"Лакрал халкьуннал дак1нихсса творчество"
Оценка 4.7

"Лакрал халкьуннал дак1нихсса творчество"

Оценка 4.7
docx
30.07.2024
"Лакрал халкьуннал дак1нихсса творчество"
бинарный урок ПУТЕШЕСТВИЕ.docx

МБОУ «Гимназия №11»

г. Махачкала

Республика Дагестан

БИНАРНЫЙ УРОК

Урок внеклассного чтения аварской литературы в 9 классе.

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АУЛ ТВОРЧЕСТВА

ФАЗУ АЛИЕВОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провели: учителя аварского языка и литературы МБОУ «Гимназия №11» Казанбиева Шамай Расуловна и Манапов Магомед Булачович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИНАРНЫЙ УРОК

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АУЛ ТВОРЧЕСТВА ФАЗУ АЛИЕВОЙ» в 9 классе.

Урок внеклассного чтения

Проводят: учителя аварского языка и литературы МБОУ «Гимназия №11» Казанбиева Шамай Расуловна и Манапов Магомед Булачович.

 

Тема: Путешествие в аул творчества Фазу Алиевой.

Тип урока: Нетрадицонный урок внеклассного чтения.

Цели: 1) обобщить ранее полученные знания о произведениях Ф.Алиевой.

            2) определить культурный код творчества Фазу Алиевой.

Задачи: 

Образовательные

  • систематизировать знания учащихся о творчестве Ф. Алиевой;
  • развивать умение работать с поэтическим произведением;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • расширить круг чтения детей.

 

Развивающие

  • развивать устную речь: орфоэпическое правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря, диалогическую речь;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;

 

Воспитательные

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы через уроки внеклассного чтения;
  • воспитывать любовь и уважение к поэзии Фазу Алиевой, поэтическому слову;
  • воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;
  • воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах;

 

 

 

Участники:

Шамай Расуловна -в образе Фазу.

Магомед Булачович- путеводитель по аулу творчества Фазу.

Учащиеся- путешественники.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Гид: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проведем нетрадиционный урок аварской литературы. Урок внеклассного чтения. На сегодняшнем уроке мы с вами будем путешествовать по аулу творчества Фазу Алиевой, где вы в роли путешественников, я- в роли путеводителя. А также, Шамай Расуловна -в образе Фазу. Но с ней мы встретимся чуть позже. Она нам поможет раскрыть некоторые тайны произведений. В сегодняшнем путешествии мы с вами откроем новые стороны творчества поэтессы. Для этого мы посетим несколько саклей в ауле творчества Фазу. В каждой сакле мы найдем сундучки поэтессы.

2.Объявление темы, целей урока.

Гид: Цель нашего путешествия: определить культурные коды творчества Фазу Алиевой. Для достижения этой цели мы будем использовать различные методы и приемы, например-методы театральной педагогики.

3.Актуализация знаний. Повторение пройденного ранее материала.

Гид: Скажите, пожалуйста, что раньше брали с собой наши предки, когда отправлялись в путь?

Ученики: Хурджины с едой.

Гид: Правильно, а мы с вами сегодня с собой возьмем хурджины знаний. Для того, чтобы начать наше путешествие, давайте повторим биографию поэтессы. (вопросы по биографии и произведениям поэтессы).

         4. Работа над темой урока.

Гид: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Теперь мы можем смело начать наше путешествие.

(Идет Фазу).

Фазу: Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы собираетесь в гости в аул моего творчества. Вот я и пришла вас встретить. Надеюсь, сегодняшнее ваше путешествие будет очень интересным.

Гид: И так, мы начинаем наше путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы здесь видите малую Родину Фазу- Гиничутль. Именно оттуда и начался путь поэтессы.

Ученики: Фазу, с чего начался ваш путь?

Фазу: О, эти аульские тропинки, что резьбою остались в моем сердце; никакие годы, так быстро и незаметно летящие, не смогли стереть из памяти эти путеводные ниточки. Где бы я ни была, какие только дороги ни преодолевала, мне мерещилось, что я иду по тем тропинкам. И в далекой Австралии, и в экзотической Бразилии я как бы шла по родным тропинкам, полная негасимым чувством любви к ним. Они все лучезарнее светятся под моей печалью и тоской, и горькая мысль, что я вряд ли еще смогу пройти по ним в аул, печалит мое сердце. Эта печаль моя светла, и благодарно я поднимаю к небу руки: “Альх1амдулиллагь, Всевышний, я еще жива вашей милостью, я еще вижу с этих узких тропинок весь мир. Знаю, что я их унесу с собой в небытие.

«Дун дур кьурабазул гьит1инаб ч1имих,

Дур галаназулъ дун гамач1лъун ч1ела.

Дун дур хурдузулъа цо щубил горо,

Дур къеч буссине дун ц1адлъун чвахила»

 

Гид: Ребята, смотрите, мы нашли первый сундучок на аульском годекане. А вы знаете, что такое годекан и для чего там раньше люди собирались?

Ответы учащихся.

Давайте откроем первый сундучок. (В сундуке- стихотворение про аул. Учащиеся читают по очереди).

Гиничукь, Гиничукь- дун г1ураб росу,

Дир коч1ол байбихьи, т1оцебесеб мац1,

Дир т1инк1араб маг1у, угьараб х1ухьел,

Дир релъи, дир гьими, гьуинаб макьу.

Ва макьу к1очарал халатал сардал.

Росу, мун абула гьит1инаб бугин,

Гьит1инлъи-к1одолъи сунца борцунеб!

Рукъзабазул къадар къуватаб гьеч1о,

Гьеб кверзул килщазда рик1к1ине к1вела.

Г1адамазул ц1арал ц1ик1к1арал гьеч1о,

Гьел бурт1ил т1омода т1ад хъван лъуг1ила.

Амма ях1гин намус, иях1гин сабру

Борцани, ц1анани дур ц1адир ц1адираби

Ц1ан ина ракьалде г1одоре бак1лъун,

Мун бук1ина бищун к1удияб шагьар,

К1удиял ишазда гьоркьоб рехсараб.

Гид: Ребята, давайте поговорим об этом стихотворении.

Вы поняли, о чем это стихотворение? Какую роль играет, по словам поэтессы, аул в ее жизни?

А какую роль в вашей жизни играет ваш родной аул?

Давайте определим культурный код этого стихотворения.

Гид: А, вот, мы у первой сакли. Прочитайте, что написано на воротах сакли. «Умумузул бицен буго, щивав инсанасе, гьев ракьалде вач1индал, Бет1ергьанас кьола лъабго рах1мат. Гьел ккола: эбел-эмен, рахьдал мац1 ва Ват1ан». Как вы понимаете смысл этих слов?

И так, мы заходим в первую саклю. И вот, мы нашли очередной сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундуке (учащиеся по очереди читают строчки из стихотворения).

Дун гьаюраб къоялъ, къулун т1адегун,

Т1егьилан абуна, дида эбелалъ,

Гьеб раг1и бук1ана маг1арул мац1алъ,

Маг1арул ч1ужуялъ ч1ух1ун абулеб.

Дун якъараб мехалъ, хахе меседан,

Дие каранзул рахь кьуна эбелалъ,

Бач1ана дихъе доб рахьдада цадахъ

Дир умумузул мац1, дир маг1арул мац1.

Дица гьеб мац1алда бакъул ч1оразде,

Дах1аян рит1ана гьит1инал кверал.

Каранде дунги къан, инсуца дие,

Гьеб мац1алъ ц1алана ц1одорал харбал.

Гьеб мац1 дие кьуна маг1арулаца

Маг1арул намусгун, бечедаб ирслъун.

Бац1ц1адго ц1уне гьеб, бечед гьабе гьеб

Гьелда ах1е дуца х1асратаб кеч1ан.

 

Гид: Ребята, вы поняли смысл этих строк?  О чем говорит поэтесса?

Определите культурный код этого стихотворения.

Какую роль в вашей жизни играет родной язык? Как часто с вами родители разговаривают на родном языке? Насколько хорошо вы владеете своим родным языком?

Фазу: Биччанте гьеб дагьаб хъач1аб бук1ине,

Хъач1ал кьурабазда г1ураб бук1ине,

Г1агараб рахьдал мац1, дир маг1арул мац1,

Дир рек1елъ бессараб бидулъ бетараб,

Дицаги кьела мун рахьдада цадахъ

Дирго лъималазе, ма, босейилан.

 

Родной язык! Именно с него и начался мой земной путь. С колыбельной песни мамы на родном языке. Именно эта песня на родном мне аварском языке провела меня в далекий путь. Но, где бы я ни находилась, она всегда была в моем сердце. И я часто издалека слышала эту песню.

Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы еще маленькие-маленькие…и вспоминайте колыбельную песню, которую пела вам ваша мама.

Я спою вам пару строчек из колыбельной песни моей мамы.

Гид: Ребята, а вы знаете слова других поэтов про родной язык?                      

Гид: Ребята, мы идем дальше, в следующую саклю. И здесь какая-то надпись на камне над дверью: «Гьобол вокьуларесул бокьобе г1азу баги». Как вы думаете, в чем заключается смысл этих слов?

И так, открываем сундучок (учащиеся по очереди читают стихотворение).

Ват1ан, мун бокьизе т1оцебе дида
Лъицадай малъараб гьаб дунялалда?
Лъица, абадиялъ унареб х1алалъ,
Дир х1асратаб рек1елъ бик1араб дур ц1ар?


Т1оцебе ихдалил хабарги босун,
Рохалил чапарлъун муг1рузде щолеб
Мукъуралда сверун маржанал рараб,
Милъиршоялъищ гьеб дида малъараб?
Бабаян абизе жеги лъалелде,
Дир рек1елъе жанир кьалбалги риччан,
Дуде бугеб рокьул гъвет1 бижун ана,
Гьанжени гьелда т1ад пихъал рарщана!

Ц1вабзазул сордоялъ сих1 къот1ун ч1араб
Сабураб, х1алимаб эбелаб ракьалъ,
Мун бокьаян абун аманат гьабун,
Дир рек1елъ васигат хъванищ бук1араб?
Хирияв инсуца кодойги ячун
«Дун г1адин ват1анги, хиралъе дуян»
Революциялъул ц1елъ лъадарараб
Ц1а г1адаб рокьийищ дихъе кьун тараб?

Гид: И так, вы, наверное, сразу поняли о чем данное стихотворение. Давайте определим культурный код данного стихотворения. И, давайте, мы с вами споем 2 куплета из этого стихотворения.

Фазу: (Беседа о роли Родины в нашей жизни).

Гид: Ребята, может, вы знаете пословицы о Родине?

Гид: И вот, мы у следующей сакли. Надпись: «Гъасда ц1а гьеч1ого, т1охда к1к1уй бук1унареб». Что означают эти слова? От этой сакли веет теплом, значит, нас ждет что-то очень интересное…

Откроем следующий сундук (учащиеся по очереди читают стихотворение).

Г1азу г1адинаб хъах1аб, нахъа терек угьараб,

Расен гьабун ясаца, халатаб симис бараб,

Шал кодобеги босун, хьваг1ун бот1рода ч1вана

Лага т1урк1араб г1адин, дун йорхалъун яч1ана.

Маг1арул шал-ясазул лугбузда т1ад кьурдулеб,

Маг1арул шал васазда сири базе гьабулеб.

Маг1арул шал, хъах1аб шал, гьеб рохалил г1аламат,

Бертин гьабулеб къоялъ, гьеб къват1ибе бахъула.

Маг1арул шал-дир намус, маг1арул шал-дир къуват,

Маг1арул шал-дир сабру, маг1арул шал- дир ц1ад бакъ.

Маг1арул шал, сабураб шал, муг1рул шал, къуватаб шал,

Чан форма хисаниги, чан векал свераниги,

Маг1арул г1адамалъул бет1ералда мун г1адин,

Щибго рекъезе гьеч1о.

Гид: Давайте определим культурный код данного стихотворения.

 

Фазу: Маг1арул шал, дица мун

Цо-цо гъансиниб лъуна,

Гъалалги бакъуй гьурщун,

Дун г1емерай хьвадана.

Амма бищун йохарал

Къояз хъах1аб шал ч1вана,

Къварилъи бач1арабго ч1ег1ералде яккана…

Дагъистаналъул ясал,

Нужеде дир аманат,

Улбуца нахъе тарал,

Шалазул къимат гьабе.

(Беседа о значении белого платка в жизни горянки).

Гид: Ребята, и вот, мы заходим в последнюю саклю. В этой сакле нет сундука. Здесь уже нет Фазу. Но здесь жива память о Фазу. Давайте мы послушаем саму Фазу. Посмотрите на экран. (Фазу Алиева читает стихотворение «Кладбище»).

Гид: Ребята, давайте определим культурный код и этого стихотворения.

Фазу Алиева покинула этот бренный мир. Но память о выдающейся поэтессе и человеке жива. Как вы думаете, благодаря чему? (следу, которая она оставила на земле). Ребята, нам всем очень важно оставить после себя хотя бы маленький, но какой-нибудь хороший след после себя.

Фазу: (Беседа о жизни и любви к своему народу).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Гид: И так, какие коды творчества Фазу Алиевой мы сегодня определили?

Как вы думаете, какая из этих ценностей играет в нашей жизни самую важную роль? Или все это взаимосвязано?

Ребята, напишите в своих тетрадях впечатления о сегодняшнем уроке, а также небольшое сообщение «Моя Фазу». Какой запомнилась вам Фазу? И какая Фазу вам больше понравилась?

В какой сакле вам было интересно?

Что понравилось?

Что больше всего произвело на вас впечатление?

 Что нового познали для себя?

Я очень надеюсь, что сегодняшнее путешествие по аулу творчества народного поэта РД было для вас очень интересным и что вы наполнили ваши хурджины знаний наполнили новыми знаниями и находками. Домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Наше путешествие по аулу творчества Фазу Алиевой». Спасибо вам за урок, с вами интересно было работать.

Заключительное слово Фазу.

 

Самоанализ урока:

Этот урок был очередным по проекту «Уроки Доброты и Счастья». В столь тревожное для Родины время он был посвящен патриотическому воспитанию. Потому что, сегодня очень важна любовь к Родине-ведь она начинается с большой любви к малой родине. Для каждого из нас она начинается с тропинок родного аула.

На уроке мы использовали методы театральной педагогики, с помощью которых мы определили культурные коды стихотворений (творчества) Фазу Алиевой.

Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.


 

МБОУ «Гимназия №11» г. Махачкала

МБОУ «Гимназия №11» г. Махачкала

"Лакрал халкьуннал дак1нихсса творчество"

"Лакрал халкьуннал дак1нихсса творчество"

БИНАРНЫЙ УРОК «ПУТЕШЕСТВИЕ В

БИНАРНЫЙ УРОК «ПУТЕШЕСТВИЕ В

Участники: Шамай Расуловна -в образе

Участники: Шамай Расуловна -в образе

Гид: И так, мы начинаем наше путешествие

Гид: И так, мы начинаем наше путешествие

Г1адамазул ц1арал ц1ик1к1арал гьеч1о,

Г1адамазул ц1арал ц1ик1к1арал гьеч1о,

Гьеб мац1алъ ц1алана ц1одорал харбал

Гьеб мац1алъ ц1алана ц1одорал харбал

Ват1ан, мун бокьизе т1оцебе дида

Ват1ан, мун бокьизе т1оцебе дида

Маг1арул шал васазда сири базе гьабулеб

Маг1арул шал васазда сири базе гьабулеб

Ребята, нам всем очень важно оставить после себя хотя бы маленький, но какой-нибудь хороший след после себя

Ребята, нам всем очень важно оставить после себя хотя бы маленький, но какой-нибудь хороший след после себя

учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2024