В историческом, общественно-политическом и научном дискурсе Сибирь выделяется как особый регион, обладающий своей спецификой и присущим ему некоторым внутренним единством. В Сибири на протяжении многих веков складывалась собственная культурная жизнь, и к моменту появления русских в ней уже существовал свой самобытный социокультуриый мир. В Сибири начала складываться особая региональная культура, стала конструироваться региональная идентичность.
Исторически первыми о собственном пути развития Сибири, ее роли в общероссийской и мировой истории, особой региональной идентичности стали говорить сибирские областники, в том числе Н.М. Ядринцев, во второй половине XIX века.
ядринцев.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Алтайский государственный педагогический университет»
высшего образования
(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)
Исторический факультет
Кафедра отечественной истории
Направление подготовки: Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и право
Курсовая работа
по дисциплине «История России»
Н.М. Ядринцев – исследователь Сибири
Выполнила студент
3 курса группа З631И
Новосёлова Татьяна Михайловна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель
д.и.н., проф. Т.К. Щеглова
_____________________________
(подпись)
Дата защиты_________________
Отметка______________________ Барнаул2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование мировоззрения Н.М. Ядринцева……………………...6
1.1. Детство и юность Н.М. Ядринцева………………………………………..6
1.2. Университетские годы Н.М. Ядринцева……………………………….…8
Глава 2. Общественная деятельности Н.М. Ядринцева в Сибири…………….11
2.1.
деятельности
исследователя…………………………………………………………………….11
2.2. Областничество……………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….………26
Список источников и литературы………………………………………………28
общественной
особенности
Основные
2 Введение
Актуальность. В историческом, общественнополитическом и научном
дискурсе Сибирь выделяется как особый регион, обладающий своей
спецификой и присущим ему некоторым внутренним единством. В Сибири на
протяжении многих веков складывалась собственная культурная жизнь, и к
моменту появления русских в ней уже существовал свой самобытный
социокультуриый мир. В Сибири начала складываться особая региональная
культура, стала конструироваться региональная идентичность.
Исторически первыми о собственном пути развития Сибири, ее роли в
общероссийской и мировой истории, особой региональной идентичности
стали говорить сибирские областники, в том числе Н.М. Ядринцев, во второй
половине XIX века.
Объект исследования – общественная деятельность Н.М. Ядринцева.
Предмет исследования – Н.М. Ядринцев как исследователь Сибири.
Цель работы – рассмотреть творческое наследие Н.М. Ядринцева как
исследователя Сибири. В рамках поставленной цели предполагается решение
следующих задач:
1.
2.
Дать характеристику детству и юности Н.М. Ядринцева.
Проанализировать основные особенности общественной
деятельности исследователя.
3.
Проследить становление и развитие общественнополитического
направления областничества.
Территориальные рамки охватывает регион Сибирь, с которым
непосредственно связана общественнополитическая деятельность Н.М.
Ядринцева.
3 Хронологические рамки работы охватывают период с 1842 г. по 1894
г., который связан с жизнью и деятельностью исследователя. Нижней
хронологической рамкой является 1842 г. – дата рождения Н.М. Ядринцева,
верхней – 1894 г. соответственно дата смерти исследователя.
Методы исследования, использованные в ходе работы различны.
Биографический метод, который позволяет на основе анализа отдельных
источников личного происхождения дать обобщающую характеристику
общественнополитической деятельности Н.М. Ядринцева. Историко
генетический метод, с помощью которого представляется поэтапное
становление общественной деятельности исследователя. Историкосистемный
метод, посредством которого его деятельность рассматривается как система
взаимосвязанных элементов, и одновременно, как составная часть
общественнополитической жизни Российской Империи.
Историография темы. Изучение данной темы начато еще в советский
период, поэтому литературу по данной теме можно разделить на два периода:
советский и постсоветский. Но это деление довольно условно, поскольку
работы авторов, написанные в разное время, принципиальных различий не
имеют. Конечно же, нужно учитывать отпечаток времени для работ
советского периода, но в данной тематике это не так ярко проявляется.
В советский период были написаны следующие работы: М. Г. Сесюнина
«Н. М. Ядринцев как исследователь аборигенного населения»1, Н. Н.
Яновский «Н. М. Ядринцев»2., М. В. Шиловский «Патриот Сибири (К 160
летию со дня рождения Н. М. Ядринцева)»3, Н.П. Паршукова Н.М. «Ядринцев
1 Сесюнина М. Г. Н. М. Ядринцев как исследователь аборигенного населения
Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Материалы межвуз.
конф., Томск, 11-13 мая 1969 г. - Томск, 1969.
2 Яновский Н. Н. Н. М. Ядринцев // Литературная Сибирь / Сост. Трушкин В. П.,
Волкова В. Г. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986.
3 Шиловский М. В. Патриот Сибири (К 160-летию со дня рождения Н. М.
Ядринцева) //Сибирский исторический журнал. – 2002. - №1.
4 и Г.Н. Потанин о городах Сибири»4, Л.М. Горюшкин «Главный труд М. Н.
Ядринцева»5.
Труды постсоветского периода представлены следующими
исследователями: Е. Ю. Шелягина «Путешествие Н. М. Ядринцева на Алтай в
1878 году»6.
Источниковедческий анализ.
Источниками, легшими в основу
написания данной работы, стали непосредственно научные труды Н.М.
Ядринцева, такие как «Алтай и его инородческое царство»7, «Сибирская
Швейцария»8, «Сибирь как колония…»9. Кроме этого источником,
использованном в работе стала личная переписка Н.М. Ядринцева с Г.Н.
Потанинным10.
4 Паршукова Н.П. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о городах Сибири // Города
Сибири XVIII — начала XX вв.: Сборник научных статей. Барнаул, 2001.
5 Горюшкин Л.М. Главный труд М. Н. Ядринцева [Электронный ресурс] /
Библиотека Академгородок. – Режим доступа:
http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/goryush/, (дата обращения:
20.05.2017)
6 Шелягина, Е. Ю. Путешествие Н. М. Ядринцева на Алтай в 1878 году / Е. Ю.
Шелягина // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. –
Барнаул : Издательство Алтайского университета. – 2005.
7 Ядринцев Николай Михайлович. Алтай и его инородческое царство // Алтай в
трудах ученых и путешественников XVIII — начало XX века — Барнаул , 2005.
Т.1
8 Ядринцев Николай Михайлович. Сибирская Швейцария // Алтай в трудах
ученых и путешественников XVIII – начала XX веков. Барнаул, 2005. Т. 2.
9 Сибирь как колония : к юбилею трехсотлетия : современное положение
Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее / Н. М. Ядринцев. —
СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882. — XI, 471, [1] с. [Электронный ресурс] /
Алтайская краевая универсальная библиотека им. В.Я. Шишкова. – Режим
доступа: http://irbis.akunb.altlib.ru/cgi/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe, (дата
обращения: 20.05.2017).
10 Ядринцев, Н. М. Письма Николая Михайловича Ядринцева к Г. Н. Потанину.
Вып. 1: (с 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 года). - Красноярск, 1918.
[Электронный ресурс] / Областная библиотека им. А.С. Пушкина. – Режим
доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/1-8990/, (дата обращения: 20.05.2017)
5 Практическая значимость. Материалы работы могут использоваться в
краеведческой поисковой работе в школе.
Структура работы. Курсовая работа построена по проблемному
хронологическому принципу. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Формирование мировоззрения Н.М. Ядринцева
1.1. Детство и юность Н.М. Ядринцева
18 октября (по старому стилю) 1842 года в городе Омске у купца
Михаила Яковлевича Ядринцева и его жены Февронии Васильевны, бывшей
крепостной, родился сын, его назвали Николаем. Нескольких месяцев от роду,
летом 1843, мальчик был перевезен в губернский город Тобольск , где его
отец получил частную службу управляющего по откупам. Как напишет в
своих воспоминаниях о детстве сам Николай Михайлович, отец его был
сыном обедневшего пермского купца. Дедушка был человек неграмотный и
предубежденный против просвещения вообще. Отца Николая Михайловича он
выучил часослову и этим закончил его обучение.
Но отец Ядринцева, как о нем говорили знавшие его с младых лет люди,
был парнишка любознательный, он учился тайком: ночами на чердаке при
6 сальном огарке читал книги и рисовал картины, за что ему доставалось от
грозного родителя11.
Взрослым Михаил Яковлевич поступил в частную контору к откупщику
Кузину. Здесь, в доме Кузина, он познакомился с простой девушкой в
услужении Февронией. Она происходила из крепостных крестьян Орловской
губернии и была выкуплена на волю Кузиными. Потом, будучи замужем,
выучилась грамоте, читала впоследствии Пушкина, Лермонтова и лучших
писателей того времени. Чтение доставляло ей большое удовольствие,
особенно нравились романы Жорж Санд. Феврония Васильевна считалась
приятной светской женщиной и играла важную роль в местном обществе в
губернских городах Сибири, где ее муж занимал довольно видное положение.
В доме Ядринцевых бывали декабристы Иван Александрович Анненков
и барон Владимир Иванович Штейнгель, автор записки "Сибирские сатрапы.
17651819", написанной еще в Петровском каземате в 1834 году и впервые
опубликованной А. И. Герценом и А. П. Огаревым в "Историческом сборнике
вольной русской типографии в Лондоне".
В Тобольске семья Ядринцевых прожила четыре года, а затем отец
перевез всех в Тюмень: там он также должен был управлять частными делами
по откупам. Здесь Николай Михайлович обучался азбуке у слепца, поэта
самоучки, учил наизусть стихи Лермонтова и Пушкина.
В 1851 г. семья переехала в Томск. Три года Николай Михайлович
воспитывался в частном пансионе, затем, с 1854 г. в Томской гимназии, где
подружился с Николаем Наумовым, беллетристомнародником (1838 1901).
Дед Наумова был дьяконом, отец служил в Сибири, вращался в кругу
декабристов и славился своей честностью. Рано лишившись матери, Наумов
рос одиноким, заброшенным ребенком. Учился в томской гимназии, но нужда
11 Шелягина, Е. Ю. Путешествие Н. М. Ядринцева на Алтай в 1878 году / Е. Ю.
Шелягина // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. –
Барнаул : Издательство Алтайского университета. – 2005. – с. 94-98.
7 не дала ему возможности пойти дальше первых классов. Наумов
бытописатель, по преимуществу, сибирского крестьянства, значительно
отличающегося от забитого русского крестьянства и относительной
зажиточностью и умением постоять за себя. Тем не менее, всецело примкнув к
школе идеализаторов народа, Наумов видит в сибирском крестьянине только
олицетворение всяческих добродетелей и отличных качеств. Если он иногда и
выставляет бесшабашное пьянство приисковых рабочих, то исключительно
как доказательство богатой и широкой натуры русского человека. Пьяницы
Наумова никогда не совершают никаких безобразий, а только дают себя
беспрекословно обирать всякому желающему, угощают всякого встречного и
широко помогают бедным товарищам. Наумов оказал огромное влияние на
формирование взглядов юного Ядринцева12.
В 1858 году, осенью, умирает отец Николая Михайловича, М. Я.
Ядринцев, что стало большим горем для семьи.
В 1859 г. Николай Михайлович познакомился с Николаем Щукиным
(иркутянин, большой сибирский патриот), приехавшим из Петербурга и
поселившимся на квартире у Ядринцевых. Ядринцев стал завсегдатаем
созданного Н. С. Щукиным литературного кружка. Здесь он познакомился с
сосланным в Томск М. А. Бакуниным, деятелем российского и
международного революционного движения, теоретиком анархизма, одним из
идеологов революционного народничества13.
Ядринцев стал завсегдатаем созданного Н.С. Щукиным литературного
кружка. Познакомился с сосланным в Томск М.А. Бакуниным.
12 Шелягина, Е. Ю. Путешествие Н. М. Ядринцева на Алтай в 1878 году / Е. Ю.
Шелягина // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. –
Барнаул : Издательство Алтайского университета. – 2005. – с. 94-98.
13 Ядринцев Николай Михайлович // Исследователи Алтайского края, XVIII —
начало XX века : биобиблиогр. Словарь. — Барнаул : Алт. полигр. комбинат,
2000. – С. 254-257.
8 1.2. Университетские годы Н.М. Ядринцева
В 1859 году Николай Михайлович, не окончив 7й класс гимназии,
выехал с матерью в Петербург и поступил вольнослушателем на естественный
факультет Петербургского университета . «С гимназистом Ядринцевым я не
встретился. Я познакомился с ним уже в Петербурге, куда я приехал за год до
него. Он приехал с матерью, которая очень любила и баловала его и не хотела
с ним расстаться. Чрезвычайно юный, более похожий на мальчика, чем на
юношу, он уже мечтал о литературной деятельности, уже тогда у него был
план: в будущем сделаться издателем журнала в Сибири», писал Потанин.
В августе 1860 года умерла мать Н. М. Ядринцева, оставив ему капитал
в восемь тысяч рублей. Эти деньги Ядринцев дал взаймы одному богатому
гвардейцу в расчете на то, что он сохранит капитал в целости, а проживать
рассчитывал только на проценты с него. По окончании же университетского
курса он имел намерение на эти деньги основать сибирскую типографию.
Позже оказалось, что они были очень неудачно помещены, пропали почти
целиком14.
В сентябре 1860 г. Ядринцев знакомится с Г. Н. Потаниным, о котором
писал: «Идея сознательного служения краю, в тот момент, когда в
Европейской России пробуждалось тоже самосознание, вот идея, которая
легла в основу нашего сближения»
Будучи студентом, Ядринцев вместе с Г. Н. Потаниным организовал
Ядринцев
ставшим постоянным.
землячество студентовсибиряков,
вспоминал: «Решившись собираться, никто не спрашивал: "зачем и для чего?"
Этот вопрос казался молчаливо разрешенным: "земляки" стало быть, как же
не видеться?. Между сибиряками были люди неглупые и начинали думать о
14 Там же.
9 судьбе своей родины, ее интересах и будущей своей деятельности в крае.
Конечно, трудно было в молодой студенческой среде явиться определенным
задачам и, сидя в Петербурге, еще на школьной скамье, изобретать
практическое дело. Помню, однако, что на этих собраниях впервые
раздавался вопрос о значении в крае университета и необходимости его в
Сибири. Мысль эта всем пришлась по душе. Здесь же, в товарищеских
разговорах, развивалась мысль о необходимости подготовки к будущей
деятельности в Сибири, о необходимости изучать край и читать о нем
сочинения, являлась мысль составлять библиографию книг сибирских, причем
Потанин брался руководить этим делом, и я долго в своей жизни хранил
выписки из каталогов публичной библиотеки, пока эти клочки не разнес ветер
моей скитальческой жизни. Тот же Потанин советовал издать календарь или
памятную книжку и рекомендовал мне быть издателем, причем я изъявил
горячую готовность. Говорили о будущем журнале, газете, словом, вопросы
росли. В конце все соединились на убеждении и вере, что нашей отдаленной
окраине предстоит блестящая будущность. Эта вера, это горделивое чувство
самосознания и убеждения в том, что и мы члены социальной группы, дети
страны, имеющей историю и будущность, поднимали дух и нередко исполняли
нас юношеского восторга, закончившегося горячим земляческим поцелуем.»15.
В 1862 г. Николай Михайлович познакомился с членами редакции
сатирического еженедельного журнала «Искра», и во втором номере этого
журнала за 1863 г. был опубликован очерк Ядринцева «Наша любовь к
народу». Летом 1862 г. он совершает поездку с Г. Н. Потаниным по губерниям
Европейской России с «этнографической целью»16.
15 Николай Михайлович Ядринцев (150 лет со дня рождения) // Приангарье:
годы, события, люди. – Иркутск, 1992. – С. 42 – 46.
16 Ядринцев Н.М. (1842 – 1894) // Литературная Сибирь: Критико – библиогр.
словарь писателей Вост. Сибири / сост.: В.П. Трушкин, В.Г. Волкова – Иркутск,
1986. – С. 124 – 128.
10 В первой половине 1863 г. в Петербурге Ядринцев вместе с С. С.
Шашковым (сибирский публицист и этнограф) пишут прокламацию
«Сибирским патриотам». Кадетский корпус в Омске и военное училище в
Иркутске стали первыми, к кому был обращен призыв к восстанию, которое
готовилось областниками, действующими в контакте с политическими
ссыльными русскими и поляками. В этой прокламации дается оценка
реформы 1861 года, вскрывается гнилость самодержавного строя, произвол
царского правительства и его бюрократического аппарата.
Глава 2. Общественная деятельности Н.М. Ядринцева в Сибири
2.1. Основные особенности общественной деятельности исследователя
В ноябре 1863 г. Ядринцев возвратился в Сибирь, в город Томск.
Сообщил оттуда Г. Потанину радостное известие о том, что была открыта
библиотека. Тогда повсюду было оживление общественной жизни: в городках
11 основывались библиотеки, которых ранее совсем не было, читались лекции,
что так же было новостью в Сибири. Так, на одном из литературных вечеров в
Томске Н. М. Ядринцев выступал с лекцией, где обрушился на сибирскую
буржуазию, на тюменских купцов, назвав их людоедами, «пожирающими
своих приказчиков», критиковал также реакционных московских публицистов
за их нападки на молодежь и приветствовал молодое поколение. Это
просветительное движение, главным образом, осуществлялось учителями
гимназий; в Томске именно учитель словесности Д. Л. Кузнецов открыл
библиотеку при гимназии. Именно здесь Николай Михайлович познакомился с
удивительным человеком Пичугиным. Это был мелкий торговец, жизнь
которого была полна приключений. Он обанкротился, бедствовал, поступал на
театральную сцену, спасался в раскольничьих скитах, искал там истину и
объяснение загадок жизни в творениях святых отцов, увлекался изучением
переводной литературы 60х годов и грезил об открытии какойто
социологической «формулы», выписывал много книг и раздавал их учащейся
молодежи17.
Вскоре, Ядринцев переезжает в Омск, где работает гувернером у
жандармского полковника Рыкачева. Он должен был заниматься с его сыном.
Рыкачев и Ядринцев все время спорили, ведь Ядринцев горячо защищал
происходящие перемены в русской жизни.
В конце 1864 г. по приглашению Г. Н. Потанина принять участие в
«Томских губернских ведомостях» Николай Михайлович снова возвращается
в Томск. Он без раздумий оставил Омск, который был когдато назван
городом «Акакиев Акакиевичей» в газете «Сибирь». И снова он остался без
средств к существованию. Ядринцев поселился у сестры, которая была
замужем. Некоторое время спустя он нашел несколько частных уроков,
17 Ядринцев Николай Михайлович // Октябрьский округ 60 лет /сост. Михеева
Р.Г. – Иркутск, 2001. – С. 125 – 126.
12 которые очень скудно оплачивались, и с увлечением отдался интересам
губернской газеты.
Вот в каком виде осуществлялась мечта Николая Михайловича издавать
газету для родного края, которая родилась у него еще в Томске до отъезда в
Петербург. Он имел в руках сумму, с которой он мог бы начать это дело, но
она уплыла из его детских неопытных рук; его деньги ушли на кутежи какого
то гвардейского офицера с куртизанками, и юному сибирскому писателю
пришлось дебютировать со своей публицистикой в печатном органе местной
администрации. Желание поделиться своими мыслями с сибирской публикой
было велико и непреклонно; не приходило в голову задуматься о
неуместности или уместности появления в официальном органе его статей, и
«Губернские ведомости» на короткое время озарились живым светом от
горячо написанных статей Ядринцева, что было тогда же замечено в одной
столичной газете18.
Ядринцев был создан журналистом; он быстро ориентировался в
направлениях и событиях и работал необыкновенно легко и много. День
проводил в беготне и встречах с людьми, забегал в редакции, сновал по
канцеляриям, а работал преимущественно по ночам. Фельетон зарождался у
него мгновенно и за один присест выкладывался на бумагу. Случалось иногда,
что перед самым выходом газеты к нему бегут из типографии с известием, что
цензор зачеркнул статью и освободившееся место ничем не наполнить: нет ли
готовой статьи? Сначала несколько минут смущения – никакой готовой
статьи в портфеле редактора нет – потом оживление в глазах от пришедшей
идеи, и Николай Михайлович пишет в типографию с посыльным
успокоительную депешу и просит обождать полчаса; проходит полчаса, и от
18 Паршукова Н.П. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о городах Сибири // Города
Сибири XVIII — начала XX вв.: Сборник научных статей. Барнаул, 2001. С. 147-
152
13 Николая Михайловича в типографию несут фельетон, сюжет которого был
взят из разговора, прерванного посыльным из типографии.
В газете появилась статья Ядринцева «Сибирь на первое января 1865
года», разоблачающая теневые стороны сибирской действительности,
критикующая существующий строй, порождающий произвол, самоуправство
чиновников. В статье выдвигались законные права сибирской окраины на
равноправное экономическое, политическое и культурное развитие,
провозглашались надежды на лучшее будущее Сибири, «когда народы, распри
позабыв, в великую семью соединятся». Вселить веру в силы народа,
пробудить его от спячки, вооружить его уверенностью в том, что он завоюет
свободу, таков основной прицел всех публицистических статей членов
сибирской организации областников.
Ядринцев участвовал в этот период в деятельности Томского кружка
«Сибирских патриотов»: тайных собраниях, чтении нелегальной литературы,
сборе средств в пользу беглых ссыльных, попытке приобрести
приспособления для печатания литературы и прокламаций, связях с
польскими ссыльными, готовящими восстание, организации легальных лекций.
В мае 1865 г. Г. Н. Потанин, Николай Михайлович, С.С. Шашков и
другие были арестованы в Томске по делу «Общества Независимости
Сибири», как главные его руководитель и составители воззвания «Сибирским
патриотам».
Что могли сказать в свое оправдание главные обвиняемые Потанин,
Ядринцев, Шашков (остальные участники кружка считались совращенными),
если в их сердцах было только искреннее желание блага их забытой родине,
нового гласного суда, мечты о просвещении Сибири, ее гражданском
преуспеянии, поощрении промышленности, большей равноправности для
инородцев? Горячая любовь к родине оказалась преступной. Патриотизм был
принят за сепаратизм.
14 "Какова будет судьба нашей родины через 100, 200, 500 лет? задавался
вопросом Ядринцев. Кто это может предугадать? Каковы будут отношения
между дочерью (колонией) и матерью (метрополией), как обе они разовьются
и выступят, как образуются гражданские интересы и вопросы той и другой
стороны? Этого не смогут предсказать ни мечтательные дети, ни умудренные
старцыфилософы. Едва ли достигнут цели какиелибо воззвания и
обращения, когда общество неразвито, тупо, малограмотно и когда не
проснулись в нем не только политические инстинкты, но и простое сознание
собственного достоинства. Скоро минет 30 лет (в 1895 г.) с тех пор, когда
явилось обвинение нас, первых патриотов, в сепаратизме. Это обвинение не
изгладилось, несмотря на то, что многие мои сотоварищи перемерли, другие
окончили блестящей карьерой, были, как Усов, полковыми командирами и т.
д. Сменялись целые поколения молодых людей, и только после 1865 г. было
дватри кружка сибиряков в процессах 70х годов, которые говорили о
сепаратизме. Но я видел целый ряд юных выпусков сибиряков, которые
трудно усваивали даже идеи патриотизма. Гораздо скорее усваивались разные
социальные теории и направления русских молодых партий (народничество,
марксизм, социализм и т. д.). После этого кличка или титул сепаратиста,
которую мне давали, до конца оставалась только за мною. Причинявшая
много мне беспокойств и неприятностей, эта кличка, наконец, потеряла для
меня всякое значение, и я стал равнодушен к ней. Если бы меня допросила
под конец моей жизни какаянибудь власть и вновь за мой патриотизм назвала
бы меня сепаратистом, я бы сказал, что в целом ряде юных поколений она не
найдет задатков сепаратизма, что и дел таких не возникало. Ежели же меня за
мои убеждения и прошлое называть сепаратистом, как последнего из могикан,
то я примиряюсь, но тогда пусть власть успокоится, потому что едва ли
15 может предстоять какаялибо опасность для государства от единственного
сепаратиста, который скоро сойдет со сцены"19.
В деле 1865 г. была выдвинута на первый план политическая сторона;
остальное лишь усиливало обвинение. Многие пали духом и запутывали
показания. Но странно, что при самом пристрастном следствии, при всем
чиновном усердии авторов сибирского воззвания не нашли.
Приговоренные к суровому наказанию сибирские патриоты просидели 3
года в Омске, маленьком тогда городке у кромки киргизских степей, сначала
на гауптвахте, потом в остроге, ибо на гауптвахте было тесно. Заключенные
начали болеть. Жили впроголодь, иногда питаясь чаем и калачами. Их спасла
молодость. К моменту ареста Н. М. Ядринцеву было от роду 22 года,
Шашкову 2324, Потанину 30 лет. Именно поэтому наказание, впоследствии,
смягчили.
Но какие это были целеустремленные люди! В 1866 году Потанин
выхлопотал право разбирать областной архив, к этой работе были допущены
также Ядринцев и Шашков. В результате Ядринцев извлек богатые материалы
для своих исторических монографий, Потанин подготовил и издал акты по
истории Сибири XVII и XVIII веков, а Шашков писал статьи по теме
"История русской женщины в XVIII столетии" Наконец, в тюрьме Ядринцев
занялся этнографическими работами и собрал материал о ссыльных и
бродягах для книги "Русская община в тюрьме и ссылке". Г. Н. Потанин писал
о создании данной книги: "Как только по утрам открывались камеры,
Ядринцев уходил на добычу и часто запирался в чужих камерах. Он завел
множество знакомств, и каждый вечер возвращался в свою камеру с запасом
сведений и рассказов. Мы беседовали и обсуждали собранное. Эти материалы
19 История Сибири: С древнейших времен до наших дней: В 5 т. Т. 3: Сибирь в
эпоху капитализма / СО АН СССР, Ин-т истории, филологии и философии. -
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1968. - 529,[1] с.: ил. О Ядринцеве, см. имен.
указ. Кандеева А. Г. Н. М. Ядринцев – фельетонист газеты “Восточное
обозрение” // Вопросы русской и зарубежной литературы. - Омск, 1969. - С. 50-
67.
16 составили потом содержание его книги "Русская община в тюрьме и ссылке",
которую он написал уже во время ссылки, когда жил в Архангельской
губернии, в городе Шенкурске, и тогда же издал в Петербурге. Труд
Ядринцева был не психологическим трактатом о жизни "мертвого дома",
вроде книг Достоевского и Мельшина, а первым сибирским памфлетом
против ссылки. Эта книга, посвященная самому кардинальному из сибирских
вопросов, и решила судьбу Ядринцева, она закрепила за ним роль сибирского
публициста, которой он остался верен до гроба. Шашков, еще не выходя из
тюрьмы, отказался от сибирской публицистики. Я, хотя занимался
сибирскими вопросами до последних дней, всетаки часто изменял Сибири,
уходя в продолжительные экспедиции в Монголию и Китай. Ядринцев
никогда не изменял Сибири и бессменно стоял на страже ее интересов; только
под старость он иногда увлекался археологией, но и то кратковременно, и
только сибирской археологией. Нет другого сибирского публициста, который
бы так всецело отдал свои силы на служение своей родине. Ядринцев
чувствовал раны на теле Сибири, как будто они были на его собственном теле.
Нет другого публициста, который бы в такой мере сросся всеми фибрами с
Сибирью; он по справедливости мог сказать о себе: «Сибирь это я!. »
Осужденных на бессрочное поселение сибирских патриотов вели по
этапу Омск Архангельск с июня до сентября 1868 года. «Чего не
насмотрелись и с какой компанией мы не перебывали! пишет в
воспоминаниях Ядринцев. Впоследствии, странствуя и путешествуя, я не
мог уже найти тех типов, которые давал этап. Эти острожники, эти страшные
лица, эти измученные люди, давно уже, верно, покончившие жизнь в лесах и на
каторге, вставали предо мною, когда я впоследствии писал свою книгу о
русской тюрьме. Они вставали так живо, что мои нервы переживали прежние
ощущения, да еще в усиленной степени. Я понимаю Достоевского, я
17 галлюцинировал ими и переживал с ними их трагедию. Понятно, что мои
собственные нервы стали чувствительны до болезненности».
В начале 1872 г. Ядринцев начал сотрудничать в журнале «Азиатский
вестник». И в этом же году в Петербурге вышла книга Ядринцева «Русская
община в тюрьме и ссылке», из которой следует, что областники включаются
в прогрессивное движение за экономическое, административное и культурное
развитие Сибири, отходя от политической борьбы.
С 1873 г. Николай Михайлович публиковался в «КамскоВолжской
газете» совместно с Потаниным. Ядринцев рассказывал: «Мы писали с жаром,
свободно, не стесняемые редакцией. К этому времени относятся самые
пылкие, горячие и вдохновенные статьи как по сибирским вопросам, так и
областным. Даже серьезный ученый, друг мой Потанин, сделался на это время
публицистом. Здесь же я начал свои фельетоны под именем «Добродушного
сибиряка». Писали мы в «КамскоВолжской газете», не рассчитывая на
гонорар, но я писал с удовольствием и забросил работу в столичных
журналах».
Тюрьма и ссылка дали Ядринцеву то, чего бы не дал ни один
университет – прямое общение с простым сибирским народом, проникновение
во внутренний мир, понимание души. За время ссылки он сам становится
таким, как ссыльные, окружающие его, что помогло лучше выразить интересы
обездоленного народа20.
В декабре 1873 года Николай Михайлович был помилован и освобожден
от ссылки. Он переехал в Петербург. С 1874 года начались изнурительные
поиски болееменее постоянного места работы. Писал статьи и заметки в
журналах "Дело" и "Неделя". К великому огорчению Ядринцева и Потанина
20 Сесюнина М. Г. Н. М. Ядринцев как исследователь аборигенного населения
Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Материалы межвуз.
конф., Томск, 11-13 мая 1969 г. - Томск, 1969. - С. 237-238.
18 прекратила существование их любимая "КамскоВолжская газета": цензура ее
была переведена в Москву. Причина статьи о голоде в Самарской губернии.
Ядринцев становится секретарем графа В. А. Соллогуба —
председателя комиссии по тюремному законодательству. Интересны живые
наброски Ядринцева к портрету Владимира Соллогуба, весьма известного в
свое время русского писателя, автора популярного в читательских кругах
сочинения "Тарантас", множества рассказов, повестей, а также нескольких
водевилей и поэм: «Граф Соллогуб старичокчудак, вышедший в 70х годах
точно из мертвых (в 60х он стушевался). Граф встал сразу против ссылки,
как наказания, и в своем проекте процитировал всю мою книгу. В этом
отношении я считал долгом его поддерживать. Граф иногда говорил мне
шутя: "А Сибирь мне должна поставить памятник!"21 Я его видел в конце
умирающим, полупомешанным стариком. За его борьбу против ссылки и ясное
понимание ее вреда для края, который он выяснил, нельзя не воздать ему
доброй памяти и признательности.
В других вопросах с графом мы не имели ничего общего. У графа
Соллогуба я встречал массу разных тюрьмоведов, представителей
министерств, генералов, профессоров. Эти знакомства мне дали возможность
знать воззрения разных административных лиц и ученых по вопросу о ссылке.
В то же время я учился быть представителем сибирских интересов и ходатаем
за Сибирь. Впоследствии мои связи в административных кругах расширились.
Несмотря на это, мое личное положение не улучшилось, и, работая у графа
Соллогуба, я не имел никакого обеспечения. Когда я приходил в редакцию
журнала со своими пожеланиями о сотрудничестве, мне предлагали принести
статьи для образца. А между тем я написал уже книгу, которая произвела свое
действие. Даже Елисеев, редактор "Отечественных записок", не знал моей
книги о Сибири».
21 Там же.
19 Скоро судьба Николая Михайловича изменилась. Он познакомился с
корреспондентом "КамскоВолжской газеты" Аделаидой Федоровной
Барковой , жившей с матерью в Петербурге. Полгода она была его
секретарем, он совещался с ней о делах любимой "КамскоВолжской газеты, и
это связало их духовными интересами. В июле 1874 года Ядринцев женился
на ней и нашел товарища, друга и сотрудника.
В частной жизни Николай Михайлович был верный друг и нежный отец.
Он любил играть со своими детьми и доставлять им удовольствие. В разлуке с
ними, гденибудь на границе Китая, он не забывал послать им китайских
игрушек. Он умел снисходить до детских интересов и их понимания. Г.
Потанин вспоминает: «Однажды, поздно вечером возвращались домой с ним и
его женой, Аделаидой Федоровной по Садовой или по Фонтанке в Петербурге.
Шли по тротуару, он нес под мышкой купленный для детей картонный дом; в
узком месте пришлось протискиваться между встретившимися рабочими,
один рабочий локтем задел трубу картонного здания и оторвал её. «Ах,
господин, сказал Николай Михайлович, обращаясь со своей речью скорее к
нам, чем к простому человеку, вы изломали трубу! Как же мы теперь будем
топить печку?» Эти слова были сказаны тоном такого искреннего детского
огорчения, что прошмыгнувший виновник этого несчастья, вероятно, подумал,
что барин помешанный и сам играет кукольными домами».
В 1876 г. Ядринцев просил позволения представить генералгубернатору
Западной Сибири Казнакову ( записки и проекты по главным вопросам: о
ссылке и вопросу о сибирском университете в котором ощущалась
настоятельная потребность. Мысль об университете особо заинтересовала
генералгубернатора. В будущем университете намечалось открыть четыре
историко
факультета:
физикоматематический,
медицинский,
филологический и юридический для подготовки собственных специалистов по
исследованию природных богатств Сибири. Через год Н. Г. Казнаков
20 пригласил Ядринцева на постоянную службу в Омск, в Главное управление
Западной Сибири для изучения экономических условий жизни края. Николай
Михайлович принял это предложение и начал работу над своей главной
книгой – «Сибирь как колония» . Книга была своего рода программой,
манифестом сибирского общественного движения на будущее. Эта программа
включала борьбу за распространение в Сибири буржуазных (земской и
судебной) реформ, образования, гарантий личности и лучшей организации
общества, за отмену уголовной ссылки, организацию поселений, устройство
быта «инородцев», за принятия мер против мироедства и кулачества,
улучшение участи золотопромышленных рабочих, общую гласность и защиту
от местного произвола. Книга Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония»
содержит многие материалы представляющие ценность для изучения истории
Сибири.
2.2. Областничество
В истории Сибири второй половины ХIХ начала ХХ в. важное место
занимает так называемое сибирское областничество. Областничество (или
движение «сибирского патриотизма») явление очень интересное и сложное.
Уже в течение многих десятилетий оно вызывает у исследователей самые
разноречивые мнения. Споры и дискуссии на эту тему тянутся бесконечно,
принимая нередко более чем острый характер. Между тем без уяснения
данной проблемы невозможно в полном объеме представить общественно
политическую и культурную жизнь Сибири указанного времени. Дальнейшее
исследование областничества является поэтому одной из наиболее
актуальных задач, стоящих перед историками Сибири
21 Кроме того, областничество было подготовлено также развитием
зарубежной исторической мысли. Западноевропейская философия не оказала
большого влияния на идейнолитературные истоки областнической мысли.
Однако, если проследить публицистические статьи и научные труды Н.М.
Ядринцева и Г.Н. Потанина, становится явным значительное влияние
социальнополитических и культурнофилософских теорий того времени на
развитие и эволюцию основателей сибирского областничества. Западные идеи
и колониальный опыт в значительной мере стали для будущих областников
толчком к осознанию колониального положения тогдашней Сибири в составе
Российской империи. Сторонники областнического движения искали
теоретический выход из колониального положения Сибири, и по этой причине
вникали в исторический опыт зарубежных колоний22.
Ведущим направлением западной философии был естественнонаучный
материализм, и адаптация его отдельных постулатов происходила в контексте
изучения этнокультуры народов алтайского региона. Однако, гораздо большее
влияние на формирование областничества оказал М.Бакунин. По словам А.В.
Головинова: «именно в духе анархофедералистской социальной концепции
областниками была разработана децентрализованная сбалансированная
модель иерархического разделения властных полномочий между метрополией
и окраинами государства по принципу снизу вверх и от периферии к
центру»23.
Областников воспринимали не столько как историков, сколько как
Однако областники
«философствующих политических деятелей».
рассматривали своеобразие алтайского региона именно в историческом
22 Головинов А.В. Зарубежные политико-философские истоки областнической
идеологии // Известия Алтайского государственного университета, 2012, № 4-
1 (76). – С. 238.
23 Головинов А.В. Народнические истоки философии сибирской свободы Н.М.
Ядринцева и Г.Н. Потанина // Известия Алтайского государственного
университета, 2009, № 4 т.3. – С. 293.
22 аспекте. Своеобразие исторических условий определило специфику региона.
В результате страна представляла собой федеративное сообщество областей,
каждая из которых развивалась при определённых исторических и социально
географических условиях.
Идеи областничества развивали в своих трудах Н.М. Ядринцев.
В трудах Ядринцева так или иначе отражены все основные проблемы
сибирской истории. Он много внимания уделил изучению истории края до
присоединения его к России, подчеркнув при этом культурные достижения
сибирских народов в прошлом. Важное место занимает в его работах вопрос о
присоединении и освоении Сибири русскими людьми. Решая его, Ядринцев, в
соответствии со своими демократическими убеждениями, развивает тезис об
определяющей роли народных сил, и прежде всего крестьянземледельцев, в
осуществлении этой грандиозной исторической задачи. Весьма основательно
разработан Ядринцевым и последующий период сибирской истории. Это
особенно относится к таким проблемам, как экономическое развитие Сибири,
история управления, культуры, ссылки и др24.
Главный тезис Ядринцева состоит в том, что вследствие крайне низкого
уровня культуры населения экономическое и общественнополитическое
развитие Сибири шло чрезвычайно медленно и результаты этого развития
далеко не те, какие могли бы быть при более благоприятных условиях. При
этом публицист преувеличивает как невежество сибирского населения, так и
его последствия. (Здесь сказывается стремление найти как можно больше
аргументов в пользу просветительской программы областников.)
Ядринцев выделяет две основные причины слабости культурного
развития русского населения Сибири в прошлом. Первую (являвшуюся
главной в начальный период освоения края в XVI ХVII вв.) он, как и
А.П.Щапов, усматривает в том, что в самой России просвещение было развито
24 Коржавин В. Из истории исторической науки [Электронный каталог] /
Библиотека Гумера. – Режим доступа: 20.05.2017.
23 слабо, вследствие чего в Сибирь приходили в основном люди неграмотные и
неразвитые. Вторая причина (ставшая главной в последующий период) это
игнорирование царским правительством нужд и потребностей сибирского
края, в том числе в области просвещения и культуры.
Переходя к результатам подобного положения и говоря об
отрицательном влиянии невежества на экономику, общественную жизнь,
нравы, отношение к “инородцу” и многое другое, Ядринцев выделяет и такой
момент, как осутствие местной интеллигенции. Свою идею об интеллигенции
как руководящей общественной силе (идею, которую Ядринцев всегда горячо
отстаивал) он пытается, так сказать, вывести исторически. Отсутствие
“образованного класса”, по его мнению, обрекало сибирское общество на
застой, препятствовало возникновению здорового общественного мнения, а
следовательно, формулировке и решению насущных исторических задач.
Как областник, Ядринцев был убежден, что приезжие образованные
люди ни в коем случае не заменяли местного контингента интеллигенции. По
его мнению, они не могли глубоко понять нужд сибирского края, а потому
были не в состоянии не только руководить местным обществом, но даже
принести ему какуюлибо ощутимую пользу. Более того, основная часть
образованных людей являлась в Сибирь даже без всякого желания служить ей:
они или гнались за высоким жалованием или, попадая в Сибирь против воли,
стремились скорее выбраться из нее.
В своих исследованиях Н.М. Ядринцев, так же как и некоторые другие
исследователи сравнивая Алтай со Швейцарией, подробно описал географию
края. Помимо этого он привел сравнение русского и инородческого населения
Алтая, описал экономические и юридические проблемы коренного населения
и их этнографию.25
25 Ядринцев Николай Михайлович. Алтай и его инородческое царство // Алтай
в трудах ученых и путешественников XVIII — начало XX века — Барнаул , 2005.
Т.1 – С. 267-296.
24 Следовательно, именно областникам принадлежит заслуга в разработке
конкретных методик исторических исследований Алтая.
Экспедиции
проводились
по строго разработанной оригинальной методике, которая преследовала цель
готовились
тщательно
и
доказать или опровергнуть теоретические изыскания.
В конце XIX века в Сибири появляется определенный круг людей с
историческим образованием, которые имеют навыки профессиональной
исследовательской работы и занимаются разработкой различных проблем
истории Сибири. В это время идет выпуск тематических сборников, которые
до сих пор не потеряли своего научного значения, составляются исторические
городские хроники, организуются исторические общества и музеи. Все чаще
сибирские исследователи пытаются опираться на фундаментальные труды
русской исторической науки, в то время как столичные ученые нередко
используют конкретные исследования сибиряков. В результате всего этого
историческая наука центра и регионов дополняли друг друга. Однако после
революции 1917 г. и последовавшей затем Гражданской войны,
сформировалась новая марксистская идеология, что привело к кардинальным
изменениям в исторической науке. В огне пожарищ погибли многие
рукописные и архивные собрания; несколько библиотек, собиравшихся не
одним поколением, были разграблены. А многие краеведы выходцы из
бывших привилегированных слоев были репрессированы26.
Однако исторические исследования областников заложили основы
научных подходов, которые активно востребованы в современной науке. А
собранный учёными материал до сих пор представляет огромную научную
ценность.
26 Семендяева А. М. Развитие сибирской исторической урбанистики на
примере историографии общественно-политической жизни сибиряков (вторая
пол. XIX - нач. XX в. ) // Вестник Томского государственного педагогического
университета, 2012, № 3. – С. 96.
25 XIX век много изменил в истории Алтая. После отмены крепостного
права в 1861 г. горная промышленность окончательно вступила в полосу
кризиса. В 1870х гг. заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее
положение, стали убыточными. Алтайское серебро больше не могло
конкурировать с более дешёвым зарубежным. В 1893 г. закрываются
Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай
становится преимущественно сельскохозяйственным районом, а в городах
развиваются частное предпринимательство, небольшие мануфактуры и
торговля.
Однако именно в это время Алтайский край обогатился
Практика ссылки
представителями передовой российской науки.
предоставила возможность для развития науки и культуры на огромных
территориях за Уралом.
Наибольшее влияние в этот период приобрели представители
народничества, в недрах которого развились идеи региональных исследований
– областничества. В основу научного знания были положены материалы
экспедиций и фактический материал, собранный краеведами.
Конец
XIX
века ознаменован появлением фундаментальных
исследований по начальной истории российского освоения Алтая на основе
глубокого использования архивных источников. Можно отметить работы
В.И. Рожкова, Д. Н. Беликова, Н. А. Кострова, П. О. Чупина. В 1890е гг. в
связи с подготовкой к празднованию 150летия КолываноВоскресенского
горного округа были подготовлены юбилейные издания «Краткий очерк
Алтайского округа Кабинета его императорского величества» М.М. Струкова
и «Алтайский горный округ» Л. Малеева.
Однако развитие исторической мысли сталкивалось с определенными
трудностями, которые были заложены в предшествующий период.
26 Отсутствие взаимодействия культурных традиций русских
переселенцев и коренных жителей Алтая привело к тому, что в XVIII и XIX
веках материалом для исторических исследований служил недолгий период
освоений Алтая россиянами.
Однако уже в конце XIX века благодаря идеям областников история
Алтая до колонизации стала предметом научного интереса. Систематизации
сведений по истории региона помешали бурные исторические события ХХ
века.
Заключение
Личность Н.М. Ядринцева всегда обращала на себя внимание
российских историков, литературных критиков и публицистов. Уже при
жизни о Ядринцеве было написано несколько десятков разножанровых работ,
в которых авторами исследованы основные вехи его биографии и творческой
деятельности.
Общественнополитическая позиция Н.М. Ядринцева складывалась на
рубеже 6070х гг. XIX в., когда между Центральной Россией и Сибирью
формируются принципиально новые социальнополитические и
27 экономические отношения. В Сибири активизируется интеллигенция,
призывающая уравнять край в правах с европейской частью страны. Ее
представителей большинство исследователей причисляет к раннему
областничеству, а Н.М. Ядринцева воспринимают как одного из идеологов
движения.
Ядринцев как идеолог и лидер областничества в своей публицистике
затрагивал сибирские вопросы: отмена уголовной ссылки в Сибирь,
хозяйственное развитие края, открытие университета, воспитание местной
интеллигенции, организация переселения крестьян в Сибирь с наделением их
бесплатной землей, улучшение положения инородцев, гражданские свободы.
Но эти вопросы в то же время не были исключительно областными, а являлись
проявлением общероссийских проблем на «сибирской почве».
В 7090х годах XIX века во время общественной деятельности
произошла эволюция взглядов Н.М. Ядринцева на крепостное право,
крестьянский, буржуазный вопросы, на общину. Развитие буржуазных
элементов в Сибири шло очень быстро.
Очевидно, что взгляды областника были эклектичны, как и само
областничество, заимствовавшее теории у разных политических направлений.
Позицию Ядринцевапублициста, на наш взгляд, приемлемо рассматривать не
в сопоставлении с тем или иным идеологическим течением, а с точки зрения
гуманизма и исторического прогресса.
Раннее областничество как движение было исторически оправдано, т.к.
в 6070е годы у правительства России не было выработано четкой программы
действий по отношению к Сибири. И Ядринцев как один из идеологов
сибирского областничества принадлежит к демократическому лагерю.
Областничество не дробит демократическое движение, а является его
составной частью. Все, что свершалось под знаменами раннего
областничества, в конечном счете, было для России.
28 Все его работы касались самых жгучих проблем современности.
Оперируя местным материалом, он выходил на обобщения, полезные для
Российской империи в целом. Он подтолкнул общество к решению сибирских
проблем.
Список источников и литературы:
Список источников
1.
Ядринцев Николай Михайлович. Алтай и его инородческое
царство // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII — начало XX
века — Барнаул , 2005. Т.1 – С. 267296.
2.
Ядринцев Николай Михайлович. Сибирская Швейцария // Алтай в
трудах ученых и путешественников XVIII – начала XX веков. Барнаул, 2005.
Т. 2. – С. 83 126.
29 3.
Ядринцев, Н. М. Письма Николая Михайловича Ядринцева к Г. Н.
Потанину. Вып. 1: (с 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 года). Красноярск,
1918. [Электронный ресурс] / Областная библиотека им. А.С. Пушкина. –
Режим доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/18990/, (дата обращения: 20.05.2017)
4. Сибирь как колония : к юбилею трехсотлетия : современное
положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее / Н. М.
Ядринцев. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882. — XI, 471, [1] с.
[Электронный ресурс] / Алтайская краевая универсальная библиотека им.
Режим
В.Я.
http://irbis.akunb.altlib.ru/cgi/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe,
Шишкова. –
доступа:
(дата обращения:
20.05.2017).
Список литературы:
1.
Головинов А.В. Зарубежные политикофилософские истоки
областнической идеологии // Известия Алтайского государственного
университета, 2012, № 41 (76). – С. 238.
2.
Горюшкин Л.М. Главный труд М. Н. Ядринцева [Электронный
/
ресурс]
http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/goryush/,
Библиотека Академгородок.
– Режим доступа:
обращения:
(дата
20.05.2017)
3.
История Сибири: С древнейших времен до наших дней: В 5 т. Т. 3:
Сибирь в эпоху капитализма / СО АН СССР, Инт истории, филологии и
философии. Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1968. 529,[1] с.: ил. О
Ядринцеве, см. имен. указ. Кандеева А. Г. Н. М. Ядринцев – фельетонист
газеты “Восточное обозрение” // Вопросы русской и зарубежной литературы.
Омск, 1969. С. 5067.
30 4.
Коржавин В. Из истории исторической науки [Электронный
каталог] / Библиотека Гумера. – Режим доступа: 20.05.2017.
5.
Николай Михайлович Ядринцев (150 лет со дня рождения) //
Приангарье: годы, события, люди. – Иркутск, 1992. – С. 42 – 46.
6.
Паршукова Н.П. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о городах
Сибири // Города Сибири XVIII — начала XX вв.: Сборник научных статей.
Барнаул, 2001. С. 147152
7.
Семендяева А. М. Развитие сибирской исторической урбанистики
на примере историографии общественнополитической жизни сибиряков
(вторая пол. XIX нач. XX в. ) // Вестник Томского государственного
педагогического университета, 2012, № 3. – С. 96.
8.
Сесюнина М. Г. Н. М. Ядринцев как исследователь аборигенного
населения Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков:
Материалы межвуз. конф., Томск, 1113 мая 1969 г. Томск, 1969. С. 237
238.
9. Шелягина, Е. Ю. Путешествие Н. М. Ядринцева на Алтай в 1878
году / Е. Ю. Шелягина // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы,
перспективы. – Барнаул : Издательство Алтайского университета. – 2005. – с.
9498.
10. Шиловский М. В. Патриот Сибири (К 160летию со дня рождения
Н. М. Ядринцева) //Сибирский исторический журнал. – 2002. №1. – С. 100
104.
11.
Ядринцев Н.М. (1842 – 1894) // Литературная Сибирь: Критико –
библиогр. словарь писателей Вост. Сибири / сост.: В.П. Трушкин, В.Г.
Волкова – Иркутск, 1986. – С. 124 – 128.
12. Ядринцев Николай Михайлович // Исследователи Алтайского
края, XVIII — начало XX века : биобиблиогр. Словарь. — Барнаул : Алт.
полигр. комбинат, 2000. – С. 254257.
31 13. Ядринцев Николай Михайлович // Октябрьский округ 60 лет
/сост. Михеева Р.Г. – Иркутск, 2001. – С. 125 – 126.
14. Яновский Н. Н. Н. М. Ядринцев // Литературная Сибирь / Сост.
Трушкин В. П., Волкова В. Г. — Иркутск: Вост.Сиб. кн. издво, 1986. С.
124129.
32
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Курсовая работа "Ядринцев исследователь Сибири"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.