Лекционный материал по дисциплине "Менеджмент" по теме "Стили управления" разработан для студентов СПО. Рассмотрены следующие теоретические вопросы: Понятие стиля управления. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления. Условия и формы использования демократического стиля. Одномерные, многомерные, дополнительные стили управления.Управленческая "решетка" Р.Блейка и Дж. Мутон.
Стили управления
1.Понятие стиля управления. Одномерные, многомерные, дополнительные стили
управления.
2.Управленческая «решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон.
1.Стиль управления – индивидуальнотипические характеристики устойчивой
системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с
целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это
привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы
оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
к
кадров.
текучести
К "одномерным" то есть обусловленным одним какимто фактором, стилям
управления относятся: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления совокупность приемов управления, используя
которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.
Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает
жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей,
навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе
формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не
сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным
качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению
творческой инициативы подчиненных, ухудшает социальнопсихологический климат,
ведет
Автократический стиль управления характерен для владельцев и менеджеров,
которые обычно самостоятельно решают большинство вопросов, касающихся
деятельности коллектива, не считаясь с мнениями других. Такие руководители
обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных. Они преувеличивают роль
административных методов управления — инструкций, приказов, директив,
указаний и распоряжений. При автократическом стиле руководства неизбежны
пассивность исполнителей,
угодничество,
самоизоляция. Между людьми ограничен обмен информацией, они скрывают
недостатки в работе и свои знания, искажают действительное положение дел, что
ведет к снижению качества их работы. У подчиненных развивается привычка
постоянно обращаться к менеджеру, без конца требовать советов и инструкций.
Люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими
руководили. Больше всего они хотят защищенности.
С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности
выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной
концентрации всех видов ресурсов. С другой формируются тенденции к
сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков
информации сверху вниз,
Авторитарный стиль управления может быть эффективен в экстремальных
ситуациях или в условиях низкой трудовой дисциплины.
Демократический стиль управления совокупность приемов управления, манера
отсутствует необходимая обратная связь.
их заискивание,
скрытность,подчиненных.
поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с
активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и
контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать
влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и
мастерство
Демократический стиль наиболее подходящий для формирования командных
взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость
взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими
подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы
убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его
личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и
подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля
следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в
экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.
Условия и формы использования демократического стиля
Функция управления Условия и формы
Принятие решения
Коллегиальное (консенсус),
детальное рассмотрение всех
предложенных альтернатив за
исключением простых и
рутинных решений
Определение и
формулирование целей
Вовлечение всех участников
коллектива в обсуждение целей
с задачей добиться их уяснения
и понимания
Распределение
обязанностей
Рабочее время
Руководитель совместно с
работниками определяет их
роли в общей работе, намечает
личные цели
Руководитель согласовывает
дополнительные объемы
работы, сверхурочную
занятость, время и величину
отпусков
Стимулирование и
мотивация
Руководитель использует все
формы материального иморального вознаграждения,
поддерживает и поощряет
сотрудников; обеспечивает
справедливую оценку личного и
коллективного труда;
стремится определить личные
потребности и мотивационные
предпочтения подчиненных для
их коррекции; выясняет
потребности повышения
квалификации
Либеральный стиль управления совокупность приемов управления, манера
поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые
принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель,
предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически
полную
свободу.
Либеральный стиль рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в
ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только
те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти
только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому
передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами
высокого
класса.
"Многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодопол
няющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других,
поэтому может реализовываться наряду с ними. Первоначально сложилась идея
"двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из
которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного моральнопси
хологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой — на
создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек
достаточно
способности.
раскрыть
сможет
свои
полно
К дополнительным стилям управления относятся:
Патернализм данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого
уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях;
Оппортунизм каждое действие руководителяоппортуниста осуществляется по
"тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха;
Фасадизм имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и
процессов (фасад). Уловки руководителяфасадиста могут изменяться в зави
симости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит
в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.2. В начале 80х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная
американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.
Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9.
Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9.
Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон
описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как
1. 1. страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь
минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит
избежать увольнения.
1. 9. дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых
человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения
заданий.
9. 1. авторитет подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности
выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой
подчиненных.
5. 5. организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения
заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9. 9. команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности,
руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям
организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую
эффективность.
1.9 внимание к
запросам людей,
что
создает
«человеческую»
обстановку
1.1 проявление
незначительного
внимания к
решению произв.
5.5
управлен.вокруг
золотой
середины
9.9 внимание как
решению
произв.задач и
человеч.
отношениям
основное
9.1
внимание
уделяется
решениюзадач и людям
производственных
Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера.
Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая –
внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление
материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания
покупателей и т.д.
Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к
так называемому «убогому» стилю управления (1.1).
Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и
9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи
руководители «затягивают гайки», и когда отношения между людьми начинают
страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.
В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом
и пряником».
Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению
производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов
через отношения или человеческий фактор.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства
оптимальным стилем было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению,
такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим
подчиненным и такое же внимание к производительности.