Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»
Оценка 4.9

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
экология
Взрослым
15.01.2017
Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Особенно актуальна работа в данном направлении в коррекционной школе, поскольку позволяет активизировать познавательную деятельность и обогащает чувственный опыт ребенка.
Курсовая работа по экологии.doc
Курсовая работа по методике «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе» Введение В настоящее время экологическое образование школьников становится  приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это  связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост   народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми  продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьём, проблема  энергетики и загрязнения природной среды – все это создаёт угрозу  существования самой жизни на земле.  Одной из важнейших причин такого  положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение  предвидеть последствия своего вмешательства в природу.   В системе экологического образования  и воспитания исключительно важную  роль играет школа. Оно должно носить непрерывный, интегрированный  характер, начиная с дошкольного возраста. Особенно огромное значение для  экологического образования и воспитания приобретает период обучения  детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по  изучению и общению детей с природой, где закладываются основы  экологической культуры, формируется научно­обоснованное отношение к  природной среде.       Формирование экологической культуры населения, начало становления  падает на первые  7­9 лет жизни ребёнка. Младший школьный возраст­  ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются  основы правильного отношения к окружающему миру.  Психолого­ педагогические исследования Давыдова А.И. (1983), Занкова Л.В. (1971),  3 Мухиной Н.С. (1989)  подтверждают тот факт, что возрастные особенности  младших школьников способствуют формированию основ экологической  культуры. В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального  общего образования» предусматривается формирование и развитие  экологического мышления личности, умения применять его в познавательной,  коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;  формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически  ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в  жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего  правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.   Особенно актуальна работа в  данном направлении в коррекционной   школе, поскольку позволяет активизировать  познавательную деятельность и  обогащает чувственный опыт ребенка.          Мы считаем, что экологическое  воспитание – самое важное в наше  время. Ученики, получившие определённые экологические представления,  будут бережней относиться к природе.           Все сказанное определило выбор темы исследования: экологический  аспект работы  на пришкольном участке с младшими школьниками в  коррекционной школе. Актуальность обусловлена отсутствием эффективных экологических  технологий экологического образования и воспитания в коррекционной школе .   Объект – учебно­воспитательный процесс экологического воспитания  младших школьников с нарушением интеллекта.  4 Предмет – экологическое воспитание младших школьников с нарушением  интеллекта.  Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших  школьников с нарушением интеллекта. Задачи:  1. Раскрыть сущность экологического воспитания  детей младшего  школьного возраста с нарушением интеллекта; 2.   Охарактеризовать   коррекционной школе;    организацию   работы   на   пришкольном   участке   в 3. Наметить методику организации экологического воспитания младших  школьников с нарушением интеллекта.   Методы:   анализ психолого­педагогической и методической литературы по изучаемой  проблеме;  ­ включённое наблюдение ­ беседа;  ­ анкетирование;  ­ количественная и качественная обработка данных. Практическая значимость работы: данные, полученные в ходе  исследования могут быть использованы в работе педагогами МКОУС(К)ОШИ VIII вида с целью формирования экологического воспитания младших  школьников с нарушением интеллекта в коррекционной школе. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения. 5 Базой исследования является МКОУС(К)ОШИ VIII вида п. Светлополянск  Верхнекамский район, Кировская область, где автор работает воспитателем.  Опытно­экспериментальная работа проводилась во 2 классе. Глава   1.  Теоретические   вопросы   изучения   понятия   экологическое воспитание   на   пришкольном   участке   для   детей   младшего   школьного возраста с нарушением интеллекта.  1.1.Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.   В   условиях   глубокого   экологического   кризиса   усиливается   значение экологического   образования   и   экологической   культуры   в   начальной   школе   на важнейшем этапе становления и развитии личности ребёнка. Цель   экологического   образования   –   формирование   ответственного отношения   к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей   местности,   защите   и   возобновлению   природных   богатств.   Чтобы   эти требования   превратить   в   норму   поведения   каждого   человека,   необходимо   с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы. Экологическое воспитание сегодня – одна из важнейших задач общества и   образования.   Во   многих   регионах   России   принят   Закон   «Об   экологическом образовании».   В   «Федеральном   государственном   образовательном   стандарте начального   общего   образования»   также   включает   в   себя   программу экологического образования и воспитания школьников.  Все это предусматривает создание   системы   непрерывного   экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания   экологически   грамотной личности, способной   гармонично   взаимодействовать с   окружающим   миром   и осознавать  свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические 6 знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности. Система  непрерывного  экологического образования  направлена  на формирование   экологической     грамотности     учащихся     не   только   на   уроках окружающего мира и краеведения   в   начальной   школе,   но   и   во   внеурочной деятельности,  организованной совместно  с  учителями предметниками (биологии, окружающий мир),  родителями, с  привлечением  учреждений  дополнительного образования  (кружки,  секции  и  т.д.).  К сожалению, в настоящее время учебные заведения  испытывают  острую  нехватку социально  ориентированных  наглядных пособий, разработок экскурсионных маршрутов  по  экологическому  образованию и просвещению. Актуальным  сегодня  является  внедрение новых интерактивных   педагогики, художественно   психологических   ориентированных   на   развитие эмоционально чувственного   отклика   ребенка в   экологической     форм   общении с окружающей природой. Это общение может начаться с выращенного комнатного  растения,  с  посаженного  на пришкольном участке деревца. Все, что окружает   нас,   может   стать   основой   для   формирования   грамотности учащихся. [10,с.61]   экологической С позиции  современных исследований начальная школа – важнейший этап   в   становлении   мировоззренческой   позиции   человека,   интенсивного накопления знаний об окружающем мире. [18;с. 29­32]  Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Уроки   гуманитарного   цикла   дают   интересный   материал   для формирования   ответственного   отношения   учащихся   к   природе.   Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, музыки, 7 изобразительное искусство и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. «Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от  cultura,   что   означает   возделывание,   воспитание,   образование,   развитие, лат. почитание). [19; с.192] Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам представляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной   неделе   дети   знакомятся   с   тем,   что   находится   около   школы,   учатся наблюдать за природой. Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые   учат   взаимоотношениям   с   окружающей   природной   средой.   Культуре поведения в ней. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний. В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое   взаимодействие   детей   – воспитание   рассматривается   как   разностороннее   активных субъектов  деятельности  с  окружающей  природосоциальной   средой.  В результате   такого   взаимодействия   осуществляются   процессы   социализации личности ребёнка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе.   Педагогам   и   родителям   следует,   предстоит   заложить   фундамент экологической   культуры   и   сформировать   у   детей   ответственное   отношение   к природе. 8 Учащиеся   младшего   школьного   возраста   проявляют   высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.[27;49] Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности. Экологическое образование должно решать следующие задачи: ­ формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека; ­ развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса. ­ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами  морали. [2;с.3­10]              Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии  невозможна без формирования системы их нравственно­правового сознания и  соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое  воспитание. Так как эти дети являются неотъемлемой частью  общества, вносят  свой посильный вклад в окружающую их действительность, поэтому воспитание в  условиях коррекционной школы должно быть направлено на то, чтобы их  самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях  соответствовало существующим в обществе социальным нормам.  Особенно важно это для детей с отклонениями в развитии, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от  хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход педагогов, комплексный труд педагогов  коррекционной школы, родителей и просто неравнодушных людей при  формировании экологических представлений у детей позволяет снизить силу  цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на  9 развитие интересов и способностей.  Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы  экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и  гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от  бумажного и другого мусора, сезонные работы ­ очистка территории от снега,  утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание  территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями, в зимний  период уборка снега. Такой вид работы призван сформировать у детей  потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Выполнение таких видов также дает  возможность пронаблюдать личностное отношение к выполнению трудовых  поручений, посильность их выполнения.  Среди разнообразных форм воспитания любви и бережного отношения к природе  наиболее эффективным являются природоведческие экскурсии. Основная задача  заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об  окружающей природе, воспитывать бережное отношение к природным богатствам,  обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире.  Эффективность экологического воспитания детей с отклонениями в развитии  целиком зависит от создания и правильного использования развивающей  экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и  повышение уровня воспитанности возможно в результате создания технологий для  всех возрастных групп и их внедрение.         Таким образом, под экологическим образование понимают непрерывный  процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на  формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций,  поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к  окружающей среде. 10 Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает  основы экологического воспитания. 1.2. Особенности работы на пришкольном участке в коррекционной школе.           Любовь к земле растет из детства. Огромная роль в воспитании и  подготовке сознательных и высокообразованных людей принадлежит школе.  Важным средством соединения обучения с производительным трудом и  подготовкой учащихся средней школы к жизни служит опытническая работа,  особенно на учебно­опытном участке. Опыт оценен только тогда, когда он  принес страдания, которые оставили след в душе и на теле. Разве это не чудо,  когда из земли появляется крохотный росток и медленно, но упрямо тянется  вверх, вбирая в себя и щедрость солнечных лучей, и прозрачную чистоту  воды, а главное, заботу юных друзей природы. Для того чтобы что­то  вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви.  Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты. По нашему  глубокому убеждению, ни одну из этих задач, в полной мере, без учебно­ опытного участка не решить. Ведь чтобы любить и охранять природу,  необходимо, прежде всего, хорошо ее знать, поэтому важное место в ее  познании может способствовать учебно­опытной участок. Никакое даже  самое лучшее кабинетное обучение никогда не будет полноценным и  эффективным, если его не связать с практическими делами, с работой на  учебно­опытном участке.  [31;с. 111]. Учебно­опытной участок — это источник познаний природы. Здесь  расширяются, углубляются, закрепляются знания, полученные на уроках.          При проведении опытов можно показать зависимость развития и роста  растений от абиотических факторов внешней среды: температуры, состава  воздуха, осадков, плодородия почвы, удобрений; выяснить связь между  11 строением органа и его функциями. Здесь осуществляется теснейшая связь  теории с практикой.            Где, как ни на учебно­опытном участке, ребята, начиная с начальных  классов, могут приобрести полезные трудовые навыки. Кроме того во многом  удовлетворить свой интерес к природе, глубже проникнуть в тайны природы,  развить свои познавательные и творческие способности.       Именно здесь, на  участке формируется отношение к земле — как основному богатству страны,  здесь закладывается любовь к Земле, к труду.  И сегодня остается актуальным для педагогов высказывание К.Д.Ушинского, что материальные ценности  труда можно потерять, продать, купить, но духовные богатства труда  невозможно потерять, так как они принадлежат человеку, определенному  человеку. По его мнению, сельскохозяйственный труд всегда лучше  воспитывает молодого человека, облагораживает его природу, развивает его  голову, дает хорошее направление природным наклонностям, создает  предпосылки для развития самостоятельности, сметливости,  рассудительности и формирует характер. Современный учитель биологии  обязан уметь соединять теоретические знания с полезным трудом [8, 119],  организовывать интересные уроки, практические занятия и опытническую  работу на учебно­опытном участке.                Целью создания учебно­опытного участка является воспитывать у  учащихся потребность трудиться, уважение к людям труда, любовь и  бережное отношение к природе, к земле, к результатам своего труда, а  основными задачами: 1. Формировать практические умения и навыки по выращиванию растений с  применением ручного инвентаря, помочь приобрести навыки культуры труда; 2. Развитие познавательного интереса к знаниям о жизни растений  закрепление,  12 углубление и расширение знаний по биологии и основам  сельскохозяйственного труда; 3. Знакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного  производства, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям; 4. Развивать эстетические качества, познавательные и творческие способности учащихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы; 5. Использовать учебно­опытный участок как основной источник наглядных  пособий и раздаточного материала для уроков биологии; 6. Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать  по нему; 7. Оформлять правильно, аккуратно записи в дневниках наблюдения и  журналах опытов, отчет; 8. Делать сообщения о выполненных опытах и анализ полученных результатов; 9. Осуществлять элементарную профессиональную подготовку, ориентацию  на сельскохозяйственные профессии; 10. Выявлять научный потенциал учащихся, через проведение научно  исследовательской работы; 11. Прививать учащимся бережное отношению к земле, любовь и заботу к  родной природе, всему живому, охранять природу, разумно использовать ее  дары и приумножать ее богатства; 12. Умение видеть, чувствовать и сохранять прекрасное;                                      13. Обеспечить школьную столовую необходимыми овощами и фруктами; 14. Превратить родную школу в цветущий сад.           Подготовка учащихся начинается с самого простого — выработки  навыка наблюдать природу, умения анализировать наблюдения или несложный учебный опыт, использовать накопленный опыт в практической работе на  уроке, вне урока, в условиях природы или при выращивании различных  13 растений. Основными учебно­воспитательными задачами работы на участке  являются: ­ показать, как правильно выполнять приёмы отдельных видов работ; ­обучать детей культуре труда и рациональному использованию времени с  соблюдением техники безопасности; ­ напоминать (регулярно) детям и биологических особенностях растений и их  агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни  растений; ­ прививать учащимся уважительное отношение  к сельскохозяйственному  труду; ­ воспитывать уважительное отношение к законам природы; ­ формировать экологическую культуру.             Привить любовь к труду, систематическому и производительному,  можно, если ученик принимает в нем непосредственное участие. Выполняя  работу, он узнает и проверяет свою физическую и психологическую  пригодность к этому виду труда. Систематический труд постепенно  вырабатывает потребность в нем, а затем появляется желание выполнить  работу по­своему, хорошо, чтобы почувствовать радость труда. Особенно  большие возможности в этом отношении имеет опытническая работа. Чтобы  возбудить у учащихся неослабленный интерес к работе, творческую  деятельность, нужно постоянно ставить перед ними все усложняющиеся  проблемы, которые увлекали бы ребят на новые поиски.              Учебно­опытный участок — база опытнической работы учащихся,  познания природы и своих возможностей [24;с. 95 ]. Здесь они закрепляют,  расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают  растительные организмы, овладевают методами управления ростом и  развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания растений,  приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается  14 ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда  доводить до конца. Наконец, учебно­опытный участок является источником  для заготовки гербария коллекций и наглядного материала для кабинета  биологии.          Типовое положение об учебно­опытном участке общеобразовательной  школы предусматривает организацию на нем следующих отделов: 1. Полевые культуры; 2. Овощные культуры; 3. Плодово­ягодные культуры; 4. Коллекционный участок; 5. Цветочно­декоративный; 6. Дендрарий; 7. Начальных классов; 8. Зоолого­животноводческий.            Современная жизнь предъявляет к выпускникам коррекционных школ  особые требования. Она определяет необходимость быть конкурентно  способными на рынке труда. Работа на пришкольном участке – это  эффективное средство социализации воспитанников коррекционного  образовательного учреждения интернатного типа, способствует созданию  условий для социального и профессионального становления воспитанников.  Труд на пришкольном участке играет большую роль в трудовом и  профориентационном воспитании. Целенаправленная работа на пришкольном  участке воспитывает, развивает, формирует умения и навыки, необходимые  каждому человеку занимающемуся трудом на земле. Работа на пришкольном  участке способствует формированию жизненно важных умений и навыков.    [29;с. 31]. 15 Приоритетным в деятельности коррекционной  школы является  патриотическое воспитание, одним из направлений которого является  сохранение у детей чувства привязанности и уважительного отношения к  родным местам. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не  случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это  «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства  Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне  инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину,  место своего рождения». В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные  участки. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в некоторых  школах, в том числе и в нашем.  Роль пришкольного участка очень велика в  воспитании подрастающего поколения. Пришкольный участок – это для  учащихся своего рода “азбука” земли. Практические работы на пришкольном  участке играют большую роль в трудовом воспитании учащихся. С малых лет  у школьников формируется представление о растительности как об основном  источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям.  Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания  и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно  вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных  требований. А также используется для выращивания овощей для школьной  столовой. Кроме того, учащиеся привлекаются к общественно – полезному  труду. Организация работы на пришкольном участке начинается с разработки  плана работы на участке, который утверждается на педсовете. Выбор культур  для выращивания определяется потребностями учебно­воспитательного  процесса, условиями школы и возможностями в приобретении семян и  16 посадочного материала.  Пришкольный участок организуется при школе для  проведения в 1 – 9­х, классах учебных занятий по трудовому обучению,  уроков по окружающему миру, биологии, организации общественно­полезного труда, внеклассной опытнической, исследовательской, природоохранной  работы. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание   растений,  наблюдение   за   их   ростом   и  развитием,  проведение сельскохозяйственных   опытов   в   соответствии   с   программами   трудового обучения, окружающего мира, биологии, исследовательская работа. Учебно­опытная работа на пришкольном участке играет важную роль в повышении   качества   знаний   учащихся   по   окружающему   миру,   биологии, пробуждает   и   развивает   у   детей   различные   познавательные   интересы.   Она знакомит   их   с   методами   приложения   наук   в   практической   деятельности человека,   служит   средством   приобщения   учащихся   к   самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений   и   навыков,   знакомит   с   научными   основами   сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и имеет огромное значение в профориентационной работе.  В отделе начальных классов учащиеся выращивают цветочные культуры. Участвуют в подготовке почвы, делянок. Знакомятся со способами посева, учатся   распознавать   всходы   культурных   растений   и   ухаживать   за   ними. Изучают сорные растения, учатся с методами борьбы. Ведут наблюдения за развитием   растений.   Во   время   летнего   оздоровительного   лагеря   каждый класс   по   графику   работает   по   1   часу   в   день,   пропалывают   сорняки, поливают   цветы,   рыхлят   почву.   Учащиеся   младших   классов   оказывают большую   помощь   в   заготовке   семян   всех   выращиваемых   растений   на участке.   17 Выводы по первой главе.    Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной,   в   которой   достаточное   внимание   оказывают   научной   и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время.    Экологическое   образования   ­   овладение   учащихся   трудовыми умениями   по   защите,   уходу   и   улучшению   окружающей   среды.   Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Анализ теоретических источников показывает, что при определенном  педагогическом руководстве работа на пришкольном участке может стать  эффективным средством экологического воспитания и в практической части,  мы собираемся это доказать. Глава   2.Опытно­экспериментальная   работа воспитанию в процессе работы на пришкольном  опытном участке.  по   экологическому 18 2.1 Констатирующий эксперимент.                          Для определения начального уровня экологической  культуры воспитания   младших   школьников   нами   было   проведено   констатирующее исследование уровня экологической культуры младших школьников. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Подобрать   методику   исследования   уровня   экологической   культуры младших школьников. 2. Провести беседы о растении ­ терновник  и методику о выявлении  представления детей  о растениях. Экспериментально­практическое   исследование   проходило   в   специальной коррекционной   школе   VIII   вида   п.   Светлополянск.   принимали участие 10 детей, младшие школьники 10­11х лет.   В   эксперименте В классе обучаются 8 мальчиков и 2 девочки. У всех детей установлен диагноз – умственная отсталость легкой степени.   В основном, у всех детей   низкая наблюдается   несформированность   мелкой   моторики   рук, работоспособность и высокая утомляемость. Трое воспитанников: Иван С., Кирилл К., Никита Е., более ответственно относятся как к трудовой, так и к учебной   деятельности.   Эти   воспитанники   могут   организовать   свою деятельность самостоятельно. На констатирующем этапе обучающимся   было предложено выполнить ряд  заданий, с целью выявить их уровень экологической культуры.  Задание 1. Растение ­ живое существо.                                                                     Цель: ­ выявляем представления детей о растениях (живое существо, у  которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы  доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы  улавливать свет, дышать). 19 ­ выявляем представления о потребностях живых существ;                                  ­ познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы;                      ­ выявляем понимание необходимости растений для человека и животных. Вначале мы загадывали детям загадки: «В шубе летом, а зимой раздеты?»  (Деревья.)  Какие деревья растут на нашей территории?                                       «Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». О каком дереве загадка?  Сравните ели и лиственницы.                                                                                     Какие растения мы называем лекарственными? (Мать­и­мачеха, подорожник.)  Используя таблицы и схемы, мы рассказываем о растениях. Это живые  существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды. Дети отвечали  на вопросы: Какие части есть у растений? Для чего необходим стебель?  Листья? Корень? Какие необходимы условия для роста растений?  2.  Затем предложили детям отобрать иллюстрации деревьев, кустарников,  травянистых растений и организовали соревнование, кто больше назовет  деревьев, кустарников, травянистых растений.                                                         После этого провели физкультминутку: разложили вперемежку иллюстрации  деревьев, кустарников, трав. Дети, разделенные на три команды, отбирали те  или иные иллюстрации. Затем мы обсуждали с детьми значение растений в  жизни человека и животных. 3. «Отгадай, что за растение?»                                                                            Цель: уточнить представления о растениях, учиться узнавать их по  описанию.                                                                                                              Педагог описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: свисают,  вьются). Описывает листья, их форму, окраску, есть ли цветы, как  окрашены. Дети угадывали растение. Затем предлагал детям самим  составлять загадки о растениях и отгадывать их. 20 4. Беседа, направленная на выявление знаний по дикорастущим и  культурным растениям. – Что такое растения?  – Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле? – Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад?  – Где жили эти растения?  – Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями?     Кто ухаживает за ними?  – На какие три группы можно разделить такие растения?  – Где растет овес? – Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья  из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки?  – Что значит выращивают? ­ Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали?  (Приложение  №1.) Также для выявления уровня сформированности представлений о росте  и развитии живых существ мы использовали дидактические игры.                       Во время проведения дидактической игры «Отгадай, что за растение» все  обучающиеся воспитанники  смогли узнать растение по описанию и не  ошиблись ни разу. Дети с интересом составляли загадки о растениях, но  отгадывали не все загадки, затруднялись.                                                                Для определения начального уровня экологической культуры младших  21 школьников нами было проведено констатирующие исследование и  с целью  определения  экологической культуры.                                                                                                                                                                                                         Таблица№1. Определение начального уровня экологической культуры воспитания  младших школьников. Какое кол­во  растений  знает 2 2 7 2 5 2 2 8 9 10 Экспериментальная  группа 1. Руслан Л. 2.  Вадим Ш. 3.  Артур Г. 4. Кристина К. 5. Виолетта М.  6. Илья С. 7. Матвей В. 8. Никита Е. 9. Ваня С. 10.Кирилл К. Всего: 10 + ­ проводит самостоятельно; ­ ­ не проводит. Самост­но  обследует  растения Устойчив.  познават.  интерес Результат  деят­сти Поисковые  вопросы уровни ­ ­ ­ ­ + ­ ­ + + + 4 ­ + + ­ ­ ­ + + + + 6 ­ ­ + ­ + ­ ­ + ­ + 5 ­ ­ + ­ ­ ­ ­ ­ ­ + 2 Низкий Низкий Средний  Низкий Средний Низкий Низкий Средний Средний  Высокий        На высоком уровне находится один воспитанник:  Кирилл К..  Воспитанник знает достаточное количество названий растений, может  самостоятельно обследовать растения,  наблюдается устойчивый интерес,  интересуется результатом деятельности. 22 На среднем уровне находятся 4 воспитанника: Артур Г., Виолетта М.,  Никита Е., Ваня С. Дети  проявляли неосознанные разрушительные действия,  познавательный интерес появлялся при помощи взрослого, отражали  впечатления в разных видах деятельности, в играх, но недостаточно в  самостоятельной речевой деятельности.  Дети с низким уровнем знаний часто ошибались при ответах, знания их  были поверхностные, отрывочные. Отсутствовала эмоциональная окраска  ответов. (Руслан Л., Вадим Ш., Кристина К., Матвей В., Илья С.)                        В основном, все воспитанники справились с заданиями с применением  стимулирующей помощи, но под контролем педагога. Самым  сложным и  длительным по времени выполнения было задание: «Растение ­ живое  существо».  Сводная таблица результатов экспериментальной работы (%) Таблица №2 Уровни  Высокий  Средний  Низкий Количество детей 1 4 5        % 10 40 50 Из таблицы видно, что показатели повышения экологической культуры  у 40%  детей   находятся на среднем уровне.  Можно сделать вывод, что  испытуемые среднего уровня знаний проявляли интерес к предлагаемым  заданиям, но при ответах допускали неточности, не всегда аргументируя свой  выбор.  Дети с низким уровнем знаний(50%) часто ошибались при ответах,  знания их были поверхностные, отрывочные. Отсутствовала эмоциональная  окраска ответов.  У детей низкого уровня поведение безразличное,  23 равнодушное; отсутствуют чувства и эмоции; не наблюдается опытничество;  нет интереса; впечатления о природе не отражаются в других видах  деятельности. Подводя   итог   констатирующего   эксперимента,   можно   отметить,   что уровень   экологической   культуры   низок,   он   требует   развития.   По   нашему   у   младших   школьников мнению,   уровень   экологической   культуры   существенно возрастёт, если  правильно, с учетом целей нашего исследования, организовать их работу на пришкольном участке. 2.2. Формирующий эксперимент. Для повышения экологической культуры младших школьников было  предложено принять участие в школьном проекте «Экологическая тропа».  План формирующего эксперимента: 1. Познакомить с мини­проектом «Аллея терновника». (Приложение №2) 2. Провести  внеклассное занятие по теме: «Дикорастущие и культурные растения». Приложение №3. 3.  Провести беседы: Почему мы выращиваем именно терновник? (красиво цветёт,   даёт   плоды).   Беседа   о   терновнике,   Как   ухаживать   за терновником? Приложение №4. 4. Учащиеся познакомятся  с инструкцией    по технике безопасности при работе на учебно­опытном участке. Приложение №5 5.  Составить схему последовательности выполнения этапов опытнической работы. 6. Посадка кустарника – терновник. 24 В процессе организации  пространства по созданию экологической тропы   было     уделено   особое   внимание.   С   2012   года   МКОУ   С(К)ОШИ реализует   проект   «Экологическая   тропа».   Планируемые   результаты реализации проекта – создание объектов экологической тропы: 1. Огород.   Обогащение   овощного   огорода   культурами,   не требовательными   к   условиям   выращивания,   привлекательными   для проведения   наблюдений: культурами, разнотравьем.   овощными   культурами,   злаковыми 2. Лесополоса. Разработка школьного лесопарка с различными породами деревьев:   хвойные(кедр,   ель,   сосна,   лиственница,   пихта);   лиственные (дуб, вишня, клён, осина, берёза, рябина); кустарники (можжевельник, шиповник,   лесные   боярышник,   терновник);   сирень,   калина, лекарственные травы( чабрец, тысячелистник, хвощ, подорожник) 3. Рекреационная зона в лесопарке с целью предоставления возможности для психологической разгрузки детей и взрослых. 4. Яблоневый сад. 5. «Зелёная   аптека».   Участок   с   посевами   мяты,   ромашки   аптечной, крапивы,   подорожника,   череды,   чистотела,   мать­и­мачихи,   зверобоя, пижмы, тысячелистника, валерианы, душицы, чабреца. 6. Красный   треугольник.   Участок   земли   в   форме   треугольника, размещающий растения, занесённые в красную книгу Кировской области (купальница, ландыш). 7. Альпийская горка. 8. Водоём. Обустройство искусственного прудика. 9. Птичья   гостиница.   Сооружение   в   берёзовой   роще   «птичьего   стола»: поилки для птиц, домиков для птиц (скворечников) 25 10.Тропа здоровья.  В   рамках   проекта   в   школьной   лесополосе   нужно   посадить   растения   с различными   породами   деревьев:   хвойные   (кедр,   ель,   сосна,   лиственница, пихта);   лиственные   (дуб,   вишня,   клён,   осина,   берёза,   рябина);   кустарники (можжевельник, шиповник, сирень, калина, боярышник, терновник); лесные лекарственные травы ( чабрец, тысячелистник, хвощ, подорожник).                        Воспитанники 2 класса решили внести свой вклад по реализации проекта:  посадить кусты терновника на пришкольном участке. Осенью 2012 года   педагогами   МПК   класса   для   получения   саженцев   было   посажено   5 литров   косточек   терновника.   Весной   2013   взошло   20   растений.   1,   5   года педагоги   ухаживали   за   будущими   саженцами:   подкармливали,   пололи, поливали, опрыскивали от вредителей, чтобы осенью 2014 года дети 2 класса смогли заложить аллею терновника.  Перед началом работы на учебно­опытном участке мы вместе со  школьниками продумали все ее этапы, уточнили содержание, а также  экологические аспекты предстоящей деятельности.                                               Постановка опытов по выращиванию растений требует от школьников проявления активности, любознательности, умения фиксировать результаты наблюдений и делать правильные выводы. Предлагалась   такая   последовательность   выполнения   работы,   которая показана на схеме. Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы. 1. Определение объекта опыта, изучение его окружающем мире. 2. Выбор участка и его обработка. 3. Подготовка материала. 26 4. Закладка опыта в соответствии с разработанной схемой. 5. Уход за растениями, наблюдение. 6. Анализ результатов и вывод. На   формирующем  этапе   дети   приступили   к   работе,  все   работали  по схеме. Воспитанники вместе  с педагогом определили объект опыта, выбрали участок   и   его   обработали,     подготовили   материал,   посадили   растение­ терновник в соответствии с разработанной схемой, наблюдали и ухаживали за растением, в конце сделали выводы. Итак, экологическая тропа  создавалась детьми, прежде всего для  самих же детей, ради их обучения и воспитания. Оказалось, что это одна из  привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет  обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности,  сочетать умственный и физический труд.          Организация  экологической тропы силами школьников  дала педагогам  возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых  требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по  изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждали  детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и –  самое важное – принимали посильное участие в трудовых  природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатывались  навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к  природе.          Создание учебной экологической тропы способствовало повышению  научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получили на тропе, тесно связаны со знаниями,  полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевали  умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе,  27 постигая неразрывное единство природной среды и человека.        На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивали  не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые  нормы, связанные с природопользованием.      2.3  Итоговый эксперимент. Цель: Выявить уровень экологической культуры после проведенной  работы. На итоговом этапе эксперимента были повторно проведены все  методики для выявления  повышения экологической культуры. Цель ­ проверка эффективности разработанного комплекса  мероприятий по повышению уровня экологической культуры младших  школьников.  Для определения эффективности проделанной работы, нами был  использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем  эксперименте. (Приложение №6)                                                                                                                                                     Таблица№3.     Определение уровня экологической культуры воспитания младших школьников по итоговому эксперименту.  Экспериментальная  группа 1. Руслан Л. Какое кол­во  растений  знает 4 Самост­но  обследует  растения Устойчив.  познават.  интерес Результат  деят­сти Поисковые  вопросы уровни ­ ­ 28 ­ ­ Низкий 2.  Вадим Ш. 3.  Артур Г. 4. Кристина К. 5. Виолетта М.  6. Илья С. 7. Матвей В. 8. Никита Е. 9. Ваня С. 10.Кирилл К. Всего: 10 8 13 4 5 5 7 12 11 15 + + ­ + + + + + + 4 + + ­ + + + + + + 6 ­ + ­ + ­ + + + + 5 ­ + ­ ­ ­ ­ + + + 2 Средний Высокий  Низкий Средний Средний Средний Высокий Высокий  Высокий Кристина К. и Руслан Л. остались на низком уровне.  Учащиеся  затрудняются называть виды растений: деревья, кустарники и травы, не  понимают, чем отличаются дикорастущие растения от культурных, не могут  привести примеры, не понимают вопросы, не всегда могут выделить группы  предлагаемых растений, не могут аргументировать свой выбор. Затрудняются  приводить примеры по теме, практические умения и навыки ухода за  растениями не сформированы.  В процессе практической деятельности  постоянно обращаются за помощью к взрослому. Не проявляют интерес и не  выражают свое отношение к растениям. Наблюдается положительная динамика по повышению экологической  культуры у воспитанников: Вадим Ш., Виолетта М., Илья С. Они перешли с  низкого уровня на средний. Познавательный интерес появлялся при помощи  взрослого, могут самостоятельно обследовать растение.  Воспитанники  иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений:  деревьев, кустарников и травы. В основном правильно выделяет группы  предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.   Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и  29 развития дикорастущих и культурных  растений, рассказывают, как правильно ухаживают за ними.                                                                                       Матвей В. остался на этом же уровне, на среднем. На высоком уровне – Артур Г., Никита Е., Иван С., Кирилл К..  Воспитанники  самостоятельно называют разные виды растений: деревья,  кустарники и травы.  Без труда выделяют группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и  развития  растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними.  Наблюдается устойчивый интерес, могут сами обследовать растение.   Сводная таблица результатов экспериментальной работы (%) Таблица №4 Уровни  Высокий  Средний  Низкий Количество детей 4 4 2        % 40 40 20 Из таблицы видно, что показатели экологической культуры повысились. 40%  детей   находятся на высоком уровне и 40% на среднем.  20% детей  остались на низком уровне. Сделаем вывод, что в обновленной и дополненной среде появились  условия для развития любознательности, познавательного интереса у детей,  возможности реализовать ребенку себя и свои потребности и дать ребенку  права выбора интересного для себя дела в рамках экологического воспитания.   Таким образом, итоговый эксперимент показал, что после проведенной    работы, а именно с помощью специальных занятий, упражнений, работы на  пришкольном участке незначительно  повысился уровень экологической  культуры младших школьников.  30 Выводы по второй главе: 1.  Правильное   экологическое   воспитание   позволит   в   дальнейшем предотвратить   многие   экологические   проблемы   человечества.   Именно   в младшем   школьном   возрасте   ребенок   получает   основы   систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного   облика.   Если   в   воспитании   детей   упущено   что­то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса.  Показателями воспитанной личности служат:   экологические   знания,   умения,   практические   результаты,   которые выражаются   в   выполнении   учащимися   общественно­полезной   работы   по охране природы.  2. Анализ проведённого эксперимента  позволяет сделать вывод, что   работу по экологическому воспитанию младших школьников надо  продолжить. Она дала результаты, но незначительные, так как отведено мало  времени.  3. Работа должна быть систематической, ее надо строить с учетом всех  особенностей учащихся; чем более разнообразной будет практическая работа  учащихся на участке, тем больше возможностей будет использовать их опыт,   на теоретических занятиях и это еще больше будет способствовать  повышению экологической культуры учащихся.  31 Заключение. Все поставленные задачи исследования выполнены: раскрыта сущность  экологического воспитания  детей младшего школьного возраста с  нарушением интеллекта, охарактеризована  организация работы на  пришкольном участке в коррекционной школе, намечена методика по  организации экологического воспитания младших школьников с нарушением  интеллекта.   Была   проведена   экспериментальная   работа   по   повышению экологической культуры младших школьников. Положительная динамика в экспериментальной   группе   подтвердила   положительное   влияние   работы   на пришкольном   участке.   Обучающиеся   воспитанники   стали   активнее, дисциплинированы, наблюдалась увлечённость, любопытство, оживлённость.  Анализ экологического  образования в коррекционной школе показал, что данная система работы помогает формировать экологическое мышление учащихся,   навыки   познавательной   деятельности,   чувство   коллективизма, 32 взаимопомощи,   ответственности,   а   также   способствуют   физическому оздоровлению детей в условиях общения с природой. Экологическое   воспитание   школьников­   приоритетное   направление   в работе школы, поэтому использование школьной экологической тропы может значительно повысить уровень экологической воспитанности учащихся. При   проведении   эксперимента   у   школьников   не   только   повысился уровень  экологической  культуры, но  и в  значительной  степени  изменилась мотивация поступков в природе. Таким образом,  анализ проведённой работы позволяет сделать вывод о  том, что нам удалось повысить уровень экологической культуры младших  школьников, но незначительно, так как на это отвелось мало времени. Полученный опыт открывает перспективы для дальнейшего  исследования и развития темы, разработки различных ситуаций на  пришкольном участке, а так же заданий и упражнений, не затронутым в  курсовой работе. 33 Список использованной литературы: Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе  1. экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. ­ №1. С. 19­22 2. школьниками //Начальная школа.­ 1993. ­ №9.­С.16­17.                                                     Бабанова Т. А. Эколого­краеведческая работа с младшими  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6.  С. 92­94.                                                                                                                                   4.  Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. –  1993. ­ №6.                                                                                                                               5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.                                                    6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.                                         7.  Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М.  Просвещение, 1991.                                                                                                                 8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного  34 края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. ­ №10. С. 9­                      9.       Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. –  1998. № 6. С. 63­64.   10. Воспитание и обучение. Начальная школа,2013, №6                                                     11. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. ­ 1998. №6. С. 13­14.                                                                                                                                        12Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.              13. Г. юльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование   в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71­76.                                     14. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.                           15. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации// Советская педагогика.­ 1987.­№9. – с. 16­22      16. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе//Краеведческая  работа в школе. – М.,1988.­С.3­10                                                                                         17. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989.  №10­11.                                                                                                                                    18. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6.  С. 125­127.                                                                                                                               19. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.                                                          20.  Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75­76.                 21. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. –  1998. №6. С. 50­52.                                                                                                                 22.Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С. 32­34.  23. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ.  – 1998. №6. С. 105­106.                                                                                                       24. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа., НШ. – 1998. №5.  35 25. Салеева Л. П. Использование  игровых ситуаций при обучении младших  школьников с целью формирования бережного отношения к природе//Ролевые игры  по охране природы в средней школе – М., 1977.С. 14­39                                                    26. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. –  1987. №3                                                                                                                                  27. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. –  1991. №4.                                                                                                                                 28. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ.  – 1999. №5. С. 45­51.                                                                                                    29.  Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9.  30. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой  работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77­81.                 31.Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. //  РАО – 1996. 36

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»

Курсовая работа «Экологический аспект работы на пришкольном участке с младшими школьниками в коррекционной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017