Тема: СЛОВО ОРУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Цели:
ознакомить сучебником;
раскрыть смыслпонятий «современный русский литературный язык», «родственные
языки», «языковаянорма»;
развивать навыкиконспектирования и составления плана ответа.
Ход урока.
I. Вступление. Знакомствос учебником
(Учитель знакомитс учебником и его авторами (известные исследователи русского языка Нина
ГригорьевнаГольцова и Игорь Викторович Шамшин).
(Учитель сообщает,что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже
полученные знания,чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый
государственныйэкзамен по русскому языку).
— Откройтеоглавление на с. 458.
- Скажите, что всодержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.
(Новые разделы: «Культураречи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского
языкознания».)
- А теперьоткройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учебника есть приложения.
Приложение 1«Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению
слов.
Приложение 2 «Пишиправильно» на с. 447 — это памятка по орфографии.
Обе эти памяткинаверняка не раз вам помогут.
— Если же слова,правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях,где вынайдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)
- Откройтe учебникна с. 452. Здесь дан список, в который включены различного рода словари,
справочники иучебники по русскому языку. Они помогут нам добыть дополнительные сведения о языковыхявлениях, которые вас заинтересуют.
- А теперьоткройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите вниманиена то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные
сведения о языке,исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи,
вопросы и задания,а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.
II. Работа по темеурока
Тема урока «Словоо русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
(Эта вводная частьучебника (с. 5-8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основенавыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.
Перед началомработы учитель напоминает ученикам основные правила
конспектирования,объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила
конспектированиязаписываются на доске или раздаются ученикам на листах в качестве памятки).
Правилаконспектирования:
1. Внимательнопрочтите текст.
2. Разделите текстна основные смысловые части.
3. Выделитеглавную мысль текста.
4. Обозначьтеосновные выводы текста.
5. Письменноизложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передаваяосновное содержание прочитанного.
6. Включите вконспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайтеи о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, ноточно.
7. В конспектедопускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии,что это не несёт ущерба смыслу текста.
8. Дальнейшуюработу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: =»- отсюда следует, что …», ? – «спорный вопрос», ! –«запомни».
9. Для выделенияособо значимых мест в конспекте используйте маркеры, цветные ручки.
Располагайтеабзацы «ступеньками».
III. Итог урока
Пользуяськонспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которыеони получили, работая со статьей, как-то: понятие «русский язык», сведения обистории языка,
признакилитературного языка и т. д.
Домашнее задание
1. Подготовитьсвязный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2. На основеанализа данных таблицы 1 доказать языковое родство русского, болгарского,
польского ичешского языков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.