ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Памятки +1
docx
русский язык
Взрослым
13.11.2019
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Публикация является частью публикации:
для публ 2).docx

Тема:Методы проверки письменныхи устныхдомашних заданий учащихся.

План.

1.Проверка письменных домашних упражнений.

2.Устный опрос учащихся.

3. Проверка запоминания слов, имеющих те или иные особенности

Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснениестепениусвоения пройденного, проверкаписьменного задания , атакжезапоминание слов с непроверяемыми орфограммами. Для проверки домашнего заданияотводится специальное время в начале урока( пятая часть урока -9-10 мин.).

В школьной практикенередко можно наблюдать такие уроки, когда на проверку домашнего задания или вовсе не отводитсявремени или затрачиваетсяне более 1—2 минут, оправдывая это тем, что большую часть времени урокалучше отвести формированию практическихумений и навыков. При такой орга­низации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен учащимисяпройденный материал и в какойстепени они готовы к приобретению новых знаний.

Однако многочисленные фактысвидетельствуют о том, что, вы­игрывая во времени, учитель при таком подходе к проверке до­машнего задания может значительнопроиграть в прочности знаний учащихся, поскольку новый материал без глубокого осмысления ранее пройденного не может бытьдостаточно прочно усвоен уча­щимися, поэтому

необходимапостоянная проверка выполнения домашнего задания, т.к. отсутствие илиэпизодичность проверки дезорганизуют учащихся.

 Серьезным недостатком в работе учителейявляется также стан­дартизацияспособов проверки письменных упражнений, выполня­емых учащимися дома. Как свидетельствуют многочисленные факты, на уроках русского языка чаще всего используетсяприем «сплош­ного» чтения учащимися записанных дома слов,словосочетаний, предложений и связных текстов«по цепочке».

При этом, несмотря на требования учителя внимательнослушать отвечающего и исправлять замеченныеошибки, не все учащиеся делают это, врезультате чего в тетрадях учеников остается немало неисправленныхошибок.К томужевданномслучаеучащиеся вынужденыопираться только лишь на деятельность слуховых представлений, в то время как представлениязрения, играющие важнуюроль в развитии орфографической и пунктуаци­онной зоркости учащихся, вольно или невольноигнорируютсяучителем.

В связи со сказанным учителю нужно стремитьсяиспользовать иные, болееактивные способы проверки домашних заданий. К ним  относятся:

Выборочнаяпроверка.

 Этоспособ, требующий от учащихся умениянаходить в записанных текстах языковые явления, указанные учителем. Например, проверяя в классе упражнение, где требуется в процессе осложненного списывания обозначить орфограмму № 1(безударные проверяемые гласные в корне слов) и № 5 (буквы и, у, ы послешипящих), учитель может сначалапотребовать, чтобы учащиеся прочитали и объяснили правописание слов, где встречается орфограмма № 1,а затем анализируются слова с орфограммой № 5. В том и другом случаеуказываются  дифференцирующие признаки орфограмм, врезультате чего проверканаписанногокаждым из учащихся делается более осмысленной.

Подобнымжеобразомможетбытьпроверено, напримёр,упражнение, где требуется, вставив пропущенные буквы,  обозначитьприставки при и пре. По требованию учителя учащиеся сначала читаютслова сприставкойпри- и объясняют соответствующиенаписания с помощью правил,а затем переходят к разбору

 слов с приставкой пре-. В данном случаеважно обратить внимание учащихся на то,что в безударном положении указанные приставки на слух не различаются, и по этой причине нужно знать и уметь

применять написьме соответствующее правило.

Пиокончанииработыправилоправописанияприставокещё раз повторяется. учащимися ,четко выделяются  признаки, на основе которых различаются данныеприставки.

На уроках синтаксиса и пунктуации в VII VIII классах учащиеся сначала могут, например,проанализировать конструкции с обособленными  членами, а затемпредложения, не содержащие таких членов.
Известно, что в учебниках русского языка содержитсянемало упражнений, при выполнении которых учащимся приходитсяработать как над новыми,так и над ранееизученнымиправилами.

Квыборочной проверке в классе письменногозадания учащиеся в такомслучае обычно готовятся заранее. Выполняя задание дома ,они производят классификациювстречающихся в соответствующих текстах упражнений орфограмм или пунктограмм.Результаты подобной работы оформляются в письменной форме в виде перечня правил, которые повторялись учащимисяв ходе выполнения заданияучителя.

Так, например, ученики VIкласса в итоге выполнения одногоизповторительно-обобщающихупражненийпотеме«Наречие», помещенныхвучебникерусскогоязыка,могутсоставитьтакой перечень орфографических правил, над которыми всоответствиис условием упражнения они должны были вести работудома.

1.Слитноеи дефисное написание наречий.

2.Правописаниепадежныхокончанийимен существительных

3.Правописаниечередующихся гласных в корнях слов.

4.Написаниеприставки не- с прилагательными.

5.Правописаниепадежныхокончанийименприлагательных и т. д.

В результате подобной работы втетрадяхучащихся появляется своеобразный план, по которому ведется беседа на уроке.Сначала объясняются орфограммы на недавнопройденные правила, а затем по плану,предлагаемому самими учащимися, анализируются всеостальныеорфограммы.

Что же касается учащихся VII VIII классов, обучающихся по учебнику, гдев упражнениях довольно часто одновременно предлагаются задачи орфографического ипунктуационного характера тоим следует составлять два перечня встречающихся в тексте упражнений правил: перечень правилорфографии и правил пунктуации. При этомпроверку домашнего задания надо начинать собъяснения правил пунктуации, а затемуже переходить к анализу правилорфографии.

Говоря о выборочной проверке письменных домашнихзаданий следуетиметьввиду,чтоподобнымобразомвполневозможно осуществлять не только контроль за уровнем правописных навыковучащихся, нои выяснить также то, в какой мере учащиеся овладели различнымивидамифонетического,лексического,словообразовательного, морфологического, синтаксическогоразбора.

Самопроверка.

 Этоспособ, при котором учащиесяпроверяютсвоиработыпутемсличенияихсобразцамивыполнения упражнений, заранеезаписанными на классной доске или демон­стрируемыми на экране с помощью специальной аппаратуры.Самоконтрольза правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных по­собий,альбомов, наглядных таблиц и т. п. Указанныйспособпроверкизаданийписьменногохарактера, особенноважную роль играет в развитии

орфографическойи пунктуационной зоркостиучащихся, приучая их самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах. В целом данныйспособ может взначительной мере способствовать формированию ууча­щихся познавательных мотивов самообразования.

Длятого чтобы учитель мог успешно организовывать самопроверкуработучащимися,вшкольномкабинетерусскогоязыка должно быть специальное оборудование исоответствующие дидактическиесредства:доскисраспашнымистворкамиишторками, и экранная аппаратура, комплекты словарей, справочников,наглядных таблиц.

Взаимопроверка.

 Это способ, когда учащиеся, обменяв­шись тетрадями, отмечают в работах друг другаошибки.

Каждыйиз учащихсяможет проверять работусвоего соседа. Однакоиногда по собственному выбору или по назначению учителя тетрадями могут обмениваться учащиеся,сидящие в разных концах  клacса. Это, как показывает опыт, вноситизвестное разнообразие вработу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняютсядомашние задания классом вцелом.

Достаточно эффективной оказываетсявзаимопроверка работ уча­щимися под контролемпомощников учителя -консультантов, выбираемых  им из числалучших учеников.

В этом случае к каждому ряду парт прикрепляется не менее двух консультантов, которые во времявзаимопроверки работ учащимися,стараясь не нарушать тишины в классе, медленно проходятпо рядам и вполголоса дают консультации тем учащимся, которые в нихнуждаются.

С целью повышения уровня взаимоконтроля за правильностью исполнения домашних заданий указанный

способпроверкицеле­сообразносоединятьсоспособомсамоконтроля,показываяучащимсяпредварительно сделанныенаклассной, доскезаписи,содержащие слова с трудными орфограммами, а такжепредложенияи целые тексты, пунктуационноеоформление которых является достаточно сложным. Указанной цели может служить также де­монстрация необходимого дидактическогоматериала с помощью экранной аппаратуры.

Важнойсоставнойчастьюэтогоспособапроверки являетсяитоговая беседа учителя с учащимися,входе которойвыясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления. В процессевыполнения подобной работыу школьников развивается орфографическая и пунктуаци­онная зоркость, а также умениесамостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

 Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней.

 В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учительимеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся же предлагается выполнить задание, аналогичноедомашнему, например: списать текст сдоски или из учебника, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, составить предложения по данным опорным словам или синтаксическим моделям ит. п. По качеству выполненияподобного задания учитель может судить оглубине понимания учащимися изученного материала, а также о том, насколько самостоятельно они делают урокидома.

Весьмажелательно предлагать учащимся дифференцированные задания, чтобы обеспечивать индивидуальный подход к разнымпо уровню развития и степени подготовленностиученикам.

Проверка задания с помощью диктанта


Суть этого способасостоит в следующем. Готовясь к уроку, учитель
выписывает из упражнения,предложенного учащимся накануне
в качестве домашнегозадания, трудные в орфографическом отно-
шении слова или синтаксические конструкции,содержащие сложные
случаи постановки знаков препинания.
v

Начинаяурок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. Порезультатам этой диктовкиможно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученнуютеорию.

Занимаясьподобной работой, необходимо учитывать уровеньподготовки учащихся по русскому языку. Если класс, где предполагается провести проверку домашнего задания с помощьюдиктанта, состоит из учащихся, которые вцелом имеют достаточно прочные правописныенавыки, то работа учащихся может быть организована указанным способом.

Если жеобнаружится, что учащиеся имеют слабые знания,то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися все трудные случаиправописания, которыевстретились им в их домашней работе. В противномслучае после написания диктантаучащиеся могут допустить те же ошибки, которыеими были сделаны при выполнении домашнего задания, чтовесьмаотрицательно скажется впоследствии на формировании соответствующих правописных навыков школьников.

Для контроля целесообразно вызватьодного ученика писатьдиктант на невидимой части классной доски (т. е.поставленной подуглом к классу). При наличии кодоскопа один или два ученика могут писать диктуемое учителем содержаниепроверочной работы на пленкахкодопозитивов.

Затемкодограммы учеников, равно как и записи на классной доске, показываются всему классу,коллективно обсуждаются, допущенныеошибки исправляются, после чего каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своихтетрадях.

Проверкадома ш негозаданияспомощью консультации.

Эта работа может быть организованаследующим образом. Вначале учащимсясообщается, что их письменные домашние работы после проверки в классе с помощьюконсультации будут проверяться иоцениваться после уроков учителем. Причем отметки за работу учительпоставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольногохарактера,- (Например, за одну оставшуюся неисправленную ошибкуученик может получить тройку, а за две —двойку.)

Всвязи со сказанным учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которуюорганизует учитель.

Вначалеучащимся предоставляется возможность внимательно перечитать текстыдомашних работ и отметить все случаи написаний, вправильности  которых они сомневаются.

Затем организуется беседаучителя с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель адресует соответствующиевопросы классу в целом, вовлекая  тем самым всех учащихся в активнуюмыслительную деятельность.

Каждый учащийся должен стремитьсязадавать вопросы классу, выслушивать на этивопросы ответы своих товарищей и исправлять допущенные в домашнейработе ошибки. Надо также не оставлять безвнимания ответы одноклассников на вопросы других учеников, и всякий раз сверяя свои работы с тем, что-говорится на уроке о характере техили иных орфограмм или пунктограмм.

Учителю нельзя разрешать учащимся понескольку раз спрашивать о характере одних итех же написаний. В этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.

Практика показывает, чтоподобный вид проверки письменных домашнихзаданий является весьма эффективным во многих отношениях. Во-первых, онразвивает орфографическую и пунктуаци­оннуюзоркость учащихся, во-вторых, повышает ответственность за порученнуюработу и, наконец, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества школьников, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в работе.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019