КУРСОВАЯ РАБОТА
Оценка 5

КУРСОВАЯ РАБОТА

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2017
КУРСОВАЯ     РАБОТА
КУРСОВАЯ РАБОТА Использование игровых технологий в воспитательном процессе Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. Игра требует от играющего максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. По мнению многих ученых, игра есть вид развивающей и зажигающей огонек пытливости и любознательности. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, педагог не должен стеснять инициативу ребят, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…» Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Одна из тенденций развития игры- все большая связь её с обучением. Задача старшего вожатого- поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом
курсовая.docx
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»                                          Минобразования Чувашии Кафедра и лаборатория педагогики и психологии постдипломного образования           КУРСОВАЯ     РАБОТА Использование игровых технологий      в воспитательном процессе                                                                   Выполнила:                                                                   Учитель технологии МБОУ «Шоркасинская СОШ»                                                                    Канашского района Чувашской Республики                                                                   «Профессионально – педагогическая                                                                     деятельность учителя технологии»                                                                          Игнатьева Светлана Валерьяновна                                                            Чебоксары   2013 ОГЛАВЛЕНИЕ    Оглавление………………………………………………………………………………….. 2 Введение………………………………………………………………………………………3­5 I.Теоретические основы использования игровых технологий  в воспитательном процессе 1.1.Роль игры в воспитательном процессе …………………… …………… 5­6                        1.2.Значение игры для младшего школьника …………………………….6­8 1.3.Виды игр ……………………………………………………………………..............8­11 II. Воспитательный и обучающий потенциал игры для учащихся начальных классов ………………………………………………………11­13 2.1.Дидактические игры Своеобразие дидактических игр      …………………………………………….13­14 2.2.использование настольных игр ……………………………………………15­17 2.3.Из опыта работы по использованию игровых технологий в воспитательном  процессе………………………………………………………………………...17­22 3.Заключение …………………………………………………………………..23 4.Список литературы …………………………………………………………24                                                                                                                                           3 Теоретические основы использования игровых технологий в воспитательном процессе                                                          Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.                                                                                                Василий Сухомлинский      Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет  то же значение, какое у взрослого  деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. Игра  требует от играющего максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.  По  мнению многих ученых, игра есть вид развивающей и зажигающей огонек пытливости и  любознательности. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно,  чтобы дети сами придумывали игры,  педагог не должен стеснять инициативу ребят, а  давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении  окружающего…» Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам  игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Одна из тенденций развития игры­  все большая связь её с обучением. Задача старшего вожатого­ поддержать это стремление  ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.  Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы  он не потерял интерес к ней .Так как игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива, который очень важен для подростка. В нем развивается чувство долга и  ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные  интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом  поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная  оценка классного коллектива  значит для подростка больше. Чем мнение учителей или  родителей, и он обычно очень чутко реагирует  на дружное воздействие коллектива  товарищей.  Игра Игра ­ это внутренняя  потребность детей  в активной  деятельности, средство познания мира.                                                        4 Игры оказывают огромное влияние на развитие ребенка, создают большие возможности для развития организаторских  умений и навыков, а также творческих способностей ребят. Игры подразделяются на: 1 Познавательные В школе я проводила такие познавательные игры, как игра – конкурс «Счастливый случай», игра путешествие «Вперед к солнцу», игровая программа «Вот это да!!!» и т.д 2)Интеллектуальные  Я   считаю,   что   во   время   проведения   интеллектуальных   игр   особенно   важно   учитывать уровень   развития   ребенка,   использовать   индивидуальный   подход,   т.е.   следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свои интеллектуальные способности.   При моем непосредственном участии в нашей школе проводились интеллектуальные игры «Сто к одному», «Знаток истории»  и т.д. 2 Подвижные игры Подвижные игры ­ не только форма активного отдыха детей, но и  средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.  Любимыми подвижными играми ребят являются игры с мячом.  Считаю целесообразным вовлекать   детей   в   подвижные   игры,   игры­соревнования,   эстафеты,   так   как   они увеличивают   физическую   активность,   развивают   быстроту   реакции,   смекалку, сообразительность, уменьшают скованность и эмоциональную  заторможенность.           Игры – это такой универсальный вид деятельности, который можно использовать и как самостоятельное мероприятие, и как его составную часть. Игровые технологии выполняют ряд функций: 1)   игра   тренирует   память,   помогает   учащимся   выработать   речевые   умения   и   навыки (правильно организованная, с учётом специфики материала) 2)   игра   стимулирует   умственную   деятельность   учащихся,   развивает   внимание   и познавательный интерес к предмету; 3) игра ­ один из приёмов преодоления пассивности учеников;                                                                                                                    5 4)   соревнование   способствует   усилению   работоспособности   всех   учащихся   (в   составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем   результате   своей   команды,   каждый   стремится   как   можно   быстрее   и   успешнее справиться с заданием).              1.1.  Роль игры в воспитательном процессе Используя игровые технологии в образовательном процессе, ст.вожатый должен обладать  доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать  радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для  развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.  Важной особенностью игровых технологий, которые вожатый использует  в своей работе,  является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с  выполнением режима и игра.   Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Ст. вожатый организует игровую ситуацию  «Что катится?» и использует её в  образовательной деятельности  «Введение в математику» для обучения и закрепления  понятий «круг», «квадрат».   Игровые технологии, направленные  на развитие внимания.          Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание  постепенно становится произвольной. Вожатый использует игры «Магазин», «Запомни  узор» и «Нарисуй, как было». Игровые технологии способствуют развитию мышления  ребенка, использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению  рассуждать, находить причинно­следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий вожатый  развивает творческие способности детей,  творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в  нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у  детей.            Театрально­игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,  эмоционально­насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно­ эстетическому воспитанию каждого ребенка.          Игровая  деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем  разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными                                                       6 особенностями.. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно­трудовых и  технических игр и напрямую связаны с интеллектом. Используя технологии развивающих  игр Б.П.Никитина, вожатой удается соединить один из основных принципов обучения – от  простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности  самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих  возможностей. Вожатая в игре решает сразу несколько проблем, связанных с развитием  творческих способностей: задания­ступеньки всегда создают    условия  опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего  «потолка», дети развиваются наиболее успешно.                1.2. Значение игры для младшего школьника Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко  использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда  воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую  же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры  в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем­то созвучна  природе ребенка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно­потребностной сферы  ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как  центральную для понимания самого возникновения игры. Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его  функциональным значением. Когда он овладевает какими­то действиями и может  производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок  замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных  отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их  деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в  положение взрослого, при этом происходит эмоционально ­ действенная ориентация в  отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за  эмоционально­действенными переживаниями. Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое  выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл  эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное  понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.                                                 7 Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему  содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным  является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. П.Я.Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий: • этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях­  заместителях; • этап формирования того же действия в плане громкой речи; • этап формирования собственно умственного действия. Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.  Дж.Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в  ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его  свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в  качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением  какой­либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода  свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы  интеллектуальной деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования  самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых  отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие  эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на  психическое развитие ребенка, на становление его личности. Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности  ребенка в этой связи можно назвать следующие: 1. В игре развивается мотивационно­ потребностная сфера: • возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов) 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: • ребенок, принимая роль какого­ либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его  поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между  людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.                                 8 3. Развивается произвольность поведения: • разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные  ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои  собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: • формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности  ребенка. Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в  межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра ­ это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть  над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление  превзойти себя.                       1.3.Виды игр Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность  не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от  проявления физических и духовных сил . Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют  генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как  специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.  Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра­труд, игра­ общение, музыкальные игры, художественные, игры­драматизации, подвижные,  спортивные... Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство  дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие  интеллектуальные, музыкальные, игры­забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно­ролевые. Правила в них существуют неявно. Они  — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник,  пассажир не летает в кабине летчика. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации  О.С.Газмана                                                9 1.Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и  особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных  действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их  соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение  действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство  товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. 2. Сюжетно­ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в  нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер,  ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры­ драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники,  карнавалы, строительно­конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и  самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или  разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные  компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении  компьютерные игры. 3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно  демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике  представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные  реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут  стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт  нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают  избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных  ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и  выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно  направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть  агрессивными и жестокими. Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих,  игр. 4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,                                              10  познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и  взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем  играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация  игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.  В этой классификации можно представить следующие типы игр:      игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотносятся с материалом:      игры с дидактическими игрушками, настольно­печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную  деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры —  особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил,  организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду  деятельности учащихся.  Игры­путешествия.  Игры­поручения.  Игры­предположения.  Игры­загадки.  Игры­беседы (игры­диалоги).                                                    11 Игры­путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра­путешествие  отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое —через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все  это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры­путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть­чуть  сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не  замечается ими. Игры­путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление  игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры­ путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное  участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть  правилами игры и получить результат: решить задачу, что­то узнать, чему­то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя  с ними, вести процесс обучения незаметно. II.Воспитательный и обучающий потенциал игры для учащихся начальных классов Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во­первых, от содержания  познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во­вторых, от  того, каким героям подражают дети; в­третьих, он обеспечивается самим процессом игры  как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств,  согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и,  конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям  очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой  деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и  контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра — едва ли не  единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к  искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной  ситуации. В сюжетно­ролевых, строительных играх, играх­драматизациях задача другая, но не менее творческая, — вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых  играх единая задача—найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, сколь важны эти качества—организованность,                                                  12  самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся  ситуации и т.д. — для человека сегодняшнего и особенно                                                   завтрашнего дня. Вожатому, использующему игровую деятельность в качестве  педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым  происходит ее влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию  такого механизма состоит в следующем. Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая —  наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя  словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую  готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением  правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее  задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу,  существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая  цель—«хочу», то вторая цель—игровая задача—существует в виде «надо!». «Надо играть  так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости). Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому  всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру школьник  непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих  сердцевину той или иной и личности. Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий  набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники  игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку  никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало  таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого.  Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так  как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!» В трехступенчатой мотивации игры—«хочу!»—«надо!» — «могу!» — заключен, очевидно,  основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания. Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства  игровой деятельностью:                                                       13 1. вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть  («хочу играть!»);                                                        2. помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);  3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению  адекватной самооценки и чувства «могу!».                     2.1.  Дидактические игры                    Своеобразие дидактических игр Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для  маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр  на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх  "Ладушки", "Сорока­белобока». В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для  игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила,  результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью  дидактической игры в воспитании и обучении детей . Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой  постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача  самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает  самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков"  вожатый ставит задачу учить  детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача ­ узнать, что под  колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок.  вожатая в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под  находящейся под ним игрушке ( например, матрёшке), даёт образец её описания. Если  играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков,  воспитатель говорит: "А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало  рассказал о том, что колпачок прятал." Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном  мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её  активизируется игровыми действиями. Чем они                                                  14 разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее  решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает  обучающий характер и становится содержательной.                                     В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны. Различен и объём игровых действий. В младших классах­ это чаще всего одно­два  повторяющихся действия, в старших уже пять­шесть. В играх спортивного характера  игровые действия старших школьников с самого начала расчленены во времени и  осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей  обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых  действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и  воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в  изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально­волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять  своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.  Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они  соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;  организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;  дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Вожатый должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять  лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по  принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное  дисциплинирование   снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное.  Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Правила игры, устанавливаемые вожатым, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь  на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей,  взаимоотношения в игре.  Результат дидактической игры ­ показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в  развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а                                                   15 не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы  одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное  воздействие.                                                 2.2. Использование настольных игр К настольным играм относятся разнообразные игры­пособия типа картинок, предметного  лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это  нужно"и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. ("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры  отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2­4  партнёров. Настольно­печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся  условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует  выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Детям нужны  игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках­ширмах  изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты.  Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название  изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой  поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).  Для детей 1­2 классов интересны настоль­печатные игры, в которых отражены явления  природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чём ездит, плавает, летает"),  действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелые и ловкие", и др.) Эти и подобные им  игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в  процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент  соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности ("Настольный  кольцеброс", "Настольные кегли", "Волчок" и др.) Особую группу составляют игры­забавы. В них ярко выражен элемент необычного,  неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их  предназначение ­ повеселить, позабавить детей, порадовать их . Содержание и правила  многих игр требуют или быстрого игрового действия ,или отсроченного. Одни из них  вызывают быструю, часто неожиданную                                                          16 реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм­забавам относятся такие  известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления  по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" ( на координацию движений) и др.                                                Подвижные игры  Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают  возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках,  лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности  крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению,  дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно­психическое развитие ребёнка, формирование важных  качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от  движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость,  быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых  характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе  воспитания  детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения  разных видов:  бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их  возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,  последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка.  Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться  в разных условиях. В младших классах вожатый объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших ­  перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим  числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий.  После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.                                          17 Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая  подвижную игру, вожатый учитывает соответствие требуемого её характера двигательной  деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он  следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые  движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их  пере возбуждение и утомление.  Школьников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого  надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их  на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д. 2.3 Из опыта работы по использованию игровых технологий в воспитательном процессе      В 2012­2013 учебном году в состав детской организации «МиД» входят учащиеся 1­ 4классов   и   5­8   классов.   Самоуправление   осуществляется   Советом     лидеров   из   8­ми человек во главе с председателем Максимовым Дмитрием, учеником 8 класса.   Классы делятся   на отряды, каждый из которых имеет определенные функции и осуществляет подготовку классных, школьных и внешкольных мероприятий.  Наша ДО «МиД» ведёт работу по следующим направлениям: 1. «Игра дома».   2. «Игры, конкурсы,   состязания».   3.   «Игра   в   школе».   4.   «Игра   как   условие   создания   детских разновозрастных   объединений».   Работа   по   направлениям   осуществляется   с   целью выполнения следующих задач:  ­ Расширить кругозор ребят, помочь им в знакомстве с окружающим миром. ­ Развить стремление ребят к трудовой деятельности, творчеству и выдумке. ­ Способствовать развитию патриотических чувств  через игровые ситуации и моменты. ­ Обучение школьного актива организаторским навыкам, развитие коммуникабельности.  Реализация целей и задач осуществляется через проведение различных дел и мероприятий по направлениям. Все дела стараемся проводить на должном  методическом уровне. При проведении мероприятий мы используем как                                                 18   собственные   разработки,   так   и   сценарии,   представленные   в   журналах   «Классный руководитель»,   «Воспитание   школьников»,   «Педсовет»,   «Праздники   в   школе».   Также используем различные формы работы: праздники, акции,  КВН,  соревнования, КТД и т.д. Каждое дело имеет свою направленность и свое воспитательное значение, способствует сплачиванию коллектива, развитию сострадания к ближнему, ответственности за мир, в котором   живем,   сохранению   традиций   своей   семьи,   школы,   приобщению   к   здоровому образу жизни.   В течение   учебного года каждый класс является дежурным классом и следит за чистотой  в классах и посещаемостью.  В 2012­2013 учебном году в ДО «МиД» с сентября по январь месяцы были   проведены следующие  мероприятия: 1.отчётно­выборное собрание ( 1­4 кл.), « Вот и стали мы на год взрослей» (5­ 8кл. ) – сентябрь месяц. 2. Утренник «Праздник осени» (1­4 кл.), Здравствуй, осень золотая (5­8 кл.) – октябрь месяц. 3. Спортивный праздник « Растем здоровыми» (1­4 кл.), конкурс «Вперёд, знаток!» (5­8 кл), беседа – диспут «Какой мы коллектив?»  (7­8 кл.)­ ноябрь месяц. 4. Декабрь месяц подготовка к Новому году. 5. Утренник « Путешествие в город чистоты и порядка» (3­4 кл.), Интеллектуальная игра « Умники и умницы» (7­8 кл.), беседа   «Приветливость вам открывает сердца» (5­6 кл.)­ январь месяц. Организация воспитывает лидеров детского коллектива. Многие мероприятий в   школе   разрабатываются   активистами   школы.   Детей   волнует   все происходящее   в   школе.   Они   согласны   брать   на   себя   ответственность   не только   за   себя,   но   и   за   своих   товарищей.   Они   занимаются   вопросами организации праздников, конкурсов, вопросами дисциплины и успеваемости.    Принято считать, что, играя, ребенок познает мир. В детской организации играм     принадлежит   особая   роль.   Игры   –   это   такой   универсальный   вид деятельности, который можно использовать и                                                          19 как   самостоятельное   мероприятие,   и   как   его   составную   часть.   Игры оказывают   огромное   влияние   на   развитие   ребенка,   создают       большие возможности   для   развития   организаторских     умений   и   навыков,   а   также творческих   способностей   ребят.     А   для   старшего   вожатого   появляется уникальная возможность выявить лидеров, определить круг ведомых, изучить психологический тип участников игры.  В школе я провожу самые разные игры: познавательные игры: «Счастливый случай», игры­ путешествия «Остров добрых волшебников» и  «Путь в космос», «Мой край».Игра «Земля Улыпа» с этой игрой я хочу вас ознакомить. Форма игры: Что? Где? Когда? Оформление:   зал   оформлен   в   чувашском   национальном   стиле   (   полотенце,   салфетки, столешницы). Можно использовать элементы национального костюма (тухья, сурпан и т.д.). В игре хорошо использовать чувашские народные песни, чувашский фольклор и т.д. Ход игры: (Звучат  чувашские мелодии, игроки рассаживаются за столиками, зрители в зал) Ведущий: Здравствуйте! Я приветствую зрителей и Вас – участников нашей игры! Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – по имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. Обладающих недюжинной силой. Добрых и трудолюбивых. И по сей час ещё во многих местных селениях сохранились « холмы Улыпов» ­ большие курганы, образовавшиеся по преданию от разлетавшихся во все стороны комков глинистой почвы, когда заканчивая  пахоту, могучие великаны, которым по пояс были самые высокие деревья, старательно вытряхивали свои лапти .И наша игра посвящается этой легендарной земле. Правила игры: каждый класс выставляет свою команду по 6 человек. У каждой команды свой стол. В центре зала находится центральный игровой стол, на котором лежат конверты с вопросами и рулетка. С помощью рулетки выбирает номер вопроса и отвечает на него устно. Время обсуждения вопроса – 1 мин. Ориентиром служит музыка.                                                     20 ВОПРОС№1. Что означает слово «Киреметь Ответ: Киреметь – место свершения общественных жертвоприношений и молений. Слово имеет несколько значений – это и божество и глава злых сил. ВОПРОС№2. Что такое « масмак»?  Ответ: женская головная повязка чувашских женщин. ВОПРОС №3. Что вы знаете о чувашских « Лужниках»? Ответ: чувашские «Лужники» ­ это Центральный стадион в Чебоксарах. ВОПРОС №4Когда началось каменное строительство в Чебоксарах? С чего оно началось? Ответ:   в   50­х   годах   16   века   началось   строительство   Троицкого   монастыря.   Второе сооружение Никольский монастырь. Игра продолжается до тех пор пока кто­то из команд не  наберёт больше очков. И таким образом выявляется победитель. Игра «Опять25» Игра занимает по времени 25­30 мин. Реквизит: 1.Карточки с ролями  ­жюр, спонсоры, болельщики, команды№1и команда№2(в  каждой команде от 5­и и более участников).  Правила игры: Все игроки вытягивая карточки, выбирают себе роль. В игре участвуют две  команды. Болельщики тоже делятся на две команды. В игре 5 конкурсов:1.Поиграй­ка.  2.Нарисуй­ка.3.Посчитай­ка 4.Потанцуй­ка. 5.Угадайка. Названия конкурсов сами  подсказывают их содержание. Конкурс выбирается с помощью карточек от1 до 25.  Команды вытягивают карточки и та команда, у которой число на цифровой карточке  больше, чем у команды – соперников, выбирает конкурс. Жюри подводит итоги.  Игра поле чудес. На «Поле чудес» есть игра со зрителями, когда любой участник игры может выиграть приз. Вопрос: На нашем табло зашифровано название звезды нашей Галактики. Древний римлянин назвал бы эту звезду Каникулы. Как эту звезду называем мы? (Сириус).                                               21 Игра Счастливый случай.  Необходимо ответить на вопросы, за каждый верный ответ вы получаете жетоны. Кто  наберет больше получить приз. Вопросы: 1.Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло) 2.Кто  никуда никогда не опаздывает? (Новый Год) 3. Дюжина сосулек­ это сколько? А две дюжины? (12 и 24)  4.Что можно приготовить, но нельзя сьесть? (уроки) и т.д.     Особое  внимание   уделяю   проведению   интеллектуальных   игр.   Здесь   важно   учитывать уровень   развития   ребенка,   использовать   индивидуальный   подход   на   всех   этапах организации игры, т.е. следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и мог проявить свои интеллектуальные способности. Таких   игр   проводилось   немало:   «Ума   палата»,   «Талантливые,   умные,   задорные», «Искусство побеждать», «Знаю, умею»,  «Умники и умницы». Подвижные   игры   ­   это   не   только   форма   активного   отдыха   детей,   но   и     средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные   игры,   игры­соревнования,   эстафеты,   игры   с   мячом,   кеглями,   обручами, скакалками.       Все   эти   игры   увеличивают   физическую   активность,   развивают   быстроту реакции,   смекалку,   сообразительность,   уменьшают   скованность   и   эмоциональную заторможенность. Как показывает моя многолетняя  практика,   в   организации жизнедеятельности ДО «МиД» важную роль играет объединение детей   в группы по интересам. Так   активные ребята могли бы более полно реализовать свои возможности.  В настоящее время я являюсь руководителем  «Школа лидера». «Школа лидера»  даёт возможность проявлять лидерские качества, выражать себя, принимать решения, научиться организовывать себя и других, научиться нести ответственность за свои поступки.       Я   считаю,     что   в   образовательном   пространстве   школы     детской   организации принадлежит     очень  значимая   роль   ­  сделать     жизнь     школьников   яркой,   насыщенной, интересной , увлекательной, полезной, а дни, проведённые в школе, незабываемыми   и памятными  на всю жизнь.                                                             22   Никогда, ни на минуту нельзя останавливаться: меняется жизнь, вырастают одни, на смену им приходят другие дети. Надо опять искать подходы, находить волшебные ниточки к сердцам своих воспитанников, радоваться успехам и не опускать руки от неудач.                       Заключение . К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое  обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его  личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от  игры к учебной деятельности.            Игры легко включаются в уже разработанную  методику преподавания . Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений,  тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности,  основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности  школьника;  обогащают знания;  формируют необходимые умения.   Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Вожатый использует  дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить  причинно­следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий  вожатый развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение.  Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях  формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Список литературы 1 Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г. 2 Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г. 3 Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа,  1990г. 4 Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г. 5 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» ­ М.Просвещение,  1991г. 6 Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание»  1966г. №3 7 Бабанский «Методические основы оптимизации учебно­воспитательного процесса»  1982г. 8 Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г. 9 Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного  возраста», М.­48; 10 Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и  мотивов», М.­69;  11 Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.­82; 12 Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии»,  М.96; 13 Шмаков С. А. «Её величество игра», М.­92; 14 Эльконин Д. В. «Психология игры», М.­78. 15 Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!—М., 1983.               Введение После исчезновения пионерских дружин, комитетов комсомола, в школе образовался вакуум в реализации детских интересов. И наша школа стала на путь поиска новой   формы детской организации. И так наша школа взяла направление на игровую программу «Игра ­ дело серьезное» .Так как на значение игры в воспитании и образовании человека обращали большое внимание известные педагоги – Ушинский, Шацкий,   Макаренко,   Сухомлинский,   они   относились   к   феномену   игры,   как уникальному явлению детства. Игра­ это метод организации и сплочения коллектива. Игра­ это и средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыки. Цель работы: Обучение игровым приемам и технологиям. Задачи: 1.Создать условия для расширения игровых возможностей детей. 2.Изучить значение игры для младших школьников. 3.Описать   работу   старшего   вожатого   по   использованию   игровых   технологий   в воспитательном процессе. Работу выполнила старшая вожатая на базе МБОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района ЧР.

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ     РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017