Лекционный материал на тему "Из истории развития риторики" в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
Оценка 4.8

Лекционный материал на тему "Из истории развития риторики" в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"

Оценка 4.8
Лекции
doc
русский язык
30.01.2022
Лекционный материал на тему "Из истории развития риторики" в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
Лекционный материал на тему "Из истории развития риторики" в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
из истории развития риторики.doc

Из истории развития риторики в России

С наступлением эпохи христианства в Европе риторика как часть отвергнутой античной, языческой культуры была забыта. Однако развитию практического красноречия в большой мере содействовала церковь, ее проповедническая практика. Проповедь «О законе Божьем» с амвона церкви стала основной формой мирного насаждения христианства. Возникла новая отрасль риторики— церковное красноречие, или гомилетика. Церковная риторика носила ярко выраженный дидактический, поучительный характер, основывалась на библейском Десятисловии, евангельских поучениях, на житиях святых, призывала людей к нравственному совершенствованию. Вместе с тем христианская церковь занималась воинственной пропагандой против чужой веры, против еретиков, против «святотатства и безбожия». Эти проповеди выливались затем в крестовые походы, разгул инквизиции, массовые казни «ведьм».

Церковное красноречие занимало монопольное положение в Европе на протяжении всего Средневековья. В рамках проповедничества развивалась риторика в Средние века на Руси. Замечательными памятниками торжественного и учительного красноречия XIXII вв. стали «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, Слова на церковные праздники Кирилла Туровского. Среди выдающихся церковных ораторов можно назвать митрополита Филиппа (XVI в.), публично выступившего против массовых казней во времена Ивана Грозного, неистового сторонника старообрядчества протопопа Аввакума (XVII в.), московского митрополита Филарета (XIX в.), участника разработки манифеста 1861 г.

Эпоха Возрождения, сменившая период Средневековья в Европе, ознаменовалась подъемом интереса к риторике как науке, изучавшей возможности самовыражения человека через речь. Риторика сближается с литературой, изучаются выразительные возможности слова. Политически востребованной риторика становится в Новое время, в эпоху мощного взрыва буржуазных революций. Так, Великая французская революция, провозгласив­шая идеалы Свободы, Равенства, Братства, дала таких выдающихся ораторов, как Робеспьер, Сен-Жюст, Дантон, Марат.

В России первые риторики как труды по теории красноречия начинают создаваться в XVII — начале XVIII века. Известна риторика Феофана Прокоповича — крупного деятеля культуры и литературы Петровской эпохи. Сам Феофан Прокопович был выдающимся оратором, его «Слово на погребение Петра» цитировалось в риториках XVIII в. как образец. «Отцом российского красноречия» Н.М. Карамзин справедливо назвал великого русского ученого М.В. Ломоносова, который сделал многое для того, чтобы русский язык обрел статус языка науки, языка публичного красноречия.

Одним из блестящих филологических трудов русского академика стал первый учебник по риторике на русском языке. В 1748 году он был издан под названием «Краткое руководство к красноречию». Риторика Ломоносова вызвала неприязнь духовенства тем, что имела явно светский характер, недовольны были ученые-академики, предлагавшие написать книгу по красноречию на латинском языке. В посвящении ко 2-му изданию своей книги Ломоносов таким образом сформулировал стоявшую перед ним цель: «Язык, которым Российская держава повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся». В риторике впервые была опубликована знаменитая ода ученого «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Труд Ломоносова был очень популярен, в XVIII веке вышло семь изданий «Краткого руководства к красноречию». Сам великий ученый первым прочитал в Петербурге студентам лекцию на русском, а не на латинском языке.

В конце XVIII в. риторика широко преподавалась в гимназиях, других средних учебных заведениях. Появились многочисленные учебные пособия: «Опыт риторики» И.С. Рижского, «Основания российской словесности» А.С. Никольского, «Правила высшего красноречия» выдающегося политика М.М. Сперанского, риторики Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.

Конец XIX в. в России — период расцвета академического и судебного красноречия. Блестящими ораторами были выдающиеся историки Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, великий химик Д.И. Менделеев, выдающийся биолог К.А. Тимирязев. Замечательными ораторскими талантами отличались юристы А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. В 1878 году Кони защищал народницу Веру Засулич, совершившую покушение на петербургского градоначальника Трепова, и суд вынес ей оправдательный приговор.

Гигантский политический взрыв, потрясший Россию в 1917 году, дал плеяду блестящих ораторов: В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин, Л.Д Троцкий. После Великой Октябрьской революции место науки, изучавшей законы общения, нормы образцовой речи, заняла «Культура речи». Дело в том, что уже в конце XIX в. риторика как учебная дисциплина оказалась в глубоком кризисе, выродилась в схоластическую науку о бесцельном украшательстве речи. В самом языке слово «риторика» приобрело значение «напыщенная, красивая, но по существу бессодержательная речь». Еще А.П. Чехов писал: «В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова и пошлое краснобайство». Первые признаки возрождения интереса к риторике и за рубежом, и в Советском Союзе наблюдаются в 60—70-е годы XX в.: переиздаются произведения античных авторов, публикуются научные исследования в русле неориторики — возрожденной, обновленной риторики. В 80-е годы интерес к риторике как дисциплине, обучающей практическому красноречию, резко возрастает. Сейчас риторика как учебная дисциплина вместе с культурой речи активно вводится в программу школ, лицеев, гимназий.

В зависимости от содержания и условий высказывания теория риторики выделяет следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, или церковно-богословское.

К социально-политическому красноречию относятся парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические и агитаторские выступления на социально-политические и политико-экономические темы.

К академическому красноречию относятся вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.

К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная, речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), речь на приеме и т.д.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь (слово для прихожан), официальная церковная речь.

Границы между родами красноречия весьма подвижны, в частности это касается социально-политического и академического красноречия.


Из истории развития риторики в

Из истории развития риторики в

М.М. Сперанского, риторики Н

М.М. Сперанского, риторики Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2022