КУРСОВАЯ РАБОТА Художественные возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников
Оценка 4.6

КУРСОВАЯ РАБОТА Художественные возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников

Оценка 4.6
doc
22.01.2021
КУРСОВАЯ РАБОТА Художественные возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников
КУРСОВАЯ РАБОТА Художественные возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников.doc

Министерство образования и науки Челябинской области
      ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1








 

Курсовая работа
     
Художественные возможности            декупажа в кружковой  деятельности       младших школьников


                                                                                           
                                                                                             







                                                                                    
Выполнила: Залескис Любовь
                                                                 
студентка 35 группы
                                                                    
специальность 050146
                                                                                       
Руководитель: Чернышева С.А.





                                                      






                                                          
                                                                 
Содержание
                                                                                                                          
стр.

Введение……………………………………………………………………………….....3                                                                                                                        
Глава 1. Изучение художественных возможностей декупажа
…………………….5                                                         
в кружковой деятельности младших школьников.
1.1.История возникновении техники декупажа. ……………………………………….5
1.2.Современное использование техники декупажа. …………………………………..8
1.3.Использование техники декупажа в кружковой работе
 младших школьников (техники безопасности). ………………………………………29
Заключение........................................................................................................................34
Список литературы……………………………………………………………………..35




















                                                          Введение
    
Актуальность выбранной нами темы обусловлено тем, что одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности учебного процесса как важнейшей составляющей обучения.
     По мере модернизации российского образования, появляется необходимость в учителе, способном с учётом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования, выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитать их результаты, создавать свою педагогическую концепцию, основы которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в силу творческого педагогического труда.

           По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества[4,c. 256].
     Уроки технологии включают в себя неиссякаемые возможности для всестороннего развития младшего школьника и творческих возможностей учителя. Однако учителя начальных классов сталкиваются с такими трудностями, как устаревшие программы, слабая материальная база, не разработанность методик обучения, основывающихся на активизации учебной деятельности ученика. Поэтому в системе технического образования начальной школы наблюдается противоречие между широкими возможностями, которые представляют различные материалы и современная литература с одной стороны и недостаточным их использование на уроках технологии с другой.
    Данное противоречие позволило нам определить тему нашей курсовой работы: «Художественные возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников».
     Определяя тему нашей курсовой работы, мы хотели бы  показать насколько могут быть доступными и простыми способы повышения вариативности тем, начальной школы, при творческом использовании  декупажа. Декупаж - одна из самых любимых детьми техник, позволяющая относительно быстро создавать яркие изделия в виде открыток и подарков[7,c. 156]. Быстрота результата даёт возможность  ученику создать полноценное изделие на уроке, пережить состояние успеха, почувствовать себя талантливым.          .
     Декупаж – это один из видов аппликации (от лат. «приклеивать»), эта техника просто завораживает ребёнка. Создаётся  иллюзия росписи, выполненной настоящим художником. Это повышает самооценку ребёнка, способствует развитию интереса учащихся и воспитывает творческую активность и самостоятельность в труде. Приобретая умения и навыки работы в технике декупажа, учащиеся даже младших классов могут создавать уникальные и эффектные предметы своими руками[9,c. 64].                            .
      Опираясь на всё выше сказанное, мы определили тему нашей курсовой работы: «Художественных возможностей декупажа в кружковой деятельности младших школьников».                                            .
       Цель: изучить художественные  возможности декупажа в кружковой деятельности младших школьников.                                         
.
      
Для выполнения поставленной цели мы поставили следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по интересующей нас проблеме;
- на основе  изучений литературы раскрыть возможности направления традиционного и современного  декупажа;                                                   .
- обобщить и систематизировать информацию о технологии декупажа в кружковой деятельности младших школьников;

     - сделать выводы о целесообразности использования техники декупажа в кружковой деятельности младших школьников.                                            .
      При исследовании вопроса использовались следующие  методы теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;                           .
- анализ и сравнение точек зрения учёных;                                    .
- систематизация материала;                                                               .
- обобщение материала.                                                  .








     Глава 1. Изучение художественных возможностей декупажа в кружковой деятельности  младших школьников .                                                        .
    1.1.История возникновении техники декупажа.                                 
.
                                                        
Невозможно представить наш быт без множества необходимых предметов: мебели, посуды, тканей, ваз для цветов, украшений и т.д. Те из них, которые, выполняя практические функции, одновременно обладают эстетическими качествами, относятся к             произведениям декоративно-прикладного искусства.                .

     Известный советский психолог Л.С. Выгодский утверждает: «Декоративно-прикладное искусство - это художественно выполненные предметы быта, убранства (улиц, помещений), а также предметы предназначенные для украшения человека (ювелирные изделия)»[9,c. 75].

     «Декоративное» по- латыни означает «украшать», а «прикладное» - указывает на практическую полезность созданных этим искусством предметов. Воздействие этого искусства постоянно, так как оно формирует предметную среду, в которой живут люди.

Декоративно-прикладное искусство возникло в процессе трудовой деятельности людей и непосредственно связано с их повседневной жизнью и многообразными потребностями. Первые произведения прикладного искусства встречаются в каменном веке. Вплоть до эпохи Возрождения оно существовало и развивалось в форме домашнего ремесла, а потом - народных художественных промыслов в деревне, цеховых и ремесленных организаций в городе. Народные художественные промыслы сохранились до наших дней. Некоторые из них имеют многовековую историю и уходят в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма многообразны. Создаваемые ими произведения - это предметы убранства и украшения. С ними в дом человека приходит радость и красота. Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно и включает в себя много жанров. Они определяются или практическим назначением вещи (мебель, посуда, ювелирные изделия); или характером исполнения (художественная вышивка, резьба, роспись, ткачество); или материалом, из которого сделана вещь (металл, кость, текстиль, керамика). Специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративно-прикладное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение, оно охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Л.С. Выгодский считает, что современный учитель должен с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов декоративного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного творчества, воспитания высоких моральных качеств трудолюбиях[9,c. 75].

   Одним из современных и популярных способов декорирования изделий
является разновидность аппликации – декупаж. Декупаж (от французского decoupage - «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов[6,c. 70]. Это особенная аппликация покрыта лаком и выглядит, как роспись. Наверно, это самый лёгкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффективные предметы своими руками[3,c .127].

    Китайские крестьяне в XII веке. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.                                                                                   .
    Техника вырезания иллюстраций или полосок из бумаги без какой-либо отделки и их использования для украшения существовала уже в Средние века, когда монахи –переписчики облагораживали таким образом свои рукописи. История декупажа берёт своё начало от увлечения особой техникой, которая была распространенна при европейских королевских дворах. Она пришла из Китая в
XI веке  и в XVI столетии особенно утвердилась в Европе как искусство лакирования. Эта техника представила свой очень сложный процесс, в результате которого предметы и другие поделки превращались в дорогостоящие изделия с художественными украшениями, покрытыми десятками слоёв очень  блестящего  глянцевого лака.                                                                                                Стоимость китайских лакированных изделий была такой высокой, а их производство было таким дорогим, что не покрывало существующего спроса.
     К середине
XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались синтементальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сцен, фигурок и ангелочков.  Пик  увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшения инкрустациями в китайском или японском стили. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака. Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было  значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры[1,c. 3].                                                                                 Декупаж был очень моден при дворе французского Людовика XVI. Мария Антуанетта и её  придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции. Декупаж использовали в своих работах знаменитые европейские художники, такие как  Матисс и  Пикассо[9,c. 72].                                                                              .
    В России всплеск интереса к декупажу возник  в начале 21 века, однако эта техника в нашей стране пока не получила подлинно массового распространения. Но интерес к этому виду декоративно – прикладного искусства очень быстро растет, так как разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее; а использование различных техник, таких как марморирование, патинирование, кракелюр, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор[4,
c. 16]. Современные технологии позволяют выполнять декупаж из ткани и на тканях, кроме этого появились компьютерные инновации, позволяющие использовать  трёхмерный декупаж, выполненный с помощью картинок, отпечатанных на принтере. Но самым популярным материалом были и остаются трёхслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.

    Достоинства салфеточной техники очевидны: доступность, обилие фактур, расцветок и невысокая стоимость.







1.2.Современное использование техники декупажа
     
На сегодняшний день вещи «ручной работы» невероятно популярны, модно дарить уникальные подарки, необычно украшать одежду и предметы интерьера. Сложно не поддаться свежему веянию, и вот в душе уже зарождается сильное желание создавать красоту своими руками[8,c.465]. Самый легкий способ достичь потрясающего результата при создании эксклюзивных и эффектных предметов «ручной работы» без длительной художественной подготовки – это познакомиться с декупажем. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, эти  самые обычные декоративные салфетки, превращаются в аппликации для декупажа.   Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками[11,c.72].
Для выполнения работы вам потребуется:
1. Объект для декорирования.
2. Ножницы.
3. Бумага с картинками для вырезания.
4.  Клей.
5. Кисти.
6. Карандаш и скотч.
7. Различные лаки и краски для покрытия:
8. Блестки.













1. Вырезание из салфетки. Прежде всего, сначала  вырежьте интересующую вас фигуру вместе с куском салфетки, чтобы можно было примерить его к наклеиваемой основе, перемещая во всех направлениях[18].


2. Если вырезанный элемент накладывается на цветную подложку, которая хотя бы слегка отличается цветом от салфетки, или же сама основа салфетки интенсивного цвета, нужно соблюдать особую точность вырезания. Вы должны строго следовать по контуру рисунка, точно так же, как и при вырезании из бумаги.


















3. После вырезания осторожно отделите тонкий декоративный слой салфетки от основы.

4. Если разделение затруднительно, вы можете слегка смазать клеем пальцы и, когда клей почти высохнет, захватить оба слоя таким образом, как это показано на фото[18].














Наклеивание салфеток.

1. Для наклеивания (наклеивается, естественно, верхний слой салфетки с декоративным рисунком) используется специальный клей для салфеток, который позволяет избежать сморщивания. Прежде всего выберите места расположения вырезанных элементов. Затем нанесите тонкий слой клея на то место, где вы желаете поместить аппликацию, и наложите ее сверху[10,c.80].

2. Для наклеивания вырезанного элемента следует использовать хорошо пропитанную клеем кисточку: при этом ни в коем случае не допускайте ее высыхания, так как сухая кисточка при контакте со смоченной клеем салфеткой повредит ее. Зафиксируйте вырезанный элемент, размазывая клей радиальными движениями кисти от центра к периферии. После фиксации рисунка нанесите клей на всю поверхность вырезанного элемента, а по высыхании нанесите еще один слой клея.






3. Для наклеивания большой аппликации или же целой салфетки лучше использовать клей типа спрей, который вы можете нанести на основу или же на оборотную сторону салфетки. Наложив салфетку, хорошенько прижмите ее к основе, но делайте это без спешки, потому что спрей испаряется в течение нескольких секунд, и только после этого можно  прижать ее пальцами, не повредив[12,c.48].

4. Вместо спрея вы можете использовать специальные клеи для бумаги. Итак, теперь мы знаем, как приклеить салфетку без морщинок и риска повредить ее.














Наклеивание на бумагу.

1. Определенные сложности возникают при наклеивании салфетки на бумагу, поскольку трудно избежать складок как на салфетке, так и на самой бумажной основе. В этом случае лучше использовать клей – спрей.

2. Сразу после нанесения клей – спрей обладает высокой сцепляющей способностью, но через некоторое время этот эффект становится менее выраженным, поэтому дайте клею возможность подсохнуть, а незадолго до окончания этого процесса плотно прижмите салфетку пальцами. Постепенно вы почувствуете, что скольжение по бумаге улучшается, сопротивление клея уменьшается, и вы можете прижать и разгладить салфетку смелее[12,c.72].












3. Для устранения морщин вы можете прогладить вырезанный элемент теплым утюгом, прикрыв его слоем кальки, чтобы он не прилипал к салфетке. Но клей должен немного подсохнуть. Вы можете применять этот способ при работе с деревянной или любой другой основой. Главное, чтобы она была плоской и гладкой.

4. Вместо спрея вы можете использовать специальные клеи для бумаги. Итак, теперь мы знаем, как приклеить салфетку без морщинок и риска повредить ее[12,c.15].











Декупаж с использованием фотографий мало чем отличается от обычного декупажа.    
Сразу разделим фотографии на две группы[19].
   1.
                         2.                
Первая - это  фото, которые используют просто как картинки для декупажа. На них могут быть запечатлены пейзажи, фотонатюрморты и.т.д.  Вторая - это фото людей.
Технология выполнения:
1. Первым делом убедитесь, что поверхность предмета для декупажа чистая и сухая.
2. Тщательно вырежьте маленькими ножницами картинку для декупажа или часть фотографии. Задний фон должен быть тщательно обрезан и остаться должна одна только картинка.
3. Вначале лучше, не приклеивая приложить картинку к предмету декупажа и остаться полностью удовлетворенным как это выглядит. (Естественно картинка может быть не одна, а несколько).
4. После того как Вам полностью понравится размещение – смажьте картинку клеем (специальным или несколько разведенным ПВА). Также смажьте поверхность предмета тонким слоем клея и приклейте картинку.
5. Осторожно пальцем разгладьте картинку от центра к краям, убирая все неровности, складки и возможные сгустки клея.

6. Уберите лишний клей сухой чистой тряпкой.
7. После того как клей высохнет можно начинать наносить лак. Можно пользоваться обычным лаком или же специальным лаком для декупажа. Каждый слой лака должен просохнуть перед нанесением нового. слоя

Декупаж на ткани – современное направление в декоративном искусстве, которое приобрело значительную популярность сравнительно недавно. Но уже успело полюбиться опытным дизайнерам и начинающим рукодельницам в силу своей простоты[17,c.13]. 





 
Техника выполнения:

1.Разложим основу для декупажа по ткани. Это может быть простая ткань, футболочка или тканевая скатерть. Сделаем непромокаемую подложку под нашу ткань. При декорировании двухслойной вещи (например, футболочки) подложку проложим между слоями, чтобы не допустить их склеивания. В качестве подложки может служить обычный целлофан.

 2.Теперь приложим на лицевую сторону рисунок и покроем его толстым слоем  средства для текстильного декупажа.

3.Оставим все это примерно на сутки, чтобы рисуночек хорошенько пропитался и успел просохнуть. Затем прогладим вещь утюжком, чтобы рисунок хорошо закрепился на ткани.


Кроме материалов можно использовать различные поверхности для декорирования, на пример:
- декупаж на ткани;




                                         






















-декупаж на ногтях (маникюр);





           





- декупаж на бежутериии;


                     




- декупаж на обуви;






 -






- декупаж на одежде;





                                  



- декупаж на аксессуаров (сумки, ремни, перчатки, шляпы)

                           
















                     


















                                                      


     

 

 















      
Дополнительно к декупажу изделия можно декорировать и другими материалами. При этом можно достичь потрясающего декоративного эффекта. Основных способов декорирования несколько: марморирование, покрытие лаком и 3D покрытия (текстурные пасты), патинирование и кракелюр. Расскажем вкратце о каждом из этих способов.

        Марморирование.
       
Технология марморирования или, как ее еще называют, мраморирование — ​направление модное и довольно новое в практике отечественных декораторов. Кстати, путаница с названием произошла из-за калькирования заграничных «имен»: по-немецки мрамор — ​der мarmor, по-испански — ​el marmor, по-английски — ​marble. А вот истоками своими марморирование уходит в далекие века. [19,c. 63]

      «Искусство облаков» — ​так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями. Выдающийся отечественный педагог С.А. Юсель подчёркивает: «Все новое оказывается хорошо забытым старым…»[19,c.64] Особенность техники заключается в том, что перенос изображения — ​разводов, имитирующих прожилки натурального мрамора — ​происходит с жидкой поверхности на декорируемый предмет.

      Преобразить с помощью  марморирования можно все, ну или почти все: стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые и прочие поверхности предметов. Непосредственно процесс завораживает волшебством превращений. Сначала капли краски самых разных цветов капают на поверхность воды и разводят палочками, либо другими удобными инструментами в разные стороны, создавая затейливые узоры. Затем декорируемый предмет на несколько секунд прислоняют к поверхности воды, и поверхность предмета, как с кальки, перенимает узор, начерченный автором.

      Импровизационный характер этой техники, бесконечное разнообразие декора и диапазон колористических решений открывает перед марморированием широкие перспективы. Перетеканием красок, своеобразными волнистыми контурами достигается неповторимое живописное полотно, узоры не повторяются, а разнообразная фактура, смелый ритм и возникновение спонтанных пейзажей будят воображение.  Итак, возможности техники марморирования для получения разнообразных комбинаций и экспериментов огромны. А краски используются самые обыкновенные — ​акриловые, для марморирования. Их можно приобрести в специализированных отделах супермаркетов или художественных салонах. Современные краски от различных производителей, как правило, универсальны, а значит подходят для любых поверхностей. Продаются они как отдельными тонами в небольших баночках, так и в наборах. Кроме основных, можно приобрести цвета с металлическим блеском, а также золото и серебро. Высокоглянцевые жидкие эмалевые краски на основе алкидных смол и воды быстро сохнут, устойчивы к воздействию воды и истиранию. Кроме красок, необходимо подготовить остальные материалы. Понадобятся: краски для марморирования разных цветов; емкость с водой; латексные перчатки; иголки и зубочистки; основа — ​декорируемый предмет.[16,c.156] Например, цветочное кашпо. Можно выбрать любую вещь — ​деревянные заготовки, кусочки ткани, пластиковые предметы, стекло и керамику, камни, то есть практически все, на что упадет взгляд.

       Марморированием можно заняться  с детьми в начальных классах. Такое занятие придется им по вкусу. Но так как работа идет с красками, то ограничьте занятие по времени и работайте в перчатках.

   Использование лаков и 3D-покрытий.                           .
    
Декорированную поверхность нужно покрыть лаком, лучше всего на водной основе. Это защитит её от механических повреждений и влаги. Первая и самая главная функция лак – защитная, вторая – декоративная. Всё зависит от основы, лаки могут быть глянцевые, полуматовые, матовые. Лакирование — наиболее распространенный вид отделки. Качество лаковой пленки зависит от марки выбранного лака, способа нанесения и количества покрытий. 

       Акриловые лаки, на  водной основе легко наносится кистью и губкой, при высыхании образует прозрачную водостойкую  плёнку. Можно  использовать при работе по дереву, стеклу, камню, металлу, бумаге. Изделия, покрытые акриловым лаком, можно протирать мокрой тряпкой, аккуратно мыть тёплой водой с мыльным раствором.[7,c.9]

       Алкидные лаки, с сильным запахом и маслянистой консистенции на основе синтетической алкидной смолы. Плёнка у такого лака твёрдая, водостойкая, прозрачная, может быть слегка желтоватой или пожелтеть со временем. Таким лаком нужно покрывать такие предметы, которыми часто пользуются. Полиуретановый лак, благодаря такому лаку поверхность изделия образуется прозрачна, гладкая и исключительно прочная плёнка. Такой лак может изготавливаться как на водной основе и не иметь запаха, а могут содержать в своём составе алкидные смолы, которые придают сильный неприятный запах.[7,c.10]

       Битумный лак, получаю из бумаги с добавление различных смол и масел. При высыхании он образует чёрную плёнку, стойкую к воздействию воды.[7c.11]

      Масляные лаки образуют наиболее прочные, влагостойкие покрытия с сильным, жестким блеском, к их недостатку можно отнести длительную сушку (48 ч.). Масляные лаки рекомендуются для всех видов древесины. Лак наносят тампоном или кистью за один-два раза.[8,c.75]

    

       Спиртовые лаки
дают эластичную пленку с более мягким блеском, чем у масляного лака, но менее водостойкую. Лучшими для мебели считаются лаки, приготовленные на шеллаке. Они высыхают за 1—1,5 ч.

      Нитролаки дают довольно стойкую с сильным блеском пленку, достаточно водостойкую, более прочную, чем спиртовые лаки, и высыхают за 15—25 мин. Нитролаки наносят на все породы древесины за три-пять раз, чаще всего с помощью кистей, а лучше путем распыления. Патинирующие лаки, это лаки коричневого оттенка на водной или алкидной основе, которые при нанесении их ан поверхность придают ей состаренный вид.[8,c.79]

      Кракелюрные лаки, предназначены для получения на декоративной поверхности тонкой сетки трещин – кракелюр. Кракелюрные лаки бывают однокомпонентные (медиумы) и двухкомпонентные.
      Лакируют, пользуясь кистями или тампонами. Тампон—трикотажный или шерстяной ком, обернутый сложенной в два-три слоя льняной тканью (хлопчатобумажная ткань при трении о поверхность оставляет на ней ворс). Для работы применяют кисть ручник или небольшой флейц. Окунают их в лак, отжимают излишки и наносят тонким ровным слоем вдоль волокон дерева. Так как лак быстро высыхает и волос кисти становится жестким, кисть следует периодически промывать в спирте или другом растворителе. Тампон готовят для лакировки или полировки так. Развертывают его и наливают на ком ваты или шерсти лак или политуру. Сворачивают и держат в руке.

 
  Для  3
D-покрытий используют различные  структурные пасты.
  Универсальная паста
, это действительно универсальное средство, которое подходит для использования на любых поверхностях и в различных техниках. Например, для создания коллажей, рельефного декора предметов интерьера, различного вида фактурных имитаций, увеличения объема красок и проч. В массу удобно включать различные природные и другие материалы: камни, дерево, текстиль, мозаику, стразы и проч. Таким образом, ее можно использовать в качестве объемного клея для работы с декоративными элементами. Паста легко смешивается с акриловыми красками или окрашивается после засыхания, становясь твердой и водостойкой.[13,c.175]
Паста на акриловой основе для объёмно-рельефного художественного оформления различных поверхностей. Может быть белой или окрашенной, мелко- или крупнозернистой, с добавлением блёсток, песка и т.п. структурные пасты помогают добиться особых декоративных эффектов: показать объём и добавить выпуклых деталей композиции, например, в технике Декупажа, и даже создать фактурный барельеф. С их помощью также легко создать имитацию задуманных текстурных поверхностей: железо, лёд, стекло, кристаллы и проч. Новые сочетания этих средств позволяют создавать новые неожиданные эффекты.
    Трескающаяся паста, дающая кракелюр, любима декораторами, позволяя придать предмету старинный вид. Помимо этого, паста с успехом используется в качестве основы для живописи, изготовления ложных фресок, а также для работы с мозаикой. Паста подходит для жестких основ, наносится шпателем. Чем толще слой, тем сильнее будет выражен кракелюр. После высыхания через сутки пасту можно окрасить. Можно применить к ней средства для патинирования, получив поистине уникальные работы.[15,c.69]

  Хрустальная паста, содержит мелкие стеклянные шарики, которые после застывания пасты отражают свет, подобно драгоценным кристаллам или капелькам росы. Особенно красиво такая паста смотрится при декоре на стеклянной поверхности. Медиум легко смешивается с акриловыми красками или окрашивается уже после застывания, например, прозрачными витражными красками. [13,c. 437]

      Железная паста, это густая черная паста для изготовления барельефов и для украшения и видоизменения предметов интерьера. Например, если нанести пасту на деревянный объект, например шкатулку, то можно создать имитацию кованного железа. Паста может использоваться в качестве основы или грунта в живописи, выделяя яркость акриловых красок при дальнейшей работе. Ее можно наносить на жесткую или гибкую основу (холст). [13,c. 438] 

      Структурные пасты наносятся при помощи шпателя или кисти. Обычно структурные пасты легко смешиваются с красками до начала работы или окрашивается в ее конце после высыхания состава. Время высыхания паст, как правило, зависит от толщины слоя и составляет от 2 часов до нескольких дней. После застывания медиумы, как правило, становится твердыми и водостойкими.

 Патинирование.
 Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств.[7,c.13]

      Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана. Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину. Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.[8,c.88]

      Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.

   Кракелюрные технологии. .            . 
   Кракелюр
 (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака. Кракелюры бывают сквозными, т. е. проходящими через все слои слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость  или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных. Трещины — нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок.[17,c.99]

      Однокомпонентный кракелюр имеет вид потрескавшейся с годами краски :Растрескивание происходит за счет неодновременного высыхания лака и верхнего красочного слоя. Также следует несколько особенностей: во-первых, чем толще верхний слой краски, тем больше будут трещины; во-вторых, краска должна быть не слишком густой но и не слишком жидкой, чтобы ее можно было легко и обильно наносить; и в-третьих,  необходимо стараться не проводить кистью по одному и тому же участку два раза. Реакция лака с краской происходит достаточно быстро, и  возникает риск  закрасить уже образовавшиеся трещины так, что их просто не будет заметно и эффект будет смазан. Узор трещин может зависеть также от способа наложения верхней краски. Если краску накладывать кисточкой, аккуратно ведя ее в одном направлении, то  получатся  удлиненные регулярные трещины, похожие на узор растрескавшейся краски на деревянных поверхностях. Если краску накладывать путем тампонирования губкой, то  получится узор из более  квадратных трещин.[6,c.89] Можно поэкспериментировать, меняя какие либо из перечисленных выше факторов и получать разные варианты узоров трещин. По мере высыхания верхнего слоя краски, на объекте достаточно быстро станут проявляться трещины.

       

     




       Двухкомпонентный кракелюр имеет вид потрескавшегося лака: Растрескивание происходит за счет неодновременного высыхания верхнего и нижнего слоев лака.[14,
c.80]
Особенности использования кракелюрных лаков предложены в таблице.

                             

                                             Сравнительная характеристика                                     Таблица

Кракелюрные лаки

однокомпонентные

двухкомпонентные

Предназначены для «реставри – рования» краски, нанесённой на  лак, также используется вместе с акриловыми красками для создания фонового покрытия с трещинами в красочном слое.

 

Наносятся на поверхность перед финишной отделкой, также создавать сетку трещин на краске и изображении.

 





   



 


   1.3.Использование техники декупажа в кружковой работе младших школьников (техника безопасности)                            
.
   Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетического отношения к действительности и любовь к родному краю. Удивительно  интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у учащихся творческих способностей, а так же развивает эстетический вкус, совершенствует их умения и навыки.                   .
   Выдающийся педагог А.С. Хворостов подчёркивает: «Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, учитель воспитывает трудолюбие, волю, пытается формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю..»[2,c.93] Уроки помогают ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека. С учётом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным  и содержательным делом. Развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям. Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративно, художественно -прикладной  деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельность учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда[8,c.127].               .
    Занятия декоративно -прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитие у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал[2,c.86].                  .
    Известный российский дизайнер Светлана Воскресенская подчёркивает: «…практические занятия занимают достойное место в учебной деятельности начальной школы. Главное место занимает ручной труд[1,c.136]   .
    Глядя на растущий дефицит возможностей для развития ребёнка в нашем технологизированном обществе, такие виды деятельности приобретают всё большее значение -  потому, что они представляют собой великолепное средство для укрепления жизнеутверждающего начала в ребёнке. Когда дети знакомятся с элементарными процессами в непосредственной практике, мир человеческой деятельности раскрывается перед ними как космос переплетающихся и поддерживающихся друг друга процессов или явлений.                  .
   Светлана Воскресенская отмечает, что дети в восхищении замирают перед умением мастера, каждое движение рук которого настолько ловко и осмысленно, что постоянно возникает какая-нибудь полезная вещь. То, что мир создан и продолжает создаваться деяниями людей, которым принадлежат и они сами, - это детям говорить не нужно, поскольку оно переживается на собственном опыте[1,c.130].
    Главное в привлечении ребёнка к какому-либо виду деятельности - ненавязчивость. Как бы странно это ни звучало. Принцип Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому» вечен, как вечны и детские вопросы: «А что это ты делаешь? А мне можно тоже так поделать?»[14,c.29].                             .
    Знакомя детей начальной школы с таким видом ручной работы, как декупаж, ребёнок учится создавать красивые работы. Это увлекательное занятие, в процессе которого ребёнок испытывает новые ощущения и эмоции.                  .
   Целью  педагога является раскрытие внутреннего мира и творческих способностей детей. Занятия помогут детям обрести живое мышление, яркое воображение и внутреннюю гармонию[14,c.30]. А декупаж – это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.                   .
  если ребёнку будет интересен результат – будет интересен и процесс. Польза от работы с материалами неоспорима – декупаж развивает прилежание, аккуратность и фантазию.
   В своей работе с детьми мы должны:                  .
1.Ознакомить детей  с историей возникновения декупажа.                       .
2. Научить детей декорировать изделия в технике декупаж: работать с салфетками, клеем, лаком, закрепить практические знания и умения.              .
4. Формировать и развивать познавательный интерес к предмету,  развивать самостоятельность.
5. Формировать навыки культуры труда: аккуратность, экономный расход материалов.
6. Изучить санитарно-гигиенические требования и правила охраны труда при декупаже.



















Техника безопасности при декорировании изделий в технике декупаж

      Для работы используются:

1. Инструменты: ножницы, кисти.

2. Материалы: декупажные салфетки (или декупажные карты, иллюстрации, газеты и т.д.), клей, лаки.

Таким образом, при работе с этими материалами и инструментами мы должны выполнять следующие требования по технике безопасности.                                 .  .










                                                                                                                    
Техника безопасности при выполнении работ.               .
 1. Перед тем как начать работу нужно подготовить рабочее место.
 2.    Прежде всего, оно должно быть хорошо освещено, перед вами должны быть все необходимые инструменты и материалы, ничего лишнего.         .
 3.    Чтобы не загрязниться надевайте спецодежду одежду (фартук, косынка).                          .
 4.  Будьте осторожны при использовании ножниц, храните их в специальных чехлах, передавайте ручкой вперед.                      .
 5.    Избегайте попадания лака и клея на одежду или тело. Если это случилось,  сразу промойте проточной водой.                         .
 6. По окончании работы хорошо вымойте кисти теплой водой с мылом.

                             

    









      Техника безопасности при работе с ножницами:

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

                               
      Техника безопасности при работе с клеем (лаком):

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей (лак) ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей (лак) попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея (лака) в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь перчатками и салфеткой.

 

                                                            Заключение
    Исходя из вышеизложенного ясно, что художественные возможности декупажа безграничны и это очень увлекательная работа. Она способствует развитию интереса детей к труду, воспитанию творческой активности, инициативе и самостоятельности в труде. Приобретая умения и навыки работы в технике декупажа, даже учащиеся младших классов могут создавать уникальные и эффектные предметы своими руками.                                .
    В процессе написания курсовой работы мы проанализировали   19 источников, в том числе ресурсы сети Интернет. Мы  описали историю возникновения техники декупажа, современные  техники декупажа: декупаж салфетками, декупаж из журнальных вырезок, газет и  декупаж с использование фотографий. Мы проанализировали технологию декорирования изделий в технике декупаж и убедились в ее простоте и доступности.              .
    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: технологии декупажа хорошо подходит для освоения детьми, так как это просто, быстро и недорого. Создание интересных изделий с простой техникой выполнения даст учащимся возможность пережить ситуацию успеха, одновременно создав уникальное изделие. При этом достоинства салфеточной техники очевидны: доступность исходных материалов и инструментов, обилие фактур, расцветок и невысокая стоимость.
   
В дальнейшем мы планируем подробнее остановиться на методике обучения младших школьников технике «декупаж», создадим иллюстрированное методического пособие, в котором  изложим основные способы создания изделий в технике декупаж, адаптированные для младших школьников.              .
   Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу, что наши задачи выполнены, цели достигнуты.
                                                                                              .









                                                       Список литературы                                         .
1. Айдиете, Р. Б. Магия декупажа \ Р.Б. Айдиете. – М.: Эксмо, - 2009. – 136с.             .
2. Беспалько, в.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения \ В.П. Беспалько. – М.: Издательский центр «Академии», - 1995,. – 243с.                               .
3. Вескина, О.И. Декупаж: золотая коллекция идей \ О.И. Вескина. – М.:ЭКСМО, - 2003. – 128с.                                                                                                                        .
4. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений \ В.В. Выгонов. – М.: Издательский центр «Академия», - 1999. – 256с.                                                     .
5. Данилова, А.В.  Академия декор: декупаж, состаривание, роспись. \ А.В. Данилова. – СПб.: Издательство Питер, - 2012. – 96с.                                                    .
6. Данилова, А.В. Декупаж для всех. \ А.В. Данилова. – СПб.: Издательство Питер, - 2008. – 89с.                                                                                                                            .
7. Зайцева, А.А. Модный декор \ А.А. Зайцева. – М.: Эксмо. – 2010 – 156с.  .
8. Запридский, Н.И. Современные школьные технологии: кн. для учителя \ Н.И. Запрудский. – м.: «Сер – Вит», 2004. – 465с.                                                                     .
9. Кузьмина, Т.П. Декупаж \ Т.П. Кузьмина. – М.: Мир книги, - 2011. – 80с.                .
10. Магуайс, М.М. Стильный декор: 15 проектов шаг за шагом \ М.М. Магуайсе. – М.: Аст Прель, - 2012. – 80с.                                                                                                .
11. Махмутова, х.А. Декупаж из салфеток. \ Х.А. Махмутова. – СПб.:ЭКСМО-ПРЕСС, - 2009. – 72с.                                                                                                           .
12. Питер, А.З. Декупаж. Салфеточная техника \ А.З. Питер. – М.: Новая школа, - 2008. – 160с.                                                                                                                        .
13. Хворостов А.С. Декоративно прикладное искусство в школе. \ А.С. Хворосто. – М.: Просвещение,1981. – 175с.                                                                                           .
14. Черутти, П.Н. Декупаж декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров .\ П.Н. Черутти. – М.: издательство «Ниола Апресс», - 2008. – 160с.        .
15. Черутти, П.Н. Трёхмерный декупаж: новые идеи \ П.Н. Черутти. – М.: Контэнт, - 2011. – 64с.             .
16. Юсель, С.А. Декупаж \ С.А. Юсель – М.: Аст. – Пресс книга, - 2010. – 128с.         .
17. Юсель, С.А. Обратный декупаж \ С.А. Юсель – М.: Аст. – Пресс,2012. – 32с.       .
18. http://www.trozo.ru/archives/3058                                                                                 .
19. http://nextgem.ru/index.php/2013-04-05                                                                          .                                                                           .



Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание стр

Содержание стр

Введение Актуальность выбранной нами темы обусловлено тем, что одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности учебного процесса как важнейшей составляющей обучения

Введение Актуальность выбранной нами темы обусловлено тем, что одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности учебного процесса как важнейшей составляющей обучения

Создаётся иллюзия росписи, выполненной настоящим художником

Создаётся иллюзия росписи, выполненной настоящим художником

Глава 1. Изучение художественных возможностей декупажа в кружковой деятельности младших школьников

Глава 1. Изучение художественных возможностей декупажа в кружковой деятельности младших школьников

Л.С. Выгодский считает, что современный учитель должен с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов декоративного искусства и использовать его для развития у учащихся…

Л.С. Выгодский считает, что современный учитель должен с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов декоративного искусства и использовать его для развития у учащихся…

Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться

Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться

Современное использование техники декупажа

Современное использование техники декупажа

Вырезание из салфетки. Прежде всего, сначала вырежьте интересующую вас фигуру вместе с куском салфетки, чтобы можно было примерить его к наклеиваемой основе, перемещая во всех…

Вырезание из салфетки. Прежде всего, сначала вырежьте интересующую вас фигуру вместе с куском салфетки, чтобы можно было примерить его к наклеиваемой основе, перемещая во всех…

После вырезания осторожно отделите тонкий декоративный слой салфетки от основы

После вырезания осторожно отделите тонкий декоративный слой салфетки от основы

Наклеивание салфеток. 1. Для наклеивания (наклеивается, естественно, верхний слой салфетки с декоративным рисунком) используется специальный клей для салфеток, который позволяет избежать сморщивания

Наклеивание салфеток. 1. Для наклеивания (наклеивается, естественно, верхний слой салфетки с декоративным рисунком) используется специальный клей для салфеток, который позволяет избежать сморщивания

Для наклеивания большой аппликации или же целой салфетки лучше использовать клей типа спрей, который вы можете нанести на основу или же на оборотную сторону салфетки

Для наклеивания большой аппликации или же целой салфетки лучше использовать клей типа спрей, который вы можете нанести на основу или же на оборотную сторону салфетки

Наклеивание на бумагу. 1. Определенные сложности возникают при наклеивании салфетки на бумагу, поскольку трудно избежать складок как на салфетке, так и на самой бумажной основе

Наклеивание на бумагу. 1. Определенные сложности возникают при наклеивании салфетки на бумагу, поскольку трудно избежать складок как на салфетке, так и на самой бумажной основе

Для устранения морщин вы можете прогладить вырезанный элемент теплым утюгом, прикрыв его слоем кальки, чтобы он не прилипал к салфетке

Для устранения морщин вы можете прогладить вырезанный элемент теплым утюгом, прикрыв его слоем кальки, чтобы он не прилипал к салфетке

Декупаж с использованием фотографий мало чем отличается от обычного декупажа

Декупаж с использованием фотографий мало чем отличается от обычного декупажа

Уберите лишний клей сухой чистой тряпкой

Уберите лишний клей сухой чистой тряпкой

Оставим все это примерно на сутки, чтобы рисуночек хорошенько пропитался и успел просохнуть

Оставим все это примерно на сутки, чтобы рисуночек хорошенько пропитался и успел просохнуть

-декупаж на ногтях (маникюр); - декупаж на бежутериии;

-декупаж на ногтях (маникюр); - декупаж на бежутериии;

- декупаж на обуви; - - декупаж на одежде;

- декупаж на обуви; - - декупаж на одежде;

- декупаж на аксессуаров (сумки, ремни, перчатки, шляпы)

- декупаж на аксессуаров (сумки, ремни, перчатки, шляпы)

Дополнительно к декупажу изделия можно декорировать и другими материалами

Дополнительно к декупажу изделия можно декорировать и другими материалами

А краски используются самые обыкновенные — ​акриловые, для марморирования

А краски используются самые обыкновенные — ​акриловые, для марморирования

Такой лак может изготавливаться как на водной основе и не иметь запаха, а могут содержать в своём составе алкидные смолы, которые придают сильный неприятный запах

Такой лак может изготавливаться как на водной основе и не иметь запаха, а могут содержать в своём составе алкидные смолы, которые придают сильный неприятный запах

Для 3 D -покрытий используют различные структурные пасты

Для 3 D -покрытий используют различные структурные пасты

Паста может использоваться в качестве основы или грунта в живописи, выделяя яркость акриловых красок при дальнейшей работе

Паста может использоваться в качестве основы или грунта в живописи, выделяя яркость акриловых красок при дальнейшей работе

Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится

Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится

Двухкомпонентный кракелюр имеет вид потрескавшегося лака:

Двухкомпонентный кракелюр имеет вид потрескавшегося лака:

Использование техники декупажа в кружковой работе младших школьников (техника безопасности)

Использование техники декупажа в кружковой работе младших школьников (техника безопасности)

Занятия декоративно -прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей

Занятия декоративно -прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей

А декупаж – это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение

А декупаж – это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение

Техника безопасности при декорировании изделий в технике декупаж

Техника безопасности при декорировании изделий в технике декупаж

Техника безопасности при работе с ножницами: 1

Техника безопасности при работе с ножницами: 1

Заключение Исходя из вышеизложенного ясно, что художественные возможности декупажа безграничны и это очень увлекательная работа

Заключение Исходя из вышеизложенного ясно, что художественные возможности декупажа безграничны и это очень увлекательная работа

Список литературы

Список литературы

19. http :// nextgem . ru / index . php /2013-04-05 . .

19. http :// nextgem . ru / index . php /2013-04-05 . .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021