Лекция 1
Основы бухгалтерского учета товарных операций в торговле и общественном питании
Тема - Основы бухгалтерского учета товарных операций в торговле и общественном питании
План
1. Понятие товаров в гражданском, бухгалтерском и налоговом законодательстве.
2. Понятие оптовой и розничной торговли.
3. Оптовый и розничный товарооборот.
4. Цели, задачи и принципы бухгалтерского учета товарных операций.
5. Понятие учетной цены товара.
6. Товарная номенклатура.
7. Материальная ответственность работников торговли, общественного питания.
8. Учет выполнения договоров поставщиками и покупателями.
1.Понятие товаров в гражданском, бухгалтерском и налоговом законодательстве
В соответствии с Гражданским кодексом РФ товар - это предмет договора купли-продажи; любые вещи, если они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (ст. 454 п.1, ст.455 п. 1 Гражданского кодекса РФ).
Для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 38 п. 3 Налогового кодекса РФ).
Для целей бухгалтерского учета товаром признается часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических или физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без предварительной обработки. Данная трактовка обозначена в ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утверждена приказом Минфина России 15.11.2019 № 180н (Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)).
Правовой основой поступления и продажи товаров является договор купли-продажи. Согласно п.1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ «по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)».
Правовой основой движения товаров в организациях оптовой торговли является такая разновидность договора купли-продажи как договор поставки, а в розничной торговле - договор розничной купли-продажи.
2.Понятие оптовой и розничной торговли
Товарное обращение выступает в роли торговли, являющейся специфической отраслью народного хозяйства, осуществляющей непосредственно куплю-продажу товаров. Процесс производства завершается во время акта купли-продажи, являющегося обязательным условием расширенного воспроизводства товаров по возмещению общественных затрат на производство продукта. От товарного обращения и уровня организации торговой деятельности во многом зависят скорость обращения совокупного продукта, степень удовлетворения потребностей общества в товарах народного потребления и, в конечном итоге, эффективность общественного воспроизводства. Торговля способствует поддержанию баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.
Основной функцией торговли является доведение товаров народного потребления от производства до потребителя и их реализация, то есть обеспечение смены формы стоимости из товарной в денежную. Выполнение торговыми организациями этой функции имеет важное экономическое значение, так как происходит возмещение затрат на производство продукции; осуществляется процесс формирования денежных средств для оплаты труда работников сферы материального производства; образуется прибыль для расширенного воспроизводства; обеспечивается поступление налоговых платежей в бюджет. Основными хозяйственными процессами в торговле являются приобретение товаров и их дальнейшая реализация, осуществляемая оптовыми и розничными организациями.
От вида торговли зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение учетных цен, оформление отпуска товаров и т.п.
В соответствии с ГОСТом Р51303-99 «Торговля».
Термины и определения:
- оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
- розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного предпринимательской деятельностью.
Предприятие оптовой торговли осуществляет куплю» продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывает услуги по организации оптового оборота товаров.
Необходимость оптового звена объясняется тем, что товары в большинстве случаев не могут из сферы производства поступать в розничную торговлю в связи с ее отдаленностью от поставщиков, путей сообщения, а также небольшим объемом оборота розничных торговых предприятий.
Схожее определение видов торговли дано в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. В данном законе указано, что оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности.
3.Оптовый и розничный товарооборот
Главной задачей оптовой торговли является организация рациональной системы товародвижения с целью сокращения его звеньев и применения прогрессивных методов продажи товаров. В соответствии с Приказом Росстата от 22 ноября 2017 года № 772 оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Одним из основных признаков операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара.
Данные об обороте оптовой торговли представляют как организации оптовой торговли, так и других видов деятельности, осуществляющие перепродажу юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям товаров, ранее приобретенных на стороне.
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.
По формам товародвижения различают складской и транзитный оборот оптовой торговли.
Складской оборот представляет собой продажу со складов товаров, как правило, сложного ассортимента, нуждающихся в предварительном комплектовании (кондитерские, швейные изделия и др.).
Транзитным оборотом называется продажа товаров, как правило, простого ассортимента оптовой организацией без завоза на свои склады. При транзитной реализации ускоряется продвижение товаров от производства до потребителя. Различают транзитный оборот оплаченный (с участием оптовой организации в расчетах) и неоплаченный (без участия ее в расчетах).
Основными задачами бухгалтерского учета оборота оптовой торговли являются:
- контроль за выполнением оборота для получения своевременной, полной и достоверной информации о продаже товаров;
- качественное оформление приходных и расходных документов;
- полнота и своевременность оприходования товарно-материальных ценностей;
- своевременное предъявление претензий поставщикам при выявлении недостачи, порчи и других отклонений от договорных условий;
- контроль за обоснованным списанием проданных то варов, их сохранностью и другие.
Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег) (приказ Росстата от 22 ноября 2017 г. №772).
В оборот розничной торговли также включаются:
- стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;
- полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);
- стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- стоимость товаров, проданных при помощи информационно-коммуникационной сети «Интернет», по времени вы писки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;
- стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;
- стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;
- полная стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам;
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (угля, газа в баллонах, древесного топлива и тому подобное);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (а вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.
Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и тому подобное с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др., также включается в оборот розничной торговли.
Не включаются в оборот розничной торговли:
- стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;
- стоимость объектов недвижимости,
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;
- стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и тому подобное) и индивидуальным предпринимателям.
Данные об обороте розничной торговли представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они. осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу.
4. Цели, задачи и принципы бухгалтерского учета товарных операций
Основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и формирование информации о таких важнейших показателях, характеризующих деятельность торговой организации, как выручка, расходы, связанные с продажей товаров, прибыль от продаж, состояние товарных запасов.
Для реализации поставленных целей бухгалтерский учет товарных операций решает следующие задачи:
- проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
- проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально-ответственными лицами, а также списания реализованных и отпущенных товаров;
- обеспечение контроля за соблюдением товарных запасов; - контроль за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление и отражение в учете ее результатов;
- своевременное и правильное выявление валового дохода. Основными принципами бухгалтерского учета това ров являются:
- организация учета по каждому материально-ответственному лицу (бригаде);
- выбор способа учета товаров, наиболее целесообразно. го в условиях работы конкретной организации;
- единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии;
- единство плановых и учетных показателей;
- периодическая проверка путем инвентаризации фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для обеспечения сохранности ценностей.
5. Понятие учетной цены товара
В торговле учетной ценой товара называют цену, по которой приобретенный для продажи (перепродажи) товар учитывается на складе и в бухгалтерии.
В качестве учетной цены могут использоваться:
1) покупная цена или цена приобретения;
2) продажная цена или розничная цена.
При формирования покупной цены товара следует руководствоваться требованиями ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 п.1), в соответствии с которым в учетную цену товаров следует включать:
- цену, предъявленную поставщиком,
- таможенные сборы и пошлины;
- невозмещаемые налоги.
Остальные расходы организация вправе учитывать в составе расходов на продажу.
Транспортные расходы по доставке товаров от поставщика включаются либо в стоимость товаров при их оприходовании, либо относятся к расходам на продажу на усмотрение торговой организации согласно ее учетной политике.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н, все проценты по заемным средствам, причитающиеся к уплате и связанные с приобретением товаров, учитываются в составе прочих расходов. Следовательно, включать их в стоимость товаров не следует.
Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) цене, которая определяется путем добавления к стоимости приобретения товаров торговой наценки.
Размер торговой наценки устанавливается организациями, как правило, самостоятельно. При формировании размера торговой наценки необходимо учитывать, что за ее счет следует покрыть расходы, связанные с продажей, расходы по уплате налога на добавленную стоимость и обеспечить получение прибыли.
Аналогичный порядок ценообразования применяется в организациях общественного питания.
Стоимость поступившего импортного товара, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу Центробанка РФ, установленного на дату перехода права собственности к импортеру на импортированные товары. Момент перехода права собственности устанавливается контрактом. В дальнейшем, после принятия товаров к учету, их стоимость пересчету не подлежит.
В себестоимость товара, полученного по импорту, включаются:
- цена товара по контракту;
- доставка до российской границы;
- таможенная пошлина;
- таможенные сборы за таможенное оформление;
- таможенные сборы за хранение товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; - плата таможенному органу за принятие предварительного решения.
6. Товарная номенклатура
Для контроля за сохранностью товаров, правильной организации их учета каждому товару присваивают номенклатурный номер.
Товарная номенклатура - это систематизированный перечень товаров с указанием цифровых кодов, закрепленных за соответствующими наименованиями товаров.
Номенклатурный номер состоит из двух частей:
- номера товарной группы с делением на товарные подруппы;
- порядкового номера товара данной группы или подгруппы. При компьютеризации количественно-суммового учета товаров номенклатурный номер должен иметь одинаковое количество знаков. При этом первые два знака являются номером товарной группы, третий знак - номером подгруппы, с четвертого знака следуют порядковые номера товаров при их регистрации в товарной книге.
Номенклатурные номера, присвоенные товарам при их поступлении, должны быть указаны в первичных документах по их движению, инвентаризационных описях. Присвоение номенклатурных номеров товарам способствует:
- наиболее точной организации учета товаров на складе;
- усилению контроля за ценами;
- предупреждению возможных злоупотреблений со стороны материально-ответственных лиц;
- повышению контрольных функций учета.
Сохранности товарно-материальных ценностей способствуют также периодически осуществляемые инвентаризации товаров и тары, своевременное и качественное проведение которых дает возможность проверить соответствие фактических остатков ценностей данным бухгалтерского учета, установить причины выявленных отклонений и принять соответствующие меры по их устранению.
7. Материальная ответственность работников торговли, общественного питания
Важную роль в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей играет правильная организация работы лиц, связанных с приемкой и отпуском товаров. На материально-ответственные должности недопустимо привлекать лиц, имевших судимости за корыстные преступления или уволенных из других организаций за допущенные недостачи, растраты, хищения.
Главный бухгалтер организации обязан проверять знания, умения и навыки правильной приемки, отпуска товаров, умения вести учет и контроль за сохранностью ценностей у лиц, принимаемых на должности, связанные с материальной ответственностью. С такими работниками администрация оптовой организации заключает договор о материальной ответственности.
Различают индивидуальную и бригадную формы материальной ответственности.
В оптовой торговле наибольшее распространение получила бригадная форма материальной ответственности, способствующая лучшему обеспечению сохранности товаров.
В состав бригады включаются заведующие складами, отделами, их заместители, приемщики, отборщики, упаковщики и другие работники, участвующие в приемке и отпуске товаров, за исключением грузчиков и рабочих. При такой форме материальной ответственности члены бригады имеют право давать отвод лицам, которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей, Преимуществом данной формы является совершенствование подбора материально ответственных лиц, контроль за их работой.
В договоре материальной ответственности определяются права, обязанности и ответственность членов бригады и администрации. Администрация обязуется обеспечить необходимые условия для работы, а бригада - обеспечить сохранность находящихся под отчетом материальных ценностей. Материальная ответственность работника предусматривает возмещение причиненного ущерба организации. Такая обязанность возникает только при одновременном наличии следующих условий:
- прямого действительного ущерба;
- противоправности поведения работника;
- причинной связи между действиями (бездействием) работника и ущербом;
- вины работника в причинении ущерба своими действиями (бездействием).
Работник может быть признан виновным в причинении ущерба при наличии умысла или неосторожности.
В случае умысла работник осознает, что его действия или бездействие противоправны и ведут к причинению ущерба и сознательно допускает его наступление.
Под неосторожностью работника понимается его недостаточная предусмотрительность, при которой он не предвидел своих действий (бездействия), хотя мог и должен был их предвидеть либо предвидел, но надеялся их предотвратить.
Полная материальная ответственность - это обязанность работника, виновного в причинении ущерба, возместить его в полном объеме.
По согласованию с администрацией работник может передать в счет возмещения ущерба равноценное имущество или, по возможности, исправить поврежденное.
При отказе добровольно возместить причиненный ущерб работника принудительно удерживают возмещение либо по решению суда, либо по распоряжению администрации организации.
Возмещение материального ущерба, как правило, производится по ценам, установленным для продажи соответствующих ценностей.
При выявлении недостачи или порчи при бригадной форме материальной ответственности по вине ее членов работники несут коллективную материальную ответственность и возмещают нанесенный материальный ущерб пропорционально их тарифным ставкам и фактически отработанному времени.
8. Учет выполнения договоров поставщиками и покупателями
Установление хозяйственных отношений торговых организаций и предприятий общественного питания с поставщиками ни покупателями производится на основе хозяйственных договоров или разовых заказов. Посредством договора регулируются отношения партнеров в процессе хозяйственной деятельности.
Договором признается соглашение двух или нескольких диц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
По договору поставки (ст. 506 ГК РФ), поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с нормами гражданского права договор считается заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Основными составляющими договора являются: пред мет договора (товар), условия и размер оплаты, условия поставки товара, сроки исполнения обязательств, срок действия договора.
Правила перехода права собственности предусматривают, что покупатель становится собственником в момент получения товара, вручения товаросопроводительных документов, на него покупателю, а также после сдачи товара транспортной организации для отправки покупателю или на почту для пересылки, если по договору продавец не обязан доставлять товар покупателю самостоятельно.
Момент перехода права собственности к покупателю определяет н момент перехода на него риска случайной гибели или порчи товара. С этого момента все расходы, связанные с уничтожением или порчей товара по причинам, не зависящим ни от продавца, ни от покупателя, несет только покупатель.
Для защиты интересов сторон в договоре необходимо предусмотреть меры по обеспечению выполнения взаимных обязательств - штрафные санкции (неустойки, штрафы) в твердой сумме или в процентах к денежной оценке обязательств. Оперативный учет выполнения заключенных договоров в торговой организации осуществляется в хронологическом порядке в специальном журнале регистрации договоров, где на каждый договор, как правило, открывается отдельная карточка и указываются основные условия договора. По мере поступления товарных групп производится отметка об их выполнении.
Учет выполнения договоров возможно осуществлять в специальных книгах, где на каждого поставщика и покупателя открывают отдельные страницы.
При автоматизированном учете выполнение договоров на поставку или реализацию товаров ведется не только по группам и подгруппам, но и в развернутом ассортименте.
Учет и контроль за выполнением договоров способствуют своевременному принятию необходимых мер воздействия к поставщику (покупателю) в случае не обеспечения исполнения обязательств.
Контрольные вопросы
1. Дать определения понятия «товар» в целях гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства.
2. Пояснить значение и охарактеризовать виды договоров в организациях оптовой и розничной торговли, а также из предприятиях общественного питания.
3. Привести определения понятий оптовая и розничная торговля. 4. Назвать основные документы, регламентирующие состав оборота оптовой торговли, оборота розничной торговли я оборота общественного питания.
5. Указать, что включается в состав оборота оптовой торговли, оборота розничной торговли и оборота общественного питания. 6. Сформулировать цель и задачи бухгалтерского учета товарных операций.
7. Охарактеризовать основные принципы бухгалтерского учета товаров в торговых организациях.
8. Дать определение понятия «учетная цена товара» и пояснить, каким нормативным документом регламентируется ее состав.
9. Пояснить особенности формирования учетной цены товара в организациях оптовой и розничной торговли, в общественном питании.
10. Охарактеризуйте порядок формирования учетной цены импортного товара.
11. Поясните значение товарной номенклатуры.
12. Назовите виды формы материальной ответственности в торговле и общественном питании.
13. Охарактеризуйте, как осуществляется учет выполнения договоров поставщиками и покупателями.
Источник литературы
Новосельцева С.Н. Особенности учета в торговле и общественном питании: учебное пособие/ С.Н. Новосельцева, Н.А. Качан. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 167 c.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.