Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа рассчитана на 18 учебных часов.
КУРС «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» 10 КЛАСС
Раздел первый
общества.
.
Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций
Занятие 1. Семья в различных культурах.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом
долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда
не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней чтото. Правитель
посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово ПОНИМАНИЕ».
Семья в исламской религиозной культуре. Что значит дом для мусульманской семьи? Именно
здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом
Милосердным. Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать
лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы
должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать
точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме
как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает изза неспособности
понять друг друга, а не изза плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения
своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в
выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей.
Семья в иудейской религиозной культуре. Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть
уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем
нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в
поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является
воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг
человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член
семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней вытащи
один, и вся куча рассыплется».
Семья в буддистской религиозной культуре. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости
и смеха. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу
не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье
поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции
буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей,
который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только
счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы
родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Семья в христианской культуре. В христианской семье важными ценностями является любовь
между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья
появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры,
надежды и любви. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской
точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви. В христианской семье
дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и
сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Основная цель
христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть
добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей
научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".Занятие 2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Христианские проповедники утверждают, что только вера может служить основой прочной семьи, что без
божьей помощи невозможно достигнуть семейного счастья. Верующим рекомендуется брать в жены или
мужья верующих, по возможности из той же общины. Если же такой союз невозможен, то христианин или
христианка должны приложить усилия к тому, чтобы приобщить к вере супруга. Семья рассматривается
христианством прежде всего как орудие религиозного воспитания новых поколений людей. "Христианский
брак, разъясняют современные православные проповедники, является "домашней церковью", где люди
объединены во Христе". Однако история христианской морали доказывает, что присущие ей взгляды на брак
и семью менялись исторически.
В Ветхом завете получили отражение брачносемейные отношения, которые складывались в
древнееврейском рабовладельческом государстве. Здесь еще сохранялись пережитки патриархально
родового строя. С другой стороны, ветхозаветное семейнобрачное законодательство было проникнуто
заботой о сохранении этнического существования маленького народа в условиях непрерывных войн с
соседними племенами и более сильными государствами. Это определяло некоторые особенности
ветхозаветных установлений насчет семьи и брака. Ветхозаветной Библии чужда идея безбрачия как угодного
богу состояния.
Новозаветные установления о семье и браке явились отражением пестрого социального состава
раннехристианских общин, а также сложного развития идеологии христианства в первый период его
существования. Традиционное в последующем христианстве женоненавистничество, а также требование
безбрачия почти отсутствуют в ранних христианских текстах, Как известно, первые христианские общины
состояли из рабов и представителей беднейших слоев свободного населения. Эти люди, мужчины и женщины,
равно зависели от господ и не имели возможности основать прочные, устойчивые семьи. Поэтому, как это
видно, например, из апостольских посланий, в первых христианских демократических общинах существовали
сравнительно вольные нравы. В раннехристианских общинах женщины играли видную роль, выступая в
качестве диаконис и пророчиц. Однако в скором времени в христианстве начинают выступать, с одной
стороны, требование строгой семейной дисциплины, подчинения жены мужу, осуждение прелюбодеяний, а с
другой стороны, проповедь безбрачия для того, кто по своему положению не имел возможности иметь семью.
Эта двойственность, естественная в раннехристианских общинах, приобрела религиознодогматическое
значение в последующем развитии христианства. С заменой рабовладения колонатом, а затем
крепостничеством мирянетрудящиеся получили возможность иметь семью, вследствие чего удел безбрачия
для них перестал быть необходимостью. В то же время выделился клир, причем церковнослужители высших
рангов вербовались из числа монахов, принявших на себя обет безбрачия. Предпочтение безбрачия семейной
жизни как состояния, более угодного богу и обязательного для христианина, посвятившего себя служению
всевышнему, обосновывается "священным писанием" и христианским вероучением. Церковные установления
в отношении семьи и брака оказывали вредное воздействие на быт мирян. Правило, запрещающее браки
между лицами разных вероисповеданий, пусть даже христианских, выступало причиной бесчисленных
Браки, которые не были освящены церковью, признавались
трагедий любящих сердец.
недействительными. Поскольку церковь не была отделена от государства, это влекло за собой тяжкие
испытания для людей. Жена лишалась права наследования имущества умершего супруга,
"незаконнорожденные" дети также лишались многих гражданских прав, в том числе права наследования
имени и имущества отца, не говоря уже о моральных страданиях, вызванных тем, что внецерковный брак,
каким бы он ни был прочным и счастливым, все равно считался блудом.
Брак, освященный церковью, практически был нерасторжимым. От этого особенно страдали женщины.
Как правило, женщина, выданная замуж против воли, должна была всю жизнь терпеть издевательства
постылого человека без всякой надежды освободиться от унизительной связи с ним. Отсутствие свободы
развода В. И. Ленин справедливо назвал "сверхпритеснением угнетенного пола, женщины". Со времени
написания "Домостроя" и других средневековых кодексов христианской семейной морали прошли столетия.
Но христианские церкви и сейчас настаивают на нерасторжимости церковного брака, сколь бы неудачным он
ни был. Пролетарская революция и строительство социализма в нашей стране положили конец
домостроевским отношениям в семье и тем самым подняли к активной общественной деятельности женщин,что в свою очередь вызвало громадные сдвиги в их сознании. Приниженное положение женщины в семье и
обществе было главной причиной ее приверженности к религии. Включившись при социализме в жизнь
больших общественнопроизводственных коллективов, женщины освободились от духовного одиночества и
отсталости.
Раздел второй
Личность и семья
Занятие 3. Психология личности.
В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым
категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками.
Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления
формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их
субъекту — общественному индивиду, личности.
Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача
состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые
характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже
человеком. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное
название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие
объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.
Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена
родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в
отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке
биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек
рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими
людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и
социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное
биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве.
Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в
которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности.
В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную
ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе
(например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных
от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от
того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же
время личность целостна и едина, системна и организована.
В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или
иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается
считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются,
как правило, субъективны и труднодоказуемы.
Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность
каждой психики (личности, индивида, человека).
Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его
индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и
чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу
индивидуальность.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно
характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются в какойнибудь личности, но не все выступают в качестве ее
отличительных свойств. Любой из нас в чемто похож на всех людей, в чемто лишь на некоторых, в чемто ни
на кого не похож. В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры
личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В
нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двухсхем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым. Эта базовая модель исходит из
личностнодеятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных
подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния;
способности и задатки; психический опыт личности.
Занятие 4.
Роль семьи в воспитании личности
Семейное воспитание в процессе развития личности играет, пожалуй, наиважнейшую роль. Никто лучше
семьи не может развить в ребенке те качества, которые будут необходимы ему в самостоятельной взрослой
жизни. Главная цель семейного воспитания это обеспечение полноценной, счастливой, творческой и полезной
для общества жизни будущего взрослого гражданина. Детский сад, школа, институт являются в большей
степени образовательными учреждениями, чем воспитательными.
Для развития полноценной, разносторонне развитой личности необходимо, чтобы семья обладала
определенными параметрами. Существуют параметры главные и второстепенные, существенные и
несущественные. Преподаватели обычно обращают внимание на такие параметры семьи ребенка, как
благосостояние, полнота семьи, образование родителей. Это внешние параметры, которые не являются
главными для развития личности.
Социальный статус и материальное положение семьи имеет большое значение для материального обеспечения
ребенка и удовлетворения его материальных потребностей, однако на его воспитании это практически никак
не отражается. Полнота семьи, то есть наличие отца, матери, бабушки и дедушки, конечно, оказывает
влияние на формирование личности, но только косвенное. Совсем не единичны случаи, когда дети, у которых
семья не обладала вышеперечисленными параметрами, показывали хорошие результаты в школе и добивались
значительных успехов в жизни.
Главными, определяющими параметрами семьи, являются заботливое отношение родителей к детям,
взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей воспитать сильную и всесторонне
развитую личность. Материальное благосостояние, образование родителей и полнота семьи никак не связаны
с этими параметрами.
Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям,
совершенно безусловны и подсознательны. Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него
родители это единственные люди в мире, на которых он может полностью положиться. Отсутствие любви
родителей к ребенку воспринимается им как предательство, которого не прощают.
Причиной неудач взрослого человека, алкоголизма, наркомании, невозможности реализовать себя в жизни
является отсутствие родительской любви в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты
и одиночества, которое он заглушает любыми доступными ему способами. Мало того, если ему удается, в
конце концов, добиться в жизни какихто успехов, создать свою семью и завести детей, то к ним он не
испытывает абсолютно никаких чувств.
Многие родители твердо убеждены, что ребенку нельзя показывать свою любовь, что таким образом можно
избаловать его и сделать эгоистом. Это абсолютное заблуждение. Именно при отсутствии искренней любви и
возникают такие неблагоприятные черты личности. Избалованность может возникать в том случае, когда
любовь к ребенку пытаются заменить различными суррогатами, то есть потакание всем его капризам,
задабривание подарками и так далее.
Воспитание ребенка в духе родительской любви совершенно не зависит от того, сколько времени родители
проводят с ребенком, воспитывается ли он дома или в детском саду, живет ли он у бабушки или вместе с
родителями. Забота и опека понастоящему любящих родителей незримо следуют за ребенком, где бы он ни
находился. Конечно же, при этом общение с ребенком должно стать для родителей не обязанностью, а
психологической необходимостью.
В качестве основы заботы и опеки над ребенком служит искренняя заинтересованность родителей буквально
во всех изменениях и событиях в жизни ребенка. У каждого родителя существуют собственные
представления о взаимодействии со своим ребенком, однако есть определенные правила, которые нельзя
игнорировать. Прежде всего, это обязательный диалог родителя с ребенком, в котором ребенок выступает
полноправным собеседником, а не безмолвным слушателем наставлений или допрашиваемым подозреваемым.Развивать свою родительскую любовь к детям лучше всего с самого раннего детства, с пеленок. Это время
является самым важным для становления маленькой личности из беспомощного живого комочка. Если
упустить этот момент, то можно потерять навсегда ту тонкую, но очень прочную нить, которая связывает
ребенка с его родителями.
В зависимости от того, существует ли между родителями и детьми искренняя любовь и в какой именно
степени, каждый родитель посвоему формирует стиль своего семейного воспитания. Это может быть
воспитание, построенное на полном доверии, авторитарный стиль или полное попустительство. В различных
стилях воспитания существуют свои преимущества и недостатки.
Раздел третий
Особенности межличностных отношений юношества
Занятие 5. Психология межличностных отношений.
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме
чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:
1) восприятие и
понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3)
взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все
познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление,
воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуальнопсихологических
особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.
Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность – точность психического отражения
воспринимаемой личности; б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью
другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания,
возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии; б)
удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; в) эмпатия – эмоциональный отклик на
переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех
чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и
соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия,
выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в
регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности
неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении
производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные
правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с
рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения,
закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются
при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях,
взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол,национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми,
самооценка, потребность в общении и др.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки
людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование
внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми
достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих
переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются
доверием.
Занятие 6. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.
Для каждого из вас общение со сверстниками становится все более и более значимым. Особенно в наше
время, когда условия жизни (прежде всего в городе) ограничивают общение (порой мы не знаем своих
соседей по дому), когда мы все большее предпочтение отдаем общению с телевизором, когда в семьях
преимущественно один ребенок, когда общение с родственниками становятся все более
необязательными. Общество сверстников в этих условиях выполняет никем и ничем не заменимую роль:
оно обучает тем нормам морали, которые приняты в мире взрослых; оно учит выполнять роли юноши и
девушки, показывая своим одобрением или осужден и ем, что приличествует, а что нет представителям
каждого пола; и, наконец, без общества сверстников каждый из вас не в состоянии достигнуть
автономии от взрослых и утвердить себя как личность. Потребность в общении со сверстниками
проявляется в ожидании и поиску общения. Ожидание общения – это стремление к новому опыту, к
познанию людей, это ожидание интересных, важных и необычных встреч. Поиск общения проявляется в
том, что вы внимательно приглядываетесь к окружающим, для вас интерес представляет каждое новое
лицо, появившееся в поле зрения, вы стремитесь завязать с ним знакомство.
Вы вступили в период интенсивного общения: вы общаетесь не только в школе, в семье, во дворе, но у
вас уже появляются знакомые в разных районах города, в различных социальных и возрастных слоях.
Особая сфера общения для вас – взаимоотношения юношей и девушек. Увлеченность теми, кто
принадлежит к другому полу,– совершенно естественное явление для вашего возраста. К этому
побуждают товарищи, фильмы, книги. Это общение часто дополняется и развивается вашей фантазией;
отмечается и домысливается все, что может быть истолковано как так внимания. Если в компании
появляется новый человек, то поведение всех может измениться. Молодые люди вдруг начинают
говорить, действовать, относиться к окружающим не совсем так, как привыкли. И все это – ради одной
цели: привлечь внимание новой девушки или нового юноши. Для некоторых из вас увлеченность, о
которой мы ведем речь, может носить характер как бы общей устремленности:, не фиксированной на
определенном человеке. Поэтому для некоторых важны не столько реальные отношения с ним или с ней,
сколько переживания по этому поводу. И это нормально. Нередко увлеченность девушкой (или
юношей), пока она не воплотилась в непосредственном общении, переживается как очень важная часть
жизни. Но при непосредственном общении происходит разочарование. На смену прежнему увлечению,
как правило, приходит очарование другим человеком, на этот раз «идеальным». Большая часть из вас
может и вовсе не иметь какоголибо желания вступать в общение со сверстниками противоположного
пола, но взгляды, господствующие в вашей среде, могут рассматривать подобное общение как
престижное. Поэтому юноши и девушки стремятся соответствовать «норме». Скажем, комуто из вас
достаточно общения с друзьямиюношами, и оно вас удовлетворяет, но раз у приятелей есть девушка, то
и вы ищете общения с девушкой. Общение со сверстниками другого пола своего рода способ
самоутверждения в вашем возрасте. Но проявить себя в этой сфере не всегда просто: мешает отсутствие
опыта.
Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»
Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек.В тексте вместо пропуска поставьте «мальчики» или «девочки», «мальчики и девочки в равной мере». 1.
(_____) более послушны, чем (_____). 2. (_____) лучше относятся к слабым, больным людям,
животным, растениям. 3. (_____) лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более
логически. 4. (_____) испытывают большее желание отличиться. 5. (_____) больше одарены в
математике. 6. (_____) более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее
переносят боль, страдание. 7. (_____) умеют лучше выразить свои мысли. 8. (____) лучше развита
зрительная память, а у (_____) – слуховая. 9. (_____) лучшее ориентируются в пространстве. 10.
(_____) агрессивнее. 11. (_____) менее активны. 12. (_____) более общительны, отдают предпочтение
большой компании, а не узкому кругу друзей. 13. (_____) более ласковы. 14. (_____) легче попадают под
чужое влияние. 15. (____) более предприимчивы. 16. (_____) более трусливы. 17. (_____) чаще страдают
от комплекса неполноценности. 18. (_____) реже соперничают между собой. 19. (_____) более важно
заявить о себе, продемонстрировать свои способности. 20. (_____) больше склонности к творческой
работе, в то время как (_____) лучше справляются с монотонным трудом.
Ознакомьтесь с мнением психологов.
1. В раннем: детстве девочки действительно более послушны.
2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе
больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях. Разве что в возрасте 6–9 лет.
3. Это не гак. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться,
отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем
мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем.
Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше, однако на самом деле большой
разницы между ними нет.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому
сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики
лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
7. До 10–13 лет разница незначительна, затеи в большинстве случаев девочки устно и письменно
высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и
девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в
пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два–три года, когда начинает
формироваться их личность.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики
проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь
шумливы, но не менее целенаправленны.
12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию.
Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики тоже
требуют ласкового обращения.
14. Напротив, мальчики, скорее, склонны принимать «на веру» мнение компании, при их
воспитании это непременно надо иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более
сообразительными и активными становятся девочки. В период полового созревания они уступают в
этом юношам, быть может, сознательно.
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могутбыть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским
ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться, В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и
«меряться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же
чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У когото больше творческих
способностей, у когото меньше, пол здесь не имеет значения.
Занятия 7. О товариществе и дружбе.
Предложите школьникам ответить на вопросы анкеты:
1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое
благополучие?
4. Какие проступки ты смог бы простить другу?
5. Чего не смог бы простить ему?
6. Всегда ли ты говоришь другу правду?
7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот
неправ?
8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
9. На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?
10. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
11. В чем, повашему, сходство между дружбой и любовью?
12. Почему дружбу можно назвать школой любви?
Товарищество и дружба удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом
словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место
ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто
либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит
сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это
необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы.
Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Аристотель считал: «Дружба самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без
друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос:
«Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге
собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково
правдоподобны. Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди,
расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.
Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.
Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных
ориентации, интересов и черт характера.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы верность, постоянство, честность и
т. д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы ипоговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь береги», «Старый друг
лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей узок, как ладонь», «С
другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела что во пне, а в друге что во мне», «Друзья
познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».
Надежный фундамент дружбы товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества
зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была
необходима взаимопомощь. Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в
XVII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось
боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу
нашего народа над немецкофашистскими захватчиками.
Занятие 8. Любовь как высшее человеческое чувство.
Слово «любовь» употребляется в двух смыслах: любить можно вещи, книги, еду, природу,
родителей, друзей,.. и любить единственную (единственного). В чем, повашему, общее, в
чем – различие?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель подводит итог рассуждений:
С точки зрения философии, любовь есть сложное явление, простые элементы которого
суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение, преобладающее в
любви сыновней (дочерней) и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно
присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами –
жалостью и благоговением – образует человеческую форму половой или супружеской
любви.
Учитель: Любовь – влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и
взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно логически вывести
троякий вид любви:
1. нисходящая любовь (которая более дает, нежели получает)
2. восходящая любовь (которая более получает, нежели дает)
3. Любовь, в которой и то, и другое уравновешено
ЭТО: 1) родительская любовь
2) любовь детей к родителям
3) половая (супружеская) любовь.
Учитель: Часто говорят о чистой, светлой первой любви. Но если есть первая, то, значит,
есть и вторая, третья, четвертая. Так сколько «Любовей» может быть у человека?
Обсуждение учащихся.
Тест «Любишь или любит?»
На каждое из 14 утверждений вы должны дать только один ответ из возможных:
Да, это так – 4 очка
Вероятно, это так – 3 очка
Вряд ли это так – 2 очка
Это совсем не так – 1 очко.
1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
2. Я уверена (уверен), что он (она) хорошо ко мне относится.3. Я могу сказать, что она (он) принадлежит только мне.
4. Он один из самых обаятельных мужчин (она …женщин), которых я знаю.
5. Для него (нее) я готова (готов) абсолютно на все.
6. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)
7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним ( с ней)
8. Я думаю, что мы с ним (с ней) внутренне похожи друг на друга.
9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
10. В большинстве случаев он (она) нравится людям при первом же знакомстве.
11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
12. Он (она) очень умный человек.
13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
14. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
1428 баллов – говорить о положительных чувствах не приходится.
2942 – счастье не только в любви.
4356 – в отношениях царят любовь и симпатия.
Раздел четвертый
Брак и семья
Занятие 9. Что такое готовность к браку.
Понятие и виды брака.
―
―
―
это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:
В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день
заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке,
например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой
брак. В России около трети всех пар
или трех миллионов семей живут в гражданском браке, и
таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает.
Готовность к браку
1. формирование определенного нравственного комплекса;
2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;
3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру;
4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека,
комплекс;
5. высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;
6. умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной
психики и поведения».
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и
мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь,
устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
―
эмпатийный
Наименование
вида брака
Юридический
Гражданский
Виды брака
Его сущность
Добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением
определенных правил, установленных законом; целью такого союза является
создание семьи, что предполагает взаимные личные и имущественные права и
обязанности супругов
Длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в
незарегистрированном на законных основаниях браке, при этом они ведут
совместное хозяйство и воспитывают своих детейЦерковный
Брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения
государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического)
права
Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства
связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо
являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.)
Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической.
1) Увеличивается возраст вступающих в брак. 2) Распадается каждый второй брак. 3) 70% разводов
приходится на молодые семьи.
4) Каждый третий ребёнок рождается вне брака. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой
ребёнок. За 19902000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах.
Только 10% находящихся в них детей не имею родителей. Остальные являются социальными сиротами,
т.е. имеют живых кровных родителей.
5) Одна из важнейших причин социального сиротства – рост бедности. В 2000 г. реальные доходы
населения составили только 35,8 % от уровня 1990 г. Коэффициент дифференциации доходов
увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными – неполными семьями, пенсионерами,
инвалидами, многодетными семьями, в России появились так называемые «новые бедные» полные
семьи с работающими родителями и 1 – 2 детьми; они составляют половину бедных семей.
Занятие 10. Здоровье супругов и будущего потомства.
Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий нашей
жизни. Как и большинство родителей, вы предвкушаете радость и счастье материнства и отцовства. Вместе с
тем вы представляете себе все те трудности и заботы, которые появятся в вашей жизни. Для того, чтобы
произвести на свет здорового малыша и вырастить человека, который оправдает ваши надежды и чаяния,
потребуется немало сил, умения и терпения.
Здоровье будущего ребенка, его нормальное развитие, счастье родителей во многом зависят от того,
будет ли малыш желанным, а его появление на свет — заранее продуманным, запланированным. Лучше,
конечно, если ребенок родится, когда семья достигнет определенной материальной независимости и
стабильности. Но главное условие рождения полноценного ребенка — здоровье родителей перед зачатием, во
время него, а женщины — и при вынашивании плода.
Добрачное медицинское обследование, принятое в большинстве развитых стран мира, позволяет
определить состояние здоровья будущих супругов и, в частности, их способность к производству здорового
потомства.
Следует знать, что любые болезни родителей и, прежде всего, матери, оказывают влияние на
внутриутробное развитие ребенка. Кроме того, беременность нередко обостряет хронические болезни
женщин. В наши дни здоровье родителей — серьезная проблема, поскольку только четверть мужчин и
женщин в мире могут похвастать настоящим здоровьем.
Беременность противопоказана женщинам, страдающим одним из следующих заболеваний:
тяжелый врожденный или приобретенный порок сердца с явными нарушениями кровообращения (отеки,
одышка, изменения сердечного ритма и т. д.); тяжелое течение гипертонической болезни с нарушениями
кровообращения, особенно мозгового; заболевания легких с дыхательной недостаточностью; хроническая
почечная недостаточность в результате болезней почек (пиелонефрит, нефрит, гидронефроз и др.); активный
ревматический процесс и системные болезни соединительной ткани (склеродермия, красная волчанка);
тяжелое течение эндокринопатий (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, надпочечников);
онкологические заболевания (злокачественные новообразования любых локализаций, лейкозы); некоторыевирусные и паразитарные инфекции, в т. ч. и во время беременности (краснуха, корь, цитолигалия,
токсоплазмоз и др.); сильная близорукость, осложненная отслойкой сетчатки; отосклероз, нередко после
родов приобретающий злокачественное течение и заканчивающийся полной глухотой; наследственные
болезни.
Мужчинам, имеющим болезнь наследственного характера не рекомендуется иметь собственных
детей.
Крайне неблагоприятно для развития плода, если родители злоупотребляют алкоголем или
принимают наркотики. Так же отрицательно может сказаться курение будущей матери.
Готовясь к беременности, необходимо выявить и устранить очаги инфекции — внутриутробное
заражение ребенка возможно, к примеру, изза больных зубов, синусита, гайморита, тонзиллита, бронхита,
цистита, воспалительных заболеваний половых органов.
Разработанные комплексные методы лечения беременных, страдающих пороками сердца, сахарным
диабетом, туберкулезом и другими заболеваниями, позволяют уменьшить или устранить неблагоприятное
влияние болезни матери на плод. В специализированных родильных домах (или отделениях) больные
женщины при соответствующей подготовке к беременности и лечении во время нее рожают здоровых детей.
Занятие
11. Семья и ее функции.
Семья как социальный институт – деятельность семьи направлена на удовлетворение ряда
важнейших человеческих потребностей. Семья как социальная группа – основана на браке и
кровном родстве,
связана общностью быта и взаимной ответственностью.
Функции семьи
Наименование функции
Репродуктивная
Социализирующая
Хозяйственнобытовая
Экономическая
Социальностатусная
Эмоциональная
Защитная
Духовнонравственная
Досуговая
Ее сущность
Биологическое воспроизведение населения – на общественном уровне
и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне
Формирование индивида как личности
Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми
членами семьи
Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов семьи
Предоставление определенного социального статуса членам семьи
(наделение наследственными статусами – национальностью, религией и
др.), воспроизводство социальной структуры общества
Оказание психологической поддержки членами семьи
Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи
Развитие личности каждого члена семьи
Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов
членов семьи
Классификация семьи
Тип семьи
Основание для
классификации
Количество детей Многодетная
Характер
распределения
домашних
обязанностей
Родственная
структура
Малодетная
Традиционная – домашние обязанности
выполняет в основном женщина,
но
ответственность за семью перед обществом и
основная власть принадлежит мужчине.
Нуклеарная (от лат. nucleus –
ядро) – супружеская пара с
Бездетная
Коллективистская – обязанности
выполняются совместно или по
очереди
Расширенная
–
супружеская пара с
Полигамная – жена с
мужьями или муж сдетьми
Характер
воспитания
Авторитарная
–
основывается на авторитете
родителей
детьми и ктото из
родственников,
проживающих с ними
Либеральная – строится
на
самоопределении
личности независимо от
традиций, привычек
женами
Демократическая –
характеризуется
постепенным
формированием
у
ребенка такой черты,
как сопричастность к
судьбам
других
людей.
Молодая семья возраст каждого из супругов которой не превышает 30 лет либо не полная семья
Занятие 12. Особенности молодой семьи.
состоящая из 1 молодого родителя возраст которого не превышает 30 и одного и более детей.
Молодая семья – семья в первые 3 года брака то 18 до 30 лет. Молодая семья – семья в первые 3
года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака) , при
условии, что ни один из супругов не достиг 30 летнего возраста. Выделяют следующие признаки молодой
семьи
факт наличия брака зарегистрированного в органах ЗАГС, брак должен быть первым для лиц
вступивших в него. Брак 5 лет, возраст до 35 лет, наличие детей .
Выделяет 3 типа молодых семей: 1 тип. Ориентация супругов на семейные ценности. На
двухдетную семью. Лидер в семье мужчина круг друзей общий. досуг совместный или закрытый. 2 тип.
Семья как может быть открытой так и закрытой для микроокружения. 3 тип. Семьи в которых молодые
супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Установка на бездетную или малодетную семью
лидерство может быть авторитарным так и демократическим. муж и жена имеют и общих друзей так и своих
из числа общего окружения. Молодые семьи составляют значительную часть рос. семей каждая 6 семья
молодая. Молодые семьи менее устойчивы, одна треть всех разводов приходятся на семьи существующие
менее года. Одна треть с брачным стажем от 1 до 5 лет.
Для современных молодых семей характерны следующие проблемы:
Финансовые проблемы: среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 меньше чем в среднем по стране.
Больше половины молодых семей не удовлетворены своим материальным положением. Появление первенца
в среднем на 30% снижает материальный уровень семьи и может стать основной причиной ее перехода в
низшие социальные группы по материальной обеспеченности.
Проблема трудоустройства: безработица молодежи. Низкая оплата труда молодых специалистов.
Поиск работы в другом городе.
Медицинские проблемы. Низкий уровень общего здоровья молодежи. Снижение уровня
репродуктивного здоровья.
Жилищные проблемы( свертывание практики, предоставления бесплатного жилья государством,
жесткими условиями ипотечного кредитования, недоступность жилья для молодых семей из за его высокой
стоимости).
Психологические и психологопедагогические проблемы. На первом месте среди причин разводов
стоит психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни(42%). Эта
неподготовленность проявляется в грубости супругов взаимных оскорбления и унижениях невнимательном
отношении к друг другу, не желание помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать другразвитие
системы
другу, в отсутствии общих интересов, неумение сглаживать и предотвращать конфликты.
дошкольных
педагогическое
консультирование;
Исходя из названных проблем, молодая семья нуждается в следующих видах помощи:
предоставление кредитов на льготных условиях, социальные выплаты; мед.консультирование( организация
системы полового воспитания); помощь в трудоустройстве; развитие системы ипотечного кредитования,
разработка программ по улучшению жилищных условий молодых семей на разных уровнях; психологическое
и
учреждений.
Супружество новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом,
перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как
условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в
создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Начальный период брака. Изменение
привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов,
особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и
радостях. Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные
причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за
главенство в семье и др. ) Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового
ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические
проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и
средств. Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее
развитие. Момент зачатия начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и
отцовства. Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение
нравственноэмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
Занятие 13. Развод и его особенности.
Статья 16. Основания для прекращения брака. 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом
одного из супругов умершим. 2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также
по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака. Муж не имеет права без
согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Статья 18. Порядок расторжения брака. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а
в случаях, предусмотренных статьями 21 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.
Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. 1. При взаимном согласии на расторжение
брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского
состояния. 2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан
судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. 3. Расторжение брака и
выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня
подачи заявления о расторжении брака. 4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов
гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов
гражданского состояния Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося
нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса),
рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке 1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у
супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или
при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. 2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в
случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов
гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и
другое).
Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и
сохранение семьи невозможны. 2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на
расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срокдля примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались
безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.
Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака 1. При
наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в
пункте 2 статьи 21 настоящего Кодекса, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на
рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения
либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном
пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами
заявления о расторжении брака.
Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака 1. При расторжении брака в
судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать
несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о
размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. 2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по
вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей
или одного из супругов, суд обязан: определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;
определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них)
произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; по требованию супруга, имеющего право на получение
содержания от другого супруга, определить размер этого содержания. 3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих
лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.
Занятие 14. Брачный контракт.
Статья 40. Брачный договор. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак,
или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в
случае его расторжения.
Статья 41. Заключение брачного договора. 1. Брачный договор может быть заключен как до
государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор,
заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной
регистрации заключения брака. 2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит
нотариальному удостоверению.
Статья 42. Содержание брачного договора. 1. Брачным договором супруги вправе изменить
установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим
совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на
имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и
в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и
обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из
них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае
расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся
имущественных отношений супругов. 2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут
ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления
определенных условий. 3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность
супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные
отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения,
ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать
другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат
основным началам семейного законодательства.
Статья 43. Изменение и расторжение брачного договора. 1. Брачный договор может быть измененили расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении
брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Односторонний отказ от
исполнения брачного договора не допускается. 2. По требованию одного из супругов брачный договор может
быть изменен или расторгнут по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены
Гражданским кодексом Российской Федерации для изменения и расторжения договора. 3. Действие брачного
договора прекращается с момента прекращения брака (статья 25 настоящего Кодекса), за исключением тех
обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.
Статья 44. Признание брачного договора недействительным. 1. Брачный договор может быть
признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским
кодексом Российской Федерации для недействительности сделок. 2. Суд может также признать брачный
договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия
договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. Условия брачного договора,
нарушающие другие требования пункта 3 статьи 42 настоящего Кодекса, ничтожны.
Занятие 15. Законный режим имущества супругов.
Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов. 1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. 2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Статья 34. Совместная собственность супругов 1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. 2. К
имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности,
предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не
имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности
вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов
супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие
организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого
или кем из супругов внесены денежные средства. 3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял
ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. 1. Владение, пользование и распоряжение общим
имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. 2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим
имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению
общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его
требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга
на совершение данной сделки. 3. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей
нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие
другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать
признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной
сделки.
Статья 36. Имущество каждого из супругов. 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество,
полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из
супругов), является его собственностью. 2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и
других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга,
который ими пользовался. 3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит
автору такого результата.
Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью. Имущество каждого из супругов может быть признано
их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из
супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный
ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).
Статья 38. Раздел общего имущества супругов 1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после
его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов
для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. 2. Общее имущество супругов может быть разделено междусупругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено. 3. В
случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При
разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В
случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть
присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. 4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их
раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. 5. Вещи, приобретенные исключительно для
удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты,
детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают де ти. Вклады,
внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не
учитываются при разделе общего имущества супругов. 6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов,
которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность. 7. К
требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.
Статья 39. Определение долей при разделе общего имущества супругов. 1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом
имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. 2. Суд вправе отступить от начала равенства
долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из
супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб
интересам семьи. 3. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им
долям.
Занятия 1617. Итоговые занятия. Защита проектов «Моя семья».