Учебно-методическое пособие представляет собой указания к выполнению лабораторно-практической работы по изучению основ элементов пневмоавтоматики. В данной работе используются современное оборудование фирмы Camozzi и Festo, которое применяется в промышленности для построения пневмопривода и пневмоавтоматики. В качестве наглядного и практического использования данного оборудования используется лабораторный стенд №1 Лаборатории автоматизации производства.
Актуальность составления данного пособия обусловлена необходимостью практического обеспечения дисциплины «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» а также тем, что объективно-ориентированный подход к получению практических навыков по сборке и ремонту пневмопривода и систем автоматики использующей пневмооборудование и их использования, является одним из ведущих навыков при обучении технической специальности. 
Настоящие методические рекомендации  составлены в соответствии с требованиями рабочей программы учебной практики и ФГОС  по специальности 15.01.20 « Слесарь по контрольно измерительным приборам и автоматике». Учебным планом на изучение МДК  отводится 36 часов,  в том числе самостоятельная учебная работа – 6 часов.
            
        
        
        
                    
                
                    ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО 
На заседании ЦМК
Протокол № __
«__» ________ 2017 года
Председатель ЦМК________
                      Топычканов Д.Г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УПР  
ОГАПОУ «Валуйский 
индустриальный техникум» 
______________ Иванков А.Н.
«__» ___________ 2017 года
МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ
по лабораторнопрактической работе
ПОВЕРКА ПРИБОРОВ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ
Специальность 15.01.20 «Слесарь по контрольноизмерительным
приборам и автоматике»
Разработал:
Мастер п/о:   Грузин А.С.г.Валуйки  2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
3
2. Требования к выполнению лабораторной работы                                  4
3.  Основные теоретические сведения при выполнении
     лабораторнопрактической работы.
4. Порядок выполнения лабораторной работы 
    « Поверка приборов измерения избыточного давления»                      8
8
    4.1 цель работы
8
    4.2 порядок выполнения работы 
    4.3 порядок проведения эксперимента
8
    4.4 оформление отчета о выполнении лабораторной работы
5. Подведение итогов
6. Критерии оценок обучающихся при выполнении 
    лабораторной работы
7. Список использованной литературы
5
10
11
12
21. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебнометодическое   пособие   представляет   собой   указания   к   выполнению
лабораторнопрактической работы по изучению основ элементов пневмоавтоматики.
В данной работе используются современное оборудование фирмы  Camozzi  и  Festo,
которое   применяется   в   промышленности   для   построения   пневмопривода   и
пневмоавтоматики. В качестве наглядного и практического использования данного
оборудования   используется   лабораторный   стенд   №1   Лаборатории   автоматизации
производства.
Актуальность   составления   данного   пособия   обусловлена   необходимостью
практического   обеспечения   дисциплины   «Слесарь   по   контрольноизмерительным
приборам и автоматике» а также тем, что объективноориентированный подход к
получению   практических   навыков   по   сборке   и   ремонту   пневмопривода   и   систем
автоматики использующей пневмооборудование и их использования, является одним
из ведущих навыков при обучении технической специальности. 
Настоящие   методические   рекомендации  
  составлены   в   соответствии   с
требованиями   рабочей   программы   учебной   практики   и   ФГОС     по   специальности
15.01.20 « Слесарь по контрольно измерительным приборам и автоматике». Учебным
планом на изучение МДК  отводится 36 часов,  в том числе самостоятельная учебная
работа – 6 часов.
Лабораторнопрактическая   работа,   приведенная   в   учебнометодическом
пособии, включает  в себя следующие элементы: название темы, цель работы, ход
работы,   теоретическую   часть,   практическую   часть   (   указания   к   выполнению   )   и
контрольные вопросы.
В   теоретической   части   приводится   перечень   основных   элементов
пневмоавтоматики,   их   назначение,   графическое   обозначение,   виды   и   варианты
исполнения и работы, применение в производстве.
В практической части лабораторной работы приводится задание со схемами и
подробным указанием к выполнению работ с использованием учебного стенда №1.
Таким образом, предлагаемые практические работы можно использовать для
проведения лабораторнопрактических работ под руководством преподавателя.
32 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные   занятия   являются   одним   из   важнейших   элементов   учебного
процесса. При проведении лабораторные занятий преследуется три основные цели:
возможность   на   практике   убедиться   в   теоретических   положениях;   развитие
творческого   мышления   (   критическое   осмысление   результатов   эксперимента);
пробудить любознательность и воображение студента.
Поэтому приобретенные практические навыки при выполнении лабораторных
работ не могут быть восстановлены другими видами учебных занятий. Подготовке,
выполнению   и   защите   лабораторных   работ,   обработке   и   анализу   полученных
результатов студенты должны уделять самое серьезное внимание.  Все этапы работы,
связанные с лабораторными занятиями, отвечают определённым требованиям.
1.   Предварительная   подготовка   к   выполнению   лабораторной   работы
включающая   в   себя   повторение   соответствующего   теоритического   материала,
тщательное   изучение   содержания   работы   по   руководству   и   усвоение   ее   целевого
назначения   программы,   оформление   выводов   и   отчетов   по   лабораторно
практическим работам.
2. Получение допуска к работе.
К   выполнению   лабораторнопрактических   работ   могут   быть   допущены
студенты, прошедшие инструктаж по ТБ. Инструктаж проводится в учебной группе в
начале   семестра   на   первом   занятии.   На   этом   же   занятии   студентов   знакомят   с
основными   требованиями,   предъявляемыми   к   выполнению   лабораторных   работ   и
оформлению   отчетов   по   ним.   На   последующих   занятиях   студенты   обязаны
придерживаться   указаний  преподавателя   в отношении  мер  предосторожности  при
работе с сосудами находящимся под давлением.
Уяснив последовательность эксперимента, изучив схематическое обозначение
и принцип работы пневматических элементов студенты записывают обозначения и
параметры используемых в ходе выполнения лабораторнопрактической работы.
3. Сборка электрических цепей должна производиться в полном соответствии
со   схемой,  в   полном   соответствии   с  инструкцией   по   эксплуатации   оборудования
(   программируемые   реле,   датчики,   измерители,   контроллеры   и   т.д.   ).     Сборка
воздушный линий производится также в соответствии со схемами и с использованием
исключительно   промышленного   оборудования   (   фитинги,   цанги,   футорки,   гибкий
4шланг   и   т.д.   ).   При   использовании   быстросъёмных   фитингов   допускается
подключение   шланга   без   уплотнительных   материалов   прокладок   и   подмоточного
шнура, при  подключении манометров или других приборов к сосудам находящимся
под   давлением   использовать   резиновые   уплотнительные   кольца   или   подмоточный
материал. 
4.Лабораторная   работа   проводится   в   том   порядке,   какой   изложен   в
методических   указаниях.   При   выполнении   работы   показания   измерительных
приборов, тексты программ для программируемых элементов, логические схемы  и
результаты исследований записываются в отчет.
По   полученным   данным   выполняются   необходимые   расчеты,   строятся
графики, диаграммы, рисуются схемы с логическими элементами.
Отчет   с   данными   эксперимента   и   итоговыми   расчетами   предъявляется
преподавателю и по его подписи можно считать, что лабораторная работа  проведена.
5. Составление отчета и предъявление его преподавателю.
Окончательный отчет по выполненной лабораторной работе составляется и
предоставляется преподавателю. Отчет по проделанной работе составляет каждый
студент.
Содержание   отчета   должно   включать   в   себя:   цель   работы,   порядок
выполнения, электрические, принципиальные схемы, а также схемы с использованием
логических   блоков   (   элементы   И,   НЕ,   ИЛИ),   основные   расчетные   соотношения,
таблицы данных наблюдения и расчетов, диаграммы и кривые, выводы по работе,
представленные в ввиде письменных ответов на вопросы. Все таблицы, графики и
диаграммы   должны   иметь   заголовки,   поясняющие   зависимость,   которую   они
характеризуют.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Измерение   –   это   процесс   определения   физической   величины   с   помощью
технических средств.
Мера это средство измерения физической величины заданного размера
Измерительный прибор – это средство измерения, в котором вырабатывается
сигнал, доступный для восприятия наблюдателем.
Меры и приборы подразделяются на рабочие и образцовые. Образцовые меры
и приборы служат для поверки по ним рабочих средств измерений. Рабочие меры и
приборы служат для практических измерений.
Существует два метода измерения:
1)   метод   непосредственной   оценки,   заключается   в   том,   что   в   процессе
измерения сразу оценивается измеряемая величина;
2) метод сравнения, или нулевой метод, служащий основой действия 
приборов сравнения: мостов, компенсаторов.
При   всяком   измерении   результат   его   несколько   отличается   от
действительного значения, под которым понимают значение, найденное при помощи
5образцовых   средств.   Разность   между   найденными   и   действительными   значениями
измеряемой величины называется абсолютной погрешностью.
А=АхА0
где А абсолютная погрешность, которая выражается в той же величине что
измеряется,   Ах  –   показания   прибора,   А0  действительное   значение   измеряемой
величины. Качество измерений оценивается относительной погрешностью измерений,
которая   представляет   собой   выраженное   в   процентах   отношение   абсолютной
погрешности к действительному значению или приближенно найденному значению
измеряемой величины.
 отн. = А/ А0 * 100%
Приведенная   погрешность    измерительного   прибора   равна   отношению
абсолютной   погрешности   к   нормирующему   значению   Хn,   которое   принимается
равным верхнему пределу измерений ( если нулевая отметка находится на краю или
вне   шкалы  )  или   диапазону   измерения  (  если   нулевая   отметка   находится   внутри
диапазона измерений ).
Класс точности К=(/Хn)/100
Погрешность   измерительного   прибора   зависит   от   условий   проведения
измерений. Различают основную и дополнительную погрешности.
Основная   погрешность   –   это   погрешность,   существующая   при   нормальных
условиях, которые указаны в нормативных документах, регламентирующих правила
испытания   и   эксплуатации   электроизмерительных   приборов.   Под   нормальными
условиями   понимаются   (+20±2°С),   положение   прибора   соответствующее   его
конструкции, относительная влажность (65±15%), практическое отсутствие внешних
магнитных   и   электрических   полей,
  отсутствие   механических   факторов
воздействующих на прибор ( вибрация, стук и т.д.).  Дополнительная погрешность –
возникает   при   отклонении   условий   испытания   и   эксплуатации   прибора   от
нормальных.
Вариация показаний прибора – это наибольшая разность его показаний при
одном   и   том   же   значении   измеряемой   величины.   Основной   причиной   вариации
является   трение   в   опорах   подвижной   части   прибора.   Вариацию   определяют,
сравнивая   показания   прибора   считанные   один   раз   после   установки   требуемого
значения измеряемой величины подходом снизу ( со стороны меньших значений ), а
другой раз – подходом сверху ( со стороны больших значений ).
Цена   деления   приборов   численно   равна   измерению   измеряемой   величины,
вызывающему перемещение указателя (стрелки) на одно деление.
Предел измерения прибора – значение измеряемой величины, при котором
отклоняется   до   конца
прибора
стрелка
шкалы.
 
6Рис. 1 Шкала измерительного прибора.
Давлением P называется физическая  величина силы F, действующая на единицу
поверхности   площади   S,   направленная   перпендикулярно   этой   поверхности.
  т.е. P = F / S.
В международной системе единиц (СИ) давление измеряется в Паскалях: 
 Па  русское обозначение. 
  Pa  международное. 
  1 Па = 1 Ньютон / 1 кв. метр (1 Н/м²)
Для   практических   измерений   в   КИП   и   А,   1   Па   часто   оказывается   слишком
маленькой величиной давления, и для оперирования реальными данными применяются
умножающие приставки  (кило, Мега), умножающие значения в 1тыс. и 1млн. раз
соответственно. 
1 МПа = 1000 КПа = 1000000 Па 
Также,   шкалы   приборов   для   измерения   давления   могут   быть   непосредственно
  или   их   производных: 
  метр,
/
градуированы   в   величинах   Ньютон  
  Килоньютон, Меганьютон / m², cm², mm².
Тогда получаем следующее соответствие: 
  1 МПа = 1 МН/м² = 1 Н/мм² = 100 Н/см² = 1000 КН/м² = 1000 КПа = 1000000 Н/м² = 
1000000 Па
1   Бар  
В России и Европе также широкое применение для измерения давления находят
единицы   Бар   (Bar)   и   кг/м²   (kgf/m²),   а   также   их   производные   (mBar,   кг/см²). 
  
  равная   100000   Па. 
   1   кгс/см²      это   единица   измерения   давления   в   системе   МКГСС,   и   широко
применяется
давления. 
  1 кгс/см² = 10000 кгс/м² = 0.980665 Бар = 98066.5 Па.
  это   внесистемная   единица,
промышленных
измерениях
в
 
 
 
 
74. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «ПОВЕРКА ПРИБОРВ ИЗМЕРЕНИЯ
ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ»
4.1.Цель работы – изучение методики поверки приборов измеряющих давление с
помощью метода прямого сличения ( по эталонному прибору ). Получение
представления   об   избыточном   давлении,   методах   измерения,   цене   деления,
абсолютной   и   относительной   погрешности,   дефектов   измерительных
приборов.
4.2.Порядок выполнения работы:
4.2.1. Изучить техническую документацию по представленным приборам для
измерения избыточного давления.
4.2.2. Изучить   теоритический   материал   описывающий   понятие   давления   как
физической величины, приборов для измерения различных видов давления
( избыточного, вакуумметрического, атмосферного ).
4.2.3. Убедиться   в   отсутствии   внешних   повреждений   магистралей   высокого
давления,   отсутствия   давления   в   рампе.   Кран   от   магистрали   высокого
давления должен быть в положении «закрыто».
4.2.4. Повернуть трехходовой кран в положение «открыто», а отверстие для
сброса остаточного давления закрыто.
4.2.5. Включить электропитание лабораторного стенда.
4.2.6. Перед   началом   выполнения   работ   проверить   работоспособность   и
целостность   компрессора,   проверить   рабочее   давление   в   ресивере
компрессора на уровне 7 кг/см2 , а максимально допустимое не превышает
12 кг/см2.
4.2.7. Провести эксперимент.
4.2.8. По окончанию проведения лабораторнопрактической работы перекрыть
магистральный кран в положение «закрыто», регулятором давления или
трехходовым краном сбросить остаточное давления из рампы.
84.2.9. Отключить от сети 220В оборудование.
4.3. Порядок проведения эксперимента:
В работе используются:
эталонный цифровой измеритель для измерения избыточного давления
ДМ5001Г с классом точности 0,1
поверочный   пружинный   манометр   избыточного   давления   с   классом
точности 1,52
датчик давления тензометрический с классом точности 0,25
универсальный измеритель ТРМ1 класс точности 0,5
регулятор давления с блоком подготовки воздуха  Camozzi N208D00
с верхним пределом регулировки 1,2 мПа.
4.3.1. Изучить паспортные данные приборов, способы подключения и принцип
работы.
4.3.2. Подключить поверочный манометр к воздушной рампе с использованием
уплотнительных   колец,   открыть   кран   для   подачи   воздуха   на   поверочный
манометр.
4.3.3. Трехходовой   кран   перевести   в   режим   «открыто»   и   перекрыть   сброс
воздуха из рампы.
4.3.4. Подключить   эталонный   прибор   к   источнику   питания   постоянного
напряжения 24В.
4.3.5. Подключить датчик избыточного давления к универсальному измерителю
ТРМ1 используя токовый выход 4….20 мА.
4.3.6. Поставить регулятор давления на отметку 0 .
4.3.7. Открыть кран подачи воздуха из магистральной сети.
4.3.8. Произвести замер и снять показания приборов в нескольких контрольных
точках регулируя давление в нужном диапазоне по нарастающей шкале и
убывающей шкале.
4.3.9. Результаты измерений занести в таблицы 1 и 2:
4.4.Оформление отчета о выполнении лабораторной работы
В процессе выполнения лабораторной работы, полученные исходные значения
и занести в таблицы 1 и 2. 
Таблица 1
Характеристики приборов
Система измерительного механизма
Предел измерения 
Цена деления
П1
П2
П3
9Минимальное значение измеряемой величины
Класс точности прибора
Допустимая максимальная абсолютная погрешность
Таблица 2
Контрольная точка
П1
П2
П3
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
5.
 Подведение итогов лабораторнопрактической работы:
5.1.Рассчитать   абсолютную,   относительную   и   приведенную   погрешность   по
каждому из поверяемых приборов.
5.2.Сделать выводы о возможности использования того или иного прибора исходя
из его  класса  точности и обосновать  необходимость   калибровки показаний
прибора.
5.3.Оформить   результаты   выполнения   лабораторнопрактической   работы   в
дневник практики и сделать выводы.
5.4.Убрать рабочее место, отключить лабораторный стенд от питание 220 В и
магистрали высокого давления.
106. Критерии оценок обучающихся при выполнении лабораторной
работы
Оценка «5»:
   работа   выполнена   полностью,   правильно;   сделаны   правильные
наблюдения и выводы;
   практические   приемы   работы   с   измерительными   приборами,
инструментом   использовались   учащимся   на   должном   уровне,   с   учетом
техники безопасности и правил работы с оборудованием;
   проявлены   организационно   –   трудовые   умения   (поддерживается
чистота рабочего места и порядок на рабочем месте).
Оценка «4»:
   работа   выполнена   правильно,   сделаны   правильные   наблюдения   и
выводы,   практические   приемы   работы   с   измерительными   приборами,
инструментом   использовались   учащимся   не   на   должном   уровне   или
осуществлены не полностью,  допущены несущественные ошибки в работе с
оборудованием.
Оценка «3»:
 работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная   ошибка   в   ходе   осуществления   практических   работ   ,   в
объяснении,   в   оформлении   работы,   в   соблюдении   правил   техники
11безопасности   при   работе   с   оборудованием,   которая   исправляется   по
требованию наставника.
Оценка «2»:
 допущены две (или более) существенные ошибки в ходе выполнения
лабораторной работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении
правил   техники   безопасности   при   работе   с     оборудованием,   которые
обучающийся не может исправить по требованию наставника;
   работа   не   выполнена,   у   обучающегося   отсутствуют   практические
умения.
 
        Критерии   оценок   обучающихся   по   программе   дуального
обучения   определяются   профессиональной   образовательной
организацией   с   учетом   содержания   материалов     ОПОП,   с   учетом
осваиваемых компетенций.
7. Список использованной литературы
1. Анисимов, В.П. Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма):
Учебное пособие / В.П. Анисимов, А.В. Яцук.  М.: АльфаМ, НИЦ ИНФРАМ,
2013.  253 c.
2. Аристов,   А.И.   Метрология,   стандартизация   и   сертификация:   Учебник   для
студентов учреждений высшего профессионального образования / А.И. Аристов,
Л.И. Карпов, В.М. Приходько.  М.: ИЦ Академия, 2013.  416 c.
3. Аристов,   А.И.   Метрология,   стандартизация,   сертификация:   Учебное   пособие   /
А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин.  М.: НИЦ ИНФРА
М, 2013.  256 c.
4. Архипов,   А.В.   Метрология.   Стандартизация.   Сертификация:   Учебник   для
студентов   вузов   /   А.В.   Архипов,   А.Г.   Зекунов,   П.Г.   Курилов;   Под   ред.   В.М.
Мишин.  М.: ЮНИТИДАНА, 2013.  495 c. 
5. Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов.
Стандарт третьего поколения / Ю.В. Димов.  СПб.: Питер, 2013.  496 c.
6. Дубовой,   Н.Д.   Основы   метрологии,   стандартизации   и   сертификации:   Учебное
пособие / Н.Д. Дубовой, Е.М. Портнов.  М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013.
 256 c.
7. Зайцев, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: Учебное
пособие для студентов среднего профессионального образования / С.А. Зайцев,
А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов.  М.: ИЦ Академия, 2013.  224 c
128. Учебное   пособие   и   каталог   оборудования  Camozzi 
взято   с   сайта
http://did.camozzi.ru/#!d01g01s01p40
13