Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков" включает рассмотрение теоретических вопросов: Общая характеристика социально-экономических и культурных реалий в Европе 19 века; Социокультурная ситуация 20 века. Рассматриваются три периода в истории культуры, направления в художественной культуре 20 века: живописный реализм, соцреализм, неореализм, гиперреализм.
Западноевропейская культура 19 и 20 веков.doc
Западноевропейская культура 19 и 20 веков
1.Общая характеристика социальноэкономических и культурных реалий в Европе 19
века
2. Социокультурная ситуация 20 века
1.Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений.
К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все
отрасли материального производства,
что повлекло соответствующие
преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии,
искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных
классов буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет
материальной культуры и начавшееся отчуждение личности.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая
отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его
главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В
условиях механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от
духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством
мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух
важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей
доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны,
и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда появление
столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма,
символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
2.XX столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации и это
не могло не отразиться на всем характере его культуры.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в 1917 г. (острая динамика социальнополитических процессов,
многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 2030 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики,
образование новой формы культуры социалистической),
3) послевоенные 40е гг. вся вторая половина XX в. (время формирования
региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение
международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых
технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена
научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура это система, в
ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие
континенты в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной
культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии
единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
индустриализацию производства и массовое потребление;
единые средства передвижения и передачи информации;
интернациональную науку и доступное практически всем образование;
стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно
мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом
и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм,
стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная
культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций,
ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как
главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве
посредника между человеком и природой.
Художественная культура 20 века
Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем:
модернизма и постмодернизма.
Реализм в культуре XX в это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с
прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в
реализме.
1.Живописный реализм
2.Соцреализм
3. Неореализм
4.Гиперреализм
В русле живописного реализма особого подъема достигла пейзажнолирическая
живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и
чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали
М. Врубель, П. Кустодиев, В Серов.
Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение
социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах
художественного идеала. Демократические убеждения или настроения художников
соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят
отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М Сарьян, П Кузнецов).
Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма муралисты, суть которой
состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны,
жизни народа, его борьбы. Главным героем этих фресок является народ. (Д. Ривера,
Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).
В 80е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм»,
гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный
реализм и т. п. Модернизм
В переводе с французского «модернизм» «новый, современный». Наиболее яркие
направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм, кубизм,
авангардизм, экзистенционализм, абстракционизм.
Большое влияние на практику модернизма оказали:
идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;
экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра и А. Камю;
теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой:
хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и
одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства,
в которые он поставлен, непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
стремление к эстетизации окружающей человека среды;
подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
зрелищность и декоративность.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм.
Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую
входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная
выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 19021907 гг
Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda лошадка,
конек; в переносном смысле бессвязный детский лепет) авангардистское
направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в
Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте
против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма
являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты
выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (19161917), своими
импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать
устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
Сюрреализм (от фр. surrealisme надреализм, сверхреализм) авангардистское
направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы
бессознательного главной целью искусства.
Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип
соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна
сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции
сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания
подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и
предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного
испанского художника С. Дали.
Экспрессионизм (от лат. expressio выражение) художественное направление в
искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Так же как и для
фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до
середины 20х гг. XX в Однако главная его черта обостренноконтрастное видение
мира серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и
Америки.
Супрематизм (от лат supremus высший) разновидность абстрактной живописи,
основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов.
Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина
тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом Супрематизма.
Абстракционизм крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как
последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными
средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма,
футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В.
Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и
др. стояли у истоков абстракционизма.
Авангардизм Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60х
г Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест
против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм это суррогат искусства,
которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители
авангардизма творят между искусством и неискусством.
Попарт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив
против его крайней отвлеченности. Ярким представителем попарта является
Раушенберг, американский художник.
Постмодернизм понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день
сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории
направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры
представляет собой общее направление развития европейской культуры,
сформировавшееся в 70е гг. XX в.
Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и
вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре.
Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Лекционный материал по теме: "Западноевропейская культура 19 и 20 веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.