I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная орфография» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучающихся 6-х классов.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная орфография» способствует развитию познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном орфографическом материале расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что орфография не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель данной программы заключается в том, чтобы помочь обучающимся 6 класса разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации с помощью изучения истории языка, систематизировать знания учеников по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.
Задача данной программы – воспитывать интерес к родному языку, его истории, научить видеть взаимосвязь языковых явлений, помочь обучающимся совершенствовать основные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развить способности учеников осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать собственные мысли, учитывая условия общения, подготовить школьников к предметной олимпиаде.
Программа «Занимательная орфография» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
II Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная орфография» Ученик научится:
•соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощьюграфических символов);
•обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;использовать ее в процессе письма.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения орфографии школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной орфографии» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной орфографии» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Содержание.
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
2. Овладение орфографической зоркостью. Соблюдение основных орфографических норм вписьменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Формы организации работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Лист корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности
«Занимательная орфография»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.