Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба?" (по повест В. КАрпова "Двое в песках")и
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба?" (по повест В. КАрпова "Двое в песках")и

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
9 кл
22.01.2021
Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба?" (по повест В. КАрпова "Двое в песках")и
Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба" (по повести В.Карпова "Двое в песках")
Конспект урока по пов. Двое в песках..doc

Развернутое планирование урока

Данные об учителе: Мезенцева Галина Валентиновна, учитель 1 категории, МБОУ Сюмсинская СОШ, Удмуртской Республики

Предмет: литература    (урок внеклассного чтения)      Класс: 9           Учебник: Литература 9класс. Учебник для общеобразовательных организаций.   В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М: Просвещение, 2015)

Тема урока: « Что такое настоящая дружба?» ( По повести В.Карпова «Двое в песках»)     

Тип урока: урок формирования новых знаний, навыков и умений.

Оборудование:  тексты повести «Двое в песках», портрет писателя, карточки с вопросами, классная доска.

                                                                                                        Цели урока:

Обучающие:

- понимать и адекватно воспринимать фрагменты текста (характеристика героев повести);

- продолжить формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

- показать ценность и необходимость дружбы, значимость друзей в личной и общественной жизни человека;

Развивающие:

- развивать навыки работы в группах;

- развивать речь учащихся, способность сравнивать и анализировать героев и их поступки;

- развивать исследовательские навыки.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к русской литературе;

- воспитывать ответственность за свои поступки, чувство товарищества, взаимопомощи.

Задачи: - показать ценность и необходимость дружбы, значимость друзей в личной и общественной жизни человека;                                                      - развивать умение анализировать поступки героев произведения, соотносить их как со своими, так и с общими человеческими ценностями;                - воспитывать у обучающихся чувство доброжелательности, толерантности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

                                                                                                                      Структура урока:

Мотивационно – целевой этап (7мин.)

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Ориентировочный этап (1мин.)

Поисково-исследовательский этап (14мин.)

Построение новых знаний

Физкультминутка (1мин.)

Практический этап (20мин.)

Применение новых знаний

Рефлексивно-оценочный этап(2мин.)

Рефлексия

Домашнее задание

 

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

Добрый день! Повернись друг к другу, улыбнись друг другу! Сейчас с хорошим настроением начнем наш урок.

1.Мотивация на учебную деятельность.(7мин.)

 Сегодня урок мы начнем со стихотворения  Эдуарда Асадова «Сердца моих друзей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

– Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Какие цели и задачи мы перед собой поставим?

На доске набор глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, разобраться.

 

Актуализация знаний.

– Как вы понимаете, что такое дружба?                          (Ответы кратко записываются на доске).

        Создание проблемной ситуации:

Н – Нужно ли сегодня говорить и писать о дружбе?

    - Бывает ли в отношениях людей лжедружба?                                            -  Как настоящую   дружбу можно отличить от                  лжедружбы?

 2.Ориентировочный этап (1мин.)

Давайте обратимся к повести В.Карпова «Двое в песках» и   поищем ответ на этот вопрос в повести. 

  3.Поисково-исследовательский этап (14мин.)

  Предлагаются карточки с вопросами для обсуждения.

Построение новых знаний

  Выбирают оптимальный способ действий, обсуждают вопросы. Ищут ответы в тексте повести и читают фрагменты.

1 группе «Как оказались солдаты в экстремальной ситуации?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группе «Что вы узнали о юношах из повести?

Кто из героев повести похож на героя романа «Евгений Онегин?»»

 

 

 

 

 

 

 

3 группе «Как Василий настоял на своем решении идти в нужном направлении?»

 

 

 

 

 

 

4 группе «Почему Панаев не хотел идти с Игорем, и какие средства воздействия на Игоря использовал он?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой. (1мин)

4.Практический этап: применение новых знаний (20мин.)

 

    Предлагается прослушать выразительное чтение фрагмента  текста.(6мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп.

1.      Кто же оказался сильнее и почему?

2.      Как этот случай сблизил ребят?

3.      Ваше отношение к юношам?

4.      Какое мнение сложилось у вас об армии?

- Не расхотелось ли вам идти в армию служить, защищать нас?

- В обычной жизни мы застрахованы от таких случаев?

- Как мы должны вести себя в экстремальных случаях, будь мы одни или с кем-то?

- Так, что же такое настоящая дружба?                                                                          - Запишите определение «настоящей дружбы».

Предлагается пословица: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».

- Сейчас сравним ваше определение с определением, данным в словаре С.Ожегова

- Чем же настоящая дружба отличается от обычной дружбы и лжедружбы?

- Нужно сегодня говорить и писать о дружбе?

 

5.Рефлексивно-оценочный этап (2мин.)

Рефлексия: - Оцените уровень освоения знаний на уроке: поднимите правую руку, если все поняли, что такое настоящая дружба; левую, если поняли, но не все или мало что поняли.

 Поставьте отметки каждому за работу в оценочном листке, обсудив это в группе.

Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящая дружба?», используя иллюстративный материал из повести В.Карпова «Двое в песках».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает стихотворение наизусть                                                                       Пришли друзья. Опять друзья пришли!                                                                       Ну    как же это славно получается:                                                                                  Вот в жизни что-то горькое случается,                                                                           И вдруг – они! Ну как из-под земли!

Четыре честно-искренние взора,                                                                             Четыре сердца, полные огня ,                                                                                   Четыре благородных мушкетера,                                                                            Четыре веры в дружбу и в меня!   

Меня обидел горько человек,                                                                                    В которого я верил бесконечно,                                                                                  Но там, где дружба вспыхнула сердечно,                                                                     Любые беды – это не навек!          

И вот стоят четыре генерала,                                                                                 Готовые и в воду, и в огонь!                                                                                Попробуй, подлость, подкрадись и тронь,                                                             И гнев в четыре вскинется кинжала!

Их жизнь суровей всякой строгой повести,                                                            Любая низость – прячься и беги!                                                                               Перед тобой четыре друга совести,                                                                                    И всякой лжи четырежды враги.

Пусть сыплет зло без счета горсти соли,                                                                                    Но если рядом четверо друзей                                                                                                         И если вместе тут четыре воли,                                                                                                       То, значит, сердце вчетверо сильней!

И не свалюсь я под любою ношей,                                                                                     Когда на всех и радость и беда,                                                                                   Спасибо вам за все, мои хорошие,                                                                           И дай же Бог вам счастья навсегда!

Предполагаемые ответы: -  Это стихотворение о дружбе. - Настоящие друзья приходят на помощь в трудную минуту.

Что такое дружба?

- Мы будем анализировать повесть В.Карпова «Двое в песках»).

- Постараемся понять, что такое настоящая дружба.

  

 

  Помощь другу в любых ситуациях, умение понять друга…

 

 

 

Да, бывает.

 

 

 

 

 

Работа в группах:

1 группа «Они (Василий Панаев и Игорь Яновский) были вместе со всем на учениях. Полк преодолевал Каракумы, пробивался через пески навстречу «противнику»… В середине дня стало известно: самолет «противника» сбросил атомную бомбу. Желая обойти образовавшуюся полосу «высокого радиоактивного заражения», командир повернул колонну на север. И, чтобы идущие вслед за штабом подразделения не попали в «опасную зону», приказал выставить пост регулировщиков. На войне, на границе, всюду, где угрожает опасность и смерть, люди в одиночку не ходят. Поэтому  и в пустыне регулировщиками оставили двоих – Панаева и Яновского. Панаев – солдат серьезный, ревностный к службе, поэтому его назначили старшим… Так, сменяясь, они пропустили все колонны полка и легли у разных кустов саксаула в ожидании, когда придет за ними машина. Было жарко и нудно. ..  – Смотри, - сказал Игорь, указывая на что-то рукой. Панаев уже сам видел: сплошная стена желтой пыли, как огромный песчаный занавес, поднялся до неба и закрыла половину видимого пространства. Занавес бесшумно надвигался.

- Афганец, - сказал тихо Василий, голос его тревожно дрогнул… Все закружилось, смешалось, задвигалось. Стало темно, как вечером. Солдаты лежали в своих норах долго. По часам уже наступил вечер».

2 группа « Игорь Яновский держал себя в роте независимо. Служба ему давалась легко. Он отлично стрелял, виртуозно выполнял упражнения по гимнастике, бегал без напряжения; теоретические дисциплины усваивал с лета. Он получил хорошее образование. Отец, крупный инженер, уделял много внимания единственному сыну. Мать души в нем не чаяла. В армии Игорь тоже попал в любимцы. На нем держалась сборная полка по баскетболу, и поэтому командиры, как это часто случается, были к нему благосклонны.

А солдаты в роте недолюбливали Яновского за то, что к сослуживцам он относился свысока, с сознанием собственного превосходства».

Панаев «родился в Харькове. Что за город – не знаю. Не видел его. Отец погиб в сорок первом, а мать умерла в сорок третьем. Меня отдали в детский дом. Детдом переехал в Ташкент. Там я и вырос. Друзья были разные – и хорошие, и плохие. Побывал в воровской компании, по карманам лазил, - не понравилось. Жалко стало тех, кого обворовывали. Поступил в школу ФЗО. Работал на Ташкентском сельмашзаводе». Игорь похож на Е.Онегина.

3 группа «Если мы сбились сразу же и шли на север шесть часов, то прошли километров двадцать пять, - размышлял вслух Панаев. – Значит , теперь находимся от дороги в километрах пятидесяти. Это на три дня пути. С одной флягой такое расстояние мы не пройдем. Самое страшное, что мы ушли из района, в котором нас будут искать!

- Мне кажется, нужно немедленно идти назад и, ориентируясь по солнцу, вернуться в район учений.

- Да, это, пожалуй, самое разумное решение, - согласился Панаев. – Но мы очень устали. Через несколько часов начнется жара. Далеко не уйдешь. Мне кажется, правильнее – лечь отдыхать, поесть, поспать, а ночью проделать обратный путь. Воды маловато, но, если пролежать весь день без движения, я думаю, перетерпим».

4 группа «- Надо идти, - стараясь перекрыть шум ветра, громко сказал Яновский.

- Куда?

- К железной дороге.

- Нас будут искать.

- Разве найдешь в такой кутерьме?

- Все равно ждать надо. Помолчали.

- Кого ждать?

- Машину. Пришлют обязательно.

- Да они не только ночью, и днем нас не найдут. Колею замело. Где искать?

- Все равно будем ждать до утра.

- А что днем? Погибнем без воды. У меня фляга уже пустая.

Панаев размышлял. Отчасти  прав. Если их завтра не найдут, придется туго. Он уже хотел согласиться с предложением Яновского, когда тот вдруг встал, закинул вещевой мешок и автомат на плечо и заявил:

- Ну, ты как хочешь, а я пошел.

Гнев волной пробежал по всему тела Панаева. Еле сдерживая себя от ярости, он вскочил и крикнул:

- Рядовой Яновский, я вам приказываю оставаться на месте!

Яновский даже не посмотрел в его сторону, буркнул:

- Кто ты такой, что мне приказываешь?

- Меня назначили старшим.

- Задача выполнена, - ответил Яновский. – Колонна прошла. Теперь мы равные.

- Я буду старшим, пока не вернемся в подразделение.

- Много откусываешь, смотри не подавись!

 Яновский зашагал прочь. Схватить? Держать его? Будет драка. Панаев напряг всю свою волю, чтобы придать голосу командирскую уверенность:

- За невыполнение приказа в условиях стихийного бедствия будете отвечать перед трибуналом, товарищ Яновский.

Игорь приставил ногу, уже занесенную для очередного шага. Задумчиво постоял. Возвратился. Бросил вещевой мешок и автомат в свою яму.

 

 

 

«Два призрака, похожих на трупы, вставшие из могилы, спотыкаясь и поминутно падая, двинулись вперед… Но силы вскоре иссякли окончательно. Солдаты свалились.

     Василий встал, глазами, полными отчаяния, обвел окружающие барханы. Никто не мог прийти на помощь. Люди где-то совсем уже рядом, а он не может ни крикнуть им, ни доползти до них… «Неужели после стольких мучений придется погибнуть на самой кромке пустыни? Так обидно! Так не хочется умирать! Сегодня особенно. Жизнь рядом… Неужели в тебе, Василий, не найдется еще хоть капелька силы? Для себя ты сделал все. Ну постарайся еще немного ради своих друзей. Ради Игоря. Ради его и матери. Ради его девушки. Иди, Василий, иди!» Так уговаривал себя Панаев, и ,собрав уже не физическую силу, а энергию нервов, он опустился на четвереньки и, медленно переставляя руки и ноги, двинулся вперед…

       Он передвигал свое непослушное тяжелое тело бесконечно долго…, срываясь, летел спиной в черную пустоту: он падал и терял сознание. С большими потугами выбравшись на очередной склон, Василий остановился на его вершине. Ноги и руки его дрожали, готовые подломиться. Он смотрел перед собой и не сразу сообразил, что видит. Внизу, прямо у подножья бархана, тянулись ровные, как линии школьной тетради, ряды хлопчатника. Но самое главное – Василий увидел глянцевые полоски арыков, наполненные водой.

     Люди и пустыня сошлись вплотную. Василий осторожно спустился к арыку. Вода была прозрачная, как стекло. Только теперь он почувствовал запах воды! Да-да запах! Уловив этот неповторимый аромат, он только теперь обезумел. Он бросился в воду вниз головой. Погрузился в нее по самые плечи и , упираясь руками в дно, начал жадно хватать воду зубами и проталкивать себе внутрь огромными комками. Глотал ее, пока не потемнело в глазах.

      Панаев поднялся. Он ощутил в своем теле достаточно сил для того, чтобы вернуться к товарищу. Но в чем отнести Яновскому воду? Надо набрать воду в сапоги!

       Он нашел Игоря лежащим на песке вниз лицом. Василий плеснул водой из голенища на его голову и грудь. Взор был мутный, ничего не видящий. Панаев приподнял товарища и поднес голенище к спекшемуся шершавому рту. Яновский бережно приблизил голенище ко рту и начал глотать жадно, с икотой, с внутренним стоном.

     Василий радовался легко и просто. Теперь сбудется все: он дослужит положенный срок, вернется на завод. Поступит в вечерний техникум; он встретит девушку, которую ему суждено полюбить.

      Игорь тоже мечтал о своем: есть мать и отец. Он скоро увидит Асю. ОН поправится и будет играть в баскетбол. Ух, как отчаянно он будет играть – теперь он знает цену земным удовольствиям! У него теперь есть хороший друг – настоящий побратим. То, что пережито с Василием, останется навсегда. Хороший он парень. Правильный. Напрасно обзывал его сухарем. Его воля спасла обоих.

     Яновский посмотрел на Василия: простое некрасивое лицо, тяжелые скулы, суровые темные глаза – обыкновенный заводской паренек-работяга! «А насколько он  чище и прочнее меня! – с горечью подумал Игорь. – Ну почему этого нет во мне?»

 

 

 

Выбирают оптимальный способ действий, обсуждают вопросы.

1.Сильнее оказался Василий, потому что он больше требовал от себя, был ответственнее, и в детстве ему было труднее выживать.

2.Они сблизились на основе общности интересов, т.е. им нужно было выжить, и благодаря этому случаю Игорь изменил свои взгляды на жизнь.

 

 

В обычной жизни никто не застрахован от экстремальных ситуаций, человек может всегда оказаться в такой ситуации.

Не нужно впадать в панику, продумать каждый шаг, если ты не один, то нужно помогать друг другу, потому что вместе психологически легче.

 

 

ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Настоящая дружба – это больше, чем дружба, это больше, чем только помощь друг другу или общность интересов, это когда человек ради друга готов пожертвовать самым дорогим в трудных жизненных ситуациях и заставляет себя жить не для себя, а ради друга.

Лжедружба построена на том, что один ищет выгоды от этих отношений.

Безусловно нужно, без дружбы человек перестанет быть человеком, он может превратиться в какую-то машину или вовсе погибнуть даже и не в экстремальных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 


Развернутое планирование урока

Развернутое планирование урока

Структура урока: Мотивационно – целевой этап (7мин

Структура урока: Мотивационно – целевой этап (7мин

О чем это стихотворение? Какова его основная мысль? –

О чем это стихотворение? Какова его основная мысль? –

На доске набор глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, разобраться

На доске набор глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, разобраться

Что вы узнали о юношах из повести?

Что вы узнали о юношах из повести?

Как Василий настоял на своем решении идти в нужном направлении?» 4 группе «Почему

Как Василий настоял на своем решении идти в нужном направлении?» 4 группе «Почему

Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой

Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой

Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой

Физкультминутка: встали, выдохнули, стряхнули руками, скинули усталость, глубоко вдохнули, улыбнулись друг другу, покачали головой

Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп

Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп

Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп

Предлагается вторая карточка с одинаковыми вопросами для всех групп

Нужно сегодня говорить и писать о дружбе? 5

Нужно сегодня говорить и писать о дружбе? 5

Добрый день! Повернись друг к другу, улыбнись друг другу!

Добрый день! Повернись друг к другу, улыбнись друг другу!

Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба?" (по повест В. КАрпова "Двое в песках")и

Конспект урока по литературе "Что такое настоящая дружба?" (по повест В. КАрпова "Двое в песках")и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021