Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса
Оценка 4.8

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Оценка 4.8
Лабораторные работы
pdf
информатика
Взрослым
08.01.2017
Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОГРАММНАЯ МОДЕЛИ ИНТЕРФЕЙСА Методические указания по выполнению лабораторных работ, практических заданий по ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности для студентов специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям). Разработанные методические рекомендации можно использовать при изучении тем «Разработка программного обеспечения при объектном подходе», «Разработка пользовательских интерфейсов», «Составление программной документации» ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.
МР по ЛР №1. Пользовательская и программная модели интерфейса.pdf

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОГРАММНАЯ МОДЕЛИ ИНТЕРФЕЙСА

 

Методические указания  по выполнению лабораторных работ, практических заданий

по ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения  отраслевой направленности

для студентов специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Введение

2.        Программное обеспечение, рекомендуемое для проведения лабораторных работ и практических занятий

3.        Порядок выполнения работы

4.        Лабораторно-практическое занятие №1. Пользовательская и программная модели интерфейса 

5.        Основные правила оформления программной документации

6.        Критерии оценки

7.        Приложение

 

Введение Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности по специальности 09.02.05   Прикладная         информатика       (по       отраслям). Разработанные методические рекомендации можно использовать при изучении тем «Разработка    программного     обеспечения        при       объектном подходе», «Разработка пользовательских интерфейсов», «Составление программной документации» ПМ. 02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.

На  ранних  этапах  развития  вычислительной  техники  пользовательский  интерфейс рассматривался  как  средство  общения  человека  с  операционной  системой  и  был  достаточно примитивным.  В  основном  он  позволял  запустить  задание  на  выполнение,  связать  с  ним конкретные  данные  и  выполнить  некоторые  процедуры  обслуживания  вычислительной установки. 

Со  временем  по  мере  совершенствования  аппаратных  средств  появилась  возможность создания  интерактивного  программного  обеспечения,  использующего  специальные пользовательские  интерфейсы.  В  настоящее  время  основной  проблемой  является  разработка интерактивных  интерфейсов  к  сложным  программным  продуктам,  рассчитанным  на использование непрофессиональными пользователями. В последние годы были сформулированы основные  концепции  построения  таких  пользовательских  интерфейсов  и  предложено  несколько методик их создания.

Пользовательский  интерфейс  представляет  собой  совокупность  программных  и  аппаратных средств,  обеспечивающих  взаимодействие  пользователя  с  компьютером.  Основу  такого взаимодействия  составляют  диалоги.  Под  диалогом  в  данном  случае  понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи: обмен информацией  и  координация  действий. Каждый  диалог  состоит  из  отдельных  процессов ввода-вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. 

 

Программное обеспечение, рекомендуемое для проведения лабораторных работ и практических занятий

1.     ОС Windows XP/7 и выше или ОС Linux

2.     Пакет программ MS Office или OpenOffice.org

3.     Веб-браузеры (IE7 и выше, Opera 22 и выше, Google Chrome 35 и выше, и др.)

4.     Графические редакторы (GIMP и др.)

5.     Система PascalABC

6.     Cвободная среда разработки ПО Lazarus

7.     Система моделирования и анализа бизнес-процессов Ramus или другая

8.     Система тестирования MyTest

 

 

Порядок выполнения работы Порядок выполнения работы состоит в следующем:

1.     Познакомиться с темой и целью лабораторной работы / практического занятия.

2.     Проработать основные понятия.

3.     Внимательно прочитать задание.

4.     Изучить порядок выполнения работы для конкретной лабораторной работы / практического занятия.

5.     Познакомиться с примерами работы.

6.     Выполнить задание лабораторной работы / практического занятия

7.     Написать отчет по лабораторной работе.

8.     Ответить на контрольные вопросы

Лабораторно-практическое занятие №1. Пользовательская и программная модели интерфейса

 

Цель работы: закрепить теоретические знания по разработке пользовательского интерфейса; получить практические навыки по проектированию пользовательской и программной модели интерфейса.

 

Основные теоретические сведения

Существуют  три  совершенно  различные  модели  пользовательского  интерфейса:  модель программиста,  модель  пользователя  и  программная  модель.  Программист,  разрабатывая пользовательский  интерфейс,  исходит  из  того,  управление  какими  операциями  ему  необходимо реализовать в пользовательском интерфейсе, и как это осуществить, не затрачивая ни существенных  ресурсов  компьютера,  ни  своих  сил  и  времени.  Его  интересуют  функциональность, эффективность,  технологичность,  внутренняя  стройность  и  другие  не  связанные  с  удобством пользователя  характеристики  программного  обеспечения.  Именно  поэтому  большинство интерфейсов существующих программ вызывают серьезные нарекания пользователей. 

С точки зрения здравого смысла хорошим следует считать интерфейс, при работе с которым пользователь  получает  именно  то,  что  он  ожидал.  Представление  пользователя  о  функциях интерфейса можно описать в виде пользовательской модели интерфейса. 

Пользовательская  модель  интерфейса - это  совокупность  обобщенных  представлений конкретного  пользователя  или  некоторой  группы  пользователей  о  процессах,  происходящих  во время  работы  программы  или  программной  системы.  Эта  модель  базируется  на  особенностях опыта конкретных пользователей, который характеризуется: 

-    уровнем подготовки в предметной области разрабатываемого программного обеспечения; 

-    интуитивными моделями выполнения операций в этой предметной области; 

-    уровнем подготовки в области владения  компьютером;  устоявшимися стереотипами работы с компьютером.

Для  построения  пользовательской  модели  необходимо  изучить  перечисленные  выше особенности  опыта  предполагаемых  пользователей  программного  обеспечения.  С  этой  целью используют  опросы,  тесты  и  даже  фиксируют  последовательность  действий,  осуществляемых  в процессе выполнения некоторых операций, на пленку. 

Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе  программной  модели (рис. 1.1) интерфейса  задача  не  тривиальная.  Причем,  чем  сложнее автоматизируемая предметная область, тем сложнее оказывается построить программную модель интерфейса,  учитывающую  особенности  пользовательской  модели  и  не  требующую  слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы. С этой точки зрения объектные интерфейсы кажутся наиболее перспективными, так как в их основе лежит именно отображение объектов  предметной  области,  которыми  оперируют  пользователи.  Хотя  на  настоящий  момент времени их реализация достаточно трудоемка. 

При  создании  программной  модели  интерфейса  также  следует  иметь  в  виду,  что  изменять пользовательскую  модель  непросто.  Повышение  профессионального  уровня  пользователей  и  их подготовки  в  области  владения  компьютером  в  компетенцию  разработчиков  программного обеспечения  не  входит,  хотя  часто  грамотно  построенный  интерфейс,  который  адекватно  отображает сущность происходящих процессов, способствует росту квалификации пользователей. 

Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать.  Именно  нежелание  или  невозможность  следования  интуитивным  моделям выполнения  операций  приводит  к  созданию  искусственных  надуманных  интерфейсов,  которые негативно воспринимаются пользователями. 

Иногда кажется, что единственно доступный для изменения элемент - устоявшийся стереотип работы  с  компьютером.  Однако  ломка  стереотипов - процедура  болезненная.  На  это  стоит решаться,  если  некоторое  революционное  изменение  значительно  расширяет  возможности пользователя или облегчает его работу, например, переход к Windows-интерфейсам существенно упростил  работу  с  компьютером  огромному  числу  пользователей-непрофессионалов.  Ломая  же стереотипы по мелочам или неточно следуя принятой концепции, разработчик рискует оттолкнуть пользователей,  которые  просто  не  будут  понимать,  что  происходит.  В  качестве  примера  можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена на панель Quick Launch (Быстрый Доступ) Windows. 

Критерии  оценки  интерфейса  пользователем.  Многочисленные  опросы  и  обследования, проводимые  ведущими  фирмами  по  разработке  программного  обеспечения,  показали,  что основными критериями оценки интерфейсов пользователем являются: 

-    простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации в памяти;    

-    скорость  достижения  результатов  при  использовании  системы - определяется  количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек; 

-    субъективная  удовлетворенность  при  эксплуатации  системы  удобство работы, утомляемость и т. д.). 

 

 

Рис.1.1. Процесс проектирования пользовательского интерфейса

Причем  для  пользователей-профессионалов,  постоянно  работающих  с  одним  и  тем  же пакетом,  на  первое  место  достаточно  быстро  выходят  второй  и  третий  критерии,  а  для пользователей-непрофессионалов,  работающих  с  программным  обеспечением  периодически  и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий. 

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов  обладают  интерфейсы  со  свободной  навигацией,  а  для  пользователейнепрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции  копирования  файлов  при  прочих  равных  условиях  большинство  профессионалов  используют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объектов» Windows. 

 

Задания для выполнения №1

1.     Разработать модель программиста, модель пользователя и программную модель для обучающе-контролирующей программы. Обучающе-контролирующая программа должна быть разработана в одной из сред ООП (Lazarus, Delphi, VB, С++ и т.д.) с испольованием всех, ранее изученных классов, компонентов и методов. Также программа должна включать теоретический, практический и контролирующий блоки. Модели представить в виде одного из вариантов: текстовое описание, схема, таблица.  

2.     Оформить работу в соответствии с требованиями ЕСПД  (ГОСТ 19.101-

77, ГОСТ 19.102-77, ГОСТ 19.103-77, ГОСТ 19.104-78, ГОСТ 19.10578, ГОСТ 19.106-78, ГОСТ 19.401-78, ГОСТ 19.604-78). При оформлении использовать MS Office или OpenOffice.org.

3.     Сдать и защитить работу.

 

Варианты заданий

1.     Обучающе-контролирующая программа по Lazarus

2.     Обучающе-контролирующая программа по Pascal

3.     Обучающе-контролирующая программа по Word

4.     Обучающе-контролирующая программа по Excel

5.     Обучающе-контролирующая программа по Access

6.     Обучающе-контролирующая программа по Power Point

7.     Обучающе-контролирующая программа по Ramus

8.     Обучающе-контролирующая программа по PhotoShop

9.     Обучающе-контролирующая программа по теме «Компьютер и его ПО»

10. Обучающе-контролирующая программа по теме «История ВТ»

11. Обучающе-контролирующая программа по HTML

 

Содержание и оформление отчета по лабораторной работе Отчѐт должен содержать:

1.     Титульный лист. 

2.     Аннотацию.

3.     Содержание. 

4.     Основную часть, оформленную в соответствии с требованиями ЕСПД  (ГОСТ 19.101-77, ГОСТ 19.102-77, ГОСТ 19.103-77, ГОСТ 19.104-78, ГОСТ 19.105-78, ГОСТ 19.106-78, ГОСТ 19.401-78, ГОСТ 19.604-78).  5. Заключение (описание результатов работы).

Защита отчета по лабораторной работе заключается в предъявлении преподавателю полученных результатов (на экране монитора или у доски),

демонстрации полученных навыков и ответах на вопросы преподавателя

 

Контрольные вопросы

1.     Назовите  основные  типы  интерфейсов.  

2.     Чем  характеризуется  каждый  типа интерфейса? 

3.     Какими средствами реализуется отдельный вид интерфейса? 

 

Время, отведенное на выполнение лабораторной работы

Время, отводимое на выполнение лабораторной работы, определяется в соответствии с программой и календарно-тематическим планированием.

 

Литература

1.        ГОСТ 19.101-77  ЕСПД. Виды программ и программных документов 

2.        ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки

3.        ГОСТ 19.103-77  ЕСПД. Обозначение программ и программных документов 

4.        ГОСТ 19.104-78  ЕСПД. Основные надписи 

5.        ГОСТ      19.105-78  ЕСПД.        Общие        требования          к программным документам 

6.        ГОСТ 19.106-78  ЕСПД. Общие требования к программным документам, выполненным печатным способом 

7.        ГОСТ 19.401-78  ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению 

8.        ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.

9.        ГОСТ 19.604-78  ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполненные печатным способом 

10.    Гагарина Л.Г, Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учеб. пособие / Под ред. Проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011384с.: ил. – (Профессиональной образование)

11.    Гуда, А.Н. Информатика и программирование: Компьютерный практикум / А.Н.Гуда, М.А.Бутакова, Н.М.Нечитайло, А.В.Чернов / Под общ. ред.академика РАН, д.т.н.,проф. В.И.Колесникова. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 240 с.

12.    Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 320 с.: ил.

13.    Фаронов В.В.      Delphi. Программирование на языке высокого уровня / Фаронов В.В.; МОРФ. - СПб.: Питер, 2012 - 640 с.

14.    Онлайн   справочник          по      программированию      на      языке       Delphi. http://www.delphicode.org/components/components.htm

15.    Портал нормативных документов: http://www.opengost.ru/

16.    Проект Lazarus.Su: http://lazarus.su/

 

Основные правила оформления программной документации

 

При  оформлении  текстовых  и  графических  материалов,  входящих  в  программную документацию  следует  придерживаться  действующих  стандартов.  Некоторые  положения  этих стандартов приведены ниже. 

Оформление  текстового  и  графического  материала.  Текстовые  документы  оформляют  на листах формата А4, причем графический матерная допускается представлять на листах формата A3. Поля на листе определяют в соответствии с общими требованиями: левое - не менее 30, правое -  не  менее 10, верхнее - не  менее 15, а  нижнее - не  менее 20 мм.  В  текстовых  редакторах  для оформления записки параметры страницы заказывают в зависимости от устройства печати. При ручном оформлении документов параметры страницы выбирают из соображений удобства. 

Нумерация  всех  страниц - сквозная.  Номер  проставляется  сверху  справа  арабской  цифрой. Страницами  считают,  как  листы  с  текстами  и  рисунками,  так  и  листы  приложений.  Первой страницей считается титульный лист. Номер страницы на титульном листе не проставляют. 

Наименование  разделов  пишут  прописными  буквами  в  середине  строки.  Расстояние  между заголовками и текстом, а также между заголовками раздела и подразделов должно быть равно: 

-    при выполнении документа машинописным способом - двум интервалам;  

-    при выполнении рукописным способом - 10 мм; 

-    при использовании текстовых редакторов - определяется возможностями редактора. 

Наименования  подразделов  и  пунктов  следует  размещать  с  абзацного  отступа  и  печатать вразрядку с прописной буквы, не подчеркивая и без точки в конце. Расстояние между последней строкой текста предыдущего раздела и последующим заголовком при расположении их на одной странице должно быть равно: 

-    при выполнении документа машинописным способом - трем интервалам; 

-    при выполнении рукописным способом - не менее 15 мм; 

-    при использовании текстовых редакторов - определяется возможностями редактора. 

Разделы  и  подразделы  нумеруются  арабскими  цифрами  с  точкой.  Разделы  должны  иметь порядковые номера 1,2, и т. д. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела,  входящего  в  данный  раздел,  разделенные  точкой.  Например: 2.1, 3.5. Ссылки  на пункты, разделы и подразделы указывают, используя порядковый номер раздела или пункта, например, «в разд. 4», «в п. 3.3.4». 

Текст  разделов  печатают  через 1,5-2 интервала.  При  использовании  текстовых  редакторов высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм (шрифты №11-12). 

Перечисления следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой, например: 2), 3) и т. д. - с абзацного  отступа.  Допускается  выделять  перечисление  простановкой  дефиса  перед  пунктом текста или символом, его заменяющим, в текстовых редакторах. 

Оформление рисунков, схем алгоритмов, таблиц и формул. В соответствии с ГОСТ 2.105-79 «Общие требования к текстовым документам» иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть  приведены  как  в  основном  тексте,  так  и  в  приложении.  Все  иллюстрации  именуют рисунками.  Все  рисунки,  таблицы  и  формулы  нумеруют  арабскими  цифрами  последовательно (сквозная  нумерация)  или  в  пределах  раздела (относительная  нумерация).  В  приложении - в пределах приложения. 

Каждый  рисунок  должен  иметь  подрисуночную  подпись - название,  помещаемую  под рисунком, например: 

 

Рис.12. Форма окна основного меню

 

На все рисунки, таблицы и формулы в записке должны быть ссылки в виде: «(рис. 12)» или «форма окна основного меню приведена на рис. 12». 

Если позволяет место, рисунки и таблицы должны размещаться сразу после абзаца, в котором они упоминаются в первый раз, или как можно ближе к этому абзацу на следующих страницах. 

Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение».

Например: 

Рис. 12. Продолжение

 

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для просмотра надо было повернуть страницу по часовой стрелке. В этом случае верхним краем является левый край страницы. Расположение и размеры полей сохраняются. 

Схемы алгоритмов должны быть выполнены в соответствии со стандартом ЕСПД. Толщина сплошной линии при вычерчивании схем алгоритмов должна составлять от 0,6... 1 ,5 мм. Надписи на схемах должны быть выполнены чертежным шрифтом, высота букв и цифр должна быть не менее 3,5 мм. 

Номер  таблицы  размещают  в  правом  верхнем  углу  или  перед  заголовком  таблицы,  если  он  есть. Заголовок, кроме первой буквы, выполняют строчными буквами. 

Ссылки на таблицы в тексте пояснительной записки указывают в виде слова «табл.» и номера таблицы. Например: 

 

Результаты тестов приведены в табл. 4.

 Номер формулы ставится с правой стороны страницы в крутых скобках на уровне формулы. 

                      Например:                    z: =sin (x)+In (y);        (12)

Ссылка  на  номер  формулы  дается  в  скобках.  Например: «расчет  значений  проводится  по формуле (12)». 

Оформление  приложений.  Каждое  приложение  должно  начинаться  с  новой  страницы  с указанием  в  правом  углу  слова «ПРИЛОЖЕНИЕ»  прописными  буквами  и  иметь  тематический заголовок.  При  наличии  более  одного  приложения  все  они  нумеруются  арабскими  цифрами:  ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д. Например: 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  

  

Титульный лист расчетно-пояснительной записки

 

Рисунки  и  таблицы,  помещаемые  в  приложении,  нумеруют  арабскими  цифрами  в  пределах каждого приложения с добавлением буквы «П». Например: 

Рис. П. 12 - 12-й рисунок приложения;

Рис. П .2 - 2-й рисунок 1 -го приложения.

 

Если в приложении приводится текст программы, то каждый файл оформляют как рисунок с наименованием файла и его назначением, например: 

 

Рис. П2.4. Файл menuran.pas- программа движения курсора основного меню.

 

Оформление списка литературы. Список литературы должен включать все использованные источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, пособиях, справочниках и т. д.) должны содержать:  фамилию  и  инициалы  автора,  заглавие  книги,  место  издания,  издательство,  год издания. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого  из  них  со  словами «и  др.».  Издательство  надо  приводить  полностью  в  именительном падеже: допускается сокращение названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). 

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование  статьи,  издания (журнала),  серии (если  она  есть),  год  выпуска,  том (если  есть), номер издания (журнала) и номера страниц, на которых помещена статья.  

При ссылке на источник из списка литературы (особенно при обзоре аналогов) надо указывать порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки; например: [5].

 

Критерии оценки

Устное обоснование результатов работы (ответ на контрольные вопросы):

Устное обоснование ответа не более 5 минут.

Оценка «отлично» выставляется студенту, если:

1.     Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема  программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.     Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при  ведении записей,  сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.     Самостоятельно, уверенно и безошибочно  применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с программами на ПК.

Оценка «хорошо» ставится, если:

1.     Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи 

преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ  конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.     Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.     Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления практических работ.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

1.     Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.     Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.     Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.     Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теории, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории.

5.     Отвечает  неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,  имеющие важное значение в этом тексте.

6.     Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

1.     Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.     Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.     При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

4.     Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.     Полностью не усвоил материал.

 

 

Практическое обоснование результатов работы:

Оценка «отлично» ставится, если студент:

-      творчески планирует выполнение работы; 

-      самостоятельно  и  полностью  использует  знания  программного материала; 

-      правильно и аккуратно выполняет задание; 

-      умеет  пользоваться  справочной  литературой,  наглядными пособиями, компьютером и другими средствами. 

выполнил работу без ошибок и недочетов. допустил не более одного недочета Оценка «хорошо» ставится, если студент:

-      правильно планирует выполнение работы; 

-      самостоятельно использует знания программного материала; 

-      в основном правильно и аккуратно выполняет задание; 

-      умеет  пользоваться  справочной  литературой,  наглядными пособиями, компьютером и другими средствами.

-      выполнил работу полностью, но допустил в ней:

-      не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

-      не более двух недочетов.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

-      допускает ошибки при планировании выполнения работы; 

-      не  может  самостоятельно  использовать  значительную  часть знаний программного материала; 

-      допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; 

-      затрудняется  самостоятельно  использовать  справочную литературу, наглядные пособия, компьютер и другие средства. 

правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

-      не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

-      не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

-      при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

-      не может правильно спланировать выполнение работы; 

-      не может использовать знания программного материала; 

-      допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; 

-      не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, компьютер и другие средства. 

-      допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

-      если правильно выполнил менее половины работы.

-      не приступил к выполнению работы.

-      правильно выполнил не более 10% всех заданий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример технического задания

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ 

1.1. Наименование программы

Наименование - «Программа очистки оперативной памяти». 

1.2. Краткая характеристика области применения программы 

Программа  предназначена  к  применению  в  профильных  подразделениях  АСУ  ТП,  на автоматизируемых объектах ОАО «ХХХХ». 

 

2. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

2.1. Основание для проведения разработки 

Основанием  для  проведения  разработки  является  необходимость  ежечасно  производить очистку и дефрагментацию оперативной памяти ПК для предотвращения замедления работы и повышения производительности системы. 

2.2. Наименование и условное обозначение темы разработки 

Наименование темы разработки - «Разработка программы очистки оперативной памяти». 

Условное обозначение темы разработки (шифр темы) - «А.В.00001». 

 

3. НАЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ

3.1. Функциональное назначение программы 

Функциональным назначением программы является очистка и дефрагментация оперативной памяти ПК, ежечасно, в течении суток. 

3.2. Эксплуатационное назначение программы 

Программа  должна  эксплуатироваться  в  профильных  подразделениях  на  объектах  ОАО «ХХХХХ». 

Конечными  пользователями  программы  должны  являться  сотрудники  профильных  подразделений ОАО «ХХХХХ». 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ

4.1. Требования к функциональным характеристикам 

4.1.1. Требования к составу выполняемых функций 

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций: 

а)   каждый  час,  в  течении  суток,  производить  полную  очистку  и 

дефрагментацию  оперативной памяти ПК. 

б)   производить проверку на наличие ошибки в ходе выполнения

программы. 

4.1.2. Требования к организации входных данных 

Требования к организации входных данных не предъявляются. 

4.1.3. Требования к организации выходных данных 

Требования к организации выходных данных не предъявляются. 

4.1.4. Требования к временным характеристикам 

Требования к временным характеристикам программы не предъявляются. 

 

4.2. Требования к надежности 

4.2.1. Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы 

Надежное (устойчивое)  функционирование  программы  должно  быть  обеспечено выполнением  совокупности  организационно-технических  мероприятий,  перечень  которых приведен ниже: 

а)   организацией бесперебойного питания технических средств; 

б)   регулярным  выполнением  рекомендаций  Министерства  труда  и 

социального развития  РФ,  изложенных  в  Постановлении  от 23 июля 1998 г. «Об  утверждении межотраслевых  типовых  норм  времени  на  работы  по 

сервисному  обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств»; 

в)   регулярным  выполнением  требований  ГОСТ 51188-98. Защита 

информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных

вирусов; 

г)  необходимым уровнем квалификации сотрудников профильных

подразделений. 

4.2.2. Время восстановления после отказа 

Время  восстановления  после  отказа,  вызванного  сбоем  электропитания  технических средств (иными внешними факторами), не фатальным сбоем (не крахом) операционной системы,  не  должно  превышать  времени,  необходимого  на  перезагрузку  операционной системы  и  запуск  программы,  при  условии  соблюдения  условий  эксплуатации  технических  и программных средств. 

Время  восстановления  после  отказа,  вызванного  неисправностью  технических  средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств. 

4.2.3. Отказы из-за некорректных действий оператора 

Отказы  программы  возможны  вследствие  некорректных  действий  оператора (пользователя)  при  взаимодействии  с  операционной  системой.  Во  избежание  возникновения отказов  программы  по  указанной  выше  причине  следует  обеспечить  работу  конечного пользователя без предоставления ему административных привилегий. 

 

4.3. Условия эксплуатации 

4.3.1. Климатические условия эксплуатации 

Климатические  условия  эксплуатации,  при  которых  должны  обеспечиваться  заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации. 

 

4.3.2. Требования к видам обслуживания 

См. Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы. 

 4.3.3. Требования к численности и квалификации персонала 

Минимальное  количество  персонала,  требуемого  для  работы  программы,  должно составлять  не  менее 2 штатных  единиц - системный  программист  и  конечный  пользователь программы - оператор. 

Системный программист должен иметь минимум среднее техническое образование. 

В перечень задач, выполняемых системным программистом, должны входить: 

а)  задача поддержания работоспособности технических средств; 

б)  задачи  установки (инсталляции)  и  поддержания  работоспособности 

системных программных средств - операционной системы; 

в)  задача установки (инсталляции) программы. 

Конечный пользователь программы (оператор) должен обладать практическими навыками работы с графическим пользовательским интерфейсом операционной системы. 

Персонал должен  быть  аттестован минимум на II квалификационную  группу по электробезопасности (для работы с конторским оборудованием). 

 

4.4. Требования к составу и параметрам технических средств 

В состав технических средств должен входить IBM-совместимый персональный компьютер (ПЭВМ), включающий в себя: 

а)  процессор Pentium - 4 с тактовой частотой, 1.2 ГГц , не менее; 

б)  оперативную память объемом, 128 Мб, не менее; 

в)  жесткий диск объемом 40 Гб, и выше;  

г)  оптический манипулятор типа «мышь»; 

д)  наличие 2 COM-портов; 

 

4.5. Требования к информационной и программной совместимости 

4.5.1. Требования к информационным структурам и методам решения 

Требования к информационным структурам на входе и выходе, а также к методам решения не предъявляются. 

4.5.2. Требования к исходным кодам и языкам программирования 

Исходные коды программы должны быть реализованы на языке Visual Basic 6. В качестве интегрированной среды разработки программы должна быть использована среда Microsoft Visual Basic 6.0 (локализованная, русская версия). 

4.5.3. Требования к программным средствам, используемым программой 

Системные  программные  средства,  используемые  программой,  должны  быть представлены локализованной версией операционной системы Windows 98 или Windows Me. 

4.5.4. Требования к защите информации и программ 

Требования к защите информации и программ не предъявляются. 

 

4.6. Специальные требования 

Специальные требования к программе не предъявляются. 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

5.1. Предварительный состав программной документации  Состав программной документации должен включать в себя: 

1)         техническое задание; 

2)         спецификация; 

3)         текст программы; 

4)         описание программы; 

5)         программу и методики испытаний; 

6)         пояснительная записка; 

7)         ведомость эксплуатационных документов; 

8)         формуляр; 

9)         описание применения; 

10)     руководство системного программиста; 

11)     руководство программиста; 

12)     руководство оператора

5.2. Специальные требования к программной документации 

Специальные требования к программной документации не предъявляются. 

 

6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Ориентировочная экономическая эффективность 

Ориентировочная экономическая эффективность не рассчитываются. 

6.2. Предполагаемая годовая потребность 

Предполагаемое  число  использования  программы  в  год – круглосуточная  работа программы на одном рабочем месте. 

6.3. Экономические преимущества разработки 

Экономические преимущества разработки не рассчитываются. 

 

7. СТАДИИ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ

7.1. Стадии разработки 

Разработка должна быть проведена в три стадии: 

1)  разработка технического задания;  2)  рабочее проектирование;  3)  внедрение. 

 7.2. Этапы разработки 

На  стадии  разработки  технического  задания  должен  быть  выполнен  этап  разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания.  

На  стадии  рабочего  проектирования  должны  быть  выполнены  перечисленные  ниже этапы работ: 

1)     разработка программы; 

2)     разработка программной документации;  3)  испытания программы. 

На  стадии  внедрения  должен  быть  выполнен  этап  разработки - подготовка  и  передача программы. 

7.3. Содержание работ по этапам 

На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы: 

1)        постановка задачи; 

2)        определение и уточнение требований к техническим средствам; 

3)        определение требований к программе; 

4)        определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неѐ; 

5)        выбор языков программирования; 

6)        согласование и утверждение технического задания. 

На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по программированию и отладке программы. 

На  этапе  разработки  программной  документации  должна  быть  выполнена  разработка программных документов в соответствии с требованиями ГОСТ 19.101-77 и требованием п. «Предварительный состав программной документации» настоящего технического задания. 

На  этапе  испытаний  программы  должны  быть  выполнены  перечисленные  ниже  виды работ: 

1)       разработка, согласование и утверждение программы и методики испытаний; 

2)       проведение приемо-сдаточных испытаний; 

3)       корректировка программы и программной документации по результатам испытаний. 

На  этапе  подготовки  и  передачи  программы  должна  быть  выполнена  работа  по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию. 

 

7.4. Исполнители 

Руководитель разработки  

                      Начальник ХХХХ                                                        Хххххххх Х.Х. 

Ответственный исполнитель 

                      Начальник гр. РиВ АСУТП                                           Хххххххх Х.Х. 

Исполнитель 

                      Вед. инженер ХХХХ                                                     Хххххххх Х.Х. 

 

8. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ

8.1. Виды испытаний 

Приемо-сдаточные  испытания  программы  должны  проводиться  согласно разработанной и согласованной «Программы и методики испытаний». 

Ход проведения приемо-сдаточных испытаний документируется в Протоколе  проведения испытаний. 

8.2. Общие требования к приемке работы 

После  проведения  испытаний  в  полном  объеме,  на  основании

«Протокола  испытаний» утверждают «Свидетельство  о  приемке»  и  производят  запись  в  программном  документе «Формуляр». 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Текст программы

 

 

 

 

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОГРАММНАЯ

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОГРАММНАЯ

Со временем по мере совершенствования аппаратных средств появилась возможность создания интерактивного программного обеспечения, использующего специальные пользовательские интерфейсы

Со временем по мере совершенствования аппаратных средств появилась возможность создания интерактивного программного обеспечения, использующего специальные пользовательские интерфейсы

Проработать основные понятия. 2

Проработать основные понятия. 2

Для построения пользовательской модели необходимо изучить перечисленные выше особенности опыта предполагаемых пользователей программного обеспечения

Для построения пользовательской модели необходимо изучить перечисленные выше особенности опыта предполагаемых пользователей программного обеспечения

В качестве примера можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена…

В качестве примера можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена…

Рис.1.1. Процесс проектирования пользовательского интерфейса

Рис.1.1. Процесс проектирования пользовательского интерфейса

Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объектов»

Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объектов»

ГОСТ 19.105-78, ГОСТ 19.106-78,

ГОСТ 19.105-78, ГОСТ 19.106-78,

Иванова Г.С. Технология программирования:

Иванова Г.С. Технология программирования:

Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой

Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы

Если в приложении приводится текст программы, то каждый файл оформляют как рисунок с наименованием файла и его назначением, например:

Если в приложении приводится текст программы, то каждый файл оформляют как рисунок с наименованием файла и его назначением, например:

Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы…

Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы…

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки

Оценка « хорошо » ставится, если студент: - правильно планирует выполнение работы; - самостоятельно использует знания программного материала; - в основном правильно и аккуратно выполняет…

Оценка « хорошо » ставится, если студент: - правильно планирует выполнение работы; - самостоятельно использует знания программного материала; - в основном правильно и аккуратно выполняет…

- не приступил к выполнению работы. - правильно выполнил не более 10% всех заданий.

- не приступил к выполнению работы. - правильно выполнил не более 10% всех заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример технического задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример технического задания

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

ВВЕДЕНИЕ 1.1. Наименование программы

ВВЕДЕНИЕ 1.1. Наименование программы

Требования к временным характеристикам

Требования к временным характеристикам

Условия эксплуатации 4.3.1

Условия эксплуатации 4.3.1

Требования к исходным кодам и языкам программирования

Требования к исходным кодам и языкам программирования

Экономические преимущества разработки не рассчитываются

Экономические преимущества разработки не рассчитываются

На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию

На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Текст программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Текст программы

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса

Лабораторно-практическое занятие. Пользовательская и программная модели интерфейса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017