Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство, представляю наш старый дом (не представляется).
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
1. Порядок слов в предложении
Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые обязательства успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на собрании обязательства успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.
2. Согласование сказуемого с подлежащим
1. Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет). Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен. Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).
1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
Как правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в сочетании на первом месте.
2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным: Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.
Если подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.
3. Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.
3. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
Необходимо обратить внимание на особенности управления следующих слов:
анонс о чем: анонс о спектакле
комментарий к чему: комментарий к выступлению
характеристика кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент
властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами
возразить против чего
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
голосовать за кого/что
гордиться кем/чем: гордиться сыном
дискутировать о чем
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
намекать на что
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
объявить что о чем
отчитаться за что: отчитаться за командировку
приговорить к чему
уверенность в чем: уверенность в победе
уделить внимание чему
указать что на кого/что: указать методическую литературу, указать на недостатки, промахи
ходатайствовать о ком/чем
4. Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений.
Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
ЗАПОМНИТЕ:
Благодаря
Согласно чему? (дат. п.)
Вопреки
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
Вследствие
чего? (род. п.)
В случае
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (тв. п.)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
В ↔ ИЗ
НА↔С
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ:
Беспокоиться о ком Тревожиться за кого
Идентичный чему Сходный с чем
Надеть что на что Одеть кого во что
Обращать внимание на что Уделять внимание чему
Отзыв о чём Рецензия на что
Превосходство над чем Преимущество перед чем
Предостеречь Предупредить о чём
Препятствовать чему Тормозить что
Уверенность в чём Вера во что
Уплатить за что Оплатить что
4. Употребление деепричастных оборотов
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.
Особое внимание следует обратить на следующие правила:
1) обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;
2) допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.
Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:
— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Сравните:
Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь домой, я был застигнут дождем;
— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.
Сравните:
Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.
Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;
— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной.
5. Употребление однородных членов предложения
Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.
ЗАПОМНИТЕ:
1) Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие).
2) Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Ч.).
3) При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать.
6. Особенности состава и структуры сложных предложений.
7. Связь частей в сложных предложениях
В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна.
Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
ЗАПОМНИТЕ:
Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.
5. Смешение прямой
речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к
ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Вопросы для закрепления теоретического материала
1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?
2. Что такое порядок слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?
3. Перечислите основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием слов.
4. Что такое нормы управления?
5. Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском языке?
6. Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?
7. Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?
Необходимо различать управление существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:
быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;
беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;
вера во что-либо – уверенность в чем-либо;
доволен чем-либо – рад чему-либо;
дорожить чем-либо – ценить что-либо;
думать о чем-либо – задумать что-либо;
наградить чем-либо – удостоить чего-либо;
наполнить чем-либо – полон чего-либо;
начать что-либо – приступить к чему-либо;
отличать что-то от чего-то – различать что и что;
отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;
опираться на что-либо – упираться во что-либо;
писать о чем-либо – описывать что-либо;
платить за что-либо – оплачивать что-либо;
полон чего-либо – переполнен чем-либо;
поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;
предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;
разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;
удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться чем-либо;
упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.
Следует обратить внимание на употребление следующих слов и словосочетаний:
аллергия на что-либо, аллергия на пыльцу;
альтернатива чему-либо, альтернатива диетам;
анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас;
аэропорт, в чём? где?, в аэропорту;
бал, о чём? на чём?, о бале, на балу;
беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне;
благодаря кому? чему?, благодаря другу;
вопреки чему-либо, вопреки усталости;
(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать с тоном;
жажда чего-либо, жажда чтения;
жалоба на кого-либо, жалоба на Иванова;
избегать кого-либо, чего-либо, избегать встречи;
иммунитет к чему-либо, иммунитет к ядам;
курировать кого-либо, курировать сотрудника;
наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;
обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;
обосновать что-либо, обосновать высказывание;
оплатить что-либо, оплатить проезд, но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;
отзыв о чем-либо, отзыв о фильме;
пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь помощью;
препятствовать чему-либо, препятствовать осуществлению плана;
рецензия на что-либо, рецензия на книгу;
скучать по кому-либо, чему-либо, скучать по сыну, скучать по нему;
свойственный кому-либо, свойственная ему манера;
талант к чему-либо, талант к музыке;
тенденция чего-либо, тенденции моды;
уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;
упрекать в чем-либо, упрекать в непонимании;
характеристика кого-либо, характеристика ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.