Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На каждой ступени гаммы, как известно, можно построить 7-аккорд. Если принять за тонику нижний звук 7-аккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму:Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На каждой ступени гаммы, как известно, можно построить 7-аккорд. Если принять за тонику нижний звук 7-аккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму:
1.docx
Лады. Диатоническая система
Импровизационная линия включает в себя различные
гаммообразные построения. На каждой ступени гаммы, как
известно, можно построить 7аккорд. Если принять за тонику
нижний звук 7аккорда, то между крайними звуками аккорда
образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную
мажорную гамму:
Образованные таким образом гаммы соответствуют различным
ладам.
К мажорным ладам относятся ионийский (натуральный мажор),
лидийский, миксолидийский; к минорным ладам эолийский
(натуральный минор), дорийский, фригийский.
Лидийский лад (рис. 1г) отличается от натурального мажора
пониженной VII ступенью и соответствует 7аккорду IV
ступени.Миксолидийский лад (рис. 01д) отличается от натурального
мажора пониженной VII ступенью и соответствует 7аккорду V
ступени.
Дорийский лад (рис. 01б) отличается от натурального минора
повышенной VI ступенью и соответствует 7аккорду II ступени.
Фригийский лад (рис. 01в) отличается от натурального минора
пониженной II ступенью и соответствует 7аккорду III ступени.
Особое место занимает уменьшенный лад, опорные звуки
которого соответствуют уменьшенному 7аккорду:
Уменьшенный лад строится на чередовании тона и полутона.
Существуют три различные позиции уменьшенного лада: от
звуков С, Dбемоль и D
Уменьшенный лад употребляется при обыгрывании как
уменьшенного 7аккорда (о), так и малого мажорного 7аккорда
(х) с альтерированными звуками: бемоль 5, бемоль 9, диез 9 или
диез 11Представляет интерес также лад, соответствующий малому 7
аккорду VII ступени. Этот лад называется локрийским. В
основе локрийского лада лежит уменьшенная квинта (рис. 01
ж).
При альтерации квинты (бемоль 5, диез 5) в хаккорде может
быть употреблена целотонная гамма:
Изучение ладов одного из важнейших элементов импровизации
является крайне необходимым для джазового музыканта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.