2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ
(КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
Цель констатирующего эксперимента:
выявить состояние проблемы
сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать метод исследования для получения сведений об уровне
сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни младших
школьников.
2. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая часть исследования проводилась на базе двух общеобразовательных
школ г. Воркуты.
Для осуществления практической части исследования был использован метод
анкетирования и метод анализа изучения документации. Составленная анкета включает 5
вопросов открытого характера. Полученные в ходе анкетирования результаты позволили
выявить уровень сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
учащихся 4х классов МОУ «СОШ№ 23» и МОУ «СОШ№ 26».
В анкетировании приняли участие по 25 учащихся 4х классов вышеуказанных
общеобразовательных школ (Приложение 1).
Констатирующий этап эксперимента проводился 02 декабря на базе МОУ «СОШ №
26». Результаты анализа ответов учащихся по анкетам представлены в таблице 1.
Результаты анкетирования учащихся 4 класса МОУ «СОШ № 26».
Таблица 1.
7(28%)
20(80%)
0
2(8%)
3(12%)
1.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
Заботятся о моем здоровье
Да
Наносят вред своими методами
Нет
преподавания
Затрудняюсь ответить
Подают хороший пример
2.Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
Безразличие
Учаткак беречь здоровье
Заи нтересованность
Им безразлично мое здоровье
Усталость
4.Помогли ли тебе занятия в школе создать полезный для здоровья
образ жизни?
Сосредоточенность
Да
Беспокойство
Нет
З.Как учителя влияют на твое здоровье?
Затрудняюсь ответить
0
12(48%)
0
2(8%)
10(40%)
1(4%)
10(40%)
8(32%)
23(92%)
1(4%)
1(4%)
5.Как вся обстановка в школе влияет, на твое здоровье?
Не оказывает никакого влияния
Плохо влияет
Хорошо влияет
Затрудняюсь ответить
1(4%)
0
18(72%)
6(24%) На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что дети
положительно оценивают влияние школы на их здоровье.
20 человек (80%) из 25 (100%) считают, что школа помогает им заботиться о
здоровье , 23 человека (92%) дали положительный ответ на вопрос « Помогли ли тебе
занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни?»
Нет негативных ответов на вопрос «Как влияют учителя на твое здоровье?» Дети
отметили, что учителя подают хороший пример 8 человек (32%), учат как беречь здоровье
10 человек (40%), заботятся о здоровье детей 7 человек (28%).
Следует отметить высокий процент неопределенных ответов («затрудняюсь с
ответом»), особенно на вопрос «Как вся обстановка в школе влияет на твое здоровье?»
Очевидно, дети в силу возраста никогда не задумывались над этим вопросом и он озадачил
их.
Учителям необходимо обратить пристальное внимание на ответы детей по вопросу
«Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?» Лидируют положительные
ответы (заинтересованность 12 человек (48%), сосредоточенность 10 человек (40%)),
однако есть и негативные ответы (беспокойство 1 человек (4%), усталость 2(8%)).
В целом результаты анкеты производят благоприятное впечатление, так как в данной
школе высокий уровень пропаганды здорового образа жизни, направленный на
формирование валеологической грамотности и осуществляется это через множество
различных мероприятий.
Констатирующий этап эксперимента проводился 03декабря на базе МОУ «СОШ №
23», после уроков обучающихся. Результаты анализа ответов обучающихся по анкетам
представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты анкетирования учащихся начальных классов МОУ «СОШ № 23». 1.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
Да
16(64%)
Нет
Затрудняюсь ответить
2(8%)
7(28%)
2.Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
Безразличие
Заинтересованность
0
11(44%)
Усталость
Сосредоточенность
Беспокойство
2(8%)
9(36%)
3(12%)
З.Как учителя влияют на твое здоровье
Заботятся о моем здоровье
?
3(12%)
Наносят вред своими методами
0
преподавания
Подают хороший пример
Учат как беречь здоровье
8(32%)
14(56%)
Им безразлично мое здоровье
4.Помогли ли тебе занятия в школе создать полезный для здоровья
образ жизни?
Да
23(92%)
0
Нет
Затрудняюсь ответить
2(8%)
1(4%)
5.Как вся обстановка в школе влияет, на твое здоровье?
Не оказывает никакого влияния
Плохо влияет
Хорошо влияет
Затрудняюсь ответить
4(16%)
0
15(60%)
6(24%)
На основании полученных данных можно сделать вывод, что дети данной школы
также в основном положительно оценивают влияние школы на их здоровье.
16 человек (64%) из 25 (100%) считают, что школа помогает им заботиться о
здоровье , 23 человека (92%) дали положительный ответ на вопрос « Помогли ли тебе
занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни?».
Нет негативных ответов на вопрос «Как влияют учителя на твое здоровье?» Дети
отметили, что учителя подают хороший пример 8 человек (32%), учат как беречь
здоровье 14 человек (56%), заботятся о здоровье детейЗ человека (12%). Следует отметить достаточно высокий процент неопределенных ответов
(«затрудняюсь с ответом»), особенно на вопрос «Как вся обстановка в школе влияет на
твое здоровье?» Очевидно, дети в силу возраста никогда не задумывались над этим
вопросоми он также озадачил их.
Учителям необходимо обратить пристальное внимание на ответы детей по вопросу
«Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?» Лидируют положительные
ответы (заинтересованность 11 человек (44%), сосредоточенность 9 человек (36%),
однако есть и негативные ответы беспокойство 3 человек (12%), усталость2 человек
(8%)).
В целом результаты анкеты производят благоприятное впечатление, однако
учителям необходимо обращать больше внимания на связь с жизнью тех знаний о ЗОЖ,
которые дети получают на уроках. Детям нужно выработать привычку заботиться о своем
здоровье постоянно, и задача учителяпомочь им в этом.
Учителям нужно уделять внимание способам снятия усталости, учить детей
умению расслабляться и избегать стрессовых ситуаций.
Полученные в ходе анкетирования обучающихся обеих школ результаты
представлены в диаграммах.
Рис.2.1. Помогает ли школа заботиться о здоровье Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть учеников (80%) МОУ
«СОШ№26» полагает, что школа помогает им заботиться о здоровье. 28% обучающиеся 4
класса МОУ «СОШ№23» затрудняются ответить на поставленный вопрос. 8%
анкетируемых в обеих школах считают, что школа не заботится об их здоровье.
■ Безразличие
■
■Безразличи
е
■ Заинтерисо
в анность
Усталость
■ Сосредоточ
е нность
Беспокойс
тв
о
Заинтерисов анность
Усталость
в Сосредоточе нность
я Беспокойств о
Рис.2.2. Наиболее типичные состояния на уроках
Представленные на диаграме результаты анкетирования по второму вопросу
свидетельствуют о том, что у большей части учеников (48%) МОУ «СОШ№26» типичное
состояние на уроках «заинтересованность». 12% обучающихся 4 класса МОУ «СОШ№23»
60%
50%
считают, что для них наиболее
типичное состояние
на
уроках
«беспокойство».
■ Заботятся
о здоровье
■ Наносят
вред своими
методами
МОУ "СОШ№ 23"
беречь здоровье
* Подают хороший
пример
■
Учат-как
МОУ "СОШ№ 26"
Рис.2.3. Влияние учителей на здоровье учащихся
я Заботятся о
моем
здоровье
м Наносят
вред
своими
методами
Подают
хороший
пример
■ Учат-как
беречь
здоровье По третьему вопросу выяснили, что в обеих школах учителя заботятся о здоровье
учащихся. Большая часть учеников (40%) МОУ «СОШ№26» считают, что учителя «учат
как беречь здоровье» и только (28%) «учителя заботятся об их здоровье». В МОУ
«СОШ№23» ответ «учат как беречь здоровье» выше, чем в МОУ «СОШ№26», но. по
мнению, анкетируемых «учителя заботятся об их здоровье» намного меньше (12%).
Рис.2.4. Помогли ли занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни
Полученные данные свидетельствуют о том, что в обеих школах в урочное и во
внеурочное время созданы полезные для здоровья детей условия, что свидетельствует об
активной пропаганде здорового образа жизни.
■ Не
оказывает
никакого
влияния
я Плохо
влияет
® Хорошо
влияет
■
Затрудняюс
ь ответить
МОУ "СОШ№ 23"
МОУ "СОШ№ 26"
Не
оказывает
никакого
влияния
iПлохо
влияет
Хорош
о
влияет
I
Затрудняюс
ь ответить
Рис.2.5. Как вся обстановка в школе влияет на здоровье
Представленные на диаграмме результаты ответов на пятый вопрос подтверждают,
что работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни системно и
планомерно проводится в МОУ «СОШ№26», что подтверждается результатами
проведенного нами анализа программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни, принятой и реализуемой в данной школе. установок,
В данной программе представлены цель и задачи направленные на формирование у
обучающихся знаний,
личностных ориентиров и норм поведений,
обеспечивающих сохранение и укрепление их физического и психического здоровья. В
состав сотрудников здоровьезберегающей инфраструктуры в ряду с директором и его
заместителями входят: классный руководитель, учитель физкультуры, ответственный за
организацию питания, медицинский работник, педагог психолог, учительлогопед,
председатель школьного ПМПк, родители.
В структуру программы входят: пояснительная записка; примерное содержание
работы в начальных классах по формированию культуры здорового и безопасного образа
жизни (урочная, внеурочная и внешкольная деятельность); содержание программы. Разделы,
направления деятельности и работа по данным направлениям представлены в таблице 3.
Каждый раздел программы содержит задачу и планируемые результаты (Приложение 2)
Результаты анализа программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
Таблица 2.3
Деятельность
соблюдение гигиенических норм;
использование методов и методик
обучения адекватным возрастным
особенностям;
обучение элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки;
введение систематической работы с
детьми с ослабленным здоровьем.
полноценная и эффективная работа с
обучающимися всех групп здоровья;
организация занятий по лечебной
физкультуре;
по ценностному отношению к здоровью в
организация часа активных движений;
различных формах;
регулярное проведение спортивно
книжные выставки в библиотеки школы
здоровительных мероприятий.
по вопросам семейного воспитания;
размещение информации на стенде
внедрение в систему работы
«Лучше быть здоровым!»
образовательного учреждения программ,
направленных на формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни;
проведение дней здоровья, конкурсов,
утверждение планов работы в рамках
праздников.
программы;
обсуждение с родителями вопросов
контроль за эффективностью
здоровье сбережения в семье и ОУ; обмен
использования оборудованных
опытом семейного воспитания по
площадок, залов в целях сохранения
ценностному отношению к здоровью
здоровья обучающихся;
контроль за проведением классных
родительских собраний, консультаций;
педагогический совет
«Психологическая атмосфера на уроке»
Разделы
1 .Рациональная
организация учебной и
внеучебной
деятельности
обучающихся.
2.Эффективная
организация
физкультурно
оздоровительной
работы.
3.Реализация
дополнительных
образовательных
программ.
5.У правление
реализацией
4 .Просветительская
программы
работа с родителями.
формирования
здорового и
безопасного образа
жизни.
Направления
деятельности
1 .Организация режима
школьной жизни.
2.Создание предметно
пространственной среды.
3.Организация учебно
познавательной
деятельности.
1. Организация
оздоровительно
профилактической
работы.
литературой,
размещение информации
на сайте школы,
сменных стендах.
1 .Внедрение программ,
2.Просвещение через
направленных на
совместную работу
формирование ценностей
педагогов и родителей.
здоровья и здорового
образа жизни.
1 .Изучение и
контроль за
реализацией
1 .Родительский всеобуч:
программы.
просвещение через
2.Изучение и
обеспечение литературой.
контроль
взаимодействия с
родителями.
3.У правление
повышением
профессионального
мастерства. Представленные в таблице результаты анализа программы подтверждают, что
работа школы и ее сотрудников ориентирована на совместное с родителями решение
планируемых задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
младших школьников.
Что касается работы учительского состава МОУ «СОШ №23», то в плане
воспитательной работы классного руководителя анкетируемого класса представлен раздел
«Я и мое здоровье». Мероприятия, представленные в данном разделе, направлены на
формирование навыков здорового образа жизни. Среди воспитательных мероприятий
доминируют беседы, классные часы, такие общешкольные мероприятия, как День здоровья,
«Кросс наций».
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что воспитательная работа
классного руководителя целиком зависит от приоритетного направления работы школы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
реализуемая в постоянном взаимодействие и тесном сотрудничестве с семьями
обучающихся и социальными партнерами школы, в МОУ «СОШ№26» имеет комплексный
характер. Контроль за ее реализацией постоянно осуществляется администрацией школы.
Полученные в ходе анкетирования учащихся сведения подтверждают, что наиболее успешно
работа по ЗОЖ проводится именно в данном образовательном учреждении.
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа на тему ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.