Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский социально – педагогический колледж»
по МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания
на тему: «Развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов»
Выполнила:
Студентка 3 курса
32 группы
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Очное отделение
Журавлёва Анастасия
Руководитель:
Калинина Н.И
Ульяновск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников. 5
Выводы по первой главе. 8
Глава 2. Развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов. 9
2 .1 Основы изучения синонимов в начальной школе, способствующие развитию речи. 9
2 .2 Основы изучения антонимов в начальной школе, способствующие развитию речи. 11
2 .3 Методы и приемы развития письменной речи в начальной школе при изучении синонимов и антонимов. 12
Заключение. 16
Список использованных источников и литературы.. 17
Приложение 1. 18
Приложение 2. 20
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает.
Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования говорится: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества»
Таким образом, государство предлагает не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Поэтому в современных концепциях начального образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности младших школьников. Воспитание духовно-нравственного и интеллектуально развитого подрастающего поколения во многом зависит от правильной постановки образовательного процесса в начальной школе, в особенности от того, насколько сформированы у учащихся навыки самостоятельного мышления и развита их речь.
Речь − это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Речь − основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Проблемы речевой деятельности всегда привлекали внимание учёных, о чем свидетельствует многочисленное количество научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у младших школьников.
Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить, но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит важная задача – активизировать словарь детей. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, деловой, коммуникативной готовности к взаимодействию с окружающим миром. Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. По мере обогащения сознания развиваются и усложняются формы и виды общения. Это говорит об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в начальной школе. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку. К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. На уроках русского языка проводятся лексические упражнения, среди которых важное место занимает работа над синонимами и антонимами, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Вот почему овладение лексическими богатствами языка невозможно без изучения его синонимических средств.
Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая нами проблема развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы нашего исследования.
Цель моей работы: выявить возможность развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
Объектом исследования является развитие связной речи младшего школьника.
Предметом исследования является развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
Гипотеза исследования: развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка будет эффективно при изучении синонимов и антонимов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать литературу по педагогике и методике обучения русскому языку в начальной школе по теме исследования.
2. Охарактеризовать процесс развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
3. Определить методы и приемы развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
Методы исследования:
- теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования)
- эмпирические методы (анализ педагогической документации)
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем он обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением он современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного он отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный он аспект речевого высказывания, а также умело использовать он его в собственной речи.
Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников.Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой по развитию связной монологической речи для русских и национальных школ.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной он жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют он общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. [6, с. 14]
Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и пр.) [11, с. 16].
М.Р. Львов расширяет это понятие, и он считает, что речь – это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, а также обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
Функции речи:
1. Функция обобщения заключается в том, что слово обозначает не только отдельный предмет, а группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков;
2. Функция воздействия состоит в том, что с помощью речи человек может побуждать людей к каким-либо действиям или отказаться от них;
3. Функция сообщения – с помощью слов и фраз люди могут обмениваться информацией (мыслями);
4. Функция выражения состоит в том, что:
· с помощью речи человек способен в более полной форме передавать свои чувства;
· выразительность речи, ее эмоциональность существенно расширяют возможности общения;
5. Функция обозначения заключается в способности человека с помощью речи дать названия окружающим предметам и явлениям;
6. Функция планирования – речь помогает человеку планировать его действия. [2, 13]
Различают такие виды речи: 1) внешнюю речь, которая в свою очередь, делится на устную с двумя ее формами – монологической и диалогической – и письменную; 2) внутреннюю речь. Кроме того, различают речь разговорную и книжную. Монологическая он отличается от диалогической речи тем, что она не он рассчитана на ситуацию и поддержку со стороны собеседника.
Под связной речью понимают смысловое он развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее он общение и взаимопонимание.
Как считал А.В. Текучев, связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные он между собой.
Связная речь – это единое он смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные он отрезки.
Что же мы понимаем под развитием он связной речи учащихся? Говоря обобщенно, это учебная, познавательная деятельность учащихся, организуемая, руководимая учителем, опирающаяся на чтение и изучение грамматики, направленная на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.
М.Р. Львов формулирует основные задачи развития связной речи, одной из которых является создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению автора, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.
Т. А. Ладыженская определяет задачи развития связной речи как развитие умения говорить свободно, правильно и достаточно выразительно. [5, с. 144] Развитие речи – один из разделов большинства современных программ по русскому языку.
Под развитием речи учащихся в практике школы понимают следующие направления работы:
– тренировку произносительного аппарата школьников, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;
– постепенное, планомерное выращивание словарного запаса школьников, обучение их точному пониманию значений слов, как основных, так и дополнительных, переносных, оттенков значений, эмоциональных окрасок, понимание уместности употребления того или иного слова в том или ином контексте и т.п.;
– усвоение сочетаемости слов, построение словосочетаний, усвоение устойчивых сочетаний слов, обучение грамматически правильному употреблению слов в словосочетании, расчленение значений слов;
– активизация языковых средств, т.е. употребление усвоенных слов, их сочетаний в предложениях, в самостоятельно конструированных текстах – пересказе, рассказе, письменных сочинениях и изложениях и т.д.;
– овладение правильным построением предложений разнообразных типов, их совершенствованием и связями между предложениями в тексте;
– овладение механизмами порождения речи, т.е. достаточно быстрым и правильным, точным построением речи – предложений и текста в устном и письменном он вариантах;
– усвоение умений и навыков передачи устной речи, овладение интонациями, паузами, логическими ударениями, другими средствами просодики, а на письме – навыков быстрого каллиграфически и орфографически правильного письма;
– усвоение ряда конкретных умений в области подготовки и построения связного текста: понимание темы и ее раскрытие; накопление и подготовка материала для рассказа, сочинения; составление плана; языковая подготовка; запись и совершенствование написанного и др.
Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. [3, с. 625]
Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Направления работы по развитию речи объединяются в группы в соответствии с уровнями развития речи: фонетический уровень, лексический уровень; синтаксический уровень, уровень текста, или связная речь.
Таким образом, процесс развития речи основывается и на общедидактических принципах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу: единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения; связь с практикой; систематичность и последовательность; доступность; наглядность; сознательность и активность самих учащихся; прочность; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и на особых методических принципах, существующих только в рамках обучения русскому языку. Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов и эта задача должна решаться на каждом уроке русского языка.
Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Диалогическая - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Монологическая речь, по определению - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют, как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Каждый язык, развиваясь, стремится к все более «полному общему и частному соответствию мира слов миру понятий». Это наблюдение принадлежит замечательному русскому учёному Николаю Крушевскому. И вот почти через сто лет в книге, в заглавие которой вынесен вопрос «что такое развитие и совершенствование языка?» формируется задача: «показать, как язык в процессе своего развития начинает предоставлять людям всё большие и большие возможности для передачи их мыслей и чувств, для приближения к соответствию между миром слов и миром понятий».
Связь между словом и понятием может быть, с наибольшей полнотой и глубиной раскрывается в синонимических отношениях, в синонимических рядах. Каждая эпоха выдвигает новые реалии, новые явления. Тем самым возникают и новые понятия. Но не только новое требует в каждую эпоху своего осмысления и словесного выражения. Старые понятия могут быть переосмыслены или поняты глубже и шире. Это естественная взаимозависимость мира понятий и мира слов.
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, чем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным и разнородным является состав лексики в целом и в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. [4, с. 172]
Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественным и предельно близким значением всегда привлекало к себе внимание и занимало лингвистов с древнейшей поры.
Слова, предельно близкие, и слова, тождественные по значению, очень разнообразны и разнородны по характеру выражаемых ими смысловых оттенков, по экспрессии, по эмоциональной и стилистической окраске. Не менее разнородны они и по происхождению, по своим формальным признакам и так далее. [4, с. 172]
Вопрос о лексических синонимах, как и вообще проблемы лексикологии, в течение второй половины XIX века и начала XX века мало занимали русских лингвистов. [4, с. 172]
Практическая необходимость в словаре русских синонимов также не нашла достойного и нужного решения. Можно назвать лишь отдельные статьи, в которых затрагивались вопросы о лексических синонимах. Определяя понятие «синоним», А.Г. Горнфельд писал: «Синонимы – слова близкого, смежного, почти одного значения. Процессу создания новых форм, новых дифференцированных категорий в мысли соответствует в языке создание новых оттенков выражения – синонимов. Не всегда новый оттенок мысли получает и новое название; иногда он обозначается описательно или на чужом языке – и тогда синонима нет». [4, с.173] «Теоретики расходятся по вопросу о том, возможны ли в языке слова совершенно тождественные по смыслу; но вопрос этот не существует для тех, кто знает, что слово в словаре, вне живой речи, не имеет вполне определенного значения». Поэтому А.Г. Горнфельд считал, что лишь в обиходной речи в исключительных случаях синонимы могут быть употреблены «без разбора» по небрежности или потому, что «в чьем-либо неразвитом сознании» два слова обозначают одну и ту же вещь, но с этими случаями считаться не следует, так как даже при совпадении логического понятия «звуковая, ассоциативная, эмоциональная сторона [слова] действует различно и потому выражает различные оттенки значения». [4, с. 173]
Полностью совпадает с этой характеристикой та оценка, которую дает синонимам и Г.О. Винокур. Он пишет: «…так называемая синонимичность средств языка, если иметь дело не с лингвистической абстракцией, а с живым и реальным языком, с тем языком, который фактически существует в истории, является просто-напросто фикцией. Синоним является синонимом только до тех пор, пока он находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь т тому подобное». [4, с. 173]
Как мы видим, с первых же наблюдений над синонимами русские филологи останавливаются на различиях между ними и отрицают возможность наличия в литературном языке двух полностью тождественных по значению и употреблению слов. Для этого П.Ф. Калайдович включает в «смысл слова» экспрессивные, эмоциональные его особенности, а для слов, обозначающих один и тот же «предмет» (око и глаз, глаголю и говорю), видит объяснение в принадлежности их к разным «слогам». А.Г. Горнфельд и Г.О. Винокур утверждают, что синонимы, определяемые как слова тождественные по значению, могут существовать только в полном отвлечении от контекста, потому что в живой речи «нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь». Таким образом, все наблюдения сводятся к утверждению, что синонимы – это «слова близкого, смежного, почти одного значения», что именно различия между синонимами и обусловливают их жизнь в языке.
В последнее время некоторые исследователи предлагают рассматривать в качестве синонимов только слова, тождественные по значению и различающиеся (не всегда) по стилистическому употреблению: «…только смысловое тождество (а не близость значений, как допускают некоторые) позволяют рассматривать как синонимы», - пишет А.Д. Григорьева. [4, с. 174]
Однако принципы разграничения тождества и предельной близости значения при установлении стилистических особенностей синонимов очень зыбки и крайне не надежны, потому что подавляющая часть стилистических синонимов содержит экспрессивные, эмоциональные или оттеночные особенности, которые и определяют их стилистическое употребление. [4, с.174]
Для правильного отбора тождественных и близких по значению слов следует считать только те слова, которые употребляются для обозначения одного и того же понятия, или экспрессивной, эмоциональной окраской, или употреблением в определенных стилистических условиях, в определенных сочетаниях с теми или иными словами.
Одна из существенных функций синонимов – служить средством наиболее точного обозначения предмета речи, будь то лицо, предмет, явление или отношение к кому-то или к чему-то. Произведения мастеров слова – писателей, поэтов, журналистов – дают множество примеров точного выбора слова. Хрестоматийный пример: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», – написал А.С. Пушкин. Воздвиг, а не создал, построил, возвел и т.д., так как, судя уже по содержанию стихотворения и его стилистическому тону, более всего подходит именно высокое воздвиг, и не просто высокое, но и указывающее на величие и монументальность созданного.
Ошибка в употреблении порождается нередко модой на какое-то полюбившееся слово. Так, длительное время сохраняется в газете мода на уникальный. Несмотря на то, что уникальный – это «единственный в своем роде, неповторимый», его употребляют часто в текстах, где или нет никакого свидетельства неповторимости того, о чем идет речь, или, что еще хуже, описываемое единственным в своем роде вовсе не является. Ср., например: «Месторождение, на базе которого построен завод, уникально по содержанию сероводорода... В мире есть лишь два подобных месторождения. Наше – третье» («Комсомольская правда» 1987, 4 января); «Сам Нузгаров придумывает и готовит уникальные трюки, которыми сегодня насыщен номер. Есть среди них и традиционные, исполняемые и другими джигитами арены» («Московская правда» 1986, 12 июля). Последний пример, где уникальный означает даже не «редкий» (как в первом примере), а «сложный», ярко демонстрирует не только желание не отстать от моды, но и абсолютное незнание истинного смысла слова.
Синонимы могут играть роль усилительных или усилительно-уточняющих средств. Эта роль проявляется в тех случаях, когда автор использует подряд несколько синонимов, как бы ища среди них наиболее точный в каком-то отношении, или внушая читателю важность того, о чем он говорит, или рисуя многообразное или многократное проявление какого-либо признака, действия и т.д. Например: «Гейне пленил, очаровал, заворожил впечатлительное жадное сердце шестнадцатилетнего юноши» (А.И. Куприн).
Синонимы могут служить средством, разнообразящим речь. Например: «Он желчно подчеркивает промахи Николая Николаевича и обрывает его на каждом шагу. Но в студенте такая бездна молодой, неисчерпаемой доброты, что он, по-видимому, совершенно не обижается. В своих ошибках он извиняется с трогательной готовностью» (А.И. Куприн); «По дороге то и дело встречались ручьи, поющие одну и ту же песню воды. Попадались и лужи» (Ю.П. Казаков). Никакого сколько-нибудь ощутимого смыслового различия между синонимами промах и ошибка, встречаться и попадаться нет. Эти разные по звучанию слова используются в приведенных отрывках, очевидно, просто во избежание повторения. [12, с. 52]
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике считается соотносительное противопоставление по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Данные слова называют лексическими антонимами. Соотносительным противопоставление называется потому, что в подобные отношения вступают лишь слова, которые находятся в одной и той же лексической и грамматической парадигме, которые обозначают логически совместимые понятия. В основу их сопоставления положен один и тот же общий признак. Так, семантически соотносительными являются слова, которые характеризуют разного рода качественные признаки, к примеру: красоту, цвет, вкус (красивый – безобразный, светлый – темный, горький – сладкий); эмоции (любовь – ненависть, веселье – грусть); понятия пространства, времени (вверх – вниз, север – юг, сегодня – завтра); действие и состояние (закрыть – открыть). Соотносительность самых общих признаков противоположности нередко дополняются частными, конкретными, семантически не менее значимыми признаками [14, c. 64].
Противоположными подобные значения называются в силу того, что по законам логики они взаимно исключают друг друга. К примеру, предмет одновременно не может быть глубоким и мелким, тяжелым и легким. Между ними в языке нередко имеются лексические единицы, которые обладают неким средним семантически нейтральным значением:
большой – средний – маленький
крупный – средний – мелкий. [14, c.64]
В последнее время содержание понятия «антоним» существенно дополнено. До недавнего времени антонимами считались только слова, которые содержат в своем значении указание на качество. Современные исследователи усматривают антонимию и у слов, которые принадлежат к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть все боле укрепляется широкое понимание антонимии.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел.[9, с.32]
Антонимы делятся по своей структуре на следующие основные группы: однокоренные и разнокоренные. Однокоренные антонимы возникают в результате словообразовательных процессов, поэтому их также называют лексико-грамматическими (лексико-словообразовательными). Они образуются в результате присоединения приставок с противоположным значением: в-; из-; за-; от-; на-; с-; над; - под- …
К словообразовательным элементам антонимического характера следует отнести первые части сложных слов типа легко- - тяжело-, микро- - макро-, моно- - поли- …
Особую группу образуют слова, у которых наблюдается внутрисмысловая антонимия, или энантосемия, которая появляется в результате многозначности слова. Энантосемия наблюдается, к примеру, у слов: нести (сюда, в дом) – «приносить» и нести (отсюда, из дома) – «уносить»; оговориться (намеренно) – «сделать оговорку» (специально) и оговориться (случайно) – «ошибиться» и т.д.
Среди разнокоренных антонимов современные исследователи выделяют антонимы-конверсивы. К ним относятся слова, которые выражают отношение противоположности и в исходном, и в измененном высказывании, но не в обычном, прямом порядке, а в обратном: Петр покупает дом у Сергея – Сергей продает дом Петру.
Семантика противоположности и у разнокорневых, и у однокоренных антонимов может раскрывать понятия о разной степени, мере одного и того же качества, свойства: дорогой – дешевый; глубокий – мелкий; молодой – старый.[15, с.72]
Общим самым существенным признаком каждой группы является противопоставленность их значений, которые относятся к одному и тому же ряду объективной действительности.
Понимание структурных и семантических возможностей антонимических оппозиций позволяет наиболее правильно и рационально использовать языковые антонимы в речи, выбирать информативно самые значимые из них. А это является важным характерным признаком творческого использования лексического богатства русского языка.
Основная задача речевого развития ребёнка младшего школьного возраста — овладеть нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возрастного периода, и сформировать коммуникативные способности. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Важнейшими свойствами монологической речи являются её осознанность и произвольность. Последнее положение предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией, наиболее точно и полно передающими замысел говорящего). Проблема развития лексических возможностей у детей, особенно с речевыми нарушениями, не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет, т. к. дети испытывают большие трудности для выражения своих мыслей и доведения их до понимания слушающего, часто не находя подходящих слов для высказывания. Они употребляют в основном общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражения. Это подтверждается результатами регулярно проводимой диагностики. Совершенствовать устную речь — это значит обогащать и активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. [1, с. 222]
Организуя работу по формированию связной речи младших школьников, учитель должен учитывать два основных положения, высказанных Н. С. Смирновой в соответствии с предложенной классификацией лексических ошибок и неточностей учащихся: «…общность смыслового содержания присуща не только синонимам…», «…смысловая связь между словами обнаруживается не только в синонимическом ряду…».[13, с. 13]
Сказанное можно перефразировать по отношению к словам-антонимам: соотносительность противоположных ассоциативных признаков характерна и для других языковых явлений, отражающих системный характер лексики русского языка.
Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.
Работа с синонимами - наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;2) подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления;3) специальные упражнения с синонимами;4) активизация употребления синонимов, т.е. использование в связной речи;5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. [8, с. 179]
Главная цель всякого лексического упражнения - использование детьми слов в собственной речи. Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.
Антонимы используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.
Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения.
1. Подобрать антонимы к данным словам.
2.Составить предложения с антонимами, точнее, с парами антонимов.
3. Заменить антонимы в предложении.
4. Продолжить начатое предложение с антонимами.
5. Подобрать антонимы к многозначным словам.
6. Составить параллельные синонимические ряды.
Необходимо заметить, что установление связи между синонимией и антонимией - один из принципов словарной работы. [10, с. 403]
Упражнения в подборе синонимов и антонимов особенно полезны для выработки точности речи.
Для этих целей можно иногда брать и отдельные слова:
синонимы: шалун - озорник, баловник; работа - труд, дело; большой - громадный, огромный; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный; бежать - нестись; мучить - беспокоить, терзать, волновать; скоро - быстро;
антонимы: враг - друг, правда - ложь, болезнь - здоровье, шум-тишина, полезный - вредный, трудный - легкий, старый - молодой, тупой - острый, обрадовать - опечалить, спешить - медлить, начать - кончить, говорить - молчать, слабо - сильно, хорошо - плохо, медленно - быстро, долго - скоро, тепло - холодно, весело – печально. [7, с. 394]
Упражнения в употреблении синонимов и антонимов, однако, лучше всего проводить в связи с составлением словосочетаний, предложений и даже связных текстов, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько значений, обнаруживает свое конкретное значение. В самом деле, к слову чистый могут быть подобраны разные синонимы в зависимости от того, с какими словами оно связано; к слову горячий можно подобрать синоним теплый, если говорят о печке, о воде, о хлебе, но к тому же слову горячий в словосочетании горячий человек синонимами будут слова решительный, а может быть раздражительный (смотря по смыслу связного текста - рассказа или описания); тому же слову горячий могут соответствовать по значению слова напряженный, трудный в словосочетании горячее время.А раз к одному и тому же слову можно подобрать разные синонимы, то разными для него будут и антонимы: горячая вода - холодная, горячий человек - спокойный или хладнокровный; слову мелкий в словосочетании мелкая река можно противопоставить слово глубокая, но к тому же слову в словосочетании мелкая рыба придется подобрать антоним крупная и т. д.
Вначале, для того чтобы объяснить, что такое синонимы или антонимы (в некоторых программах обучения русскому языку можно обойтись и без этих терминов, а говорить о близких и противоположных по смыслу словах), можно взять отдельные слова и к ним подбирать синонимы или антонимы. В дальнейшем же, в процессе упражнений, в работе над синонимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова из синонимических, т. е. близких по значению, какие подойдут к определенному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа.
Вот несколько примеров для подобных упражнений.
В предложении предлагается раскрыть скобки и оставить из слов, стоящих в скобках, одно, наиболее подходящее: Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро. Лошади очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону
Возможны такого рода упражнения: вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: брызгать, плескаться; литься, лить:
Вода ...из ведра. Искры ... из-под молота. Волны тихо ... у берега. Дождь ... как из ведра.
В таком же роде должна быть поставлена и работа над словами с противоположным значением (с антонимами).
Учащимся может быть дано задание подобрать к данным словам слова с противоположным значением. При выборе слов с противоположным значением надо иметь в виду контекст и выбирать то слово, которое отвечает смыслу речи в целом.
Например, в связи с чтением отрывка из произведения И. С. Тургенева, озаглавленного «В летний день», учащиеся, характеризуя обстановку в утреннем лесу, используют слова с противоположным значением: мокрый куст, сухая рожь, густые кусты (орешника) и т. д.
Далее рассмотрим многозначные слова и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты азбуки (букваря). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значений. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения.
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место также следует отводить работе с синонимами и антонимами, чтобы достичь большей связности и выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно - это значит, в какой-то мере, усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.
Работа над синонимами и антонимами важна потому, что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет: 1. разнообразить речь (плохо, когда повторяется в детском сочинении несколько раз одно и то же слово); 2. употреблять в речи более точные слова и выражения, например: котенок (развязывает или разматывает) клубок ниток; собака язык (высунула или выставила).
Упражнения в подборе синонимов и антонимов особенно полезны для формирования связной речи.
Упражнения в употреблении синонимов и антонимов, однако, лучше всего проводить в связи с составлением словосочетаний, предложений и даже связных текстов, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько значений, обнаруживает свое конкретное значение.
Систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками по формировании связной речи на уроках русского языка с использованием синонимов и антонимов развивает у них внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует чувство языка, активизирует умственную деятельность.
Изучение типичных речевых ошибок младших школьников, связанных с синонимической и антонимической взаимозаменяемой языковых единиц, возможностями их варьирования в контекстном окружении и т. п., может стать предметом специального экспериментального исследования, что поможет учителям начальных классов более эффективно и целесообразно организовать работу по совершенствованию культурно-речевых умений обучающихся на уроках русского языка.
Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Речь разнообразна. Переход от замысла (или "мысли") к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.
Трудно представить себе познание мира без языка. Предметы и явления действительности - это для говорящего всегда нечто обозначаемое, а языковые средства (слова, словосочетания, предложения и их сочетания) - нечто обозначающее. Слово дает наименование всему, что человек познает, и, знакомясь с каким-нибудь предметом или фактом, он прежде всего хочет узнать, как это называется. Предмет без названия - это еще непознанный, как будто неизвестный предмет или факт. Это так же плохо, как если бы ребенок знал слово, но не знал, что оно, значит, не соотносил бы его с действительностью (вербализм). Слово не только называет, обозначает, оно и обобщает.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку в начальных классах - научить детей «владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста». Это указание вполне соответствует тому общему направлению, которое принято программой для начальных классов: «Это по преимуществу практический курс русского языка, поэтому на развитие речи детей обращается внимание во всех разделах программы. Развитие речи - это и есть реализация практического направления.
Перед начальной школой ставится и другая задача - «сообщать начальные сведения по языку и литературе». Это уже шаг вперед по сравнению с детским садом, где практическое направление в обучении языку представлено в его чистом виде.
Сегодня от знаний и умений учителя, качества проводимых им уроков зависит многое. Учитель был и остается главной фигурой в формировании языковой личности. В современных учебно-методических комплектах приведен богатый материал, указывающий и помогающий учителю в каком направлении вести поиск лучшего методического решения. Потому, современный учитель должен быть профессионально подготовленным, активно познающим, ищущим, реализующим принцип воспитывающего обучения, заинтересованным в выработке у учащихся непосредственных, раскованных, сложных, как и само время, прогрессивных взглядов и жажду познания, самому быть открытым для учащихся, не бояться прямо высказать свою позицию. Учитель должен проявляться сам как личность и формировать личность.
1. Анищенко, Л. К. Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников [Текст]/ Л. К. Анищенко, Т. В. Митенкова, Е. В. Чипиль.// Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 222-224.
2. Егармина Т.Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников [Текст]/Т.Г. Егармина// Начальная школа. - 2009 - №6 - С 12 - 15
3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст]/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Ивашко, Л.А. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Хрестоматия и учебные занятия [Текст]/ Л.А. Ивашко, И.С. Лутовинова, Д.М. Поцепня, М.А. Тарасова, М.Ю. Жукова, Е.И. Зиновьева, М.А. Шахматова.– Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. – 496 с.
5. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся[Текст]/ Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1995. – 186 с.
6. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]/ А. А. Леонтьев. – М.: Академия, 2006. – 302 с.
7. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская.-М.: Просвещение, 1987.-431с.
8. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.– М.: Академия, 2000. – 307 с.
9. Матвеев, Б.И. Антонимы и их стилистические функции [Текст]/ Б.И. Матвеев // Русский язык в школе.- 2003.- №11
10. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
11. Рамзаева, Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования [Текст]/ Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. – 2007. – №11. – С.14-23
12. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова - М.: Айрис-Пресс, 2000. - 448 с.
13. Смирнова, Н.С. К изучению синонимов в IV классе [Текст]/ Н.С. Смирнова // Русский язык в школе. – 2008. — № 1. – С.43-49.
14. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка [Текст]/ Н.М. Шанский. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.- 312 c.
25. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» [Текст]/ Д.Н. Шмелев.- М.: Просвещение. - 2001. - 335с.
Примеры заданий для обучающихся начальной школы по развитию связной речи при изучении синонимов
Задание 1. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Для этого соедините линиями имена существительные с нужными глаголами или именами прилагательными. Учтите, что некоторые имена существительные могут сочетаться с несколькими глаголами или именами прилагательными.
Мяч кинуть румянец обжигающий
Фраза бросить полдень горячий
Взгляд швырнуть чай знойный
Платок метнуть прием жаркий
Вода студеная поезд стремительный
Зима прохладная полет скорый
Встреча холодная рост быстрый
Жизнь мирный ответ резкий
Голос спокойный сигнал грубый
Море тихий
Задание 2. Вставьте нужные слова в предложения из слов,
данных за чертой.
Нам надо _____ школьное имущество.сторожить
Часовые _______ вход в штаб.беречь
Петр Васильевич ____ колхозный сад.охранять
Мы обратились к руководителю кружка
за______. помощь
Почин нашего класса встретил _____
со стороны всех учащихся.поддержка
На классном собрании много ______ говорить
о дисциплине.
Подружки ______ о пустяках.болтать
В подводном мире царит ______. тишина
На уроке необходимо соблюдать ____. безмолвие
Задание 3. Подчеркните подходящие по смыслу слова из данных в скобках.
В полдень (приблизилась, надвинулась) черная туча. Началась гроза. (Пошел, полил, хлынул) дождь. Я (надел, одел) калоши и взял зонт. Дорогой (открыл, раскрыл) его. Скоро дождь (перестал, кончился).
Стояло (горячее, жаркое) лето. Мы искупались в речке и лежали на (горячем, жарком) песке. Домой пробирались по (влажной, мокрой) траве. Одежда на нас стала (влажной, мокрой).
Задание 4. Сравните синонимы и определите, какие из них
указывают на большую степень проявления признака или действия; подчеркните их.
Смеяться — хохотать, влажный — мокрый, спать — дремать, хороший — великолепный, бояться — пугаться, думать — мыслить, бедный — нищий, сиять — блестеть, тревожить — беспокоить, ненужный — излишний, белый — белоснежный, неугомонный — беспокойный, бестолковый — глупый, бить — колотить, близкий — недалекий.
Примеры заданий для обучающихся начальной школы по развитию связной речи при изучении антонимов
Задание 1. Закончите предложения, подбирая антонимы к именам прилагательным.
Снег белый, а сажа_____. Озеро глубокое, а пруд ______. Смех громкий, а шепот ______.Чай горячий, а мороженое ________.
Доктор Айболит добрый, а Кощей Бессмертный _____. У липы древесина мягкая, а у дуба ______. Улица широкая, а переулок ___.
Бананы дорогие, а картошка ______. Клубника крупная, а земляника ____. У реки правый берег крутой, а левый ______. Карабас Барабас огромный, а Мальвина ______ . Карабас Барабас толстый, а Дуремар _____ . Сено сухое, а трава ____________ . Хлеб свежий, а булка ________ . Газета свежая, а журнал _______. Весной трава свежая, а осенью ______. Солнце яркое, а луна _________ .
Задание 2. Вставьте в пословицы антонимы к выделенному слову.
Не хитро взять, хитро _______. У мрачного и веселье скучно, у ______и скука весела. Петь хорошо вместе, а говорить ______. Труд всегда дает, а лень только ________. Доброму сухарь на здоровье, а ______ и мясное не впрок. Даровой рубль дешев, заработанный _____. Лучше пощечина от друга, чем хлеб от ________. Пока молод, не страшен ни жар, ни ________.
Задание 3. Вставьте в пословицы нужные по смыслу антонимы.
_______ дело лучше ________ безделья.
________сторона — мать, ________— мачеха.
________земля __________рук не любит.
У мудрого человека _______ уши и _____язык.
Для справок: длинный—короткий, родной— чужой, маленький—большой.
Задание 4. Вспомните пословицы, в которых есть следующие антонимы.
Густо—пусто, мягко—жестко, ученье—неученье, труд—лень, много—мало, вместе—врозь, старый - новый, маленький—большой, больной—здоровый, утро—вечер, свой—чужой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.