ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Меруерт Рахимбекова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Лексика русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Лексика русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Тема: «Лексика русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.» 5 кл. Цели урока: 1) познакомить с понятием омонимов, синонимов, антонимов; 2) научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; 3) умения и навыки подбирать антонимы и находить их в тексте. 4) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка. Ход урока І. Организационный момент. 1. Мобилизующее начало (приветствие, проверка подготовки к уроку) ІІ. Проверка домашнего задания. 1. Актуализация знаний учащихся 1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика) 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - …. (лексическое значение) 3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ….(однозначными) 4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными) 5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении. 6) Словарный запас человека (Лексикон) 7) Раздел науки о языке, которая изучает словарный состав (Лексикология) 8) Значимая единица языка (Слово) 9) Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой, связанных друг с другом по смыслу. 10) Слова, противоположные по лексическому значению, называются ….(антонимами) 11) Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, называются …… (синонимами) 12) Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика). 13) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 14) Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное) ІІІ. Изучение нового материала Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи; 2) омонимы одинаково звучат; 3) омонимы одинаково пишутся; 4) омонимы имеют разные лексические значения; 5) омонимы не имеют в значении никакого сходства. 1. Коса – орудие труда. Коса – вид причёски. 2. Ключ – от замка. Ключ – это родник. Ключ – музыкальный знак. Ключ – ответ на задание. 3. Ручка – пишущая, гелевая, шариковая. Ручка – человеческая ручка. Ручка – дверная ручка. 4. Лук – огородное растение. Лук – оружие. - А ключ – от замка, ключ – консервный, ключ – скрипичный. Многозначные слова. Омоформы – слова, совпадающие лишь в отдельных формах. Н-р: Три (числит.) и Три (глагол). К трём часам (числ.). Мы трём (глагол). Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию. Н-р: порог – порок; луг – лук; плод – плот; бал – балл; косный – костный: Омографы – слова совпадающие по написанию, но различные звучанию и значению. Н-р: берег – берёг; берегу – берегу; большая – большая. Задание. Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. 1. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. 2. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров. 3. В этот зáмок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замóк. Маленькие гвóздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики. 4. Вечером я решил почитать интересную книгу. – Нужно почитать своих родителей. Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый". По-гречески часть "ним" означает "имя". Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др. Все эти слова - синонимы. - Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному) - Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие. - Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка) - Какой частью речи являются эти слова? (сущ.) - Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий) - Какой частью речи они являются? (прил.) - Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться) - Какое слово здесь лишнее? (печаль) - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи. - Чем же они непохожи, чем отличаются? - Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука (оттенками лексического значения) • Холод - мороз, стужа. • Быстрый - проворный, прыткий, резвый. • Печальный - грустный, скорбный, безутешный, огорченный, унылый, тоскливый. • Праздник - торжество, триумф. • Удача - счастье, везение, фортуна. • Верный - надежный, преданный. • Искренний - бесхитростный, откровенный. • Воевать - бороться, биться, ополчаться, сражаться. • Скрывать - таить, прятать. • Кавалерия – конница. • Миг – момент. • Иностранный – заграничный, зарубежный, иноземный, заморский, чужестранный. • Большой – огромный, громадный, гигантский. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи (плакать – смеяться). Различают однокорневые (входить – выходить, прилив – отлив) и разнокорневые антонимы. большой (маленький) высокий (низкий) длинный (короткий) широкий (узкий) нежный (грубый) храбрый (трусливый) умный (глупый) чистый (грязный) толстый (тонкий) глубокий (мелкий) прямой (кривой) левый (правый) смеяться (плакать) первый (последний) верхний (нижний) тяжелый (легкий) острый (тупой) горячий (холодный) светлый (темный) белый (черный) мокрый (сухой) громкий (тихий) сладкий (горький) хороший (плохой) скупой (щедрый) больной (здоровый) дорогой (дешевый) передовой (отсталый) хвалить (ругать) заболеть (выздороветь) здороваться (прощаться) поднимать (опускать) поломать (починить) нагревать (охлаждать) труд (безделье) добро (зло) правда (ложь) мир (война) холод (жар) свобода (рабство) • Свежий хлеб – черствый хлеб. • Свежий журнал – старый журнал. • Свежий ветер – теплый ветер. • Легкий труд – тяжелый труд. • Легкий путь – трудный путь. • Легкий ветер – сильный ветер. 4. Закрепление. Выполнение упражнения 319 (с.105) 6.Домашнее задание. 7. Выставление оценок.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.
Тема: «Лексика русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.» 5 кл. Цели урока: 1) познакомить с понятием омонимов, синонимов, антонимов; 2) научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; 3) умения и навыки подбирать антонимы и находить их в тексте. 4) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка. Ход урока І. Организационный момент. 1. Мобилизующее начало (приветствие, проверка подготовки к уроку) ІІ. Проверка домашнего задания. 1. Актуализация знаний учащихся 1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика) 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - …. (лексическое значение) 3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ….(однозначными) 4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными) 5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении. 6) Словарный запас человека (Лексикон) 7) Раздел науки о языке, которая изучает словарный состав (Лексикология) 8) Значимая единица языка (Слово) 9) Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой, связанных друг с другом по смыслу. 10) Слова, противоположные по лексическому значению, называются ….(антонимами) 11) Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, называются …… (синонимами) 12) Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика). 13) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 14) Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное) ІІІ. Изучение нового материала Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи; 2) омонимы одинаково звучат; 3) омонимы одинаково пишутся; 4) омонимы имеют разные лексические значения; 5) омонимы не имеют в значении никакого сходства. 1. Коса – орудие труда. Коса – вид причёски. 2. Ключ – от замка. Ключ – это родник. Ключ – музыкальный знак. Ключ – ответ на задание. 3. Ручка – пишущая, гелевая, шариковая. Ручка – человеческая ручка. Ручка – дверная ручка. 4. Лук – огородное растение. Лук – оружие. - А ключ – от замка, ключ – консервный, ключ – скрипичный. Многозначные слова. Омоформы – слова, совпадающие лишь в отдельных формах. Н-р: Три (числит.) и Три (глагол). К трём часам (числ.). Мы трём (глагол). Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию. Н-р: порог – порок; луг – лук; плод – плот; бал – балл; косный – костный: Омографы – слова совпадающие по написанию, но различные звучанию и значению. Н-р: берег – берёг; берегу – берегу; большая – большая. Задание. Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. 1. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. 2. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров. 3. В этот зáмок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замóк. Маленькие гвóздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики. 4. Вечером я решил почитать интересную книгу. – Нужно почитать своих родителей. Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый". По-гречески часть "ним" означает "имя". Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др. Все эти слова - синонимы. - Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному) - Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие. - Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка) - Какой частью речи являются эти слова? (сущ.) - Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий) - Какой частью речи они являются? (прил.) - Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться) - Какое слово здесь лишнее? (печаль) - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи. - Чем же они непохожи, чем отличаются? - Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука (оттенками лексического значения) • Холод - мороз, стужа. • Быстрый - проворный, прыткий, резвый. • Печальный - грустный, скорбный, безутешный, огорченный, унылый, тоскливый. • Праздник - торжество, триумф. • Удача - счастье, везение, фортуна. • Верный - надежный, преданный. • Искренний - бесхитростный, откровенный. • Воевать - бороться, биться, ополчаться, сражаться. • Скрывать - таить, прятать. • Кавалерия – конница. • Миг – момент. • Иностранный – заграничный, зарубежный, иноземный, заморский, чужестранный. • Большой – огромный, громадный, гигантский. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи (плакать – смеяться). Различают однокорневые (входить – выходить, прилив – отлив) и разнокорневые антонимы. большой (маленький) высокий (низкий) длинный (короткий) широкий (узкий) нежный (грубый) храбрый (трусливый) умный (глупый) чистый (грязный) толстый (тонкий) глубокий (мелкий) прямой (кривой) левый (правый) смеяться (плакать) первый (последний) верхний (нижний) тяжелый (легкий) острый (тупой) горячий (холодный) светлый (темный) белый (черный) мокрый (сухой) громкий (тихий) сладкий (горький) хороший (плохой) скупой (щедрый) больной (здоровый) дорогой (дешевый) передовой (отсталый) хвалить (ругать) заболеть (выздороветь) здороваться (прощаться) поднимать (опускать) поломать (починить) нагревать (охлаждать) труд (безделье) добро (зло) правда (ложь) мир (война) холод (жар) свобода (рабство) • Свежий хлеб – черствый хлеб. • Свежий журнал – старый журнал. • Свежий ветер – теплый ветер. • Легкий труд – тяжелый труд. • Легкий путь – трудный путь. • Легкий ветер – сильный ветер. 4. Закрепление. Выполнение упражнения 319 (с.105) 6.Домашнее задание. 7. Выставление оценок.
Медианары для учителей с выдачей свидетельства

Все файлы материала: