Курсовая» Дидактические игры на уроках математики»
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике
1.1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса
Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе
2.1. Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ
2.2. Опытно-экспериментальная работа. Анализ ее результатов
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. На то, чтобы уроки были интересными и занимательными, у учителей не хватает времени. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, которые используется для развития познавательного интереса.
Цель: подбор дидактических игр, развивающих познавательный интерес.
Задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;
- разработать конспекты уроков с использованием дидактических игр, их провести и проанализировать;
- провести анализ опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является игровая учебная деятельность на уроках математики.
Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса учащихся 5 и 6 классов на уроках математики.
Гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие познавательного интереса у учащихся.
Игра – это феномен культуры. Она обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Еще А.С.Выготский подчеркивал, что «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде». Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей и учителей, подчеркивая, что создаваемые дидактические игры имеют функции интенсивного развития детей.
Дидактические игры, как уже отмечалось, в частности познавательные, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
В своей работе я показывю всю важность дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования игр на уроках математики в 5 и 6 классах. Прежде чем использовать игру на уроке, необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике
1.1. Психолого-педагогическое обоснование понятия
«познавательный интерес»
Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Интерес – сложное понятие, которое можно рассмотреть с позиций разных групп авторов. В переводе с латинского языка слово «интерес» (interest) означает «имеет значение, важно ».
Филологи дают следующее определение: «Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность».
С точки зрения психологов: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней».
Значит, каковы бы ни были трактовки этого понятия, можно сказать, что значение интереса велико. Интерес побуждает к овладению знаниями, заставляют учеников активно работать, преодолевая трудности и препятствия.
Познавательный интерес – более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении учащихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Интерес имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные – так и объективные, и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя – быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм определяет понимание учителем места познавательного процесса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса.
Такой подход к познавательному процессу как внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, что особо важное и значительное в обучении нужно представить в интересной для учеников форме. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы).
1. Познавательный интерес раньше других осознается школьником. «Интересно» – «неинтересно» – основные критерии его оценки. На вопрос «Что тебе нравится в школе?» значительная часть отвечают: «Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое».
2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.
3. Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его развитием.
4. Познавательный интерес является звеном в процессе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, мотивами самоутверждения. Это необходимо учитывать, развивая познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяются уровни развития познавательного интереса: 1 – низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. [См. приложение 1]Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Рассмотрим наиболее эффективный путь развития познавательно интереса к математике посредством задач. Выделим условия, которые необходимо соблюдать учителю при развитии интереса:
· владение понятием познавательный интерес(учителю необходимо знать, что такое «познавательный интерес», различать уровни развития данного интереса у учащихся);
· учет возрастных и индивидуальных особенностей;
· содержание задачи (задачи должны иметь интересное содержание, то есть формулировку и путь решения задачи);
· трудность задачи (следует учитывать, что при достаточно высокой трудности интерес к решению задачи снижается);
· свойство локальной устойчивости задачи (интерес к какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).
Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: развитие познавательного интереса к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.
Таким образом, развитие познавательных процессов школьников основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию результативности образовательного процесса.
Для развития познавательного интереса на уроках математики используется дидактическая игра. Остановимся на этом подробнее.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
5.1. №1118 (устно)
5.2. №1117 (по цепочке у доски)
5.3. №1120 (а,б-учителем у доски; в,г- самостоятельно)
6. Домашнее задание: п.30 №1139(а), №1140, №1141
7. Итог урока (вопросы после параграфа).
Самоанализ
На уроке были использованы метод объяснения материала учителем. Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «Математическая эстафета». В данной игре важным стимулом является элемент соревнования. Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети активно решали примеры, чтобы быть первыми. Большинство учеников пришли к правильному ответу, но трое из них были самыми быстрыми и все правильно решили. Они были награждены грамотами победителей. Для остальных ребят это послужило стимулом к тому, чтобы в следующий раз быть первыми. Данная игра настроила детей на работу. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. План был выполнен. Итог урока подведен.
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.
3. Изучение нового материала
3.1. Объяснение учителем
3.2. Работа в группах
4. Закрепление изученного материала
4.1. № 1184 (у доски с полным объяснением)
4.2. №1186 (по цепочке у доски)
4.3. №1187 (4 человека у доски, остальные в тетрадях)
4.4. №1188 (самостоятельно)
5. Домашнее задание: №1228(а, б, в) №1229(а, б, в) №1230
6. Итог урока: вопросы после параграфа
Самоанализ
На уроке были использованы метод объяснения нового материала учителем, групповая форма работы. Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «В мире животных». Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети активно решали примеры, чтобы узнать какую высоту, длину и массу тела имеет африканский слон. Большинство учеников пришли к правильному ответу, но некоторые не могли перевести сантиметры в метры. Игра носит познавательный характер, так как во время игры дети получают дополнительные знания. Данная игра настроила детей на работу. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. План был выполнен. Итог урока подведен.
На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Класс делится на команды по 6 человек. Каждый ученик решает по очереди свой пример, и записывает ответ на своей «ступеньке». Шестой ученик ответы складывает. Результат записывает в треугольник.
0,7+8= ?
11,2+4=
7,3+6,7= +
+
0,3+5=
+
1,5+2,3= +
1. Работа по теме урока
1.1. №1203 (устно)
1.2. №1207 (у доски)
1.3. №1211 (2 человека у доски, остальные в тетрадях)
1.4. Задание на карточке
2. Домашнее задание №1236(в, г) №1240
3. Итог урока. Самостоятельная работа
Самоанализ
На уроке была использована групповая форма работы. Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «Умная лесенка». Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети активно решали примеры, чтобы как можно быстрее решить пример и передать эстафету другому ученику. Групповая форма помогла организовать детей. Во время игры развивала умение работать в группе. Данная игра настроила детей на работу. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. План был выполнен. Итог урока подведен. Самостоятельная работа дала следующие результаты: «5»- 12, «4»- 8, «3»- 4, «2»-нет.
Конспект урока по теме «Приближенные значения чисел. Округление чисел»
Цели урока: - развитие познавательного интереса учащихся
путем использования дидактических игр на уроке;
- формирование умения выполнять арифметические действия
с десятичными дробями;
- формирование умения работать в парах и микрогруппах;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки
Ход урока
1.Устная работа.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш лежит в средневековый город на рыцарский турнир.
Перед дальней дорогой необходимо подкрепиться. А так как мы отправимся в математический город на математический рыцарский турнир, то нам необходимо подкрепиться знаниями.
Повторение теории по пунктам 30-32 учебника.
Вопросы: 1). Какие обыкновенные дроби можно записать в виде десятичных дробей?
2). Как определить количество цифр после запятой в десятичной записи
дроби?
3).Назовите первые 4 разряда после запятой в десятичных дробях.
4). Сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей.
5). Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
Хорошо, молодцы!Ну, а теперь можно и в путь!
2.Игра: «Рыцарский турнир».
1). Попасть в средневековый город непросто. Чтобы преодолеть временное пространство, необходимо пройти через математический лабиринт.
Время на прохождение лабиринта у вас ограничено; первые три человека, прошедшие лабиринт будут тремя рыцарями –участниками рыцарского турнира, все остальные – это их команда.
Учащимся предлагается задание «Математический лабиринт»
Математический лабиринт.
Вход в лабиринт: задание № 1
Выход из лабиринта: ответ совпадает с номером задания.
№ 1. Выполните действия: 8,65 - 5,7 + 1,05
№ 2. Решите уравнение: ( х + 1,7 ) – 3,3 = 0,4
№ 3. Решите задачу:
Расстояние между городами 120 км. Из городов навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста со скоростью 13,6 км/ч и 10,4 км/ч соответственно. Через сколько часов они встретятся?
№ 4. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 0,4 м, ВС больше АВ на 0,65 м, но меньше АС на 0,5 м.
№ 5. Вычислите: ( 24,67 + 15,33 ) : ( 88,9 – 68,9 )
( Примечание: Ключ к лабиринту: № 1 № 4 № 3№ 5 № 2 ).
2). Рыцарский турнир: «Кто быстрее?». Математическая эстафета.
Бланк с заданием получают ученики, сидящие за первой партой. Каждый решает одно задание и передает назад. Ученики, сидящие за последней партой, называют окончательный ответ.
1 вариант.
|
|
2 вариант.
|
|
3).2.рыцарский турнир: «Кто дальше?».
Рыцари – участники соревнования по стрельбе из лука. Сначала с помощью жеребьевки определяем номер лука. Далее надо найти значение выражения, соответствующего данному номеру. Полученный ответ будет определять дальность полета стрелы каждого участника. Отметив положение стрелы на числовом луче, определите, кто победил!
Каждая парта получает бланк с соответствующим заданием. На доске (или с помощью кодоскопа) изображен числовой луч, на котором цветными магнитами первые выполнившие задание отмечают полученные числа.
Бланк с заданием:
II рыцарский турнир:«Кто дальше? ».
1). Методом жеребьевки определите номер своего лука со стрелой.
2). Найдите значение выражения соответствующего указанному номеру.
3). Полученный ответ определяет дальность полета стрелы каждого
участника.
4).Отметив положение стрелы на координатном луче, определите, кто победил.
№ 1. ( 6.42 + 4,9 ) + ( 17,26 – 16,08 )
№ 2. 2 + ( 2,82 + 4,36 ) – ( 0,67 + 3,41 )
№ 3. ( 25,9 - 6,2 ) – ( 19,374 + 4,626) : 3
№ 4. ( 42,75 – 37,26 ) + ( 17,32 – 12,31 ) +
№ 5. 3 - ( 6,03 + 4,27 ) – ( 3,7 + 1,2 ) -
4). 3. рыцарский турнир: «Самый зоркий».
Расшифруй слово. Что оно означает?
Учащиеся получают бланк с заданием, на котором зашифровано два слова (1 и 2 варианты).
Ответы: Мицар и Алькор - звезды в созвездии Большой медведицы.
С помощью кодоскопа рассмотреть изображение Большой медведицы и расположение указанных звезд.
Бланк с заданием:
III рыцарский турнир: «Самый зоркий!».
1 вариант.
Расшифруйте слово! Что оно обозначает?
Р( у – 3,7 ) – 1,8 = 4,7
М ( 2,9 + х ) – 3,5 = 4,5
И14,08 – ( 52,3 – х ) = 1,003
А 6,793 х + 0,007 х + х = 7042
5,1 |
39,223 |
4,6 |
1006 |
10,2 |
2 вариант.
Расшифруй слово! Что оно обозначает?
Ь 13,2 - ( 5,7 + х ) = 3,9
О ( 39,4 – х ) + 2,004 = 27,03
А 6,793 х + 0,007 х + х = 7042
К 3,97 х + 20, 4 х + 0,63 х = 5050
Л ( 52,3 – х ) – 4,08 = 17,3
1006 |
30,92 |
3,6 |
202 |
14,374 |
10,2 |
4.. Итог урока.
Ну, вот и закончился рыцарский турнир. Победитель -
В ходе нашей игры мы повторили сложение и вычитание десятичных дробей, решение уравнений, построение точки на числовом луче.
Пора возвращаться домой из средневековья. Но чтобы вернуться, нужно разгадать анаграммы:
ТАМЕЛЬНАЗЕН (знаменатель)
ИЛЕТСИЧЛЬ(числитель)
ИНОЖЕЛЕС (сложение)
ИВЕТЫЧАНИ(вычитание)
ОДАНОТИКАР(координата)
БОРЬД(дробь)
Молодцы!
1. Домашнее задание (подготовиться к контрольной работе).
Самоанализ
Урок-игра «Рыцарский турнир» начинается с устной работы, где идет объяснение правил игры. Четко были сформированы тема, цели и тип урока. Все учащиеся были хорошо подготовлены к уроку, легко включались в работу. На уроке использовалась наглядность, кодоскоп. Время было распределено рационально. Все учащиеся были вовлечены в работу. При помощи игр у детей автор развивала внимание, память, интерес к математике через использование различных видов заданий. Чередовались письменные виды деятельности с устными. За счет смены видов деятельности обеспечивалась высокая работоспособность учащихся на уроке. Урок был эмоционален и спокойно завершен.
Таким образом, применение дидактических игр на уроках помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, интереса. В этих играх важным стимулом является элемент соревнования, так как в соревнованиях проявляются активность ученика и воля к победе. Дидактические игры хорошо сочетались с серьезным учением.
2.2. Опытно-экспериментальная работа. Анализ ее результатов
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент.
2) Формирующий эксперимент
3) Контрольный эксперимент.
Цель исследования: убедиться в эффективности использования различных видов дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики.
Исследование проходило на базе МОУ «СОШ с. Старые Озинки». Были взяты два класса: 5 - экспериментальный и 6 – контрольный.
В 5 классе учатся 4 человека: 3 мальчиков и 1 девочек. Класс занимается по учебнику Мерзляка А.Г. .Математика 5 класс.
В 6 классе учатся 5 человек: 3 мальчиков и 2 девочек. Класс также занимается по учебнику Жохова В.И. Математика 6 класс.
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках математики на исходном этапе эксперимента.
1.1. Анкетирование экспериментального класса
Учащимся была предложена следующая анкета:
Фамилия, имя
1) какой предмет в школе тебе больше всего нравится?
2) Ты быстрее решаешь устно или письменно?
3) Нравится ли тебе, когда на уроке математики проводят игры?
4) Тебе больше нравится выполнять задания по русскому языку, литературе или по математике?
5) На какой бы урок ты опоздал? (русский, математика, литература)
Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось 1 и 5 вопросам, 3 и 4, 2 вопросы дополняли ответ. Проанализировав протокол, были выявлены следующие результаты.[См.приложение 2]
У 42% учащихся экспериментального класса низкий уровень заинтересованности в математике. Учащимся не нравятся уроки математики, наблюдается познавательн6я инертность. Не стремятся разобраться в трудных вопросах. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения. Полная бездеятельность при затруднениях, отсутствие интереса к математике.
У 38% учащихся контрольного класса низкий уровень заинтересованности к математике. Учащимся не нравятся уроки математики, наблюдается познавательн6я инертность. Не стремятся разобраться в трудных вопросах. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения. Полная бездеятельность при затруднениях, отсутствие интереса к математике.
1.3. Анкетирование Григорьевой Т.М. и Ляляева С.Н. – учителей математики 5 и 6 классов.
Цель: выявить, как ведётся учителями работа по применению дидактических игр на уроках математики.
Учителям была предложена следующая анкета:
1) Проводите ли вы игры на уроках?
2) Если да, то, как часто (ответ подчеркнуть)
а – на каждом уроке
б – 3-4 раза в месяц
в – если остается лишнее время
3) На каком этапе урока проводятся вами дидактические игры? (ответ подчеркнуть)
а – при устном счете
б – при подготовке к изучению нового материала
в – при ознакомлении с новым материалом и при закреплении
г – при контроле знаний, умений и навыков
4) Что такое, по вашему мнению, познавательный интерес к предмету?
5) В чем состоит задача учителя в повышении интереса у учащихся к урокам математики?
|
Григорьева Тамара Михайловна |
Ляляев Сергей Николаевич |
1 вопрос |
Да |
Да |
2 вопрос |
Если остается время на уроке |
Если остается время |
3 вопрос |
При устном счете, при проверке знаний, умений и навыков |
При устном счете |
4 вопрос |
Познавательный интерес побуждает к овладению знаниями, заставляет учеников работать, преодолевая трудности и препятствия |
Познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в стремлении учащихся к овладению знаниями |
5 вопрос |
Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках различных интересных моментов, в побуждении детей к изучению математики. |
Использовать на уроках, игровые моменты, интересные задания с целью повышения интереса. |
Анализ анкет показал, что учителя используют на уроках математики игры, однако игры проводятся не систематически из-за нехватки времени. В основном учителя используют игры при устном счете и при проверке и оценке знаний, умений и навыков. По мнению учителей, познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в побуждении к овладению знаниями, в стремлении учащихся работать, преодолевая трудности и препятствия. Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках математики игр, игровых моментов, в подборе к уроку интересных заданий с целью повышения интереса к уроку.
1.4 Наблюдение за работой учащихся на уроке математики
Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального и контрольного классов активны на уроках математики.
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы,
В графу «средне активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные наблюдения занесены в протокол, в результате которого получено следующее. [См. приложение 4]
Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось, что большая часть класса, а именно 49% не проявляют интереса к урокам математики, 30% проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 21% активно участвуют в работе на уроках математики
Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе. Данные наблюдения занесены в протокол, в результате которого получено следующее. [См. приложение 4]
В исследовании принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 44% не проявляют активность на уроке математики, 33% частично активны на уроке и только 23% активно работают на уроке математики.
таблица 5 и 6 классов по данным наблюдения
На основании анкетирования и наблюдения учеников, можно сделать вывод, что интерес у детей экспериментального и контрольного классов на уроках математики не высок.
1.5. Проверочная работа по теме «Обыкновенные дроби».
Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков после изучения темы «Обыкновенные дроби».
Учащимся 5а и 5б была предложена следующая контрольная работа, разработанная экспериментатором:
1.Найдите значение выражения
а) + - ;б) 8 - (3 + 2);в) (8- 7) + 3
2. В гараже 45 автомобилей. Из них - легковые. Сколько легковых автомобилей в гараже?
3. Выполните действия:
а) 5 - 1; б) 3 + 1; в) 5 + 5.
4. Решите уравнение: а) 3 - х = 1; б) ( у - 8) + 1.
5. Какое число надо разделить на 8, чтобы частное равнялось 5?
Критерии оценки проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
5 баллов – «5»отлично
4 балла - «4»хорошо
3 балла - «3»удовлетворительно
2 балла – «2»неудовлетворительно.
Проанализировав протоколы проверочной работы экспериментального и контрольного классов, получены следующие результаты. [См. приложение 6,7]
Таким образом, в результате сравнения полученных данных проверочной работы, выявлено, что контрольный класс находится на более высоком уровне сформированности вычислительных умений и навыков, чем экспериментальный класс.
Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:
-5 и 6 классы работают по одинаковой традиционной программе;
-классы примерно равны по возрастным показателям;
-интерес у классов на уроках математики не высок;
-уровни сформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальный класс отстает от контрольного класса).
На этой основе сделан следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на развитие уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков вычислений при помощи проведения работы с дидактическими играми в различных их видах и на разных этапах урока.
5 – экспериментальный класс, где будем проводить формирующий эксперимент, 6 – контрольный класс.
2. формирующий эксперимент.
Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи: - подобрать различные виды дидактических игр;
- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики;
- провести данные виды дидактических игр в экспериментальном классе.
На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, были взяты различные виды дидактических игр на разных этапах урока.
Цель дидактических игр: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Дидактические игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность. Проведенные игры представлены в 2.1. Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ.
Вывод: Проводимые виды дидактических игр вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Проводя дидактические игры, особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.
3. Контрольный эксперимент.
В качестве контрольного эксперимента автор использовала наблюдение и контрольную работу по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей ».
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия развития познавательного интереса к урокам математики, а так же выявление того, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков.
3.1. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики
Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального класса активны на уроках математики, чем дети контрольного класса.
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы,
В графу «средне активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 8]
Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось, что 30% учащихся активны на уроках математики, 47% средне активны и лишь 23% пассивны на уроках математики.
Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе. Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 9]
В исследовании принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 40% не проявляют активность на уроке математики, 38% частично активны на уроке и только 22% активно работают на уроке математики.
Как видно на диаграмме, учащиеся 5а класса после проведенного эксперимента стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась работа на развитие познавательного интереса с помощью дидактических игр.
3.2. Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей »
Цель: определить уровень сформированности вычислительных умений и навыков после изучения темы «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием на уроках дидактических игр.
Учащимся 5 и 6 была предложена следующая контрольная работа, разработанная экспериментатором:
1. Сравните числа: а) 7,189 и 7,2; б) 0,34 и 0,3377; в) 4,2 и 4,196.
2. Выполните действия: а) 61,35 - 49,561 – (2,69 + 4,01)
б) 1000 – (0,72 + 81 – 3,968).
3. Скорость теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость течения 2,8км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
4. Округлите числа: а) до сотых: 3,062; 4,137; 6,455;
б) до десятых: 5,86; 14,25; 30,22
в) до единиц: 247,57 и 376, 37.
Критерии оценки проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
4 балла – «5»отлично
3 балла - «4»хорошо
2 балла - «3»удовлетворительно
1 балл – «2»неудовлетворительно.
Данные по итогам контрольной работы зафиксированы в таблицу. [См. приложение 10,11]
Таким образом, было выявлено, что вычислительные навыки сформированы лучше у детей экспериментального класса. Заметно развитие познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом. В этом помогли дидактические игры.
Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.
В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Мною изучено 25 источников учебно-методической литературы, подобрано 12 игр по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 и 6 классе и проанализировано 12 конспектов по данной теме. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены. Гипотеза дала положительный результат.
Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Данная работа может стать методическим пособием для студентов КПУ, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков математик
Литература
1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.
2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.
3.Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.
4.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.
5.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.
6.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
7.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
1. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.
2. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.
3. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.
4. Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.
5. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.
6. Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 1981.- 371с.
7. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.- 345с.
8. Минаева, С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 128с.
9. Минскин, Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1982.- 192с.
10. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. М., 1997. – 876с.
11. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.
12. Спивановская, А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981.- 123с.
13. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с.
14. Финько, З. Игровые уроки 5-6 классы // Математика. – 2001. - №23. – 34с.
15. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240с.
16. Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 1994. – 381с.
17. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 156с.
18. Шукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 245с.
Уровни развития познавательного интереса |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокая познавательная самопроизвольная активность |
Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя |
Познавательная инертность |
Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах. |
Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Понимание сущности познания только при помощи учителя |
Эпизодический интерес к эффектным занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности. |
Интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности. |
Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений. |
Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения. |
Стремление к преодолению трудностей. |
Преодоление трудностей с помощью других, ожидания помощи. |
Полная бездеятельность при затруднениях. |
Посвящение свободного времени предмету интереса. |
Эпизодические занятия предметом интереса. |
Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности |
Приложение 2
Протокол анкетирования экспериментального класса
Фамилия, Имя |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
Сулин Данила |
Математика |
Устно |
Да |
Математике |
Литература |
Кулибабин Багдан |
Изо |
Устно |
Да |
Литературе |
Математика |
Уразаков Камиль |
История |
Устно |
Да |
Литературе |
Математика |
Арестанова Элина |
Русский |
Устно |
Нет |
Русскому |
литературу |
Приложение 3
Протокол анкетирования контрольного класса
Фамилия Имя |
1 вопрос |
2 вопрос |
3вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
Байбусинов Асланбек |
Математика |
Устно |
Да |
Математике |
Русский |
Туйгушев Эмиль |
Изо |
Устно |
Да |
Русскому |
Математика |
Залазаев Юра |
Технология |
Устно |
Да |
Литературе |
Математика |
Брызгалова Анжелика |
Математика |
Письменно |
Да |
Математике |
Русский |
Брызгалова Елена |
История |
Устно |
Нет |
Русскому |
Математика |
Приложение 4
Протокол наблюдения экспериментального класса
Фамилия |
Устныйсчет |
Изучение нового материала |
Закрепление изученного материала |
|
Сулин |
+ |
+ |
- |
Средне активна |
Уразаков |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Кулибабин |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Арестанова |
- |
- |
- |
Пассивен |
Приложение 5
Протокол наблюдения контрольного класса
Фамилия |
Устный счет |
Изучение нового материала |
Закрепление изученного материала |
|
Байбусинов |
+ |
- |
+ |
Средне активен |
Туйгушев |
+ |
+ |
+ |
Активен |
Залазаев |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Брызгалова А |
+ |
+ |
+ |
Активен |
Брызгалова Е |
- |
- |
- |
Пассивен |
Приложение 6
Протокол проверочной работы экспериментального класса
Фамилия |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Отметка |
Сулин |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
Уразаков |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Кулибабин |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Арестанова |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2 |
Приложение 7
Протокол проверочной работы контрольного класса
Фамилия |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Отметка |
Байбусинов |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
Туйгушев |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Залазаев |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Брызгалова А |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Брызгалова Е |
+ |
- |
+ |
- |
- |
2 |
Приложение 8
Протокол контрольного наблюдения экспериментального класса
Фамилия |
Устныйсчет |
Изучение нового материала |
Закрепление изученного материала |
|
Сулин |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Уразаков |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Кулибабин |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Арестанова |
+ |
+ |
|
Средне активен |
Приложение 9
Протокол контрольного наблюдения контрольного класса
Фамилия |
Устный счет |
Изучение нового материала |
Закрепление изученного материала |
|
Байбусинов |
+ |
- |
+ |
Средне активен |
Туйгушев |
+ |
+ |
+ |
Активен |
Залазаев |
+ |
+ |
+ |
Активна |
Брызгалова А |
+ |
+ |
+ |
Активен |
Брызгалова Е |
- |
- |
- |
Пассивен |
Приложение 10
Протокол контрольной работы экспериментального класса
Фамилия |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
Отметка |
Сулин |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Уразаков |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Кулибабин |
+ |
- |
+ |
+ |
4 |
Арестанова |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
Приложение 11
Протокол контрольной работы контрольного класса
Фамилия |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
Отметка |
Байбусинов |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
Туйгушев |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Залазаев |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Брызгалова А |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Брызгалова Е |
+ |
- |
+ |
- |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.