Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула».
Цель: создание условий для полноценного восприятия произведения, формирования читательских умений и навыков, развития речи учащихся.
Задачи:
- формировать читательский интерес к данному автору, познакомить с новым художественным произведением;
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать прочитанное;
- отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
- развивать умение соотносить художественный текст к иллюстрации;
- совершенствовать умение составлять план произведения, готовить пересказ по плану.
Оборудование: учебное пособие «Литературное чтение» 3 класс, часть 1 (авторов В.С. Воропаевой, Т.С. Куцановой, И.М. Стремок); портрет Л.Н.Толстого, рисунок акулы.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, образно возьмите в руки кувшин. Он полон внимания, старания, активности и стремления к новым знаниям. Поднимите его над головой и опрокиньте содержимое на себя. Эти качества вам как всегда понадобятся на уроке.
2. Проверка домашнего задания
С каким новым литературным жанром вы познакомились? (легенда)Что такое легенда?
Что вы запомнили из биографии И.Панькина?
С каким произведением работали?
Какая главная мысль этой легенды?
Подготовленное интервью к легенде из тонких и толстых вопросов.
Учитель: Ребята, найдите в тексте и прочитайте части, в которых прослеживается любовь, призыв, пожертвование.
3. Речевая разминка
Артикуляционная разминка «Лодочка»
Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой», держать неподвижно. Губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка». Лодочка качается на волнах.
Дыхательная разминка «Ныряльщик»
Встаньте, сделайте глубокий вдох и нырните (присядьте). Вынырните (встаньте) и выдохните. (Повторить 2-3 раза)
Упражнение на отработку беглого чтения
Солона вода морская,
Очень горькая такая.
Не попьешь, не сваришь щей,
Лишь купаться можно в ней.
Читаем шёпотом, жужжащим, громко, быстро
Работа со скороговоркой
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Чтение с разной интонацией: весело, грустно, вопросительно, пропеть.
4. Знакомство с темой урока
Учитель: Ребята, как вы думаете, существует ли отцовская любовь? Какая она? Схожа ли она с материнской любовью? Чем отличается?
Сегодня на уроке мы постараемся понять поступки героев литературного произведения и их оценить. Познакомимся с биографией Льва Николаевича Толстого и его художественным рассказом. Какие рассказы называются художественными?
Чтение диалога Максима Книжника и Знатока с остановками.
С какими произведениями этого автора вы уже знакомы?
Глядя на портрет, давайте предположим, каким был писатель?
Словарная работа
Усадьба – дом в селе с садом и огородом (картинка на доске усадьбы Ясная Поляна)
Чтение биографии учащимся
В чём ваши предположения оказались верными?
5. Работа над произведением
О ком будет произведение, с которым мы познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.
В бинокль «злюку» разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
Ребята, какие чувства у вас возникают при слове «акула»? Почему?
Представляет ли акула опасность для человека?
Сообщение об акуле
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это гигантские хищные рыбы. Они прожорливые и опасные. У акул удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи. Кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».
Прогнозирование
Учитель: Что же может произойти в рассказе? Где будут проходить действия?
Закройте глаза, представьте себя на берегу моря, вдохните свежий морской воздух. И мы отправляемся в путь вместе с героями нашего рассказа.
Приём «Чтение с остановками» и коллективное составление плана
Чтение и анализ I части
Словарная работа
Учитель: В I части вы встретите слова, требующие внимания(на доске картинки):
Якорь – металлическое приспособление, которое удерживает корабль на месте.
Парус – судно типа большой лодки.
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна.
Где стоял корабль?
Сообщение об Африке
Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает одна из самых длинных рек в мире – Нил. В Африке самая большая пустыня - Сахара. Это теплый материк, температура там летом + 20 + 25 градусов, а зимой также высокая положительная температура (+ 10 + 16 градусов). В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе страусы и фламинго. В водах Африки водятся такие рыбы как акулы.
Как Толстой описывает погоду в этот день?
Что приказал капитан?
Как вы понимаете слова «устроили купальню»?
Как вы назовёте I часть? (Путешествие на корабле)Что будет дальше?
Чтение и анализ II части
Словарная работа
Учитель: Во II части вы встретите слова, требующие внимания (на доске картинки):
артиллерист – человек, служивший в артиллерии; стреляет из пушек, зениток.
Кто же был с матросами на корабле? Два мальчика.
Что значит «вздумали плавать»?
Какими пловцами были дети? Прочитайте
Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»?
Как мы озаглавим эту часть? («Плавание в открытом море»)Предположите, что будет дальше?
Физкультминутка
Волны плещут в океане
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
Чтение и анализ III части
Словарная работа
Учитель: В III части вы встретите слова, требующие внимания (на доске картинки):
фитиль
– горючий шнур для воспламенения зарядов.
Что
увидели матросы с палубы?
Какими словами автор называет акулу и почему? (Чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков, над ними нависла беда.)
Что происходило на тот момент с отцом-артиллеристом?
Какие действия предприняли матросы? Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. (Спустили, бросились, понеслись, действуют быстро.)
На каком расстоянии от мальчиков была акула?
Что привело в чувства артиллериста?
Что означает фраза «пронзительный визг»?
Что он предпринял?
Почему все замерли от страха?
Как озаглавим эту часть? («Появление морского чудовища»)
Предположите, что будет дальше?
Чтение и анализ IV части
Словарная работа
Учитель: В IV части вы встретите слова, требующие внимания:
ропот – глухой шум.
Как ведет себя артиллерист после выстрела? Чего он боялся?
Как вы понимаете слова «застлал глаза»?
Какие звуки стали слышны, когда дым разошёлся?
Что привело старого артиллериста в чувства?
Что он увидел?
Как озаглавим эту часть? («Спасение мальчиков»)
Гимнастика для глаз
6. Закрепление
Учитель: Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось?
Какие эмоции у вас возникали во время чтения? К какому эпизоду рассказа художник нарисовал иллюстрацию? Прочитайте
Как вы думаете, почему с ребятами чуть не случилась беда?
Что можно сказать об отце-артиллеристе, какой он?
Характеристика героя:
• сильный духом
• мудрый
• мужественный
• опытный
• находчивый
• решительный
• смелый
• бывалый
Прочитайте «Жемчужины народной мысли». Определите, к какому эпизоду подойдёт первая пословица. Прочитайте
7. Итог урока
Ребята, что хотел показать нам автор этим рассказом? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.)
В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
Приём «Круги на воде»
Давайте дополним слово «акула» ключевыми словами из рассказа.
А – Африка
К – корабль
У– ужас
Л – лодка
А– артиллерист
8. Домашнее задание.
По выбору учащихся:
1. придумать продолжение рассказа
2. пересказать по плану
3. сочинить стихотворение об акуле
9. Рефлексия
Перед вами море Знаний, оно не имеет границ. Отправьте свои кораблики в путешествие за знаниями, тем самым, вы продолжите на следующих уроках познавать всё новое и интересное.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.