Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".
Оценка 4.9

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
биология +1
Взрослым
16.09.2018
Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".
В данной курсовой работе произведена работа по изучению возможностей реализации экологического воспитания в пятом классе на уроках биологии по разделу «Организм и среда обитания». Экологическое воспитание – это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развития понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Структура работы выглядит следующим образом. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты экологического воспитания на уроках биологии» раскрывается понятие «экологическое воспитание»,история изучения экологического воспитания, рассматривается реализация экологического воспитания на уроках биологии. Во второй главе «Изучение возможностей экологического воспитания учащихся пятого класса на уроках биологии» приводится общее описание работы. Описывается психолого – педагогическая характеристика 5 «А» класса, методика экологического воспитания учащихся 5 класса при изучении раздела «Организм и среда обитания». В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Kursovaya_po_MOB_Gardashovoy.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО­ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего образования  «Оренбургский государственный университет» (Орский гуманитарно­технологический институт (филиал) ОГУ) Факультет физико­математического и естественнонаучного образования Кафедра безопасности жизнедеятельности и биологии КУРСОВАЯ РАБОТА  по дисциплине «Методика обучения биологии» Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе ГОУ ОГУ 050100.62. 5 3 15.07 ОО Руководитель работы канд.биол. наук, доцент Саблина О.А. "_____"_________________20__ г. Исполнитель студент группы 13ПО(б)Био _________________Н. С. Гардашова "_____"_________________20__ г. Орск 2016 Министерство образования и науки Российской Федерации  ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО­ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего образования  «Оренбургский государственный университет» (Орский гуманитарно­технологический институт (филиал) ОГУ) Факультет физико­математического и естественнонаучного образования Кафедра безопасности жизнедеятельности и биологии Задание на курсовую работу «Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Организм и среда обитания» в пятом классе». Исходные   данные:   экологическое   воспитание   обучающихся   пятых классов будет успешным при использовании на уроках биологии следующих методических приемов: беседа, демонстрация видеоматериалов,  и экскурсии, так как, на наш взгляд, изучаемый материал наиболее хорошо усваивается с помощью этих методов. Перечень подлежащих разработке вопросов: 1) Изучить научную и методическую литературу по данной теме; 2) Раскрыть   теоретические   аспекты   экологического   воспитания   на уроках биологии; 3) Раскрыть   методику   экологического   воспитания   для   учащихся пятых классов, при изучении раздела «Организм и среда обитания». Перечень графического материала:  Дата выдачи задания «_____» _________________2016г. Руководитель работы канд.биол. наук, доцент Исполнитель студент группы 13ПО(б)Био  Саблина О.А. Гардашова Н. С. Срок защиты работы «_____» _________________2016г. 2 Аннотация В   данной   курсовой   работе   произведена   работа   по   изучению возможностей   реализации   экологического   воспитания   в   пятом   классе   на уроках биологии по разделу «Организм и среда обитания». Экологическое   воспитание   –   это   формирование   у   школьников заботливого,   бережного   отношения   к   природе   и   всему   живому   на   Земле, развития   понимания   непреходящей   ценности   природы,   готовности   к рациональному   природопользованию,   к   участию   в   сохранении   природных богатств и жизни вообще.  Структура работы выглядит следующим образом. Во   введении  обосновывается   актуальность   темы,   определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты экологического воспитания на «экологическое раскрывается понятие биологии»   уроках       воспитание»,история изучения экологического воспитания, рассматривается реализация экологического воспитания на уроках биологии. Во второй главе «Изучение возможностей экологического воспитания учащихся   пятого   класса   на   уроках   биологии»  приводится   общее   описание работы.   Описывается   психолого   –   педагогическая   характеристика   5   «А» класса, методика экологического воспитания учащихся 5 класса при изучении раздела «Организм и среда обитания». В   заключении  изложены   основные   выводы   по   проведенному исследованию. Общий   объем   курсовой   работы   составляет   30   страниц машинописного   текста,   2   таблицы.   Список   использованных   источников включает 15 наименований. 3 Содержание   Теоретические аспекты экологического воспитания на уроках              Введение ………………………………………………………………  5 1 биологии ……………………………………………………………………… 8 8 1.1. 1.2. 11 15  Понятие «экологическое воспитание», история его изучения….....  Особенности экологического воспитания на уроках биологии …… Изучение возможностей экологического воспитания учащихся  2 пятого класса на уроках биологии 2.1.     Психолого – педагогические условия экологического воспитания учащихся 5 класса на уроках биологии  ……………………………………. 15 2.2.     Методика экологического воспитания учащихся 5 класса при  изучении раздела « Организм и среда обитания» …………………………..  Заключение …………………………………………………………………... 27   Список использованных источников ………………………………............  29 16 4 Введение В   современном   мире   перед   человечеством   стоит   вопрос   о необходимости   изменения   своего   отношения   к   природе   и   обеспечения соответствующего   воспитания   и   образования   нового   поколения,   т.к. проблемы   окружающей   среды   приобрели   глобальный   масштаб.   Каждый человек должен понимать, что только в гармоничном сосуществовании с природой   возможно   дальнейшее   развитие   нашего   общества.   Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые обязательно нужно создавать и воспитывать с раннего детства. Нужно учиться жить в согласии   с   природой,   ее   законами   и   принципами.   Стараться   соблюдать правила поведения в природе, такие как: не загрязняй природу, забирай с собой мусор;  не разводи костры под деревьями; не шуми в лесу; не рви в лесу и на лугу цветы; не разоряй гнёзда птиц; не уноси домой детёнышей диких   животных,  и  другие.    Экологическое   образование   и   воспитание   в современной   школе   должно   охватывать   все   возрастные   категории   и   оно должно быть приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. В этом и состоят задачи школы. А именно в том, чтобы сформировать определенный   объем   знаний   по   экологии,   способствовать   приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. [1,3]. Исходя   из   актуальности   вышеизложенной   проблемы   была сформулирована  тема   исследования:  «Экологическое   воспитание учащихся   на   уроках   биологии   при   изучении   раздела   «Организм   и   среда обитания» в пятом классе».  Цель исследования:  выявить наиболее эффективные методические приемы   экологического  воспитания учащихся пятых классов на уроках биологии при изучении раздела «Организм и среда обитания». 5 Объект   исследования:  процесс   обучения   учащихся   5   класса     по разделу«Организм и среда обитания». Предмет   исследования:  экологическое   воспитание   учащихся   5 класса  при изучении раздела«Организм и среда обитания». В   соответствии   с   целью,   объектом,   предметом   исследования сформулированы следующие задачи: 1) 2) изучить научную и методическую литературу по данной теме; раскрыть теоретические аспекты экологического воспитания на уроках биологии; 3) разработать   методику   экологического   воспитания   учащихся пятых классов при изучении раздела «Организм и среда обитания». Гипотеза   исследования:  экологическое   воспитание   обучающихся пятых   классов   будет   успешным   при   использовании   на   уроках   биологии следующих методических приемов: беседа, демонстрация видеоматериалов,  и экскурсии,   так   как,   на   наш   взгляд,   изучаемый   материал   наиболее   хорошо усваивается с помощью этих методов. Методы   исследования:   теоретический   анализ   научной   и методической   литературы   по   проблеме   исследования,   наблюдение, эксперимент. База исследования: МОАУ СОШ № 24 г. Орска, учащиеся 5 класса. Курсовая работа  изложена на 28 страницах машинописного текста, состоит   из   введения,   двух   глав,   заключения,   списка   использованной литературы. Во   введении  обосновывается   актуальность   темы,   определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты экологического воспитания на уроках биологии» раскрывается понятие «экологическое воспитание», 6 история изучения экологического воспитания. Реализация экологического воспитания на уроках биологии. Во второй главе «Изучение экологического воспитания 5 класса на уроках   биологии»   приводится   общее   описание   работы.   Описывается психолого   –   педагогическая   характеристика   5   «А»   класса,   методика экологического   воспитания   учащихся   5   класса   при   изучении   раздела   « Организм и среда обитания». В   заключении  изложены   основные   выводы   по   проведенному исследованию. 7 1 Теоретические аспекты экологического воспитания на уроках биологии 1.1 Понятие «экологическое воспитание», история его изучения  Экологическое   воспитание   –   это   формирование   у   школьников заботливого,   бережного   отношения   к   природе   и   всему   живому   на   Земле, развития   понимания   непреходящей   ценности   природы,   готовности   к рациональному   природопользованию,   к   участию   в   сохранении   природных богатств и жизни вообще. [9]. В   неспециальном   виде   «экологическое   образование»   осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая   была   частью   общей   картины   мира   основоположников философии ­ Конфуция, Лао­цзы, Демокрита, Аристотеля.  Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую,   определяющую   роль   в   этом   процессе   играет   внешняя   среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе. Более   тесное   соединение   науки   экологии   и   экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического   знания   становятся   уже   не   только   живые   организмы   и   их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70­е годы 8 XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз явля­ ется экологическое просвещение.  Наше   российское   экологическое   образование   имеет   давние   традиции формирования   знаний   о   взаимоотношениях   человека   и   природы. Первоначально   оно   складывалось   на   основе   естествознания,   которое   как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение   естествознания   в   число   предметов,   изучаемых   студентами   Усилиями   таких   светил   отечественного учительской   семинарии. естествознания,   как   А.   Н.   Бекетов   и   К.А.Тимирязев,   их   педагогическими работами   в   конце   XIX   ­начале   XX   в.   был   создан   естественнонаучный фундамент   экологического   образования.   В   последующем   экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали. Уже   программы   и   указания   Наркомпроса   (1924   г.)   ставили   перед школой   задачу   изучения   местного   края   и   проведения   работ   по   охране природы. В 20­30­х годах началось внедрение в массовую практику форм и   активизирующих   познавательную   и   практическую методов   работы, деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо­ бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30­е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы   по   биологии   и   географии,   многие   из   которых   сохранились   в неизменном   виде   вплоть   до   конца   70­х   годов. В   послевоенные   годы принимается ряд постановлений по охране природы, разумного и любовного отношения к ней и ее охране.  В 50­60­е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире; во всех республиках СССР принимаются   в   учебном   процессе   усиливается законы   об   охране   природы; природоохранительная   тематика; самостоятельный предмет «природоведение».    в   начальной   школе   выделяется 9 В   70­80­е   годы   особое   внимание   уделяется   вопросам   образования   в сфере   рационального   природопользования   и   охраны   природы.   В 1972   г.   в составе   научно­исследовательского   института   содержания   и   методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в   мире   лаборатория   природоохранительного   просвещения.   В   том   же   году была   утверждена   долгосрочная   комплексная   программа   исследования   по охране   природы   стран­участниц   Совета   экономической   взаимопомощи. Новым в экологическом образовании явилась разработка программ факульта­ тивных курсов по охране природы. [11]. Новое   звучание   экологическое   образование   получает   с   начала   90­х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80­х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев.  Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием   и   своим   будущим;   человеческая   история   ­   часть   истории природы;   целостность   природной   среды   выступает   естественной   основой жизни   в   биосфере;   качество   экологически   здоровой   окружающей   среды наряду с социальными условиями ­ основа физического и духовного здоровья человека.   Учеными   были   разработаны   специфические   принципы   эколо­ гического   образования:   принцип   единства   познания­переживания­действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого   подхода   к   анализу   экологических   проблем   и   путей   их решения   и   др.,   которые   наряду   с   широко   действующими   в   дидактике составили основу экологического образования.  В   настоящее   время   вместе   с   укреплением   позиций   нового гуманистического   типа   экологической   культуры   все   большее   значение приобретает   вопрос   о   том,   какие   именно   представления   о   биосоциальной системе   «человек­общество­природа»   нужно   прежде   всего   внедрять   в 10 экологическое   образование   и   воспитание,   а   какие   принципы   прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра. 1.2. Особенности экологического воспитания на уроках биологии В   современном   языке   слово   «экология»   употребляется   чрезвычайно часто.   Мы   говорим   о   плохой   экологии   города,   России   и   др.   Но   термин «экология»   означает   давно   уже   существующее   понятие   –   наука   о   доме,   в котором живет человек.  Основной   целью   экологического   воспитания   и   образования   является формирование   экологического   сознания   и   мышления   на   основе   активной жизненной позиции. Экологическое образование школьников – одна из сложных областей, так как имеет межпредметный характер. Главную роль играют естественно – научные дисциплины: биология, химия, физика, география. При изучении этих предметов   имеются   огромные   возможности   для   формирования экологического   сознания.   Такая   возможность   есть   практически   на   каждом уроке   и   её   необходимо   использовать.   В   рамках   одного   предмета экологическое   образование   и   воспитание   не   может   быть   осуществлено   в полной   мере.   Однако   возможности   осуществления   экологического образования   в   процессе   изучения   различных   дисциплин   неодинаковы.   Они определяются   спецификой   задач   и   содержанием   предметов.   Каждый   из предметов   естественного   цикла   вносит   свой   вклад   в   экологическое воспитание   учащихся.  Экологическое   воспитание   является   одной   из важнейших   задач   формирования   у   учащихся   чувства   экологической 11 ответственности.   Трагедия   Каспия   и   Арала,   Чернобыльская   и   другие катастрофы и аварии последних лет показали, что при нынешней гигантской материалоемкоcти   и   энергоемкоcти   производства   практически   каждый   его участник   может   стать   виновником   неисчислимых   бед   из­за   своей безответственности.  Биология   изучает   основы   функционирования   экосистем   и   основные законы   жизни   на   нашей   планете.   Её   роль   в   экологическом   образовании   и воспитании заключается в формировании целостного представления о месте человека   в   биосфере;   установлении   взаимосвязи   между   процессами, обусловленными   действием   экологических   факторов;   обеспечении   личного участия в реализации экологической безопасности. В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся   о   правилах   индивидуального   поведения   в   природе.   Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой ­ одна из важнейших мер охраны природы.  Важным   примером   формирования   у   учащихся   знаний   о   правилах поведения   в   природе   являются   упражнения   в   применении   этих   правил   на практике   ­   на   предметных   уроках,   уроках­экскурсиях.   По   биологии проводятся   экскурсии   с   целью   ознакомления   и   изучения   поверхности   и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа только тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них  будет  свой  собственный  опыт  общения  с природой.  Поэтому  большое место   в   системе   работы   по   воспитанию   любви   к   природе   должны   занять экскурсии,   прогулки,   походы.   Они   могут   быть   связаны   с   изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания. 12 На   уроках   биологии   желательно   применять   адаптивные   технологии личностно – ориентированного, проблемного, модульного обучения. Данные методики   используют   в   целом   и   частично   при   разработке   педагогической деятельности   для   отдельных   тем,  разделов   по   биологии,  применяя   умелое сочетание разных форм учебной деятельности: наблюдение, семинары, игры, самостоятельные   работы  исследовательского   характера,  защита  творческих групп и т. д. [7]. Методы, применяемые для экологического воспитания. Метод   ­   это   способ   достижения   цели,   определенным   образом упорядоченная деятельность.  Наиболее   распространена   в   методике   биологии   система   методов, разработанная Н. М. Верзилиным и В. М.Корсунской.  Существует   несколько   оснований   для   классификации   методов обучения:   источник   получения   знаний;   характер деятельности   учителя   и учащихся; степень активности познавательной деятельности; дидактические цели; логический подход к формированию понятий. По   внешним   признакам   деятельности   учителя   и   учащихся   выделяют такие   методы,   как:   лекция,   беседа,   рассказ,   инструктаж,   демонстрация, упражнение, решение задач, работа с книгой. Логический   подход   к   формированию   понятий   позволяет   выделить индуктивный,   дедуктивный,   аналитический   и   синтетический   методы обучения. По   степени   активности   познавательной   деятельности   учащихся   пассивно­созерцательный выделяют   методы   обучения   биологии:   (объяснительно­иллюстративный), (эвристический), исследовательский. проблемный,   частично­поисковый По дидактическим целям различают методы обучения биологии: методы обучения,  используемые   для  изучения   нового   материала;   методы  обучения 13 для усовершенствования ранее полученных знаний; методы проверки знаний, умений и навыков. По источнику знаний различают словесные, наглядные и практические методы обучения биологии.  В   группу   словесных   методов   обучения   биологии   входят   лекция, рассказ, объяснение и беседа.  К   группе   наглядных   методов   обучения   биологии   относятся иллюстрация и демонстрация опытов, изобразительных пособий, натуральных объектов, видеоматериалов и т. д.  Группу   практических   методов   обучения   биологии   составляют распознавание и определение объектов, наблюдение и эксперимент. [2,6]. На наш взгляд, именно раздел «Организм и среда обитания» наиболее подходит для реализации экологического воспитания в пятом классе, так как в этой главе ребята  знакомятся с экологическими факторами: биотическими, абиотическими, антропогенными. Знакомятся с тем, какое влияние оказывает человек   на   окружающую   среду;   узнают   о   средах   обитания   и   способах приспособления   организмов   в   той   или   иной   среде.     Всё   это   позволяет наиболее полно объяснить и доказать учащимся, что нужно беречь природу, соблюдать нормы и правила и др. Выводы по главе. 1. Экологическое   воспитание   является   неотъемлемой   частью   в образовании учащихся; 2. Целью   экологического   воспитания   является   формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. 3. В   рамках   одного   предмета   экологическое   образование   и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. 14 4. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения   в   природе   являются   упражнения   в   применении   этих   правил   на практике ­ на предметных уроках, уроках­экскурсиях. 15 2  Изучение   возможностей   экологического   воспитания учащихся пятого класса на уроках биологии 2.1 Психолого – педагогические условия экологического воспитания учащихся 5 класса на уроках биологии Опытно­экспериментальная   работа   по   реализации   задач   экологического воспитания   учащихся   на   уроках   биологии   в   процессе   изучения   раздела «Организм и среда обитания» была проведена в период с 8 февраля по 19 марта 2016 года, в школе № 24 г. Орска. Экспериментальный класс – 5 «А». В 5 «А» классе 27 человек. Из них 14 девочек и 13 мальчиков. Возрастной состав класса разный:25 человек – 2004 года рождения, 1человек – 2003 года рождения,   1   человек   –   2005   года   рождения.   В   классе     один   второгодник. Коллектив   класса   был   сформирован   в   2011   году.   Смены   классного руководителя за 2015­2016 г.г не было. Коллектив   работоспособный,   познавательная   активность   на   высоком уровне,   успеваемость   хорошая.   Большее   количества   ребят   интересуются общественными   делами   и   выполняют   все   поручения.   Ученики дисциплинированы, дорожат общими интересами, репутацией и честью класса. Большинство учащихся учатся с 1 класса, некоторые пришли недавно. Что касается успеваемости по биологии, то 16 человек имеют оценку «5», 7 человек – «4» и 4 человека «3» (результаты успеваемости по второй четверти учебного года). Общая успеваемость класса по предметам: на данное время в 5 «А» классе 2 отличницы, хорошисты –   15 человек, троечники – 10 человек (результаты успеваемости по второй четверти учебного года).  Дисциплина в классе нарушается обычно одними и теми же учениками (2­3 уч.), но в том случае, когда они не заняты делом. Больше   половины   класса   занимаются   в   различных   организациях. Увлекаются волейболом, баскетболом, лыжными гонками, рисованием, танцами, 16 изучением английского языка и т.д. Используют полученные знания, умения и навыки   не   только   на   уроках,   но   и   в   различных   конкурсах   и   соревнованиях, проводимых   школой.   Эмоциональный   климат   в   классе   положительный.   У учеников с учителем доброжелательные отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания. [10]. 2.2   Методика   экологического   воспитания   учеников   5   класса   при изучении раздела « Организм и среда обитания» Реализация   экологического   воспитания   была   организована   во   время педагогической практики в период с 8 февраля по 19 марта 2016 года, на уроках биологии в пятом классе при изучении раздела «Организм и среда обитания». По этой главе было проведено 9 уроков, 5 из которых – автором данной работы. Раздел «Организм и среда обитания». В данной главе ученики приступают к изучению четырёх сред обитания.  Развиваются убеждения в необходимости бережного отношения к природе, экологическое мышление. Учащиеся   должны   знать:   особенности   и   приспособления   животных   к средам  обитания: наземно – воздушной, водной, почвенной  и  организменной; обитателей   сред;   должны   овладеть   понятиями:   симбиоз,   паразитизм; экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. [12]. Приведем фрагменты уроков, в которых  показано, какие  методические приемы   использованы   для   реализации   задач   экологического   воспитания учащихся. Фрагмент урока 1. Тема: «Между небом и землей»  17 Цель урока: сформировать представление о наземно­воздушной среде как наиболее   населенной   живыми   организмами   и   разнообразной   по   условиям обитания. Задачи урока: Обучающие ­ выявить особенности наземно­воздушной среды обитания; Развивающие ­ определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде; закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных   природных   условий   для   жизни   организма;   научить систематизировать, выделять главное и существенное, способствовать развитию воображения; Воспитательные ­   способствовать   формированию   экологического мышления;   развивать   убеждения   в   необходимости   бережного   отношения   к природе. Тип урока – комбинированный. Ход урока. Изучение   нового   материала.   При   изучении   нового   материала   по   теме «Между небом и землей» использовались различные средства для реализации цели   урока.   Ребята   обучаются   по   программе   ФГОС,   которая   направлена   в основном на самостоятельное обучение.  Изучение нового материала по данной теме началось с того, что ученики отгадывали загадки. Он ходит голову подняв, 1. Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав,  А потому, что он … (Жираф)  В лесу, под щебет, звон и свист, 2. Стучит лесной телеграфист. (Дятел) 3. Погляди на молодцов 18 Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки (Муравьи) Учитель:   ­   А   как   вы   думаете,   ребята,   какая   среда   служит   местом   их обитания   и   что   их   объединяет?   (Наземно­воздушная  – одинаковые   условия проживания.)Наземно­воздушная   среда   имеет   разнообразные   условия   жизни: климатические и экологические.  [8,13]. Ребята работали в группах, заполняя  таблицу, читая учебник  с.84 – 86. Таблица  1 –  Сравнение условий жизни в разных средах Условия жизни Кислород Вода Изменения температуры Свет  Водная среда Зачастую не хватает Достаточно  Незначительные Уменьшается   с глубиной Наземно – воздушная среда Достаточно Не всегда достаточно Значительные,   от   полюсов   к экватору Достаточно  Также ребята работали в парах, решая задачу. Задача:     Необходимо ли взять тёплые вещи альпинисту при восхождении на гору   5   км,   если   у   подножия   горы   температура   воздуха   +20?   (становится холоднее при поднятии на каждый 1 км на 6°С.) Учащиеся: Тёплые вещи альпинисту необходимы +20°С ­ 30°С = ­ 10°С Далее ребята самостоятельно заполняли таблицу, при прочтении учебника на с. 85 – 86. Таблица 2 –  «Приспособления организмов к обеспечению водой в засушливых  районах обитания и выдерживанию резких изменений температур» Ограничивающий фактор Обеспечение   водой   в Растения Животные  ­ развитая корневая система; ­ запас воды в виде засушливых местах листья­колючки,   мощный жира 19 –   регуляция; стебель испарения   воды   через устьица   листа   и   чечевички стебля. 20 Продолжение таблицы 2 Выдерживание   резких изменений температур ­ листопад  ­ анабиоз  ­ анабиоз  ­ линька   ­   отлёт   в   тёплые страны  ­ запас жира  ­ теплокровность Фрагмент урока 2. Урок по теме «Кто в почве живет». Цель   урока:   создать   условия   для   формирования   у   учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение. Задачи урока: Обучающие:  познакомить   учащихся   с   животным   миром   почвы, приспособлениями   животных   к   жизни   в   почве;   показать   значение   почвы   для животных;  конкретизировать знания о почве как среде обитания. Развивающие: способствовать развитию: мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач; общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе). Воспитательные: способствовать   формированию:   адекватной самооценки   учащихся   (путем   создания   ситуации   успеха);   общеучебной   и предметной   мотивации   (зачем   мне   нужно   изучать   эту   тему?);   позитивного отношения   к   ситуации   проверки   знаний   (возможность   совместного   решения проблемы, посильность задания).  Тип урока – урок открытия новых знаний. Ход урока. 21 Изучение   нового   материала   началось   с   того,   что   сначала   ребята определили тему урока.  Попробуйте определить по описанию внешнего вида живой организм: 1.   Четвероногое   животное   с   сильно   развитой   мускулатурой   бедер   на задних конечностях и гораздо более слабой – на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. Имеет сумку. (Кенгуру). 2.   Кости   полые,   зубы   отсутствуют,   тело   покрыто   перьями,   передние конечности превращены в крылья. (Птица). 3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно покрытое слизью; есть специальные выросты – плавники – для передвижения. (Рыба). 4. Передние конечности очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот). Учитель: К какой среде жизни их следует отнести? (первый и второй – представители наземно­воздушной среды, третий – водной) Учитель: Где может жить четвертый организм? (В почве). Учитель: Какие среды обитания мы с вами изучили? (наземно­воздушную среду и водную) Учитель: Какую среду нужно изучить? (почвенную) Далее   ребята   совершили   виртуальную   экскурсию   в   подземный   мир организмов, т.е. посмотрели презентацию. 2 слайд – условия жизни в почве 3 слайд – кто такие геобионты? 4 слайд ­ кто такие геоксены?  5 слайд – кто такие геофилы? 6 слайд ­  представители мира почвы 7 слайд – представители Красной книги Оренбургской области 22 Ребята, скажите, что такое почва? ( записать определение)  Учитель: Открываем учебник, на с. 88. И ответим на вопросы. 1. 2. 3. Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие) Какова     роль   основных   обитателей?   (разлагают   отмершие   части растений и животных, образуя перегной) 4. Как   называется   звено   круговорота   веществ,   куда   они   входят? (производители, потребители, разрушители) 5. Какова роль перегноя? (необходим растущим растениям, появлению проростков из семян) Как   писал   о   почве   известный   писатель   Пришвин:  «Есть   на   свете чудесная   кладовая.   Положишь   в   неё   мешок   зерна   –   а   осенью   смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».  6. Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами) [8]. Фрагмент урока 3. Урок по теме «Кто живет в чужих телах». Цель урока: узнать кто живет в чужих телах и их приспособления. Задачи урока: Обучающие: систематизировать знания о живой природе и многообразии живых организмов.   Развивающие: сформировать познавательный интерес, направленный  на познание живой природы. Воспитывающие: сформировать ответственное и бережное отношение к природе.  Тип урока – урок изучения нового материала.  Ход урока. Изучение нового материала. 23 Учитель:   Тела   организмов   тоже   могут   являться   средой   обитания.   В природе есть организмы , которые не способны самостоятельно жить в открытой среде. Они поселяются внутри другого организма.  1. Как вы думаете, какие это могут быть организмы? (ленточные черви, аскарида, грибы – паразиты, растения) Откройте учебники на с. 91 , 2,3,4 абзац , прочитайте внимательно.  2. Как вы поняли, какой же образ жизни называется паразитическим? (когда внутри растения или животного организм живет за счет своего хозяина, не принося ему никакой пользы).  3. Как   называются   отношения,   между   совместно   живущими организмами? (паразит – хозяин) 4. Зачитайте, кто же такой хозяин и паразит? (записываем в тетрадь, просмотр презентации) 5. Давайте посмотрим, чем же характеризуется среда обитания внутри организма, в отличие от внешней среды. Откройте учебник на с. 92, 2 абзац. Запишем какие изменения произошли, в связи с паразитическим образом жизни: (утратили органы и системы органов, необходимые свободноживущим видам; не развиты   органы   чувств,  органы   движения,  не  имеют   органов  пищеварения,  и поэтому они всасывают пищу всей поверхностью тела.) 6. Какие приспособления имеют паразиты для того, чтобы удержаться в организме хозяина? (ленточные черви прикрепляются к поверхности органов с помощью присосок; аскарида удерживается в кишечнике постоянно извиваясь всем   телом;   паразиты   имеют   плотные   покровы,   которые   защищают   их   от агрессивной среды желудка) . 7. Какие меры профилактики следует выполнять, чтобы не заразиться гельминтозом? (чаще мыть руки, перед едой и после посещения сартира). Затем ребята посмотрели учебный фильм о паразитических червях. После просмотра были заданы следующие вопросы:  24 1. Какие   симптомы   проявляются   у   человека   при   заболевании гельминтозом? (ухудшение памяти, тошнота, головокружение)  Как вы поняли что нужно делать чтобы не заразиться аскаридами?  2. (мыть руки, фрукты, овощи, не пить не кипяченую воду, лечиться если заразился, не грызть ногти, не разводить грязь и мух)  3. 4. Кем переносится большое количество яиц аскариды? (мухами)  Что   должен   делать   человек,   если   он   заразился   гельминтозом? (Обязательно лечиться!) Какой путь проделывает аскарида, попав в организм человека?  5. (Сначала человек проглатывает личинку, она поступает в кишечник, под действием ферментов аскарида выходит из оболочки и начинает свое движение. Она   поступает   по   сосудам   в   желудок,   в   сердце,   попадает   в   легкие,   затем доходит до рта, и человек снова ее проглатывает. Аскарида снова поступает в кишечник, где превращается во взрослую особь). [8]. Фрагмент 4 урока. Урок по теме «Экологические факторы (биотические и абиотические) и их влияние на организмы». Цель   урока:  сформировать   общее   представление   об   экологических факторах. Задачи урока: Обучающие:   познакомить   учащихся   с   экологическими   факторами: (формами   взаимоотношений   между   биотическими   абиотическими, организмами), влиянием деятельности человека на природу. Развивающие:  развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе. Тип урока – комбинированный. Ход урока. 25 Изучение нового материала. Учитель: Небо светло­голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Как вы думаете:  что мы будем изучать? (определяют тему урока) Условия   среды   называются   экологическими   факторами.   (просмотр презентации) Учитель: Несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении,   их   можно   разделить   на   три   группы.   Подумайте,   какие? (Различают   три   группы   экологических   факторов:   абиотические   ­   факторы неживой природы, биотические ­  факторы живой природы,  и антропогенные ­ влияние деятельности человека на природу). [8, 14,15]. Далее в течении всего урока учащиеся смотрели презентацию, и по ходу изучения  нового   материала   отвечали   на  вопросы,  которые   помогали  выявить особенности абиотических и биотических факторов. 1   слайд   –Вводные   понятия:   экология,   экосистема,   среда   обитания, экологические факторы. 2 слайд – Экологические факторы ­ это…. 3 слайд – Закономерности влияния факторов на организм 4 слайд – Организмы с узким диапазоном выносливости 5 слайд – Ограничивающий фактор 6 слайд – Экологическая ниша 26 7 слайд – Группы экологических факторов 8 слайд – Биотические факторы 9 слайд – Абиотические факторы 10 слайд – Хищничество 11 слайд – Паразитизм 12 слайд – Конкуренция 13 слайд – Симбиоз В закрепление темы ребятам были прочитаны стихотворения, в которых они должны были определить о каком взаимодействии идет речь? 1. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука – плотва и караси, хищничество) Домовитая хозяйка 2. Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Цветок – пчела, симбиоз) 3. Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому, что кровососы ­ Надоеды – пискуны. (Комар – человек, паразитизм) Два организма взаимно полезны, связаны вместе ну просто железно.  4. Жить в одиночку огромный вопрос?  Такое сожительство есть … (симбиоз) Фрагмент 5 урока. 27 Урок по теме «Экологические факторы (антропогенные) и их влияние на организмы». Цель урока: выявление причинно – следственных  связей влияния человека на природу; возникновение экологических проблем.  Задачи урока: Обучающие:  познакомить   учащихся   с   многообразием   экологических факторов и влиянием экологических факторов на живые организмы. Развивающие:  развивать навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное. Воспитательные: способствовать   повышению   уровню   познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное. Тип урока – урок изучения и первичного закрепления знаний. Ход урока. Изучение нового материала. Ребята продолжают изучать экологические факторы. Вначале урока была прочитана «Грустная история» о том, как человек влияет – портит и загрязняет окружающую   среду.   После   прослушивания   истории   ребята   ответили   на несколько   вопросов   и   сделали   соответствующие   выводы.   После   чего   в закрепление  был  просмотрен  обучающий  фильм об  антропогенных факторах. После просмотра фильма ребята также отвечали на вопросы, также задавали свои вопросы мне. После чего были сделаны соответствующие выводы. [8]. Так   как   данный   урок   был   последним   из   раздела   «Организм   и   среда обитания», учащиеся составляли кроссворды по всей главе. Таким   образом,   для   выполнения   задач   экологического   воспитания   и образования   были   использованы   самые   различные   методы   и   методические приемы: мультимедийные презентации, загадки в стихотворной форме, учебные фильмы,   задачи,   рассказ,   беседа.   Также   на   уроках   организовывались 28 индивидуальные  работы, групповые  работы, работы  в  парах.  Однако  самыми эффективными для целей экологического воспитания, на наш взгляд, являются мультимедийные   презентации   и   учебные   фильмы.   Это   обусловлено   тем,   что использование новых компьютерных технологий в процессе обучения биологии позволяет   добиться   более   высокого   уровня   наглядности.   Это   значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, что оживляет учебный процесс и способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете,   ведет   к   формированию   положительного   отношения   учащихся   к изучаемому материалу.  Заключение   Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого   ее   уголка   в   цветущий   край   необходимо   своевременно   формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние с самого раннего детства. Природа   не   может   защищать   себя   от   варварского,   корыстного, равнодушного   отношения   к   ней,   от   враждебных   ее   действий   человека   и вмешательства   в   ход   естественных   процессов,   вызывающих   гибель   многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса   школы.   Полноценный   эффект   будет   достигнут   тогда,   когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.  Миссия педагогов ­ донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он   устроен   и   что   от   нашего   поведения   зависит,   сумеем   ли   мы   сохранить 29 богатство   мира,   для   будущих   поколений   людей   и   всех   живых   существ   на планете. [4,5]. В   данной   курсовой   работе   рассмотрены:  теоретические   аспекты экологического   воспитания   на   уроках   биологии;   особенности   изучения экологического воспитания пятого класса при изучении раздела «Организм и среда обитания»; а также изучение возможностей экологического воспитания учащихся пятого класса на уроках биологии, где была раскрыта психолого – педагогическая характеристика класса и методика экологического воспитания пятого класса при изучении раздела «Организм и среда обитания». После проделанной работы мы пришли к выводу, что наиболее удачными методами   экологического   воспитания   являются   беседа,   демонстрация видеоматериалов,   и экскурсии, так как, на наш взгляд, изучаемый материал наиболее хорошо усваивается с помощью этих методов. Цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. 30 Список использованной литературы 1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. ­  М: Просвещение, 1991­ 135 с. 2. Верзилин   Н.М.   Общая   методика   преподавания   биологии/ Корсунская В.М.: Издательство Москва, «Просвещение», 1976. – с.118 3.  Гирусов  Э.В.  природные  основы   экологической  культуры.  Экология, культура. Образование. –М: 1989. С.11­19 4.  Дежникова   Н.С.   Воспитание   экологической   культуры   у   детей   и подростков.  – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 124 с. 5.  Дерябо   С.Д.   Экологическая   педагогика   и   психология/   Ясвин   В.П.   ­ Ростов­на­Дону.: Феникс, 1996. ­ С. 36­38. 6. Никишов, А. И. Теория и методика обучения биологии. ­ М.: КолосС, 2007.­113 с. 31 7.  Особенности   экологического   воспитания   на   уроках   биологии [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/ekologhichieskoie­vospitaniie­na­ urokakh­biologhii 8. Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию/ Введенский, Э. Л – М.: «Русское слово», 2013 – с. 84 9. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии/ Соломин,  В. П., Сидельникова, Г.Д.  – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –155 с. 10. Психолого – педагогическая характеристика класса [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fuss.dvfu.ru%2Ffiles %2Fstudent%2Fstudentpraktic%2Fpsihologo­ped­harakt­klassa­5kurs­vost­ yaz.doc&name=psihologo­ped­harakt­klassa­5kurs­ vostyaz.doc&lang=ru&c=573c9be4ecad 11.   Ситаров   В.А.   Социальная   экология/   Пустовойтов   В.В..   ­   М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 12­13 с. 12. Содержание программы [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: http://navesnenskayaschool.ru/article257 13.   Среды   обитания   [Электронный   ресурс].     –     Режим   доступа: http://studopedia.ru/1_123835_organizm­kak­sreda­obitaniya.html 14. Экологическое воспитание [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_­ _fitsula_mm/ekologichne_vihovannya.htm 15. Экологические факторы [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: http://studopedia.ru/1_123246_ekologicheskie­faktori.html 32 33

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения биологии» на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии при изучении раздела « Организм и среда обитания» в пятом классе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2018