Лекционный материал по теме "Структура управления предприятием"

  • Лекции
  • doc
  • 28.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Леционный материал по дисциплине Менеджмент по теме Организационная структура управления разработан для студентов СПО. Рассмотрены следующие теоретические вопросы: Организационная структура. Необходимость управления. Основные системы управления производством: линейная, функциональная, смешанная. Безцеховая, цеховая, корпусная структура управления. Принципы создания эффективной организации (по Файолю).
Иконка файла материала Структура управления предприятием.doc
Структура управления предприятием «Организовать»  —  значит  спланировать  и  определить  те  функции  и действия, которые необходимы для выполнения той или  иной  работы,  а  также объединить  эти  функции  и  действия  в  рамках  группы,  сектора,  отдела, подразделения.             Организация состоит из лиц, которые  имеют  перед  собой    цель; работают  в  одной  команде,  группе;  используют  определенные   знания   и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.       Менеджмент  осуществляет  свои  функции   в   направлении   выполнения поставленных  задач  через   посредство   людей,   используя   разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.       Организационная  структура  —  это   целостная   система,   специально разработанная таким  образом,  чтобы  работающие  в  ее  рамках  люди  могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.       Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм. В  организации  существуют  две  внутренние  органичные   формы разделения труда. Первая ­ это разделение труда на компоненты,  составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда.       Второе, называемое вертикальным, отделяет  работу  по  координированию действий от самих действий. Деятельность по  координированию  работы  других людей и составляет сущность управления.       Необходимость управления.       Для того чтобы организация смогла  добиться  реализации  своих  целей, задачи должны  быть  скоординированы  посредством  вертикального  разделения труда. Поэтому управление  является  существенно  важной  деятельностью  для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко  выделенной группы управляющих. Управление   предприятием   осуществляется   на   базе    определенной организационной  структуры.  Структура  предприятия  и   его   подразделений определяется предприятием  самостоятельно.  При  разработке  организационной структуры  управления,  необходимо  обеспечить   эффективное   распределение функций управления по подразделениям. При этом  важно  выполнение  следующих условий: 1.  решение одних и также вопросов не  должно  находится  в  ведение  разных   подразделений; 2.   все  функции  управления  должны  входить  в  обязанности   управляющих   подразделений; 3.  на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов,  которые   эффективнее решать в другом.       Структура управления может изменяться  во  времени  в  соответствии  с динамикой масштабов и содержания функций управления.       Между   отдельными   подразделениями   могут   быть   вертикальные   и горизонтальные связи.       ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ­ это  связи  руководства  и  подчинения,  например связь между директором предприятия и начальником цеха.ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ­ это связи  коопераций  равноправных  элементов, например связи между начальниками цехов. В основу структуры управления положена определенная система.   Известнытри основные системы управления производством: ­ линейная; ­функциональная; ­ смешанная.       ЛИНЕЙНАЯ ­ представляет собой схему  непосредственного  подчинения  по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система  достаточно проста и  может  быть  эффективна,  если  не  велико  число  рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.       ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ­  система   представляет   собой   схему   подчинения нижестоящего  подразделения  ряду  функциональных  подразделений,   решающих отдельные вопросы управления ­ технические,  плановые,  финансовые  и  т.  В этом случае указания поступают более квалифицированные.  Однако  подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в  какой очередности их выполнять. В  чистом  виде  эта  система  используется  очень редко.       Наиболее  распространена  СМЕШАННАЯ  система,  в  которой   сочетается линейная и функциональная системы. В  этом  случае  решения,  подготовленные функциональными  подразделениями  рассматриваются  и  утверждаются  линейным руководителем, который передает их, подчиненным подразделениям. При  очень  большом  объеме   разнообразных   вопросов   такая   схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя.  Для  ее  упрощения  по определенным вопросам  функциональные  подразделения  могут  непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная  структура  управления определяется  типом  предприятия,  его  масштабом  и  характеристиками.   На предприятиях могут быть  использованы  безцеховая,  цеховая,  корпусная  или смешанная структуры управления.       Наиболее  простой  структурой   является   безцеховая,   при   которой производство делится на  участки,  возглавляемые  мастерами.  Мастера  могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему  мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может  оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.       Основным производственным звеном  крупного  промышленного  предприятия является цех. При  цеховой  структуре  управления  руководителю  предприятия подчиняются  начальники  цехов.  Начальнику  цеха   подчиняются   начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему  мастеру  подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются  старшие  мастера,  которым  в  свою очередь подчиняются мастера.       На  особо  крупных   предприятиях   может   использоваться   корпусная структура. В этом случае  предприятие  подразделяется  на  корпуса,  корпуса делятся на цеха, а цеха ­ на участки.       На предприятиях могут применяться и  смешанные  структуры  управления. Например, на предприятиях со структурой могут быть   отдельные  цеха,  а  на предприятиях с цеховой структурой  ­  участки,  подчиненные  непосредственноруководству предприятия. Взаимосвязь организации с внешней средой       Одной  из  самых  значимых  характеристик  организации   является   ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть “островом  в себе”. Организации полностью зависимы  от  окружающего  мира  ­  от  внешней среды ­ как в отношении своих ресурсов,  так  и  в  отношении  потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.       Организации существуют в окружении, в среде,  состоящей  из  множества элементов:  рынок,  с  его  предложениями  и  запросами,  акционеры   с   их интересами   получения   дивидендов   и   реализации   прав   собственности, правительство с его налоговыми и  законодательными  требованиями,  партнеры, по отношению к которым  организация  имеет  свои  обязательства,  меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции,  образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных  работников,  деятельность конкурентов, последствия экономических  кризисов  и  т.п.  Среда  влияет  на организацию и накладывает свои  требования.  Руководитель  должен  учитывать это значительное влияние.       Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все,  что  происходит внутри организации. Например, введение новой  автоматизированной  технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции.       Но, чтобы использовать  эту  новую  технологию,  организации  придется найти  новых  людей  с  определенными  навыками,   а   также   определенными взглядами, которые сделают эту новую работу привлекательной  для  них. Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации       Для эффективной работы  организации  важно  четко  и  ясно  определить функциональные  обязанности  и  полномочия,  а  также  их   взаимоотношение. Существуют три метода определения обязанностей и полномочий и их передачи  в рамках  организации.  Каждый  сотрудник  компании   должен   понимать,   что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны  быть  его взаимоотношения с другими служащими.       Это   достигается   с   помощью   схемы    организации,    дополненной соответствующими    справочниками    (инструкциями),     и     распределения обязанностей.       Организационные схемы, таблицы.  Руководителю  рекомендуется  построить схему  структуры  организации  с  системой   внутренних   взаимосвязей.   При построении таких схем необходимо учитывать  следующее: схема дает лишь  общие контуры структуры организации;  она  должна   быть  доступна  для  понимания, содержать  минимальное  количество  деталей;   не    существует   стандартных построений организационной структуры, каждая фирма  имеет  свои  особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и  не  являться  своего  рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то  причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть  с  течением времени   ее   структура   стала   неэффективной,   громоздкой,   а    линии взаимоотношений стали искаженными.       Позитивная   сторона   использования   схематичных   построений.    Наподготовительном этапе построения схемы организации  последняя  должна  быть подвергнута тщательному анализу. Такое исследование само  по  себе  принесет большую  пользу,  поскольку  оно  обнаруживает  «слабые   места»,   накладки полномочий, недостаточно управляемые  звенья  производственного  процесса  и т.п.       Схема позволяет выделить линии взаимозависимости  и  отношений  внутри организации.       Как источник получения информации  схема  может  быть  использована  в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием  (в частности, вновь принятых на работу), а  также  в  качестве  дополнительного наглядного  материала  при  изучении  должностных   инструкций.   Ею   можно воспользоваться  в  качестве  основы   для   возможной   реорганизации   или модификации структуры организации. Схема  используется  в   качестве   справочного   материала, позволяет служащим  предприятия быстро ознакомиться с происшедшими  в  рамках организации  изменениями. Для этой цели структурная схема  организации  может быть помещена на  доске объявлений. Принципы создания эффективной организации (А. Файоль).      Единство управления. Независимо от структуры  организации,  степени децентрализации  и  делегирования   полномочий   нести   полную   и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек. Скалярный  метод  передачи   полномочий.   Полная   и   абсолютная ответственность  означает  право  не   только   управлять,   но   и передавать, делегировать часть полномочий  другим  лицам  по  линии руководства. Единство подчинения. У  любого  служащего  (работника)  может  быть только один руководитель. Принцип   соответствия.    Делегированные    полномочия    должны  соответствовать уровню ответственности. Если  на  лицо  возлагаются определенные   обязанности,   то   его   необходимо   наделить    и соответствующими полномочиями,  необходимыми  для  выполнения  этих обязанностей. Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов. Дифференциация  работы.  Различные  виды   работы   имеют   разные характеристики,   что   необходимо   предусмотреть   при   создании организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный  труд требует  иных  условий,  чем  полуквалифицированные   повторяющиеся операции. Контроль  за  осуществлением  операций.  Эта  функция  должна  быть поручена четко обозначенному для этой цели  аппарату.  Определенная часть администрации должна следить за ежедневным  ходом  выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться. Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы. Гибкость. Структура организации  должна  позволять  вносить  в  неекоррективы в связи с изменением  методов,  задач,  целей,  масштаба коммерческой деятельности, появлением новых технологий и  ресурсов. Доступность всех уровней организации.  Любой  сотрудник  (работник) организации  должен  иметь  право  и  возможность  подать   жалобу, высказать  замечания  или  предъявить  рекламации  соответствующему руководителю.