LEGO - конструктор - сфера здоровьесберегающей среды
За много лет работы с детьми с задержкой психического развития, которые в силу излишней подвижности, дефицита внимания и других факторов имеют недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, бедный словарный запас по всем лексическим темам, низкий уровень развития математических представлений, нарушение мелкой моторики, отсутствие коммуникативных навыков.
Мне приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний, а так же направленные на сохранение здоровья и его стимулирование.
В своей работе использовала как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы. Но мне хотелось внести что-то простое и в то же время, будоражащее эмоциональный тонус детей.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. Леготерапия - одно из новых направлений в обучении и развитии дошкольников, в основе которых лежит созидательная конструктивно-игровая деятельность. Игровая форма выполнения дидактических заданий с использованием деталей LEGO развивает у детей познавательный интерес, избавляет их от излишнего переутомления. Способствует физическому развитию, укрепляет мышцы пальцев рук и развивает скоординированность движений. Игры с LEGO развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
Каждый конструктор состоит из разнообразных по форме, величине и цвету элементов, они приятны на ощупь, изготовлены из экологически чистой пластмассы яркой цветовой гаммы. LEGO - конструктор удобен тем, что в него можно играть не только на столе, но и на полу. Этот материал, отлично подходит для работы с детьми, имеющими диагноз задержка психического развития.
Так как игра LEGO повышает мотивацию к обучению я использую ее детали как материал и пособие по разным направлениям в своей коррекционно- развивающей работе. Игровые приемы по ознакомлению детей с окружающим миром и формированию математических представлений становятся действительно развивающим, воспитывающим средством.
Использование LEGO - конструктора дает возможность детям с задержкой психического развития легче усвоить основы математики. При помощи маленьких разноцветных кубиков формирую у детей сенсорные представления: знакомлю с формой, учу детей цветовому восприятию и цветовым различиям. Дети самостоятельно весело проводят время, раскладывая кирпичики в соответствующие цветовые группы, и определяют цвета в каждой группе. Они также учатся сортировать по группам разных размеров. Учу считать в прямом, обратном порядке, собирая и разбирая элементы LEGO – конструктора. По словесной инструкции, собирая детали в цветовой последовательности, дети усваивают порядковый счёт, отвечая на вопрос «Который по счету?» Знакомятся с составом чисел и решают математические задачи. Закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий».
Во время индивидуальных коррекционных занятий провожу дидактические упражнения:
«Слева-справа»
Для детей даю задание поставить желтый кирпичик, слева от желтого кирпичика - красный, а справа – зеленый.
«Цветные кирпичики»
Собери цветную цепочку по словесной инструкции. Называю цвет, ребенок находит соответствующую деталь и составляет цепочку.
«Дорожка к дому»
Предлагаю детям построить длинную дорожку для волка, короткую для – зайца. Задаю вопрос - кто первый придет к дому?
Используя на занятиях математики LEGO - конструктор, у детей развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, зрительное и слуховое внимание.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром LEGO - конструктор
использую для изучения обобщающих понятий: дикие и домашние животные, фрукты и овощи, транспорт, мебель, человек и др. Провожу игры:
«Назови 5»
Произносим слова: «Я знаю 5 ...» названий игрушек, овощей, насекомых и др. По очереди с ребёнком называем слова на заданную тему, соединяя деталь конструктора. Подбираю тематику, ориентируясь на возраст детей.
«Конструктор собирай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Конструктор собирай, четко фрукты называй» или «Конструктор собирай, транспорт быстро называй».
В результате игры у детей расширяется словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивается внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. В ходе игры называю обобщающее понятие поочередно каждому ребенку. Дети, нанизывая деталь конструктора, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: овощи
Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: фрукты
Дети: яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: ягоды
Дети: малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: деревья
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.
Аналогичные игры: «Кто где живет?», «Кто как голос подает?» «Кто как передвигается?», «Кто у кого?»
Дидактическая игра «Подскажи словечко» развивает мышление, быстроту реакции. В ходе игры, поочередно каждого ребенка спрашиваю: «Ворона каркает, а сорока?» Ребенок, нанизывая деталь конструктора, должен ответить: «Сорока стрекочет»
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
По своим наблюдениям, могу с уверенностью говорить, что на занятии по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов LEGO -конструктора, дети в значительной степени увлечены в процессе обучения, проявляют интерес. Ведь ребенку намного интереснее узнавать о диких животных жарких стран, если он сам сконструирует крокодила или жирафа. Насколько более познавательным будет изучение правил дорожного движения, если педагог с интересом будет проводить занятие с помощью конструктора «LEGO - город», где можно использовать различный вид транспорта, фигурки человечков разных профессий, а также проявить фантазию и вместе с ребенком построить красивые дома.
Играя в LEGO дети, развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности. На занятиях провожу пальчиковую гимнастику с использованием LEGO – конструктора. Например:
1, 2, 3, 4, 5!
В конструктор будем мы играть! (Загибаем - разгибаем пальчики на обеих руках одновременно)
В конструктор будем мы играть, своим ручкам помогать! (Кулачки - ладошки ударяем друг о друга поочерёдно)
Конструктор в руки мы возьмём на руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем и ладошками катаем. (Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями)
Сейчас руки поменяем, точно также покатаем. (Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями, левая рука сверху)
В ручку правую возьмём и сильней его сожмём! (Сжимаем конструктор в правой руке)
В ручку левую возьмём и сильней его сожмём. (Сильно сжимаем в левой руке)
Пальчики свои встряхнём, заниматься мы начнём! (Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие).
Применение «LEGO - конструктор» на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- формированию элементарных математических представлений;
- расширению кругозора;
- формированию пространственной ориентации;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия);
- развитию эмоционально волевой сферы;
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Педагогическая практика показывает, что использование различных игр, кукол и игрушек конструктора LEGO является прекрасным средством воспитания и обучения. Современное конструктивно-игровое средство LEGO позволяет построить учебный процесс на новом уровне, при котором трудные задачи решаются с помощью веселой игры, что устраняет негативизм ребенка к трудностям обучения и способствует развитию познавательного интереса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.