Лекционный материал на тему «Сестринский процесс при аномалиях конституции»
Оценка 4.6

Лекционный материал на тему «Сестринский процесс при аномалиях конституции»

Оценка 4.6
Лекции
doc
другое
Взрослым
30.03.2020
Лекционный материал на тему «Сестринский процесс при аномалиях конституции»
Материал используется в процессе изучения ПМ 2: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел: Сестринская помощь в педиатрии для студентов3 курса отделения 34.02.01
Диатезы лек.doc

ГБПОУ МО

«Московский областной медицинский колледж №5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сестринский процесс при аномалиях конституции»

(лекционный материал)

 

 

ПМ 2: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса

МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринская помощь в педиатрии

Для специальности 34.01.02  (очная форма)

      

           

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель ПМ высшей категории

              Квасова Екатерина Робертовна

 

г.о. Серпухов, 2020

 

Цель: изучить принципы организации сестринской помощи детям при аномалиях конституции

Задачи:

1) Изучить состояния, связанные с изменениями у детей при различных типах аномалий конституции.

2) Определить функциональные обязанности медицинской сестры по уходу, лечению, профилактике и реабилитации детей с острой патологией органов дыхания.

Общая цель занятия:

- сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;

- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению;

- изучить особенности сестринского процесса при аномалиях конституции у детей.

Тема: Сестринский процесс при аномалиях конституции у детей

ПМ 2: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса

МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринская помощь в педиатрии

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:

ОК -1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медикобиологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

 ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту … больного ребенка и подростка

ПК-11 способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медикосоциальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарнопросветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК-12 способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку

ПК-17 способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомызаболеваний, используя знания основ медико-биологических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

 

Цели занятия:

обучающийся должен знать:

важнейшие понятия и определения «Сестринского дела»;

основные причины и общие закономерности возникновения и развития теоретических подходов к сестринскому делу в мире;

основные требования по сохранению врачебной тайны психологические особенности ребенка и родителей в условиях заболевания, в т.ч. при госпитализации анатомо-физиологические особенности детей;

основы воспитания и организации здорового образа жизни;

основные симптомы проявления диатезов у детей ;

различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;

создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;

устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;

собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;

провести клиническое обследование системы дыхания у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;

консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов дыхания;

проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;

общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;

выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.

владеть медицинской этикой и деонтологией;

чутким отношениям к пациентам и их родственникам;

измерения антропометрических показателей (массы, роста);

методикой исследования пульса;

методикой измерения артериального давления;

методами пропаганды здорового образа жизни;

осознавать здоровье как ценность;

методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов дыхания.

Литература:

Основная литература: 

1.     Ежова А.М., Григорев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. Москва «ГЭОТАР-Москва»2018г.

2.     Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение. – Академия. 2013 г.

3.     Качаровская Е.В., Лютикова О.К. СД в педиатрии-Феникс 2009 г.

4.     Соколова Н. Сестринское дело в педиатрии. Практикум.-Феникс

5.     Тульчинская В. СД в педиатрии. – Феникс 2011 г.

6.     ЭЛ.БИБ. Сестринский процесс в условиях амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению: уч.-метод.пособ.для студентов и преподавателей. –Энгельсский медколледж 2010 г.

7.     Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В. Фтизиатрия – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

8.     Бородулин Б.Е., Бородулина  Е.А. Фтизиатрия –М.: Издательский центр «Академия», 2004

Дополнительная литература:

1.     Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2011.

2.     Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И. Зарницына Н.Ю., Щербакова Л.И., Т.И. Рудавина, Иванова Н.В.  Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие. -  Ростов на Дону,  «Феникс», 2008.

3.     Ежова Н.В,  Королева   А. Э. Педиатрии. Разноуровневые задания. Минск.

4.     «Вышэйшая школа»  2008.

5.     Качаровская     Е.В.,. Лютикова О.К «Сестринское дело в педиатрии» Москва. Издательская группа «ГОЭТАР- МЕДИА» 2009.

 

ЛЕКЦИЯ.

 

АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ

Аномалии конституции (диатезы) — состояния, при которых организм ребенка отвечает на обычные раздражители неадекват­ными реакциями, предрасполагающими к развитию определен­ных патологических состояний и заболеваний.

Выделяют три основных типа диатезов: экссудативно-катара­льный, лимфатико-гипопластический и нервно-артритический.

 

ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНЫЙ ДИАТЕЗ

 (ЭКД) - своеобразное состояние реактивности ребенка раннего возраста, при котором имеется склонность к рецидивирующим инфильт- ративно-дескваматозным поражениям кожи и слизистых оболо­чек, развитию аллергических реакций, затяжному течению вос­палительных процессов, гиперплазии лимфоидной ткани, неус­тойчивости водно-солевого обмена.

 

Этиология. Проявления ЭКД наиболее выраженны на 1-2-м году жизни и встречаются у 50-60% детей. Предрасполагают к развитию диатеза неблагоприятные условия внутриутробного развития - нерациональное питание матери, неадекватная меди­каментозная терапия во время беременности. После рождения ребенка основная роль в возникновении ЭКД отводится пище­вым аллергенам, особенно белку коровьего молока. Среди других облигатных ал­лергенов наиболее часто встречаются шоколад, клубника, зем­ляника, цитрусовые, белок куриного яйца, речная рыба. Клини­ческие симптомы ЭКД появляются после повторного поступле­ния аллергенов в организм, выработки достаточного количества антител и взаимодействия антитела с антигеном.

 

Патогенез. Выделяют два варианта течения ЭКД: иммунный и неиммунный. Иммунный характер связан с наследуемой спо­собностью продуцировать при встрече с аллергенами особые ан­титела, относимые к классу IgE, в связи с чем развиваются ал­лергические реакции. Для иммунного варианта характерны ма­нифестные проявления диатеза с первых дней жизни, непрерыв- но-рецидивирующее течение кожных проявлений, выраженность нарушений, неэффективность терапии, трансформирование диате­за в нейродермит, бронхиальную астму и другие аллергические заболевания. Неиммунный вариант протекает благоприятно.

 

Клиническая картина. Различают два типа ЭКД: пастозный и эретический. При пастозном типе дети склонны к избыточному весу, рыхлые, малоподвижные. Кожа и слизистые оболочки бледные, элементы диатеза сочные, часто наблюдается мокну­щая экзема. При эретическом типе дети пониженного питания, беспокойные. Высыпания на коже сухие, зудящие. Клинические проявления ЭКД возникают рано, в первые не­дели и месяцы жизни. Наиболее характерными проявлениями диатеза являются поражения кожи и слизистых оболочек. К кожным поражениям относятся гнейс, опрелости, молочный струп, экзема, строфулюс и почесуха.

У детей грудного возраста ЭКД начинается с образования на бровях и волосистой части го­ловы буроватых жирных чешуек -гнейса. Его появление со­провождается воспалительной реакцией кожи. Себорея имеет тенденцию к распространению, отличается упорным течением и может перейти в экзему. Одновременно с гнейсом в естествен­ных складках кожи, несмотря на хороший гигиенический уход, возникают стойкие опрелости, трудно поддающиеся лечению. К гнейсу и опрелостям присоединяется молочный струп - ограниченное покраснение щек с утолщением эпидермиса и ше­лушением. Более тяжелым поражением кожи является мок­нущая экзема. На коже лица, туловища и конечностей об­разуются мелкие, едва заметные папулы, которые быстро пре­вращаются в пузырьки, наполненные жидким содержимым. Кожа вокруг элементов сыпи становится гиперемированной. Пузырьки лопаются, обнажая мокнущую поверхность, из которой выделяется большое количество слегка желтоватой жидкости. При ее подсыхании образуются экзематозные корки. Высыпания возникают толчкообразно и сопровождаются мучи­тельным зудом. Течение мокнущей экземы длитель­ное и упорное. Реже встреча­ется сухая экзема с обильным шелушением кожи без мок­нутия. Возможны переходы одной формы в другую. Не­благоприятным исходом су­хой экземы является нейро­дермит.

У детей старше года по­ражения кожи проявляются в виде строфулюса, почесухи и других разнообразных сыпей. Строфулюс представляет собой мелкую узелковую сыпь, верхушки которой на­полнены серозным содержимым.

 

Почесуха - мелкие, плот­ные, сильно зудящие узелки, расположенные преимущественно на конечностях. Почесуха может сопровождаться повышенной сухостью кожи и шелушением.

Помимо кожных поражений для ЭКД характерны изменения со стороны слизистых оболочек. Повышенная ранимость слизи­стых проявляется в усиленном и неравномерном слущивании эпителия языка ("географический" язык). Легко возникают вос­палительные заболевания глаз и верхних дыхательных путей (конъюнктивиты, блефариты, упорные риниты, фарингиты, ла­рингиты, бронхиты). Заболевания органов дыхания протекают тяжело, нередко с обструктивным синдромом (сужение просвета дыхательных путей). Возможен переход в бронхиальную астму. Часто развивается инфекция мочеполовых путей - циститы, пие­лонефриты, вульвовагиниты у девочек и баланиты у мальчиков. Периодически отмечается неустойчивый стул (чередование за­пора и поноса) с большим количеством слизи.

Характерна гиперплазия лимфоидной ткани - увеличиваются периферические лимфатические узлы, особенно вблизи пора­женных участков кожи и слизистых, миндалины, реже печень и селезенка.

 

                                                                Лечение.

равильная организация режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе.

2 Рациональное вскармливание ребенка. Из пищевого рациона ис­ключаются облигатные аллергены. Детям с избыточным весом ограничивается пища, богатая углеводами (каши, кисели, муч­ные изделия). Рекомендуется до­полнительное введение солей калия (картофель, чернослив, ку­рага, изюм), ограничение поваренной соли.

Детям с экссудативно-катаральным диатезом показано мак­симально длительное кормление грудью. Из рациона кормящей матери необходимо исключить возможные пищевые аллергены, экстрактивные вещества, продукты, в состав которых входят консерванты, красители и пищевые добавки. При частично грудном и искусственном вскармливании целе­сообразно использовать индивидуально подобранные смеси. ("Семилак- изомил", "Нутри-соя", "Белакт-соя").

3 Прикорм при искусствен­ном вскармливании следует вводить раньше - в 4-4,5 месяца, при грудном вскармливании дают позже, чем здоровым детям. В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре. В качестве третьего прикорма рекоменду­ется овощное блюдо.

4 Для соков и фрук­товых пюре лучше использовать яблоки кислых сортов, голуби­ку, смородину, не рекомендуют давать соки из красных и жел­тых фруктов.

5 Налкром, кларитин, тавегил, фенкарол, супрастин, кетотифен. Показано применение ферментов (ме зимфорте, фестал, панкреатин). Наряду с ферментными пре­паратами назначаются энтеросорбенты (полифепан, ваулен, кар­болен), эубиотики (бифидумбактерин или лактобактерин). Ре­комендуются витамины В6, В5, BIS, Е, А.

6 Для местного лечения кожи используются ежедневные ван­ны. Их состав зависит от цели проведения. Противозудное дей­ствие оказывают корень девясила, лист крапивы, мяты переч­ной, шишки хмеля, трава пустырника, цветки календулы. При выраженной сухости кожи показаны корни аира, девясила, пше­ничные отруби, цветки ромашки. Подсушивающее действие оказывают трава череды, дубовая кора, лопух большой, сушени­ца болотная.

7 Мази со стеро­идными гормонами ("Локоид", "Адвантан") применяются при выраженных кожных проявлениях и на короткий срок. Их нано­сят на небольшие участки кожи осторожно, не втирая.

 

                       ЛИМФАТИКО-ГИПОПЛАСТИЧЕСКИЙ ДИАТЕЗ

 (ЛГД)- аномалия конституции, характеризующаяся генерализованным увеличением лимфатических узлов и вилочковой железы, имму­нологической недостаточностью, дисфункцией ряда эндокрин­ных органов, сниженной адаптацией к воздействиям окружаю­щей среды, склонностью к аллергическим реакциям.

 

Этиология. В развитии диатеза играют роль наследственная отягощенность (ожирение, инфекционно-аллергические заболе­вания, хроническая патология органов дыхания), тяжелые гесто зы и заболевания матери, избыточное питание в период бере­менности, длительные инфекционные заболевания у детей, не­рациональное вскармливание ребенка с избыточным введением углеводов и жиров.

 

Клиническая картина. Проявление диатеза чаще наблюда­ются в возрасте от 2 до 7 лет. Дети имеют избыточную массу те­ла и диспропорциональное телосложение: относительно корот­кое туловище и шею, удлиненные конечности, суженную груд­ную клетку. Кожные покровы бледные, с выраженным мрамор­ным рисунком. Мускулатура развита слабо. Тонус и тургор тка­ней снижены. Дети вялые, малоподвижные, не проявляют инте­реса к окружающему, быстро устают, с трудом выдерживают даже обычные физические и психические нагрузки. Условно- рефлекторная деятельность замедленна, преобладают тормозные реакции. При заболевании или нарушении диеты они быстро те­ряют массу тела.

Характерным признаком является гиперплазия лимфоидной ткани, которая носит системный, генерализованный характер. Увеличиваются все группы лимфатических узлов, резко выра­жены аденоидные разрастания в носоглотке. Миндалины боль­шие, рыхлые. Увеличиваются размеры печени и селезенки, от­мечается гипертрофия вилочковой железы.

Нередко обнаруживается "капельное" или увеличенное в раз­мере сердце. Дети предрасположены к длительным воспалитель­ным заболеваниям слизистых оболочек: ринофарингитам, конъ­юнктивитам, трахеобронхитам. Легко развиваются стридор, аст­матические состояния, возможны случаи внезапной смерти, свя­занные с недостаточной функцией надпочечников.

Рентгенологически определяется задержка инволюции ви­лочковой железы. В крови отмечается выраженный лимфоцитоз.

 

Лечение. Важное значение имеет правильная организация питания. Следует избегать перекорма. В пищевом рационе огра­ничивают жиры, легкоусвояемые углеводы ( каши, кисель, са­хар), соль, воду. Коровье молоко заменяют кефиром. Необходи­мо строгое выполнение охранительного режима, проведение об­щеукрепляющих мероприятий, физкультуры, массажа, гимна­стики, закаливающих процедур.

Лекарственная терапия направлена на обеспечение организма достаточным количеством витаминов (группы В, С, А, Е) и мик­роэлементов (железо, цинк, медь, селен, кальций, магний). Пока­зано применение препаратов кальция (пантотенат кальция, глицерофосфат кальция), адаптогенов (глицерам, этимизол, ди­базол, экстракт элеутерококка, настойка женьшеня). Перио­дически назначаются эубиотики (бифидумбактерин, бификол, лактобактерин). При сочетании ЛГД с ЭКД рекомендуются ан- тигистаминные препараты.

 

НЕРВНО-АРТРИТИЧЕСКИЙ ДИАТЕЗ

Нервно-артритический диатез (НАД) - аномалия конститу­ции, характеризующаяся нарушением пуринового обмена, по­вышенной возбудимостью ЦНС, изменениями функций некото­рых внутренних органов.

 

Этиология. НАД развивается преимущественно у детей до­школьного и младшего школьного возрастов. Способствует формированию диатеза наследственная предрасположенность к болезням обмена пуринов (моче- и желчнокаменная болезнь, по­дагра, радикулиты), тяжелые гестозы, заболевания почек и гепа- тобилиарной системы у беременных, избыток в пищевом рацио­не матери продуктов с высоким содержанием пуринов, нерацио­нальное вскармливание ребенка (употребление большого коли­чества мясных продуктов), бесконтрольный прием медикаментов (салицилатов, сульфаниламидов, диуретиков), стрессовые ситуа­ции, грубые нарушения режима дня.

 

Патогенез. Ведущее значение в развитии диатеза играет по­вышение в крови уровня мочевой кислоты. Нарушаются жиро­вой и углеводный обмены, возникает склонность к кетоацидозу. Мочевая кислота, ее соли и ацидоз раздражают ЦНС, вызывая повышенную возбудимость ребенка.

 

Клиническая  картина. Проявления диатеза зависят от воз­раста. У детей первого года жизни отмечаются повышенная нервная возбудимость, беспокойный сон, сниженный аппетит, неравномерность нарастания массы тела, неустойчивый стул. Постоянное раздражение ЦНС продуктами пуринового обмена способствует более раннему психическому и эмоциональному развитию. Дети быстро овладевают речью, рано начинают чи­тать, отличаются эмоциональной лабильностью, склонны к упорной анорексии, привычной рвоте, гиперкинезам, энурезу. Часто наблюдаются беспричинные подъемы температуры, го­ловные боли по типу мигрени, кардиалгии, бронхоспазмы, по­чечные, печеночные и кишечные колики. Обменные нарушения проявляются суставными болями, дизурическими расстройства­ми, выделением с мочой большого количества солей.

Характерно появление в дошкольном и младшем школьном возрасте ацетонемических кризов. Провоцирующими факторами могут быть острые заболевания, эмоциональное напряжение, на­сильственное кормление, злоупотребление мясной и жирной пищей. Криз возникает внезапно или после периода предвестни­ков (возбуждение, головная боль, тошнота, отказ от груди) и проявляется неукротимой рвотой, схваткообразными болями в животе, запахом ацетона в выдыхаемом воздухе. В моче в мо­мент приступа появляются кетоновые тела. Длительность криза составляет от нескольких часов до 1-2 сут. В большинстве слу­чаев рвота прекращается так же внезапно, как и началась.

Дети с НАД предрасположены к развитию ожирения, сахар­ного диабета, бронхиальной астмы, гипертонической болезни, обменных артритов, желчно- и мочекаменной болезни. Нару­шенный обмен может длительно компенсироваться правильным воспитанием и диетой.

Лечение. Основное значение имеют правильный режим дня и рациональное питание. Следует обратить внимание на система­тическое проведение общеукрепляющих мероприятий (прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика; для детей дошкольного и школьного возраста - занятия физкультурой и спортом). Необ­ходимо оградить ребенка от дополнительных психических на­грузок: одновременных посещений нескольких кружков, дли­тельных просмотров телевизионных передач.

Диета должна содержать достаточное количество молочных продуктов, овощей и фруктов. Следует ограничить мясо, птицу, рыбу, жиры животного происхождения, щавель, шпинат, редьку, редис, помидоры. Из пищевого рациона исключают продукты, богатые пуринами: шоколад, какао, кофе, печень, почки, бобо­вые. Рекомендуются щелочные минеральные воды. При появле­нии предвестников ацетонемического криза назначают каждые 10-15 мин питье в виде раствора глюкозы, сладкого чая, соков, 1% раствора натрия гидрокарбоната. Ребенок с приступом аце- тонемической рвоты должен быть госпитализирован. С целью регидратации и нейтрализации ацидоза внутривенно вводят 5- 10% растворы глюкозы, 0,9% раствор натрия хлорида, 4% рас­твор натрия гидрокарбоната, кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту. Показано назначение кальция пантотената, пананги­на, витаминов С и группы В. Для устранения повышенной воз­будимости нервной системы применяют натрия бромид, настой­ку корня валерианы.

Вопросы для самоконтроля.

1.   Дать определение понятия «ДИАТЕЗ».

2.   Перечислить основные симптомы эксудативно-катарального диатез (ЭКД).

3.   Перечислить основные проблемы детей, имеющих ЭКД.

4.   Перечислить основные симптомы нервно-артретического диатеза (НАД)

5.   Перечислить основные проблемы детей, имеющих НАД.

6.   Перечислить основные симптомы лимфатико-гипопластического диатеза (ЛГД).

7.   Перечислить основные проблемы детей, имеющих ЛГД.

8.   Перечислить основные симптомы аллергического диатеза (АД)

9.   Перечислить основные проблемы детей, имеющих АД.

10.         Составить план сестринской помощи при аномалиях конституции( диатезах)


11.         Скачано с www.znanio.ru

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5» «Сестринский процесс при аномалиях конституции» (лекционный материал)

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5» «Сестринский процесс при аномалиях конституции» (лекционный материал)

Цель: изучить принципы организации сестринской помощи детям при аномалиях конституции

Цель: изучить принципы организации сестринской помощи детям при аномалиях конституции

ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту…

ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту…

Литература: Основная литература: 1

Литература: Основная литература: 1

Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И.

Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И.

Неиммунный вариант протекает благоприятно

Неиммунный вариант протекает благоприятно

Легко возникают вос­палительные заболевания глаз и верхних дыхательных путей (конъюнктивиты, блефариты, упорные риниты, фарингиты, ла­рингиты, бронхиты)

Легко возникают вос­палительные заболевания глаз и верхних дыхательных путей (конъюнктивиты, блефариты, упорные риниты, фарингиты, ла­рингиты, бронхиты)

Подсушивающее действие оказывают трава череды, дубовая кора, лопух большой, сушени­ца болотная

Подсушивающее действие оказывают трава череды, дубовая кора, лопух большой, сушени­ца болотная

Лечение. Важное значение имеет правильная организация питания

Лечение. Важное значение имеет правильная организация питания

Обменные нарушения проявляются суставными болями, дизурическими расстройства­ми, выделением с мочой большого количества солей

Обменные нарушения проявляются суставными болями, дизурическими расстройства­ми, выделением с мочой большого количества солей

Перечислить основные проблемы детей, имеющих

Перечислить основные проблемы детей, имеющих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020