Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Оценка 4.8

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков" включает рассмотрение теоретических вопросов: Общая характеристика социально-экономических и культурных реалий в Европе 19 века; Социокультурная ситуация 20 века. Рассматриваются три периода в истории культуры, направления в художественной культуре 20 века: живописный реализм, соцреализм, неореализм, гиперреализм.
Западноевропейская культура 19 и 20 веков.doc
Западноевропейская культура 19 и 20 веков 1.Общая характеристика социально­экономических и культурных реалий в Европе 19 века 2. Социо­культурная ситуация 20 века 1.Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли   материального   производства,   что   повлекло   соответствующие преобразования   в   непроизводственной   сфере   (политике,   науке,   философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для   культуры   этого   периода   характерно   отражение   внутренних   противоречий буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов ­ буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности. В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет   человека   от   природы,   ломая   привычные   представления   о   его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Духовная   культура   XIX   в.   развивалась   и   функционировала   под   влиянием   двух важнейших   факторов:   успехов   в   области   философии   и   естествознания.   Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Различные   ценностные   ориентации   основывались   на   двух   исходных   позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и   критическом   неприятии   буржуазного   общества,   с   другой.   Отсюда  ­­   появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. 2.XX столетие ­ самое динамичное в истории человеческой цивилизации и это не могло не отразиться на всем характере его культуры. В истории культуры XX в. можно выделить три периода: 1)   начало   XX   в   ­­   1917   г.   (острая   динамика   социально­политических   процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций); 2) 20­­30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры ­­ социалистической), 3)   послевоенные   40­е   гг.   ­­   вся   вторая   половина   XX   в.   (время   формирования региональных   культур,   подъем   национального   самосознания,   возникновение международных   движений,  бурное   развитие   техники,  появление   новых   передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура ­ это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено. В   конце   20   века   культура   европейского   типа   распространилась   и   на   другие континенты ­­ в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: ­­ индустриализацию производства и массовое потребление; ­­ единые средства передвижения и передачи информации; ­­ интернациональную науку и доступное практически всем образование; ­­ стилевое и жанровое разнообразие в искусстве. Западная   культура   XX   в.,   основанная   на   предпринимательстве,   исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и   умеющие   делать   деньги   Их   поведение   отличало   индивидуализм,   практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура   XX   в.   была   открыта   для   генерации   новых   идей,   образцов,   концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой. Художественная культура 20 века Ее   специфической   особенностью   явилось   наличие   двух   художественных   систем: модернизма и постмодернизма. Реализм в культуре XX в ­­ это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме. 1.Живописный реализм 2.Соцреализм 3. Неореализм 4.Гиперреализм В   русле  живописного   реализма  особого   подъема   достигла   пейзажно­лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В Серов. Социальный реализм  представляет форму реализма, ориентирующего на отражение социальной   реальности,   пропагандирующего   социалистические   идеи   в   формах художественного идеала. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма,   их   гуманистические   взгляды,   ощущения   драматизма   бытия   находят отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М Сарьян, П Кузнецов). Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма ­ муралисты, суть которой состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Главным героем этих фресок является народ. (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо). В   80­е   гг.   возникли   новые   формы   реализма,   названные   «сердитый   реализм», гиперреализм,  или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный реализм и т. п. Модернизм В переводе с французского «модернизм» ­­ «новый, современный». Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX   в.:   дадаизм,   сюрреализм,   экспрессионизм,   фовизм,   супрематизм,   кубизм, авангардизм, экзистенционализм, абстракционизм. Большое влияние на практику модернизма оказали: ­­ идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; ­­ учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского; ­­ психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга; ­­ экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.­П. Сартра и А. Камю; ­­теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе. Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос   современной   жизни,   ее   дезинтеграция   способствуют   неустроенности   и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы. Характерными чертами стиля модерн были: ­­ стремление к эстетизации окружающей человека среды; ­­ подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы; ­­ зрелищность и декоративность. Первым   в   XX   столетии   течением   модернистского   искусства   считается  фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили   А.   Матисс,   А.   Дерен,   М.   Вламинк,   А.   Марке   и   др.   Их   совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902­­1907 гг Другим направлением модернизма стал  дадаизм  (фр dadaisme от duda ­­ лошадка, конек;   в   переносном   смысле   ­­   бессвязный   детский   лепет)   ­­   авангардистское направление   в   западноевропейском   искусстве,   сложившееся   главным   образом   в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916). Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись   поэты   Т.   Тцара   И   Р.   Гюль­зенбек,   художник   Г.   Арп   и   др.   Дадаисты выпускали   манифесты   и   журнал   «Кабаре   Вольтер»   (1916­­1917),   своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства. Сюрреализм  (от   фр.   surrealisme   ­­   надреализм,   сверхреализм)   ­­   авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.  Очень   ярко,   эффектно   сюрреализм   проявил   себя   в   живописи.   Сам   принцип соединения   несоединимого   нагляден,   а   следовательно,   живописен.   Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания»   с   фотографически   точным   воссозданием   реальных   деталей   и предметов.   В   этой   связи   особую   популярность   получило   творчество   известного испанского художника С. Дали. Экспрессионизм  (от лат. expressio ­­ выражение) ­­ художественное направление в искусстве   Германии,   сложившееся   в   первой   четверти   XX   в.   Так   же   как   и   для фовистов, для  экспрессионистов   цвет  стал основой  организации  художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20­х гг. XX в Однако главная его черта ­­ обостренно­контрастное видение мира   ­­   серьезно   повлияла   на   художественную   культуру   многих   стран   Европы   и Америки. Супрематизм  (от лат supremus ­­ высший) ­­ разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина­ тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом Супрематизма.  Абстракционизм  ­ крайняя форма  модернизма, возник как  вызов  обществу  и как последовательное   разрушение   реального   образа,   отражающего   мир   привычными средствами.   Можно   сказать,   что   абстракционизм   возник   на   обломках   кубизма, футуризма   и   ряда   других   модернистских   течений   достигших   своего   упадка.   В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма. Авангардизм  Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60­х г   Авангардизм   лежит   в   основе   идей   контркультуры   хиппи,   выражающих   протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм ­­ это суррогат искусства, которому   чужда   красота,   понятие   прекрасного,   гармония.   Представители авангардизма творят между искусством и не­искусством. Поп­арт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив против   его   крайней   отвлеченности.   Ярким   представителем   поп­арта   является Раушенберг, американский художник. Постмодернизм  ­­ понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап   в   цепи   закономерно   меняющих   друг   друга   на   протяжении   истории направлений   культуры.   Постмодернизм   как   парадигма   современной   культуры представляет   собой   общее   направление   развития   европейской   культуры, сформировавшееся в 70­е гг. XX в. Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне   определенное   отношение   к   модернистским   тенденциям   в   культуре. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"

Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018