Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"
Оценка 4.8

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
doc
история
Взрослым
18.02.2018
Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"
Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Новоселова курсач - редакция.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Алтайский государственный педагогический университет» высшего  образования  (ФГБОУ ВО «АлтГПУ») Исторический факультет  Направление подготовки: Педагогическое образование  Профиль подготовки: История и право по дисциплине «Методика обучения истории и праву» Курсовая работа Использование условно­графической наглядности на уроках истории в 6­м классе. Выполнила студент 3  курса  группа  З­631­И Новосёлова Татьяна Михайловна _______________________ (подпись)                     Научный руководитель­ Ст. Преподаватель кафедры  Вдовина В.М.  _____________________________ (подпись) Дата  защиты_________________ Отметка_____________________ _ Барнаул­2016 Содержание. Введение Глава 1 Теоретические основы наглядного обучения истории 1.1 Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории 1.2 Характеристика основных видов условно­графической наглядности Глава 2 Обобщение опыта работы по применению условно­графической  наглядности на уроках истории в 6 классе 2.1. Познавательные особенности подростков  2.2.Приемы работы с условно­графической наглядностью на уроках  истории России в 6 классе Введение        Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение   между   целями   и   результатами   обучения   стали   очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая  исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем   исторических   знаний?   Ограничиваться   только   совершенствованием содержания   образования   нельзя,   надо   стремиться   совершенствовать познавательный   процесс,   опираясь   на   его   внутренние   закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Первым   шагом   на   пути   преодоления   этой  «бездетности»  в  методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько   «Усвоение   учащимися   исторических   понятий»,   которая   положила начало   научным   исследованиям   возрастных   особенностей   восприятия, воображения,   мышления,   памяти,   речи   учащихся   при   обучении   истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70­е гг. ХХ века Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными. Особенно   актуальной   проблема   исследования   и   развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;   ориентация   обучения   на   личность   учащегося,   обеспечение возможностей   его   самораскрытия;   ориентация   на   активное   освоение человеком способов познавательной деятельности. Усугубляет потребность в психологических   исследованиях   переход   на   концентрическую   структуру образования,   когда   исторические   факты,   изучавшиеся   ранее   в   старших в программы и учебники младших школьников, а классах, «спущены» в полной средней школе требуется организовать профилированное обучение. Однако на деле современные поурочные пособия вновь напоминают времена «бездетной педагогики» ­ главное внимание в них уделяется содержанию и методике   проведения   занятий,   но   ничего   не   говорится   о   возрастных познавательных возможностях школьников. В   обучении   познавательные   возможности   учащихся   занимают двойственную   позицию:   это   –   и   достигнутый   на   данный   момент   уровень физиологических,   психологических   и   моральных   качеств,   обеспечивающих школьнику   определенный   результат   в   овладении   учебным   предметом; одновременно   это   –   и   «зона   его   ближайшего   развития»,   т.е.   объект дальнейшего совершенствования.  Актуальность   данной   темы  курсовой   работы   состоит   в   том,   что активные   методы   обучения   позволяют   использовать   все   уровни   усвоения знаний:  от воспроизводящей  деятельности   через преобразующую   к главной цели – творческо­поисковой деятельности.  Творческо­поисковая   деятельность   оказывается   более   эффективной, если   ей   предшествует   воспроизводящая   и   преобразующая   деятельность,   в ходе учения. приемы   усваивают учащиеся       которой   Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм,   методов   можно   достаточно   эффективно   решать   целый   ряд   задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении. Идея   наглядности   занимала   видное   место   в   истории   педагогики.   На практике   она   выражалась   в   реализации   дидактического   принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов   дидактики.   К   наглядности   обращались   и   тогда,   когда   не существовало   письменности   и   даже   самой   школы.   Издавна   философы   и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В житейском плане в школах древних стран – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была достаточно широко распространена. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств. Основоположник   русской   научной   педагогики,   русский   педагог­ демократ   Константин   Дмитриевич   Ушинский   (1824­1870)   в   своей педагогической системе большое значение придавал принципу наглядности. К.Д. Ушинский отвел наглядности надлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. В советской школе вопросы наглядности были исследованы методистами П.В. Горой, Никифоровым и Скляренко, Короткова и др. Объект   исследования:  условно­графической   наглядности   на   уроках истории. Предмет   исследования:   использование   условно­графической наглядности на уроках истории в 6­м классе. Цель   исследования:     выявить   наиболее   эффективные   приемы использования условно­графической наглядности уроках истории в 6 классе. Данная   цель   предполагает   решение   следующих   задач:          ­ выявить особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;         ­ выделить  основные виды условно­графической наглядности; В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования:   анализ   педагогической   и   методической     литературы,   анализ теоретического  материала, наблюдение,   синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.  Практическая значимость:  Практическая   значимость   моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в  работе учителей истории, молодых специалистов, отдельные элементы работы могут быть взяты учителями других предметов. может   быть   использована   в   качестве   дополнительного   материала   при подготовке к урокам истории в 6 классе Структура   работы:  работа   состоит   из   введения,   двух   глав теоретической и практической, заключения  и списка литературы.  1. Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории                     Учебный процесс практически на всех уровнях включает в себя введение нового материала, повторение, проверку знаний. Вероятно, что при разных целях занятия будут использоваться различные сочетания наглядных средств и речи преподавателя.  Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель   вносит   в   обучение   чрезвычайно   важный   момент   ­   живое созерцание,   которое,   как   известно,   является   в   конечном   счёте   исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. Особое значение средства наглядности приобретают на начальном этапе усвоения   при   введении   новой   информации.   Более   полное   использование зрительных   и   слуховых   анализаторов   создает   условия   для   успешного осмысления,   поскольку   аудиовизуальные   средства   влияют   на   создание   условий, мышления. Говоря о средствах наглядности, следует отметить их огромное многообразие. необходимых для     процесса   Поскольку   наглядные   средства   имеют   две   основные   функции,   то   в зависимости   от   функций   существуют   и   различная   классификация.   Первая функция наглядности ­ это конкретизация понятий, иначе мы называем ее иллюстрацией.   Вторая   гораздо   более   важная   задача   носит   психолого­ педагогический   характер   и   заключается   в   том,   что   наглядные   средства помогают   раскрыть   сущность   явления   или   понятия,   создать   условия   для осознания связей между явлениями, перехода от явления к сущности. С этой точки   зрения   наглядные   средства   должны   не   только   способствовать восприятию учебной информации, но и направлять мыслительный процесс на переработку и систематизацию этой информации.  Предметная   наглядность   ­   это   вид   наглядности,   при   котором представления   и   понятия   учащихся   формируются   на   основе непосредственного   восприятия   самого   предмета   изучения.   Предметная наглядность   находит   самое   широкое   применение   в   преподавании естественных   наук   ­   ботаники,   зоологии,   химии   и   др.,   где   имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления ­ растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д. Иначе   обстоит   дело   в   обучении   истории.   Здесь   предметом   изучения являются   события   и   явления   исторического   прошлого,   общественные отношения   прошлого.   Воспроизвести   и   предоставить   этот   предмет непосредственному   восприятию   учащихся   мы   не   можем.   Хроникальные фильмы   в   какой­то   мере   «воссоздают»   для   нас   картину   исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному,   живому   восприятию,   а   должны   быть   познаны абстрактным мышлением.  Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.   Предметная   наглядность   в   точном   значении   этого   понятия   в преподавании   истории   не   имеет   места.   Исключение   составляет непосредственное   восприятие   памятников   прошлого,   если   сами   эти памятники   становятся   предметом   изучения   в   курсе   истории. За   этим   исключением   метод   предметной   наглядности   в   обучении   истории имеет   специфическое   значение,   существенно   отличаясь   от   аналогичного метода преподавания естественных наук.  Под   предметной   наглядностью   в   изучении   истории   понимается непосредственное   восприятие   не   самого   исторического   прошлого,   а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных   людей,   а   следы   их   жизни   и   деятельности   в   виде   орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности ­ оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов ­ полуистлевшие знамёна,   ключи   капитулировавшего   в   1760­ом   году   Берлина,   потёртые мундиры и кивера. К   предметной   наглядности,   таким   образом,   относятся   вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства   и   предметы   быта   прошлых   времён,   подлинные   древности, составляющие музейную экспозицию [6, С.16]. Значительно   более   широкое   применение   имеет   изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников.   К   изобразительной   наглядности   относятся   произведения исторической   живописи,   учебные   карты   по   истории,   иллюстрации, фотоснимки, документальные   портреты,   карикатуры, а     художественные,   также   макеты,   учебные   и   модели.    кинофильмы, Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических   явлений   на   языке   условных   знаков.   Сюда   относятся   карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики [7, С.18]. Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно­графическую. Условно­графическая   наглядность,   а   именно   схематические   рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, таблицы, диаграммы как раз и являются предметом нашего исследования. Но   следует   помнить,   что   при   использовании   наглядных   методов условий:  необходимо соблюдать ряд         обучения                   а)   применяемая   наглядность   должна   соответствовать   возрасту учащихся;           б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно   и   только   в   соответствующий   момент   урока;                 в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся   могли   хорошо   видеть   демонстрируемый   предмет;                  г)   необходимо   четко   выделять   главное,   существенное   при   показе иллюстраций;                 д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;                е)   демонстрируемая  наглядность   должна  быть  точно  согласована   с материала;  содержанием          ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в   наглядном пособии или демонстрационном устройстве.  Таким   образом,   мы   можем   сделать   вывод,   что   наглядное   обучение является   одним   из   важнейших   методических   приёмов   и   мощным активизатором учебной деятельности. 2. Характеристика основных видов условно­графической наглядности  К   условно­графической   наглядности   относятся   различные   средства обучения: карты, таблицы, схемы, графики и др. Исторические   карты создаются   на   географической   основе   и представляют   собой   уменьшенные   обобщённые   образно­знаковые изображения исторических   событий   или   периодов.   Изображения   даются   на плоскости   в   определённом   масштабе   с   учётом   пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание   и   связи   исторических   событий   и   явлений,   отбираемых   и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках окружающего мира   и в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Чтобы   создать   представление   о   пространстве   и   местоположении изучаемой   страны   на   карте   земного   шара,   применяют   одновременно историческую   и   географическую   (физическую)   карты   или   общую   и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но он изображён в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту   (единичная),   потом   по   конфигурации   суши   и   морей,   контурам береговой линии, направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической   карте   полушарий   (общее).   Ученики   убеждаются,   что   на исторической   карте   отображена   меньшая   часть   земной   поверхности.   Её очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики ещё раз сравнивают   положения   рек,   морей   с   контурами   исторической   карты   [14, С.56]. Если   для   изучаемой   темы   нет   соответствующей   карты,   то   её   нельзя заменить   картой   другого   исторического   периода.   В   противном   случае   у учеников   будут   формироваться   ошибочные   исторические   представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника. При   показе   по   исторической   карте   следует   соблюдать   основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения   пункта   или   рубежа,   места   события,   опираясь   на   уже известные учениками   ориентиры,   или   обращаясь   к   физической   карте   (без подписей   объектов).   При   описании   границ   называют   не   только   физико­ географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Педагогический  рисунок  связан со  схемами,  потому что  в  самой  его  сути заложена   схематичность.   Под   схемами   обычно   понимается   чертеж, отражающий   существенные   признаки   исторических   явлений,   их   связи   и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности. П.В. Гора выделял следующие типы схем: 1. Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов. 2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности. 1. Схематические   планы   —   статичное   расположение   объектов   на местности. 2. Логические   схемы,   помогающие   выявлять   причинно­следственные связи. 5.   Графики   и   диаграммы,   отражающие   количественное   и   качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития. Представить местность и изучить природные условия с целью более глубокого осмысления   исторических   событий   и   явлений   помогают   картосхемы, локальные схемы и планы ­ это планы городов и сражений. В отличие от карт они   передают   пространственные   отношения   исторических   явлений   в значительно более крупном масштабе: отсюда появляется возможность более детального их изучения. Но подобные рисунки не должны быть загромождены множественными деталями с тем, чтобы дети запомнили самую суть. Тогда при   выделении   в   рисунке   самого   главного,   дети   быстро   переводят графические знаки в наглядные образы природы и местности, в конкретные формы реального пространства и движения. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию   в   замкнутое   пространство.   При   составлении   схем   и   таблиц ученик   совершает   логические   операции:   анализ,   синтез,   сравнение,   умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Однако   при   всем   сходстве   схемы   и   таблицы   имеют   четко   выраженные различия. Схема ­ это графическое изображение исторической действительности, где отдельные   части,   признаки   явления   изображаются   условными   знаками: геометрическими   фигурами,   символами,   надписями,   а   отношения   и   связи обозначаются   их   взаимным   расположением,   связываются   линиями   и стрелками. Таблица   ­   это   графическое   изображение   исторического   материала   в   виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:   логические,   сущностные,   последовательные,   диаграммы,   графики, технические,   локальные.   Таблицы   же   разделяют   на   тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. Логические   схемы.   Обычно   они   применяются   при   изучении   причин   и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно­следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого. Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия   жителей,   сословия,   расходы   и   доходы   государства,   национально­ государственное устройство страны. При   изучении   политических   событий   и   явлений   можно   применять   также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. Схемы   ­   диаграммы,   которые   могут   подчеркивать   количественные   и качественные   стороны   изучаемых   событий   и   явлений.   Они   делится   на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным   считается   использование   цветных   мелков.   Эти   средства   могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся. Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке. A.A. Вагин выделил несколько типов исторических картин:   событийные, отражающие неповторимые исторические факты­события, происходившие лишь однажды, типологические,   отражающие исторические факты­явления,   многократно   повторяющиеся  описательные   картины   с   изображениями   городов,   сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. В   методике   преподавания   истории   выделены   основные   этапы   работы   над картиной.  Они  сводятся  к   следующему:  сначала   обязательна   подготовка   к восприятию   картины,   обычно   она   сопровождается   сообщением   названия   и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует   осмысление   отдельных   деталей   картины,   их   анализ.   Далее   ­ обогащенное   понимание   целостной   картины:   обобщение   на   основе установленных   связей   между   отдельными   частями   и   выводы   из   анализа деталей. Сегодня   используется,   в   основном,   иллюстративный   материал   учебника,   в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними. Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как  бы  следуя  за  ним,  либо  изображение  дополняет  материал, отсылает   к тексту   с   тем,   чтобы   разъяснить   непонятное   в   наглядном   образе.   Таким образом, они дополняют друг друга. Однако   таких   схем­рисунков   бывает   недостаточно,   чтобы   графически продемонстрировать   ту   или   иную   мысль.   Скажем,   меловые   рисунки картографического плана полезно сопровождать, так называемыми, схемами в разрезе,   демонстрируя   различия   природных   условий   стран.   Исторические карты   отличаются   от   географических.   Привычные   учащимся   цвета географических   карт   получают   иное   значение   на   исторических   картах. Зеленым цветом показывают  не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие   районы   земледелия   и   скотоводства.   Другая   особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На ней легко увидеть   возникновение   государств   и   изменение   их   территорий   или   пути движения войск, торговых караванов и т.д. Таким образом,  учитель   может   использовать   различные   средства наглядности:   реальные   объекты   (предметы,   явления,   процессы),   их изображения , с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления,  процессы, не  доступные   непосредственно  наблюдению  и модели изучаемых объектов и явлений. Глава 2. Обобщение опыта работы по применению условно­графической наглядности на уроках истории в 6 классе 2.1 Познавательные особенности  подростков Переход   от   младшего   школьного   возраста   к   подростковому характеризуется прежде всего изменением отношения детей к учению, к роли ученика, к урокам и учителю. Младшие   школьники   гордятся   своим   положением   ученика.   Быть учеником   для   них   самое  важное   дело.  Их   привлекает   процесс   учения  как способ приобретения знаний. Подросток ­ это уже почти взрослый человек. Для детей существенны любые   сведения,   получаемые   на   уроках.   Отсюда   и   особое   отношение   к урокам. Все, что  происходит  на  уроках,  вызывает  у ребят  живой интерес, ничто не оставляет их безразличными. Вначале детей интересует сам процесс узнавания   нового   ­   они   испытывают   удовольствие   от   выполняемых   ими учебных   действий.   Позже   учебные   интересы   направляются   не   только   на процесс   приобретения   знаний,  но   и  на   его   результаты   в  виде   развернутых оценок учителя и выставляемых отметок. Затем начинает заинтересовывать содержание   изучаемого   материала.   К   началу   подросткового   возраста интересы школьников направлены не столько на процесс и результаты учения, сколько   на   содержание   разных   учебных   предметов   и   свои   познавательные возможности. У подростков увеличивается круг связей с окружающим миром. Они участвуют в различных кружках, чаще, чем младшие школьники, посещают кинотеатры,   смотрят   телепередачи.   Содержание   понятия   «учение»   для подростков расширяется, так как приобретение знаний выходит за пределы школьных   занятий   и   учебных   программ.   Для   подростков   уже   нет   ничего заманчивого и значительного в слове «ученик». Школьные уроки кажутся им теперь лишь обычным, будничным делом и даже не всегда самым важным. Отношение   подростков   к   учителям   также   приобретает   совершенно   иной характер.   Исчезает   наивная   вера   младших   школьников   в   непогрешимость действий   учителя,   в   абсолютную   справедливость   всех   его   указаний   и требований,   а   вместе   с   этим   исчезает   и   доверчивая   исполнительность, безоговорочное послушание. У   подростков   формируются   определенные   критерии   оценки деятельности   учителя   и   его   личности.   Ребята   любят   учителя   за   его способность увлекаться и увлекать других, за умение понятно и захватывающе рассказывать, за доброжелательность и тактичность, ценят за справедливость, за   глубокие   и   разносторонние   знания;   побаиваются   и   уважают   учителя строгого   и   последовательного   в   своих   требованиях.   Но   даже   на   уроках любимых и ценимых учителей подростки остаются «бдительными» и могут выражать свое сомнение, несогласие, возмущение или протест. Так, всякое новое требование, ограничивающее  их свободу и самостоятельность, как и требование, кажущееся им несправедливым или просто лишним, возбуждает подростков и настраивает  их критически. По данным исследователя  А. П. Краковского,   отвращение   к   необоснованным   запретам   является   одной   из возрастных   особенностей   младшего   подростка, необоснованных запретов — старшего подростка.   а   неприемлемость Подростки очень чутки к недостаткам и промахам учителей, и прежде всего подмечают те особенности взрослых, которые позволяют безнаказанно обходить   некоторые   ученические   обязанности,   не   выполнять   какие­либо требования, свободно развлекаться на уроках. Повышенная   активность   младшего   подростка,   подъем   энергии   и потребность   в   энергетической   разрядке   старшего   подростка   могут   быть обращены как во вред, так и на пользу уроку. На уроках, где нет четкой организации,   даже   хорошие   ученики   забывают   об   ответственности, включаются в общую атмосферу озорства. Подростки,   подзадоривая   и   поддерживая   друг   друга,   все   больше распаляются,   в   конечном   итоге   урок   может   быть   сорван.   Учитель, организующий уроки в соответствии с особенностями возраста детей, создает такие условия, в которых подростки достойным образом дают выход своей активности   и   энергии.   Прежде   всего   нужно   учитывать   следующие особенности. Младшему   подростку   необходимо   утвердиться   в   коллективе сверстников, поэтому мнение одноклассников (их одобрение или осуждение) важнее для него, чем сценка или отношение учителя; младшему подростку «присуще   стремление   отмежевываться   от   всего   подчеркнуто   детского; свойственна тяга ко всему новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу воображению. Пятиклассникам   и   шестиклассникам   более   всего   нравятся коллективные   формы   выполнения   заданий,   основанные   на   совместных действиях,   на   соревновании   или   игровой   ситуации.   Из­за   очень   большой подвижности и активности младшего подростка увлекает разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы. Он с трудом переносит паузы. Важно не упускать из виду и такую черту, как легкомысленность и беззаботность детей этого возраста. Без строгости и последовательности требований учителя не приходится рассчитывать на старание и усидчивость подростков. Организуя учебную работу в V и VI классах, следует шире использовать интерес детей к импровизациям, инсценировкам перевоплощениям, их стремление поспорить, посоревноваться в умениях и знаниях. Старшему   подростку   свойственны   критичность,   бескомпромиссность, обостренное   чувство   собственного   достоинства,   стремление   к самостоятельности   и   независимости,   отвращение   к   опеке,   активный   поиск объектов   подражания,   желание   что­то   значить,   добиться   популярности   у окружающих.   Все   перечисленные   свойства   являются   производными центрального новообразования в личности подростка — возникновения у него чувства взрослости. В связи с этим вырабатывается новая жизненная позиция, происходит переоценка способов поведения. Основой   этой   переоценки   является   равнение   на   взрослого. Развитие   чувства   взрослости   в   учебно­познавательной   деятельности стимулирует, активную умственную работу. Старших подростков в гораздо большей   степени,   чем   раньше,   начинают   привлекать   занятия,   требующие определенной   настойчивости   и   самостоятельности.   Заметно   усиливается сознательное   отношение   к   учению.   Этот   возрастной   период   сензитивен (благоприятен)   для   развития   содержательных   познавательных   интересов   и идеалов.   Появляются   новые   мотивы   учения,   связанные   с   формированием жизненной перспективы. Таким образом можно сделать вывод, что   учитель должен искать все новые и более соответствующие возрасту методы   и приемы наглядности в обучении подростков 2.2. Методика работы с наглядностями на уроках истории в 6 классе Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как   услышанное   воспроизводится   только   на  20%),   заставляет   переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника. Отражаясь обобщенно в наглядных пособиях, история открывает целостность непосредственного восприятия. Свою работу в 6 классе   я провожу по учебнику История России   из УМК под редакцией Торкунова, издательства «Просвещение». Данная линия учебников подготовлена коллективом авторов из 14 человек, представляющих научные   учреждения   Российской   академии   наук,   Московского государственного   университета   им.   М.В.   Ломоносова,   Российского государственного   гуманитарного   университета,   НИУ   Высшая   школа экономики, Главного архивного управления г. Москвы. Учебники написаны под научным руководством ректора МГИМО (Университета  МИД России) академика РАН А.В. Торкунова. Она соответствует требованиям Концепции нового   учебно­методического   комплекта   по   отечественной   истории   и Историко­культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом   в   соответствии   с   поручением   Президента   России.  Ожидаемый результат перехода на новый УМК: Усиление мотивации детей к участию в олимпиадах и конференция. В этом случае можно прогнозировать улучшение результатов   ЕГЭ.   Повышение   качества   знаний   учащихся.   Формирование креативной   формы   мышления   через   проблемное   обучение.   Использование системно­деятельностного подхода в обучении даже молодым специалистом. Реализация   возможности:   оценки   роли   России   в   мире.   осознания   себя   как части своего края. развития ценностной ориентации учащихся. Урок в 6 классе: Восточные славяне Цели урока: 1. Дать представление учащимся о происхождении славян и территории их   расселения,   охарактеризовать   быт,   хозяйственные   занятия   и верования. 2.  Формировать умение работать с исторической картой, делать выводы, выявлять причинно­ следственные связи. 3. Воспитывать   у   учащихся   интерес   к   изучению   истории   своей   страны, народа. Тип урока: урок изучения нового материала.  Оборудование: учебник, презентация «Древние славяне» ,исторический атлас, контурные карты  План урока: 1. Происхождение и расселение славян. 2. Занятия славян. З. Быт и нравы. 4.Религия древних славян. 5. Управление. Основные   понятия:  индоевропейцы,   подсечно­огневая   и   переложная системы земледелия, быт,  вервь, вече, язычество,. ХОД УРОКА I. Орг. момент II. Изучение нового материала: 1 .  Рассказ учителя о происхождении восточных славян.   Учащиеся   читают  «Повесть   временных   лет»,определяя   места расселения славян по карте. «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели по реке именем Морава и прозвались Морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты и сербы. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки». Итак, на юге   расселились   балканские   славяне   (сербы,   хорваты),   на   западе   —   чехи, моравы,   поляки,   а   на   востоке   —   поляне,   древляне,   дреговичи,   северяне, кривичи, радимичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи. 2.  Учащиеся   работают с текстом учебника  (с. 8— 10), знакомятся с хозяйством славян, отвечают на вопросы учителя: 1. Назовите главное занятие   славян?  2. Что такое подсечно­огневая система земледелия у славян. Сравните подсечно­огневую систему и переложную.  3.Рассмотрите и назовите изображенные на иллюстрации (стр. 9) орудия труда, из какого материала они изготовлены? 4. Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне?  5.  Какие ремесла были у славян? 6.  Работа с иллюстрацией  (с. 10).  ­ Как вы думаете, почему поселения располагались по берегам рек. ­ Почему они укреплены были бревенчатой стеной? 7.Работа с картой ( атлас с.4­5 ) ­ покажите  территории расселения славян на карте Учитель рассказывает о крестьянской избе. Рассматривая нравы славян, учащиеся работают с документами пособия и учебника (с. 13) и отвечают на вопросы к ним .  Найдите в тексте документа подтверждение пренебрежительного отношения автора  к  славянам.  Как вы думаете, чем это было обусловлено? 4.Как вы думаете  какие верования были у древних славян? ­ Что такое язычество?  ­ Как возникли религиозные верования славян? Рассказ учителя  о богах древних  славян.  5.   Учащимся   предлагается  познакомиться   со   структурой   управления славянским племенем и зафиксировать схему управления в своих тетрадях.  ­ Вспомните определение понятия «государство». Можно ли считать, что у славян в VI в. уже сложилось государство?  III. Закрепление: Вопросы и задания 1. В какую группу народов входили славяне? 2. К какой языковой группе относятся восточные славяне?       3. Покажите на карте территорию расселения восточных славян.        4. Какими были основные занятия славян?         5. Как вы думаете, почему ученые считают, что V­VI вв. у славян еще не сложилось государство?    IV. Дом/задание: выучить параграф 1; подготовить сообщения о быте и нравах древних славян, используя дополнительный материал., заполнить контурную карту. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ: Документ Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало Х в. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников   и   пахотных   полей.   И   есть   у   них   нечто   вроде   бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней,   как   [мы]   овец.   Когда   умирает   у   них   кто­либо,   труп   его   сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время   жатвы   они   берут   ковш   с   просяными   зернами,   поднимают   к   небу   и говорят: «Господи, ты который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии... » Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие   их   состоит   из   дротиков,   щитов   и   копий,   другого   оружия   они   не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян... В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле   род   погреба,   к   которому   приделывают   деревянную   остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие   погреба   переселяются   со   всем   семейством   и,   взяв   дров   и   камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от   чего   распространяется   пар,   нагревающий   жилье   до   того,   что   снимают одежду. В таком жилье ос таются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И   если   поймает   царь   в   своей   стране   вора,   то   либо   приказывает   его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений... С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И   если   какое­либо   их   племя,   род   [поднимается   против   кого­либо],   то вступают едино­ душно на врага, пока его не победят. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народа то не отстают, пока  не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях. Вопросы к документу 1.   Как   природно­географические   условия   влияли   на   хозяйственную жизнь славян и их быт? 2. Каким было общественное устройство славян? Документ Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в. Племена   славян   и   антов   сходны   по   своему   образу   жизни,   по   своим нравам,  по  своей   любви  к  свободе;   их  никоим  образом  нельзя  склонить  к рабству   или   подчинению   в   своей   стране.   Они   многочисленны,   выносливы, легко   переносят   жар,   холод,   дождь,   наготу,   недостаток   в   пище,   К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что   большинство   их   считают   смерть   своего   мужа   своей   смертью   и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей... Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые   из   числа   остающихся   дома,   будучи   застигнутыми   внезапным нападением,   погружаются   в   пучину   вод.   При   этом   они   держат   во   рту специально   изготовленные   большие,   выдолбленные   внутри   камыши, доходящие   до   поверхности   воды,   а   сами,   лежа   навзничь   на   дне,   дышат   с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Вопросы к документу 1. Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечает   автор   документа?   2.   Охарактеризуйте   тактику   боя,   которую применяли славяне в столкновениях с врагами? Историк   А.Ф.   Петрушевский   писал:   «Праздник   Коляда   был   в   конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать, В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне; колядуют в сочельник, перед Рождеством. Другой праздник был   весенний,   его   справляют   и   теперь   и   называют   Масленицей.   Весну обыкновенно   встречали   на   Красной   горке   и   водили   хороводье,   а   зиму сжигали,   сделавши   для   этого   женское   чучело...   Еще   большой   праздник   у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них; приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело зимы топили в воде». Языческие   верования,   связанные   с   повседневной   хозяйственной деятельностью,   оказались   чрезвычайно   живучими   в   народе,   и   еще   многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем». Вопрос:   Как   географические   условия   проживания,   хозяйственные занятия и образ жизни славян повлиял на их верования? Покажите территории расселения славян  на карте ? Образование Древнерусского государства Цели:   познакомить   учащихся   с   различными   теориями   возникновения государства   у   восточных   славян;   выяснить   предпосылки   и   этапы образования Древнерусского государства. Задачи: образовательные задачи:  ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;  выяснить   предпосылки   и   этапы   образования   Древнерусского государства;  выяснить систему управления Древнерусским государством. развивающие задачи:  развивать   умение   выделять   главное,  существенное   в   изучаемой   теме, составляя опорную схему и таблицу;  продолжить   формирование   умений   выполнять   познавательные   и практические   задания   на   использование   элементов   причинно­следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:  развивать умение работать в группах. воспитательные задачи:  воспитание   патриотизма,   уважения   к   истории   и   традициям   нашей Родины;  воспитание коллективизма, товарищества. здоровьесберегающие:   профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности;  предупреждение   близорукости   и   нарушений   осанки   учащихся   с помощью физкультминутки;  развитие наблюдательности, памяти;   создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова. Основные   понятия:   государство,   предпосылки   создания   государства, конунг, князь. Оборудование:   ПК,   мультимедийный   проектор,   экран,   презентация, индивидуальные карточки, карта Используемые   технологии:   информационно­коммуникационная технология, технология деятельностного метода. Формы   организации   учебной   деятельности:   индивидуальная,   групповая, фронтальная. Ход урока 1.Оргмомент Здравствуйте, садитесь!   К 7­9 векам нашей эры наши предки славяне заселили  значительную часть великой  Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря ( дети работают с атласом ) Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, сложились ли у славян условия   для   создания   Древнерусского   государства,   или   это   государство создали иноземцы, придя в племена восточных славян. 2.Опрос домашнего задания Прежде чем, мы начнем, нам необходимо  выяснить хорошо ли вы усвоили прошлую тему нашего урока, так как она необходима нам для дальнейшей работы.  Индивидуальные карточки: Инструкция: Сейчас я раздам вам карточки с индивидуальными заданиями. Вы должны будете письменно отвечать на вопросы в самих карточках. Свою фамилию и имя подпишите в правом верхнем углу. На работу у вас есть 10 минут, затем я соберу их,  а оценки за них скажу на следующем уроке. Работа со всем классом:  Показать по карте расселение славян  Показать по карте расселение восточно­славянских племен  рассказать о занятиях восточных славян   №5 на с. 27 (Летопись  — это изложение исторических событий, в которой   сведения   о   них   расположены   по   годам,  князь  ­  глава племени и войска, дружина ­  княжеское войско, дань ­ натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов,  язычество  ­ религиозные   верования,   характеризующиеся   обожествлением   сил природы) 3.Новый материал Ребята посмотрите на доску и запишите в своих тетрадях тему нашего урока: «Образование Древнерусского государства».  Ребята, давайте для начал вспомним признаки государства?  Территория  Правитель;  Законы;   Армия;   Население;  Налоги  Торговля и ремесло Ребята,   сегодня   мы   в   течении   урока   должны   с   вами   убедиться,   что   у древних   славян   уже   к   концу   IX   были   все   признаки   государства   и   его формирование на Руси связано с историческим процессом. А не отдельной личностью. 1. Первые русские князья К   середине   IX   века   поселки   восточных   славян,   являвшиеся   центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов. Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности. Мы мало знаем о первых русских князьях.  В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой ­ Щек, и третий ­ Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.  И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев». О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он бел перевозчиком   на   Днепре.   По   другой   –   отважным   славянским   князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян – Царьград). Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей – Радим.  Конечно, все это сведения легендарного характера. Но они показывают, что   уже   в   IX   веке   на   территории   некоторых   восточнославянских   племен существовали   княжества.   Постепенно   эти   княжества   объединились   в Древнерусское государство. 2. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» Инструкция:  ребята,   посмотрите   на   доску,   на   ней   вы   видите   карту «Восточные славяне и их соседи. VII­IX вв.» Внизу карты находится легенда карты. Напоминаю вам, что вверху карты находится север, внизу юг, слева восток, справа запад. Сейчас я буду рассказывать вам о соседях восточных славян, а вы должны будете внимательно следить за мной. Также вы можете сделать по карте в атласе на с. 5. На юге соседом восточных славян была Византийская империя, на востоке – Волжская Булгария, Южнее – Хазарский каганат, а на севере – в середине VIII века у славян появились новые соседи – варяги.  Ребята, вспомните, кого славяне называли варягами? (норманнов – викингов)  А что мы с вами о них знаем? Верно,   ребята.   Так   вот   именно   через   славянские   земли   норманны совершали свои путешествия в богатый Константинополь. Инструкция:  ребята,   посмотрите   на   доску,   на   ней   вы   видите   карту «Образование древнерусского государства».  Внизу карты находится легенда карты. Напоминаю вам, что вверху карты находится север, внизу юг, слева восток, справа запад. Сейчас я буду рассказывать вам о торговом пути «из варяг в греки», а вы должны будете внимательно следить за мной. Также вы можете сделать по карте в атласе на с. 6. Путь «из варяг в греки»: Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Лавоть – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь. Торговые пути прочно связывали славян с другими странами. Это были и военные пути. Культура других стран также проникала на территорию славян. 3. Призвание варяжских князей О создании государства у славян в «Повести временных лет» есть рассказ. Инструкция: посмотрите на парты, на них у вас лежат листы с отрывком из «ПВЛ», давайте с вами прочитаем их. «Повесть временных лет»     «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И   не   было   среди   них   правды,   и   встал   род   на   род,   и   была   среди   них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».  И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю   русь,   и   пришли   к   славянам,   и   сел   старший,   Рюрик   –   в   Новгороде,   а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы   тут   сидим,   их   потомки,   и   платим   дань   хазарам».   Аскольд   же   и   Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».  862­879 гг. – княжения Рюрика  После смерти Рюрика в 879 году новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был еще совсем мал. Потомки Рюрика – Рюриковичи – правили нашей страной почти семь с половиной столетий.  Ребята, а как вы думаете, все ли ученые согласны с мнением, что государство на Руси появилось только благодаря варягам? Норманнская   (Байер, Шлецер) Древнерусское Центристская Иноземные   князья   (М.В. Славянская Ломоносов) Отрицается   присутствие государство   создано с варягами   действительно   были приглашены   на   Русь   в варягов на Руси и их роль образовании в   добровольного согласия славян.   качестве примиряющей силы. «третьей», Древнерусского государства. Варяги образованнее и организованнее Древнерусское государство   возникло Отрицается   варяжское происхождение   первых   признаются славян: представителями   как длительного результат русских князей. более развитого мира самостоятельного развития   славянского общества. Объяснение   таблицы   и   дети   вспоминают   признаки   государства   и убеждаются, что государство на Руси формировалось долго. Вывод: древнерусское государство возникло у восточных славян в IX века, как   результат   длительного   развития.     Двумя   центрами,   откуда   началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере. 4. Русское княжество в Киеве. Объединение земель Аскольд и Дир, княжившие в Киеве, в 860 году на двухстах кораблях двинулись к Константинополю. Осадив город, они свирепствовали на берегу, грабили жителей великой империи. Еще немного, и Константинополь пал бы под их мощным натиском. Византийский император в это время воевал с арабами далеко от столицы, но,   узнав   о   нападении   русов,   ночью,   переодевшись   бедняком,   поспешил вернуться в город. Всю ночь молились византийцы в главном храме города — Софийском соборе. Вдруг внезапно налетел страшный ураган. Буря разметала корабли ру­ сов, и лишь немногим из них удалось спастись. Поход окончился неудачей, но русы ещё не раз подходили к стенам византийской столицы. В   882   году   князь   Олег   вместе   с   малолетним   Игорем   двинулся   из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева. Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, на­ правляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Асколь­ да и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!» 882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси. Государство   русов   стало   называться   Русью.   По   названию   столицы   его также именуют Киевской Русью.  5. Происхождение названия «Русь».  Что   означает   слово   «Русь»?   На   этот   счёт   существуют   десятки   пред­ положений, Одни историки ищут в этом слове славянские корни, другие — скандинавские, третьи — иранские. Где только не искали истоки этого слова: и на территории Скандинавии и в причерноморских степях! Слово «Русь» известно с первой половины IX века. Оно упоминается в 839 году в немецкой хронике, где рассказывается о русском посольстве, прибыв­ шем ко двору императора франков. На   Западе   нашу   страну   называли   Рутенией,   Русцией.   Византийские писатели говорили о народе росов, арабские — о народе ар­рус. В IX­X веках слово «Русь» было хорошо известно во многих странах. 4.Закрепление материала Ребята,   вы   хорошо   поработали   сегодня   на   уроке.   А   теперь   давайте вспомним   все,   что   мы   узнали   сегодня   на   уроке   и   рассмотрим   на   карте   в историческом   атласе   на   стр.6   территории   на   которых   образовалась древнерусское государство   №1,2, 3,4,5 на с. 37 5.Домашнее задание Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. А теперь давайте запишем с вами домашнее задание на следующий урок. Для этого откройте свои дневники и посмотрите на доску:  1. 5 (пересказ)  2. Учить записи в тетради.   3. Заполнить контурную карту стр.3  6.Подведение итогов Заключение  Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер.   Особенно   широкое   применение   наглядные   средства   получили   на начальных и средних этапах обучения. Что касается высшей школы, то этому вопросу   уделялось   меньшее   внимание,   очевидно   исходя   из   посыла,   что наглядность   особенно   важна   на   первых   этапах   жизни.   Но,   согласно психологическим   исследованиям,   не   зависимо   от   возраста   информация, воспринятая   с   помощью   зрительных   анализаторов,   становится   более осмысленной   и   лучше   сохраняется   в   памяти. Следует   отметить,   что   в   процессе   взросления,   в   результате   образования,   влияния   культуры   усиливается приобретения   жизненного   опыта, рациональность   умозаключений,   появляется   основательность,   склонность   к анализу.   Таким   образом,   можно   выдвинуть   предположение:   учебная информация   должна   подаваться   в   концентрированном   виде,   что   требует большого   количества   таблиц,   схем,   графиков,   плакатов,   т.е.   наглядных средств   обучения,   которые   можно   обозначить,   как   условно­графические средства. Необходимым условием и средством усиления действия наглядных средств, восприятия   обучающимися   учебной   информации,   управления   их познавательной деятельностью играет речь преподавателя. Когда словесные обращения сочетаются с наглядными  средствами, умственная деятельность обучающихся   характеризуется   соединением   мышления   в   понятиях   и непосредственном   восприятии.   Под   сочетанием   речи   и   наглядности понимается внутренние отношения между применением речи преподавателя и использованием   наглядных   средств.   Это   внутреннее   отношение обнаруживается   в   той   соотносительной   роли,   которую   выполняют   речь преподавателя   и   применяемые   им   наглядные   средства   для   осуществления определенной   учебной   задачи.   От   того   или   иного   соотношения   наглядных средств   и   речи   зависит   соотношение   наглядных   образов   в   сознании  обучающихся. Как отмечает Л.В. Занков, существуют различия в протекании психической деятельности человека, когда те или иные знания представлены только в словесном виде, а затем вводятся наглядные средства или наоборот. Исходя   из   этого   тезиса,   можно   сделать   вывод,   что   важное   значение   для результатов   обучения   будет   иметь   сочетание   различных   видов   визуальной наглядности и речи преподавателя, принимая во внимание факт, что выбор средств   наглядности   чрезвычайно   увеличился   в   последние   годы,   а   вопрос сочетания и сочетаемости различных видов наглядности в высшей школе не мере. рассматривался полной   в     Сочетания   слова   и   образа   могут   быть   правильно   изучены   только   при понимании   внутренней   связи   между   использованием   слова   и   применением визуальных средств. Эта связь базируется на том, что ощущения и мышление является   отражением   реальной   действительности,   и   непосредственное восприятие   и   мышление   в   понятиях   представляют   различные   формы отражения реального мира. Значит, результат, достигаемый с использованием того   или   иного   приема,   не   может   быть   получен   иначе,   как   только   при определенном   протекании   психической   деятельности   обучающегося,   и преподаватели   могут   влиять   на   результаты   педагогической   деятельности, только изучив психическую деятельность обучающихся. Сочетание различных видов визуальной наглядности и психическая деятельность учащихся прямо связано   с   выбором   и   применением   различных   видов   визуальных   средств. Отсюда   следует,   что   в   составе   разработки   исследуемой   дидактической проблемы   необходимо   рассмотреть   индивидуально­психологические характеристики   субъектов   образовательного   процесса. использованная  литература Учебник по истории России под редакцией Торкунова .Издательство  «Просвещение» 2016 год Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.:  1988. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.  ин­ тов.– М.: Просвещение, 1984 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и  педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин­тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 1988. В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,­ 2­е изд.,  доп.­М.: Просвещение, 1986.­336 с. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В  2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с. А.А. Вагин, «Методика преподавания истории в средней школе», Москва,  «Просвещение», 1968 М.Т. Студеникин, «Методика преподавания истории в школе», Москва,  «Владос», 2000

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"

Курсовая работа " работа с картой на уроке истории в 6 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018