким членом предложения всегда
выступает глагол?
Что вы можете сказать о глаголах с
окончаниями –ЕШЬ, ИШЬ?
Какая часть речи изменяется полицам и числам? По родам, числам,
падежам? По родам и числам?
Выборочный диктант. Какие леса
растут в нашей области?
Я прочитаю текст, а вы выпишите
по памяти глаголы, кто сколько
запомнил.
НАША
ОБЛАСТЬ
РАСПОЛОЖЕНА В ДВУХ
РАСТИТЕЛЬНЫХ
ЗОНАХ:
ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ.
ЛЕСА ЗАНИМАЮТ ОКОЛО 10%
ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ. БОЛЕЕ
ПОЛОВИНЫ
ПОКРЫТОЙ
ЛЕСАМИ ПЛОЩАДИ
(54,2%)
ПРИНАДЛЕЖИТ
ДУБРАВАМ.САМЫЕ КРУПНЫЕ
ИЗ НИХ – ТЕЛЛЕРМИНСКИЙ ЛЕС
(15000 ГА) И ШИЛОВ ЛЕС (30000
ГА).
СОСНОВЫМ ЛЕСАМ
ПРИНАДЛЕЖИТ ВТОРОЕ МЕСТО
ПОСЛЕ ДУБРАВ…
Давайте проверим!
(занимают, принадлежит,принадлежит)
Оцените себя!
А теперь вы видите текст «Первые
цветы» на слайде. Выпишите из
текста глаголы в столбик.
ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ
НАСТУПИЛА РАННЯЯ ВЕСНА.
СОЛНЦЕ ЛЬЁТ НА ЗЕМЛЮ
ТЁПЛЫЕ ЛУЧИ. ПОЯВЛЯЮТСЯ
ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ.
ЕСТЬ ЛЮБИТЕЛИ СОБИРАТЬ ИХ
В БОЛЬШИЕ БУКЕТЫ. ИЗ ГОДА В
ГОД ВСЁ МЕНЬШЕ ЦВЕТОВ
РАСПУСКАЕТ СВОИ ПЫШНЫЕ
ГОЛОВКИ.
НЕОБХОДИМО
СОХРАНЯТЬ И ОБЕРЕГАТЬ
ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ.
(наступила, льёт,появляются,
собирать, распускает, сохранять,
оберегать)
Рядом с выписанными вамиглаголами
определите их время, лицо, число.
запишите вопросы,
Давайте проверим! Кто желает? (на
оценку) Остальные проверяют в
своих тетрадях.
_ Оцените себя!
Работа с текстом (устно).
А знаете ли вы правила в лесу?
Давайте послушаем рассказ В.А.
Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой».
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. Они устали
и сели на траву отдохнуть и
пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки поели, недалеко от
них запел соловей. Очарованные
прекрасной песней, Оля и Лида
сидели, боясь пошевельнуться.Соловей перестал петь. Лида собрала
остатки своей еды и хлебные крошки
и положила в сумку.
Зачем ты берёшь с собой этот
мусор? сказала Оля. Брось в
кусты. Ведь мы в лесу. Никто не
увидит.
Стыдно... перед соловушкой, тихо
ответила Лида.
Кто правильно поступил: Оля или
Лида? Почему?
Как вы понимаете финальную
строчку рассказа?
Кто быстрее?
Условия: 2 команды, по 2 мешка.
Перед вами куча «мусора». Нужно,
как можно быстрее, собрать «мусор»
в 1 мешок, в другой – нужный
материал.. Будьте внимательны!
Учитель проводит
физкультминутку
Учащиеся выполняют
задание
6. Физкультминутка
(игровая
двигательная
переменка на уроке)
дать
возможность
каждому
ребёнку
подвигаться,
почувствоват
ь своё тело,
показатьнаучить
школьнику
значение
двигательной
активности в
жизни
человека,
видеть
многообразие
окружающег
о мира и себя
в этом мире
работать
самостоятель
но
9размышлять
о
прочитанном
)
умение
7. Самостоятельная
9с
работа
проверкой
по
эталону)
(с
Самостоятельная работа
проверкой по эталону)
Запишите загадку. Обозначьте
время, лицо и число глаголов.
Образуйте
глаголов
неопределённую форму, поставьте
вопросы.
от
ВЕСНОЙ ВЕСЕЛИТ,
ЛЕТОМ ХОЛОДИТ.
ОСЕНЬЮ ПИТАЕТ,
ЗИМОЙ СОГРЕВАЕТ.
Поверьте себя (по эталону)!8.
Включение
нового знания в
систему знаний и
повторение
закрепление
знаний по …
Оцените себя!
Наверняка вы встечали, видели
«Книги жалоб».
Что они представляют собой?
Где вы их видели?
А слышали ли вы о «Лесной книге
жалоб»?
Откройте, пожалуйста, первую
страничку «Книги…», прочитайте,
что там написано.
Итак, что это?
А кто пишет эту жалобу?
(жалоба)
(гриб)
А теперь я предлагаю вам заняться
творчеством. Я прочитаю рассказ
«Воскресенье в лесу». Вы должны
представить себя какойто вещью,
предметом и от лица этой вещи,
предмета
жалобу.
Дополнить «Лесную книгу жалоб».
написать
Воскресенье в лесу.Экологическая сказка
(Дети запаслись продуктами, взяли
компас, транзистор и поехали в
лес. Взрослых с ними не было.)
сбивали
Веселой музыкой мы оповестили лес:
мы прибыли! Знакомая дорога
привела нас к березовой роще. Стали
часто попадаться грибы. Кто срезал
грибы, кто выкручивал их, а кто и
вырывал. Все грибы, которые мы не
знали,
палками.
Привал. Быстро наломали веток и
разожгли костер. Поели и пошли
дальше. Иванов бросил банки и
полиэтиленовые мешки под кусты,
сказав: «Микробы все равно их
разрушат!» Горящие угли костра
подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какойто
птицы. Подержали теплые яички в
руках и положили обратно. Солнце
все выше поднималось над
горизонтом. Становилось все жарче.
На лесной опушке мы нашлималенького ежика. Решив, что мать
его бросила, взяли с собой – в школе
пригодится.
В лесу много муравейников. Иванов
решил нам показать, как добывают
муравьиную
кислоту.
Он настругал палочек и начал ими
протыкать муравейник.
Через
несколько минут мы уже с
удовольствием обсасывали кислые
палочки.
Постепенно набежали тучи, стало
темно, засверкали молнии, загремел
гром. Мы успели добежать до
одиноко стоящего дерева. С неба
упало несколько капель, но дождь
так
пошел.
Оживленно беседуя, мы шли на
станцию. И вдруг заметили на дороге
змею. «Это гадюка!» – закричал кто
то и ударил ее палкой. Мы подошли
к неподвижной змее и увидели у нее
на затылке два желтых пятнышка.
С охапками лесных и луговых цветов
мы возвращались домой.
не
и9.
Рефлексия
деятельности (итог
урока).
Выставление оценок
осознание
учащимися
своей
учебной
деятельности
,
результатов
деятельности
своей и всего
класса
оценка
Положите ваши «жалобы» в
«Книгу».
Вернёмся к нашему «Дереву
ожиданий».
Расскажите, осуществились ли ваши
ожидания.
Я благодарю вас за то, что вы были
собранными,
вдумчивыми,
дружными. Вместе мы справились с
задачами урока.
Покажите с помощью смайликов, с
каким настроением вы уходите с
урока
Список литературы:
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
2. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4
классавт.сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013.
4. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. 14 классы. – М. ВАКО, 2009.
5. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, л.А.
Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. 5е изд. – М.: Просвещение, 2015.
6.