Лекционный материал "Русское судебное красноречие XIX в."
Оценка 4.8

Лекционный материал "Русское судебное красноречие XIX в."

Оценка 4.8
Лекции
doc
русский язык
28.02.2022
Лекционный материал "Русское судебное красноречие XIX в."
Материал в помощь "Русское судебное красноречие XIX в."
Русское судебное красноречие XIX в.doc

Русское судебное красноречие XIX в.

 

Из всех реформ, на которые было вынуждено пойти царское правительство России в 60-х годах XIX века, едва ли не самый значительной была судебная реформа. Реализация основных положений этой реформы, заложенных в Судебных уставах 1864 года, - отделение суда от администрации, независимость суда, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, учреждение института присяжных заседателей, несменяемость судей и следователей – наталкивалась на многочисленные трудности. Все было ново, все приходилось создавать заново.

Гласность судебного процесса, устность, состязательность сторон предъявляли новые требования к юристам, ставили новые задачи. Правосудие остро нуждалось в новом типе прокурора и адвоката.

Безгласный народ, безгласный прежде суд приобрели вдруг таких выразителей, таких глашатаев правосудия, на которых до сих пор  мы смотрим с восхищением.

Судебные речи выдающихся юристов – П. А. Александрова, С. А. Андреевского, Н. П. Карабчевского, А. Ф. Кони, А. И. Урусова и др., производившие столь сильное впечатление на современников, переиздавались неоднократно.

Важнейшие особенности русского судебного красноречия, черты, которыми характеризовалось ораторское искусство русских юристов XIX века.

Во-первых, широта гуманистического общественно-философского подхода к рассматриваемым фактам, почему о юристах России XIX века и можно говорить как о выразительных «общественной морали», «общественной совести».

Для других судебных ораторов характерно внимание и уважение к человеку (что выгодно отличает их, например, от французских юристов), стремление понять характер человека и объяснить его действия.

Во-вторых, безусловно высокий профессиональный уровень. Их отличает не только общая эрудиция, не только прекрасная юридическая подготовка. Но и творческая разработка важных вопросов. Многие из них писали статьи и исследования по тем или иным специальным проблемам. Например, А. Ф. Кони известен как теоретик права.

В-третьих, совершенство владения словом, поразительное мастерство в пользовании устно и письменной речи. Прежде чем давать общую характеристику словесного искусства русских юристов, нельзя не сказать об одном весьма существенном факторе. Дело в том, никто из выдающихся юристов России не был только юристом. Широта и разнообразие интересов А. Ф. Кони общеизвестны.

Все, кто обращались к русскому судебному красноречию, отмечали прежде всего такие его качества, как точность, простота и выразительность речи. Оно смогло избежать двух крайностей риторичности: словесной пышность французов и сухости, бесцветности немецких ораторов. Русские ораторы, стремились исследовать существо дела, оставались на строгой фактической основе. На такой почве «цветы красноречия» не прививаются. Они заставляли говорить факты, умело используя и их рациональное зерно, и эмоциональный ореол. На этом строился стилистический эффект, питался пафос оратора. Замечательно характеризовал искусство А. Ф. Кони – оратора А. Г. Тимофеев: «Не столько изменение в конструкции фраз и употребление громких слов, сколько иное расположение картин, умение выдвинуть наиболее трогательные черты события, оставаясь в тоже время на строго фактической почве, - вот отличительные свойства патетического элемента в речах А. Ф. Кони». 

Простота изложения во многом определялась и простотой (но не бедностью) используемых в речи языковых средств. Отталкивание от книжно-письменных речевых форм, движение в сторону живой устной речи характерно для всех ораторов. Это движение иногда выходило за рамки доступного по понятиям того времени, за что современники, исходившие из того, что ораторская речь -  речь высокого плана, серьезно критиковали выступавших. Все же центр тяжести в поисках выразительности все решительнее двигался в сторону живой речи, в ней находят и краски, и экспрессию. Отдельны внешние черты помогают передать внутреннее состояние человека – таков «глубинный» смысл описания. Этим и обусловлено психологический эффект (аналогичный поэтическому). Вообще анализируя речь известных русских юристов, можно видеть что для них характерно не столько образность сколько меткость словоупотребления, та особая точность, которая отличает подлинное искусство.

 

Композиционно-стилистическая структура:

1. Отбор речевых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора;

2. Логическая т языковая правильность – это необходимая предпосылка для овладения искусством речи.


Русское судебное красноречие XIX в

Русское судебное красноречие XIX в

Русские ораторы, стремились исследовать существо дела, оставались на строгой фактической основе

Русские ораторы, стремились исследовать существо дела, оставались на строгой фактической основе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022