Цель урока:
- объяснить, что почка – это зачаточный побег; -научить различать вегетативную и генеративную почки.
Задачи:
- познавательные: учащиеся узнают о значении и строении почек, учатся распознавать вегетативные и генеративные почки;
- коммуникативные: формируют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- регулятивные: формируют умение организовать выполнение заданий учителя; работать в группах; выполнять лабораторную работу;
- личностные: умение работать с источниками биологической информации, овладение методами биологической науки. Тип урока: комбинированный
Формы урока: индивидуальные, групповые, коллективные
Методы урока: словесные, наглядные, частично – поисковые
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, таблицы «Строение побега», «Строение почки», учебник, тетрадь, лупы, препаровальные иглы, лезвия, побеги с вегетативными и генеративными почками.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день дорогие друзья, Рада видить в гостях у себя. Будем дальше предмет изучать, Знания новые получать.
1. Фронтальный опрос (проверка терминологии).
«Устный словарик» - учитель называет термин, а учащиеся его поясняют:
ü Корень
ü Биология
ü Корневая система ü Ботаника
ü Генеративный побег
ü Стержневая корневая система
ü Боковой корень
ü Придаточный корень
ü Мочковатая корневая система
ü Двудольное растение ü Луковица
ü Рубчик (микропиле)
ü Однодольное растение
ü Побег
ü Вегетативный побег
На доске апликация побега с отрывающимися листьями. Учащиеся по очереди выходят к доске, отрывают листоки читают утверждение на обратной стороне лепестка.
Вопросы для проведения игры:
1. Корневище, клубень, луковица – видоизменённые побеги. (да)
2. Корнеплод – это видоизменённый побег (нет)
3. Побег – это наземная часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек (да)
4. Генеративный побег – побег, несущий листья и почки (нет)
5. Вегетативный побег – побег, несущий репродуктивные органы – цветки, затем плоды и семена (нет)
6. Примерами растений, имеющих видоизменённые побеги, могут быть лук, чеснок, тюльпан (да)
7. Донце луковицы – это её сильно укороченный стебель (да)
8. Глазки клубня картофеля – это почки, из которых прорастают стебли растения (да)
9. У берёзы супротивное листорасположение листьев (нет)
10. Основные функции побегов - газообмен, фотосинтез, транспирация, вегетативное размножение (да)
Учителем из коробки достаются клубень картофеля и луковица репчатого лука, корнеплод моркови, корнеплод репы, корнеплод свёклы. Учитель даёт задание: «Выберите среди этих овощей побеги. Объясните свой выбор».
Ответы детей ( Клубень и луковица – видоизменённые побеги).
Учитель: « Отгадайте загадку!»
Эти маленькие бочки
Распечатает весна, А пока в ней спят листочки,
И растут во время сна.
(Почки)
5. Проблемный вопрос: «Можно ли почку назвать зачаточным побегом?» (слайд 2)
6. Организация лабораторной работы.
Требования безопасности во время лабораторной работы.
1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя. 3. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
4. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
Лабораторная работа «Строение вегетативных и цветочных почек». Цель: познакомиться со строением вегетативной и генеративной почек
Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника
Инструктивная карточка
2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?
3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника
5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.
8. Физкультминутка (видеоминутка)
Ответ на главный вопрос урока: «Можно ли почку назвать зачаточным побегом?» (слайд № 5, 6)
Рефлексивный ринг
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог ….
Я понял, что… Я попробую…
Я теперь могу…. Меня удивило…
Мне захотелось…. Было интересно…
1. «Приёмы увеличения ветвления»
2. Составить тест на тему: « Побег и почки» (10 вопросов)
3. Составить кроссворд на тему: « Побег и почки» (15 слов)
12. Итоги урока (выставление оценок)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.