Курсовая работа "Горловое пение"
Оценка 4.8

Курсовая работа "Горловое пение"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
искусство
Взрослым
05.03.2018
Курсовая работа "Горловое пение"
О горловом пении написан ряд книг в республиках Сибири. Особый интерес представляет книга хакасского ученого Н.Ф.Катанова «Хакасский фольклор»(1963), тувинского исследователя З.К.Кыргыз «Тувинское горловое пение»(2002), якутского ученого В.Илларионова «Якутский эпос». В алтайском эпосоведении алтайским каем занимались такие видные ученые, как С.С.Суразаков, С.С.Каташ, С.М.Каташев, З.С.Казагачева, И.Б.Шинжин и многие другие. В данной работе нам хотелось раскрыть особенности алтайского кая, используя свои полевые материалы, точнее, сведения и сказителях советского времени, а также дать краткую информацию из опыта своей работы.О горловом пении написан ряд книг в республиках Сибири. Особый интерес представляет книга хакасского ученого Н.Ф.Катанова «Хакасский фольклор»(1963), тувинского исследователя З.К.Кыргыз «Тувинское горловое пение»(2002), якутского ученого В.Илларионова «Якутский эпос». В алтайском эпосоведении алтайским каем занимались такие видные ученые, как С.С.Суразаков, С.С.Каташ, С.М.Каташев, З.С.Казагачева, И.Б.Шинжин и многие другие. В данной работе нам хотелось раскрыть особенности алтайского кая, используя свои полевые материалы, точнее, сведения и сказителях советского времени, а также дать краткую информацию из опыта своей работы.
горловое пение.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Республиканский институт повышения квалификации  и профессиональной подготовки  учителей КУРСОВАЯ РАБОТА  ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ  АЛТАЙЦЕВ Горно­Алтайск, 2017 Оглавление Введение  1. Из истории изучения горлового пения 1.1 Краткие сведения об исследователях кая 1.2. Информация о сказителях 2. Развитие  традиций  кая в современной школе 2.1 Разновидности сказаний (коомей, сыгыт, каркыра) 2.2 Из опыта моей школы или обучения (программа прилагается) Заключение  Список использованной литературы Введение              О горловом пении написан   ряд книг в республиках Сибири. Особый интерес   представляет   книга   хакасского   ученого   Н.Ф.Катанова   «Хакасский фольклор»(1963), тувинского исследователя З.К.Кыргыз «Тувинское горловое пение»(2002),   якутского   ученого   В.Илларионова   «Якутский   эпос».   В алтайском эпосоведении алтайским   каем занимались такие видные ученые, как С.С.Суразаков, С.С.Каташ, С.М.Каташев, З.С.Казагачева, И.Б.Шинжин и многие другие.               В данной работе нам хотелось раскрыть особенности алтайского кая, используя   свои   полевые   материалы,   точнее,   сведения   и     сказителях советского   времени,   а   также     дать   краткую   информацию   из   опыта   своей работы. 1. История изучения горлового пения 1.1 Исследователи кая         Алтайский кай интересовал многих ученых еще во второй половине Х1Х   века.   Записи   велись   со     второй   половины   Х1Х   века,   они   особо обратили внимание к феномену сказительского искусства ­ каю во второй половине   ХХ   века.   Имеется   достаточно   научных   исследований, посвященных алтайскому сказанию­каю. К таковым,   пример, относятся труды     В.В.   Радлова,   В.И.  Вербицкого,   Г.Н.  Потанина,  А.В.   Анохина   и других.   Андрей   Викторович   Анохин   (1874­1931),   как   известно,   изучал музыкальную сторону творчества алтайцев, монгол, шорцев. Эту работу продолжил впоследствии современный музыковед Ю.Н. Шейкин.         Алтайским   каем   интересовались   ученые   с   мировым   именем:   Б.Я. Владимирцов,   который   в   начале   века   написал   «Монголо­ойротский героический   эпос»   (Петербург,1923),   а   также   Н.К.   Дмитриев   и   другие. Научный   интерес   представляет   и   введение   Н.К.Дмитриева   к   книге «Когутей»   (1935).   Тюрколог   Н.А.   Баскаков   в   своей   книге   «Алтайский фольклор   и   литература»   (1948)     тоже   изучал   особенности   алтайского алтайского     сказания­   кая.  По   его   мнению,  алтайцы  имеют  древнейшие традиции исполнения богатейшего героического эпоса».         Большей частью ученые описывали феномен алтайского кая и  давали сведения     об   исполнителях.   Во   второй   половине   ХХ   века   алтайское горловое   пение   основательно   изучено   профессором   С.С.   Суразаковым, И.Б. Шинжиным, С.М. Каташевым., З.С. Казагачевой. С.С.Суразаков впервые проследил историю изучения   горлового пения, правда, на алтайском языке. В книге «Алтай албатынын оос поэтический творчествозы»   (1960)   он   раскрыл   этапы   исторического   развития алтайского кая. Ценность данного труда в том, что автор впервые собрал   Е.К.Таштамышевой, информацию   о   сказителях   Н.К. Н.П.Черноевой.   Впоследствии   он   опубликовал   книгу   «Алтайский   Ялатове, фольклор» (1975). В этой книге С.Суразаков подразделил становление и развитие алтайского эпоса на   три этапа: 1) кай патриархально­родового строя,2) ранне­феодального и 3)кай феодального строя. В советское время почти не обращалось внимания на феномен алтайского кая. С.Суразаков по этой   теме   защитил   докторскую   диссертацию.   Работа   его   называется «Этапы развития алтайского героического эпоса»(1973). В   дальнейшем   исследователь   С.   Суразаков   конкретно   изучал   эпос известных   сказителей,   как   Н.У.   Улагашев,   А.Г.   Калкин,   О.Алексеев   и других.   В   настоящее   время   имеются   добротные   исследования   И.Б. Шинжина о Калкине, А. Конунова об Н.  Улагашеве.      З.С.Казагачевой написаны редкие сведения о  последующих сказителях, как   Салдабай   Савдин,   Товар   Чачияков.   Одновременно   она   занималась переводом   алтайского   героического   эпоса   для     издания   в     проекте   60 томов   народного творчества народов Сибири. З. С. Казагачева   сумела записать разные варианты алтайского героического эпоса и перевести их на русский язык, благодаря чему другие народы ознакомились с алтайским сказанием­каем. Книга ее называется «Алтайский героические сказания. Очы­Бала и Кан­Алтын»(2002)     Стиховед   С.М.   Каташев   основательно   изучил   особенности   стихосложения   алтайского   героического   эпоса.   Обычно,   сказитель начинает свое горловое пение с благословения  музыкального инструмента: Моштон эткен топшуурым, Эки кылду топшуурым и т.д. С.201(даее)        Народный сказитель И.Б. Шинжин является не только исполнителем, но и носителем всей информации о сказительском искусстве и династии. Нам удалось найти редкие сведения о сказителях советского периода, о чем пойдет в дальнейшем.          Как известно, С. Суразаков упоминал о сказителях ХХ века: Делей,   информантов Анике,   Кабак.   Нам   удалось   уточнить   их   имена   у   Улаганского и Онгудайского районов.   Несмотря на то, что эти статьи опубликованы в газете «Алтайдын Чолмоны, включаем в параграф, так как они уточнены, апробированы.      1.2  Сведения о сказителях                 Интенсивная   запись   и   публикация   алтайского   героического   эпоса началась в тридцатые годы ХХ столетия, точнее, после первого Всесоюзного съезда советских писателей и выступления на нём писателя А.М. Горького с докладом   о   народном   творчестве.   Крупным   научным   изданием   алтайского эпоса в те времена была публикация в переводе на русский язык героического сказания   «Когутей»   (1935).   Это   для   алтайского   народа   было   большим достижением.     Однако, как известно, первыми собирателями алтайского фольклора были известные ученые В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин и многие другие. По   их   собранным   материалам   нам   известны   лирические   песни,   изустные рассказы,   исторические   предания,   поверья,   заговоры   и   т.д.   Благодаря   тем записям     новое   поколение   познакомилось   с   другими   тюркскими   народами (тувинцы, казахи, узбеки, урянхайцы и др.).  Наиболее значительным из всех жанров   алтайского   фольклора   является   героический   эпос   (кай   чорчок)   – сказание,  исполняемое горловым пением или речитативом.            В последнее    время алтайский эпос представляет особый интерес  у исследователей,   занимающихся   вопросами   происхождения   героического эпоса.   В   данной   статье   нам   хотелось   бы   установить   личность   одного легендарного   сказителя,   который   был     широко   известен     на   Алтае.   В исторических   источниках   имеются   сведения   о   том,   что   некогда   в   селе Мариинск     (Шебалинский   район)   жил   сказитель   по   имени   Анике.   По рассказам старожилов, он умер во время исполнения героического сказания «Алтай­Буучай», а голос его (вернее, его кай) тут же ушел под землю.             Анике был родовым сказителем (ээлу кайчы), а учителем его считался Делей, известный в те годы по всему Алтаю сказитель. Как гласит предание, от Делея   и распространилось по Алтаю семьдесят семь сказаний. Самым большим из них было сказание о великом богатыре Джангар­Боодо ­ отца всех богатырей.   Говорят,   это   сказание   исполнялось   в   течение   семи   дней. Популярный   герой   алтайских   сказаний   Алтай­Буучай   будто   бы   был   его средним   сыном.   Этот   сюжет   предания   в   свое   время   передан   лично   Н.У. Улагашевым профессору  Л.П. Потапову (см.: ж. «Советская этнография». – М., 1949, №1, с.125­128).      В основе героического эпоса «Джангар­Боодо» лежит, конечно, калмыцкий и алтайский эпос «Джангар»// «Янгар».                В   научной   публикации   одного   из   популярных   эпических   сказаний алтайского народа – «Маадай–Кара» (М.,1973, стр.440), точнее,  в биографии самого сказителя А.Г. Калкина читаем: «Особенно много сказителей  удалось послушать А.Г. Калкину. Одним из них  был  сказитель по имени Оспыйнак, проживавший   в   урочище   Крамаку   Улаганского   района.   Оспыйнак,   как известно,   был   выходцем   из   села   Каракол   Онгудайского   района.   Он   рано осиротел   и   воспитывался     у   своего   деда   Диндилея,   который     тоже   был крупным сказителем (кайчи) и   знал около 60­ти десяти сказаний. От него Оспыйнак учился каю и перенял его опыт исполнения сказаний. В 1917 году Оспыйнак вынужден был переехать в село Улаган, так как в Караколе  часто умирали   его   дети.     А.Г.   Калкину   улалось   послушать   однажды   сказителя Диндилея. Его голос можно определить издалека и он сделал вывод о том, что Дилей  действительно одаренный сказитель ­ «ээлу кайчы».                    Сходство   имен   Делей,  который   был   учителем   Анике   и  дедушка Оспыйнака   по имени Диндилей, приводит нас к мысли о том, что это был один и тот же человек, поскольку оба были легендарными сказителями («ээлу кайчылар»). Ведь оба сказителя знали около 60­70­ти сказаний!   По сюжету сказания «Джангар­Боодо» Делея Алтай–Буучай был его средним сыном. А сказитель А.Г. Калкин, в свое время утверждал, что сказание «Алтай­Буучай» он перенял от Оспыйнака. А он, в свою очередь, слышал от деда Диндилея. Значит, речь идет об одном и том же человеке.         Остается   нам выяснить вопрос о том, из какого рода был   сказитель Делей?   Нами   зафиксирован   интересный   факт,   что   род   эпического персонажа Когудей или Когудей­Мерген Г.Н. Потанин связывал с родом найман («Очерки  Северо­западной Монголии» Т.4, с.204). Он пишет: «За   богатырь   Кугульдей­Матырь.   Маралухи тремя   маралухами   гнался   объезжали всю землю и нигде не могли найти  убежище от преследующего               Интенсивная   запись   и   публикация   алтайского   героического   эпоса началась в тридцатые годы ХХ столетия, точнее, после первого Всесоюзного съезда советских писателей и выступления на нём писателя А.М. Горького с докладом   о   народном   творчестве.   Крупным   научным   изданием   алтайского эпоса в те времена была публикация в переводе на русский язык героического сказания   «Когутей»   (1935).   Это   для   алтайского   народа   было   большим достижением.     Однако, как известно, первыми собирателями алтайского фольклора были известные ученые В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин и многие другие. По   их   собранным   материалам   нам   известны   лирические   песни,   изустные рассказы,   исторические   предания,   поверья,   заговоры   и   т.д.   Благодаря   тем записям     новое   поколение   познакомилось   с   другими   тюркскими   народами (тувинцы, казахи, узбеки, урянхайцы и др.).  Наиболее значительным из всех жанров   алтайского   фольклора   является   героический   эпос   (кай   чорчок)   – сказание,  исполняемое горловым пением или речитативом.            В последнее    время алтайский эпос представляет особый интерес  у исследователей,   занимающихся   вопросами   происхождения   героического эпоса.   В   данной   статье   нам   хотелось   бы   установить   личность   одного легендарного   сказителя,   который   был     широко   известен     на   Алтае.   В исторических   источниках   имеются   сведения   о   том,   что   некогда   в   селе Мариинск     (Шебалинский   район)   жил   сказитель   по   имени   Анике.   По рассказам старожилов, он умер во время исполнения героического сказания «Алтай­Буучай», а голос его (вернее, его кай) тут же ушел под землю.             Анике был родовым сказителем (ээлу кайчы), а учителем его считался Делей, известный в те годы по всему Алтаю сказитель. Как гласит предание, от Делея   и распространилось по Алтаю семьдесят семь сказаний. Самым большим из них было сказание о великом богатыре Джангар­Боодо ­ отца всех богатырей.   Говорят,   это   сказание   исполнялось   в   течение   семи   дней. Популярный   герой   алтайских   сказаний   Алтай­Буучай   будто   бы   был   его средним   сыном.   Этот   сюжет   предания   в   свое   время   передан   лично   Н.У. Улагашевым профессору  Л.П. Потапову (см.: ж. «Советская этнография». – М., 1949, №1, с.125­128).      В основе героического эпоса «Джангар­Боодо» лежит, конечно, калмыцкий и алтайский эпос «Джангар»// «Янгар».                В   научной   публикации   одного   из   популярных   эпических   сказаний алтайского народа – «Маадай–Кара» (М.,1973, стр.440), точнее,  в биографии самого сказителя А.Г. Калкина читаем: «Особенно много сказителей  удалось послушать А.Г. Калкину. Одним из них  был  сказитель по имени Оспыйнак, проживавший   в   урочище   Крамаку   Улаганского   района.   Оспыйнак,   как известно,   был   выходцем   из   села   Каракол   Онгудайского   района.   Он   рано осиротел   и   воспитывался     у   своего   деда   Диндилея,   который     тоже   был крупным сказителем (кайчи) и   знал около 60­ти десяти сказаний. От него Оспыйнак учился каю и перенял его опыт исполнения сказаний. В 1917 году Оспыйнак вынужден был переехать в село Улаган, так как в Караколе  часто умирали   его   дети.     А.Г.   Калкину   улалось   послушать   однажды   сказителя Диндилея. Его голос можно определить издалека и он сделал вывод о том, что Дилей  действительно одаренный сказитель ­ «ээлу кайчы».                    Сходство   имен   Делей,  который   был   учителем   Анике   и  дедушка Оспыйнака   по имени Диндилей, приводит нас к мысли о том, что это был один и тот же человек, поскольку оба были легендарными сказителями («ээлу кайчылар»). Ведь оба сказителя знали около 60­70­ти сказаний!   По сюжету сказания «Джангар­Боодо» Делея Алтай–Буучай был его средним сыном. А сказитель А.Г. Калкин, в свое время утверждал, что сказание «Алтай­Буучай» он перенял от Оспыйнака. А он, в свою очередь, слышал от деда Диндилея. Значит, речь идет об одном и том же человеке.      Остается  нам выяснить вопрос о том, из какого рода был  сказитель Делей? Нами зафиксирован интересный факт, что род эпического персонажа Когудей или   Когудей­Мерген   Г.Н.   Потанин   связывал   с   родом   найман   («Очерки Северо­западной  Монголии»  Т.4, с.204).  Он  пишет:  «За  тремя  маралухами гнался  богатырь Кугульдей­Матырь. Маралухи объезжали всю землю и нигде не могли найти   убежище от преследующего богатыря и поднялись в небо. Автор   предполагает,   что   героический   персонаж   мог   быть   из   рода   коголь майман. Поскольку он делает параллели   между именами Когудей//Коголь­ майман//   Когульдей–Мерген.  Значит,  вполне   может   быть,  что   легендарный сказитель   Диндилей,   проживавший   в   Караколе,   мог   быть   из   рода   коголь майман. Постольку, в те годы в Каракольской и Урсульской долине жили, по преимуществу, представители из рода майман. Как мы знаем, кайчи в те времена выражали господствующую идею государства.   Значит,   легендарный   сказитель   Диндилей   или   Дилей   в героическом   сказании   «Маадай­Кара»   сделали   Когудей–Мергена   главным персонажем. Перед современными исследователями открыт  широкий выбор по этимологии имен и родов.         Когда читаем название «Алтай баатырлар», надо  бы  сопоставить слова «богатыри»   с     тюркскими   словами:   «алып»   или   «кезер».   Как   мы   знаем, алтайские сказания написаны на тюркском языке. Значит, исконно древним является слово «кезер» (киши+ эр или киси+эр), как и название бурятского, монгольского   эпоса   «Гэсэр».   По   мнению   многих   исследователей,   истоки алтайского героического эпоса восходят к глубокой древности. Неслучайно, тюркологи Н.А. Баскаков и С.С. Суразаков находят некоторые параллели, сходные   черты   между   эпическими   сказаниями   и   орхоно­енисейскими текстами, относящимися к 6­8 векам.     Таким образом, нами установлена личность  одного легендарного сказителя Оспыйнак,   который   был из рода майман. В свое время он был знаком ссо сказителями Диндилеем, Анике, А.Калкиным. Раздел №1  «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка.  Сказительство посредством горлового пения (кай) ­ древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов.  Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение   (кай)   ­   древнейший   жанр   устного   народного   творчества   тюркских народов,  сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное   обучение,   формирование   и   развитие   художественного   вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий  необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый   толчок   для   развития   алтайского   горлового   пения   (кай).   Для   этого создана   дополнительная   общеразвивающая   образовательная   «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность  программы   взаимосвязана   с   ее   широкими   педагогическими, воспитательными   и культурообразующими возможностями. Обучение детей   программа   пониманию   музыки, горловому   пению   способствует   более   глубокому   содействует   приобщению   учащихся   к   фольклору   и   национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций   народного   сольного   и   коллективного   музицирования,   а   также способствует   воспитанию   целостной,   гармоничной   личности,     развивает эмоционально­чувственную   сферу,  художественно­образное,     ассоциативное мышление,   фантазию,   позволяет   активизировать   самые   творческие проявления детей.    разнообразные Отличительной   особенностью  программы   является   то,   что  творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся  приобщиться к древней   культуре   алтайского   народа.   Главное   направление   изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителей        Горловое пение сопровождается игрой на топшуре, поэтому обучающийся должен овладеть, не только различной техникой горлового пения, но и должен уметь   играть   на   инструменте.   Творческая   работа,   заложенная   в   основу занятий, поможет детям приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление класса горлового пения – это продолжение дела великих сказителей         В   составлении   репертуарного   плана   учитывались   традиции   народного исполнительства Алтая и народов Сибири.  Программа   предназначена   для   обучающихся   с   7   –   15   лет.   Срок реализации программы: 3 года обучения в режим творческого объединения.   Периодичность   занятий     2   раза   в   неделю   по   2   академических   часа   с десятиминутным перерывом (4 часов в неделю на группу, всего 144 ч. в год). Набор   в  группы   по   3 ­  5  человек,   свободный,  по   желанию   детей.  Так   же предусмотрены   индивидуальные   часы   для   работы   с   талантливыми   и одарёнными   детьми.  Распределение   часовой   нагрузки   может   носить регулятивный характер, увеличение или сокращение которой основывается на индивидуальных особенностях обучающихся. Формы проведения занятий:  Студийная – предполагающая общие сводные репетиции постановок с большим количеством задействованных исполнителей.    Групповая  – позволяющая осуществлять подачу материала с учетом возрастных   особенностей   воспитанников   и   принадлежности   их   к   группе определенного года обучения в студии.   В паре  – призванная совершенствовать  взаимодействие  сценических партнеров   и   применяемая   при   работе   над   диалогическими   эпизодами постановок, а также дуэтов.   Индивидуальная  ­   используемая   при   подготовке   сольных, монологических   форм   исполнения, дифференцированного подхода к развитию личности ребенка.   а   также   при   осуществлении Форма обучения очная. 1.2. Цели и задачи Цель   программы:  Художественно   –   эстетическое   развитие   детей   и   выявление   у   них   музыкальных   способностей   с   целью   приобщения   их     к культурному   образу   жизни   и   дальнейшему   профессиональному ориентированию,   исходя   из   их   музыкально­слуховых   и   психофизических возможностей. Для достижения поставленной цели решается ряд задач  1. Личностные  ­формирование духовной культуры и нравственности ребенка; ­приобщение культурным ценностям; ­любовь к музыке; ­формирование   высоких   эстетических   норм   в   отношениях   с преподавателями  и учениками. 2. Предметные ­ обучение навыкам игры на топшууре; ­ приобретение новых знаний, умений; ­ закрепление пройденного материала на практике; ­ профессиональное ориентирование одаренных детей. 3. Развивающие: ­  развитие   музыкального   мышления  и  творческих   способностей,  умения самостоятельно анализировать, усваивать и применять полученные знания; ­ развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер; ­ развитие любознательности и кругозора обучающегося. 1.3. Содержание программы Учебный план №  п/п 1 Содержание  Количество часов теория практика Введение.  2 2 Формы контроля Текущий Знакомство с  целями и задачами  предмета Обработка техники  правильного  дыхания с помощью различных  упражнений Обработка  различных  упражнений  языком, губами и  голосовыми  связками.  Овладение умением настраивания  голосовых связок  перед исполнением  горлового пения. Овладение нотной  грамотой и  техникой игры на  топшуре Знакомство с  различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра;  сыбыскы и т.д. Обработка навыков  4 2 4 6 2 2 3 4 5 6 контроль Текущий контроль Текущий контроль 4 6 8 8 4 8 12 18 Текущий контроль Текущий контроль 6 8 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 2 4 10 16 10 16 Текущий контроль 4 8 Текущий контроль 7 8 9 10 исполнения  горлового пения с  сопровождением  игры на топшуре Совершенствование одного из видов  горлового пения по  выбор участника Знакомство с  историей  возникновения и  развития  героического эпоса: 1.Знать сведения и  сказителях. 2.Знакомство с  текстами эпоса на  языке оригинала. Чтение и разбор  содержаний  героических эпосов. Заучивание  наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание  записей из  репертуара  алтайских,  тувинских,  хакасских 2 6 6 4 монгольских ,  калмынских  11 сказителей Знакомство с  обертонным пением 4 4 8 Текущий контроль народов мира с  алтайскими  фольклорными  песнями, с  краткими  стихотворными  формами. Знакомство и  умение игры на  различных  народных  инструментах  (комыс, шоор,  икили) Индивидуальная  работа с каждым  обучающимся Групповая работа с  обучающимся Подготовка и  участие в  различных  конкурсах Поисково –  исследовательская  4 4 8 12 Текущий контроль 8 4 4 8 8 4 4 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 12 Итоговый контроль 12 13 14 15 16 работа (встреча с  сказителями, сбор  фольклора, встреча  с людьми, лично  знавших сказителей  и т.д.) Итого:  50 94 144 Введение. Знакомство с целями и задачами предмета Обработка техники правильного дыхания с помощью различных упражнений Обработка различных упражнений языком, губами и голосовыми связками. Овладение   умением   настраивания   голосовых   связок   перед   исполнением горлового пения. Овладение нотной грамотой и техникой игры на топшуре Знакомство с различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра; сыбыскы и т.д. Обработка навыков исполнения горлового пения с сопровождением игры на топшуре Совершенствование одного из видов горлового пения по выбор участника Знакомство с историей возникновения и развития героического эпоса: Чтение и разбор содержаний героических эпосов.  Заучивание наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание записей из репертуара алтайских, тувинских, хакасских  монгольских , калмынских сказителей Знакомство с обертонным пением народов мира с алтайскими фольклорными песнями, с краткими стихотворными формами. Знакомство   и   умение   игры   на   различных   народных   инструментах   (комыс, шоор, икили) Поисково   –   исследовательская   работа   (встреча   с   сказителями,   сбор фольклора, встреча с людьми, лично знавших сказителей и т.д.) 1.4. Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающийся  должен знать: ­правильно вдыхать и выдыхать воздух во время пения, т.е. умения правильно дышать; ­уметь настраивать топшур; ­низким голосом продолжительно тянуть «о»; ­знание теоретического материала; ­играть на топшуре мелодию героического  эпоса; ­уметь внятно проговаривать слова и стихи при исполнении; ­воспроизводить хотя бы один из видов горлового пения; ­знакомство с нотной грамотой топшура. В конце 2 года обучения обучающийся  должен уметь: ­хорошо играть на топшуре; ­владеть различными видами горлового пения; ­знать нотную грамоту топшура; ­знать героический материал 2 года обучения; ­для   достижения   грамотного   исполнения   горлового   пения   уметь   четко   и правильно выговаривать скороговорки, краткие стихотворения формы и слова из героических эпосов; ­должен   уметь   выполнять   различные   упражнения,   губами,   голосовыми связками. В конце 3 года обучения обучающийся должен уметь: ­свободно владеть игрой на топшуре; ­уметь импровизировать мелодии с помощью голосового аппарата; ­сделать   окончательный   выбор   одного   из   видов   горлового   пения   и совершенствовать его; ­уметь играть на различных алтайских инструментах (комыс, шоор, икили); ­знать биографии сказителей и содержание многих героических эпосов; ­уметь внятно, четко проговаривать  слова многих героических эпосов; ­владеть техникой правильного дыхания; ­знать нотную грамоту топшура; ­участвовать в конкурсах юных исполнителей горлового пения 1. Личностные результаты:  ­ наличие эмоционально­ценностного отношения к искусству; ­реализация   творческого   потенциала   в   процессе   коллективного (индивидуального) музицирования; ­ позитивная самооценка своих музыкально­творческих возможностей. 2. Предметные результаты: ­ устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому­либо одному виду) музыкально­творческой деятельности; ­   общее   понятие   о   значении   музыки   в   жизни   человека,   знание   основных   общее   представление   о закономерностей   музыкального   искусства, музыкальной картине мира; ­   элементарные   умения   и   навыки   в   различных   видах   учебно   творческой деятельности. 3. Метапредметные результаты: ­   развитое   художественное   восприятие,   умение   оценивать   произведения разных видов искусств; ­   ориентация   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; ­ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально­творческих задач; ­наблюдение   за   разнообразными   явлениями   жизни   и   искусства   в   учебной внеурочной деятельности. Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий » 2.1. Календарно­ учебный график (приложение 1) 2.2. Условие реализации программы Эффективность в реализации данной программы, в значительной мере зависит от того, насколько серьёзно и квалифицированно ведётся работа в студии.   Механизм   реализации   данной   программы   успешен   при   условии чёткого и продуманного, составленного педагогом репертуарного плана по годам   обучения,   а   так   же   его   последовательного   освоения,   от   качества составления   которого,   и   от   уровня   практического   воплощения   зависит степень продвижения обучающегося.  Материально­технические условия  Для занятий нужен кабинет с возможностью естественной вентиляции, с освещением   и   температурным   режимом,   соответствующим   санитарно­ гигиеническими нормам. Необходимы:  стол преподавателя, ­  стулья ­ на всех участников занятия;  • топшур • магнитофон или музыкальный центр для прослушивания музыкальных записей; компьютер и колонки микрофоны  • видео­ и аудиозаписи;  •комус;  • книги по фольклору , справочные издания;  доступ   в   зал   (для   репетиций   и   проведения   концертов,   конкурсов   и других массовый мероприятий);  возможность организации просмотра видеозаписей;  . 2.2. Формы аттестации По   программе   «Алтай   кай»   осуществляются   следующие   формы контроля: ­   предварительный   –   выявляющий   подготовленность   группы   детей   к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей; ­   текущий   контроль   –   Систематическая   проверка   развития мелодического, результативности обучения;   вокального   и   ритмического   слуха,   интонации, ­   итоговый   контроль   –   чистота   интонирования   на   концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах. В   конце   каждой   четверти   проводятся   итоговые   занятия   ­концерты, интегрированные занятия, музыкальные композиции. Так же проводятся: ­ ­ подготовка к концертным выступлениям; посещение   учреждений   культуры   (филармоний,   театров, концертных  залов и др.); ­ участие обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях и культурно­просветительской деятельности образовательного учреждения и села. Данная   система   оценки   качества   исполнения   является   основной.   В зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного   образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Итоговая   аттестация   проводится   в   конце   учебного   года   в   форме концерта   для   обучающихся..   При   прохождении   итоговой   аттестации обучающийся   должен   продемонстрировать   вокальные   навыки   именно   в процессе   концертного   исполнения.   Поэтому   важно,   чтобы   в   программе выступления     присутствовали     произведения     различных     музыкальных направлений. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично»,   «хорошо»,   «удовлетворительно»,   «неудовлетворительно».   (см. Приложение 2) 2.3. Методические материалы Для достижения поставленной цели и реализации  задач  испльзуются следующие методы     обучения    :   • • словесный (рассказ, беседа, объяснение); объяснительно­иллюстративный; • репродуктивный   (исполнение   учащимися   упражнений  и произведений по образцу преподавателя); • фонетический   (воздействие   на   голос   посредством   подбора упражнений,   включающих   в   себя   сочетание   определенных  звуков,  для решения тех или иных проблем обучающихся); • «концентрический»  метод   М.И.   Глинки  (развитие   голоса   от примарных тонов, наиболее  удобных  для воспроизведения, с постепенным расширением диапазона вверх и вниз). • эмоциональный  (подбор  ассоциаций,  образов,  художественные впечатления). Различные   методы   обучения  должны   применяться   в   соответствии   с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. Необходимо  следовать  также   основным   педагогическим  принципам: постепенности,   доступности,  результативности,  сознательности,  принципам индивидуального художественного развития учащихся.  подхода  и   единства   вокально­технического   и При   проведении   занятий   желательно   прослушивание   аудиозаписей   и просмотр   видеозаписей   с   выступлениями,   что   значительно   расширит музыкальный   кругозор   учащихся.   Особое   внимание   следует   уделять прослушиванию   и   просмотру   собственных   выступлений   в   видео   и аудиозаписях с последующим  разбором.  Основная форма обучения очная, в основном занятия ведутся в группе, но   так   же   предусмотрены   индивидуальные   занятия   с   талантливыми   и одаренными детьми.  Так же используются различные формы работы: выездные экскурсии по   участие   в   культурно­   массовых культурно­историческим   местам, мероприятиях   школ   и   детских   садов,   где   происходит   передача   опыта   от старшего младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и вокальных   деятелей,   участие в мастер­классах, участие в районных и республиканских мероприятиях.  Список литературы 1.Суразаков С.С., Кайчы Н. Улагашев, Г­А., 1961г. 2.­­­­­­­­­­­­­­­Героическое сказание о богатыре «Алтай Буучае», Г­А, 1962г. 3.­­­­­­­­­­­­­­­К проблеме сравнительно – исторического изучения эпоса  народов  Сибири и Дальнего Востока, Улан – Удэ, 1961г. 4.Суразаков С.С. Биография сказителя А.Г.Калкина, Маадай – Кара,  Алтайский героический эпос, М., 1973г. 5.­­­­­­­­­­­­­­­Алтай фольклор Г­А, 1975г. 6.Суразаков С.С. Алтайский героический эпос М., 1985г. 7.Шинжин И.Б. Сказитель А.Г. Калкин, Г­А, 1987г. 8.Казагачева З.С. «Алтай  Баатырлай», издание алтайского эпоса,  Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока Г.А, 1986г. 9.Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи бала», «Канн –  Алтын». (Аспекты текстологии и перевода), Г­А, 2002г. 10.Каташев С.С. Особенности напевного и речевого стиха алтайского  героического эпоса, Фольклорное наследие Горного Алтая, Г­А, 1989г. 11.Казагачева З.С. Оскус Уулды уренери, сб. филология педагогиканын  сурактары, Г­А, 1995г. 12.Шинжин И.Б. ургулjирге jаным, ырыс учун, Г­А, 19975г.

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"

Курсовая работа "Горловое пение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018