лекции по дисциплине "История социальной работы"

  • Лекции
  • doc
  • 05.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Объем лекции - 29 лекций. Дисциплина "История социальной работы". В лекциях раскрыты вопросы: становление социальной работы как общественного явления, исторический аспект развития социальной работы как профессиональная деятельность. Профессионально-личностные качества специалиста социальной работы. Становление и развитие теории социальной работы . Зарождение и развитие социальной работы в США.Перечень лекций по дисциплине "История социальной работы" для студентов специальности "Социальная работа"
Иконка файла материала Лекция 1.doc
Тема 1. Предмет и задачи курса «История и теория социальной работы» (2 ч.) План лекции 1. Предмет и методология изучения истории и теории социальной работы 2. Основные группы источников, периодизация и задачи курса «История и теория социальной работы» 1.  Предметная   сторона   каждой   науки   и   учебной   дисциплины определяется сущностью и спецификой изучаемого курса. Предмет изучения истории и теории социальной работы составляют знания о видах, формах и способах   функционирования   в   прошлом   и   настоящем   социальной   помощи, взаимопомощи, профессиональной социальной работы. Одним   из  базовых   понятий  предмета   истории   социальной   работы является  социальная помощь. Это понятие но сит во многом универсальный характер.     Социальная   помои   означает   содействие   лицам,   лишенным необходимых   условий   для   нормальной   жизнедеятельности,   оказание   им поддержки и выражение сочувствия. Цель такого воздействия заключается в достижении   улучшения   жизни   и   облегчения   их   положения.   Важнейшими видами   социальной   помощи   являются   благотворительность,   призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может быть отнесена и социальная   работа,  хотя   ее   функции  не   ограничиваются   лишь   оказанием социальной помощи.  Добровольной   и   безвозмездной   помощью   лицам,   нуждающимся   в поддержке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую неорганизованна и не ставит цель отследить последствия, результативность этого   воздействия.   Сам   благотворитель   в   каждом   конкретном   случае принимает   решение   об   оказании   или   неоказании   помощи.   Избирательная особенность   благотворительности   точно   была   сформулирована   в «Энциклопедическом словаре института Грана (Т. 6. С. 7), изданном в Москве в   конце   1930­х   гг.   Там   отмечалось,   что   благотворительность   носит выборочный, факультативный характер. Благотворительность   классифицируют   в   зависимости   критериев.   Если ими   являются   особенности   целеполагания   то   ее   можно   подразделить   на филантропию и меценатство. Филантропия — это та же благотворительная деятельность   которая   нацелена   на   оказание   помощи   непосредственно неимущим   и   нуждающимся   лицам.   Под   меценатством   принято   понимать покровительство в отношении науки, искусства также образования, спорта. Такими покровителями обычно выступают состоятельные люди. Последнее   десятилетие  XX  в.   ознаменовалось   существеннымиизменениями,  затронувшими   её  экономику,  политику   и   социальную   сферу. Именно   к   таким   изменениям   следует   отнести   создание   системы профессиональной помощи нуждающимся, начало которому было положено в 1991 г., когда Советский Союз приближался к своему распаду. С начала XX в. в   странах   Запада   проводят   различие   между   профессиональной   помощью нуждающимся,   и непрофессиональной,   которая   ассоциируется   с   традиционными   формами благотворительной деятельности.   получившей   название   социальной   работы, Имеющей большой опыт организации благотворительности, к осознанию необходимости   профессионализма   в   деле   помощи   нуждающимся   пришли только   тогда,   когда   стала   очевидной   неэффективность   советской   системы социальной защиты, в функционировании которой ведущая роль принадлежит чиновникам.   Связанная   с   потребностями   развития   российского   общества социальная работа стремительно вошла в нашу жизнь, хотя ещё и не заняла в ней подобающего ей места. Формирующаяся   практика   профессиональной   помощи   нуждающимся делает актуальным вопрос о том, что собой представляет социальная работа как   форма   деятельности,   получившая   в   настоящее   время   распространение практически во всем мире. За этим вопросом кроется наше желание понять, почему в одних странах социальная работа давно вошла в повседневную жизнь людей, а в других делает лишь первые шаги. Эмпирическим фактом является то, что профессия социального работника возникла на Западе сто лет назад, а её становление в других регионах мира началось по существу в наше время. Поскольку   эта   профессия   представляет   собой   современную   форму социальной помощи, уходящей своими корнями во времена первобытности, интересующая   нас   проблема   может   быть   сформулирована   следующим образом: чем определяется эволюция форм социальной помощи? Мы исходим из предположения, что формы социальной помощи несут на себе черты той культуры, в рамках которой она развивается. Это предположение помогает нам   понять   феномен   социальной   работы,   которая   была   призвана нейтрализовать негативные последствия частной собственности, получившей неограниченное развитие в рамках западной культуры.  За последние годы вышло немало публикаций по социальной работе, но лишь незначительная часть из них касается её истории. Иными словами, в отечественной литературе ощущается острая потребность в исследованиях по истории социальной работы. Будучи   одной   из   обязательных   дисциплин   программы   подготовки специалистов   по   социальной   работе   и   социальных   педагогов,   история социальной работы дает необходимые знания для успешного усвоения целого ряда   как   общепрофессиональных   (теория,   технология   социальной   работы), так   и   специальных   (геронтология,   семьеведение   и   др.)   дисциплин. Отечественный   и   зарубежный   социономический   опыт   в   определенной   мере может   быть   востребован   и   в   условиях   совершенствования   системысоциальной работы в современной России. Все это актуализирует роль данной учебной дисциплины. Предметная сторона каждой науки и учебной дисциплины определяется сущностью   и   спецификой   изучаемого   курса.   Предмет   изучения   истории социальной   работы   составляют   знания   о   видах,   формах   и   способах функционирования в прошлом социальной помощи, взаимопомощи, професси­ ональной социальной работы. Одним   из   базовых   понятий   предмета   истории   социальной   работы является социальная помощь. Это понятие носит во многом универсальный характер.   Социальная   помощь   означает   содействие   лицам,   лишенным необходимых   условий   для   нормальной   жизнедеятельности,   оказание   им поддержки и выражение сочувствия. Цель такого воздействия заключается в достижении   улучшения   жизни   и   облегчения   их   положения.   Важнейшими видами   социальной   помощи   являются:   благотворительность,   призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может быть отнесена и социальная работа, хотя ее функции не ограничиваются лишь оказанием со­ циальной помощи. Добровольной   и   безвозмездной   помощью   лицам,   нуждающимся   в поддержке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую неорганизованна и не ставит целью отследить последствия, результативность этого   воздействия.   Сам   благотворитель   в   каждом   конкретном   случае принимает   решение   об   оказании   или   неоказании   помощи.   Избирательная особенность   благотворительности   точно   была   сформулирована   в «Энциклопедическом   словаре   института   Гранат»   (Т.   6.   С.   7),   изданном   в конце   1930­х   гг.   В   нем   отмечалось,   что   благотворительность   носит выборочный, факультативный характер. Благотворительность классифицируют в зависимости от критериев. Если ими   являются   особенности   целеполагания,   то   ее   можно   подразделить   на филантропию и меценатство. Филантропия — это та же благотворительная деятельность,   которая   нацелена   на   оказание   помощи   непосредственно   не­ имущим   и   нуждающимся   лицам.   Под   меценатством   принято   понимать покровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта. Такими покровителями обычно выступают состоятельные люди. В зависимости от характера субъекта благотворительности ее разделяют на   частную   и   общественную.   Последняя   включает   в   себя   церковную   и монастырскую   помощь,   деятельность   различных   филантропических организаций   и   заведений,   обществ   вспомоществования   и   др.   Наличие организованных  начал  роднит  отдельные  формы  общественной   благотвори­ тельности   с   призрением.   В   императорской   России   одной   из   эффективных форм   общественной   благотворительности   были   заведения   «на   особых основаниях управляемые». Они по характеру своей деятельности были близки органам призрения. 2. Содержательная сторона дисциплины «История и теория социальнойработы»   формируется   путем   систематизации   и   анализа   нормативного, статистического,   документально­фактологического   и   иного   материала.   Его разнообразие   образует   источниковую   основу   данного   предмета.   Условно можно выделить  несколько  групп  наиболее  значимых  источников  изучения истории   социальной   работы.   К   их   числу   следует   отнести:   повествования древних   авторов,   летописные   описания;   нормативно­правовые   документы; труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков,   писателей,   философов;   документы   и   материалы   общественных организаций;   архивные   документы;   материалы   прессы;   научную   и художественную   литературу   как   исторический   источник;   материалы социологических исследований. В трудах древних авторов приводятся определенные сведения о нравах, традициях, обрядах, практике помощи и взаимопомощи у народов, живших в те далекие времена. Так, у византийского историка Прокопия Кесарийского в «Истории войн Юстиниана», написанной в  VI  в. н.э., приводится описание славянских   народов,   показаны   их   отличительные   особенности,   некоторые традиции, имевшие социальную направленность. Нравы и обычаи славянских племен описаны и в древнерусской летописи «Повесть временных лет», со­ ставленной в XII в. Документы нормативно­правового характера, в которых декларируются и в определенной мере регулируются вопросы социальной помощи, известны с глубокой древности. Для примера можно сослаться на законы вавилонского правителя   Хаммурапи   (II  тыс.   до   н.э.).   К   нормативному   документу,   где рассматривались   вопросы   помощи   бедным,   немощным,   можно   отнести Церковный   устав   996   г.   киевского   князя   Владимира  I,   возглавлявшего Древнерусское   государство.   В   эпоху   Московской   Руси   были   приняты некоторые социально ориентированные решения Стоглавого Собора (1551 г.). Английская королева Елизавета в 1601 г. инициировала принятие закона об общественных   налогах   в   пользу   бедных.   Особый   резонанс   в   английском обществе первой половины XIX в. вызвал Закон о бедных 1834 г. В настоящее время многие аспекты социальной работы регулируются целым рядом меж­ дународных   нормативных   документов.   Одним   из   них   является   известная конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. К   третьей   группе   источников   изучения   курса   «История   и   теория социальной   работы»   относятся   труды   и   высказывания   государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей и мыслителей, где затрагиваются вопросы милосердия, социальной помощи и поддержки. Много поучительного  и   полезного  в  этой   связи  приводится   в «Духовной  грамоте детям», составленной древнерусским князем Владимиром Мономахом.  К   документам   общественных   структур,   в   которых   рассматриваются отдельные   стороны   организации   социальной   помощи   и   социальной   защиты относятся уставные и программные положения социально ориентированных общественных организаций, политических партий. Такими документами яв­ляются   Устав   и   Кодекс   этики   Международной   федерации   социальных работников. Что касается программ политических партий, то источником для изучения истории социальной работы являются их социальные разделы. Фактический документальный и статистический материал по различным аспектам   благотворительной   деятельности,   призрения,   соцобеспечения   и становления   социальной   работы   содержится   в   архивных   учреждениях.   Он имеется   в   отчетах   приказов   общественного   призрения,   благотворительных обществ, в сметах городских самоуправлений и др. Для изучения советского соцобслуживания   представляют   интерес   архивные   фонды   отделов соцобеспечения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. По  архивным  документам  1990­х  гг. можно  проследить  процесс   формиро­ вания основных компонентов системы социальной работы в новой России. Источником   ретроспективного   изучения   социальной   помощи   и социальной   работы   являются   те   научные   работы   и   художественные произведения, авторы которых являлись непосредственными участниками или очевидцами описываемых событий. Примером могут служить многочисленные научные   статьи   в   «Российском   журнале   социальной   работы»,   в   сборниках научных   статей   по   актуальным   проблемам   социальной   работы   и   в   других изданиях,   где   авторы   анализируют   явления   и   тенденции,   присущие современной   социономической   деятельности,   обобщают   опыт   возрождения организованной благотворительности. Важной   проблемой   изучения   курса   «История   и   теория   социальной работы»   является   его   научная   периодизация.   Она   позволяет   не   только получить   целостное   представление   об   этой   дисциплине,   но   и   выделить основные этапы развития социальной помощи и социальной работы. В настоящее время в вопросе о периодизации истории социальной работы наметилось   два   подхода.   Большая   часть   ученых,   исследующих   данную проблему, видят истоки социальной работы в простейших формах социальной помощи   и   благотворительной   деятельности.   Они   включают   эту   помощь   и деятельность в процесс формирования социальной работы, а следовательно, в ее   периодизацию.   Так,   английский   ученый   Джордж   Хендел   периодизацию социальной работы начинает с филантропических форм помощи, характерных еще для эпохи архаики и древнего мира. К.В. Кузьмин и Б.А. Сутырин дают отдельные периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России. В истории социальной работы за рубежом они выделяют пять основных этапов: I.Архаический период благотворительности (до образования в конце  III тыс.   —   первой   половины  II  тыс.   до   н.э.   первых   рабовладельческих государств). II. III. Филантропический период (приблизительно до IV­V вв. н.э.). Период   общественной     церковной) (общинной,   бла­ готворительности (до начала XVI в.). IV. Период   государственной   благотворительности   (до   рубежа  XIX­XX вв.). V. время). Период   социальной   работы   (продолжающийся   по   настоящее В   этих   периодизациях   первым   этапом   называется   архаический   период благотворительности   как   начальная   ступенька   в   едином   строении   под названием   «социальная   работа».   Уязвимой   стороной   данных   вариантов периодизации является то, что здесь процесс развития социальной работы в значительной   мере   подменяется   процессом   развития   благотворительной деятельности. Иной   подход   к   вопросу   о   периодизации   истории   социальной   работы просматривается   в   работах   известного   ученого,   профессора   Ростовского государственного   университета   Е.П.   Агапова.   Он   полагает,   что   раз становление   социальной   работы   как   профессиональной   деятельности происходило   с   конца  XIX  в.,   то   и   периодизацию   нужно   начинать   с   этого времени. По Агапову, история социальной работы охватывает три основных периода: I.Становление социальной работы (конец ХIХв. —1930­е гг.). II. Завершение   процесса   институционализации   социальной   работы (30­е — середина 50­х гг.). III. Период   широкого   распространения   социальной   работы   во   всем ее (се западной   культуры     рамки   выход     мире, редина 1950­х — н.в.).   за Учитывая,  что   сущностным   положением   понятия   «социальная   работа» является   социальная   помощь,   правомерно   при   ретроспективном   анализе социономической деятельности говорить о периодизации истории социальной помощи и работы, начиная с эпохи древности. По сути дела такую позицию занимают М.В. Фирсов, В.П. Мельников, Е.И. Холостова и другие крупные специалисты. Так, в учебном пособии по истории социальной работы в России М.В. Фирсова предложенная им периодизация включает в себя именно ос­ новные этапы помощи и взаимопомощи. В учебном пособии В.П. Мельникова и Е.И. Холостовой по социальной работе опять же выделяются важнейшие этапы целостного развития социальной помощи и социальной работы. Данный подход,   как   нам   представляется,   более   предпочтителен   применительно   к проблеме периодизации истории социальной работы. Социальная помощь, благотворительность, призрение, профессиональная социальная   работа   —   все   это   общецивилизационные   явления,   которые характерны для многих государств и народов. В отдельных странах они имеют свою   специфику,  традиционные   особенности.  Но   сформировались   и  общие тенденции их функционирования. Анализ таких тенденций, проявляющихся на различных   этапах   общественного   развития,  позволяет   выделить   следующие основные этапы истории социальной помощи и социальной работы: I.Период   простейших   форм   помощи   и   взаимопомощи в эпоху архаики и древнего мира (III тыс. до н.э. — середина 1тыс. н.э.).II. Период   традиционно­общинной   и   церковно­монастырской благотворительности в раннем и классическом средневековье (IV—XV вв.). III.Период   складывания   и государственного   и   общественного   призрения   средневековье и в эпоху нового времени (XVI—XIX вв.).   функционирования в   системы   позднем IV. Период   появления   и   институционализации   социальной   работы, формирование систем социального обеспечения (конец XIX — конец XX в.). V. Период   дальнейшего   распространения   социальной   работы   в   мире   и усиления   ее   роли   в   обеспечении   социального   благополучия   (конец  XX  — начало XXI в.). Данная   периодизация   позволяет   получить   целостное   представление   о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи и социальной работы. В ее рамках вполне укладывается как отечественный, так и   зарубежный   опыт   благотворительности,   призрения   и   профессиональной социальной работы. История   социальной   работы,   будучи   одной   из   общепрофессиональных дисциплин   основных   образовательных   программ   подготовки   специалиста социальной   работы   и   социального   педагога,   носит   гуманитарную направленность.   Все   это   усиливает   значимость   данной   дисциплины   и определяет характер задач, решаемых в ходе ее усвоения. К числу важнейших из них можно отнести: 1. Содействовать   развитию   у   студентов   навыков   исторического мышления, формированию у них научного исторического сознания. 2. Дать   студентам   новые   знания   об   особенностях,   тенденциях развития   социальной   помощи   и   социальной   работы   в   Казахстане     и   за рубежом. 3. Сформировать   целостное   и   системное   представление   об отечественном   и   общемировом   процессах   развития   социальной   помощи, благотворительности,   государственного   и   общественного   призрения, профессиональной социальной работы. 4. Углубить   знания   студентов   по   отдельным,   наиболее   значимым этапам и событиям истории социальной помощи. 5. Дать   аргументированные   знания   о   специфике   современного состояния социальной работы, ее моделях. 6. Показать   студентам   возможности   использования   зарубежного   и прошлого отечественного опыта социальной помощи в нынешней современной практике становления и развития социальной работы. 7. Содействовать   формированию   чувства   гражданственности, человеколюбия, а также потребности в благотворительности и милосердии. Стремление глубоко осмыслить прошлое на основе научных принципов и методов   несомненно   будет   способствовать   лучшему   пониманию отечественного   и   зарубежного   опыта   социальной   помощи   и   социальной работы, преодолению состояния отчужденности части российского обществаот   своей   истории,   традиций   правдолюбия   и   человеколюбия.   Для   народов нашей страны милосердие, будучи исторически выражением совестливости и особого   состояния   души,   в   течение   многих   веков   являлось   не   просто проявлением   жалости   и   сочувствия,   а   служило   средством   духовного очищения, внутреннего самосовершенствования. Очень важно эти прекрасные традиции бережно хранить и приумножать. Социальную   работу   можно   определить   как   специфическую   форму государственного   и   внегосударетвенного   воздействия   на   человека   с   целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения. История практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные  гуманистические  традиции  человеческого   бытия,  обусловленные биологической,   психической   и   социальной   природой   человека,   семейно­ родственных   отношений.  Социальная   работа   также   связана   с  духовностью, нравственно­эстетическими   принципами,   приверженностью   различным религиозным   вероучениям,   которые   оказали   существенное   влияния   на формирование   принципов   человеческого   общежития,   В   религиозных   ант­ ропологических концепциях подчеркивались и развивались лучшие качества человека   в   его   отношениях   с   другими   людьми,   среди   которых   служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои   жизненные   и   витальные   проблемы.   Социальная   работа   проделала большой   исторический   путь   от   личной   или   коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к научной или   организованной   филантропии,  а   затем   и   к   признанию   ответственности общества   за   социальное   благополучие   своих   граждан   и   за   эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи,   основанной   на   здравом   смысле,   жизненном   опыте   и   интуиции,   к профессиональной деятельности. На начальном этапе развития практики и теории социальной работы ею занимались   в   подавляющем   большинстве   представительницы   различных филантропических и феминистских движений. Большую роль в утверждении профессии   сыграли   представительницы   американской   школы,   которые выражали   разные   социально­философские   взгляды   на   причины   социальных проблем и соответственно развивали разные подходы к социальной работе, Социальную   работу   в   современном   обществе   обычно   связывают   с развитием и расцветом промышленного капитализма, повлекшим за собой в общественных   формах   Запада   столь   грандиозные   изменения   общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком   и   обществом.   На   развитие   социальной   работы   оказали   влияние идейно­теоретические взгляды либерального и консервативного толка, а так­ же теоретические социально­философские системы, существовавшие в XIX и в начале  XX  в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм,теорию   социального   действия   и   др. социал­дарвинизм,   Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и   США   способствовали   формированию   понятий   об   ответственности   и моральном   долге   государства   перед   личностью   за   невозможность предоставить ей все условия для нормального существования, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших   социальных   проблем   являются   социальные   реформы   с индивидуальным подходом к каждой нуждающейся в помощи личности. Работа   с   проблемными   личностями   постепенно   потеряла неорганизованный   характер   чистой   благотворительности   и   филантропии   и приобрела   новое   качество   вместе   с   соответствующим   ему   названием социальной работы. Одновременно возникли новые организационные формы деятельности.   В   процессе   организации   специализированных   служб   был предпринят поиск моделей социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или превентивного характера, рассчитанных на длительный временной отрезок. Новый импульс социальная работы получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970—1990­х годов.   Этому   периоду   присущи   глобальные   изменения   в   производстве промышленной   продукции,   характеризующиеся   высокой   степенью автоматизации   и   компьютеризации,   уменьшением   в   связи   с   этим   числа промышленных   рабочих,   появлением   самостоятельного,   развитого   сектора обслуживания, а позднее и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники. В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идет отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено   многолетней   дореволюционной   исторической   традицией широкой   социальной   деятельности   в   сфере   социальной   помощи,   а   также опытом   воспитательной,   культурно­массовой   и   просветительской   работы среди населения в советский период. Это, по­видимому, одна из особенностей формирования отечественной модели социальной работы. Другая особенность связана с тем, что, с одной стороны, у нас имеется во многом уникальный ис­ торический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда развитая   традиция   социальной   помощи   в   дореволюционной   России   в   ходе известных событий была безвозвратно утрачена, Третья   особенность   органично   связана   со   второй,   так   как   груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области   социальной   работы   перед   трудноразрешимой   проблемой:   они вынуждены   одновременно   налаживать   эффективную   систему   социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям   момента.   Фактически   становление   социальной   работы   как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно­практи­ческой разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа — социальная педагогика. И, наконец, четвертая особенность коренится в тесном единстве таких социальных   понятий,   процессов   и   феноменов,   как   «социальная   работа»   и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа —   это   не   только   деятельность   по   оказанию   непосредственной   социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, обучению и образованию человека. Социальный работник владеет основами теории социальной работы. Ему должны   быть   свойственны   специальные   профессиональные   и   духовно­ нравственные  качества,  такие как  милосердие,  сострадание,  совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости. Общепрофессиональным   багажом   социального   работника   является понимание места социономии в системе социально­гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением оснований теории социальной работы знанием и использованием в теории и социальной прав тике философских, социологических,   социально­психологических,   правовых,   статистических, социально­педагогических   и   других   методов.   Результат   реального практического действия социального работника — это прежде всего умение использовать   различные   общие   и   частные   технологии,   в   числе   которых социальная диагностике профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция терапия,   социальная   экспертиза   и   прогнозирование,   ее   социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство. Основная литература 1. Кузьмин В.А., Сутырин Е.М. История социальной работы. – М., 2003. 2. Циткилов П.Я. История социальной работы. – М., 2006. 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., 2002. 4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М., 2000.  5. Теория социальной работы/ Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1998.  6. Социальная энциклопедия / Гл. ред. Горкин. – М., 2000.  7. www.springerlink.com 8. http // counter. nn. ru/stat/ stat_mon_140 hml/ 9. http // kdsm.mos.ru/work/searh/menedzh.hml Дополнительная литература1. Основы  социальной   работы:   Учебник. /   Отв.  ред.  П.Д.  Павленок.  –  М., 1997. 2. Социальная работа. / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов.­на­Д., 2005. 3. Теория и методология социальной работы: Уч. пособие. / Под ред. С.И. Григорьева. – М., 1994. 4. Энциклопедия социальной работы: В 3­хт. – М., 1999. Т.1.