Лекционный материал по теме "Стили управления"

  • Лекции
  • docx
  • 28.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекционный материал по дисциплине "Менеджмент" по теме "Стили управления" разработан для студентов СПО. Рассмотрены следующие теоретические вопросы: Понятие стиля управления. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления. Условия и формы использования демократического стиля. Одномерные, многомерные, дополнительные стили управления.Управленческая "решетка" Р.Блейка и Дж. Мутон.
Иконка файла материала Стили управления.docx
Стили управления 1.Понятие стиля управления. Одномерные, многомерные, дополнительные стили  управления. 2.Управленческая «решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон. 1.Стиль   управления   –   индивидуально­типические   характеристики   устойчивой системы   методов,   способов,   приемов   воздействия   руководителя   на   коллектив   с целью   выполнения   организационных   задач   и   управленческих   функций.   Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать   на   них   влияние   и   побудить   их   к   достижению   целей   организации.     к     кадров. текучести К   "одномерным"   то   есть   обусловленным   одним   каким­то   фактором,   стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либеральный.  Авторитарный   стиль   управления  ­   совокупность   приемов   управления,   используя которые,   руководитель   ориентируется   на   собственные   знания,   интересы,   цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие   позиции   и   использует   административные   методы   воздействия   на   людей, навязывая   им   свою   волю   путем   принуждения   или   вознаграждения.   Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования   организации,   ее   трудового   коллектива,   когда   у   работников   не сформированы   навыки   видения   целей   и   путей   их   достижения.   К   отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально­психологический климат, ведет   Автократический   стиль   управления   характерен   для   владельцев   и   менеджеров, которые   обычно   самостоятельно   решают   большинство   вопросов,   касающихся деятельности   коллектива,   не   считаясь   с   мнениями   других.   Такие   руководители обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных. Они преувеличивают роль административных   методов   управления   —   инструкций,   приказов,   директив, указаний   и   распоряжений.   При   автократическом   стиле   руководства   неизбежны пассивность   исполнителей,   угодничество, самоизоляция.   Между   людьми   ограничен   обмен   информацией,   они   скрывают недостатки в работе и свои  знания, искажают действительное положение дел, что ведет   к   снижению   качества   их   работы.   У   подчиненных   развивается   привычка постоянно   обращаться   к   менеджеру,   без   конца   требовать   советов   и   инструкций. Люди   стараются   избавиться   от   ответственности,   предпочитая,   чтобы   ими руководили. Больше всего они хотят защищенности. С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации   всех   видов   ресурсов.   С   другой   ­   формируются   тенденции   к сдерживанию   индивидуальной   инициативы   и   одностороннему   движению   потоков информации   сверху   вниз,   Авторитарный   стиль   управления   может   быть   эффективен   в   экстремальных ситуациях   или   в   условиях   низкой   трудовой   дисциплины.   Демократический   стиль   управления  ­   совокупность   приемов   управления,   манера   отсутствует   необходимая   обратная   связь.   их   заискивание,   скрытность,подчиненных. поведения   руководителя,   основанные   на   сочетании   принципа   единоначалия   с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля   подчиненных.   Демократичный   руководитель   предпочитает   оказывать влияние   на   людей   с   помощью   убеждений,   разумной   веры   в   исполнительность   и мастерство   Демократический   стиль   ­   наиболее   подходящий   для   формирования   командных взаимоотношений,   поскольку   формирует   доброжелательность   и   открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными.   Этот   стиль   в   максимальной   степени   сочетает   в   себе   методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные   цели,   установить   эффективную   коммуникацию   между   руководителем   и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных   условиях   можно   резко   снизить   эффективность   управления.   Условия и формы использования демократического стиля Функция управления Условия и формы Принятие решения Коллегиальное (консенсус),  детальное рассмотрение всех  предложенных альтернатив за  исключением простых и  рутинных решений Определение и  формулирование целей Вовлечение всех участников  коллектива в обсуждение целей с задачей добиться их уяснения и понимания Распределение  обязанностей Рабочее время Руководитель совместно с  работниками определяет их  роли в общей работе, намечает  личные цели Руководитель согласовывает  дополнительные объемы  работы, сверхурочную  занятость, время и величину  отпусков Стимулирование и  мотивация Руководитель использует все  формы материального иморального вознаграждения,  поддерживает и поощряет  сотрудников; обеспечивает  справедливую оценку личного и коллективного труда;  стремится определить личные  потребности и мотивационные  предпочтения подчиненных для их коррекции; выясняет  потребности повышения  квалификации Либеральный   стиль   управления  ­   совокупность   приемов   управления,   манера поведения   руководителя,   основанные   на   передаче   задач   подчиненным,   которые принимают   на   себя   и   часть   ответственности   за   их   выполнение.   Руководитель, предпочитающий   делегирующий   стиль,   предоставляет   подчиненным   практически полную   свободу.   Либеральный стиль рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только   в  том   случае,   если   это   высокоэффективные   коллективы   и   если   те,  кому передается   право   самостоятельного   решения   проблемы,   являются   специалистами высокого класса. "Многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодопол­ няющих,   переплетающихся   подходов,   каждый   из   которых   независим   от   других, поэтому   может   реализовываться   наряду   с   ними.   Первоначально   сложилась   идея "двумерного"   стиля   управления,   основывающегося   на   двух   подходах,   один   из которых   ориентируется   на   создание   в   коллективе   благоприятного   морально­пси­ хологического   климата,   налаживание   человеческих   отношений,   а   другой   —   на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно способности. раскрыть сможет свои     полно         К дополнительным стилям управления относятся:   ­   Патернализм   ­   данный   стиль   управления   характеризуется   сочетанием   высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях; ­ Оппортунизм ­ каждое действие руководителя­оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха;   ­Фасадизм   ­   имеет   место,   когда   нужно   показать   внешнюю   сторону   явлений   и процессов   (фасад).   Уловки   руководителя­фасадиста   могут   изменяться   в   зави­ симости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.2. В начале 80­х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль   руководства   определяется   обоими   этими   критериями.   Блейк   и   Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как  1.   1.   ­   страх   перед   бедностью.   Со   стороны   руководителя   требуется   лишь минимальное   усилие,   чтобы   добиться   такого   качества   работы,   которое   позволит избежать увольнения. 1.   9.   ­   дом   отдыха.   Руководитель   сосредоточивается   на   хороших,   теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 9. 1. ­ авторитет ­ подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой   работы,   но   обращает   мало   внимания   на   моральный   настрой подчиненных. 5.   5.   ­   организация.   Руководитель   достигает   приемлемого   качества   выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. 9. 9. ­ команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации.   Это   обеспечивает   и   высокий   моральный   настрой,   и   высокую эффективность. 1.9   внимание   к запросам людей, что создает «человеческую» обстановку                           1.1   проявление незначительного внимания к решению произв.             5.5 управлен.вокруг золотой середины             9.9   внимание   как решению произв.задач   и человеч. отношениям                         основное   9.1 внимание уделяется решениюзадач и людям производственных Управленческая   решетка   включает   в   себя   две   составляющие   работы   менеджера. Первая   –   внимание   к   решению   производственных   проблем   и   задач   и   вторая   – внимание   к   людям.   Термин   «производство»   означает   не   только   изготовление материальных   благ,   но   и   осуществление   продаж,   расчетов,   обслуживания покупателей и т.д.  Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому «убогому» стилю управления (1.1). Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1   (управление   на   основе   производственных   задач).   Для   увеличения   отдачи руководители   «затягивают   гайки»,   и   когда   отношения   между   людьми   начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9. В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником». Для   точки   9.9   характерна   взаимосвязь   между   вниманием   к   людям   и   решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор. Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства ­ оптимальным стилем ­ было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой   руководитель   сочетает   в   себе   высокую   степень   внимания   к   своим подчиненным и такое же внимание к производительности.