Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"
Оценка 5

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
10.10.2018
Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"
Лекция по дисциплине: "Поофессиональная этика и психология делового общения" по теме: "Психологический климат коллектива" включает теоретическое рассмотрение вопросов: Коллектив как вид социальной организации; Функции коллектива; Социально-психологические аспекты формирования коллектива; Понятие психологического климата коллектива; Факторы, влияющие на психологический климат коллектива; Понятие социальной адаптации в коллективе.
Тема 2.4 — копия.docx
Тема 2.4. Психологический климат коллектива 1. Коллектив как вид социальной организации.  2. Функции коллектива.  3. Социально­психологические аспекты формирования коллектива.  4. Понятие психологического климата коллектива.  5. Факторы, влияющие на психологический климат коллектива. 6. Понятие социальной адаптации в коллективе.       основной     являются     и   рыболовов) для     хорошие   нее человеческие   высокую   мораль, 1.Коллектив  –   это   общность   людей,   в   основе   жизнедеятельности   которой   лежит ценностно­ориентационное   единство   его   членов,   причем   основные   ценностные ориентации общественно­значимыми. Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать требованиям: §   успешно   справляться   с   возложенными   на   нее   задачами   (быть   эффективной   в отношении деятельности); §   иметь   отношения; §   создавать   для   каждого   своего   члена   возможность   развития   личности; § быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать   сумма   того   же   количества   индивидов,   работающих   в   отдельности. Выделяются следующие типы коллективов: учебные, трудовые, воинские, спортивные, общественно­политические,   коллективы   людей,   объединенных   по   интересам (охотников, др. 2.Трудовые   коллективы   призваны   выполнять   следующие   типичные   функции. 1. Функция управления производством – осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и   назначаемые   органы,   непосредственное   участие   работников   в   управлении.   2.   Целевая   –   производственная,   экономическая:   выпуск   определенной   продукции, обеспечение т.д. 3.   Воспитательная   –   осуществляется   методами   социально­психологического воздействия управления. 4.   Функция   стимулирования   эффективного   трудового   поведения   и   ответственного отношения   5.   Функция   развития   коллектива   –   формирование   навыков   и   умений   коллективной деятельности. работы, 6. изобретательства. рационализаторства   аспекты   формирования   коллектива 3.    Социальная §     § §   Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то   Социально­психологические   наличием иерархией     распределением эффективности   деятельности   и   совершенствование поддержки цели; управлении; полномочий,   обязанностей. единой в     экономической   методов   к   профессиональным   обязанностям. характеризуется:   Функция     органы     функций,   и   через предприятия организация                   и есть   совокупность   людей,   обладающих   каким­либо   общим   социальным   признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.).                с   высшим   климата. работников: образованием, высококвалифицированные, Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты.Мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического   В   профессионально­квалификационной   структуре   коллектива   выделяют   следующие группы квалифицированные, малоквалифицированные,   неквалифицированные,   практики,   работники   со   средним специальным образованием. Коллектив   как   социально­психологическая   характеристика   групповой деятельности. Трудовой   коллектив   характеризуется   определенным   набором   социально­ психологических   признаков.   Наиболее   существенные   из   них   следующие: 1.   Совпадение   ценностных   ориентаций   коллектива   с   ценностными   ориентациями общества. 2.   Отношения   товарищества,   взаимопомощи,   низкий   уровень   конфликтности.   3.   4.   5. коллективом. 6. дисциплина. 7. время. 8. Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива,   В   зависимости   от   уровня   сплочённости   выделяют   следующие   типы   коллективов: 1)   сплоченный   (консолидированный)   коллектив.   Он   характеризуется   относительно стабильным составом работников, отношением дружбы и взаимного уважения, высокой дисциплиной   2)   расчлененный   (слабосплоченный)   коллектив   состоит   из   ряда   социально­ психологических групп, имеющих своих лидеров. Трудовые показатели, активность и дисциплина различна; 3)   разобщенный   (конфликтный)   коллектив   характеризуется   отсутствием   личных дружеских контактов, официальными связями его членов, высоким уровнем текучести кадров, низкой трудовой активностью. отношение оптимистического       Преобладание Удовлетворенность «новичкам». настроения.   Хорошая   Предрасположенность трудовая     Доброжелательное доброжелательная производственная к   общению   в   нерабочее   трудовой критика. отдачей; работой         к     и и         этих и     групп             4. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей  членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров,  интересов, склонностей.  Социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации; Моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями  организации; Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются  между работниками. Важнейшие признаки благоприятного психологического климата: •   Доверие, •   высокая требовательность членов группы друг к другу, •   доброжелательная и деловая критика,•   свободное выражение собственного  мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,•   отсутствие  давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать  значимые для группы решения,•   достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,•   удовлетворенность  принадлежностью к коллективу•   высокая степень эмоциональной включенности и  взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого­либо из членов  коллектива •   принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из  его членов Основные показатели психологического климата: •   Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,  •   Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, •   Удовлетворенность стилем руководства,  •   Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений •   Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала 5.  Внешние   факторы   порождаются   событиями,   происходящими   за   пределами организации. К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы региона. К внутренним климатообразующим факторам относятся: 1. Стиль  руководства,  который   непосредственно   влияет   на   настроение,   поведение людей, на их взаимоотношения. 2. Отлаженность трудового процесса. Недовольство работников   организацией   дела   отрицательно   сказывается   на   социально­ психологическом   климате.3.  Личные   качества   работников.  Лица,   склонные конфликтовать,   нетерпимые   к   мнению   других,   с   завышенной   самооценкой, необоснованным   уровнем   притязаний   и   низкой   культурой   поведения   провоцируют ухудшение   социально­психологического   климата.4.  Корпоративная   (групповая) культура, которая, будучи фактором группового сознания, утверждает определенные межличностные отношения в коллективе в качестве общей ценности. 6.Соотношение мужчин   и   женщин   в   коллективе  иногда   также   оказывает   влияние   на   климат. Психологи   рекомендуют   при   возможности   смешанные   по   половому   составу коллективы.   Женские   коллективы   более   подвержены   колебаниям   социально­ психологического   климата,   чем   мужские.   7.Размеры   первичного   коллектива. Оптимальными психологи считают средние коллективы от 10 до 20 человек. Большие первичные   коллективы   (более   25   человек)   склонны   распадаться   на   отдельные группировки, в меньших затрудняется нахождение психологически совместимых лиц по   причине   ограниченности   выбора.   8.Возрастная   структура   коллектива.  Опытом установлено, что для большей стабильности коллектива желательно комплектовать его разными   по   возрасту   работниками.   Исследования   показали,   что   более   стабильные коллективы там, где совместно трудятся 40 % работников с опытом и стажем работы и 60 % молодых работников. Коллектив, состоящий из людей одного возраста, имеет тенденцию замыкаться на интересах своего возраста.  6.Термин «адаптация» взят из биологии, где обозначает приспособление строения и  функций организма к условиям существования и привыкание к ним.  Трудовую адаптацию можно определить как приспособление, привыкание работника к  требованиям профессии, усвоение им производственно­технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Трудовая адаптация ­  многоаспектное явление. Рассмотрим четыре её вида, которые включают:   социальную адаптацию, т.е. получение информации о ценностях, нормах  организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и  включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе, процесс  обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее  подразделениях;   организационную адаптацию, при которой происходит осознание служащим своей роли в общем производственном процессе, которое достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей  организационной структуре, режимом работы, системой управления, а также с  механизмом функционирования всей организации;   профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением  определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков  сотрудничества, формированием необходимых качеств и позитивного отношения  к своему труду;   психофизиологическую адаптацию, т.е. приспособление к новым психическим и  физическим нагрузкам, санитарно­гигиеническим факторам производства, ритму  труда и т.д.  Принято выделять первичную и вторичную адаптацию. Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не  имеющие опыта работы. Вторичная адаптация ­ приспособление сотрудников с  определенным опытом профессиональной деятельности, в силу различных  обстоятельств меняющих место деятельности или должность.  В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие этапы: ­ ознакомление, т.е. получение информации о новой ситуации, критериях оценки  деятельности, нормах поведения;  ­ приспособление, т.е. усвоение новым сотрудником основных ценностей организации  при одновременном сохранении большинства собственных установок;  ­ ассимиляция, т.е. полное приспособление работника к группе;  ­ идентификация, т.е. отождествление целей служащего с целями организации.  Период адаптации зависит от многих факторов и может составлять срок от одного года до трех лет.

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"

Лекционный материал по теме: "Психологический климат коллектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018