Лекционный материал по дисциплине Менеджмент по теме Самоменеджмент разработан для студентов СПО. Рассмотрены следующие теоретические вопросы: Понятие самоменеджмента. Правила и функции самоменеджмента: постановка цели, планирование, основные правила планирования времени, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация. Аудит личного времени. Матрица времени Кови.
Самоменеджмент
1.Понятие самоменеджмента. Правила и функции самоменеджмента.
2.Аудит личного времени.
3. Матрица времени С.Кови.
1. Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства.
Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить,
передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с
максимальной выгодой. Не даром же говорят: время — деньги.
Самоменеджмент (или таймменеджмент) — техника правильного использования
времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами,
лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты),
уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы.
Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование
эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным
использованием своих ресурсов для достижения своих же целей.
У самоменеджмента определен круг правил и функций.
1. Постановка цели. Одно из правил эффективного менеджмента гласит:
«Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи
лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».
2. Планирование.
Призвано обеспечить рациональное использование самого
ценного ресурса — времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может
быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя.
Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает
подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне— и
долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и
большую уверенность в себе.
3. Основные правила планирования времени:
3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план
лишь на определенную часть рабочего времени (на 60 %). Приблизительно
половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что
работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно
оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных
посетителей, телефонных разговоров.
3.2. Регулярность — системность — последовательность. Над планами времени
нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое
дело.
3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с
которым работник реально может справиться.
3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но
возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в
течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.
3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно
результаты или цель, а не просто какиелибо действия, чтобы усилия были исходнонаправлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать
внеплановой деятельности.
3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно
устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.
3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять
свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других
людей (начальника, подчиненных, коллег).
4. Принятие решений. Принятие решений допускает выбор первоочередных
заданий и дел. Принять решение — значит установить приоритетность. Основная
проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить
слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто
несущественные, но кажущихся необходимыми дела.
5. Реализация и организация. Допускает составление распорядка дня и
организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели.
Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа
должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно
разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.
Правила начала дня:
1) начинать день с позитивным настроением;
2) начинайте работу по возможности в одно и то же время;
3) повторный обзор плана дня, составленного накануне;
4) сначала — ключевые задания;
5) приступать без раскачивания;
6) согласовать план дня с секретарем;
7) утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер
обычно бывает занят текущими делами.
Правила основной части дня:
1) логичная подготовка работы;
2) влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
3) перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных
работ;
4) отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
5) избегать незапланированных импульсивных действий;
6) вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
7) небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз
проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель
занимается однородной деятельностью;
благодаря непрерывности и
концентрированности на процессе достигается экономия времени;
8) рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе
требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца,
или прерывать в нужный момент);
9) использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной
или рутинной деятельности;
10) работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься
важнейшими заданиями, а в более беспокойный период — делами менее важными);11) выкраивать спокойное время для восстановления сил;
12) контролировать время и планы.
Правила завершения рабочего дня:
1) завершить начатые небольшие дела;
2) контроль над результатами и самоконтроль;
3) составить план на следующий день;
4) каждый день должен иметь свою кульминацию.
6. Контроль. Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае
— оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции
самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться
соответствующий контроль.
Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после
выполнения задания. Тот, кто хочет себя понастоящему разгрузить, не может
отказаться от самоконтроля.
7. Информация и коммуникация. Это важнейшая фаза, потому что все другие
фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток
информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни
руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для
эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю
необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и
использованию информации.
2. Аудит использования рабочего времени
В общем случае слово «аудит» переводится как проверка, оценка соответствия,
инспекция.
Компании обычно используют такие формы аудита:
хронометраж рабочего дня;
фотография рабочего дня;
табель учёта рабочего времени;
видеонаблюдение;
сервисы автоматического учёта рабочего времени. Позволяют получить
подробную информацию по каждому сотруднику.
Аналитики изучали главные факторы, на которые отвлекаются офисные сотрудники:
1. Личная переписка 51,76% офисных сотрудников изучают личную почту в
рабочее время.
2. Просмотр новостей — 43,95%
3. Переписка в ICQ, QIP, Skipe и других месенджерах — 34,11%
4. Социальные сети оказались лишь на 4м месте — 31,24%
5. Сайты по интересам — 17,98%
6. Сайты по поиску работы — 15,55%
7. Онлайнпокупки — 12,13%
8. Чтение и написание блогов — 7,52%
9. Компьютерные игры — 5,45%
10. Туристические сайты — 4,9%.