Развернутое планирование урока
Данные об учителе: Мезенцева Галина Валентиновна, учитель 1 категории, МБОУ Сюмсинская СОШ, Удмуртской Республики
Предмет: литература (урок внеклассного чтения) Класс: 9 Учебник: Литература 9класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М: Просвещение, 2015)
Тема урока: « Что такое настоящая дружба?» ( По повести В.Карпова «Двое в песках»)
Тип урока: урок формирования новых знаний, навыков и умений.
Оборудование: тексты повести «Двое в песках», портрет писателя, карточки с вопросами, классная доска.
Цели урока:
Обучающие:
- понимать и адекватно воспринимать фрагменты текста (характеристика героев повести);
- продолжить формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
- показать ценность и необходимость дружбы, значимость друзей в личной и общественной жизни человека;
Развивающие:
- развивать навыки работы в группах;
- развивать речь учащихся, способность сравнивать и анализировать героев и их поступки;
- развивать исследовательские навыки.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к русской литературе;
- воспитывать ответственность за свои поступки, чувство товарищества, взаимопомощи.
Задачи: - показать ценность и необходимость дружбы, значимость друзей в личной и общественной жизни человека; - развивать умение анализировать поступки героев произведения, соотносить их как со своими, так и с общими человеческими ценностями; - воспитывать у обучающихся чувство доброжелательности, толерантности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Структура урока:
Мотивационно – целевой этап (7мин.)
Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации
Ориентировочный этап (1мин.)
Поисково-исследовательский этап (14мин.)
Построение новых знаний
Физкультминутка (1мин.)
Практический этап (20мин.)
Применение новых знаний
Рефлексивно-оценочный этап(2мин.)
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Действия учителя |
Действия учеников |
Добрый день! Повернись друг к другу, улыбнись друг другу! Сейчас с хорошим настроением начнем наш урок. 1.Мотивация на учебную деятельность.(7мин.) Сегодня урок мы начнем со стихотворения Эдуарда Асадова «Сердца моих друзей»
– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль? – Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Какие цели и задачи мы перед собой поставим? На доске набор глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, разобраться.
Актуализация знаний. – Как вы понимаете, что такое дружба? (Ответы кратко записываются на доске). Создание проблемной ситуации: Н – Нужно ли сегодня говорить и писать о дружбе? - Бывает ли в отношениях людей лжедружба? - Как настоящую дружбу можно отличить от лжедружбы? 2.Ориентировочный этап (1мин.) Давайте обратимся к повести В.Карпова «Двое в песках» и поищем ответ на этот вопрос в повести. 3.Поисково-исследовательский этап (14мин.) Предлагаются карточки с вопросами для обсуждения. Построение новых знаний Выбирают оптимальный способ действий, обсуждают вопросы. Ищут ответы в тексте повести и читают фрагменты. 1 группе «Как оказались солдаты в экстремальной ситуации?»
2 группе «Что вы узнали о юношах из повести? Кто из героев повести похож на героя романа «Евгений Онегин?»»
3 группе «Как Василий настоял на своем решении идти в нужном направлении?»
4 группе «Почему Панаев не хотел идти с Игорем, и какие средства воздействия на Игоря использовал он?»
Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой. (1мин) 4.Практический этап: применение новых знаний (20мин.)
Предлагается прослушать выразительное чтение фрагмента текста.(6мин.)
Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп. 1. Кто же оказался сильнее и почему? 2. Как этот случай сблизил ребят? 3. Ваше отношение к юношам? 4. Какое мнение сложилось у вас об армии? - Не расхотелось ли вам идти в армию служить, защищать нас? - В обычной жизни мы застрахованы от таких случаев? - Как мы должны вести себя в экстремальных случаях, будь мы одни или с кем-то? - Так, что же такое настоящая дружба? - Запишите определение «настоящей дружбы». Предлагается пословица: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». - Сейчас сравним ваше определение с определением, данным в словаре С.Ожегова - Чем же настоящая дружба отличается от обычной дружбы и лжедружбы? - Нужно сегодня говорить и писать о дружбе?
5.Рефлексивно-оценочный этап (2мин.) Рефлексия: - Оцените уровень освоения знаний на уроке: поднимите правую руку, если все поняли, что такое настоящая дружба; левую, если поняли, но не все или мало что поняли. Поставьте отметки каждому за работу в оценочном листке, обсудив это в группе. Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящая дружба?», используя иллюстративный материал из повести В.Карпова «Двое в песках».
|
Читает стихотворение наизусть Пришли друзья. Опять друзья пришли! Ну как же это славно получается: Вот в жизни что-то горькое случается, И вдруг – они! Ну как из-под земли! Четыре честно-искренние взора, Четыре сердца, полные огня , Четыре благородных мушкетера, Четыре веры в дружбу и в меня! Меня обидел горько человек, В которого я верил бесконечно, Но там, где дружба вспыхнула сердечно, Любые беды – это не навек! И вот стоят четыре генерала, Готовые и в воду, и в огонь! Попробуй, подлость, подкрадись и тронь, И гнев в четыре вскинется кинжала! Их жизнь суровей всякой строгой повести, Любая низость – прячься и беги! Перед тобой четыре друга совести, И всякой лжи четырежды враги. Пусть сыплет зло без счета горсти соли, Но если рядом четверо друзей И если вместе тут четыре воли, То, значит, сердце вчетверо сильней! И не свалюсь я под любою ношей, Когда на всех и радость и беда, Спасибо вам за все, мои хорошие, И дай же Бог вам счастья навсегда! Предполагаемые ответы: - Это стихотворение о дружбе. - Настоящие друзья приходят на помощь в трудную минуту. Что такое дружба? - Мы будем анализировать повесть В.Карпова «Двое в песках»). - Постараемся понять, что такое настоящая дружба.
Помощь другу в любых ситуациях, умение понять друга…
Да, бывает.
Работа в группах: 1 группа «Они (Василий Панаев и Игорь Яновский) были вместе со всем на учениях. Полк преодолевал Каракумы, пробивался через пески навстречу «противнику»… В середине дня стало известно: самолет «противника» сбросил атомную бомбу. Желая обойти образовавшуюся полосу «высокого радиоактивного заражения», командир повернул колонну на север. И, чтобы идущие вслед за штабом подразделения не попали в «опасную зону», приказал выставить пост регулировщиков. На войне, на границе, всюду, где угрожает опасность и смерть, люди в одиночку не ходят. Поэтому и в пустыне регулировщиками оставили двоих – Панаева и Яновского. Панаев – солдат серьезный, ревностный к службе, поэтому его назначили старшим… Так, сменяясь, они пропустили все колонны полка и легли у разных кустов саксаула в ожидании, когда придет за ними машина. Было жарко и нудно. .. – Смотри, - сказал Игорь, указывая на что-то рукой. Панаев уже сам видел: сплошная стена желтой пыли, как огромный песчаный занавес, поднялся до неба и закрыла половину видимого пространства. Занавес бесшумно надвигался. - Афганец, - сказал тихо Василий, голос его тревожно дрогнул… Все закружилось, смешалось, задвигалось. Стало темно, как вечером. Солдаты лежали в своих норах долго. По часам уже наступил вечер». 2 группа « Игорь Яновский держал себя в роте независимо. Служба ему давалась легко. Он отлично стрелял, виртуозно выполнял упражнения по гимнастике, бегал без напряжения; теоретические дисциплины усваивал с лета. Он получил хорошее образование. Отец, крупный инженер, уделял много внимания единственному сыну. Мать души в нем не чаяла. В армии Игорь тоже попал в любимцы. На нем держалась сборная полка по баскетболу, и поэтому командиры, как это часто случается, были к нему благосклонны. А солдаты в роте недолюбливали Яновского за то, что к сослуживцам он относился свысока, с сознанием собственного превосходства». Панаев «родился в Харькове. Что за город – не знаю. Не видел его. Отец погиб в сорок первом, а мать умерла в сорок третьем. Меня отдали в детский дом. Детдом переехал в Ташкент. Там я и вырос. Друзья были разные – и хорошие, и плохие. Побывал в воровской компании, по карманам лазил, - не понравилось. Жалко стало тех, кого обворовывали. Поступил в школу ФЗО. Работал на Ташкентском сельмашзаводе». Игорь похож на Е.Онегина. 3 группа «Если мы сбились сразу же и шли на север шесть часов, то прошли километров двадцать пять, - размышлял вслух Панаев. – Значит , теперь находимся от дороги в километрах пятидесяти. Это на три дня пути. С одной флягой такое расстояние мы не пройдем. Самое страшное, что мы ушли из района, в котором нас будут искать! - Мне кажется, нужно немедленно идти назад и, ориентируясь по солнцу, вернуться в район учений. - Да, это, пожалуй, самое разумное решение, - согласился Панаев. – Но мы очень устали. Через несколько часов начнется жара. Далеко не уйдешь. Мне кажется, правильнее – лечь отдыхать, поесть, поспать, а ночью проделать обратный путь. Воды маловато, но, если пролежать весь день без движения, я думаю, перетерпим». 4 группа «- Надо идти, - стараясь перекрыть шум ветра, громко сказал Яновский. - Куда? - К железной дороге. - Нас будут искать. - Разве найдешь в такой кутерьме? - Все равно ждать надо. Помолчали. - Кого ждать? - Машину. Пришлют обязательно. - Да они не только ночью, и днем нас не найдут. Колею замело. Где искать? - Все равно будем ждать до утра. - А что днем? Погибнем без воды. У меня фляга уже пустая. Панаев размышлял. Отчасти прав. Если их завтра не найдут, придется туго. Он уже хотел согласиться с предложением Яновского, когда тот вдруг встал, закинул вещевой мешок и автомат на плечо и заявил: - Ну, ты как хочешь, а я пошел. Гнев волной пробежал по всему тела Панаева. Еле сдерживая себя от ярости, он вскочил и крикнул: - Рядовой Яновский, я вам приказываю оставаться на месте! Яновский даже не посмотрел в его сторону, буркнул: - Кто ты такой, что мне приказываешь? - Меня назначили старшим. - Задача выполнена, - ответил Яновский. – Колонна прошла. Теперь мы равные. - Я буду старшим, пока не вернемся в подразделение. - Много откусываешь, смотри не подавись! Яновский зашагал прочь. Схватить? Держать его? Будет драка. Панаев напряг всю свою волю, чтобы придать голосу командирскую уверенность: - За невыполнение приказа в условиях стихийного бедствия будете отвечать перед трибуналом, товарищ Яновский. Игорь приставил ногу, уже занесенную для очередного шага. Задумчиво постоял. Возвратился. Бросил вещевой мешок и автомат в свою яму.
«Два призрака, похожих на трупы, вставшие из могилы, спотыкаясь и поминутно падая, двинулись вперед… Но силы вскоре иссякли окончательно. Солдаты свалились. Василий встал, глазами, полными отчаяния, обвел окружающие барханы. Никто не мог прийти на помощь. Люди где-то совсем уже рядом, а он не может ни крикнуть им, ни доползти до них… «Неужели после стольких мучений придется погибнуть на самой кромке пустыни? Так обидно! Так не хочется умирать! Сегодня особенно. Жизнь рядом… Неужели в тебе, Василий, не найдется еще хоть капелька силы? Для себя ты сделал все. Ну постарайся еще немного ради своих друзей. Ради Игоря. Ради его и матери. Ради его девушки. Иди, Василий, иди!» Так уговаривал себя Панаев, и ,собрав уже не физическую силу, а энергию нервов, он опустился на четвереньки и, медленно переставляя руки и ноги, двинулся вперед… Он передвигал свое непослушное тяжелое тело бесконечно долго…, срываясь, летел спиной в черную пустоту: он падал и терял сознание. С большими потугами выбравшись на очередной склон, Василий остановился на его вершине. Ноги и руки его дрожали, готовые подломиться. Он смотрел перед собой и не сразу сообразил, что видит. Внизу, прямо у подножья бархана, тянулись ровные, как линии школьной тетради, ряды хлопчатника. Но самое главное – Василий увидел глянцевые полоски арыков, наполненные водой. Люди и пустыня сошлись вплотную. Василий осторожно спустился к арыку. Вода была прозрачная, как стекло. Только теперь он почувствовал запах воды! Да-да запах! Уловив этот неповторимый аромат, он только теперь обезумел. Он бросился в воду вниз головой. Погрузился в нее по самые плечи и , упираясь руками в дно, начал жадно хватать воду зубами и проталкивать себе внутрь огромными комками. Глотал ее, пока не потемнело в глазах. Панаев поднялся. Он ощутил в своем теле достаточно сил для того, чтобы вернуться к товарищу. Но в чем отнести Яновскому воду? Надо набрать воду в сапоги! Он нашел Игоря лежащим на песке вниз лицом. Василий плеснул водой из голенища на его голову и грудь. Взор был мутный, ничего не видящий. Панаев приподнял товарища и поднес голенище к спекшемуся шершавому рту. Яновский бережно приблизил голенище ко рту и начал глотать жадно, с икотой, с внутренним стоном. Василий радовался легко и просто. Теперь сбудется все: он дослужит положенный срок, вернется на завод. Поступит в вечерний техникум; он встретит девушку, которую ему суждено полюбить. Игорь тоже мечтал о своем: есть мать и отец. Он скоро увидит Асю. ОН поправится и будет играть в баскетбол. Ух, как отчаянно он будет играть – теперь он знает цену земным удовольствиям! У него теперь есть хороший друг – настоящий побратим. То, что пережито с Василием, останется навсегда. Хороший он парень. Правильный. Напрасно обзывал его сухарем. Его воля спасла обоих. Яновский посмотрел на Василия: простое некрасивое лицо, тяжелые скулы, суровые темные глаза – обыкновенный заводской паренек-работяга! «А насколько он чище и прочнее меня! – с горечью подумал Игорь. – Ну почему этого нет во мне?»
Выбирают оптимальный способ действий, обсуждают вопросы. 1.Сильнее оказался Василий, потому что он больше требовал от себя, был ответственнее, и в детстве ему было труднее выживать. 2.Они сблизились на основе общности интересов, т.е. им нужно было выжить, и благодаря этому случаю Игорь изменил свои взгляды на жизнь.
В обычной жизни никто не застрахован от экстремальных ситуаций, человек может всегда оказаться в такой ситуации. Не нужно впадать в панику, продумать каждый шаг, если ты не один, то нужно помогать друг другу, потому что вместе психологически легче.
ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Настоящая дружба – это больше, чем дружба, это больше, чем только помощь друг другу или общность интересов, это когда человек ради друга готов пожертвовать самым дорогим в трудных жизненных ситуациях и заставляет себя жить не для себя, а ради друга. Лжедружба построена на том, что один ищет выгоды от этих отношений. Безусловно нужно, без дружбы человек перестанет быть человеком, он может превратиться в какую-то машину или вовсе погибнуть даже и не в экстремальных ситуациях.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.