Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"
Оценка 4.8

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
14.12.2019
Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"
В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на занятиях тестопластикой кружка «Флористика и прикладной декор» учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (УДО «ДонРЭНЦ»)
Курсовая, Воскобойник Т.Ю..doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ

 

 

 

 

Слушатель группы: 10.1

«Формирование социально-активной личности

в условиях дополнительного образования»

 

 

 

Воскобойник Татьяна Юрьевна

педагог  дополнительного образования 

 

Руководитель курсовой работы:

заведующая отдела культуры и эстетики

ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт

дополнительного педагогического образования»

Лобынцева С.Н.

 

 

 

 

Донецк, 2019

Содержание
 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………     3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ……………………...…       6  

1.1. Сущность понятия творческих способностей ……………….   6
1.2. Влияние тестопластики на развитие творческих способностей

младших  школьников…….………………………………………...            7

ГЛАВА II ТЕСТОПЛАСТИКА КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………….       9

2.1      Значение   занятий   лепкой   для   всестороннего  развития       младших школьников………………………………………………….. …       9

2.2      Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста…………………………………………………………….       12

 

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….      17

       3.1. Констатирующий эксперимент………………………………...      17

       3.2. Формирующий эксперимент…………………………………...      22

       3.3.Контрольный эксперимент………………………………………      24
        3.4. Апробация результатов …………….……………………….….      26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….    27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………….........     28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………     29

Приложение № 1 Таблица «Входная диагностика»……………...      29

Приложение № 2 Таблица «Выходная диагностика» ……..…….      30

Приложение № 3 Сертификат  спикера  Республиканского

семинара-практикума   «Арт-терапия   как   метод  работы

педагога дополнительного образования»………………………...      31

       
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое развитие науки, рост объема новой информации требуют от современной школы подготовки активных, самостоятельных людей, которые имеют высокие творческие способности, умеют самостоятельно, критически и творчески мыслить; находить пути решения проблемы; совершенствовать развитие личной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребенка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома. «В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а так же приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла» [9]. Очень важной ступенью в становлении творческой личности современного ученика является развитие способностей, которые позднее преобразуются в творчество.

Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей.

В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на занятиях тестопластикой кружка «Флористика и прикладной декор» учреждения  дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (УДО «ДонРЭНЦ»)

Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творчество детей необходимо развивать в целостном процессе всего обучения в младшей школе, где  дополнительное образование направлено на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов;  формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления. УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины, тестопластика и т.д.

 

Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Цель исследования состоит в определении влияния занятий тестопластикой во время кружковой деятельности УДО «ДонРЭНЦ» на развитие творческих способностей воспитанников.

Объект исследования - развитие творческих способностей.

Предмет исследования - тестопластика как средство развития творческих способностей.

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.  На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.

5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития младших школьников.

6.  Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.

7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

 

 

 

Методы исследования использовались следующие:

1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2.  Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;

3.  Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

 

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы в учреждениях УДО для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1. Сущность понятия творческих способностей

 

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют младшему школьнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п.

Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы,   педагоги.    Достаточно      назвать      таких      авторов,      как    

С.А. Сухомлинский, Я.М Коменский, Н.И. Пирогов, Л.С. Выгодский, Л.Н. Коган, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный,  Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарѐв, О. К. Тихомиров, М. А. Холодная и другие [1-2, 5, 10-11, 13, 15].

Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию - это “особая точка" индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде  не может строиться только на подражательной основе без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета.

В современном обществе, особенно в наше непростое время военных действий в ДНР  ни что так  не ценится, как креативность, творческий подход к любому делу. Успешный человек должен обладать и коммуникативными навыками. И именно творческая деятельность, помогает  воспитывать эти качества в ребёнке.  Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте.

 

1.2. Влияние тестопластики на развитие творческих способностей  младших школьников

 

Младший школьный возраст -  это важный период в жизни ребенка, который обучается в 1-4 классах (6 до 11 лет). Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

Существует множество формулировок для обозначения понятия творчества, вот некоторые из них [1-4, 13-15]:

·  Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом

·  Кюби: способность находить новые связи

·  Роджерс: возникновение новых отношений

·  Меррей: появление новых сочинений

·  Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества

·  Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям

·  Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Мы решили придерживаться определения, которое объединяет вышесказанные и сформулировано в философском словаре творчество – это «деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца» [14].

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными по причине малоизученности данных. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения. Авторы утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников. Условия, влияющие на творческую деятельность, бывают двух видов: внешние (создание развивающего образовательного про- странства) и внутренние (формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала). Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, можно выделить следующие: уверенность в своих силах, склонность к риску, развитое воображение, отсутствие боязни казаться странным и т. д. Одним из условий появления творческих личностей является соответствующая система обучения и воспитания, именно в этом ключе и работают учреждения дополнительного образования. Основной целью их деятельности является создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления. УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины, тестопластика и т.д.

 

           

 

 

ГЛАВА II ТЕСТОПЛАСТИКА КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1      Значение занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников

 

Каждый учитель для своих учеников «протаптывает» творческую «тропинку», чтобы она для них впоследствии стала «дорогой». Ведь именно творческая деятельность зарождает стремление разобраться в мире вещей и противостоять негативным явлениям социума и массовой культуры, учит принимать самостоятельные решения и делать свой выбор. Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

В процессе работы с тестом  создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно – прикладного искусства:

- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- Синхронизирует работу обеих рук;

- Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- Развивает творческие способности ребенка.

Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение и т.д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Также фигурки дарили на свадьбу вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

 На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол». Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими реками, пользуется большим спросом. Их соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки…

 

Тестопластика выполняет следующие функции:

Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2      Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста

 

При работе с тестом фантазии нет предела! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т.д. В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки на занятиях творческого объединения УДО ДонРЭНЦ «Флористика и прикладной декор». В учреждении обучение проходит на основе рабочей программы, по группам до трех лет обучения. Дети первого года обучения, в основном, создают простые фигурки – цветочки, сердечки и т.д. Дети второго и третьего года обучения – лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т.д. Опрос  детей на занятиях  о том: «Нравиться ли им лепка? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках?» И т.д. Дети отвечали честно и с воодушевлением о своей работе. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.

Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.

 Что же необходимо для работы с ним?

Особенности технологии лепки из солёного теста

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.

Замес теста

• Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.

• Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.

• Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха. (Если тесто всё-таки обветрилось, и на нём образовалась корочка, смажьте его маслом – корочка легко удалиться)

• Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Цветное тесто

• Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.

• Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.

 

Раскрашивание

• Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.

 

Рецепты теста

Классический рецепт:

Мука – 300 г (2 чашки)

Соль – 300 г(1 чашка)

Вода – 200 г(200мл)

 

Тесто для утончённой обработки:

Мука – 200 г

Соль – 200 г

Крахмал – 100 г

Вода – 150 мл

 

Тесто для объёмных изделий, и более длительного хранения:

Мука – 300 г (2 чашки)

Соль – 300 г(1 чашка)

Вода – 100 г(100мл)

Клей ПВА – 100 г  (100мл)

 

Материалы и инструменты необходимые при работе с солёным тестом:

*баночка с водой;

*кисточка для смачивания теста;

итечко

* фольга

* стеки

* зубочистки

* кондитерские формочки

* мука пшеничная

* соль мелкого помола «Экстра»

* крахмал

* краски – гуашь, акрил, акварель, масляные, пищевые

* скалка

* баночка с водой

 

Сушка изделий из солёного теста

• Первый способ. Сушка воздушная.

В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.

• Второй способ. Сушка в духовке.

Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.

• Третий способ. Комбинирование двух предыдущих.

Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.

 

Лакирование

• Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.

 

Особенности лепки

Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.

На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям.

На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.

На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно и др..

Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Изучив исследования философов, психологов и педагогов, мы решили выявить возможности лепки из соленого теста как метода развития детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в УДО «ДонРЭНЦ» на базе МОУ   «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» в одной из  групп кружка «Флористика и прикладной декор». 

Количественный состав - 18 человек:

Работа проходила в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент;

З. Контрольный эксперимент.

 

 

3.1. Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 6-7 лет.

На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать формирование творчества детей во время обучения в рамках школьного процесса;

2. беседа с детьми о лепке дома (создание условий для лепки);

3. проведение занятия по лепке на тему «Подкова на счастье» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.

Анализ условий формирования творчества детей посредствам лепки показал, что такие занятия в школе проходят лишь в рамках некоторых тем занятий уроков труда, при этом сами занятия проводятся лишь 1 раз в неделю. Стоит заметить, что материалом  для лепки используется только пластилин.

В ходе наблюдения, за деятельностью учителя 1-го класса на занятии труда отмечалось:

• расположение столов на занятии было последовательно, друг за другом, что снижает коммуникативную функцию лепки;

• отсутствие эмоционального настроя, возможно, потому, что урок поставлен последним занятием в пятницу и многие ребята думали больше о выходных, чем о занятиях;

• использование иллюстраций;

• объяснение учителем действий деятельности;

• однообразный материал для лепки;

• советы, вопросы, замечания и похвала учителя;

• рассматривание и анализ детских работ.

Беседа с детьми о лепке дома показала, что в основном все дети имеют дома только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный материал для лепки, специальные дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой). Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 18 детей.

Занятие на тему «Подкова на счастье» (лепка предметная приложение №1).

 Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.

Критерии

В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой [6-8].

Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно:

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция.

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

• по всей доске;

• не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (лепка из окрашенного теста)

В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступление от реальной окраски;

• цвет предметов передан не верно;

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

• по частям

• из целого куска

• комбинированным способам

б) технические приемы

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

• выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

4. Творчество:

• самостоятельность замысла;

• оригинальность изображения;

• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно - 3 балла;

• есть незначительные искажения - 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточное число может быть разным:

оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.

После проведенного занятия  на тему «Подкова на счастье» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в приложение 1.1 (таблица).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно - 3 балла;

• есть незначительные искажения - 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

В соответствии с критериями определились уровни творчества детей:

1. высокий уровень;

2. средний уровень;

3. низкий уровень.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества

 

Уровни

%

Высокий уровень

22

Средний уровень

39

Низкий уровень

39

 

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы умения наблюдать, использовать разные способы лепки, проявлять фантазию, творческую активность.

 

3.2. Формирующий эксперимент

Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества.

Для проведения формирующего эксперимента группа была поделена на подгруппы по 9 учеников (контрольная и экспериментальная).

На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:

·          создание необычной, новой обстановки (столы объединены в единый);

·          создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

·          детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;

·          новые проблемные ситуации;

·          неповторяющиеся задания;

·          учет возможностей и интересов каждого ребенка;

 

Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.

Задачи:

- предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;

- составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;

- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.

 

Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа

Тема занятий

Программное содержание

Методы и приемы проведения

Этап №1 «Дары осени»

• Учить детей создавать объемные композиции из соленого теста

• Использовать приемы

раскатывания, сплющивания,

оттягивания краев

•развивать композиционные умения

•Учить достигать наилучшего результата

• Беседа «Времена года»

• Сообщение детям занятия

• Игровой прием

• Мотивация детей к

самостоятельной работе

• Совместный анализ и просмотр детских изделий

• Композиция из готовых работ.

Этап № 2 «Братья наши меньшие»

• Учить создавать объемные поделки из соленого теста

• Развивать эстетическое восприятие формы

• Учить передавать форму

• Лепить полые формы

• Наносить рельефный узор на поверхность предмета

• Повышать сенсорную чувствительность

• Развивать воображение, общую умелость

• Беседа ко дню защиты животных «Братья наши меньшие»

• Распределение работы между детьми

• Объяснение и показ лепки

• Создание атмосферы

творчества

• Учить пользоваться стекой

(наносить рисунок)

• Анализ детских работ

• Использование изделий для украшения группы

Этап № 3 Панно

«Осень золотая»

• Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка

• Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием

• Поддерживать интерес к поиску способов лепки

• Повышать сенсор. чувствительность

• Общую ручную умелость

• Мелкую моторику рук

• Художественное слово

• Рассматривание деревьев по бул. Пушкина  возле школы МОУ МПЛ №1 г. Донецка

• Беседа

• Рассказы детей

• Создание творческой атмосферы

• Сообщение детям темы занятия

• Показ и объяснение выполнение работы

• Мотивация детей к самостоятельной работе

• Помощь, подсказка

• Совместный анализ детских

работ

Этап №4 тема на выбор «Что хотим сделать сегодня: брелочки на рюкзак или новогодняя игрушка?»

• Продолжать освоение рельефной лепки

• Создавать уплощенные фигурки

• Украшать изделия

• Ориентировать на поиск

гармоничных сочетаний разных форм

• Развивать комбинаторские

способности

• Совершенствовать умение

оформлять поделки

• Учить работать по замыслу

• активизировать приемы декорирования лепных образов.

• Художественное слово

• Предварительная работа

• Сообщение темы занятий

•Показ и объяснение

выполнение работы

• Помощь и подсказки

• Создание благоприятных

условий для творчества детей

• Создание сюжета из

вылепленных изделий

• Анализ детских работ,

совместный просмотр.

·           Использование выполненных работ в игровой деятельности

 

Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительный образ в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.

 

3.3. Контрольный эксперимент

Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.

Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети

 

Тема занятия: свободная лепка по теме мультфильма  «Смешарики» Программное содержание:

·          Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;

·          Учить планировать свою работу;

·          Развивать воображение, чувство формы, пропорций.

 

Критерии оценивания детских работ по лепке:

• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.

• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.

• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу. Результаты представлены в приложении 2.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей

 

Уровни

%

Высокий уровень

44,4

Средний уровень

33,3

Низкий уровень

22,3

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.

 

 

 

3.4. Апробация результатов

    

     Результаты исследования были представлены во время доклада «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» Воскобойник Т.Ю. на Республиканском семинаре-практикуме  «Арт-терапия как метод работы педагогов дополнительного образования» (приложение №3).

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лепка из соленого теста на занятиях «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, холодный фарфор). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего школьного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998.

2.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. - 2002. - 320с.

3.     Булгакова, И. В. Нестандартные уроки русского языка. 5–7 классы. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002.

4.     Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104 с.

5.      Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004

6.      Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.

7.      Комарова, Т. С. Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе : критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества / Т. С. Комарова // Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль, 2006. – С. 76-90.

8.     Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.

9.      Науменко О.М., Творчествоведение на современном этапе // Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 1 – c. 23.

10. Одаренные дети: Пер с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 169 –200; 235 – 254.

11.  Орлова Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1999. 22 с.

12.  Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса – М.: Академия, 1996.

13.  Развитие творческих способностей учителя и учащихся в процессе языкового и литературного образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. Т. В. Соловьевой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 220 с.

14. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1. http://endic.ru/philosophy/Tvorchestvo-3589.htm

15.  Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности – М.: МПСИ, 1997. – 224 с.

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"

Курсовая работа  "Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2019