ТЕМА: ЛЕКСИКА.ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.
Слово - центральнаяединица языка.
Цели:
повторить и обобщитьзнания о слове как центральной единице языка;
навыки рассуждения,аргументирования ответа;
отработать навыкивыделения главного в содержании текста.
Ход урока
I. Проверка домашнегозадания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы начинаемобобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнемууроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство родачеловеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может.Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы икорабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие,дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщитьсвои мысли друг другу?».
- Откройте учебник на с.9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работа сучебником.
(Учащиеся читаютопределения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительнойбеседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах наукио языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаютсяструктура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемостислов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит спецификаизучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке?
(Лексикология изучаетслово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение,стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово —особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не
только лексикологией, но и другимиразделами науки о языке. Слово не является самой мелкой
или самой крупной единицей языка: самоймаленькой единицей языка является звук, а самой
крупной — предложение. Однако именнослово, а не звук, не морфему и не предложение мы
воспринимаем как центральную единицу языка.Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство навернякаответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебникаавторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицыязыка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка —слово.
Почему же к слову уносителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца §1 учебника: «именно в слове отражено все многообразие окружающего насмира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)
- Давайте теперьпоразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно).Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово«плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признакамидолжно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника:учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением,
словообразовательнымзначением.)
— Что позволяет словусочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, чтослово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)
— Но одного значениямало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)
— Скажите, как мыиспользуем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памятиготовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
(Выявляя признаки слова,учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски.Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое,грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или
коннотативное);
2) звуковая оболочка(фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признакихарактерны для слов любого языка.
3. Работа с раздаточнымматериалом.
– Перед вами отрывок изкниги «Слово о словах» Льва Васильевича Успенского (Л., 1971).
Озаглавьте текст,определите главную мысль.
— О скольких значениях(оттенках значения) одного слова здесь идет речь?
_____________________________________________________________________________
Трудно даже сразупредставить себе, какое сложное содержание вложено человеком в
простое слово «вода».«Вода играет огромную роль в природе», - читаете вы и знаете, что автор думаетпри этом сразу о любой воде, - о соленой и о пресной, о текучей и о стоячей, о замерзающейи парообразной... обо всякой!
«Вода вращает турбинуэлектростанции»... Какая вода? Всякая? Нет, не морская, не дождевая, а на сейраз только речная, текучая. «Квас, воды, сиропы...» О каких водах идет речь?Только о газированных напитках, служащих для питья. «Вешние воды» - совсемдругое дело!
Слово одно и то же, азначение у него одновременно и одно и не одно. Оно, по нашему
желанию, то как бы раздается вширь, тосуживается, приобретая один, другой, третий нужный
нам оттенок. В одном себе оно соединяетвсе возможные образы, все представления о воде,
любые признаки, ей свойственные. Оноспособно приглушать или совсем сбрасывать одни из них, подчеркивать илисохранять другие. Оно позволяет мне без всякого труда думать, думать словом «вода»и вот об этой только ворвавшейся в мой сапог ржавой, припахивающей железомхолодной воде лесного болотца и о безликой воде химиков, про которую ничегохорошего не скажешь, кроме того, что она «аш-два-о»! С какой из них ни пришлосьбы мне иметь дело, слово впитает все эти воды в себя, ответит за каждую из них.
_____________________________________________________________________________
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить § 1.Подготовить связный ответ на тему «Признаки слова», опираясь на сделанные в классезаписи и проанализированный текст.
2. Проанализироватьабсурдную фразу, составленную Л.В. Щербой, с точки зрения того, сколько в немслов: «Гл0кая кУздра штЕко будланУла бокрА и курдячит бокрёнка» (единственноеслово — союз «и»). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этоговысказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому,словообразовательному.)
3. Составить конспект § 2учебника, отвечая на следующие вопросы:
— В чем состоит отличиемежду однозначными и многозначными словами?
— Какое значение слованазывается основным (прямым), а какое - производным (переносным)?
4.§ 3 учебника.__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.