ГБПОУ МО
«Московский областной медицинский колледж №5»
«Сестринский процесс при аномалиях конституции»
(лекционный материал)
ПМ 2: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса
МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел: Сестринская помощь в педиатрии
Для специальности 34.01.02 (очная форма)
Автор: преподаватель ПМ высшей категории
Квасова Екатерина Робертовна
г.о. Серпухов, 2020
Цель: изучить принципы организации сестринской помощи детям при аномалиях конституции
Задачи:
1) Изучить состояния, связанные с изменениями у детей при различных типах аномалий конституции.
2) Определить функциональные обязанности медицинской сестры по уходу, лечению, профилактике и реабилитации детей с острой патологией органов дыхания.
Общая цель занятия:
- сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;
- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;
- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению;
- изучить особенности сестринского процесса при аномалиях конституции у детей.
Тема: Сестринский процесс при аномалиях конституции у детей
ПМ 2: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса
МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел: Сестринская помощь в педиатрии
Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:
ОК -1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медикобиологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту … больного ребенка и подростка
ПК-11 способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медикосоциальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарнопросветительную работу по гигиеническим вопросам
ПК-12 способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку
ПК-17 способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомызаболеваний, используя знания основ медико-биологических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
Цели занятия:
обучающийся должен знать:
важнейшие понятия и определения «Сестринского дела»;
основные причины и общие закономерности возникновения и развития теоретических подходов к сестринскому делу в мире;
основные требования по сохранению врачебной тайны психологические особенности ребенка и родителей в условиях заболевания, в т.ч. при госпитализации анатомо-физиологические особенности детей;
основы воспитания и организации здорового образа жизни;
основные симптомы проявления диатезов у детей ;
различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;
создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;
устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;
собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;
оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;
провести клиническое обследование системы дыхания у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;
консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов дыхания;
проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;
общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;
выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.
владеть медицинской этикой и деонтологией;
чутким отношениям к пациентам и их родственникам;
измерения антропометрических показателей (массы, роста);
методикой исследования пульса;
методикой измерения артериального давления;
методами пропаганды здорового образа жизни;
осознавать здоровье как ценность;
методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов дыхания.
Литература:
Основная литература:
1. Ежова А.М., Григорев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. Москва «ГЭОТАР-Москва»2018г.
2. Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение. – Академия. 2013 г.
3. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. СД в педиатрии-Феникс 2009 г.
4. Соколова Н. Сестринское дело в педиатрии. Практикум.-Феникс
5. Тульчинская В. СД в педиатрии. – Феникс 2011 г.
6. ЭЛ.БИБ. Сестринский процесс в условиях амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению: уч.-метод.пособ.для студентов и преподавателей. –Энгельсский медколледж 2010 г.
7. Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В. Фтизиатрия – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
8. Бородулин Б.Е., Бородулина Е.А. Фтизиатрия –М.: Издательский центр «Академия», 2004
Дополнительная литература:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
2. Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И. Зарницына Н.Ю., Щербакова Л.И., Т.И. Рудавина, Иванова Н.В. Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие. - Ростов на Дону, «Феникс», 2008.
3. Ежова Н.В, Королева А. Э. Педиатрии. Разноуровневые задания. Минск.
4. «Вышэйшая школа» 2008.
5. Качаровская Е.В.,. Лютикова О.К «Сестринское дело в педиатрии» Москва. Издательская группа «ГОЭТАР- МЕДИА» 2009.
ЛЕКЦИЯ.
АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ
Аномалии конституции (диатезы) — состояния, при которых организм ребенка отвечает на обычные раздражители неадекватными реакциями, предрасполагающими к развитию определенных патологических состояний и заболеваний.
Выделяют три основных типа диатезов: экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артритический.
ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНЫЙ ДИАТЕЗ
(ЭКД) - своеобразное состояние реактивности ребенка раннего возраста, при котором имеется склонность к рецидивирующим инфильт- ративно-дескваматозным поражениям кожи и слизистых оболочек, развитию аллергических реакций, затяжному течению воспалительных процессов, гиперплазии лимфоидной ткани, неустойчивости водно-солевого обмена.
Этиология. Проявления ЭКД наиболее выраженны на 1-2-м году жизни и встречаются у 50-60% детей. Предрасполагают к развитию диатеза неблагоприятные условия внутриутробного развития - нерациональное питание матери, неадекватная медикаментозная терапия во время беременности. После рождения ребенка основная роль в возникновении ЭКД отводится пищевым аллергенам, особенно белку коровьего молока. Среди других облигатных аллергенов наиболее часто встречаются шоколад, клубника, земляника, цитрусовые, белок куриного яйца, речная рыба. Клинические симптомы ЭКД появляются после повторного поступления аллергенов в организм, выработки достаточного количества антител и взаимодействия антитела с антигеном.
Патогенез. Выделяют два варианта течения ЭКД: иммунный и неиммунный. Иммунный характер связан с наследуемой способностью продуцировать при встрече с аллергенами особые антитела, относимые к классу IgE, в связи с чем развиваются аллергические реакции. Для иммунного варианта характерны манифестные проявления диатеза с первых дней жизни, непрерыв- но-рецидивирующее течение кожных проявлений, выраженность нарушений, неэффективность терапии, трансформирование диатеза в нейродермит, бронхиальную астму и другие аллергические заболевания. Неиммунный вариант протекает благоприятно.
Клиническая картина. Различают два типа ЭКД: пастозный и эретический. При пастозном типе дети склонны к избыточному весу, рыхлые, малоподвижные. Кожа и слизистые оболочки бледные, элементы диатеза сочные, часто наблюдается мокнущая экзема. При эретическом типе дети пониженного питания, беспокойные. Высыпания на коже сухие, зудящие. Клинические проявления ЭКД возникают рано, в первые недели и месяцы жизни. Наиболее характерными проявлениями диатеза являются поражения кожи и слизистых оболочек. К кожным поражениям относятся гнейс, опрелости, молочный струп, экзема, строфулюс и почесуха.
У детей грудного возраста ЭКД начинается с образования на бровях и волосистой части головы буроватых жирных чешуек -гнейса. Его появление сопровождается воспалительной реакцией кожи. Себорея имеет тенденцию к распространению, отличается упорным течением и может перейти в экзему. Одновременно с гнейсом в естественных складках кожи, несмотря на хороший гигиенический уход, возникают стойкие опрелости, трудно поддающиеся лечению. К гнейсу и опрелостям присоединяется молочный струп - ограниченное покраснение щек с утолщением эпидермиса и шелушением. Более тяжелым поражением кожи является мокнущая экзема. На коже лица, туловища и конечностей образуются мелкие, едва заметные папулы, которые быстро превращаются в пузырьки, наполненные жидким содержимым. Кожа вокруг элементов сыпи становится гиперемированной. Пузырьки лопаются, обнажая мокнущую поверхность, из которой выделяется большое количество слегка желтоватой жидкости. При ее подсыхании образуются экзематозные корки. Высыпания возникают толчкообразно и сопровождаются мучительным зудом. Течение мокнущей экземы длительное и упорное. Реже встречается сухая экзема с обильным шелушением кожи без мокнутия. Возможны переходы одной формы в другую. Неблагоприятным исходом сухой экземы является нейродермит.
У детей старше года поражения кожи проявляются в виде строфулюса, почесухи и других разнообразных сыпей. Строфулюс представляет собой мелкую узелковую сыпь, верхушки которой наполнены серозным содержимым.
Почесуха - мелкие, плотные, сильно зудящие узелки, расположенные преимущественно на конечностях. Почесуха может сопровождаться повышенной сухостью кожи и шелушением.
Помимо кожных поражений для ЭКД характерны изменения со стороны слизистых оболочек. Повышенная ранимость слизистых проявляется в усиленном и неравномерном слущивании эпителия языка ("географический" язык). Легко возникают воспалительные заболевания глаз и верхних дыхательных путей (конъюнктивиты, блефариты, упорные риниты, фарингиты, ларингиты, бронхиты). Заболевания органов дыхания протекают тяжело, нередко с обструктивным синдромом (сужение просвета дыхательных путей). Возможен переход в бронхиальную астму. Часто развивается инфекция мочеполовых путей - циститы, пиелонефриты, вульвовагиниты у девочек и баланиты у мальчиков. Периодически отмечается неустойчивый стул (чередование запора и поноса) с большим количеством слизи.
Характерна гиперплазия лимфоидной ткани - увеличиваются периферические лимфатические узлы, особенно вблизи пораженных участков кожи и слизистых, миндалины, реже печень и селезенка.
Лечение.
1Правильная организация режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе.
2 Рациональное вскармливание ребенка. Из пищевого рациона исключаются облигатные аллергены. Детям с избыточным весом ограничивается пища, богатая углеводами (каши, кисели, мучные изделия). Рекомендуется дополнительное введение солей калия (картофель, чернослив, курага, изюм), ограничение поваренной соли.
Детям с экссудативно-катаральным диатезом показано максимально длительное кормление грудью. Из рациона кормящей матери необходимо исключить возможные пищевые аллергены, экстрактивные вещества, продукты, в состав которых входят консерванты, красители и пищевые добавки. При частично грудном и искусственном вскармливании целесообразно использовать индивидуально подобранные смеси. ("Семилак- изомил", "Нутри-соя", "Белакт-соя").
3 Прикорм при искусственном вскармливании следует вводить раньше - в 4-4,5 месяца, при грудном вскармливании дают позже, чем здоровым детям. В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре. В качестве третьего прикорма рекомендуется овощное блюдо.
4 Для соков и фруктовых пюре лучше использовать яблоки кислых сортов, голубику, смородину, не рекомендуют давать соки из красных и желтых фруктов.
5 Налкром, кларитин, тавегил, фенкарол, супрастин, кетотифен. Показано применение ферментов (ме зимфорте, фестал, панкреатин). Наряду с ферментными препаратами назначаются энтеросорбенты (полифепан, ваулен, карболен), эубиотики (бифидумбактерин или лактобактерин). Рекомендуются витамины В6, В5, BIS, Е, А.
6 Для местного лечения кожи используются ежедневные ванны. Их состав зависит от цели проведения. Противозудное действие оказывают корень девясила, лист крапивы, мяты перечной, шишки хмеля, трава пустырника, цветки календулы. При выраженной сухости кожи показаны корни аира, девясила, пшеничные отруби, цветки ромашки. Подсушивающее действие оказывают трава череды, дубовая кора, лопух большой, сушеница болотная.
7 Мази со стероидными гормонами ("Локоид", "Адвантан") применяются при выраженных кожных проявлениях и на короткий срок. Их наносят на небольшие участки кожи осторожно, не втирая.
ЛИМФАТИКО-ГИПОПЛАСТИЧЕСКИЙ ДИАТЕЗ
(ЛГД)- аномалия конституции, характеризующаяся генерализованным увеличением лимфатических узлов и вилочковой железы, иммунологической недостаточностью, дисфункцией ряда эндокринных органов, сниженной адаптацией к воздействиям окружающей среды, склонностью к аллергическим реакциям.
Этиология. В развитии диатеза играют роль наследственная отягощенность (ожирение, инфекционно-аллергические заболевания, хроническая патология органов дыхания), тяжелые гесто зы и заболевания матери, избыточное питание в период беременности, длительные инфекционные заболевания у детей, нерациональное вскармливание ребенка с избыточным введением углеводов и жиров.
Клиническая картина. Проявление диатеза чаще наблюдаются в возрасте от 2 до 7 лет. Дети имеют избыточную массу тела и диспропорциональное телосложение: относительно короткое туловище и шею, удлиненные конечности, суженную грудную клетку. Кожные покровы бледные, с выраженным мраморным рисунком. Мускулатура развита слабо. Тонус и тургор тканей снижены. Дети вялые, малоподвижные, не проявляют интереса к окружающему, быстро устают, с трудом выдерживают даже обычные физические и психические нагрузки. Условно- рефлекторная деятельность замедленна, преобладают тормозные реакции. При заболевании или нарушении диеты они быстро теряют массу тела.
Характерным признаком является гиперплазия лимфоидной ткани, которая носит системный, генерализованный характер. Увеличиваются все группы лимфатических узлов, резко выражены аденоидные разрастания в носоглотке. Миндалины большие, рыхлые. Увеличиваются размеры печени и селезенки, отмечается гипертрофия вилочковой железы.
Нередко обнаруживается "капельное" или увеличенное в размере сердце. Дети предрасположены к длительным воспалительным заболеваниям слизистых оболочек: ринофарингитам, конъюнктивитам, трахеобронхитам. Легко развиваются стридор, астматические состояния, возможны случаи внезапной смерти, связанные с недостаточной функцией надпочечников.
Рентгенологически определяется задержка инволюции вилочковой железы. В крови отмечается выраженный лимфоцитоз.
Лечение. Важное значение имеет правильная организация питания. Следует избегать перекорма. В пищевом рационе ограничивают жиры, легкоусвояемые углеводы ( каши, кисель, сахар), соль, воду. Коровье молоко заменяют кефиром. Необходимо строгое выполнение охранительного режима, проведение общеукрепляющих мероприятий, физкультуры, массажа, гимнастики, закаливающих процедур.
Лекарственная терапия направлена на обеспечение организма достаточным количеством витаминов (группы В, С, А, Е) и микроэлементов (железо, цинк, медь, селен, кальций, магний). Показано применение препаратов кальция (пантотенат кальция, глицерофосфат кальция), адаптогенов (глицерам, этимизол, дибазол, экстракт элеутерококка, настойка женьшеня). Периодически назначаются эубиотики (бифидумбактерин, бификол, лактобактерин). При сочетании ЛГД с ЭКД рекомендуются ан- тигистаминные препараты.
НЕРВНО-АРТРИТИЧЕСКИЙ ДИАТЕЗ
Нервно-артритический диатез (НАД) - аномалия конституции, характеризующаяся нарушением пуринового обмена, повышенной возбудимостью ЦНС, изменениями функций некоторых внутренних органов.
Этиология. НАД развивается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Способствует формированию диатеза наследственная предрасположенность к болезням обмена пуринов (моче- и желчнокаменная болезнь, подагра, радикулиты), тяжелые гестозы, заболевания почек и гепа- тобилиарной системы у беременных, избыток в пищевом рационе матери продуктов с высоким содержанием пуринов, нерациональное вскармливание ребенка (употребление большого количества мясных продуктов), бесконтрольный прием медикаментов (салицилатов, сульфаниламидов, диуретиков), стрессовые ситуации, грубые нарушения режима дня.
Патогенез. Ведущее значение в развитии диатеза играет повышение в крови уровня мочевой кислоты. Нарушаются жировой и углеводный обмены, возникает склонность к кетоацидозу. Мочевая кислота, ее соли и ацидоз раздражают ЦНС, вызывая повышенную возбудимость ребенка.
Клиническая картина. Проявления диатеза зависят от возраста. У детей первого года жизни отмечаются повышенная нервная возбудимость, беспокойный сон, сниженный аппетит, неравномерность нарастания массы тела, неустойчивый стул. Постоянное раздражение ЦНС продуктами пуринового обмена способствует более раннему психическому и эмоциональному развитию. Дети быстро овладевают речью, рано начинают читать, отличаются эмоциональной лабильностью, склонны к упорной анорексии, привычной рвоте, гиперкинезам, энурезу. Часто наблюдаются беспричинные подъемы температуры, головные боли по типу мигрени, кардиалгии, бронхоспазмы, почечные, печеночные и кишечные колики. Обменные нарушения проявляются суставными болями, дизурическими расстройствами, выделением с мочой большого количества солей.
Характерно появление в дошкольном и младшем школьном возрасте ацетонемических кризов. Провоцирующими факторами могут быть острые заболевания, эмоциональное напряжение, насильственное кормление, злоупотребление мясной и жирной пищей. Криз возникает внезапно или после периода предвестников (возбуждение, головная боль, тошнота, отказ от груди) и проявляется неукротимой рвотой, схваткообразными болями в животе, запахом ацетона в выдыхаемом воздухе. В моче в момент приступа появляются кетоновые тела. Длительность криза составляет от нескольких часов до 1-2 сут. В большинстве случаев рвота прекращается так же внезапно, как и началась.
Дети с НАД предрасположены к развитию ожирения, сахарного диабета, бронхиальной астмы, гипертонической болезни, обменных артритов, желчно- и мочекаменной болезни. Нарушенный обмен может длительно компенсироваться правильным воспитанием и диетой.
Лечение. Основное значение имеют правильный режим дня и рациональное питание. Следует обратить внимание на систематическое проведение общеукрепляющих мероприятий (прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика; для детей дошкольного и школьного возраста - занятия физкультурой и спортом). Необходимо оградить ребенка от дополнительных психических нагрузок: одновременных посещений нескольких кружков, длительных просмотров телевизионных передач.
Диета должна содержать достаточное количество молочных продуктов, овощей и фруктов. Следует ограничить мясо, птицу, рыбу, жиры животного происхождения, щавель, шпинат, редьку, редис, помидоры. Из пищевого рациона исключают продукты, богатые пуринами: шоколад, какао, кофе, печень, почки, бобовые. Рекомендуются щелочные минеральные воды. При появлении предвестников ацетонемического криза назначают каждые 10-15 мин питье в виде раствора глюкозы, сладкого чая, соков, 1% раствора натрия гидрокарбоната. Ребенок с приступом аце- тонемической рвоты должен быть госпитализирован. С целью регидратации и нейтрализации ацидоза внутривенно вводят 5- 10% растворы глюкозы, 0,9% раствор натрия хлорида, 4% раствор натрия гидрокарбоната, кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту. Показано назначение кальция пантотената, панангина, витаминов С и группы В. Для устранения повышенной возбудимости нервной системы применяют натрия бромид, настойку корня валерианы.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дать определение понятия «ДИАТЕЗ».
2. Перечислить основные симптомы эксудативно-катарального диатез (ЭКД).
3. Перечислить основные проблемы детей, имеющих ЭКД.
4. Перечислить основные симптомы нервно-артретического диатеза (НАД)
5. Перечислить основные проблемы детей, имеющих НАД.
6. Перечислить основные симптомы лимфатико-гипопластического диатеза (ЛГД).
7. Перечислить основные проблемы детей, имеющих ЛГД.
8. Перечислить основные симптомы аллергического диатеза (АД)
9. Перечислить основные проблемы детей, имеющих АД.
10. Составить план сестринской помощи при аномалиях конституции( диатезах)
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.