Лексическое и грамматическое значение слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Лексическое и грамматическое значение слова"
Иконка файла материала технолог. карта Лексика 11.11.15.docx

Технологическая карта урока

 

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани Апаленова Ольга Владимировна

Дата проведения:

 

Предмет

Русский язык

Класс

6

УМК

Т.А.Ладыженская,  М.Т.Баранов

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности.
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Тема

Лексическое и грамматическое значение слова

Цель

Повторить изученный материал

Основные термины, понятия

Лексика, синонимы, антонимы, омонимы, диалектные слова, профессионализмы, устаревшие слова.

 

Планируемый результат

Предметные умения

Научатся подбирать синонимы, антонимы, омонимы к словам, находить в тексте диалектные  и профессиональные слова, устаревшие слова,  научатся работать с толковыми словарями.

 

 

 

 

Научатся различать лексическое и грамматическое значение слов, формирование умения работать с дополнительной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

применение правила общения, уважение чужого мнения и права на ошибку, осваивание навыка сотрудничества в учебной деятельности, формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе.

Регулятивные УУД:

 формирование способности понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, соотношение собственного результата с решения с эталоном, нахождение и исправление ошибок.

Познавательные УУД:

 перерабатывать полученную  текстовую информацию: сравнивать и  группировать факты; анализировать,  классифицировать выделять опорные слова, умение формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; вступать в диалог, обмениваться мнениями.

 

 

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Для обучающихся:

1. Учебник для 6 класса Л. А. Ладыженская  Русский язык:  в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

 1. Учебник для 6 класса Л.А. Ладыженская Русский язык:  в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

 2.  Методические рекомендации « Русский язык 6  класс»  Москва, Просвещение, 2014 г.

 3.  Поурочные разработки по русскому языку 6 класс. М.: ВАКО, 2014 г.

Технические средства обучения

1.Интерактивная доска

2.Компьютер

3.Проектор

4.Документ-камера

5.Электронное приложение к учебнику Л.А. Ладыженской

ЭОР:

 1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6e36db83-2115-4db0-9521-2069dd76083f/%5BNS-MATH_4-24-33%5D_%5BIM_024%5D.html

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/860cc437-1dd2-40c8-b3b1-2893358d60fe/ResFile.SWF

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7ef5d30-1f29-412c-b7b6-b446d37af894/ResFile.SWF

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF

 

 

Дидактические задачи этапов урока

 

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3

Выявление места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4

Построение проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы,  способы записи и т.д.

5

Реализация построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавшей затруднение.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
- при построении нового знания использовать предметные действия со словами.;

- вывести алгоритм записи :
- применить новый способ при подборе группы слов
- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи ;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися  действия при выполнении заданий.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- записали синонимы, антонимы, омонимы к словам;
- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и алгоритм действия.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Основной целью этого этапа является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий с данными понятиями;
- организовать самопроверку учащимися своих действий по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8

Включение в систему знаний и повторение

Основной целью является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующей темы, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого нужно:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его при выполнении заданий;
- доведения его до уровня автоматизированного навыка;
- повторить учебное содержание.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Мотивация к учебной деятельности

Предметные:

 Научатся подбирать синонимы, антонимы, омонимы к словам, находить в тексте диалектные  и профессиональные слова,

  научатся работать с толковыми словарями.

Научатся различать лексическое и грамматическое значение слов, формирование умения работать с дополнительной литературой.

 

 

Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно ставить цели своего обучения,

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации;

умение слушать и выделять главное, запоминать;

- формирование умения формулировать мысль;

- формирование способностей анализа высказываний.

 

Приветствует учащихся,

проверяет готовность класса и оборудования,

эмоционально настраивает на учебную

познавательную деятельность.

 

 

Слушают учителя.

 

Демонстрируют готовность

 

к уроку.

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:

 

Научатся подбирать синонимы, антонимы, омонимы к словам, находить в тексте диалектные  и профессиональные слова,

  научатся работать с толковыми словарями.

Научатся различать лексическое и грамматическое значение слов, формирование умения работать с дополнительной литературой.

 

Метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ориентируются в учебнике;

коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

познавательные: умение решать познавательные задачи.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации;

умение слушать и выделять главное, запоминать;

- формирование способностей анализа высказываний.

 

1.Организационный момент. Беседа о значении слова, роли русского языка в тексте.

Что такое лексика?

Для чего служат слова в русском языке?

 

2.Словарный диктант.

 Работа с интерактивной доской.

 

Все слова нашего языка образуют (лексика)

Слова, которые обозначают одно и то же (синонимы)

Слова-близнецы, но разные по значению (омонимы)

Слова с противоположным значением (антонимы)

Слова, связанные с профессией  людей

(профессионализмы)

Слова, употребляемые жителями данной местности ( диалектизмы)

Слова, вышедшие из употребления (устаревшие слова)

3.Игра «Замени устаревшие слова синонимами»

Очи, чело, ланиты, перст, баталия, глаголет, брадобрей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о значении русского языка в жизни человека, о значении слова.

 

Выполняют задания.

 

 

Выполняют задания.

 

Слушают и обсуждают задание.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

 

 

Выявление места и причины затруднения

Предметные

Научатся подбирать значение слов к устаревшим словам.

 

Метапредметные:

регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

коммуникативные: формулирование конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные:

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить.

4. Самопроверка.

Учащиеся самостоятельно проверяют себя, используя слова для справок:

Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щеки, уста – губы, перст – палец, баталия – битва, глаголет – говорит, брадобрей – парикмахер., 

 

Выступление учащихся с сообщениями по данной теме.

 

 

 

 

 

 Какие трудности возникли при выполнении предыдущего задания?

 

 

Отвечают на вопрос.

Объясняют в чем трудность.

 

 

 

 

Определяют основные понятия, цель урока.

 

 

 

 

 

Много новых непонятных слов, работа со словарем.

 

 

 

Формулируют выводы.

 

Построение проекта выхода из затруднения

Предметные:

 

Научаться подбирать противоположные по смыслу фразеологизмы, закрепление умения работать со словарем фразеологизмов.

 

 

Метапредметные:

регулятивные: выполнение работы с учебником;

коммуникативные: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

познавательные: умение делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; умение работать с информацией.

Личностные:

 осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

 

5. Игра « Найди ошибки»

Учащиеся подбирают пару – антоним к фразеологизму:

 

Ни зги не видно – на чужой шее сидеть, душа в душу – на ночь глядя, чуть свет – ясно как день,

Жить своим горбом – как кошка с собакой.

 

Взаимопроверка.

 

 

Правильные ответы.

 

Ни зги не видно – ясно как день.

Душа в душу – как кошка с собакой.

Чуть свет – на ночь глядя.

Жить своим горбом – на чужой шее сидеть.

Ответы.

– В учебнике, стр. 25.

 

 

Читают объяснения.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Работа в парах. Предлагают свой алгоритм.

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

Предметные:

Научатся подбирать фразеологизмы  по данной теме,

умение работать с фразеологическим словарем,

уметь определять лексическое  и грамматическое значение слов.

 

Метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: владение монологической контекстной речью; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

познавательные: умение делать анализ, сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Личностные:

имеют установку на здоровый образ жизни.

 

6.Игра «Аукцион»

 

Ноги: уносить ноги, вставать с левой ноги, падать с ног.

Ухо: пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.

Глаза: мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазами не моргнуть, как бельмо на глазу.

Физминутка

К нам с тобой пришёл черёд

      Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

             А ты ответишь: низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: близко.

      Скажу я слово потолок,

А ты ответишь: пол.

      Скажу я слово потерял,

     И скажешь ты: нашёл.

      Теперь начало я скажу

      Ну, отвечай: конец!

 

Учитель. Найдите в тексте физминутки слова-антонимы. Вспомните и дайте определение,  что такое антонимы.

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

Работа в группах.

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

Объясняют значения фразеологизмов.

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Находят

в тексте физминутки антонимы,

вспоминают определение антонимов.

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Предметные:

владеют базовыми предметными понятиями, осуществляют логические действия.

Метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выполненяют работу на интерактивной доске;

коммуникативные: проявляют готовность слушать; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников;

познавательные: умение использовать знаково-символические средства; выполнение действий по алгоритму.

Личностные:

учатся практически применять полученные новые знания.

 

7.Выступления учащихся о словарях.

 

1) Школьный словарь антонимов русского языка. М.Р.Львов.

2) Словарь синонимов.

3) Словарь омонимов. О.С.Ахманова.

4) Энциклопедический словарь.

5) Толковый словарь живого великорусского языка. В.Даль.

8. Игра «Найди ошибку». Профессиональные слова. Вспомните, какие слова называются профессиональными. Приведите примеры.

Найди ошибку! Выполни задание!

Музыкант: октава, акварель, аккорд, гуашь, нота. Художник :  мольберт, вокализ, эстамп, палитра, гамма.          

Слова для справок: музыкант - октава, гамма, аккорд, вокализ, нота; художник- акварель, мольберт, эстамп, гуашь, палитра.

                                               

 

 

 

 

 

Учащиеся рассказывают о словарях,

объясняют  правила работы со словарной

статьей.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся подбирают слова, объясняют их значения.

 

 

 

 

Слушают учителя.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметные:

осуществляют логические действия.

Метапредметные:

регулятивные: постановка цели, самостоятельное выполнение;

коммуникативные: проявляют готовность слушать; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников;

познавательные: работа с текстовой  информацией, логические действия.

Личностные:

учатся самостоятельно применять полученные новые знания.

Выполнение теста. Назовите лингвистическим термином слова:

 а) храбрый, отважный, смелый, мужественный;

б) черный – белый;

в) ключ от двери, ключ с прозрачной водой;

г) золотое кольцо – золотая голова.

2. Запишите словосочетания со словами, используя их в прямом и переносном значении: бирюзовый, золотой, огненный, зажечь, теплый.

3. Запиши синоним к устаревшим словам:

перст, очи, чело, уста, глаголить.

4. Запиши к каждому диалектизму общеупотребительное слово: гутарить, курень, кочет, синенькие, шибко.

5. Запиши пять профессионализмов любой одной профессии

6. Запишите одним словом значение фразеологизма: куры не клюют, капля в море, ни в какие ворота не лезет, ход конем, повесить голову.

7. Запишите небольшой (5-6 предложений) лексически насыщенный текст на любую тему, постарайтесь использовать как можно больше синонимов, антонимов, омонимов. фразеологизмов, устаревших слов.

 

 

 

Выполняют задания самостоятельно,

 

проверяют, исправляют ошибки, если они есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторений

Предметные:

владеют базовыми предметными понятиями, осуществляют логические действия.

Метапредметные:

регулятивные: планирование деятельности, оценивают собственную деятельность на уроке;

коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической контекстной речью;

познавательные: проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Личностные:

проявляют интерес к предмету, стремятся к получению знаний.

Опрос по параграфу 18 в группах, где будет поставлена оценка учеником за знание теории и оценки за выполненные практические задания учителем.

 Отвечают на вопросы, взаимопроверка,

Работа в группах.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предметные:

владеют базовыми предметными понятиями, осуществляют логические действия.

Метапредметные:

регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; познавательные:

 ориентируются в своей системе знаний, обобщение

Личностные:

Самоопределение, проявляют интерес к предмету, стремятся к получению знаний.

– Вспомните тему урока.

– Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

– Как определить лексическое и грамматическое значение слова?

– Какие слова называются диалектными, устаревшими, профессиональными?

– Что такое фразеологизмы?

– Какие вы знаете словари?

 

– Какая информация для вас показалась новой?

– Что хотели бы уточнить?

 

– Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик на полях тетради.

 

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Стр.25, упражнение 77.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свои учебные достижения.

 

 

Задают уточняющие вопросы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов.

2.      Скоркина  Н. М.  Русский язык. 6 класс: поурочные планы   технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской

3.      Маркова А.В., Калинина О.В., Зеленцова Г.С. Использование современного учебного оборудования и программного обеспечения в образовательном процессе средней  школы: методические рекомендации – Пенза, 2012. – 28 с.

4.      Т.А.Ладыженская. Учебник  «Русский язык. 6 класс». Просвещение, 2014 год.

5.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также