Лексика и фразеология.
Оценка 4.8

Лексика и фразеология.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—7 кл
27.01.2020
Лексика и фразеология.
Лексика и фразеология 7 кл.doc

Разработка урока русского языка

в 7 классе (русский язык обучения).

                      ТЕМА

«ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

            ( повторение)

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1)    Обучающие:  повторить изученное по теме «Лексика и фразеология»; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике ; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенностях определения их лексического значения.

2)    Развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развитие речи, формирование образного мышления.

3)    Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка; выработка навыков работы в коллективе ; воспитание уважительного отношения к мнению других людей.

 НАГЛЯДНОСТИ И ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, набор слайдов по теме, карточки с заданиями, сигнальные карточки, словари русского языка (толковый, этимологический ,словарь иностранных слов и др.),доска, мел, магнитная доска, ватман, маркеры, учебник, рабочие тетради учащихся.

 ВИД УРОКА:  урок–игра ( конкурсная )

 ТИП УРОКА: урок-повторение изученного материала

 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: работа в группах, «Займи позицию», тестирование, дифференцированная работа по карточкам с индивидуальным заданием.

 СХЕМА УРОКА:

I.       ОРГМОМЕНТ ( 3 мин.)

II.     ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ( 5 мин.)

III.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (25 мин.)

IV.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7 мин.)

V.    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

VI.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 2 мин.)

 

 

 

ХОД  УРОКА:

 I.ОРГМОМЕНТ

1)Приветствие.

2) Учитель отмечает в классном журнале отсутствующих учеников, выясняется причина отсутствия.

3) Сообщение целей и задач урока (слайд № 1). Эпиграф к уроку – слайд № 2.

4) На доске и в тетрадях записываются число и тема урока.

5) Объявление начала конкурса.(Класс был предварительно разделен на три  команды: «Знание», «Умение», «Навык».)

- Дорогие ребята! На прошлом уроке мы уже повторили тему «Лексика и фразеология». Сегодня мы постараемся закрепить те знания, которые уже имеются.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

За выполнение домашнего задания добавляются баллы командам и отдельным ученикам. ( В дальнейшем также будет соблюдаться  этот принцип .)

1)    Ребята должны были записать определения слов : диалект, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы, профессионализмы, приведя примеры к каждому из них.

Слайды №4-№8.

2)Домашнее задание №2 проверяется чуть позже. Ребята должны были «нарисовать» фразеологизм и устно объяснить его значение.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Слово учителя:

- Чтобы правильно использовать слова в речи, надо знать их лексическое значение и уметь правильно сочетать их с другими словами.

К доске выходят по одному представителю от каждой команды и выполняют задание.  (слайд № 9).(Можно выполнить это задание коллективно, используя листы и маркеры.) Остальные ребята выполняют это же упражнение в тетрадях. Во время выполнения  этого задания и впоследствии при упражнениях, требующих для выполнения некоторого времени, учитель ставит музыку (в зависимости от ситуации- или успокаивающую, или бодрящую).

шелковистая

поступок

именитый

ручеек

героический

столпотворение

вавилонское

пейзаж

говорливый

травушка

прекрасный

боярин

Затем каждое выражение поясняется учеником , подбираются синонимы к  прилагательным (именитый – широко известный, почтенный, знаменитый). В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в переносном значении? Подберите к ним синонимы, чтобы пояснить их лексическое значение. (шелковистая- нежная, мягкая, молодая; говорливый- журчащий и т.п.)Вспомните, как называется прием, который используют авторы, чтобы образнее, ярче представить картину природы, явление?   (метафора- переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту).

Какие слова, по-вашему, эмоционально окрашенные?(героический, прекрасный, именитый- одобрение, восхищение; травушка, ручеек – ласка, любовь; столпотворение- отрицательная оценка).

Какие слова являются нейтральными? (пейзаж, поступок).

Что собой представляет выражение «вавилонское столпотворение»?

( шум, гам, кавардак, всякая бестолковая сутолока, беспорядок)

Что вы можете сказать о слове БОЯРИН ?

(историзм, имеет значение: представитель высшего сословия феодалов, крупный землевладелец. Раньше это слово являлось синонимом к слову БАРИН.)

2)    Следующее задание.

Разделите слова на архаизмы и историзмы: Рамена, долонь, бояре, лапти, треуголка, очи, выя, поместье, десница, светец, перст, кибитка.

(слайд № 10)

Историзмы: бояре, лапти, треуголка, поместье, светец, кибитка. Остальные слова – архаизмы.

Где могут в наше время использоваться такие слова?

3)    Найдите в тексте синонимы, антонимы, омонимы. ( слайды № 11- 14). Команды заполняют маркерами таблицу, нарисованную на ватмане.

4)    Учитель называет вслух слова, к которым первая команда подбирает синоним, вторая- антоним, а третья команда записывает любые известные им омонимы ( принцип  дифференциации).

Дружба (товарищество, вражда)

Хороший (замечательный, плохой)

Мокрый (сырой, сухой)

Храбрость (смелость, трусость)

Крупный (большой, мелкий)

Некрасивый ( уродливый, прекрасный)

Огорчаться (расстраиваться, радоваться)

Верность (преданность, измена).

Слова записываются на заранее подготовленные разноцветные  лепестки ромашки и склеиваются в цветок. У какой команды получится  полноценный цветок?

5)    А теперь вопрос на рассуждение :

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов? (Есть трудности при различении, так как и в том, и в другом случае мы имеем дело с одинаковыми по звучанию словами, имеющими разное лексическое значение. Но: омонимы никак не связаны друг с другом, это разные слова с одинаковой звуковой формой. При многозначности мы имеем дело с разными значениями одного и того же слова.

6) Припомните род заимствованных из иностранных языков существительных и допишите окончания прилагательных в следующих примерах:

Болш… кенгуру, хохлат… какаду, металлическ… шасси, тепл… кашне, золот… пенсне, интересн… интервью, седьм… авеню, известн… кафе, сладк… какао, обеденн … меню, черн… вуаль, старинн… рояль, ответственн… жюри, старинн… пианино. ( слайд № 15).

кенгуру, какаду, атташе, рояль –м. р.

авеню, вуаль - ж. р., остальные с. р.

7) Проверим теперь домашнее задание по теме «Фразеология». Ребята показывают свои рисунки и поясняют значение фразеологизмов. Затем и учитель демонстрирует слайды с рисунками по теме. (слайды № 16-18). Необходимо узнать фразеологизм по рисунку.

8) Участниками команд по очереди зачитывается по фразеологизму. Необходимо объяснить их значение.


яблоку негде упасть,
вывести на чистую воду,
делать из мухи слона, 
за тридевять земель, 
зарубить на носу ,
засучив рукава, 
иметь голову на плечах, 
в двух словах, 
в двух шагах, 
одного поля ягода ,
водить за нос, 
бить баклуши, 
сломя голову, 
себе на уме, 
клевать носом ,
как рыба в воде, 
семь пятниц на неделе, 
оказаться между двух огней,


в три ручья ,
стричь всех под одну гребенку, 
убить двух зайцев ,
на всех парусах, 
садиться не в свои сани, 
взять голыми руками, 
раз, два и обчелся ,
со всех ног ,
без году неделя ,
как свои пять пальцев, скрепя сердце, 
ни свет ни заря ,
быть на седьмом небе ,
ломать голову ,
как снег на голову ,
как в воду канул ,
болеть душой, 
в два счета ,
задирать нос,


вставлять палки в колеса ,
два сапога – пара ,
сидеть сложа руки, 
повесить нос ,
кривить душой ,
спустя рукава ,
от корки до корки ,
вызывать огонь на себя ,
заблудиться в трех соснах, 
на все четыре стороны ,
гнаться за двумя зайцами ,
кусать себе локти ,
брать себя в руки ,
с три короба ,
не покладая рук, 
рукой подать ,
в час по чайной ложке ,
стреляный воробей, 
душа в душу

 

 

9) Если позволяет время, можно провести игру «Лицедеи»: участники команд по очереди вытягивают карточки, на которых написан фразеологизм. Они должны  изобразить  его пантомимой так, чтобы другие ребята догадались, о чем идет речь.На карточках записаны следующие фразеологизмы: зарубить себе на носу, тянуть за язык, держи карман шире, собаку съел, кусать себе локти, от корки до корки.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Проведение тестирования. Ребятам раздаются карточки с вопросами.

Вариант №1.

1)    Укажите устаревшее слово:

А) приказчик

В) бумага

С) писатель

D) отрывок

    2) Укажите профессиональное слово:

                 А) книга

                 В) изобретение

                 С) печать

                 D) зубило

    3)Укажите диалектное слово:

                А) морковь

                В) овощи

                С) свекла

                 D)  бурак

    4) В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом « черствый»?

                А) свежий воротничок

               В) свежий воздух

               С) свежий журнал

                D) свежий хлеб

   5) В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом « от корки до корки» ?

           А) Таня чувствует себя на катке хорошо

          В) Ученик прочитал книгу до конца

           С) Змей Горыныч унес царевну далеко

          D) Оля сильно покраснела

Вариант №2

1)    Какая из отметок в толковом словаре указывает на то, что слово диалектное?

А) перен.,

В) обл.,

С) спец.,

D) устар.

   2) Укажите неологизм

                 А) соревнование

                 В) луноход

                 С) аппарат

                 D) корабль

   3) Укажите фразеологизм

                 А) У Лены на носу появились веснушки

                 В) Петя уже умеет сам точить ножи

                 С) Павел засучил рукава и опустил руки  в  бочку.

                 D) Он знал этот город как свои пять   пальцев.

4)    Укажите заимствованное слово

      А) стена

      В) белокурый

      С) ветеран

      D) стул

   5) Какой из указанных фразеологизмов не имеет значения « лодырничать, лентяйничать» ?

              А) бить баклуши

              В) точить лясы

              С) подбивать клинья

              D)  сидеть сложа руки.

Затем проводится самопроверка .( Учитель объявляет правильные ответы- слайд № 19.).Это создает доверительную атмосферу.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель объявляет команду, которая одержала победу, отмечает учеников, особенно активно участвующих в конкурсной игре. Оценки получают все ребята.

Заключительное слово учителя: По своему составу лексика современного русского языка очень многообразна. Богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в словарях. Словари - это поистине великая сокровищница русского языка и истории нашего народа, его жизни и культуры. И если вы не знаете лексического значения слова, вам следует обратиться к словарю. Завершая разговор о лексике, мы делаем вывод, что язык наш велик. И хотелось бы, чтобы вы бережно относились к каждому слову, умело употребляя его в речи.

 

 

-Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту…
Спасибо всем за урок!

VIДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

Написать небольшое сочинение – рассуждение на тему : «Для чего нам нужны фразеологизмы ?».

 

 

 

 

 

 

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.
Скачать файл