Министерство промышленности и торговли Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Дисциплина «Химия» |
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КВЕСТЫ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
|
|
|
|
Торжок, 2020
|
Министерство образования Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» |
||
Рецензент должность, место работы __. __. 2020 |
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР _____________ О.В.Гамелько __. __. 2020
|
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВЕСТЫ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Составлена в соответствии с ФГОС СПО
|
Содержание
Пояснительная записка
Введение. Основы органической химии
Фотосинтез
Основные сведения о метане, этилене, ацетилене, бензоле
Кислородосодержащие органические вещества
Список литературы и источников информации
Пояснительная записка
В ходе уроков используется квест.
В своем классическом значении квест (от англ. quest – поиск) – это командная игра, в которой востребованы эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь в реальном или виртуальном пространстве, выполняют различные задания. Игра включает в себя последовательность точек (локаций) и задач, объединенных общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и таким образом продвигается к финишу. Количество точек (уровней) и их сложность определяется для каждой игры в соответствии с ее целью и сюжетными особенностями. Используя свои знания, интеллект, смекалку, команда игроков должна стремиться выполнить все задания и преодолеть маршрут за определенное время.
Квест обладает всеми преимуществами игры как таковой, то есть дает возможность реализовать все плюсы игрового обучения. Это и пробуждение активности учащихся, и организация свободного творческого пространства, и формирование навыков принятия самостоятельных и коллективных решений. Не стоит забывать и о мотивационных возможностях состязательного характера игры, который, как правило, присутствует в любом квесте.
Игровая ситуация задается на старте квеста и может быть очень разнообразной. Выбирая сюжет игры, необходимо учитывать несколько важных условий. Прежде всего, он определяется целями проведения квеста – как учебными, так и воспитательными. Немаловажен возраст учащихся и психологические особенности группы. Но какими бы ни были сюжет и задачи квеста, важно изначально проектировать его многовариантность, динамику и драматургию, а в ходе проведения стараться поддерживать атмосферу игры, аккуратно управлять ей, не допуская превращение увлекательного приключения в бесконечную череду утомительных учебных заданий.
Квест – это всегда поиск. В буквальном смысле – играющим нужно найти месторасположение объекта, опознавательные знаки, информацию, отдельные детали и т.д. И эта задача, безусловно, развивает не только наблюдательность и внимание, но и привычку внимательного всматривания в окружающий мир. Квест убеждает в том, что вокруг нас много интересного, что не всегда бросается в глаза, что стоит стать чуть зорче, и увидишь больше, чем остальные. При этом, хотя игра носит командный характер, для достижения нужного результата важна поисковая работа каждого из участников. Зачастую в этих условиях неожиданно ярко проявляют себя обычно пассивные учащиеся, не обладающие большим багажом знаний, но обнаруживающие в игре наблюдательность или способность быстро ориентироваться в пространстве.
Исследовательские возможности квеста определяются и полной самостоятельностью учащихся, которая является обязательным условием этого типа игры. Учитель выступает здесь лишь дистанционным модератором – он не направляет действия участников, не участвует в определении стратегии поиска, не распределяет роли внутри группы. Все это студентам приходится делать самим для успешного достижения результата. В поисках ответа на заданный вопрос или решения задачи ими определяются оптимальные способы действия, актуализируются накопленные знания, анализируется информация и устанавливаются причинно-следственные связи. При этом результат игры может быть гораздо объемнее, чем достижение заданной на старте цели. В поле зрения участников часто оказываются не имеющие отношения к сюжету, но интересные детали и обстоятельства, возникают дополнительные вопросы, которые могут стать предметом дальнейшего обсуждения и исследования.
Чтобы максимально использовать исследовательскую составляющую квеста, важно организовать его поэтапную рефлексию. По завершении игры можно обсудить ее фактические результаты, обозначить самые сложные и самые интересные задания, отметить самых активных, изобретательных и эрудированных участников. Возможно на этом же этапе предположить возможные темы дальнейших исследований. Зачастую катализатором интересных идей здесь становятся запомнившиеся участникам вопросы или неожиданные наблюдения.
Таким образом, возможности образовательного квеста достаточно широки. Стоит заметить, что, рискнув взяться за подготовку подобных игр, немало приобретает и сам учитель. Открываются интересные факты, рождаются новые идеи. И как всякий творческий процесс, создание квеста – это увлекательное и вдохновляющее, хотя и трудоемкое занятие.
Введение. Органическая химия
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
ЦЕЛИ Изучить химические свойства органических веществ |
Развить познавательный интерес, активность. Формировать навыки принятия самостоятельных и коллективных решений
|
Воспитать научное мировоззрение |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОРГ.МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ -КЛАССИФИКАЦИЯ - КВЕСТ «ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ» - ИТОГИ КВЕСТА - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛ -ДДЗ. Курс по химии ЗАЧЁТ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ https://stepik.org/69935
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - видеосюжет -ЛСМ (формулы веществ) -ПСХЭ - маршрутные листы - листы с заданиями в конвертах - указатели - слова ключевой фразы - курс на Степик https://stepik.org/69935
|
Назвать классы неорганических веществ, Распределять вещества по классам Характеризовать свойства различных классов веществ Организовывать совместное взаимодействие |
Итог работы- опорный конспект темы в тетради и оценка за урок.
После выполнения задания подойти получить новое задание!
1. Перед вами формулы органических веществ. Определите какой элемент входит в состав всех органических соединений.
CH4
|
CH3COOH |
HCOOH |
C2H5OH
|
|
CH3COH |
CCL4
|
C6H5OH
|
CH3COOC2H |
C-КОНВЕРТ
2. Найдите
и запишите определение понятия «органическая химия». Ответьте на вопрос: Какой
процесс изображен на рисунке?
Фотосинтез-конверт
3. Виталисты считали, что органические вещества образуются только в живых организмах. Так ли это?
Ответ представьте в виде таблицы
Ученый |
Год открытия |
Что синтезировано |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет какого ученого перед вами?
А.М. Бутлеров- конверт
4. А.М. Бутлеров русский химик. Создатель теории в органической химии. Какую теорию он создал? Приведите примеры. Ответ представьте в виде таблицы.
Теория____________________________________________________________________________________________________________________
Положение |
Описание |
Пример |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
СН4 - конверт
Предельные углеводороды. Насыщенные углеводороды. Алканы.
Запишите десять формул алканов с названиями.
Формула |
Название |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создайте эскиз слайда при помощи рисунков и формул, понятий, отражающий полученные знания на уроке. Как можно меньше текста!
Вопросы
1. Какой элемент всегда входит в состав органических веществ.
2. Автор теории строения органических веществ.
3. Формула болотного газа.
Фотосинтез
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
ЦЕЛИ Изучить процесс образования кислорода и органических веществ в растениях |
Развить познавательный интерес, активность. Формировать навыки принятия самостоятельных и коллективных решений
|
Воспитать научное мировоззрение |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОРГ.МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ -КЛАССИФИКАЦИЯ - КВЕСТ «ФОТОСИНТЕЗ» - ИТОГИ КВЕСТА - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ДДЗ. Курс по химии ЗАЧЁТ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ https://stepik.org/69935
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - видеосюжет -ЛСМ (формулы веществ) -ПСХЭ - маршрутные листы - листы с заданиями в конвертах - указатели - слова ключевой фразы - курс на Степик https://stepik.org/69935
|
Назвать классы неорганических и органических веществ, Распределять вещества по классам Характеризовать свойства различных классов веществ Организовывать совместное взаимодействие |
Это загадка. Какая не скажу. Вы должны найти ответ!
ЗАДАНИЯ
1. ОПРЕДЕЛИТЕ О КАКИХ ЭЛЕМЕНТАХ ИДЕТ РЕЧЬ.
1.ЭЛЕМЕНТ, КОТОРЫЙ ВХОДИТ В СОСТАВ ВСЕХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
2. ЕГО МНОГО В КОСМАСЕ
3. НЕОБХОДИМ ДЛЯ ДЫХАНИЯ
1
|
2 |
3
|
2. ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОГО ЗАДАНИЯ СОСТАВЬТЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
- САМЫЙ РАСПРАСТРАНЕННЫЙ ОКСИД
- ГАЗ, ВЫДЕЛЯЮТ ОРГАНИЗМЫ ПРИ ДЫХАНИИ
- ИЗБЫТОК ЭТОГО ВЕЩЕСТВА В КРОВИ ПРИВОДИТ К САХАРНОМУ ДИАБЕТУ
- ГАЗ, БЕЗ НЕГО НЕ ВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ
3. ЗАРИСУЙТЕ ОБЪЕКТЫ
- ПРИРОДНЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ
- ОРГАНИЗМ СОСТОИТ ИЗ КОРНЯ, СТЕБЛЯ, ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТКОВ
- ПРИРОДНЫЕ ОЪЕКТЫ С ВОДОЙ
СОЗДАЙТЕ ИЗ РИСУНКОВ ОБЪЕКТОВ КАРТИНКУ, ПОМЕСТИТЕ НА НЕЁ ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. НАЗОВИТЕ ПРОЦЕСС.
МАРШРУТ 1
СТАРТ |
ТЕМА ЗАДАНИЯ |
ГДЕ НАЙТИ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ |
|
ОПРЕДЕЛИТЕ О КАКИХ ЭЛЕМЕНТАХ ИДЕТ РЕЧЬ.
|
ВОДА- ЭТО… |
|
ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОГО ЗАДАНИЯ СОСТАВЬТЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
|
КРАХМАЛ – ЭТО… |
|
ЗАРИСУЙТЕ ОБЪЕКТЫ
|
КРУГЛОДОННАЯ КОЛБА |
|
СОЗДАЙТЕ ИЗ РИСУНКОВ ОБЪЕКТОВ КАРТИНКУ, ПОМЕСТИТЕ НА НЕЁ ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. НАЗОВИТЕ ПРОЦЕСС.
|
|
МАРШРУТ 2
СТАРТ |
ТЕМА ЗАДАНИЯ |
ГДЕ НАЙТИ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ |
|
ОПРЕДЕЛИТЕ О КАКИХ ЭЛЕМЕНТАХ ИДЕТ РЕЧЬ.
|
МЕТАН - ЭТО… |
|
ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОГО ЗАДАНИЯ СОСТАВЬТЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
|
КРАХМАЛ – ЭТО… |
|
ЗАРИСУЙТЕ ОБЪЕКТЫ
|
КОНИЧЕСКАЯ КОЛБА |
|
СОЗДАЙТЕ ИЗ РИСУНКОВ ОБЪЕКТОВ КАРТИНКУ, ПОМЕСТИТЕ НА НЕЁ ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. НАЗОВИТЕ ПРОЦЕСС.
|
|
https://www.trizland.ru/trizba/1763#5_2
Основные сведения о метане, этилене, ацетилене, бензоле
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
ЦЕЛИ Изучить химические свойства органических веществ |
Развить познавательный интерес, активность. Формировать навыки принятия самостоятельных и коллективных решений
|
Воспитать научное мировоззрение |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОРГ.МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ -КЛАССИФИКАЦИЯ - КВЕСТ «ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТАНЕ, ЭТИТЛЕНЕ, АЦЕТИЛЕНЕ, БЕНЗОЛЕ» - ИТОГИ КВЕСТА - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ДДЗ. Курс по химии ЗАЧЁТ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ https://stepik.org/69935
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - видеосюжет -ЛСМ (формулы веществ) -ПСХЭ - маршрутные листы - листы с заданиями в конвертах - указатели - слова ключевой фразы - курс на Степик https://stepik.org/69935
|
Назвать классы неорганических и органических веществ, Распределять вещества по классам Характеризовать свойства различных веществ Организовывать совместное взаимодействие |
Маршрут 1
Номер задания |
Задание |
||||||||||||||||||||
1 |
Записать формулу 2,2 диметилпентан |
||||||||||||||||||||
2 |
Найти формулу 2,2 диметилпентан |
||||||||||||||||||||
3 |
Заполнить таблицу
|
||||||||||||||||||||
4 |
Какое вещество получается в результате взаимодействия этилена с хлором. Найти эту формулу. |
||||||||||||||||||||
5 |
Изобразить структурную формулу метана. |
||||||||||||||||||||
6 |
Создать слайд. На слайде: 1.Заголовок: Метан 2. Формула метана 3. Картинки в таблице, отражающие применение метана
|
||||||||||||||||||||
7 |
Подготовить рассказ о метане |
Маршрут 2
Номер задания |
Задание |
||||||||||||||||||||
1 |
Заполнить таблицу
|
||||||||||||||||||||
2 |
Создать слайд. На слайде: 1.Заголовок: Этилен 2. Формула этилена 3. Картинки в таблице, отражающие применение этилена
|
||||||||||||||||||||
3 |
Записать формулу 2,3 диметилгептен-1 |
||||||||||||||||||||
4 |
Найти составленную формулу |
||||||||||||||||||||
5 |
Изобразить структурную формулу этилена. |
||||||||||||||||||||
6 |
Какие вещества получается в результате взаимодействия метана с хлором. Найти формулы. |
||||||||||||||||||||
7 |
Подготовить рассказ о этилене |
Маршрут 3
Номер задания |
Задание |
||||||||||||||||||||
1 |
Заполнить таблицу
|
||||||||||||||||||||
2 |
Записать формулу 3,3 диметилгептин-1 |
||||||||||||||||||||
3 |
Найти составленную формулу |
||||||||||||||||||||
4 |
Создать слайд. На слайде: 1.Заголовок: Бензол 2. Формула бензола 3. Картинки в таблице, отражающие применение бензола
|
||||||||||||||||||||
5 |
Изобразить структурную формулу бензола. |
||||||||||||||||||||
6 |
Какое вещество получается в результате взаимодействия ацетилена с водородом. Найти формулу. |
||||||||||||||||||||
7 |
Подготовить рассказ о бензоле |
Кислородосодержащие органические вещества
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
ЦЕЛИ Изучить химические свойства кислородосодержащих органических веществ |
Развить познавательный интерес, активность. Формировать навыки принятия самостоятельных и коллективных решений
|
Воспитать научное мировоззрение |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОРГ.МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ -КЛАССИФИКАЦИЯ - КВЕСТ «КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА» - ИТОГИ КВЕСТА - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ДДЗ. Курс по химии ЗАЧЁТ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ https://stepik.org/69935
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - видеосюжет -ЛСМ (формулы веществ) -ПСХЭ - маршрутные листы - листы с заданиями в конвертах - указатели - слова ключевой фразы - курс на Степик https://stepik.org/69935
|
Назвать классы органических веществ, Распределять вещества по классам Характеризовать свойства различных классов веществ Организовывать совместное взаимодействие |
1. Формирование команд- распределение по классам веществ (спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры)
2. Классификация кислородосодержащих органических веществ.
3. Генетическая связь между классами
4. Распределение маршрутов.
Маршрут 1
1. Заполнить таблицу
Класс веществ |
Общая формула |
Представитель |
Физические свойства |
Применение |
Спирты |
|
|
|
|
Альдегиды |
|
|
|
|
Карбоновые кислоты |
|
|
|
|
Сложные эфиры |
|
|
|
|
Жиры |
|
|
|
|
2. Запишите выданные формулы и назовите их.
3. Составьте УХР
Этилен → этанол → этаналь → этановая кислота → этиловый эфир уксусной кислоты
Маршрут 2
1. Заполнить таблицу
Класс веществ |
Общая формула |
Представитель |
Физические свойства |
Применение |
Спирты |
|
|
|
|
Альдегиды |
|
|
|
|
Карбоновые кислоты |
|
|
|
|
Сложные эфиры |
|
|
|
|
Жиры |
|
|
|
|
2. Запишите выданные формулы и назовите их.
3. Составьте УХР
бутен → бутанол → бутаналь → бутановая кислота → этиловый эфир бутановой кислоты
Маршрут 3
1. Заполнить таблицу
Класс веществ |
Общая формула |
Представитель |
Физические свойства |
Применение |
Спирты |
|
|
|
|
Альдегиды |
|
|
|
|
Карбоновые кислоты |
|
|
|
|
Сложные эфиры |
|
|
|
|
Жиры |
|
|
|
|
2. Запишите выданные формулы и назовите их.
3. Составьте УХР
пропен → пропанол → пропаналь → пропановая кислота → этиловый эфир пропановой кислоты
список литературы и источников информации
1. Жебровская О.О. Международный вебинар «"Живые" квесты в образовании(современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html (дата обращения: 04.06.2015).
2. Квест (значения) // Википедия [2015—2015] (дата обновления: 25.03.2015). - URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=69566952 (дата обращения: 25.05.2015).
3. Осяк С.А. Нестандартные формы уроков// Перспективы науки. – 2012. – №11 (38). – С. 62-64.
4. Пешня И.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности курсанта военизированного вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. - 20 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от17 мая2012 г. N 413.
6.. Курс по химии «ЗАЧЁТ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ» https://stepik.org/69935
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.