Легенды и были Урала (методическая разработка в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческой направленности)
Оценка 5

Легенды и были Урала (методическая разработка в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческой направленности)

Оценка 5
doc
14.06.2022
Легенды и были Урала  (методическая разработка  в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческой направленности)
легенды и были урала .doc

Муниципальное учреждение дополнительного образования

"Центр детского творчества Орджоникидзевского района" города Магнитогорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легенды и были Урала

 

(методическая разработка
в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческой направленности)

 

 

 

Составила:

Курбатова Л.П.,

заведующий отделом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск


ОГЛАВЛЕНИЕ

Тайна Джабык-Карагая. 3

Жаркаин. 5

Сказание об Иремеле. 7

Река Агидель. 8

Арский или Пугачевский камень (близ г. Белорецка) 8

Озеро Банное. 9

Легенда о «Чертовом пальце». 16

Как купцы у башкир меха приобрели. 17

Почему карта Башкирии похожа на козью шкуру. 17

Дорога Канифы (первая версия) 18

Дорога Канифы (вторая версия) 18

Как была продана гора Яман-Тау. 19

Легенда абзаковской лиственницы.. 21

Как возникли луна и Уральские горы. 23

Происхождение башкир. 24

Озеро Соленое. 25

Форпост русских на Южном Урале. 29

Южный Урал в далеком прошлом. 34


Тайна Джабык-Карагая

 

…Шумит старый бор. Могучие сосны, раскачиваясь разлапистыми кронами, роняют желтые отсохшие иголки. Иголки шелестят, падая на стройные, юные сосенки. Потом сваливаются на кустики и, сорвавшись с их листочков, падают на мягкую землю. Зимой и летом, утром и вечером среди вековых деревьев стоит неумолчный шум. Даже в глубокую полночь он ни на минуту не смолкает. Бор шумел и тогда, когда к его мрачным границам подошли несметные полчища скуластых конников. Гортанные возгласы орды Батухана вплелись в шелест кустов: один из предводителей орды - хан Джебе - решил здесь разбить свой бивуак. Хан Субутей прошел немного дальше. Но и он вскоре остановился: лес дальше не пускал. На темный бор в предгорьях Урала опустилась ночь. Уснули воины, не видели они, как серые тени скользнули к их бивуакам, не слышали, как тревожно вскрикнули кони. Нет, это не дикие звери подкрались к воинам, это проклятые урусуты, не желающие признать власть Золотой орды, бесшумно напали на татар. В предрассветном сумраке мелькнули дубинки, дико заржали кони, возгласы воинов заполнили лес. Но урусуты изчезли так же внезапно, унося много оружия. Когда наступил рассвет и улеглась паника, взбешенный Субутей приказал догнать урусутов. Многочисленный отряд метких лучников, набив колчаны длинными стрелами со стальными наконечниками, устремился в погоню. К полудню, растеряв в непроходимых дебрях коней, оборванные воины добрались до горы, на вершине которой укрепились урусуты. Стрелы со зловещим свистом полетели к ним, но... не долетев и до половины пути, сникли, воткнулись а склон горы. Зато навстречу воинам полетели тяжелые рыжеватые камни. Завязалось сражение. К вечеру лишь несколько воинов вернулось на бивуак. Пав ниц перед Субутеем, они рассказали о странной Шайтан-горе, которая обладает непонятной силой, отводя в сторону летящие стрелы. В дикой злобе, отхлестав воинов нагайкой, хан Субутей снарядил конника к хану Джебе с приказом на рассвете поджечь лема: он уже убедился, что эти огромные черные деревья не берет даже русский топор, и стрелы с железными наконечниками отскакивают от них.                                       Джебе эстафетой передал приказ дальше, и на рассвете на всем пространстве между нынешними городами Троицком и Верхнеуральском забушевали невидимые пожары. По преданию, хан Джебе жестоко поплатился за это: его вместе с конем придавило, падая, огромное горящее дерево. С той самой поры бор и называется Джабык - Карагайским. "Карагай" в переводе «черный» (неблагодарный) лес. Сейчас о тех временах напоминают лишь названия железнодорожных станций близ г.Магнитогорска - Джабык и Субутак. Потерпев поражение на поле Куликовом, ушли завоеватели. Места, опустошенные пожарами, заняли 'молодые деревья. У речушек и озерков, за которыми на вечные времена закрепились татарские названия, возникли поселения. И опять с шумом падала черная сосна. На этот раз с другое целью: и по наше время во многих старинных селах Южноуралья непоколебимо стоят триста и более лет назад рубленные "в крест" дома...         

Не стало черной сосны. Лишь на вершине четвертого увала осталось три деревца этой породы. Они слушали посвисты атамана-разбойника Стрельникова, грабившего купцов и почтовые кареты. Далеко видно с четвертого увала. И лишь только из большой казачьей станицы Анненки выходил обоз, весь об этом особыми сигналами передавалась с увала атаману. Но прошли те времена. Рассыпалась разбойничья шайка. И, может быть, лишь эти три сосны знают, где Стрельников закопал свой клад. Мелодично шумят последние сосны Джабык-Карагая, и невозможно понять их рассказ.


Жаркаин

 

          Много песен сложено о березе. Ее еще называют деревом влюбленных. На востоке от села Аскарово стоит колодец, называют его святым. Вода в нем чистая и целебная, от всех болезней помогает, а рядом береза печальная стоит – зовут ее Жаркаин (береза влюбленных) по-казахски. С чего бы это березу так прозвали?

Давным-давно это было. Жил здесь в богатой большой юрте бай Мурат с красавицей дочерью Айслу. Прекрасная, как луна, добрая в мать, которую жестокость Мурата-бая давно загнала в могилу. Все люди у него были в долгах, ходили в лохмотьях, жили впроголодь, хотя работали день и ночь. Был среди них веселый и смелый джигит Еркен. Он один не гнул спину перед баем. С ним всегда была его любимая домбра и песня на устах. Такого гордого и неунывающего джигита полюбила Айслу. Заворожил он своими песнями ее сердце. Жители аула спрашивали Еркена:

- Ты простой и бедный джигит, а на тебя дочка Мурат-бая заглядывается, уж не хочешь ли ты на ней жениться?

­- А что же и посватаюсь. Она мне по душе.

- А где же ты калым возьмешь?

-  Вы правы, нет у меня отары овец и табуна лошадей, но есть песни вольные и руки сильные.

С таким словами пошел Еркен сватать Айслу.

          Засмеялся Мурат-бай, затем рассвирепел от такого нахальства Еркена:

- Да ты как смел о моей дочери думать, собачье отродье. Прочь отсюда!

          Еркен ответил ему, что уйдет от него, но только не один, а вместе с его дочерью, которая любит его.

- Это правда? – спросил Мурат-бай Айслу.

- Да, это правда, - ответила Айслу, глядя, смело в глаза отцу.

          Бай прогнал юношу, а дочь закрыл в юрте и поставил слуг сторожить. Темной ночью похитил смелый джигит девушку. Узнав о побеге дочери, Мурат-бай страшно рассердился и решил расправиться с Еркеном. Велел подать ядовитого зелья, развел его кумысом, налил в бурдюк и поскакал на розыски молодых. К вечеру бай услышал в степи песню и поехал на встречу и застал беглецов. Еркен пел о своей любви, а Айслу, положив ему на колени голову, слушала.

          Мурат подошел к ним с улыбкой и сказал:

-         Не бойтесь, дети мои. Я к вам приехал не со злобой. Мое сердце простило вас. Теперь, джигит, в знак примирения выпей чашку кумыса.

Отпил Еркен половину пиалы, задрожали руки, подкосились ноги, затуманились глаза. Схватила пиалу Айслу.

­- Не пей! - закричал отец.

- Нет, отец, у меня с Еркеном все пополам, и кумыс, и жизнь.

          Выпила и упала замертво рядом с неподвижным Еркеном, а Мурат вскочил на коня и сказал: «Так вам и надо, пусть вас волки раздерут на куски, вороны выклюют глаза».

          Сам поскакал к стойбищу. А там переполох, из колодца ушла вода. Долго мучался Мурат-бай, никак не мог уснуть. Как только закроет глаза, так появляются молодой джигит и красавица дочь.

- Надо бы тела в землю зарыть, – подумал бай – может, это в наказанье ушла вода из колодцев.

          Приехал Мурат-бай к месту, где оставил мертвых беглецов, а молодых людей уж нет, только бьет из-под земли чистый и светлый родник, а над ним шумит высокая красавица береза, склонив в печали ветки свои, а на березе соловей песни поет. Поняли люди, что это песня о любви, которая сильней смерти. Прогнали люди бая, а сами поселились у родника, который стал их колодцем навечно. С тех пор это место зовут «Жаркаин» - береза влюбленных

 

.

Сказание об Иремеле

 

          Люди говорят, будто  в большой горной стране Сыростан, что лежала в самом сердце Камнягор (Урала), жил когда-то давным-давно старик по прозвищу Иремель. Жил он долго. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила покинула старика. И любил он жизнь, как может любить ее молодой джигит. Но еще большую любовь он питал к своей дочери Агидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, из которого он черпал свои силы. Она ведь была продолжением его рода, его народа. Мать Агидель умерла давно, и отец один растил свою дочь. Он научил ее храбрости, по силе равной джигиту, по уму не уступающей мудрецам. Научил ее любить родные горы больше, чем свою жизнь. Так и жила, она, как и все девушки его племени.

Но замолкли песни Агидель, не до песен стало людям. Примечал народ, что с каждым годом становилось все жарче. От зноя изнемогали степь и горы. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Словно большое-большое чудовище дышало огромной пастью, из которой шел дым, огонь и раскаленный ветер…

          И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха и заговорила, шамкая губами: «Только живая вода может спасти людей от засухи и смерти. Смерть несет дракон, который погибнет только от живой воды». И люди попросили Агидель идти за волшебной водой. После долгих скитаний, убив злого дракона, она принесла людям своего племени спокойствие и счастье, и привела за собой реку с хрустально чистой водой. И люди назвали реку ее именем Агидель. И на горе Таганай семь древних мудрецов наградили ее самой большой наградой их племени – крылом редкой и смелой птицы.

Гору же, на которой Агидель жила с отцом, и по сей день зовут Иремелем.

 

 

Река Агидель

 

          Башкирское название Агидель в переводе обозначает «Большая белая река». Легенда гласит: давно жил на свете великан Урал. Было у него  две взрослые дочери. Часто спорили они, кому из них быть старшей. И решил Урал выпустить их на волю посмотреть, как они будут вести себя и тогда решить вопрос о старшинстве. Отодвинул великан гранитные ворота и выпустил дочерей на волю. И решил отец силу и упорство их испытать: то скалу гранитную на пути бросит, то болотцем путь преградит. И видит отец: та, что на юг побежала, стала не только могучей и выносливой, но и сердцем посветлела, красотой да лаской весь край заворожила. А вторая стала строптивой и своенравной – на скалы бросается, почернела вся, струи ее стали холодными. И пророкотал тут Урал: «Не годами прожитыми, а делами сделанными приобретается большинство. Одну из вас за светлую душу, прозвали Агиделью, а другую за суровый нрав Каранделья. А теперь сливайтесь воедино, и быть Агидели  за старшую сестру».

 

 

Арский или Пугачевский камень (близ г. Белорецка)

 

          Раньше под Арским камнем Белая текла. С этой высокой скалы по приговору Пугачева сбрасывали в реку бар и их «прихвостней».

И еще я слышал легенду, что часто на Арском камне перед самым восходом солнца Е. Пугачев стоит и ждет рассвета. Дождется, улыбнется красному солнышку и исчезает в утреннем тумане.


Озеро Банное

 

          Чудесен пейзаж Урала с его живописными горами, покрытыми густыми темно-зелеными лесами, буйными реками, многочисленными озерами. Миром легенд катится вся эта даль, заставленная синими горами. Здесь каждый камень веет чудесной сказкой, чарующим преданием.

          Давным-давно, там, где сейчас шумит голубая волна Банного озера, и ветер поет свою бесконечную песню, родилась эта легенда. В те далекие времена спал наш Урал как могучий богатырь-великан. Не будили его гудки паровозов, не душили заводские трубы, не сверкали огни городов. Не было в ту пору Банного озера – большой чаши с хрустальной чистой водой, а был густой темный лес.

Жил там в землянке старик-охотник с дочкой своей Саймой. Полевым цветком росла Сайма. Просыпаясь рано утром, принималась она за работу. В верстах 10 от избы на высокой горе дворец тесовый возвышался. Белым мрамором был выложен, в окнах слюда блестела. Вокруг дворца стража стояла, от заката солнца до восхода она дворец охраняла. Жил во дворце старый жестокий хан Карым. Большие богатства он имел, рабы его добывали в горах Урала самоцветы. Боялись люди Карыма, шайтаном его называли. На всех он страх нагонял. Был он роста высокого с маленькой головой, глазами удава без блеска; зеленые, они не мигали – холодом обдавали. Никого и никогда Карым не жалел, не знало его змеиное сердце страданий людских, счастья матерей, трепета юности нежной.

          Заскучал однажды Карым, надоели ему богатства и жены, кони и самоцветы. Не золото нужно было Карыму, не табуны лошадей, надо было, чтобы сердце его забилось сильнее. А что больше песни и любви согреет.

          Было это весной, трава в полях зеленела, весеннее небо голубело. И от этого Карым пуще прежнего на весь мир земной злится, злобой кипит, гневается. Однажды ночью не спалось Карыму, пошел он в лес и вдруг услышал прекрасное пение. Замер на месте Карым, как бывает с удавом, если его кто заворожит, не мог он глаз отвести от девушки. Черные кудри девушки волной спадали вокруг ее белого лица, высокая, статная; гордый взгляд ее пронзил Карыма. Лишился покоя Карым. Послал он слуг своих, напали они на Сайму. Билась, кричала она, отца звала, да разве в горах дозовешься? Притащили слуги ее во дворец почти мертвую. Отдали женам Карыма. Обрядили они Сайму в белый атласный бешмет, на ноги атласные сапожки надели, шею монистом драгоценным разукрасили, на голову надели шапку соболем отороченную и повели к Карыму. На пушистых коврах восседал Карым. Он ожидал Сайму-красавицу. Вошла она – будто звезда с неба спустилась и девушкой оборотилась. Вскочил Карым, кинулся к Сайме и в это время раздался отчаянный вопль: «Отдайте мне дочь! Отдайте мне рыбку мою! Будь, проклят Карым-шайтан, змей жестокий!» Это кричал старик – отец Саймы. Схватили слуги старика и бросили его в темницу. Плакала Сайма, не хотела с неволей мирится, злому Карыму доставаться. А пир шел своим чередом: звон бубнов, крики, стены сотрясали, будто шаман с ведьмой свадьбу справляли. Хлопнув в ладоши Карым, приказал подвести к нему Сайму. Предстала перед ним она – прекраснее утренней зари, нежнее утреннего ветерка. Достал Карым золотую цепь, на которой черная жемчужину красовалась, приказал Сайме на шею одеть. Тихонько Сайма жемчужину на ладонь положила, взглянула на нее, и слезы на глазах у нее накатились. Первая на грудь ей попала, вторая прямо на жемчужину. Застыли все, смолкли звуки. В руках у Саймы жемчужина цвет менять стала. Засияла она и стала отливать голубой волной. Будто знала Сайма волшебную силу жемчужины черной: если она станет голубеть, то в земле родники открываются. Такая молва жила тогда в народе. Подбежала Сайма к окну и бросила Карымов подарок, и сама бросилась из дворца. И послышалось журчание, появилось светлое озеро, росло оно на глазах, становясь, все глубже. На утро как в землю провалился Карымов дворец вместе с Карымом и его домочадцами. А где дворец Карыма стоял, там озеро образовалось прозрачное, словно хрусталь водой сияло, родники на дне его били. Долгие годы озеро называлось «Маузыкул», по-башкирски «Змеиное». Будто бы жил змей Карым на дне озера, всех, кто мимо проходил, тянул к себе на дно.

          Башкиры, коренные жители этих мест, называют озеро Якты-Куль, что значит «Светлое озеро». По преданию, озеро так восхитило Пугачева, что он приказал здесь своему войску баниться и прозвал озеро «Банным».

          До нас дошли и другие толкования озера. Когда-то на берегу озера была сожжена карательным отрядом взбунтовавшаяся башкирская деревня, и только баня одна осталась на ее берегу. Когда много лет спустя в эти места пришли русские, издалека заметили баню и назвали озеро «Банным».

          Озеро называют Банным еще и потому, что оно зимой очень долго не замерзает, в ноябре-декабре окутывает его густой пар, как в бане.

          Озеро расположено у подножья хребта Крыкты-Тау. С юга и востока озеро окружено отрогами хребта Крыкты, а с запада зубчатой стеной возвышается сам хребет, залесенный восточный склон которого круто спускается к озеру.

          Озеро тектонического происхождения, дно каменистое, берега северные и южные пологие, а восточные и западные – обрывистые. Длина его – 4530 м. Ширина – 1730 м. Глубина от 25 до 70 м. в отдельных местах. Площадь озера – 789,9 га.

          Десятки хрустальных ручьев питают озеро. Есть среди них и местная достопримечательность – ручей, который начинает свой разбег с 6-метровой высоты и образует водопад. На дне озера бьют родники, вода в нем очень холодная.

          Коэффициент стока воды меняется по годам. Среднегодовое количество осадков – 356-360 мм. Максимум их выпадает в июне, минимум в феврале. Лето – жаркое, зима – холодная. Иногда морозы достигают 40 градусов. Влияние озера сказывается на температуре и летом: находясь в 500 м. от озера чувствуешь его прохладу. Озеро Банное, по словам старожилов, сообщается подземными ручьями с близлежащими озерами. В озеро много рыбы: щуки, чебаки, окуни, искусственно культивируется сиг. Из озера вытекает река Янгелька.

          В один из своих приездов в Магнитку, в район озера Банного приехал  С.Орджоникидзе. Увидев прекрасное сочетание красок гор, степи, тайги, голубую в морщинах гладь озера, он сказал: «Замечательный район. Здесь будем строить дом отдыха металлургов!»

          В 1935 году на западном берегу озера выросли 2 деревянные дачи. Так начало будущей здравнице положил дом отдыха НКВД. Но война поставила на этом точку. Он включил в себя спальный корпус, клуб столовую, 2 жилых дома для обслуживающего персонала, насосную станцию, котельную. В 1958 году дом отдыха был отдан Министерству здравоохранения, Башкирскому управлению курортов.

          Санаторий Якты-Куль расположен на южном берегу озера на высоте 500 метром над уровнем моря у подножья горы Карангылык. Он считается низкогорным санаторием. С горы Карангылык 1700 м над уровнем моря (видно 11 озер, с самолета 15, из них в семи озерах находится лечебная грязь). Территория санатория простирается на 200 га, 16 га из них занимает великолепный лесопарк. Перед санаторием расстилается гладь озера, а с запада возвышается хребет Крыкты-Тау. У подножья горы хребта господствует береза, она светолюбива, крона ее ажурна, пропускает много света, поэтому под пологом березняков много травянистых растений. Можно встретить редкое растение из семейства орхидей – венерин-башмачок. На тоненьком прозрачном стебельке нежный башмачок, расписанный не здешними узорами. Цветет он только на 16 году своей жизни.

          Хребет Крыкты-Тау по-башкирски называется Кыркты-Тау, или Кыркты. Это название буквально обозначает «он перерубил». Г.Е. Корнилов переводит – «обрезанная гора». Обычно это выражение вкладывают такой смысл: протекающая вдоль хребта река Большой Кизил, круто поворачивается на восток между хребтами Крыкты и Ирендык «перерезала» горы и вырвалась на лесной простор. В конце башкирского сказания «Урал-батыр» мы встречаемся с поэтическим объяснением: сын Урал-батыра богатырь Идель ударом булатного меча рассек большую гору, и ущелье стало называться Кыркты. В словаре топонимов Башкирской АССР дается другое толкование: от башкирского кырк – «сорок» в значении «много» и тау – «гора».

          Башкирское название горы Крыктытау в старину возчики руды переделали в «Кряхты», потому что им много приходилось «кряхтеть», подталкивая на перевалах тяжелые сани. Санаторий Якты-Куль является климатогрязевым лечебным учреждением. Основной фактор лечения – сапропелевая грязь. Вначале грязь брали с озера Соленого, она и послужила основанием для создания санатория. По своим целебным свойствам и химическому составу грязь Соленого озера схожа с грязью Телибуканского озера, близ Пятигорска. Описана грязь была уже в 1771 году. Однако она имеет и отрицательное качества: содержит много примесей ракушечника, что создает ожоги и долго незаживающие раны. С этой грязью были большие трудности в работе. И вот в 1964-1965г. в этих местах работает гидрологическая партия центрального совета управления курортами, которая обслуживала 14 озер, из них в 7 найдены лечебные грязи, в том числе и озере Безымянном. Оно находится в  4 км. от санатория. Глубина залегания грязи доходит до 2,5 м., запас доходит до 0,5 м3 . Расход грязи в санатории – 250-240 м3. Грязь о. Безымянного свойственна грязям Габ-озера (Карелия), исключительно богата катионами меди, железа, калия, сульфата хлора. Лечебная грязь действует на организм тепловыми факторами, которые вызывают реакцию организма и ликвидируют болезненные явления. Второй фактор – наличие веществ, способных проникать через неповрежденную кожу в организм. Благодаря совместному действию этих двух факторов, грязевая процедура активизирует работу центральной нервной системы и эндокринных органов.

          Дом отдыха «Юбилейный» был построен в 1967 г. С 1979 г. функционирует как санаторий-профилакторий.

          В 1957 г. был закрыт Кусимовский рудник, где велась промышленная добыча марганцевой руды. Бом отдыха «Кусимово» - семейный. В 1969 г. на его базе было открыто 40-е отделение терапии МСЧ ММК (для выздоравливающих больных). «Парус» - дом отдыха ММК.

          Первые люди на Южном Урале появились около 100 тыс. лет назад. Сабакты, Суртанды, Банное археологи называют озерами яшмового пояса.  Здесь обнаружено до 100 поселений каменного пояса. Обнаружены орудия труда, быта и охоты людей, живущих здесь за 3-5 тыс. лет до н.э. Стоянки, найденные на берегу озер Банное и Карабалыкты (Ташбулатово) – самые интересные памятники территории от Волги до Байкала. Культура первобытного человека, которую здесь изучают, вошла в мировую литературу под название «Янгельская», река Янгелька вытекает из озера Банное. В этом районе находится яшмовый пояс. Яшма – лучший материал для труда и охоты. Имея такой великолепный материал и благодатные природные условия, древний человек охотно строил здесь свои поселения. Орудия труда делались из дерева и кости, лишь режущий вкладыш был из яшмы. Удивляет четкая «стандартизация» этих вкладышей. Все они имели форму неправильной трапеции и безукоризненно подходили ко всем орудиям, изготовляемым в этом районе. Такие же вкладыши были найдены на стоянках во Франции, Иране.

           «Березки» - название стоянки на озере Банном. Вся восточная Европа около 4-х тыс. лет назад снабжалась металлом этих мест. «Березки» были своеобразной Магниткой древних людей.

          В результате кропотливой работы найдено несколько тысяч предметов древности. Это изделие из яшмы, кремня, горного хрусталя. Поверхность сосудов, а иногда и изнутри украшалась узорами в виде треугольников, ромбов, вертикальных колосков. Нашли медь – первый признак общения человека с металлом.      

          Была найдена последняя стоянка неандертальца. При раскопке на стоянке «Мысовая» на озере Карабалыкты было обнаружено несколько орудий, которые по характеру обработки совершенно отличались от остальных, найденных здесь. Были они примитивны, относились к другой более древней эпохе, чем неолит, мезолит. Оказалось, что найденные предметы относятся к 60-70 тысячелетию до н.э. Под слоем неолита залегла глина четвертичной эпохи. В ней найдены примитивные каменные орудия ср. палеолита, сделанные неандертальцем. Скульптурное воспроизведение неандертальца здешних мест: рост – 160 см., с тяжелой челюстью, продолговатым черепом, передвигается на полусогнутых ногах. Все найденные орудия труда были сделаны из темно-серой яшмы. Древние люди совсем не пользовались цветным камнем. Около 8-10 тыс. лет назад люди снова обосновались на «Мысовой». Теперь люди научились ценить цветную яшму. Особенно интересны были мелкие (меньше 1 см в ширину) строгой геометрической формы пластики: ромбы, трапеции, треугольники, сегменты. Ни на Урале, ни вообще в Евразии (в лесной зоне) таких геометрических микролитов никто не находил. Они дали новый ключ к решению проблемы заселения Урала. Может быть, к проблеме происхождения наших предков.

          Установлено, что в далеком прошлом яшмы представляли собой ил, который тысячелетием скапливался на дне морских пучин. Новые отложения осадков в течение длительного времени употребляли не отлежавшиеся слои. Под огромным давлением и действием высоких температур из отложений морского ила образовались твердые яшмы.

          К сожалению, мало находок более позднего периода, эпохи бронзы и железа. Стоянки медно-каменного века на берегах озера Яшмового пояса это последние древние поселения в озерном крае. Кончается каменный век и прекращается многочисленное поселение на озерах Яшмового пояса. Почему?  Развивающееся скотоводство требовало пастбищ.

          Уровень озер не менялся тысячелетиями. Берега каменистые, травы мало, а скоту нужен корм. Вот туда и ушла древние люди 4-5 тыс. лет назад. Кончается эпоха камня, и металл постепенно входит в употребление. Яшмовый пояс перестает быть густозаселенным на тысячелетия.


Легенда о «Чертовом пальце»

 

          Недалеко от озера Банное, есть красивое ущелье: с одной стороны пологие зеленые холмы, как горбы сказочных верблюдов, с другой фантастические нагромождения скал. Самое причудливое из них «Чертов палец».

          Почему «Чертов»? Оказывается, есть легенда.

          В горном ущелье жил самый главный черт со своей чертовой мамой. Хорошо жил черт. Была у него целая свита чертят. Всю черную работу делали они за черта и его маму: убирали в ущелье, ухаживали за деревьями; и домашняя работа была на плечах чертят: нужно было накормить черта и его маму и ухаживать за ними. А уж чего только не носили они Черту в его ненасытную пасть: и дичь, и зерна, и ягоды, и животных, все исчезало там бесследно. А чертят он держал в «черном теле», вечно оборванные, вечно замерзшие, вечно голодные.

          Но чертята думали, что живут так, как нужно, ведь другой жизни они не знали. И вот однажды Черт захотел попробовать той пищи, какую готовил и ел человек. Крикнул черт своих чертят, и приказал идти в долины, к людям. Как только стемнело, чертята растеклись по долине. И вдруг видят: табун отдыхает, у костра сидит пастух, и что-то помешивает в котелке. Спрашивает они пастуха: нельзя ли им взять эту еду для своего черта и как она называется. Пастух рассмеялся и говорит: «Это бешбармак, но как же вы понесете своему хозяину, не попробовавши?» Чертенята взяли по чуть-чуть, потом еще по чуть-чуть, потом еще. И опомнились тогда, когда в котле не осталось не капли. Только теперь поняли, на какое голодное существование обрек их главный черт. И так горько стало чертятам и такие они сидели жалкие, что жалко стало пастуху малышей, и сказал он им: «А что же вы это терпите, ну-ка пошевелите мозгами, можно ведь и потрепать Черта с его чертовой мамой». Задумались чертята, начали совещаться, а пастух сидит, посмеивается в усы, подзадоривает их. Вот стали чертята прыгать около костра, дуть в него, шептать заклинание. Появился ветер, он все крепчал и вот уже бешеный смерч понесся в сторону ущелья. Но и главный черт не дремал: навстречу бросил он такой же бешеный смерч. И вот столкнулись две огромные силы: стали рушиться скалы, огромные валуны неслись с невероятной силой вниз, горы шатались, образовывая трещины, куда скатился черт со своей чертовой мамой. Пытался он вылезти, но горы сомкнулись, и на поверхности остался только палец черта. Так и торчит он, напоминая людям то время, когда хозяином ущелья был главный черт.

 

Как купцы у башкир меха приобрели

 

          В этих лесах в давние времена пушных зверей много было, а вот железа мало. Боялись царские власти, что мечи из этого железа башкиры против них повернут. Кузницы держать запретили. Вот и пришлось башкирам ценные шкурки на железо менять.

          Только русские купцы хитрые были, на весах товар развешивали. Положат на одну чашу весов топор, а на другую шкуры куниц или горностая. Вот и получилось у них «баш» на «баш». От этого «баша» русскому купцу выгодно было, а местное население страдало от обмана, и вынуждено было за бесценок отдавать дорогостоящие шкурки.

 

 

Почему карта Башкирии похожа на козью шкуру

 

          Когда с Наполеоном воевали, башкирские отряды отличились После победы царь спросил предводителя башкир Кахым-Турю, что нужно его народу. Тот взял козью шкуру, нагреб туда земли и показал царю. Царь понял, что башкирам земля нужна. И отмерили туту по приказанию царя башкирам земли столько, сколько козья шкура покроет. Вот почему на карте Башкирия напоминает растянутую козью шкуру.

Дорога Канифы (первая версия)

 

В незапамятные времена шло по Уралу чужеземное ханское войско. Хана убили. Войско, в котором находилась жена хана, стало отступать. Извилистый путь от Верхнеуральска до Орска, которым шла Канифа, называют дорогой Канифы.

 

 

Дорога Канифы (вторая версия)

 

          Канифа была башкирка. Ее похитили и жила она замужем за Уралом у казака. Однажды весной к ней пришел старик-башкир и надоумил ее бежать. И вот во время разлива прошли они путь из Казахстана в Башкирию, не пересекая ни одной реки. Теперь этот извилистый путь называется дорогой Канифы.


Как была продана гора Яман-Тау

 

Давным-давно башкирские старшины продали эту гору русским горнопромышленникам. Наши деды отдавали землю за бесценок. Часто богачи-купцы привозили с собой высокие железные кумганы-кувшины, раздавали их за землю. Спаивали стариков допьяна и просили столько земли, сколько бычья шкура накроет, а сами резали шкуру на тонкие ремешки, забирали несколько десятин земли, строили на них усадьбы, заводы. А наши предки оставались с открытыми ртами.

И вот сидит богач, поит стариков вином, сам расспрашивает о горе Яман-Тау и окружающей местности. А  раньше эти земли входили в Тамьян-Катайский каньон Катайской волости. После того, как старики опьянели, они с удовольствием решили поставить свои отпечатки пальцев вместо росписи на договоре о продаже горы Яман-Тау. Однако нашелся джигит – молодой человек, который возразил старикам: «Почему вы продаете землю? Вы сами лишаете себя и своих детей земли, по которой они должны ходить. Вы лишаете их прекрасных ручьев, из которых они будут пить студеную, родниковую воду, лишаете красавицы-горы Яман-Тау».

Старики не послушали джигита, а наоборот обозлились. Джигит не нашел защиты и ушел в горы. Долго смотрел он на Яман-Тау, взобрался на нее и плакал, обнимал разноцветные камни. Он расставался с горой, как ребенок расстается с матерью. Сердце юноши изнывало, душа переполнялась тоской. И все это он выразил в песне:

На Яман-Тау уж нет пути.

Ваше горе, горы, наше горе,

Нам за рысью уж к вам не прийти.

Урядник с бляхой на камзоле

По деревням баев собирал.

На попойку обманную, куплю

К нам приехал строгий генерал.

Вершины. Горы. Яман-Тау мой.

Словно звезды, камни там блестят.

Совершили сделку, не подумав.

Вас дети и внуки не простят.

В предании нашло отражение волнения башкир Тамьян-Катайской волости (Белорецкий район) летом 1760 г., вызванное продажей заводчику Твердышеву лесных массивов на склонах горы Яман-Тау.


Н. Кондратковская

 

Легенда абзаковской лиственницы

 


Жил на свете мудрый человек.

Доживал в заботах долгий век.

И перед кончиною своей

Он призвал джигитов-сыновей:

- Оставляю, всем троим завет:

Поглядите, дети, белый свет,

Испытайте силу, честный труд.

А завет в земле хранится, тут,

Где постройте мне навечно дом

Под березой на холме крутом.

А пройдет семь лет и в этот час

Все добро, что я скопил для вас

Капля в каплю, будто в сотах мед,

Вам из сердца в сердце перейдет.

Схоронили старика сынки,

Спать легли в кибитке у реки,

Но не дремлет старший сын, Салим –

Клад отца маячит перед ним

Он встает от жадности дрожит:

«Может золотишко там лежит?

За семь лет успеешь околеть,

А богатство выроет медведь».

Средний сын Садык не жмурит глаз:

«Может, спрятан там большой алмаз?

С голоду зачахнешь за семь лет,

А барсук утащил самоцвет!»

Лишь Абзака не тревожил клад.

Крепко спит меньшой беспечный брат.

А у старших жаркий спор идет,

Кто к рукам наследство приберет.

И спешат к холму за вором вор.

Ночь темна, не виден их позор.

Люди были – нет уже людей,

Каждый зверя лютого лютей.

Пересилить жадность не смогли,

За ножи схватились, полегли.

Встал Абзак. Заря плыла с низин.

- Ай, проспал я, непутевый сын!

А мои два брата молодца

Первые послушались отца!

Что ж пойду на добрые дела.

Я отцовский выполню наказ

И завет приму в урочный час».

Он отцовским словом дорожил.

Честь и хлеб работой заслужил.

Горьким потом силы накопил

И людей и землю полюбил.

Год за годом, день за белым днем

Проскакали солнечным конем.

Миновав семь лет, как сотню верст,

Сын к отцу явился на погост.

Видит диво дивное Абзак –

Лиственницу – отчей воли знак.

Хвоя в небо вознеслась венцом

Из семян, посеянных отцом.

Обнялись по братски три ствола,

Воспарили кроны - три орла.

Будто говорит отец: «Салам!

Глубже корни – мой завет сынам!»

Где же братья, радость разделить,

Сердце в сердце верность перелить?

Ждал весь день, у дерева кружа,

И нашел два горя – два  ножа.

Разглядел, узнал, похолодел:

- Как же я вас, братья проглядел?

Виноват я в этом или нет,

А за вас и мне держать ответ.

Не враждой отвечу на беду

В отчий край людей я приведу.

Там, где лес и горная река,

Пустит в землю корни на века.

Бедняков, что жили так и сяк,

Поселили в богатый край Абзак.

Сотни лет ветрами намело,

Расцвело веселое село.

Нет Абзака, но в родных местах

Имя у народа на устах.

У людей Абзаково в чести,

Широки в Абзаково пути,

Плещет радость песней молодой,

А уж дружбу не разлить водой.

И растет, славит горный лес

Лиственница – чудо из чудес.

Нежная игольчатая вязь

Малахитом в небе отлились.

И ствола могучие тела

Верность нерушимая сплела.

В новый век закинула крыла,

В старый век тропу не замела.


 

 

 


Как возникли луна и Уральские горы

 

          Очень-очень давно на небе было два солнца.  Эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик Земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай:

Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь. Кроме дочери дом, и богатство.

Весть эту разослали повсюду, куда письмо пойдет и лошадь поскачет. Не осталось в стране никого, кто бы ни был извещен о решении бая.

После этого на кочевье бая стали собираться самые меткие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого ущерба. И каждого неудачного стрелка бай отправлял обратно домой со словами:

- Кому нужна такая меткость.

Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою меткость попробовать. Взял он свой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки – все вокруг так и зазвенело и загудело. От звука того замерли в своем течении реки. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, на две части развалила и дальше полетела.

- Ай, ай – только и аукнулся внизу весь народ на кочевье бая.

Одна половина солнца осталась висеть на небе, другая – упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись на два, солнце потеряла свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудится. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали «Ай» одну часть расколотого солнца стали называть Ай.

          Гору, которая образовалась из второй половины, в честь егета мэргэна стали называть «Урал-Тау».

          В настоящее время считают, что «Урал» - это имя легендарного героя башкирских былин, в честь которого назвали одну из гор Южного Урала. В последствии название Урала распространилось на все хребты каменного пояса.

 

 

Происхождение башкир

 

          В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны лошадей. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не пошли по благодатной земле, обильной лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, волк остановился. Посоветовались между собой, аксакалы и решили: «Нам не найти земли прекрасней этой, подобной нет на всем белом свете. Остановимся здесь и сделаем ее своим пристанищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

          С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка называли «корт». Башкорт значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - башкир.

          Где же на Урале обитало таинственное племя «волков», давшее имя целому народу? В наше время потомки племени «волков» - это жители Абзелиловского и Баймакского районов Башкортостана, самые щедрые на таланты. Население этих районов хранит предания старины, древние обычаи и ремесла, одежду и свои традиции, что можно увидеть на народных праздниках – Сабантуях (праздник плуга).


Озеро Соленое

 

          На территории Абзелиловского района находится самое большое в Башкирии количество озер – 29. Ближайшее к городу – озеро Соленое. На башкирском языке название озера звучит так: «Мульдак». Это два совершенно одинаковых названия на разных языках.

          Окружность озера – 8 км. Оно имеет овальную форму: в самой широкой его части ширина 5 км, в самом узком – 2,5 км. Глубина озера зависит от выпадения осадков и колеблется от 2 до 5 м. Подпитывается родниковой водой. С каждым годом озеро мелеет. Берега озера, лежащего в степи, очень пологие. Благодаря небольшой глубине озеро успевает хорошо прогреться в жаркую погоду.

          Название озера не случайно. Оно имеет горько-соленую на вкус воду. В народе бытует легенда, что много-много лет назад это озеро было пресным. Много рыбы водилось в нем. Жила здесь и водилась птица. Долго было так. И вдруг в одно июньское утро вся рыба всплыла вверх брюхом. Ветром ее принесло к берегу, а вода из пресной стала горько-соленой. Что же произошло?

          Несколько миллионов лет назад на территории современных Уральских  гор бушевало огромное море. Расположилось оно в глубокой впадине. Здесь накапливались морские, а потом континентальные отложения в несколько сот метров. По мере накопления осадков дно впадины все больше опускалось. Приходило много веков.

          В начале каменноугольного периода давление с востока мощной Западно-Сибирской плиты встречало сопротивление русской низменности. В результате сжатия в Уральской впадине происходили сдвиги. И вследствие этих процессов, которые происходили здесь 220-250 млн. лет назад, поднялись Уральские хребты, а море отступило, но остались кое-где в углублениях земли небольшие кусочки моря – заливы, лагуны. Горы поднимались, ломались, рушились, огромные плиты накрывали заливы. Одна из таких плит накрыла залив с горько-соленой водой, и озеро оказалось, будто в сундучке.

          Проходят тысячелетия, горы стареют, становятся ниже, в долинах от рек и озер появляются озера. И вполне вероятно, что одно из озер образовалось случайно над тем горько-соленым озером. Два озера, как слоеный пирог с каменной начинкой. С течением веков каменная прослойка остановилась все тоньше и тоньше. Концентрированные горько-соленые воды подземного озера постепенно растворяли эту прослойку. И однажды произошло вот что: в самых тонких местах дно верхнего озера было вытолкнуто в дали нижнего озера, и соленая вода смешалась с пресной.

          И еще одну тайну долгое время хранили эти места. Башкирию иногда называют «русской Финляндией». И это не случайно. В этом районе Южного Урала насчитывается до 3 тысяч озер. Специалисты считают, что 40% всех озер соленые. Еще одна загадка природы – почему здесь так много озер, да еще соленых? Климат у нас засушливый, осадков выпадает мало, рек и болот не так и много. Старожилы этих мест давно обратили внимание на эту особенность природы, но не могли ее объяснить и сложили эту легенду.

          Было у богатыря Семигора волшебное Хрусталь-озеро. Охранял Семигор богатство Уральских гор. Глянешь в волшебное зеркало и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая старуха-колдунья. «Как же так, у Семигора есть волшебное хрусталь-озеро, а у меня нет», - позавидовала она и утащила, когда хозяин спал. Проснувшись, он схватился, а зеркала нет. И пошел в погоню. Видит воровка – нагоняет богатырь, не уйти от расплаты, и бросила зеркало. Упало оно на скалы то ли Таганая, то ли Юрмы. Только и брызнули осколки. Осыпали они луга. С тех пор сверкают в них, переливаясь, бесчисленные хрустальные озера. Но это только легенда. Существует и научное обоснование-объяснение такого обилия озер в нашем крае. Очень образно сказала об этом Татьяничева Л.Н.:

          В лугах на зеленых просторах,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Несколько миллионов лет назад на территории современных Уральских гор лежало огромное море. Прошло много лет. Со дна моря стали подниматься горы. И чем выше становились горы, тем все дальше и дальше отступало море. Но в углублениях земли оставались кое-где кусочки моря – лагуны и заливы с горько-соленой морской водой. С тех пор прошли миллионы лет, но некоторые из этих озер сохранились, в том числе и Соленое. Вода в озере по химическому составу близка к воде Черного моря. Состав воды говорит о том, что раньше они были частью одного моря. А сейчас они совершенно не соединяются. Есть еще одно доказательство того, что озеро Соленое – остаток древнего мира. Это останки тех существ, которые миллионы лет назад населяли древнее море. Вода в озере насыщена сероводородом. Рыба в нем не живет. Однако в озере много водорослей, есть здесь и свой животный мир.

Озеро Соленое – лечебное. Дно его устилают лечебные грязи. Их около миллиона тонн. По своему химическому составу они очень похожи на грязи Тамбуканского вблизи Пятигорска.

Целебная и вода в озере, так как она очень близка к морской. Грязи озера применяются для лечения полиартрита, ревматизма, радикулита. Когда начали действовать санатории, то первоначально грязи брали на озере Соленом. Но острые ракушки ранили кожу, и грязь перестали использовать. Соленое -  природная лечебница. Существует легенда, рассказывающая о том, как обнаружили люди целебные свойства грязи озера Соленое.

Однажды пастухи гнали мимо озера табун лошадей. Около озера табун задержался на несколько дней. И была в нем больная лошадь, плохо слушались ее ноги, с трудом передвигала она их, когда пришло время двигаться с места, не смогла она покинуть стоянку. Не стали мучить ее дальнейшими переходами, так как бедному животному недолго осталось жить. Ходила лошадь по берегу, щипала травку. Когда солнце начинало сильно припекать, лошадь заходила в прохладные  воды озера и подолгу стояла там. Лето подходило к концу, возвращался на родные места табун. Пастухи, проходившие мимо озера Соленое, увидели бегущую навстречу к ним на крепких, стройных ногах лошадь, которую они считали погибшей. Как бы приглашая всех, с радостным ржанием бросилась она к воде, смело вошла далеко от берега в воду, постояла так и вышла. Это и навело пастухов на мысль о том, что вода, которую нельзя пить, целебна для купания. Пастухи и сами были старые, кости у них поламывало, решили они полечить в озере больные ноги. И заметили они через некоторое время, что им стало легче.


Форпост русских на Южном Урале

 

План классного часа

I. Южный Урал до середины II тысячелетия нашей эры.

1.     Поселения древних людей на Южном Урале.

2.     Великое переселение народов.

3.     Башкиры: как сложилась национальность; присоединение к России.

4.     Появление казаков на Южном Урале.

II. История станицы Магнитной.

1.     Основание крепости.

2.     Комендант станицы Магнитной.

3.     Превращение крепости в станицу.

4.     Революция в станице Магнитной.

 

          Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим в далекую историю, и попробуем представить наш край таким, какой он был на протяжении 2 тысячелетий.

          Вопреки мнению, долгое время бытовавшему, что Южный Урал – безлюдный край, современные ученые говорят другое. Это подтверждается находками археологов.

          Древние поселения существовали в нашем крае и 70 тыс. лет назад, и 40 тыс. лет, и 12 тыс. лет, 6 тыс. лет. А 3 тыс. лет тому назад в окрестностях Магнитогорска даже был город. Ровесник Месопотамии и Ассирии, этот город просуществовал несколько десятилетий, затем сгорел, и три тысячелетия пролежал под землей. В разное время и 70, и 40, и 30, и 12, и 5 тыс. лет здесь на Южном Урале селились люди. Археологи находят поселения людей разных эпох, здесь у нас ведутся раскопки на озере Банном. (Здесь хорошо показать фотографии археологических находок в окрестностях Магнитогорска).

          В эпоху великого переселения народов (IV века) именно через Южный Урал с Востока на Запад шли потоком разные племена. Начало этому переселению положило нашествие гунов Азии на Римскую империю в IV. Это связано было с тем, что выше уже располагались горы, а ниже – безводные пустыни Средней Азии и только здесь было много источников и в тоже время степи удобны для конных переходов. (Здесь нужно показать ребятам карту Урала, которая в дальнейшем неоднократно пригодится).

          В это движение вовлекались все новые и новые племена, одни из них исчезали бесследно (печенеги, половцы, кипчаки) другие племена смешались, находили здесь свою вторую родину, часть племен уходило дальше. Были такие племена, происхождение которых окутано тайной.

          Так среди ученых-этнографов ведутся споры о происхождении венгров. Многие считают, что предки их вышли из Башкирии. Как народность башкиры сформировались из равных племен где-то к 10 веку. Упоминания о предках венгров встречаются в V веке н.э. в рукописях греко-византийских авторов. Южное Приуралье они назвали Оногория (племя оногуры) у башкир же было племя унгары, до сих пор сохранилось название деревни Унгарово.

          А сначала IX века венгры уже известны под своим вторым названием мадьяры. Но так и упоминалось в сказаниях (западное племя мадьяр «можары», к которому переселились часть башкир из племени «усерган»).

          В XIII веке у венгров существовали сказания о существовании прародины на востоке.

Много сложенных сказок, слов одинаковых по звучанию и по смыслу наталкивает ученых на правильность этой научной гипотезы.

          Последнее переселение народов совпадает с татаро-монгольским нашествием. Башкирские племена разделялись: часть их отошла к казанскому ханству, часть - к сибирскому, часть – к нагайской орде.

          Раздираемые междоусобицей башкиры в 1557 г. присоединились к русскому царству.

Примечание: Если классный час рассчитан на 2 занятия, можно рассказать ребятам о быте башкир. Хорошо бы заранее дать ребятам задание найти открытки или репродукции с национальными костюмами. Эту часть могли бы даже провести сами ребята. Можно дать задание найти башкирские сказки, легенды. Которые они могли бы и сами рассказать. (См. «Башкирский народный эпос», подготовленный Варфоломеевой).

          Когда закончен разговор о Башкирии, можно задать вопрос ребятам: а как же здесь появились русские? Ведь Иван Грозный запрещал селиться им на башкирских землях.

          Существует на Урале легенда, что первым русским на Яике (так называли Урал) появился со своей ватагой казак Гаркуме, вскоре после Камаева побоища примерно в 1380 году. На Янке существовала независимая казачья республика, которая в 1613-19  гг. присоединилась добровольно к России, выторговав через послов грамоту о привилегиях: воле, выборной власти, освобождение от налогов.

          До 1613 года участие Яикских казаков в войнах на острове Московин было добровольным, Яикские казаки совершили опустошительные набеги на соседей. Врывались несколько раз яикские казаки и на просторы Волги-матушки. С яикским городком связана колоритная легенда о татарке Гугенике. Сказание гласит о том, что будто у казаков на Яике был обычай убивать жен и детей перед походами, дабы не оставлять их на плен и пытки врагов. Но атаман  Гугня Василий очень любил очень любил свою жену татарку, не поднялась у него рука на любимую жену. А станица выжила, выстояла, сама Гугениха руководила  обороной станицы, одевшись в мужское платье. С тех пор рухнул жестокий обычай и начался непрерывный казачий род на Яике.

Примечание: Вместо пересказа легенды хорошо прочитать ребятам стихи Владимира Машковцева «Янк Горыныч», «Гуслярица о казаке Гаркуме», «Былина о Гугенихе-Гугнихе». И опять таки хорошо было бы предварительно договориться с ребятами подготовить эти легенды и прочитать их на классном часе.

          Но Яикский городок располагался на 400 км ниже нынешнего Магнитогорска (г. Оренбург). По настоящему освоение территорий Южного Урала  русскими началось в середине XVII века, но сдерживалась опасность набегов степных кочевников. И вот один из казахских ханов Абдулхалын обратился к русскому царю с просьбой защитить его  народ от набегов калмыков, чтобы обезопасить территории от посягательств воинственных  кочевников, было решено построить у южных отрогов Урала город и систему военных крепостей. (Все эти крепости хорошо пометить ярко на карте, чтобы ребятам были эти линии видны).

          Крепости обносились высокими деревянными заборами с деревянными банями, окружалась рвами и рогатками, на стенах и башнях – пушки. В промежутках между крепостями строились редуты, пикеты или заставы. Здесь устанавливались вышки, с которых велось наблюдение. Рядом с вышками стояли высокие столбы с привязанными к ним бочками смолы, которые в случае опасности поджигали.

          Пламя и дым служили сигналом соседним крепостям о приближении неприятеля. Крепости заселялись казаками, которых набирали из государственных крестьян, казаков Дона и Кубани, беглых крепостных и разорившихся горожан. За свою службу они наделялись землей, не платили податей, кроме того, имели исключительное право добывать соль из соляных озер, ловить «красную» рыбу в реках и беспошлинно торговать этой продукцией. Сами они выбирали и своих атаманов.

          Ежедневно из крепости в крепость направлялись юные казачьи разъезды из 5-6 человек, которые, встретившись в середине дня с другим разъездом, возвращались назад. Так осуществлялась охрана пригородной линии, проверялась полоса, хитроумно оборудованная специальными засеками, дававшая возможность сразу обнаружить набег, какого либо конного отряда кочевников. Тогда в гарнизонах ближайших крепостей поднималась тревога, и начиналось преследование.

          Вот такой же была крепость Магнитная. Она входила в Верхнеуральскую линию, а основана была в 1743 году. Точно установить день основания крепости можно было лишь приблизительно. Генерал-губернатор Неклюев выехал из Шадринска (начальник оренбургской экспедиции по пути из Шадринска в Орск основал несколько крепостей и редутов) в последних числах апреля 1743 года  и прибыл в Орскую крепость 14 июня, если считать, что расстояние от Шадринска до г. Атач в 3-4 раза длиннее, чем от нее до Орска, можно условно установить, что экспедиция остановилась на правом берегу Яика в конце мая – начале июня 1743 г., и тогда же Неклюевым было назначено место для закладки крепости Магнитной. Выбор места для крепости был не случаен. В 6-ти верстах к северо-востоку от крепости как на ладони раскинулась гора, рудные залежи которой хорошо просматривались и контролировались военной командой. Через реку Яик против крепости расположены невысокие горы, на которых можно установить пост или наблюдательный пункт (г. Сосновая, Карадыр).

          Определив место и назначение крепости, дали ей название  Магнитная. По-видимому, и здесь решающая роль принадлежала Неклюеву. В «Топографии Оренбургской» Рыпкова по этому поводу пишется: «Крепость Магнитная. Это звание дано ей от горы, имеющейся близ нее, которая вся состоит из магнитного камня, весьма хорошую и богатую руду в себе заключающего».

          У местного населения и русских рудознатцев Магнитная гора имела несколько названий, наиболее распространенное из них – Атач (Ула-Утасс-тау). Постепенно утвердилось название Магнитная.

          Расторжение Неклюева после закладки крепости в нее была направлена воинская команда, в которую входила одна рота Билярского драгунского порядка и полторы пехоты. Казаков было еще мало. Их в 1747году насчитывалось всего лишь 26 дворов. На весь гарнизон приходилась одна медная и три чугунных пушки. Вооружение казака состояло из сабли, турки (ружье, из которого стреляли и дробью), лука и колчана со стрелами, пикой. Сооружение крепости и редутов по существующему тогда стандарту, Магнитная крепость и редуты Верхнеуральский и Спасский сооружались по бастионной системе, рассчитанной на собственную оборону. Четырехугольная крепость строилась площадь около половины гектара. Она имела двое ворот, над которыми возвышались башни о двух «апартаментах».


Южный Урал в далеком прошлом

 

          Посмотрите на физическую карту Урала! Все пространство от 55О северной широты до Каспийского моря окрашено в коричневый, желтый и зеленый цвета, испещрено синими линиями, обозначающими горы, возвышенности, долины и равнины, озера и реки (показать на карте).

          Это Южный Урал! Умеренный климат, плодородные почвы, множество рыбы в озерах и реках, всякого зверья и птицы в степи и горах – издавна привлекали эти места человека.

          Следы обитания первобытного человека, относящиеся к палеолиту (древнекаменному веку), уходящему в глубь веков на 30 тысяч лет, найдены на Южном Урале в нескольких местах, в том числе в районе Магнитогорска, в пещере реки Малый Кизил у села Смеловского. В остатках очага из камней археологи обнаружили кости животных со следами работы человеческих рук. В пищу употребляли древние охотники мясо животных и птиц.

          Сведения, полученные при изучении пещер, говорят о том, что в древности люди здесь постоянно не жили. Они передвигались вслед за стадами животных, оставляя следы временных стоянок в пещерах и гротах, по берегам рек.

          Южный Урал – единственный в Восточной Европе район, где обнаружены пещерные святилища ледникового периода. Здесь, в глубине пещер совершались магические (волшебные) охотничье-промысловые обряды и ритуалы «посвящения во взрослые люди». Таковы знаменитая Капова пещера на реке Белой (Башкирия) и пока мало кому известная Игнатьевская пещера на одном из притоков реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области.

          С окончанием последнего оледенения начался новый период в истории человечества – средний каменный век (мезолит).

          В начале мезолита в Южном Зауралье расстилались холодные степи с густыми травами и многочисленные болотами. Около 10300 лет назад на Земле в целом резко повысилась температура. Постепенно появились привычные для нас растительные зоны. Полностью вымерли мамонты, шерстистые носороги и некоторые другие виды животных.

          Мезолитические стоянки достаточно широко известны в нашем крае. Ученые считают их остатками культуры одного древнего народа. Она получила название «янгельская». Это были потомки палеолитических охотников Южного Урала, но археологи допускают и возможность появления нового населения из южных районов.

          Охота продолжала оставаться основным занятием наших далеких земляков, но охотится, они уже предпочитали небольшими группами или поодиночке. Этому способствовало широкое распространение лука и стрел с различными наконечниками, изготовленными камня, кости и дерева.

          Впервые в мезолите люди обратились к рыбным богатствам южноуральских озер. Появились лодки. Рыбу добывали различными способами: били гарпунами, ловили сетями и на удочку.

          По-прежнему, каменные орудия изготавливались на миниатюрных пластинках с параллельными краями. Широко применялось составление лезвий кинжалов и наконечников копий из кремневых и яшмовых вкладышей, укрепленных в деревянных и костяных основах. Это было удобно. Особо ученые выделяют группу «геометрических» микролитов (маленьких пластинок), которым при обработке придавалась форма треугольников или трапеций. Они использовались как наконечники стрел, вкладыши.

          Пещеры Южного Урала продолжали использоваться как святилища.

          Завершающий период каменного века (неолит) приходится на V-IV тыс. до н.э. Теплый влажный климат вызвал в этот период расцвет растительности, особенно широколиственных пород деревьев. Вся территория Южного Зауралья в палеолите была равномерно и густо заселена. Памятники этого периода изучены на берегах озер Аргази, Большое Миассово, Чебаркуль, Еловое, на реках Верхний Тогузак, Синтасты и др. Археологи для этой эпохи знают поселения – покинутое жилье с остатками построек типа шалашей, крытых дерном, корой. Есть и специальные мастерские, где обрабатывался камень, изготавливались орудия труда.     Разнообразные каменные орудия (ножи, скребки, проколки, сверла, резцы, скобели и др.) изготавливались как на известных каменных пластинках, (археологи называют их ножевидными), так и на отщепах – плоских кусках поделочных пород, которые обрабатывались особым приемом (ретушью) с двух сторон.

          Впервые в этот период человек изобретает шлифованные топоры и тесла из мягких пород камня.

          Важнейшим достижением эпохи неолита было изготовление обоженной глиняной посуды – керамики. Сосуды лепили без гончарного круга. В отличие от современных, они были круглодонными или имели острое дно. Внешняя поверхность до обжига орнаментировалась волнистыми линиями, простейшими геометрическими фигурами. В быту такие сосуды устанавливались на круговых каменных выкладах или в ямках.

          Основным хозяйственным занятием наших земляков в неолите продолжала оставаться охота. Однако в ряде поселений найдены кости и домашних животных (лошади, крупный рогатый скот). Степные районы, прилегающие к Уралу – часть обширной степной зоны, где впервые на планете была одомашнена лошадь. Еще одной особенностью хозяйства неолитических южноуральцев было широкое распространение горного дела. Сырье для изготовления каменных орудий пользовалось спросом у населения соседних территорий.

          Ученые считают, что неолитические племена Южного Урала по культуре были близки казахстанским.

          В неолитичекий период и позднее население лесов вдоль склонов Урала и в Западной Сибири говорило на так называемых угорских языках. Это были далекие предки современных хантов, манси. Это ими были оставлены «писаницы» - рисунки охрой на прибрежных скалах – остатки святилищ, где совершались обряды.

          Энеолит (медно-каменный век) III тыс. до н.э.

          Племена Южного Урала одними из первых в этих широтах освоили добычу и обработку меди, бронзы, используя многочисленные медные месторождения (Таш-Казган, Бакр-Узяк, Каргалинские рудники).

          Энеолитическое население степей Южного Зауралья («суртандинская» энеолитическая культура) было родственно североказахстанским племенам. На Южном Урале остатки их культуры лучше всего изучены на озерах западнее г. Магнитогорска. Их жизнь протекла в прибрежных поселках, составленных из расположенных по дуге построек со свободной площадкой в центре.

          В постройках – бытовые остатки, следы нар, очаги. Суртандинские глиняные сосуды круглодонны. Орудия из меди (ножи, шилья) и медные украшения редки. Но надо помнить, что  открытием металлов резко возросла скорость различных рабочих операций и их качество. Подавляющее большинство орудий, по-прежнему, изготовлялось из камня, кости и дерева.

          Суртандинцы занимались коневодством и отчасти охотой. Население лесов, лесостепей продолжало заниматься охотой и рыболовством. Некоторые ученые считают, что жители степей нашего края в это время говорили на так называемых иранских языках. Сейчас на похожих языках в странах СНГ говорят лишь осетины и таджики. Лесные племена Урала, как и их предки, говорили на угорских языках. Лишь в названиях рек сейчас слышатся отголоски тех далеких времен (Нейва, Лозьва и т.д.)

          Степные энеолитические обитатели Южного Урала хоронили умерших скорченно, на боку. Погребения жителей горно-лесной зоны Южного Урала, известны по находкам в ряде пещер и гротов у г. Усть-Катава и у д. Серпиевка (Катав-Ивановский р-он) и сильно отличаются от степных. Погребенные здесь лежат вытянуто, на спине, в одежде, украшенной нашитыми бусами, раковинами, просверленными зубами животных, каменными каплевидными подвесками. Их посыпались охрой.

          Бронзовый век Южного Зауралья.

          За тысячу лет (XVII-VIII в.в. до н.э.), которые длился бронзовый век, в степях и лесостепях Южного Зауралья сменили друг  друга три родственных древних народа (археологические культуры).

          Алакульская культура (XVIII- XIV в.в. до н.э.)

          Федоровская (XIII-XII  в.в. до н.э.)

          Алексеевская культура конца бронзового века.

          В западных районах Челябинской области и в Башкирии жившие там в первой половине II тыс. до н.э. абашевские племена около середины II тыс. до н.э. сменились племенами «срубной» культуры. В лесном Южном Зауралье племена Чераскульской культуры в последние века II тыс. до н.э. сменились поселением мегловской культуры. Алакульский и Федоровский могильники, селище Черкаскуль I дали основные наименования древним народам, поскольку именно здесь впервые были обнаружены остатки их культур.

          В течение 2-го тысячелетия до нашей эры, климат становился все суше и суше. Степные и лесостепные племена, занимавшиеся животноводством, сначала пасли стада у добротных долговременных поселков. Позднее, в последние века, появился обычай отгонять летом стада на дальние пастбища.

          Первые следы существования земледелия в Южном Зауралье археологи отмечают лишь в конце бронзового века.

          Степные и лесостепные племена нашего края бронзового века были северной окраиной огромного «мира» европеоидных иноязычных племен. Он протянулся тогда от Южной Сибири до Причерноморья, от Тянь-Шаня до Урала. Лесное население – потомки местного энеолитического занимались животноводством и охотой.

          Южноуральские племена бронзового века контролировали медные месторождения в горах Урала и в прилегающих районах. Не только отдельные мастера, но и целые общины, занимались преимущественно добычей руды, выплавкой, обработкой металла и его обменом. Это с их деятельностью в значительной степени связано появление по степным рекам и озерам до 20 укрепленных поселений, где под защитой мощных стен и рвов трудились мастера – волшебники, колдуны.

          Глиняные сосуды разных древних народов не похожи друг на друга, как способы их изготовления. Алакульские женщины лепили новые сосуды на старых, обтянутых влажной тканью. При выработке тканей использовались шерстяные нити и ткацкий станок.

          По материалам погребений установлено, что алакульские женщины носили платья из шерстяных тканей до колена. В косы вплетались специальные украшения из тонких ремешков, унизанных бронзовыми пластинками. Набор украшений вручался девочке впервые в 6-7 лет и позднее, зависимо от ее положения в семье и возраста.

          Основой общества была большая патриархальная семья из нескольких поколений близких родственников. Счет родства велся по отцовской линии. Общественный строй – патриархально-родовой. Однако уже появились люди, занимавшие особое положение. Вместе с ними в «загробный мир» отправляли и колесницы, сбрую колесничих коней.

          Древний погребальный обряд – способ «перемещения» души умершего в потусторонний мир. Разные древние народы в бронзовом веке делали это по-разному.

Алакульцы хоронили умерших в грунтовых, облицованных деревом ямах под земляными курганами в положении скорченно на боку. Могилы группировались по семейному признаку.

          Федоровцы сжигали тела умерших на стороне, а в могилу помещали лишь пережженные кости, различные (в зависимости от пола и возраста погребенного) предметы. Часто остатки сожжения они хоронили в специально для этого сделанных куклах.

          Ранний железный век. Начало этого периода в истории Южного Зауралья приходится на VIII-VII века до нашей эры и связано с началом массового производства изделий из железа.

          К середине I тыс. до нашей эры климат постепенно стал более влажный. Степные животноводы повсюду, в том числе и на Южном Урале, в первые века I тысячелетия до нашей эры переходят к кочевничеству. Кочевые роды не строго определенным маршрутам круглый год передвигались со стадами и имуществом по сезонным пастбищам. В стадах была в основном лошади и мелкий рогатый скот, способные к самодобыванию корма из-под снега. Любая засуха, бескормица приводили к падежу животных и делали кочевников нищими и готовыми на все, чтобы спасти семьи. Это увеличивало опасность военных столкновений с соседями. Целый ряд причин привел в это время к образованию мощных военно-политических союзов кочевых племен. Они иногда перерастали (как у скифов в Причерноморье) в государства.

          Из среды кочевников резко выделяется военная аристократия во главе с военными вождями. Это их усыпальницы – пирамиды из земли, дерна и дерева – курганы высятся в наших степях до сих пор, достигая высот до 10 м, а диаметра – до 100 м. Это им в могилы ставились бронзовые литые котлы – символы власти.

          Это из них составлялась тяжелая, закованная в пластинчатые доспехи кавалерия, вооруженная копьями и длинными железными мечами. В их усыпальницы в глубинах курганов можно было попасть и позднее, по специальному коридору. Простых общинников хоронили скромно.

          Это было тревожное время. Археологи находят оружие даже в детских и женских могилах. Когда мужское население отправлялось в далекий поход, охрана стад, детей, имущества ложилась на плечи женщин. Так родились легенды об амазонках.

          Античные авторы писали, что у сарматов девушка не выйдет замуж, пока не убьет несколько врагов.

          В раннем железном веке степи Южного Зауралья были «пограничной» территорией между кочевыми племенами степей Поволжья и Приуралья (греки называли их савроматами, а позднее – с сарматами) и кочевников Казахстана – саками. И те, и другие – потомки местных племен бронзового века. Погребения саков VII-VI века до нашей эры хорошо известны в степях нашего края. Здесь же – до трех десятков их святилищ. Археологи назвали их «курганы с усами». На возвышенностях над реками – центральные сооружения святилищ – курганы с насыпью из камней. От них по дуге в восточном направлении тянуться на расстояние до 250 м «усы» - «дороги» шириной до трех метров, вымощенные каменными плитами. Святилища были, возможно, и простейшими обсерваториями. В середине VI века до нашей эры саки были вытеснены из Южного Зауралья савроматами. Здесь жили сарматы. Кочевники раннего железного века создали и свое искусство, «звериный стиль» (очень необычный для людей XX века). Это костяной псалий – деталь узды коня. Он найден в кургане у «Башни Тамерлана» в Варненском районе.

            Севернее кочевых племен, в лесостепях и южной части лесов в раннем железном веке жили несколько древних народов, известных как иткульская и гороховская археологические культуры.    В большинстве они оставили после себя городища на возвышенных обрывистых берегах озер и рек. Гороховские племена занимались скотоводством, земледелием и охотой. Особую известность иткульцы приобрели как мастера по обработке бронзы. Целые металлургические цеха исследованы учеными на иткульских городищах. Считается, что именно они снабжали кочевников разнообразными бронзовыми изделиями. Иткульцы пережили нашествие вторгшихся с севера охотничьих племен гамаюнской культуры, чья керамика была украшена оттисками своеобразного «крестового» штампа.

          Средневековье в Южном Зауралье. Этот период, наименее изученный в истории нашего края. Накопление средневековых археологических материалов начато лишь в последние годы.

          Во II-IV веках нашей эры по степям Южного Зауралья с востока на запад прокатилось нашествие гуннов – тюрко-язычных кочевников из Центральной Азии. Началась «эпоха великого переселения народов». На протяжении ее в степях Южного Зауралья несколько раз обновлялось население. Несколько «воин» пришельцев  довершили разгром «мира» иноязычных племен – потомков древних жителей степей. В VII-IX веках в Южном Зауралье кочевали древние венгры, пришедшие из Западной Сибири. Они оставили здесь свои могильники, в том числе и курганы на озере Синеглазово в черте г. Челябинска. Из этих курганов извлечен и кусок зеленоватого шелка, на котором черным вытканы гарцующие витязи. В конце IX-X веков в Южном Зауралье приходит новая волна кочевников – кимаки, и наш край становится западной окраиной кимакского государства – каганата. Из дальних стран попадают с завоевателями серебряные чаши, украшенные изображениями животных, сценами охоты. Вот одна из них, разрезанная на накладки для седла. Вслед за кимаками появляются здесь родственные кинчаки, ставшие в XIII-XVI века основным населением Южного Урала. Они оказали большое влияние на формирование башкирской казахской народностей. Монгольское нашествие принесло на Южный Урал группы нового кочевого населения из районов Алтая. Их поминальные оградки и каменные изваяния, посвященные предкам, известны в Карталинском районе. В погребениях средневековых воинов-кочевников, скромный набор вещей.

          С середины XIII века Южное Зауралье – составная часть государства известного как «Улус Шейбана». Большое влияние на средневековых жителей Южного Урала оказало и Булгарское государство, существовавшее в Поволжье и Прикамье.

          В первые века II тысячелетия нашей эры на Южном Урале проникает ислам. XIV-XVI веками датирован мавзолей, известный как «Башня Тамерлана» (Варненский район).           История населения лесов нашего края в средние века пока не известна. По-прежнему по северным речкам современной Челябинской области люди совершают обряды у «писаниц», пережидают нашествия врагов в городах убежищах. Но угроязычные обитатели Урала в этот период отходят все дальше к северу. К середине II тысячелетия нашей эры складывается башкирская народность.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества

Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества

ОГЛАВЛЕНИЕ Тайна Джабык-Карагая

ОГЛАВЛЕНИЕ Тайна Джабык-Карагая

Тайна Джабык-Карагая …Шумит старый бор

Тайна Джабык-Карагая …Шумит старый бор

Джебе эстафетой передал приказ дальше, и на рассвете на всем пространстве между нынешними городами

Джебе эстафетой передал приказ дальше, и на рассвете на всем пространстве между нынешними городами

Жаркаин Много песен сложено о березе

Жаркаин Много песен сложено о березе

Мурат-бай страшно рассердился и решил расправиться с

Мурат-бай страшно рассердился и решил расправиться с

Сказание об Иремеле

Сказание об Иремеле

Река Агидель Башкирское название

Река Агидель Башкирское название

Озеро Банное Чудесен пейзаж

Озеро Банное Чудесен пейзаж

Черные кудри девушки волной спадали вокруг ее белого лица, высокая, статная; гордый взгляд ее пронзил

Черные кудри девушки волной спадали вокруг ее белого лица, высокая, статная; гордый взгляд ее пронзил

Маузыкул», по-башкирски «Змеиное»

Маузыкул», по-башкирски «Змеиное»

Янгелька. В один из своих приездов в

Янгелька. В один из своих приездов в

Идель ударом булатного меча рассек большую гору, и ущелье стало называться

Идель ударом булатного меча рассек большую гору, и ущелье стало называться

Бом отдыха «Кусимово» - семейный

Бом отдыха «Кусимово» - семейный

Были они примитивны, относились к другой более древней эпохе, чем неолит, мезолит

Были они примитивны, относились к другой более древней эпохе, чем неолит, мезолит

Легенда о «Чертовом пальце»

Легенда о «Чертовом пальце»

Появился ветер, он все крепчал и вот уже бешеный смерч понесся в сторону ущелья

Появился ветер, он все крепчал и вот уже бешеный смерч понесся в сторону ущелья

Дорога Канифы (первая версия)

Дорога Канифы (первая версия)

Как была продана гора Яман-Тау

Как была продана гора Яман-Тау

Вершины. Горы. Яман-Тау мой.

Вершины. Горы. Яман-Тау мой.

Н. Кондратковская Легенда абзаковской лиственницы

Н. Кондратковская Легенда абзаковской лиственницы

Проскакали солнечным конем.

Проскакали солнечным конем.

Как возникли луна и Уральские горы

Как возникли луна и Уральские горы

Южного Урала. В последствии название

Южного Урала. В последствии название

Озеро Соленое На территории

Озеро Соленое На территории

Проходят тысячелетия, горы стареют, становятся ниже, в долинах от рек и озер появляются озера

Проходят тысячелетия, горы стареют, становятся ниже, в долинах от рек и озер появляются озера

Осколками древних морей. Несколько миллионов лет назад на территории современных

Осколками древних морей. Несколько миллионов лет назад на территории современных

Лето подходило к концу, возвращался на родные места табун

Лето подходило к концу, возвращался на родные места табун

Форпост русских на Южном Урале

Форпост русских на Южном Урале

Урал с Востока на Запад шли потоком разные племена

Урал с Востока на Запад шли потоком разные племена

Хорошо бы заранее дать ребятам задание найти открытки или репродукции с национальными костюмами

Хорошо бы заранее дать ребятам задание найти открытки или репродукции с национальными костюмами

Урала город и систему военных крепостей

Урала город и систему военных крепостей

Орскую крепость 14 июня, если считать, что расстояние от

Орскую крепость 14 июня, если считать, что расстояние от

Южный Урал в далеком прошлом

Южный Урал в далеком прошлом

Земле в целом резко повысилась температура

Земле в целом резко повысилась температура

Археологи для этой эпохи знают поселения – покинутое жилье с остатками построек типа шалашей, крытых дерном, корой

Археологи для этой эпохи знают поселения – покинутое жилье с остатками построек типа шалашей, крытых дерном, корой

Энеолит (медно-каменный век)

Энеолит (медно-каменный век)

Бронзовый век Южного Зауралья

Бронзовый век Южного Зауралья

Глиняные сосуды разных древних народов не похожи друг на друга, как способы их изготовления

Глиняные сосуды разных древних народов не похожи друг на друга, как способы их изготовления

К середине I тыс. до нашей эры климат постепенно стал более влажный

К середине I тыс. до нашей эры климат постепенно стал более влажный

Казахстана – саками. И те, и другие – потомки местных племен бронзового века

Казахстана – саками. И те, и другие – потомки местных племен бронзового века

Южного Зауралья несколько раз обновлялось население

Южного Зауралья несколько раз обновлялось население
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2022