Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский профессионально-педагогический колледж»
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Канафиной Анастасии Валентиновны
Специальность 44.02.04
Специальное дошкольное
образование
Курс II, группа 21 СДО
Руководитель:
Попцова Римма Викторовна
Пермь, 2020
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретическое обоснование развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Роль геометрических представлений в программах ДОУ.. 6
1.2. Психолого - педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3. Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 14
Глава II. Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1. Игра – ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. 17
2.1. Дидактическая игра. 18
2.3. Подбор дидактических игр на развитие геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста. 24
Заключение. 27
Библиографический список. 28
Всем известно, что игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он, прежде всего, развивается, как личность и у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будет зависеть его дальнейшая жизнь в современном обществе. Не удивительно, что проблема разнообразия игровых форм привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов и социологов.
Игра – это первый помощник педагога в том, чтобы увлекательно и интересно развивать и закреплять математические представления у детей. Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. Для полноценного развития и успешного обучения ребёнка в школе необходимо формировать у него геометрические представления. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов, форме и развивает логическое мышление, поэтому развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста нельзя переоценить.
Одной из разновидностей игры является дидактическая игра. Дидактическая игра – это эффективное средство развития геометрических представлений. Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в игровой деятельности, что обуславливает возможность применения игры в качестве образовательных задач. [1; 405]
Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский, который считал, что золотым правилом дидактики является наглядность, согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувств. Дидактические игры способствуют обобщению всех форм восприятия.
Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е. И. Тихеевой, созданных с целью обучения детей цвету, форме размеру и формированию элементарных математических представлений. Елизавета Ивановна ценила дидактические игры за то, что они дают возможность воспитателю развивать у детей логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями.
Среди современных исследователей дидактических игр можно отметить таких как А. И. Сорокина, В. Н. Аванесова, В. А. Дрязгунова, А. К. Бондаренко, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.
Актуальность исследования обуславливается тем, что геометрические представления, развиваемые посредствам дидактических игр, при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может оказывать сильное влияние на их развитие в области формирования элементарных математических представлений.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей дидактических игр в решении данной проблемы.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск возможностей использования дидактических игр как средства развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Данная проблема позволила определить тему исследования: «Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у у детей дошкольного возраста»
Однако, несмотря на значимость и актуальность проблемы исследования в отечественной психолого-педагогической и методической литературе недостаточно внимания уделяется разнообразию игровых форм для развития геометрических представлений дошкольников в процессе дидактической игры.
Цель: Теоретическое обоснование использования дидактической игры для эффективного развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать и изучить теоретические материалы использования дидактической игры для развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста;
2. Выявить особенности развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать использование дидактической игры в условиях работы с детьми дошкольного возраста как средство развития геометрических представлений;
4. Подобрать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет: Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования (теоретические): анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) вносит коррективы в примерные образовательные программы. Так же изменения касаются программного материала по формированию математических представлений, в частности, формирования геометрических представлений. [28; 23-24]
Проанализируем образовательные программы на предмет формирования геометрических представлений.
Задачи и содержание ознакомления детей с геометрическими фигурами отражены в программах по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Рассмотрев образовательные программы «От рождения до школы», «Детство», «Мир открытий» мы пришли к выводу, что цели по ознакомлению детей с геометрическими фигурами заключается в организации обследования предметов разной формы, манипулирование ими. Детей следует приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. [23; 235-238]
Общие образовательные задачи по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста:
1. Определение различий и названий геометрических фигур;
2. Формирование умения делать группировку предметов по различным признакам;
3. Производить сравнение фигур по форме;
4. Формировать умение давать название элементам, из которых состоят геометрические фигуры;
5. Формировать умение выполнять воссоздание и трансформацию геометрических фигур;
6. Формирование знаний у детей о геометрических фигурах как эталонов формы.
В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятии о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура – конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).
Так же в программах прослеживается постоянное закрепление и актуализация изученного материала, подход исследования фигур, структуры.
Отличительной чертой содержания программ по изучению геометрического материала в рамках формирования элементарных математических представлений являются подходы к освоению материала. Каждая программа содержит специфичный подход: в программе «Детство» геометрический материал не выступает образцом, изучение материала производится с ссылкой на окружающий мир, соотнесение предметов сходных с фигурами открывает все их свойства и дает полное представление. [14; 352-355]
В программе «От рождения до школы» в основном представлен традиционный способ знакомства с фигурами (показ, демонстрация, обозначение названия), в программе «Детство» и «Мир открытий» присутствует подход самопознания, эталона и отождествления с объектами окружающей действительности.
Таким образом, от возраста к возрасту наблюдается не только увеличение вводимого количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности. Все программы направлены на успешное освоение геометрического материала, усовершенствование умений, связанных с операциями над геометрическими фигурами, соотнесения фигур с окружающими предметами
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др.
Старший дошкольный возраст является последним из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок становится еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания. Развивается общение как вид деятельности.
К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, оно становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.
Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. [8; 32-38]
К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д. У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6 летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций. Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага. Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, - это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навыки.
В учебной деятельности главное – это получение новых знаний. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них. При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем. К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. [10;465-472]
Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности. В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр. К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его я – образе.
Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами в процессе
освоения элементарных математических представлений начинается со второй
младшей группы. Формирование у детей геометрических представлений имеет очень важное значение для сенсорного и умственного развития детей дошкольного возраста.
Развитие восприятия ребенка и формирование представления о внешних свойствах предметов – это сенсорное развитие ребенка. Трудно переоценить сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном возрасте. Потому что именно в данном возрасте наблюдается совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений из окружающей среды.
Классическая система обучения М. Монтессори и Ф. Фрёбеля представляют методику ознакомления детей с геометрическими фигурами. До сих пор в качестве дидактического материала используются «Дары» Ф. Фрёбеля.
Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего
мира. На основе образов восприятия в последствие строятся другие формы
познания: мышление и память. Известно, что очень интенсивно происходит
развитие ощущений и восприятия в дошкольном возрасте. Ведь в процессе
непосредственного восприятия легче формируются правильные представления о предметах, в частности об их форме. В ходе сенсорного восприятия определенные свойства предметов, для данного случая эта форма предмета, переходят в объект специально организованного восприятия, результатом которого должно стать успешное овладение ими и создание основ для эффективного формирования разнообразных видов деятельности у детей дошкольного возраста (продуктивно-творческой, трудовой, игровой).
Освоение основных форм и их словесное обозначение облегчают ребенку ориентацию в окружающем мире. Встретившись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может в состоянии связать ее с изученными и основными формами, выделить сходство и различие: «Это похоже накубик». Полученные умения и знания способствуют для детей правильному анализу различных форм предметов и воспроизводству их в рисунках, постройках. Данные главные формы выделяются в качестве эталонов, образцов, которые представляют для детей возможность разобраться для детей во всем многообразии форм и предметов.
Первые представления о геометрических фигурах дошкольники получают в игровой деятельности. Педагог старается при детях давать верное
название геометрическим фигурам, но не делает акцент на их запоминании.
Становится главным, чтобы дошкольники смогли обследовать данные фигуры зрительно, на ощупь. Обследование фигур и их сравнение происходит с применением метода наложения и приложения. [4;385]
Знакомство детей с геометрическими фигурами происходит в несколько этапов:
1. Показ фигуры педагогам с обозначением ее названия.
2. Обратная реакция детей - взаимный показ этой же фигуры.
3. Поиск фигуры среди остальных.
4. Обследование геометрической фигуры.
5. Обозначение признаков геометрической фигуры.
6. Сравнение фигуры с другими.
7. Выполнение практических действий с заданной фигурой.
Определенный порядок имеет и сравнение геометрических фигур.
Сравниваются следующие параметры: цвет, размер, сходные качества, отличительные черты.
Таким образом, освоение формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста, происходит посредством сенсорного восприятия, в результате которого отмечается успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.
Игра — понятие многогранное. Его можно понимать, как занятие, забаву, развлечение, соревнование, упражнение, в результате которых требования взрослых воспитательного характера по отношению к детям переходят в требования детей самим к себе. То есть игра является активным средством воспитания, а также самовоспитания. Свою роль игра раскрывает самостоятельных видов развивающей деятельности детей в разных возрастных категориях, является правилом и способом детской жизнедеятельности. Также игра является методом познавательного развития и организации деятельности вне игры.
Детская игра есть самое свободная, непринужденная форма организации деятельности, которая способствует изучение окружающего мира. Игра обладает синтетическим свойством. То есть она вбирает многие стороны иных видов деятельности, для ребёнка представляется многогранным явлением. [26; 104]
Игра — начальная ступень детской деятельности, первая школа его поведение. Игра является потребностью растущего ребенка: его интеллекта, биологического фонда, психики. Игра особенный, только именно Детский мир жизни. Игра является практикой развития. Дети играют, так как они развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игры являются путем поиска ребёнка своего места в коллективе, в обществе, в человечестве, во Вселенной. Игра - это возможность свободного самораскрытия, саморазвития с опорой на свое подсознание, творчество и разум. Результат игры − наслаждение в ходе процесса достижения конечного результата, а также развитие способностей, реализуемых в ней.
Существует три типа игр:
1. Игры самостоятельные (сюжетно-ролевые, игра экспериментирование, режиссерские, сюжетно-отобразительные, театрализованные);
2. Игры, которые возникают по инициативе взрослого, внедренные с образовательной и воспитательной целью (обучающие игры: подвижные, дидактические сюжетно-дидактические; игры досуговые: игры развлечения, игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные, театральнопостановочные.);
3. Игры, обусловленные исторически сложившимися традициями этноса,
возникающее как по инициативе взрослого, так и по инициативе более старших детей: народные и традиционные игры.
О. С. Газман выделяет следующую классификацию детских игр. Он определяет подвижные игры, компьютерные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры путешествия, игры поручения, игры предложения, игры беседы, игры загадки.
Подробно рассмотрим дидактические игры. Дидактическая игра — это вид учебного занятия, которое организуется в виде учебной игры, содержащей ряд игровых принципов, принципов активного обучения и отличающейся наличием правил, определенной структуры игровой деятельности и системой оценивания. В обучении детей до школы дидактическая игра начала успешно использоваться в середине прошлого века. Многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения подчеркивалась в исследованиях отечественных педагогов и психологов. Дидактические игры актуализирует интеллектуальный опыт, конкретизирует представления о сенсорных эталонах, совершенствуют умственные действия ребенка, являются накопителем положительных эмоций, которые влияют на повышение познавательных интересов детей дошкольного возраста. В образовательной работе детского сада дидактическая игра занимает прочное место. [1;263-269]
Дошкольный возраст является сенситивным возрастом в познавательном развитии. Игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте. Она способствует всестороннему развитию, в виду этого игра занимает значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Дидактическая игра имеет важную роль в жизни детей. Она является потребностью организма ребенка, его естественным состоянием, средством общения и совместной деятельности коллектива детей. Игра обеспечивает положительный эмоциональный фон, за счёт которого психологические процессы проходят наиболее активно. Она позволяет определить уровень его знаний и представлений, выявляет индивидуальные способности ребёнка. Также игра не только определяет индивидуальные способности, качества личности ребёнка, но и влияет на формирование определенных свойств личности. Ещё на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста дидактическая игра с обучающей задачей, облаченной в игровую занимательную форму, привлекла к себе внимание видных русских педагогов. Э. Сеген, М. Монтенсори, Ф. Н. Блехер, А.К. Сорокина и другие педагоги широко использовали дидактические игры и выделили их огромную роль в обучении и воспитании детей в особенности тех, которые испытывают трудности в обучении.
Дидактическая игра ими рассматривалась как способ пополнение знаний детей, расширение общего кругозора, раскрытие понятий, иными словами расширяя сферу игры, ребёнок расширяет и познаёт новые свойства вещей, а также получает от них более глубокий и точные понятия. Для полноценного умственного развития детей большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических жизненных задач.
Дидактические игры математического уклона способствует не только расширению знаний дошкольников, но и закрепление представлений детей о величине, геометрических фигурах, количестве, а также ориентировке его времени. Содержание таких дидактических игр способствует проявлению и становлению интереса ребенка к познавательной деятельности, выявление закономерностей, связей и взаимозависимости предметов и явлений окружающей действительности.
Живой естественный интерес вызывают у детей выполнение дидактических игр. Это способствует развитию самостоятельности их мышления, а самое главное освоение ими способов познания. Для начала детям нужно открыть или в результате чего-нибудь узнать что-то новое, а это является активизатором эмоционально мыслительного процесса. Игра беседа помогает развитию умения слушать и слышать вопросы педагога, детей, помогает быть сосредоточенным, уметь дополнять сказанное, рассуждать. Развивающие математические дидактические игры делятся на несколько групп: игры, развивающие восприятие цвета; игры, развивающие восприятие формы; игры развивающие восприятие качеств величины; игры, формирующие целенаправленное внимание; игры, развивающие речь и мышление; игры, развивающие память. [7;805]
Рассмотрим подробно все виды этих игр. Игры, развивающие восприятие цвета. Целенаправленное, осознанное восприятие цвета врожденным качеством не является. Помочь детям увидеть Мир красок, сформировать устойчивый зрительный образ цвета, уловить разнообразие цветовых тонов детям могут помочь только взрослые. От задач изобразительной деятельности задачи этих игр очень отличаются. Отличие в том, что сравнение цветовых тонов играет вспомогательную роль и не осознается ребёнком. Важным является то, что умение различать цветовые тона было важным для ребёнка. Поэтому при знакомстве с цветом необходимо опору делать на активные действия детей и применять привлекательные для них предметы (карточки, цветные коробочки, полоски цветной бумаги, игрушки разных цветов, разноцветные карандаши и так далее).
Игры, развивающие восприятие формы. Основой любой сенсорной практической деятельности является восприятие формы предметов. Начиная с младшей группы детского сада ребёнка необходимо учить восприятию и выделению формы. Во время игры малыш быстро осваивает рациональные приемы обследования формы с помощью рук и глаз. В ходе этих игр дети дошкольного возраста осваивают геометрические фигуры.
Игры, развивающие восприятие качеств величины. Для детей важным является развитие умения воспринимать величину разных предметов с помощью сравнения их по длине, по ширине, по высоте. Данное знакомство происходит на занятиях при использовании распространённых игровых приемов. Совместно с этими приемами допускается использование игр на развитие восприятия величины и ее признаков с помощью игрушек, различных карточек, трафаретов. Осваивание рациональных приемов сравнительной оценки величины происходит у ребёнка во время игры (с помощью накладывания и прикладывания предметов друг другу).
Игры, формирующее целенаправленное внимание. Внимание является необходимым условием любой учебной, познавательной, игровой деятельности. Если у ребёнка нет устойчивого внимания, невозможными становится организация самостоятельной деятельности ребенка, выполнением заданий воспитателя, поэтому своевременная помощь ребёнку необходимо в развитие внимания.
Игры, развивающие речь и мышление. Мышление и речь – два важных психических процесса, которые неразрывны между собой. При помощи увлекательных игр происходит усвоение значения основных предлогов и наречий, которые обозначают пространственные отношения предметов. По совокупности разных признаков дети учатся сравнивать предметы. Данные игры учат рассуждать детей и делать выводы.
Игры, развивающие память. Ребёнок не рождается с развитой памятью, она развивается совместно с развитием ребёнка, и при условии если у детей память слабая, то это говорит о том, что взрослый ребёнку не уделил должного внимания. Запоминание является основным условием развития памяти, после этого происходит припоминания чего-либо ребёнку. Игра способствует возникновению необходимости преднамеренного запоминания, помогает передать рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания средств для овладения своей памятью.
Ведущая и направляющая роль во всех играх принадлежит взрослому. Важным является то, чтобы педагог обладал эмоциональным общением с детьми, мог увлечь детей в игру, дать четкую формулировку обучающих задач, всё время активизировал умственную деятельность ребёнка. Только при соблюдении данных условиях игры будут способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста.
Интеллектуальные дидактические игры, прежде всего, направлены на развитие элементарных мыслительных операций, отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса, и на формирование общей интеллектуальной раскованности. Дидактические игры способствует формированию умения находить в предмете как можно больше различных свойств и использовать данные предметы для поиска других с противоположными свойствами.
В старшем дошкольном возрасте при формировании геометрических представлений, как правило, используется три категории дидактических игр. Это дидактические игры на формирование общих представлений о геометрических фигурах; дидактические игры на выполнение операции с геометрическими фигурами; дидактические игры на формирование представления о форме предметов.
Дидактические игры на формирование общих представлений о геометрических фигурах содержит в себе игровые приемы, которые помогают детям ближе познакомиться со свойствами каждой из фигур, научиться выделять качества каждой фигуры, находить заданную фигуру из нескольких предложенных, сопоставлять геометрическую фигуру с предметами окружающего мира, научиться называть элементы каждой фигуры.
Дидактические игры на выполнение операции с геометрическими фигурами направлены на формирование у детей умения составлять из разных фигур заданную, располагать фигуры в заданном отношение друг другу, делить одну фигуру на несколько составных, конструировать из фигур определённые предметы.
Дидактические игры на формирование представление о форме предметов направлены на создание условий для интеллектуального развития ребёнка, понимание им и видение геометрических форм в предметах окружающей действительности.
Дидактические игры являются составной частью образовательной деятельности в детском саду. Планирование игр происходит во время занятий по формированию элементарных математических представлений. Также дидактические игры применяются в деятельности детей. В расположение детей попадает различный геометрический материал, которым они могут играть по своему желанию и инициативе. Если дидактическая игра планируется вне образовательной деятельности, то она, прежде всего, должна быть связана с содержанием программы предшествующего занятия.
Управление дидактической игрой требует огромного педагогического мастерства и такта. При решении образовательных задач в дидактической игре для педагога становится важным сохранить в игре интерес детей, чтобы игра вызывала радость, способствовало общению детей, возникновению и развитию дружеских отношений, симпатии, укреплению коллектива. [25; 124-125]
Во время дидактических игр используются различные приемы обучения: словесные, наглядные и практические. Время дидактических игр очень ограничено, это как правило 10 - 20 минут, поэтому становится важным чтобы всё это время умственная активность играющих не понизилось, интерес к поставленной задаче не падал.
Можно выделить основные требования при планировании дидактических игр: при выборе игры, педагогу необходимо учитывать, как содержание, так и степень сложности и новизны данной игры для детей. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, в старшем возрасте увеличивается значение словесных и настольных игр. Для того чтобы избежать однообразия, в плане необходимо указывать изменения, то есть различные варианты одно и той же игры.
В процессе игры проявляются особенности характера ребенка, выявляется уровень его развития, в виду этого, каждая игра требует индивидуального подхода к детям. При постановке вопроса и выборе задание воспитателю необходимо считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Большое внимание требуют робкие дети, застенчивые: бывает, что такой ребёнок знает ответ, но от робости не решается его произнести, смущённо молчит. Воспитатель может помочь ему в данной ситуации одобрением, хвалить, чаще его спрашивать, чтобы он выступал перед коллективом.
Дидактические игры включают увлекательные задачи, при решении которой требуется умственное усилие, преодоление некоторых трудностей.
Таким образом, дидактические игры, направленные на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста делятся на несколько групп:
1. Дидактические игры на формирование общих представлений о геометрических фигурах;
2. Дидактические игры на выполнение операций с геометрическими фигурами;
3. Дидактические игры на формирование представления о форме предметов.
Игра «Подбери фигуру»
Цель: учить детей верно выбирать нужную фигуру.
Материал: разрезные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, ромб
Содержание: перед детьми представлены листы с вырезанными фигурами. Задача детей верно соотнести фигуры и пустые места на картоне.
Игра «Где фигура?»
Цель: развивать умение детей видеть геометрические фигуры на фоне предметов окружающей действительности.
Материал: картины с изображением зданий, мебели, игрушек.
Содержание: перед детьми представлены картины с изображением зданий, мебели, игрушек. Детям дается задание увидеть в данных предметах как можно больше геометрических фигур.
Игра «Почему овал не катится?»
Цель: научить детей отличать овал от круга.
Материал: разрезные шаблоны из картона овала и круга.
Содержание: Сначала выясняется, что круг катится, а овал нет. Затем детям предлагается выяснить почему это происходит (овал вытянутый).
Игра «Достань названный предмет»
Цель: закрепить представление детей об объёмной геометрической фигуре шар
Материал: шарики, кубики, игрушки разного цвета
Содержание: Детям предлагается из коробки с шариками, кубиками и игрушками по инструкции педагога достать шар названного цвета
Игра «Разложи по коробкам»
Цель: формировать умение дифференцировать объёмные геометрические тела: шар и куб
Материал: 2 коробки, шары, кубики, игрушки
Содержание: На ковре рассыпаны игрушки, шары и кубики вперемешку, детям нужно в одну коробку собрать только шары, а в другую – только кубики. На ковре должны остаться только игрушки.
Игра «Что изменилось?»
Цель: закрепить знания детей об объёмных геометрических фигурах
Материал: кубики, шары и пирамидки
Содержание: педагог ставит в один ряд по порядку шар, куб, пирамидку, затем меняет их местами. Детям нужно определить, что изменилось в расположении фигур.
Игра «Цвет, форма, величина»
Цель: закрепить знания детей о цвете, форме и величине.
Материал: корзинка с разноцветными шарами, кубиками, пирамидками
Содержание: детям необходимо взять один предмет из корзинки и описать его по цвету, форме и величине.
Игра «Достань названный предмет»
Цель: актуализировать знания детей об объёмных геометрических фигурах
Материал: цилиндры, шары, кубики, пирамиды, призмы
Содержание: педагог называет заданную фигуру, детям необходимо верно совершить выбор
Игра «Геометрический конструктор»
Цель: систематизировать знания детей об объёмных геометрических телах, учить конструктивным действиям
Материал: цилиндры, шары, кубики, пирамиды, призмы, кирпичики
Содержание: детям дается задание построить из данных фигур дома, здания, объекты окружающего мира. [7; 413-422]
В заключении следует отметить, что на сегодняшний день развитие элементарных математических представлений – это одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Использование дидактической игры – это важнейший инструмент воспитания и обучения детей. Дидактическая игра включает в себя образовательные цели, она связана с реализацией образовательной программы и достижением целевых ориентиров дошкольного образования. Применение в формировании геометрических представлений дидактических игр систематизирует и делает разнообразным образовательный процесс. По этой причине данное исследование считается актуальным и востребованным.
В ходе написания курсовой работы было теоретически обоснована эффективность использования дидактической игры для развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования были изучены литература, посвященная общей педагогике и педагогике игры, теоретические материалы использования дидактической игры для развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста, выявлены особенности развития геометрический представлений у детей старшего дошкольного возраста, проанализировано использование дидактической игры в условиях работы с детьми дошкольного возраста как средство развития геометрических представлений и подобраны дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра имеет огромное значение в формировании представлений о геометрических фигурах и позволяет расширить их представление о свойствах фигур, способствует развитию других математических представлений, развитию мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти, то есть общему развитию ребенка дошкольного возраста
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Умственное воспитание дошкольника / В.Н Аванесова. – Москва : Просвещение, 2015. – 405c. ISBN: 464-0-01825-811-4
2. Алиева, Т. И. Развитие математических представлений у дошкольников: методическое пособие. ФГОС ДО / Т. И. Алиева, Т. В. Тарунтаева. – Москва : Сфера, 2015.- 224 с. ISBN: 978-5-9949-0793-1
3. Байкова, А. Н. Фантазируй и рисуй: фигуры и формы // А. Н. Байкова – Москва : ФениксПремьер, 2015. – 31с. ISBN: 978-5-222-23704-5
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 385 с. ISBN: 5-691-01229-0
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2016. – 125 с. ISBN: 978-5-00031-002-1
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 160 с. ISBN 5-09-001629-1
7. Волочаева, И.А. Геометрический город. Дидактическая игра. Игротека. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. – Москва: Детство-Пресс, 2019. - 805 c. ISBN: 978-5-89814-645-0
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО, 2004. – 32 с. ISBN: 5-699-03524-9
9. Галигузова, Л. Н. Развитие игровой деятельности // Методические материалы к программе «Первые шаги». – Ч. 2. – Москва: Русское слово, 2015. – 135 с. ISBN: 978-5-86775-545-4
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 465 с. — (Профессиональное образование). ISBN: 978-5-534-04800-1
11. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва : Просвещение, 2015.- 191с. ISBN: 5-09-007236-9
12. Киричек, К. А. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебно-методическое пособие. / К. А. Киричек. – Ставрополь : Ставролит, 2018. – 144 с. ISBN: 978-5-903998-90-6
13. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 112 с. ISBN: 978-5-9949-1058-0
14. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-906797-74-2
15. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва : Просвещение, 2015.- 368с. ISBN: 5-09-000248-7
16. Маам.ру : сайт. – URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-geometricheskih-predstavlenii-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 15.04.20) Текст: электронный.
17. Маам.ру : сайт. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-podberi-figuru-701446.html (дата обращения : 04.12.19). Текст : электронный.
18. Маам.ру : сайт. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-577092.html (дата обращения : 10.12.19) Текст : электронный.
19. Мир открытий: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / науч. Рук. Л. Г. Петерсон; под общ. Ред. Л. Г. Петерсон, И.А.Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 352 с. ISBN: 978-5-9963-3655-5
20. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / З. А. Михайлова. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 384с. ISBN: 978-5-89814-441-8
21. Никитин, Б. П. Ступени творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. – Москва : Юнити, 2017. – 142 с. ISBN: 5-09-003932-1
22. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. – Москва : Детство-Пресс, 2015. - 356 c. ISBN: 978-5-89814-563-7
23. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 235 с. ISBN: 978-5-4315-1576-7
24. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова. – 2-е изд. – Москва : КноРус, 2018. – 252 с. ISBN: 978-5-388-00494-9
25. Смирнова, Е. О. Организация игры детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие для воспитателей / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 125 с. ISBN: 978-5-222-24732-7
26. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 104 с. ISBN 978-5-9916-6807-1
27. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 2015. – 291 с. ISBN: 5-09-006457-1
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2015 ISBN: 978-5-91382-111-9
29. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. – Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 213 с. ISBN: 978-5-86775-353-5
30. Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И. В. Шадрина. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с. ISBN: 978-5-9916-77728-8
31. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016 – 272 с. ISBN: 5-7695-0284-3
32. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.