ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Памятки +1
docx
русский язык
Взрослым
13.11.2019
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Публикация является частью публикации:
для публ 4.docx

ТЕМА: ЛЕКСИКА.ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.

Слово - центральнаяединица языка.

Цели:

повторить и обобщитьзнания о слове как центральной единице языка;

навыки рассуждения,аргументирования ответа;

отработать навыкивыделения главного в содержании текста.

Ход урока

I. Проверка домашнегозадания

Опрос учащихся.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы начинаемобобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнемууроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство родачеловеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может.Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы икорабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие,дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщитьсвои мысли друг другу?».

- Откройте учебник на с.9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.

2. Работа сучебником.

(Учащиеся читаютопределения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительнойбеседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)

— В каких разделах наукио языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаютсяструктура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемостислов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)

— В чем состоит спецификаизучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке?

(Лексикология изучаетслово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение,стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)

Слово —особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не

только лексикологией, но и другимиразделами науки о языке. Слово не является самой мелкой

или самой крупной единицей языка: самоймаленькой единицей языка является звук, а самой

крупной — предложение. Однако именнослово, а не звук, не морфему и не предложение мы

воспринимаем как центральную единицу языка.Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство навернякаответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебникаавторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицыязыка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка —слово.

Почему же к слову уносителей языка складывается такое особое отношение?

(Чтение первого абзаца §1 учебника: «именно в слове отражено все многообразие окружающего насмира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)

- Давайте теперьпоразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно).Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово«плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)

— Какими еще признакамидолжно обладать слово?

(Работа с § 1 учебника:учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением,

словообразовательнымзначением.)

— Что позволяет словусочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, чтослово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)

— Но одного значениямало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)

— Скажите, как мыиспользуем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памятиготовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.

(Выявляя признаки слова,учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски.Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:

1) значение — лексическое,грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или

коннотативное);

2) звуковая оболочка(фонетическая оформленность слова);

3) воспроизводимость.

Все эти признакихарактерны для слов любого языка.

3. Работа с раздаточнымматериалом.

– Перед вами отрывок изкниги «Слово о словах» Льва Васильевича Успенского (Л., 1971).

Озаглавьте текст,определите главную мысль.

— О скольких значениях(оттенках значения) одного слова здесь идет речь?

_____________________________________________________________________________

Трудно даже сразупредставить себе, какое сложное содержание вложено человеком в

простое слово «вода».«Вода играет огромную роль в природе», - читаете вы и знаете, что автор думаетпри этом сразу о любой воде, - о соленой и о пресной, о текучей и о стоячей, о замерзающейи парообразной... обо всякой!

«Вода вращает турбинуэлектростанции»... Какая вода? Всякая? Нет, не морская, не дождевая, а на сейраз только речная, текучая. «Квас, воды, сиропы...» О каких водах идет речь?Только о газированных напитках, служащих для питья. «Вешние воды» - совсемдругое дело!

Слово одно и то же, азначение у него одновременно и одно и не одно. Оно, по нашему

желанию, то как бы раздается вширь, тосуживается, приобретая один, другой, третий нужный

нам оттенок. В одном себе оно соединяетвсе возможные образы, все представления о воде,

любые признаки, ей свойственные. Оноспособно приглушать или совсем сбрасывать одни из них, подчеркивать илисохранять другие. Оно позволяет мне без всякого труда думать, думать словом «вода»и вот об этой только ворвавшейся в мой сапог ржавой, припахивающей железомхолодной воде лесного болотца и о безликой воде химиков, про которую ничегохорошего не скажешь, кроме того, что она «аш-два-о»! С какой из них ни пришлосьбы мне иметь дело, слово впитает все эти воды в себя, ответит за каждую из них.

_____________________________________________________________________________

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Повторить § 1.Подготовить связный ответ на тему «Признаки слова», опираясь на сделанные в классезаписи и проанализированный текст.

2. Проанализироватьабсурдную фразу, составленную Л.В. Щербой, с точки зрения того, сколько в немслов: «Гл0кая кУздра штЕко будланУла бокрА и курдячит бокрёнка» (единственноеслово — союз «и»). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этоговысказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому,словообразовательному.)

3. Составить конспект § 2учебника, отвечая на следующие вопросы:

— В чем состоит отличиемежду однозначными и многозначными словами?

— Какое значение слованазывается основным (прямым), а какое - производным (переносным)?

4.§ 3 учебника.__

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019